Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Санитарно-эпидемиологическая служба

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 837-838

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Санитарно-эпидемиологическая служба

Од­ним из звень­ев зем­ской и го­род­ской ме­ди­ци­ны в Рос­сии в кон. 19 в. ста­ли об­ще­ст­вен­ные са­ни­тар­ные ор­га­ни­за­ции. Од­но­вре­мен­но во мно­гих зем­ст­вах и го­ро­дах са­ни­тар­ный над­зор и про­ти­во­эпи­де­ми­че­скую ра­бо­ту осу­ще­ст­в­ля­ли вра­чи Ме­ди­цин­ско­го деп-та Мин-ва внут­рен­них дел, в ко­то­ром в 1901 был уч­ре­ж­дён Осо­бый эпи­де­мио­ло­ги­че­ский от­дел. Он со­сре­до­то­чил в сво­ём ве­де­нии ис­пол­ни­тель­ную власть по борь­бе с эпи­де­ми­че­ски­ми ин­фек­ция­ми.

В 1910 из 34 зем­ских гу­бер­ний в 20 име­лись са­ни­тар­ные бю­ро и лишь в 12 гу­бер­ни­ях су­ще­ст­во­вал ин­сти­тут уезд­ных са­ни­тар­ных вра­чей. Об­щее ко­личест­во зем­ских са­ни­тар­ных вра­чей состав­ля­ло 142 че­ло­ве­ка. Пе­ри­од 1-й миро­вой вой­ны, ре­во­лю­ций и Гра­ж­дан­ской вой­ны ха­рак­те­ри­зо­вал­ся край­не тя­жё­лым са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ским по­ло­же­ни­ем стра­ны. В это вре­мя про­води­лась борь­ба с эпи­де­мия­ми хо­ле­ры, брюш­но­го ти­фа, грип­па («ис­пан­ки») и др. ви­дов ин­фек­ций. В 1920-е го­ды про­хо­ди­ло ор­га­ни­за­ци­он­ное ста­нов­ле­ние са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ской служ­бы в рам­ках Нар­ком­з­д­ра­ва РСФСР. К 1940 в са­ни­тар­но-про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских уч­ре­ж­де­ни­ях стра­ны ра­бо­та­ли св. 12,5 тыс. вра­чей; име­лись 1943 са­ни­тар­но-эпи­де­ми­че­ских стан­ции, 787 де­зин­фек­ци­он­ных стан­ций, 1430 са­ни­тар­но-бак­те­рио­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий.

Са­ни­тар­но-эпи­де­ми­че­ское со­стоя­ние ар­мии и ты­ла в го­ды вой­ны оп­ре­де­лялось во мно­гом ши­ро­ким осу­ще­ст­в­ле­ни­ем про­фи­лак­ти­че­ских ме­ро­прия­тий про­тив рас­про­стра­не­ния ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней на ос­но­ве дос­ти­же­ний оте­че­ст­вен­ной эпи­де­мио­ло­гии, что по­зво­ли­ло пре­дот­вра­тить в стра­не мно­гие ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния. Не­смот­ря на не­бла­го­при­ят­ную са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­скую об­ста­нов­ку в стра­не, обу­слов­лен­ную вой­ной, за пять по­сле­во­ен­ных лет са­ни­тар­ные по­след­ст­вия её бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны.

В 1950–80-е гг. са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ская служ­ба стра­ны пре­тер­пе­ва­ла не­од­но­крат­ные ре­ор­га­ни­за­ции, осо­бен­но в сель­ской ме­ст­но­сти, что не всегда по­ло­жи­тель­но от­ра­жа­лось на её функ­цио­ни­ро­ва­нии. В то же вре­мя ак­тив­но про­дол­жа­лись по­ис­ки но­вых форм дея­тель­но­сти са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских стан­ций, осу­ще­ст­в­ля­лась цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния и фи­нан­си­ро­вания, раз­ви­ва­лась ла­бо­ра­тор­ная ба­за служ­бы. Бы­ли про­ве­де­ны глу­бо­кие на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния по во­про­сам ра­диа­ци­он­ной ги­гие­ны, раз­ра­бот­ке ги­гие­ни­че­ских прин­ци­пов раз­ме­ще­ния про­из­во­ди­тель­ных сил и про­мыш­лен­но-тех­ниче­ских ком­плек­сов в разл. ре­гио­нах Рос­сии, оз­до­ров­ле­нию ус­ло­вий тру­да и сни­же­нию уров­ня про­фес­сио­наль­ной за­бо­ле­вае­мо­сти, ох­ра­не ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха и вод­ных ре­сур­сов.

