17–18 века
Возникновение русского театра. Истоки театра на Руси уже присутствовали в языческих обрядах – календарных, трудовых, охотничьих и особенно свадебных, в которых имелись элементы игры и театрализации. С принятием христианства обряды постепенно трансформировались в обрядовые игры, затем в игрища; из общей массы их участников выделились первые наивные профессиональные носители песенно-танцевального, циркового и театрального искусства – скоморохи. Они объединялись в «ватаги» и, бродя по стране, развлекали народ, в то же время черпая у него темы и образы для своего творчества. Некоторых оставляли при своих дворах князья и бояре, и они становились «боярскими» увеселителями – «баянами», шутами и «дураками», в т. ч. и у самих государей (Потешный чулан, 1572; Потешная палата, 1613). В борьбе за искоренение языческой ереси церковь предпринимала гонения и на скоморохов. Царские указы (1648, 1649 и др.) о запрещении их искусства и всего, что с ним связано (масок, муз. инструментов и пр.), привели к исчезновению скоморохов. Однако народная смеховая культура сохранялась, подчас порождая первичные театральные формы, напр., устную народную драму, постепенно возникшую из игрищ к 17 в. («Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Комедия о Петрушке»; последние две чаще разыгрывались куклами). Эта культура долгое время существовала параллельно с формирующимся профессиональным театром, исподволь оказывая на него воздействие.
Театр в собственном смысле слова появился на Руси как придворный при царе Алексее Михайловиче. Устроителем первых спектаклей стал ближний боярин А. С. Матвеев, а непосредственным руководителем – пастор лютеранской кирхи И. Г. Грегори, которому государь указал «действовать из Библии Книгу Есфирь». В спектакле было занято ок. 60 обученных Грегори иноземцев, живших в московской Новонемецкой слободе, гл. роли исполняли заезжие иностранцы-профессионалы. Первое представление («Артаксерксово действо») состоялось 17.10(27.10).1672 в с. Преображенском под Москвой, где возвели и первое в России театральное здание – «Комедийную хоромину». В июне 1673 в актёры набрали русских из подьячих и др. служащих. После смерти Грегори театральное дело продолжили Ю. Гюбнер и С. Чижинский, а после смерти царя Алексея Михайловича (1676) спектакли прекратились.
Эпоха Петра I. При Петре I в 1702 был организован первый публичный театр (государственный: на средства казны и под опекой двора), для которого из Гданьска вывезли немецкую труппу, возглавляемую И. Кунстом, обязавшимся обучать и набранных в актёры русских. На Красной площади построили «Комедиальную храмину». В репертуар входили т. н. триумфальные комедии, посвящённые победам России в Северной войне 1700–21, пьесы на исторические сюжеты со вставными фарсовыми сценами («О крепости Грубетона, в ней же первая персона Александр Македонский» и др.). После смерти Кунста в 1703 труппой руководил О. Фюрст. В 1706 немецкие актёры покинули Россию, в 1707 «Комедиальную храмину» начали разбирать и спектакли перенесли в «домашний» театр младшей сестры Петра царевны Натальи Алексеевны, существовавший как придворный сначала в с. Преображенском, а затем в С.-Петербурге до её смерти (1716).
В конце 17 – начале 18 вв. в России появился школьный театр, широко распространившийся во мн. городах, где действовали духовные школы, а позже семинарии; он был тесно связан с театром придворным, а также демократическим любительским и полупрофессиональным. Некоторые из семинаристов участвовали в представлениях за стенами учебных заведений и входили в т. н. труппы «охотников» (любителей), часто являясь их руководителями.
1720-е годы – середина 18 века. В 1720–40-е гг. в России бурно развивалось театральное любительство среди разных слоёв общества – от придворных до крепостных. Школой для них становились представления иностранных актёров и трупп, выступавших как на придворной, так и на «вольной» (городской) сценах. С момента вступления на престол Анны Ивановны (1730) при рус. дворе постоянно функционировал придворный театр из приглашённых иностранных артистов (музыканты-виртуозы, итальянские труппы комедии дель арте, оперные и балетные исполнители, с 1742 – Французская комедийная труппа, познакомившая рус. публику с классицистским репертуаром). Городской общедоступный театр представляла «Немецкая комедия», основанная И. Х. Зигмундом, который в 1742 получил привилегию на содержание целой «вольной» сети театров в ряде городов: Москве, С.-Петербурге, Риге, Ревеле, Выборге, Нарве.
