1917–1920-е годы
В Сов. России после 1917, несмотря на эмиграцию ряда выдающихся артистов и огромные трудности, переживаемые в годы Гражданской войны (1917– 1922), основные балетные труппы сохранили репертуар, а балетные школы продолжали функционировать, готовя новое поколение исполнителей. Рядом с Е. В. Гельцер, В. В. Кригер, Е. П. Гердт, Е. М. Люком на сцену вышла молодёжь. В 1920-х гг. начала складываться педагогическая система А. Я. Вагановой, давшая новое развитие исполнительским принципам классического танца.
1920-е гг. в России – время поисков и экспериментов во всех областях искусства. Заявило о себе и новое поколение хореографов. В Петрограде (Ленинграде) Ф. В. Лопухов поставил первую танцевальную симфонию «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), аллегорический революционный балет «Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова (1924), балеты И. Ф. Стравинского «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1927) и др. Интенсивные поиски новых форм шли и за пределами академических театров. Начинал свои эксперименты К. Я. Голейзовский, создавший Моск. Камерный балет, где осуществил ряд новаторских постановок («Фавн» на музыку К. Дебюсси, 1922, и др.), а в 1925 поставивший в Большом театре балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко. В эти годы получили развитие разл. направления танцевального искусства. В Москве открылись студии А. Дункан, Л. И. Лукина, Н. С. Греминой и Н. Н. Рахманова, В. В. Майя, И. С. Чернецкой, Л. Н. Алексеевой, мастерская Н. М. Фореггера; в Петрограде – Молодой балет Г. М. Баланчивадзе, студия «Гептахор» и др.
К кон. 1920-х гг. авангард во всём рус. искусстве, в т. ч. и хореографическом, стал восприниматься властями как нежелательное своеволие, отход от традиций. Многие студии были закрыты, на первый план снова вышла традиционная для 19 в. форма многоактного сюжетного балета. Её пытались, однако, сочетать с новым, даже актуальным содержанием, как и произошло в наиболее популярном и получившем одобрение властей балете «Красный мак» Р. М. Глиэра, поставленном в 1927 в Большом театре В. Д. Тихомировым и Л. А. Лащилиным.