Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

1917–1920-е годы

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 811

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




1917–1920-е годы

В Сов. Рос­сии по­сле 1917, не­смот­ря на эмиг­ра­цию ря­да вы­даю­щих­ся ар­ти­стов и ог­ром­ные труд­но­сти, пе­ре­жи­вае­мые в го­ды Гра­ж­дан­ской вой­ны (1917– 1922), ос­нов­ные ба­лет­ные труп­пы со­хра­ни­ли ре­пер­ту­ар, а ба­лет­ные шко­лы про­дол­жа­ли функ­цио­ни­ро­вать, го­то­вя но­вое по­ко­ле­ние ис­пол­ни­те­лей. Ря­дом с Е. В. Гель­цер, В. В. Кри­гер, Е. П. Гердт, Е. М. Лю­ком на сце­ну ­вы­шла мо­ло­дёжь. В 1920-х гг. на­ча­ла скла­ды­вать­ся пе­да­го­ги­че­ская сис­те­ма А. Я. Ва­га­но­вой, дав­шая но­вое раз­ви­тие ис­пол­ни­тель­ским прин­ци­пам клас­си­че­ско­го тан­ца.

1920-е гг. в Рос­сии – вре­мя по­ис­ков и экс­пе­ри­мен­тов во всех об­лас­тях ис­кус­ст­ва. Зая­ви­ло о се­бе и но­вое по­ко­ление хо­рео­гра­фов. В Пет­ро­гра­де (Ле­нин­гра­де) Ф. В. Ло­пу­хов по­ста­вил пер­вую тан­це­валь­ную сим­фо­нию «Ве­ли­чие ми­ро­зда­ния» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на (1923), ал­ле­го­ри­че­ский ре­во­лю­ци­он­ный ба­лет «Крас­ный вихрь» («Боль­ше­ви­ки») В. М. Де­ше­во­ва (1924), ба­ле­ты И. Ф. Стра­вин­ско­го «Пуль­чи­нел­ла» (1926) и «Бай­ка про Ли­су, Пе­ту­ха, ­Кота да Ба­ра­на» (1927) и др. Ин­тен­сив­ные по­ис­ки но­вых форм шли и за пре­де­ла­ми ака­де­ми­че­ских те­ат­ров. На­чи­нал свои экс­пе­ри­мен­ты К. Я. Го­лей­зов­ский, соз­дав­ший Моск. Ка­мер­ный ба­лет, где осу­ще­ст­вил ряд но­ва­тор­ских по­ста­но­вок («Фавн» на му­зы­ку К. Де­бюс­си, 1922, и др.), а в 1925 по­ста­вивший в Боль­шом те­ат­ре ба­лет «Иосиф Пре­крас­ный» С. Н. Ва­си­лен­ко. В эти го­ды по­лу­чи­ли раз­ви­тие разл. на­прав­ле­ния тан­це­валь­но­го ис­кус­ст­ва. В Мо­ск­ве от­кры­лись сту­дии А. Дун­кан, Л. И. Лу­ки­на, Н. С. Гре­ми­ной и Н. Н. Рах­ма­но­ва, В. В. Майя, И. С. Чер­нец­кой, Л. Н. Алек­сее­вой, мас­тер­ская Н. М. Фо­рег­ге­ра; в Пет­ро­гра­де – Мо­ло­дой ба­лет Г. М. Ба­лан­чи­вад­зе, сту­дия «Геп­та­хор» и др.

К кон. 1920-х гг. аван­гард во всём рус. ис­кус­ст­ве, в т. ч. и хо­рео­гра­фи­че­ском, стал вос­при­ни­мать­ся вла­стя­ми как не­же­ла­тель­ное свое­во­лие, от­ход от тра­ди­ций. Мно­гие сту­дии бы­ли за­кры­ты, на пер­вый план сно­ва вы­шла тра­ди­ци­он­ная для 19 в. фор­ма мно­го­акт­но­го сю­жет­но­го ба­ле­та. Её пы­та­лись, од­на­ко, со­че­тать с но­вым, да­же ак­ту­аль­ным со­дер­жа­ни­ем, как и про­изош­ло в наи­более по­пу­ляр­ном и по­лу­чив­шем одоб­ре­ние вла­стей ба­ле­те «Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра, по­став­лен­ном в 1927 в Боль­шом те­ат­ре В. Д. Ти­хо­ми­ро­вым и Л. А. Ла­щи­ли­ным.

Вернуться к началу