Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

2-я половина 19 века – начало 20 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 822-823

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

2- я половина 19 века – начало 20 века

Фор­ми­ро­ва­ние на­цио­наль­но­го цир­ко­во­го ис­кус­ст­ва бы­ло во мно­гом свя­за­но с дея­тель­но­стью ино­стран­ных ан­тре­пренё­ров – нем­ца К. Гин­не, италь­ян­ца Г. Чи­ни­зел­ли, ав­ст­рий­ца А. Са­ла­мон­ско­го, ока­зав­ших зна­чи­тель­ное влия­ние на раз­ви­тие цир­ко­во­го де­ла в Рос­сии. Бла­го­да­ря им за не­сколь­ко лет в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве поя­ви­лись но­вые цир­ко­вые зда­ния и труп­пы ев­ро­пей­ского уров­ня. Ве­ду­щи­ми зре­лищ­ны­ми пред­при­ятия­ми стра­ны ста­ли цир­ки Чи­ни­зел­ли в обе­их сто­ли­цах (по­стро­ен­ное в 1877 в С.-Пе­тер­бур­ге по про­ек­ту арх. В. А. Ке­не­ля зда­ние дей­ст­ву­ет и по­ны­не). На­ря­ду с ино­стран­ца­ми на аре­ну всё ча­ще вы­хо­ди­ли и рус. ар­ти­сты. Серь­ёз­ную кон­ку­рен­цию Чи­ни­зел­ли с нач. 1880-х гг. со­ста­вил обос­но­вав­ший­ся в Мо­ск­ве Са­ла­мон­ский. В 1880 он по­стро­ил на Цвет­ном буль­ва­ре ка­мен­ное цир­ко­вое зда­ние (арх. А. Е. Ве­бер; ны­не на этом мес­те на­хо­дит­ся Цирк Нику­ли­на). Пред­став­ле­ния его труп­пы поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью.

Дуэт клоунов – Ю.В. Никулин и М.И. Шуйдин (слева).

Га­ст­ро­ли­ро­вав­шие по рос. го­ро­дам ино­стран­ные цир­ко­вые труп­пы ну­ж­да­лись в по­пол­не­нии но­вы­ми ар­ти­сти­че­ски­ми си­ла­ми. Ан­га­жи­ро­вать ар­ти­стов из-за гра­ни­цы в го­ро­да Си­би­ри или Ура­ла бы­ло рас­то­чи­тель­но, вы­год­нее ока­за­лось на­брать под­ро­ст­ков из ме­ст­ных жи­те­лей и обу­чать их ар­ти­сти­ческо­му ре­мес­лу. Так в ино­стран­ных труп­пах ста­ли по­яв­лять­ся рус. ар­ти­сты, ко­то­рые учи­лись мас­тер­ст­ву у ев­ро­пей­ских: ко­пи­ро­ва­ли трю­ки, ре­к­ви­зит, кос­тю­мы. Ос­но­ва­те­ля­ми русского на­цио­наль­но­го цир­ка ста­ли де­ти кре­по­ст­но­го кре­сть­я­ни­на А. Ни­ки­ти­на, ра­бо­тав­ше­го по об­ро­ку шар­ман­щи­ком. Бра­тья Дмит­рий, Аким и Пётр Ни­ки­ти­ны с дет­ских лет ов­ла­де­ли цир­ко­вым ре­мес­лом и вме­сте с от­цом вы­сту­па­ли как улич­ные ак­ро­ба­ты. Ни­ки­ти­ным пер­вым уда­лось в мно­го­лет­ней жес­то­кой кон­курент­ной борь­бе от­тес­нить ино­стран­ных пред­при­ни­ма­те­лей. В 1873 бра­тья ку­пи­ли у чеш­ско­го ан­тре­пре­нё­ра Э. Бе­ра­не­ка ло­ша­дей, ре­к­ви­зит, кос­тю­мы, ша­пи­то и от­кры­ли в Пен­зе «Рус­ский цирк брать­ев Ни­ки­ти­ных». Они уло­ви­ли ви­таю­щие в об­ще­ст­ве пат­рио­ти­че­ские на­строе­ния и во всём под­чёр­ки­ва­ли на­цио­наль­ную ос­но­ву сво­его цир­ка. Это вы­ра­жа­лось в на­зва­нии, в па­ра­де, где труп­па вы­хо­ди­ла на аре­ну в бо­га­тых бо­яр­ских кос­тю­мах, и в соз­да­нии но­ме­ров на на­цио­наль­ном эт­но­гра­фи­че­ском ма­те­риа­ле. Бра­тья ока­зы­ва­ли ог­ром­ную под­держ­ку рус. ар­ти­стам: в их цир­ке рас­цвёл та­лант ак­ро­ба­тов Со­синых, кло­унов Лав­ро­вых, на­езд­ни­ков П. И. Ор­ло­ва, Т. С. Есау­ло­вой и др. В 1883 цирк Ни­ки­ти­ных уча­ст­во­вал в про­хо­див­шем на Хо­дын­ском по­ле пред­став­ле­нии в честь ко­ро­на­ции имп. Алек­сан­д­ра III. Ни­ки­ти­ны по­строи­ли св. 10 ста­цио­нар­ных цир­ков в про­вин­ци­аль­ных го­ро­дах. На ру­бе­же 19–20 вв. на тер­ри­то­рии Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло ок. 100 цир­ко­вых трупп. В 1897 в Па­ри­же га­ст­ро­ли пер­во­го рус. дрес­си­ров­щи­ка П. С. Кру­ти­ко­ва вы­зва­ли сен­са­цию. Не­мец­кий ис­то­рик цир­ка С. Сал­та­ри­но на­звал Кру­ти­ко­ва «ге­ни­аль­ным рус­ским дрес­си­ров­щи­ком». Рос­сия ста­ла ро­ди­ной но­во­го ви­да на­езд­ни­че­ст­ва – джи­ги­тов­ки, по­лу­чив­шей рас­про­стра­не­ние у на­ро­дов Кав­ка­за и рус. ка­за­че­ст­ва. Сла­вил­ся рус. цирк и свои­ми кло­уна­ми: муз. кло­уны Бим-Бом, кло­уны-дрес­си­ров­щи­ки А. Л. и В. Л. Ду­ровы, буф­фо­над­ный кло­ун С. С. Аль­перов, кло­ун-са­ти­рик и ак­ро­бат В. Е. Ла­за­рен­ко.

Вернуться к началу