Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

17–18 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 795-797

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

17–18 века

Воз­ник­но­ве­ние рус­ско­го те­ат­ра. Ис­то­ки те­ат­ра на Ру­си уже при­сут­ство­ва­ли в язы­че­ских об­ря­дах – ка­лен­дар­ных, тру­до­вых, охот­ничь­их и осо­бен­но сва­деб­ных, в ко­то­рых име­лись эле­мен­ты иг­ры и те­ат­ра­ли­за­ции. С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва об­ря­ды по­сте­пен­но транс­фор­ми­ро­ва­лись в об­ря­до­вые иг­ры, за­тем в иг­ри­ща; из об­щей мас­сы их уча­ст­ни­ков вы­де­ли­лись пер­вые на­ив­ные про­фес­сио­наль­ные но­си­те­ли пе­сен­но-тан­це­валь­но­го, цир­ко­во­го и те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва – ско­мо­ро­хи. Они объ­е­ди­ня­лись в «ва­та­ги» и, бро­дя по стра­не, раз­вле­ка­ли на­род, в то же вре­мя чер­пая у не­го те­мы и об­ра­зы для сво­его твор­чест­ва. Не­ко­то­рых ос­тав­ля­ли при сво­их дво­рах кня­зья и боя­ре, и они ста­но­ви­лись «бо­яр­ски­ми» уве­се­лите­ля­ми – «бая­на­ми», шу­та­ми и «ду­ра­ка­ми», в т. ч. и у са­мих го­су­да­рей (По­теш­ный чу­лан, 1572; По­теш­ная па­ла­та, 1613). В борь­бе за ис­ко­ре­не­ние язы­че­ской ере­си цер­ковь пред­при­ни­ма­ла го­не­ния и на ско­мо­ро­хов. Цар­ские ука­зы (1648, 1649 и др.) о за­пре­ще­нии их ис­кус­ст­ва и все­го, что с ним свя­за­но (ма­сок, муз. ин­ст­ру­мен­тов и пр.), при­ве­ли к ис­чез­но­ве­нию ско­мо­ро­хов. Од­на­ко на­род­ная сме­хо­вая куль­ту­ра со­хра­ня­лась, под­час по­ро­ж­дая пер­вич­ные те­ат­раль­ные фор­мы, напр., уст­ную на­род­ную дра­му, по­сте­пен­но воз­ник­шую из иг­рищ к 17 в. («Лод­ка», «Царь Мак­си­ми­ли­ан», «Царь Ирод», «Ко­ме­дия о Пет­руш­ке»; по­след­ние две ча­ще ра­зыг­ры­ва­лись кук­ла­ми). Эта куль­ту­ра дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­ва­ла па­рал­лель­но с фор­ми­рую­щим­ся про­фес­сио­наль­ным те­ат­ром, ис­под­воль ока­зы­вая на не­го воз­дей­ст­вие.

Те­атр в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва поя­вил­ся на Ру­си как при­двор­ный при ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че. Уст­рои­те­лем пер­вых спек­так­лей стал ближ­ний боя­рин А. С. Мат­ве­ев, а не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем – пас­тор лю­те­ран­ской кир­хи И. Г. Гре­го­ри, ко­то­ро­му госу­дарь ука­зал «дей­ст­во­вать из Биб­лии Кни­гу Ес­фирь». В спек­так­ле бы­ло за­ня­то ок. 60 обу­чен­ных Гре­го­ри ино­зем­цев, жив­ших в мо­с­ков­ской Но­во­не­мец­кой сло­бо­де, гл. ро­ли ис­пол­ня­ли за­ез­жие ино­стран­цы-про­фес­сио­на­лы. Пер­вое пред­став­ле­ние («Ар­так­сер­ксо­во дей­ст­во») со­стоя­лось 17.10(27.10).1672 в с. Пре­об­ра­жен­ском под Мо­ск­вой, где воз­ве­ли и пер­вое в Рос­сии те­ат­раль­ное зда­ние – «Ко­ме­дий­ную хо­ро­ми­ну». В ию­не 1673 в ак­тё­ры на­бра­ли рус­ских из по­дья­чих и др. слу­жа­щих. По­сле смер­ти Гре­го­ри те­ат­раль­ное де­ло про­дол­жили Ю. Гюб­нер и С. Чи­жин­ский, а по­сле смер­ти ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1676) спек­так­ли пре­кра­ти­лись.