В 1740-е гг. русское театральное любительство активизировалось как в придворной, так и в демократической среде. К участию в придворных любительских комедиях всё чаще привлекали кадетов – учеников Кадетского шляхетного корпуса (открыт в С.-Петербурге в 1732; в 1734–35 поставлена «Комедия об Иосифе»). Среди устроителей спектаклей был В. К. Тредиаковский. По приказу имп. Елизаветы Петровны силами кадетского театра были поставлены трагедии («Хорев», 1747, – первая русская классицистская трагедия; «Гамлет», 1748; «Синав и Трувор», 1750, и др.) и несколько комедий А. П. Сумарокова (входившего в первый набор Кадетского корпуса). В 1750–51 кадетский театр переживал расцвет: кроме Сумарокова для него писали М. В. Ломоносов и Тредиаковский. Специально для его спектаклей оборудовали маленький театр во внутренних покоях Зимнего дворца, хотя кадеты выступали и на больших сценах С.-Петербурга, Петергофа, Царского Села. Кадетский театр фактически стал связующим звеном между театром любительским и профессиональным, придворным и демократическим, окончательно упрочив при дворе убеждение в необходимости и своевременности создания русского профессионального театра.
В 1740-е гг. заметно активизировалась и деятельность демократического театра – «охотников», вышедших на новый этап, который уже можно было назвать полупрофессиональным. Труппы «охотников» просуществовали вплоть до нач. 1770-х гг. Подобную труппу организовал в кон. 1740-х гг. в Ярославле Ф. Г. Волков. В янв. 1752 указом имп. Елизаветы Петровны труппу вызвали в С.-Петербург. После нескольких спектаклей четырёх из двенадцати актёров оставили в столице, а остальных, наградив, отправили назад. А. Ф. Попов и И. А. Дмитревский были отданы в Кадетский корпус, где под руководством Сумарокова совершенствовались в театральном мастерстве. Фёдора и Григория Волковых причислили к придворному театру, а в 1754 и они поступили в Кадетский корпус, где также обучались у Сумарокова.
2-я половина – конец 18 века. 30.8(10.9).1756 имп. Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении «Русского для представлений трагедий и комедий театра». Таким образом, в России появился национальный, профессиональный, государственный, постоянно действующий театр. Директором назначили Сумарокова. В первую труппу вошли: братья Фёдор, Григорий и Гаврила Волковы, Попов, Дмитревский, ярославский комик Я. Д. Шумский, первые рус. актрисы М. С. Волкова и О. С. Шумская, а также А. М. Дмитревская. Актёрам отдали палаты графа М. Г. Головкина на Васильевском острове, названные «Российским комедиантским домом»; спектакли устраивались также на сцене придворного Оперного дома. Театр учредили как «публичный» и представления давали «для народа за деньги», а иногда для придворной публики «безденежно». Однако труппа испытывала постоянные трудности, которые не могли покрыть сборы от спектаклей, и в янв. 1759 рус. труппу перевели в разряд придворных (что означало, с одной стороны, освобождение от материальных забот, а с другой – полную зависимость от двора и ограничение круга зрителей). В 1761 Сумароков оставил пост директора, труппу возглавил Ф. Г. Волков, а после его смерти – Дмитревский. В 1766 Екатерина II основала Дирекцию императорских театров во главе с И. П. Елагиным, который разработал «Штат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». В 1783 создан «Комитет, управляющий зрелищами и музыкой» с коллегиальной формой управления, в 1786 заменённый «Главной дирекцией над зрелищами и музыкой».
В 1757 в Москве при Императорском ун-те организовался любительский театр из студентов, которым руководил М. М. Херасков. В мае 1759 состоялся первый публичный спектакль в Оперном доме театра Дж. Б. Локателли у Красных ворот, а в апреле 1760 труппа преобразовалась в «Российский театр» и стала профессиональной (основу её составили воспитанники «классов художеств» университетской гимназии из детей разночинцев). В репертуар входили пьесы Сумарокова, Мольера, М. А. Леграна, Хераскова. Однако смерть имп. Елизаветы Петровны оборвала деятельность театра: начался годичный траур, во время которого театры не функционировали. Публичный русский театр вновь открылся в Москве «под дирекциею» Н. С. Титова в нач. 1766 в Оперном доме на Яузе, спустя три года он потерпел финансовый крах. С 1769 московский театр стал частной антрепризой И. Бельмонти, которая затем переходила из рук в руки. С 1776 ею владел англичанин М. Г. Медокс, который в 1780 выстроил на ул. Петровке здание театра, получившего название Петровский театр.
