Санитарно-эпидемиологическая служба
Одним из звеньев земской и городской медицины в России в кон. 19 в. стали общественные санитарные организации. Одновременно во многих земствах и городах санитарный надзор и противоэпидемическую работу осуществляли врачи Медицинского деп-та Мин-ва внутренних дел, в котором в 1901 был учреждён Особый эпидемиологический отдел. Он сосредоточил в своём ведении исполнительную власть по борьбе с эпидемическими инфекциями.
В 1910 из 34 земских губерний в 20 имелись санитарные бюро и лишь в 12 губерниях существовал институт уездных санитарных врачей. Общее количество земских санитарных врачей составляло 142 человека. Период 1-й мировой войны, революций и Гражданской войны характеризовался крайне тяжёлым санитарно-эпидемиологическим положением страны. В это время проводилась борьба с эпидемиями холеры, брюшного тифа, гриппа («испанки») и др. видов инфекций. В 1920-е годы проходило организационное становление санитарно-эпидемиологической службы в рамках Наркомздрава РСФСР. К 1940 в санитарно-противоэпидемических учреждениях страны работали св. 12,5 тыс. врачей; имелись 1943 санитарно-эпидемических станции, 787 дезинфекционных станций, 1430 санитарно-бактериологических лабораторий.
Санитарно-эпидемическое состояние армии и тыла в годы войны определялось во многом широким осуществлением профилактических мероприятий против распространения инфекционных болезней на основе достижений отечественной эпидемиологии, что позволило предотвратить в стране многие инфекционные заболевания. Несмотря на неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, обусловленную войной, за пять послевоенных лет санитарные последствия её были ликвидированы.
В 1950–80-е гг. санитарно-эпидемиологическая служба страны претерпевала неоднократные реорганизации, особенно в сельской местности, что не всегда положительно отражалось на её функционировании. В то же время активно продолжались поиски новых форм деятельности санитарно-эпидемиологических станций, осуществлялась централизация управления и финансирования, развивалась лабораторная база службы. Были проведены глубокие научные исследования по вопросам радиационной гигиены, разработке гигиенических принципов размещения производительных сил и промышленно-технических комплексов в разл. регионах России, оздоровлению условий труда и снижению уровня профессиональной заболеваемости, охране атмосферного воздуха и водных ресурсов.
Кардинальные политические, экономические, социальные преобразования, осуществлённые в стране в нач. 1990-х гг., потребовали определения и законодательного закрепления места санитарно-эпидемиологической службы в общей системе здравоохранения. В числе первых законов особое место занял принятый в апреле 1991 Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые в отеч. истории на законодательном уровне было введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этим законом служба была выведена из ведомственного подчинения Минздрава РСФСР и переведена на уровень централизованного управления во главе с Гос. комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России и финансирования из федерального бюджета; были внесены изменения в наименование санитарно-эпидемиологических учреждений, получивших название центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вместе с тем стремительные изменения в экономической и социальной сферах, происшедшие в последующие годы, потребовали пересмотра ряда концептуальных положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это было обусловлено тем, что существенно изменилась законодательная база страны – были приняты Конституция РФ (12.12.1993) и ряд законов, направленных на развитие здравоохранения.
В 1990-е гг. в России заметно ухудшилась санитарно-эпидемическая обстановка: возросла заболеваемость вирусными гепатитами, туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией, сифилисом и др. социально обусловленными инфекционными болезнями; не снижаются уровни загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, продолжается интенсивное загрязнение водоисточников неочищенными сточными водами, не улучшаются показатели качества питьевой воды. По-прежнему крайне актуальна проблема обеспечения безопасности продуктов питания. Значительно снизился объём мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.
Для приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся в стране ситуацией, создания нормативной базы, ориентированной на ближайшую и отдалённую перспективу, устранения законодательных «пробелов», выявившихся в ходе реализации предыдущего закона, в марте 1999 был переработан и принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Департамент госсанэпиднадзора и Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России (в 1996 госсанэпидслужба вновь была введена в систему учреждений Минздрава России) при участии н.-и. институтов проводят работу по созданию и развитию гос. системы социально-гигиенического мониторинга с учётом накопленных материалов на разных территориях. В 2234 учреждениях Госсанэпидслужбы работают ок. 27 тыс. врачей и ок. 47 тыс. средних мед. работников. За последнее десятилетие значительно укрепилась правовая основа деятельности санитарно-эпидемиологической службы страны, были приняты законодательные акты, направленные на повышение её роли в государстве.