Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1917–1930-е годы

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 823-824

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

1917–1930-е  го­ды

Окт. ре­во­лю­ция 1917 и Гражд. вой­на 1917–22 на­нес­ли цир­ко­во­му ис­кус­ст­ву Рос­сии ог­ром­ный ущерб. Цир­ки бы­ли ра­зо­ре­ны, ло­ша­ди ре­к­ви­зи­ро­ва­ны, ос­таль­ных жи­вот­ных не­чем бы­ло кор­мить, от­сут­ст­во­ва­ли ре­к­ви­зит, кос­тю­мы, ап­па­ра­ту­ра. Зда­ния цир­ков ну­ж­дались в вос­ста­нов­ле­нии. Ар­ти­сты ста­ли объ­е­ди­нять­ся в тру­до­вые кол­лекти­вы (кол­лар­ты), ра­бо­тав­шие на ­паях. В 1919 для ру­ко­во­дства цир­ка­ми при Те­ат­раль­ном от­де­ле Нар­ком­про­са РСФСР бы­ла об­ра­зо­ва­на Сек­ция цир­ка (ны­не Рос­сий­ская гос. цир­ко­вая ком­па­ния). В Сек­цию во­шли из­вест­ные дея­те­ли куль­ту­ры: по­эты В. В. Мая­ковский и Демь­ян Бед­ный, ре­жис­сёр Н. М. Фо­рег­гер, хо­рео­гра­фы А. А. Гор­ский, К. Я. Го­лей­зов­ский, ху­дож­ни­ки П. В. Куз­не­цов, Б. Р. Эрд­ман, пи­са­тель И. Г. Эрен­бург, скульп­тор С. Т. Ко­нён­ков и др., пы­тав­шие­ся ре­фор­ми­ро­вать цир­ко­вое де­ло. До­ку­мен­том, оп­ре­де­ляю­щим по­ли­ти­ку вла­сти в т. ч. и по отно­ше­нию к цир­ку, стал дек­рет Сов­нар­ко­ма РСФСР от 26.8.1919 «Об объ­е­ди­не­нии те­ат­раль­но­го де­ла», про­воз­гла­сив­ший на­цио­на­ли­за­цию цир­ков. В 1926 в Мо­ск­ве для под­го­тов­ки ар­ти­сти­че­ских кад­ров бы­ла соз­да­на Мас­тер­ская цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва [с 1961 Гос. уч-ще цир­ко­во­го и эс­т­рад­но­го ис­кус­ст­ва – ГУЦЭИ, с 1987 им. М. Н. Ру­мянце­ва (Ка­ран­да­ша)]; в 1928 от­крыт ле­нин­град­ский (ны­не с.-пе­терб.) Му­зей цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва, в 1930 ленингр. Эс­т­рад­но-цир­ко­вая экс­пе­ри­мен­таль­ная мас­тер­ская. Со­вет­ская власть, ви­дев­шая в цир­ке народ­ное зре­ли­ще, близ­кое и по­нят­ное мас­сам, стре­ми­лась пре­вра­тить его в идео­ло­ги­че­скую три­бу­ну. Поя­ви­лись но­ме­ра, де­мон­ст­ри­ро­вав­шие от­дель­ные ви­ды тру­до­вой дея­тель­но­сти (напр., тех­ни­че­ский ат­трак­ци­он «Лю­ди мор­ско­го дна», по­свя­щён­ный ра­бо­те во­до­ла­зов, 1935). На ма­неж вы­шли но­вые пер­со­на­жи – шах­тё­ры, по­жар­ни­ки, крас­но­ар­мей­цы, лёт­чи­ки, мон­тё­ры, вы­пол­няв­шие при этом обыч­ные цир­ко­вые трю­ки. Вме­сте с тем вни­ма­ние вла­сти и, как след­ст­вие, мощ­ная гос. под­держ­ка объ­ек­тив­но сыг­ра­ли по­зи­тив­ную роль: цирк за­нял по­чёт­ное ме­сто в ря­ду ис­кусств. Од­ной из са­мых зна­чи­тель­ных фи­гур со­вет­ско­го цир­ка стал В. Ж. Труц­ци – пер­вый ар­ти­сти­че­ский ди­рек­тор гос. цир­ков. Он сыг­рал важ­ную роль в ста­нов­ле­нии со­вет­ской цир­ко­вой ре­жис­су­ры, ра­бо­тал над воз­ро­ж­де­ни­ем клас­си­че­ских форм кон­но­го цир­ка. Выс­шей фор­мой цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва Труц­ци счи­тал пан­то­ми­му и зна­чи­тель­но по­мог её воз­ро­ж­де­нию; вос­пи­тал мно­же­ст­во уче­ни­ков. По­ис­ки совр. со­дер­жа­ния ха­рак­тер­ны и для твор­че­ст­ва кло­уна-са­ти­ри­ка Ла­за­рен­ко, соз­дав­ше­го жанр по­ли­ти­че­ской кло­уна­ды.