Русский национальный театр окончательно сформировался и обрёл жизненную силу, когда в едином неразрывном целом – спектакле – воссоединились актёры и нац. драматургия. Сумароков стал не только первым директором театра и первым театральным педагогом, но и теоретиком рус. классицизма, обретшего в России свои, отличные от французского, черты. Самым популярным из европейских драматургов на рус. сцене 18 в. был Мольер. В 1760-е гг. помимо переводов появился жанр т. н. переделок со «склонением» иностранных подлинников на рус. нравы (с заменой имён и фамилий, с внесением местного колорита в язык и характеры действующих лиц и обстановку). Таковы, прежде всего, пьесы В. И. Лукина – «Мот, любовью исправленный», «Награждённое постоянство», «Щепетильник» (все 1765).
В кон.1760-х – нач. 1770-х гг. рус. драматургия стала более разнообразной в стилевом и жанровом отношении. Продолжая классицистические традиции Сумарокова, драматурги разрабатывали жанр трагедии («Дидона», 1769, «Росслав», 1784, «Титово милосердие», 1785, все – Я. Б. Княжнина; «Сорена и Замир» Н. П. Николева, 1785), в которой нередко звучали свободолюбивые тираноборческие ноты («Вадим Новгородский» Княжнина, 1789, опубл. в 1793). Развивался комедийный жанр, рождались совершенные образцы сатирической комедии – «Бригадир» (1770), «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина, «Ябеда» В. В. Капниста (1798). В 1770-х гг. возник новый жанр русской комической оперы – «Анюта» М. И. Попова (1772), «Розана и Любим» Николева (1778), «Мельник – колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова (1779), «Несчастье от кареты» (1779) и «Сбитенщик» (1783) Княжнина, «Санкт-Петербургский гостиный двор» М. А. Матинского (1782). Широко ставились также переводные пьесы сентименталистского направления – «слёзные комедии» и «мещанские драмы». Сценическую жизнь всем этим произведениям давали рус. актёры нескольких поколений: Ф. Г. Волков, Дмитревский, Т. М. Троепольская, И. И. Калиграф, В. П. Померанцев, Е. Ф. Иванова, М. С. Синявская, прославленные трагики Я. Е. Шушерин и П. А. Плавильщиков, комики Шумский, А. Г. Ожогин, С. Н. Сандунов; блестящие исполнители комических опер Е. С. Сандунова, А. М. Крутицкий.
Во 2-й пол. 18 в. московский театр заметно отличался от петербургского. С одной стороны, в Москве было больше «вольности» (в отношении репертуарных ограничений, стилевых, сословных и пр. предрассудков), а с другой – к театру относились более серьёзно, страстно. Москва славилась и своими «знатоками», любителями сценического искусства. Многие из них содержали домашние театры из собственных крепостных, где лучшие московские актёры 1780–90-х гг. преподавали актёрское искусство. Только в Москве их насчитывалось более 20 (труппы С. С. Апраксина, Н. Б. Юсупова, князей Всеволожских, князей Гагариных и др.). Одним из самых значительных крепостных театров был театр графов Шереметевых (актрисы П. И. Жемчугова, Т. В. Гранатова и др.). В провинции в 18 в. крепостные театры и труппы часто заменяли публичные городские театры, которые появились позже и нередко образовывались из быв. крепостных трупп, выкупленных или отпущенных на волю. Крепостной театр внёс существенный вклад в развитие национального театрального искусства и содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и по всей России.
Развиваясь в русле классицизма и сентиментализма, окончательно сформировавшись в сер. 18 в., русский национальный профессиональный театр к нач. 19 в. накопил огромный творческий потенциал (нац. драматургия, блистательные актёры, театральные здания с совр. оснащением) и воспитал зрителя, способного не только понимать происходящее на сцене, но и влиять на этот процесс. Всё это явилось предпосылками того мощного подъёма, который произошёл в рус. театре и драматургии в 19 в.