Эпо­ха Пет­ра I. При Пет­ре I в 1702 был ор­га­ни­зо­ван пер­вый пуб­лич­ный театр (го­су­дар­ст­вен­ный: на сред­ст­ва каз­ны и под опе­кой дво­ра), для ко­то­ро­го из Гдань­ска вы­вез­ли не­мец­кую труп­пу, воз­глав­ляе­мую И. Кун­стом, обя­зав­шим­ся обу­чать и на­бран­ных в ак­тё­ры рус­ских. На Крас­ной пло­ща­ди по­строи­ли «Ко­ме­ди­аль­ную хра­ми­ну». В ре­пер­ту­ар вхо­ди­ли т. н. три­ум­фаль­ные ко­ме­дии, по­свя­щён­ные по­бе­дам Рос­сии в Се­вер­ной вой­не 1700–21, пье­сы на ис­то­ри­че­ские сю­же­ты со встав­ны­ми фар­со­вы­ми сце­на­ми («О кре­по­сти Гру­бе­тона, в ней же пер­вая пер­со­на Алек­сандр Ма­ке­дон­ский» и др.). По­сле смер­ти Кун­ста в 1703 труп­пой ру­ко­во­дил О. Фюрст. В 1706 не­мец­кие ак­тё­ры поки­ну­ли Рос­сию, в 1707 «Ко­ме­ди­аль­ную хра­ми­ну» на­ча­ли раз­би­рать и спек­так­ли пе­ре­не­сли в «до­маш­ний» те­атр млад­шей се­ст­ры Пет­ра ца­рев­ны На­тальи Алек­се­ев­ны, су­ще­ст­во­вав­ший как при­двор­ный сна­ча­ла в с. Пре­об­ра­жен­ском, а за­тем в С.-Пе­тер­бур­ге до её смер­ти (1716).

В кон­це 17 – на­ча­ле 18 вв. в Рос­сии поя­вил­ся школь­ный те­атр, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся во мн. го­ро­дах, где дей­ст­во­ва­ли ду­хов­ные шко­лы, а поз­же се­ми­на­рии; он был тес­но свя­зан с те­ат­ром при­двор­ным, а так­же де­мо­кра­ти­че­ским лю­би­тель­ским и по­лу­про­фес­сио­наль­ным. Не­ко­то­рые из се­ми­на­рис­тов уча­ст­во­ва­ли в пред­став­ле­ни­ях за сте­на­ми учеб­ных за­ве­де­ний и вхо­ди­ли в т. н. труп­пы «охот­ни­ков» (лю­би­те­лей), час­то яв­ля­ясь их ру­ко­во­ди­те­ля­ми.

