Ранние формы циркового искусства в России
В России зачатки циркового искусства существовали с древних времён. Во время праздничных гуляний на площадях, в балаганах и зверинцах выступали скоморохи. В 1613 при дворе царя Михаила Фёдоровича для их представлений впервые была специально оборудована Потешная палата. Однако в стране отсутствовали социальные и экономические предпосылки для возникновения профессионального цирка – не было ни рыцарских турниров, ни конных зрелищ, положивших начало цирковому искусству на его родине, в Англии. Впервые берейтерское искусство в России продемонстрировал в 1764 англичанин Дж.Бейтс (в рус. прессе упоминался как Я.Батес). В дальнейшем в представлениях стали принимать участие акробаты, жонглёры, силачи, фокусники, канатоходцы и др. ярмарочные артисты. Иноземные зрелища вызывали искреннее любопытство во всех слоях рос. общества. Даже церковь, боровшаяся с «бесовским» промыслом рус. скоморохов, с терпимостью относилась к приезжим артистам.