1- я половина 19 века
В 1824 в С.-Петербург прибыла французская труппа Ж. Турниера. Артисты не только вольтижировали, прыгали и балансировали на скачущих лошадях, но и выступали в конных пантомимах на рыцарские сюжеты. По инициативе Турниера в 1827 на набережной Фонтанки, у Симеоновского моста, был построен цирк (арх. С. Л. Шустов), в подражание парижскому названный «Олимпическим цирком». Через год здание перешло в ведение Дирекции императорских театров, было перестроено (получило назв. «Новый театр»), при необходимости его партер трансформировался в манеж. В 1845 для труппы итальянца А. Гверры построили деревянное здание (арх. И. Тогналотти) на площади Большого театра. Цирк Гверры, названный «Олимпийским цирком», стал модным зрелищем, т. к. впервые зрители были допущены за кулисы. С 1846 конкуренцию Гверре составила труппа француза Ж. Лежара, обосновавшаяся в деревянном здании на площади Александринского театра. Их соперничество вызывало большой общественный резонанс. В 1849 по распоряжению Дирекции императорских театров на площади Большого театра по проекту архитектора А. К. Кавоса было построено каменное здание императорского театра-цирка. Труппу возглавил французский дрессировщик, режиссёр, педагог, композитор П. Кюзан, поставивший в 1850 историческую пантомиму «Блокада Ахты», которая обыгрывала эпизод из кавказской кампании. Пантомима имела грандиозный успех. В 1847 по указу имп. Николая I при Императорском театральном уч-ще был создан цирковой класс. В 1850 Кюзан покинул Россию, и занятия в цирковом классе прекратились. Со временем казённый цирк стал убыточным, и в 1854 здание перестроили для театральных постановок. В том же году отставной полковник В. Н. Новосильцев перевёз цирковую труппу в Москву. Наряду с этим в столице и в провинции цирковые представления давали и крепостные труппы (С. С. Апраксина и др.).