1720-е годы – середина 18 века. В 1720–40-е гг. в Рос­сии бур­но раз­ви­ва­лось те­ат­раль­ное лю­би­тель­ст­во сре­ди раз­ных сло­ёв об­ще­ст­ва – от при­двор­ных до кре­по­ст­ных. Шко­лой для них ста­но­ви­лись пред­став­ле­ния ино­стран­ных ак­тё­ров и трупп, вы­сту­пав­ших как на при­двор­ной, так и на «воль­ной» (го­род­ской) сце­нах. С мо­мен­та всту­п­ле­ния на пре­стол Ан­ны Ива­нов­ны (1730) при рус. дво­ре по­сто­ян­но функ­цио­ни­ро­вал при­двор­ный те­атр из при­гла­шён­ных ино­стран­ных ар­ти­стов (му­зы­кан­ты-вир­туо­зы, италь­ян­ские труп­пы ко­ме­дии дель ар­те, опер­ные и ба­лет­ные ис­пол­ни­те­ли, с 1742 – Фран­цуз­ская ко­ме­дий­ная труп­па, по­зна­ко­мив­шая рус. пуб­ли­ку с клас­си­ци­ст­ским ре­пер­туа­ром). Го­род­ской об­ще­дос­туп­ный те­атр пред­став­ля­ла «Не­мец­кая ко­ме­дия», ос­но­ван­ная И. Х. Зиг­мун­дом, ко­то­рый в 1742 по­лу­чил при­ви­ле­гию на со­дер­жа­ние це­лой «воль­ной» се­ти те­ат­ров в ря­де го­ро­дов: Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Ри­ге, Ре­ве­ле, Вы­бор­ге, Нар­ве.

В 1740-е гг. рус­ское те­ат­раль­ное лю­би­тель­ст­во ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось как в при­двор­ной, так и в де­мо­кра­ти­че­ской сре­де. К уча­стию в при­двор­ных лю­би­тель­ских ко­ме­ди­ях всё ча­ще при­вле­ка­ли ка­де­тов – уче­ни­ков Ка­дет­ско­го шля­хет­но­го кор­пу­са (от­крыт в С.-Пе­тер­бур­ге в 1732; в 1734–35 по­став­ле­на «Ко­ме­дия об Ио­си­фе»). Сре­ди ус­троите­лей спек­так­лей был В. К. Тре­диа­ков­ский. По при­ка­зу имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны си­ла­ми ка­дет­ско­го те­ат­ра бы­ли по­став­ле­ны тра­ге­дии («Хо­рев», 1747, – пер­вая рус­ская клас­си­ци­ст­ская тра­ге­дия; «Гам­лет», 1748; «Си­нав и Тру­вор», 1750, и др.) и не­сколь­ко ко­ме­дий А. П. Су­ма­ро­ко­ва (вхо­див­ше­го в пер­вый на­бор Ка­дет­ско­го кор­пу­са). В 1750–51 ка­дет­ский те­атр пе­ре­жи­вал рас­цвет: кро­ме Су­ма­ро­ко­ва для не­го пи­са­ли М. В. Ло­мо­но­сов и Тре­диа­ков­ский. Спе­ци­аль­но для его спек­так­лей обо­ру­до­ва­ли ма­лень­кий те­атр во внут­рен­них по­ко­ях Зим­не­го двор­ца, хо­тя ка­де­ты вы­сту­па­ли и на боль­ших сце­нах С.-Пе­тер­бур­га, Пе­тер­го­фа, Цар­ско­го Се­ла. Ка­дет­ский те­атр фак­ти­че­ски стал свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду те­ат­ром лю­би­тель­ским и про­фес­сио­наль­ным, при­двор­ным и де­мо­кра­тиче­ским, окон­ча­тель­но уп­ро­чив при дво­ре убе­ж­де­ние в не­об­хо­ди­мо­сти и свое­вре­мен­но­сти соз­да­ния рус­ско­го про­фес­сио­наль­но­го те­ат­ра.

