Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Конец 1950-х – 1-я половина 1970-х годов

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 812

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Конец 1950-х – 1-я половина 1970-х годов

Сцена из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Хореограф Ю.Н. Григорович. Е.С. Максимова – Маша, В.В. Васильев – Принц.Большой театр.

Пе­ре­лом на­сту­пил в кон. 1950-х гг., ко­гда вы­дви­ну­лось но­вое по­ко­ле­ние хо­рео­гра­фов. Пер­вы­ми на путь но­ва­ций всту­пи­ли Ю. Н. Гри­го­ро­вич («Ка­мен­ный цве­ток» С. С. Про­кофь­е­ва, 1957; «Ле­ген­да о люб­ви» А. Д. Ме­ли­ко­ва, 1961) и И. Д. Бель­ский («Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва, 1959; «Ле­нин­град­ская сим­фо­ния» на му­зы­ку Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, 1961), чьи по­ста­нов­ки на сце­не Ки­ров­ско­го те­ат­ра про­из­ве­ли ху­дож. пе­ре­во­рот в оте­че­ст­вен­ной хо­рео­гра­фии. Вы­сту­пая про­тив ус­та­рев­шей эс­те­ти­ки драм­ба­ле­та, ка­ж­дый из них по-сво­ему стре­мил­ся дать но­вую жизнь тан­цу как ос­но­ве ба­лет­но­го ис­кус­ст­ва. Всту­пив в со­юз с му­зы­кой, та­нец под­чи­нил се­бе дра­ма­тур­гию, воз­вра­тив в хо­рео­гра­фию по­ня­тия ме­та­фо­рич­но­сти, обоб­щён­но­сти, об­раз­но­сти.

В те же го­ды вер­ну­лись к твор­че­ст­ву и соз­да­ли ряд но­вых по­ста­но­вок Ф. В. Ло­пу­хов и К. Я. Го­лей­зов­ский; воз­ро­ди­лись за­бы­тые ра­нее жан­ры – од­но­акт­но­го ба­ле­та, ба­ле­та-пла­ка­та, са­ти­ри­че­ско­го ба­ле­та, ба­лет­ной сим­фо­нии, хо­рео­гра­фи­че­ской ми­ниа­тю­ры, рас­ши­ри­лась те­ма­ти­ка ба­лет­но­го спек­так­ля, обо­га­ти­лась лек­си­ка. В про­цес­се об­нов­ле­ния зна­чи­тель­ная роль при­над­ле­жа­ла Л. В. Якоб­со­ну, ис­кав­ше­му но­вые сред­ст­ва ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти («Шу­ра­ле» Ф. З. Ярул­ли­на, 1950; «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на, 1956; «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры» на сбор­ную му­зы­ку, 1958). На ба­лет­ные сце­ны вы­шло мо­ло­дое по­ко­ле­ние ис­пол­ни­те­лей, в пер­вые го­ды сво­его твор­че­ст­ва став­шее со­юз­ни­ком хо­рео­гра­фов но­вой вол­ны: М. Н. Ба­рыш­ни­ков, Н. И. Бес­смерт­но­ва, В. В. Ва­силь­ев, Ю. К. Вла­ди­ми­ров, Н. А. Дол­гу­шин, И. А. Кол­па­ко­ва, Г. Т. Ком­ле­ва, М. В. Кон­д­рать­е­ва, М. Л. Лав­ров­ский, М. Э. Лие­па, Н. Р. Ма­ка­ро­ва, Е. С. Мак­си­мо­ва, Р. Х. Ну­ре­ев, А. Е. Оси­пен­ко, А. И. Си­зо­ва, Ю. В. Со­ловь­ёв, Н. И. Со­ро­ки­на, Н. В. Ти­мо­фее­ва.

Во 2-й пол. 1960-х гг. ба­лет Боль­шо­го те­ат­ра пе­ре­жи­вал «зо­ло­той век». В 1964 ба­лет­ную труп­пу воз­гла­вил Гри­горо­вич, вер­ши­на­ми твор­че­ст­ва ко­то­рого ста­ли ба­ле­ты «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ского (1966) и «Спар­так» Ха­ча­ту­ря­на (1968).

В 1966 в Мо­ск­ве И. А. Мои­се­ев ор­га­ни­зо­вал Мо­ло­дой ба­лет (с 1971 Клас­сиче­ский ба­лет) – пер­вый в СССР хо­рео­гра­фи­че­ский кон­церт­ный ан­самбль, су­ще­ст­во­вав­ший как са­мо­стоя­тель­ная твор­че­ская еди­ни­ца (без опер­ной труп­пы). Афи­ша но­во­го кол­лек­ти­ва не дубли­ро­ва­ла тра­ди­ци­он­ную. В пер­вую про­грам­му вхо­ди­ли кон­церт­ные но­ме­ра, спе­ци­аль­но со­чи­нён­ные Го­лей­зов­ским, А. М. Мес­се­ре­ром, Мои­сее­вым, О. М. Ви­но­гра­до­вым. В 1969 в Ле­нин­гра­де свой ав­тор­ский те­атр-ан­самбль «Хо­рео­гра­фи­че­ские ми­ниа­тю­ры» ор­га­ни­зо­вал Якоб­сон. 1960–70-е гг. ста­ли не толь­ко вре­ме­нем соз­да­ния экс­пе­ри­мен­таль­ных трупп, но и эпо­хой фор­миро­ва­ния це­лой плея­ды ба­лет­мей­сте­ров, оп­ре­де­лив­ших пу­ти раз­ви­тия оте­че­ст­вен­но­го ба­лет­но­го ис­кус­ст­ва вплоть до кон. 20 в. (Н. Д. Ка­сат­ки­на и В. Ю. Ва­си­лёв, Ви­но­гра­дов, Г. Д. Алек­сид­зе, Н. Н. Бо­яр­чи­ков, И. А. Чер­ны­шёв, Б. Я. Эйф­ман, Г. А. Май­о­ров, Д. А. Брян­цев, Л. С. Ле­бе­дев). Они ис­ка­ли вдох­но­ве­ния в но­вой му­зы­ке и при­влек­ли в балет­ный те­атр це­лое по­ко­ле­ние отеч. ком­по­зи­то­ров – А. В. Чай­ков­ско­го, М. М. Каж­лае­ва, Н. Н. Ка­рет­ни­ко­ва, К. С. Ха­ча­ту­ря­на, А. Б. Жур­би­на, М. Б. Брон­не­ра и др. По-преж­не­му очень вы­со­ко це­ни­лось в ми­ре рус. ис­пол­ни­тель­ское ис­кус­ст­во. Га­ст­ро­ли за ру­бе­жом ста­но­ви­лись со­бы­тием, вы­зы­вая в па­мя­ти ста­ро­жи­лов вос­по­ми­на­ния о три­ум­фах ан­тре­при­зы Дя­ги­ле­ва.

Вернуться к началу