Конец 1950-х – 1-я половина 1970-х годов
Перелом наступил в кон. 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаций вступили Ю. Н. Григорович («Каменный цветок» С. С. Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961) и И. Д. Бельский («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961), чьи постановки на сцене Кировского театра произвели худож. переворот в отечественной хореографии. Выступая против устаревшей эстетики драмбалета, каждый из них по-своему стремился дать новую жизнь танцу как основе балетного искусства. Вступив в союз с музыкой, танец подчинил себе драматургию, возвратив в хореографию понятия метафоричности, обобщённости, образности.
В те же годы вернулись к творчеству и создали ряд новых постановок Ф. В. Лопухов и К. Я. Голейзовский; возродились забытые ранее жанры – одноактного балета, балета-плаката, сатирического балета, балетной симфонии, хореографической миниатюры, расширилась тематика балетного спектакля, обогатилась лексика. В процессе обновления значительная роль принадлежала Л. В. Якобсону, искавшему новые средства худож. выразительности («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры» на сборную музыку, 1958). На балетные сцены вышло молодое поколение исполнителей, в первые годы своего творчества ставшее союзником хореографов новой волны: М. Н. Барышников, Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, Ю. К. Владимиров, Н. А. Долгушин, И. А. Колпакова, Г. Т. Комлева, М. В. Кондратьева, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа, Н. Р. Макарова, Е. С. Максимова, Р. Х. Нуреев, А. Е. Осипенко, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьёв, Н. И. Сорокина, Н. В. Тимофеева.
Во 2-й пол. 1960-х гг. балет Большого театра переживал «золотой век». В 1964 балетную труппу возглавил Григорович, вершинами творчества которого стали балеты «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966) и «Спартак» Хачатуряна (1968).
В 1966 в Москве И. А. Моисеев организовал Молодой балет (с 1971 Классический балет) – первый в СССР хореографический концертный ансамбль, существовавший как самостоятельная творческая единица (без оперной труппы). Афиша нового коллектива не дублировала традиционную. В первую программу входили концертные номера, специально сочинённые Голейзовским, А. М. Мессерером, Моисеевым, О. М. Виноградовым. В 1969 в Ленинграде свой авторский театр-ансамбль «Хореографические миниатюры» организовал Якобсон. 1960–70-е гг. стали не только временем создания экспериментальных трупп, но и эпохой формирования целой плеяды балетмейстеров, определивших пути развития отечественного балетного искусства вплоть до кон. 20 в. (Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Виноградов, Г. Д. Алексидзе, Н. Н. Боярчиков, И. А. Чернышёв, Б. Я. Эйфман, Г. А. Майоров, Д. А. Брянцев, Л. С. Лебедев). Они искали вдохновения в новой музыке и привлекли в балетный театр целое поколение отеч. композиторов – А. В. Чайковского, М. М. Кажлаева, Н. Н. Каретникова, К. С. Хачатуряна, А. Б. Журбина, М. Б. Броннера и др. По-прежнему очень высоко ценилось в мире рус. исполнительское искусство. Гастроли за рубежом становились событием, вызывая в памяти старожилов воспоминания о триумфах антрепризы Дягилева.