В 1740-е гг. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась и дея­тель­ность де­мо­кра­ти­че­ско­го те­ат­ра – «охот­ни­ков», вы­шед­ших на но­вый этап, ко­то­рый уже мож­но бы­ло на­звать по­лу­про­фес­сио­наль­ным. Труп­пы «охот­ни­ков» про­су­ще­ст­во­ва­ли вплоть до нач. 1770-х гг. По­доб­ную труп­пу ор­га­ни­зо­вал в кон. 1740-х гг. в Яро­слав­ле Ф. Г. Вол­ков. В янв. 1752 ука­зом имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны труп­пу вы­зва­ли в С.-Пе­тер­бург. По­сле не­сколь­ких спек­так­лей че­ты­рёх из две­на­дца­ти ак­тё­ров ос­та­ви­ли в сто­ли­це, а ос­таль­ных, на­гра­див, от­пра­ви­ли на­зад. А. Ф. По­пов и И. А. Дмит­рев­ский бы­ли от­да­ны в Ка­дет­ский кор­пус, где под ру­ко­во­дством Су­ма­ро­ко­ва со­вер­шен­ст­во­ва­лись в те­ат­раль­ном мас­тер­ст­ве. Фё­до­ра и Гри­го­рия Вол­ко­вых при­чис­ли­ли к при­дворно­му те­ат­ру, а в 1754 и они по­сту­пи­ли в Ка­дет­ский кор­пус, где так­же обу­ча­лись у Су­ма­ро­ко­ва.

Портрет Ф. Г. Волкова. Художник А. П. Лосенко. 1763.

2-я половина – конец 18 века. 30.8(10.9).1756 имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на под­пи­са­ла Указ об уч­ре­ж­де­нии «Рус­ско­го для пред­став­ле­ний тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ра». Та­ким об­ра­зом, в Рос­сии по­явил­ся на­цио­наль­ный, про­фес­сио­наль­ный, го­су­дар­ст­вен­ный, по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий те­атр. Ди­рек­то­ром на­зна­чи­ли Су­ма­ро­ко­ва. В пер­вую труп­пу во­шли: бра­тья Фё­дор, Гри­го­рий и Гав­ри­ла Вол­ко­вы, По­пов, Дмит­рев­ский, яро­слав­ский ко­мик Я. Д. Шум­ский, пер­вые рус. ак­три­сы М. С. Вол­ко­ва и О. С. Шум­ская, а так­же А. М. Дмит­рев­ская. Ак­тё­рам от­да­ли па­ла­ты гра­фа М. Г. Го­лов­ки­на на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве, на­зван­ные «Рос­сий­ским ко­ме­ди­ант­ским до­мом»; спек­так­ли уст­раи­ва­лись так­же на сце­не при­двор­но­го Опер­но­го до­ма. Те­атр уч­ре­ди­ли как «пуб­лич­ный» и пред­став­ле­ния да­ва­ли «для на­ро­да за день­ги», а ино­гда для при­двор­ной пуб­ли­ки «без­де­неж­но». Од­на­ко труп­па ис­пы­ты­ва­ла по­сто­ян­ные труд­но­сти, ко­то­рые не мог­ли по­крыть сбо­ры от спек­так­лей, и в янв. 1759 рус. труп­пу пе­ре­ве­ли в раз­ряд при­двор­ных (что оз­на­ча­ло, с од­ной сто­ро­ны, ос­во­бо­ж­де­ние от ма­те­ри­аль­ных за­бот, а с дру­гой – пол­ную за­ви­си­мость от дво­ра и ог­ра­ни­че­ние кру­га зри­те­лей). В 1761 Су­ма­ро­ков ос­та­вил пост ди­рек­то­ра, труп­пу воз­гла­вил Ф. Г. Вол­ков, а по­сле его смер­ти – Дмит­рев­ский. В 1766 Ека­те­ри­на II ос­но­ва­ла Ди­рек­цию им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров во гла­ве с И. П. Ела­ги­ным, ко­то­рый раз­ра­бо­тал «Штат всем к те­ат­рам и к ка­мер и к баль­ной му­зы­ке при­над­ле­жа­щим лю­дям». В 1783 соз­дан «Ко­ми­тет, управ­ляю­щий зре­ли­ща­ми и му­зыкой» с кол­ле­ги­аль­ной фор­мой уп­рав­ле­ния, в 1786 за­ме­нён­ный «Глав­ной ди­рек­ци­ей над зре­ли­ща­ми и му­зы­кой».

