Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1-я половина 19 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 822

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин

1- я половина 19 века

В 1824 в С.-Пе­тер­бург при­бы­ла фран­цуз­ская труп­па Ж. Тур­ние­ра. Ар­ти­сты не толь­ко воль­ти­жи­ро­ва­ли, пры­га­ли и ба­лан­си­ро­ва­ли на ска­чу­щих ло­ша­дях, но и вы­сту­па­ли в кон­ных пан­томи­мах на ры­цар­ские сю­же­ты. По ини­циа­ти­ве Тур­ние­ра в 1827 на на­бе­реж­ной Фон­тан­ки, у Си­ме­о­нов­ско­го мос­та, был по­стро­ен цирк (арх. С. Л. Шус­тов), в под­ра­жа­ние па­риж­ско­му назван­ный «Олим­пи­че­ским цир­ком». Че­рез год зда­ние пе­ре­шло в ве­де­ние Ди­рек­ции им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров, бы­ло пе­ре­строе­но (по­лу­чи­ло назв. «Но­вый те­атр»), при не­об­хо­ди­мо­сти его пар­тер транс­фор­ми­ро­вал­ся в ма­неж. В 1845 для труп­пы италь­ян­ца А. Гвер­ры по­строи­ли де­ре­вян­ное зда­ние (арх. И. Тог­на­лот­ти) на пло­ща­ди Боль­шо­го те­ат­ра. Цирк Гвер­ры, на­зван­ный «Олим­пий­ским цир­ком», стал мод­ным зре­ли­щем, т. к. впер­вые зри­те­ли бы­ли до­пу­ще­ны за ку­ли­сы. С 1846 кон­ку­рен­цию Гвер­ре со­ста­ви­ла труп­па фран­цу­за Ж. Ле­жа­ра, обос­но­вав­шая­ся в де­ре­вян­ном зда­нии на пло­ща­ди Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра. Их со­пер­ни­че­ст­во вы­зы­ва­ло боль­шой об­ще­ст­вен­ный ре­зо­нанс. В 1849 по рас­по­ря­же­нию Ди­рек­ции им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров на пло­ща­ди Боль­шо­го те­ат­ра по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра А. К. Ка­во­са бы­ло по­строе­но ка­мен­ное зда­ние им­пе­ра­тор­ско­го те­ат­ра-цир­ка. Труп­пу воз­гла­вил фран­цуз­ский дрес­си­ров­щик, ре­жис­сёр, пе­да­гог, ком­по­зи­тор П. Кю­зан, по­ста­вив­ший в 1850 ис­то­ри­че­скую пан­то­ми­му «Бло­ка­да Ах­ты», ко­то­рая обыг­ры­ва­ла эпи­зод из кав­каз­ской кам­па­нии. Пан­то­ми­ма име­ла гран­ди­оз­ный ус­пех. В 1847 по ука­зу имп. Ни­ко­лая I при Им­пе­ра­тор­ском те­ат­раль­ном уч-ще был соз­дан цир­ко­вой класс. В 1850 Кю­зан по­ки­нул Рос­сию, и за­ня­тия в цир­ко­вом клас­се пре­кра­ти­лись. Со вре­ме­нем ка­зён­ный цирк стал убы­точ­ным, и в 1854 зда­ние пе­ре­строи­ли для те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. В том же го­ду от­став­ной пол­ков­ник В. Н. Но­во­силь­цев пе­ре­вёз цир­ко­вую труп­пу в Мо­ск­ву. На­ря­ду с этим в сто­ли­це и в про­вин­ции цир­ко­вые пред­став­ле­ния да­ва­ли и кре­по­ст­ные труп­пы (С. С. Ап­рак­си­на и др.).

Вернуться к началу