В 1930-х гг. ря­ды цир­ко­вых ар­ти­стов попол­ни­лись спорт­сме­на­ми, что вы­зва­ло но­вое твор­че­ское дви­же­ние, от­ли­чавшее­ся стрем­ле­ни­ем к ре­корд­ным трю­кам, ко­то­рые бы­ли со­звуч­ны сти­ли­сти­ке вре­ме­ни и об­ре­та­ли зна­че­ние эс­те­ти­че­ско­го идеа­ла. Ха­рак­тер­ной тен­ден­ци­ей в цир­ко­вом ис­кус­ст­ве тех лет бы­ло соз­да­ние на­цио­наль­но-эт­но­гра­фи­че­ских но­ме­ров: «Джи­ги­ты Али-Бек» А. Т. Кан­те­ми­ро­ва (1924), кон­ная пан­то­ми­ма «В го­рах Кав­ка­за» М. Н. Ту­гано­ва (1928), «Ак­ро­ба­ты на верб­лю­дах» Ка­дыр-Гу­ля­ма (В. К. Яну­шев­ско­го) (1929), «Гротеск на­ ло­ша­ди» Л. М. Ход­жае­вой (1934), да­ге­стан­ские ка­на­то­ход­цы «Цов­кра» Р. Аба­ка­ро­ва (1935), «Дор­во­зы» Т. И. Таш­кен­бае­ва (1938). В кло­уна­де на­чал­ся пе­ре­ход от буф­фо­на­ды к бы­то­вым об­раз­ам. Ме­ня­лось ка­че­ст­во ко­миз­ма – зри­те­ли всё ча­ще смея­лись не над кло­уна­ми, а вме­сте с ни­ми. В жан­ре гим­на­сти­ки воз­душ­ные гим­на­сты-но­ва­то­ры В. М. и М. Н. Вол­ги­ны соз­да­ли уни­каль­ный но­мер на вра­щаю­щем­ся под ку­по­лом цир­ка ап­па­ра­те. Твор­че­ские по­ис­ки шли и в ил­лю­зи­он­ном жан­ре, где боль­ших ус­пе­хов дос­тиг Э. Т. Кио. В ис­кус­ст­ве дрес­си­ров­ки жи­вот­ных вы­дви­ну­лись вну­ки зна­ме­ни­тых дрес­си­ров­щи­ков В. Г. и Ю. В. Ду­ро­вы.

В 1938 со­стоя­лась про­из­вод­ст­вен­ная кон­фе­рен­ция, при­знав­шая сис­те­му кон­вей­е­ра цир­ко­вых но­ме­ров ус­та­рев­шей фор­мой ор­га­ни­за­ции тру­да и про­воз­гла­сив­шая про­грам­му пе­ре­хо­да к соз­данию твор­че­ских кол­лек­ти­вов. Ре­ше­ние кон­фе­рен­ции бы­ло под­дер­жа­но газ. «Прав­да», опуб­ли­ко­вав­шей ре­дак­ци­он­ную ста­тью «О цир­ке». Воз­ник­ло дви­же­ние за соз­да­ние по­сто­ян­ных ар­ти­сти­че­ских трупп, объ­е­ди­нён­ных общ­но­стью ху­дож. уст­рем­ле­ний и дей­ст­во­вав­ших под ру­ко­во­дством еди­но­го ре­жис­сё­ра (напр., те­ма­ти­че­ское пред­став­ление «Те­п­ло­ход "Ве­сё­лый"», 1939, реж. В. Е. Эй­жен). Од­на­ко ос­та­лось не­ма­ло при­вер­жен­цев сис­те­мы кон­вей­е­ра, спо­ры про­дол­жа­ют­ся и по сей день.

К кон. 1930-х гг. прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лись га­ст­ро­ли в СССР за­ру­беж­ных ар­ти­стов, ра­нее до­ми­ни­ро­вав­ших в цир­ко­вых про­грам­мах. По­на­ча­лу это при­ве­ло к сни­же­нию ка­че­ст­ва пред­ставле­ний, но в то же вре­мя по­слу­жи­ло сти­му­лом к даль­ней­ше­му раз­ви­тию отеч. цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва, дос­тиг­ше­го в ре­зуль­та­те зна­чи­тель­ных ус­пе­хов во всех жан­рах. Поя­ви­лись но­вые ат­трак­цио­ны: «Дрес­си­ро­ван­ные ле­о­пар­ды» А. Н. Алек­сан­д­ро­ва-Фе­до­то­ва, «Му­зы­каль­ный ат­трак­ци­он» Л. К. Тан­ти (оба 1939), «Круг сме­ло­сти» И. Н. Буг­ри­мо­вой и А. Н. Бус­лае­ва, «Во льдах Арк­ти­ки» Б. А. Эде­ра (оба 1940) и др.

Вернуться к началу