Крепостной театр Шереметевых. Спектакли давались в московской городской усадьбе Шереметевых, в имении Кусково, с кон. 1790-х гг. – в Останкинском дворце-театре, по оснащённости не уступавшем луч...

В 1757 в Мо­ск­ве при Им­пе­ра­тор­ском ун-те ор­га­ни­зо­вал­ся лю­би­тель­ский те­атр из сту­ден­тов, ко­то­рым ру­ко­во­дил М. М. Хе­ра­сков. В мае 1759 со­сто­ял­ся пер­вый пуб­лич­ный спек­такль в Опер­ном до­ме те­ат­ра Дж. Б. Ло­ка­тел­ли у Крас­ных во­рот, а в ап­ре­ле 1760 труп­па пре­об­ра­зо­ва­лась в «Рос­сий­ский те­атр» и ста­ла про­фес­сио­наль­ной (ос­но­ву её со­ста­ви­ли вос­пи­тан­ни­ки «клас­сов ху­до­жеств» уни­вер­си­тет­ской гим­на­зии из де­тей раз­но­чин­цев). В ре­пер­ту­ар вхо­ди­ли пье­сы Су­ма­ро­ко­ва, Моль­е­ра, М. А. Ле­гра­на, Хе­ра­ско­ва. Од­на­ко смерть имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны обор­ва­ла дея­тель­ность те­ат­ра: на­чал­ся го­дич­ный тра­ур, во вре­мя ко­то­ро­го те­ат­ры не функ­циони­ро­ва­ли. Пуб­лич­ный рус­ский те­атр вновь от­крыл­ся в Мо­ск­ве «под ди­рек­ци­ею» Н. С. Ти­то­ва в нач. 1766 в Опер­ном до­ме на Яу­зе, спус­тя три го­да он по­тер­пел фи­нан­со­вый крах. С 1769 мо­с­ков­ский те­атр стал ча­ст­ной антре­при­зой И. Бель­мон­ти, ко­то­рая за­тем пе­ре­хо­ди­ла из рук в ру­ки. С 1776 ею вла­дел анг­ли­ча­нин М. Г. Ме­докс, ко­то­рый в 1780 вы­стро­ил на ул. Пет­ров­ке зда­ние те­ат­ра, по­лу­чив­ше­го на­зва­ние Пет­ров­ский те­атр.

Рус­ский на­цио­наль­ный те­атр окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся и об­рёл жиз­нен­ную си­лу, ко­гда в еди­ном не­раз­рыв­ном це­лом – спек­так­ле – вос­со­еди­ни­лись ак­тё­ры и нац. дра­ма­тур­гия. Су­ма­ро­ков стал не толь­ко пер­вым ди­рек­то­ром те­ат­ра и пер­вым те­ат­раль­ным пе­да­го­гом, но и тео­ре­ти­ком рус. клас­си­циз­ма, об­рет­ше­го в Рос­сии свои, от­лич­ные от фран­цуз­ско­го, чер­ты. Са­мым по­пу­ляр­ным из ев­ро­пей­ских дра­ма­тур­гов на рус. сце­не 18 в. был Моль­ер. В 1760-е гг. по­ми­мо пе­ре­во­дов поя­вил­ся жанр т. н. пе­ре­де­лок со «скло­не­ни­ем» ино­стран­ных под­лин­ни­ков на рус. нра­вы (с за­ме­ной имён и фа­ми­лий, с вне­се­ни­ем ме­ст­но­го ко­ло­ри­та в язык и ха­рак­те­ры дей­ст­вую­щих лиц и об­ста­нов­ку). Та­ко­вы, пре­ж­де все­го, пье­сы В. И. Лу­ки­на – «Мот, лю­бо­вью ис­прав­лен­ный», «На­гра­ж­дён­ное по­сто­ян­ст­во», «Ще­пе­тиль­ник» (все 1765).

