2- я половина 19 века – начало 20 века
Формирование национального циркового искусства было во многом связано с деятельностью иностранных антрепренёров – немца К. Гинне, итальянца Г. Чинизелли, австрийца А. Саламонского, оказавших значительное влияние на развитие циркового дела в России. Благодаря им за несколько лет в С.-Петербурге и Москве появились новые цирковые здания и труппы европейского уровня. Ведущими зрелищными предприятиями страны стали цирки Чинизелли в обеих столицах (построенное в 1877 в С.-Петербурге по проекту арх. В. А. Кенеля здание действует и поныне). Наряду с иностранцами на арену всё чаще выходили и рус. артисты. Серьёзную конкуренцию Чинизелли с нач. 1880-х гг. составил обосновавшийся в Москве Саламонский. В 1880 он построил на Цветном бульваре каменное цирковое здание (арх. А. Е. Вебер; ныне на этом месте находится Цирк Никулина). Представления его труппы пользовались большой популярностью.
Гастролировавшие по рос. городам иностранные цирковые труппы нуждались в пополнении новыми артистическими силами. Ангажировать артистов из-за границы в города Сибири или Урала было расточительно, выгоднее оказалось набрать подростков из местных жителей и обучать их артистическому ремеслу. Так в иностранных труппах стали появляться рус. артисты, которые учились мастерству у европейских: копировали трюки, реквизит, костюмы. Основателями русского национального цирка стали дети крепостного крестьянина А. Никитина, работавшего по оброку шарманщиком. Братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины с детских лет овладели цирковым ремеслом и вместе с отцом выступали как уличные акробаты. Никитиным первым удалось в многолетней жестокой конкурентной борьбе оттеснить иностранных предпринимателей. В 1873 братья купили у чешского антрепренёра Э. Беранека лошадей, реквизит, костюмы, шапито и открыли в Пензе «Русский цирк братьев Никитиных». Они уловили витающие в обществе патриотические настроения и во всём подчёркивали национальную основу своего цирка. Это выражалось в названии, в параде, где труппа выходила на арену в богатых боярских костюмах, и в создании номеров на национальном этнографическом материале. Братья оказывали огромную поддержку рус. артистам: в их цирке расцвёл талант акробатов Сосиных, клоунов Лавровых, наездников П. И. Орлова, Т. С. Есауловой и др. В 1883 цирк Никитиных участвовал в проходившем на Ходынском поле представлении в честь коронации имп. Александра III. Никитины построили св. 10 стационарных цирков в провинциальных городах. На рубеже 19–20 вв. на территории России существовало ок. 100 цирковых трупп. В 1897 в Париже гастроли первого рус. дрессировщика П. С. Крутикова вызвали сенсацию. Немецкий историк цирка С. Салтарино назвал Крутикова «гениальным русским дрессировщиком». Россия стала родиной нового вида наездничества – джигитовки, получившей распространение у народов Кавказа и рус. казачества. Славился рус. цирк и своими клоунами: муз. клоуны Бим-Бом, клоуны-дрессировщики А. Л. и В. Л. Дуровы, буффонадный клоун С. С. Альперов, клоун-сатирик и акробат В. Е. Лазаренко.