Кар­ди­наль­ные по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, осу­ще­ст­в­лён­ные в стра­не в нач. 1990-х гг., по­тре­бо­ва­ли оп­ре­де­ле­ния и за­ко­но­да­тель­но­го за­кре­п­ле­ния мес­та са­ни­тарно-эпи­де­мио­ло­ги­че­ской служ­бы в об­щей сис­те­ме здра­во­охра­не­ния. В чис­ле пер­вых за­ко­нов осо­бое ме­сто за­нял при­ня­тый в ап­ре­ле 1991 За­кон РСФСР «О са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии на­се­ле­ния». Впер­вые в отеч. ис­то­рии на за­ко­но­да­тель­ном уров­не бы­ло вве­де­но ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний в сфе­ре обес­пе­че­ния са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния. Этим за­ко­ном служ­ба бы­ла вы­ве­де­на из ве­дом­ст­вен­но­го под­чи­не­ния Мин­здра­ва РСФСР и пе­ре­ве­де­на на уро­вень цен­тра­ли­зо­ван­но­го уп­рав­ле­ния во гла­ве с Гос. ко­ми­те­том са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го над­зо­ра Рос­сии и фи­нан­си­ро­ва­ния из фе­де­раль­но­го бюд­же­та; бы­ли вне­се­ны из­ме­не­ния в на­име­но­ва­ние са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских уч­ре­ж­де­ний, по­лу­чив­ших на­зва­ние цен­тров го­су­дар­ст­вен­но­го са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го над­зо­ра.

Вме­сте с тем стре­ми­тель­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной сфе­рах, про­ис­шед­шие в по­сле­дую­щие го­ды, по­тре­бо­ва­ли пе­ре­смот­ра ря­да кон­цеп­туаль­ных по­ло­же­ний в об­лас­ти обес­пече­ния са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия на­се­ле­ния. Это бы­ло обу­слов­ле­но тем, что су­ще­ст­вен­но из­мени­лась за­ко­но­да­тель­ная ба­за стра­ны – бы­ли при­ня­ты Кон­сти­ту­ция РФ (12.12.1993) и ряд за­ко­нов, на­прав­лен­ных на раз­ви­тие здра­во­охра­не­ния.

В 1990-е гг. в Рос­сии за­мет­но ухуд­ши­лась са­ни­тар­но-эпи­де­ми­че­ская об­ста­нов­ка: воз­рос­ла за­бо­ле­вае­мость ви­рус­ны­ми ге­па­ти­та­ми, ту­бер­ку­лё­зом, ВИЧ-ин­фек­ци­ей, си­фи­ли­сом и др. со­ци­аль­но обу­слов­лен­ны­ми ин­фек­ци­он­ны­ми бо­лез­ня­ми; не сни­жа­ют­ся уров­ни за­гряз­не­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха вред­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, про­дол­жа­ет­ся ин­тенсив­ное за­гряз­не­ние во­до­ис­точ­ни­ков не­очи­щен­ны­ми сточ­ны­ми во­да­ми, не улуч­ша­ют­ся по­ка­за­те­ли ка­че­ст­ва пить­е­вой во­ды. По-преж­не­му край­не ак­ту­аль­на про­бле­ма обес­пе­че­ния безо­пас­ности про­дук­тов пи­та­ния. Зна­чи­тель­но сни­зил­ся объ­ём ме­ро­прия­тий по обес­пе­че­нию безо­пас­ных ус­ло­вий тру­да.

Для при­ве­де­ния дей­ст­вую­ще­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в со­от­вет­ст­вие со сло­жив­шей­ся в стра­не си­туа­ци­ей, соз­да­ния нор­ма­тив­ной ба­зы, ори­ен­ти­ро­ван­ной на бли­жай­шую и от­да­лён­ную пер­спек­ти­ву, уст­ра­не­ния за­ко­но­да­тель­ных «про­бе­лов», вы­явив­ших­ся в хо­де реа­ли­за­ции пре­ды­ду­ще­го за­ко­на, в мар­те 1999 был пе­ре­ра­бо­тан и при­нят Фе­дераль­ный за­кон «О са­ни­тар­но-эпи­демио­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии на­се­ле­ния». Де­пар­та­мент гос­сан­эпид­над­зо­ра и Фе­де­раль­ный центр гос­сан­эпид­над­зо­ра Мин­здра­ва Рос­сии (в 1996 гос­сан­эпид­служ­ба вновь бы­ла вве­де­на в сис­те­му уч­ре­ж­де­ний Мин­здра­ва Рос­сии) при уча­стии н.-и. ин­сти­ту­тов про­во­дят ра­бо­ту по соз­да­нию и раз­ви­тию гос. сис­те­мы со­ци­аль­но-ги­гие­ни­че­ско­го мо­ни­то­рин­га с учё­том на­ко­п­лен­ных ма­те­риа­лов на раз­ных тер­ри­то­ри­ях. В 2234 уч­ре­ж­де­ни­ях Гос­сан­эпид­служ­бы ра­бо­та­ют ок. 27 тыс. вра­чей и ок. 47 тыс. сред­них мед. ра­бот­ни­ков. За по­след­нее де­ся­ти­ле­тие зна­чи­тель­но ук­ре­пи­лась пра­во­вая ос­но­ва дея­тель­но­сти са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ской служ­бы стра­ны, бы­ли при­ня­ты за­ко­но­да­тель­ные ак­ты, на­прав­лен­ные на по­вы­ше­ние её ро­ли в го­су­дар­ст­ве.

Вернуться к началу