В кон.1760-х – нач. 1770-х гг. рус. дра­ма­тур­гия ста­ла бо­лее раз­но­об­раз­ной в сти­ле­вом и жан­ро­вом от­но­ше­нии. Про­дол­жая клас­си­ци­сти­че­ские тра­ди­ции Су­ма­ро­ко­ва, дра­ма­тур­ги раз­ра­ба­ты­ва­ли жанр тра­ге­дии («Ди­до­на», 1769, «Рос­слав», 1784, «Ти­то­во ми­ло­сер­дие», 1785, все – Я. Б. Княж­ни­на; «Со­ре­на и За­мир» Н. П. Ни­ко­ле­ва, 1785), в ко­то­рой не­ред­ко зву­ча­ли сво­бо­до­люби­вые ти­ра­но­бор­че­ские но­ты («Ва­дим Нов­го­род­ский» Княж­ни­на, 1789, опубл. в 1793). Раз­ви­вал­ся ко­ме­дий­ный жанр, ро­ж­да­лись со­вер­шен­ные об­раз­цы са­ти­ри­че­ской ко­ме­дии – «Бри­га­дир» (1770), «Не­до­росль» (1782) Д. И. Фон­ви­зи­на, «Ябе­да» В. В. Кап­ни­ста (1798). В 1770-х гг. воз­ник но­вый жанр рус­ской ко­ми­че­ской опе­ры – «Аню­та» М. И. По­по­ва (1772), «Ро­за­на и Лю­бим» Ни­ко­ле­ва (1778), «Мель­ник – кол­дун, об­ман­щик и сват» А. О. Аб­ле­си­мо­ва (1779), «Не­сча­стье от ка­ре­ты» (1779) и «Сби­тен­щик» (1783) Княж­нина, «Санкт-Пе­тер­бург­ский гос­ти­ный двор» М. А. Ма­тин­ско­го (1782). Ши­ро­ко ста­ви­лись так­же пе­ре­вод­ные пье­сы сен­ти­мен­та­ли­ст­ско­го на­прав­ле­ния – «слёз­ные ко­ме­дии» и «ме­щан­ские дра­мы». Сце­ни­че­скую жизнь всем этим про­из­ве­де­ни­ям да­ва­ли рус. ак­тё­ры не­сколь­ких по­ко­ле­ний: Ф. Г. Вол­ков, Дмит­рев­ский, Т. М. Трое­поль­ская, И. И. Ка­ли­граф, В. П. По­ме­ран­цев, Е. Ф. Ива­но­ва, М. С. Си­няв­ская, про­слав­лен­ные тра­ги­ки Я. Е. Шу­ше­рин и П. А. Пла­виль­щи­ков, ко­ми­ки Шум­ский, А. Г. Ожо­гин, С. Н. Сан­ду­нов; бле­стя­щие ис­пол­ни­те­ли ко­ми­че­ских опер Е. С. Сан­ду­но­ва, А. М. Кру­тиц­кий.

Во 2-й пол. 18 в. мо­с­ков­ский те­атр замет­но от­ли­чал­ся от пе­тер­бург­ско­го. С од­ной сто­ро­ны, в Мо­ск­ве бы­ло боль­ше «воль­но­сти» (в от­но­ше­нии ре­пер­ту­ар­ных ог­ра­ни­че­ний, сти­ле­вых, со­словных и пр. пред­рас­суд­ков), а с дру­гой – к теат­ру от­но­си­лись бо­лее серь­ёз­но, стра­ст­но. Мо­ск­ва сла­ви­лась и свои­ми «знатока­ми», лю­би­те­ля­ми сце­ни­че­ско­го ис­кус­ст­ва. Мно­гие из них со­дер­жа­ли до­маш­ние те­ат­ры из соб­ст­вен­ных кре­по­ст­ных, где луч­шие мо­с­ков­ские ак­тё­ры 1780–90-х гг. пре­по­да­ва­ли ак­тёр­ское ис­кус­ст­во. Толь­ко в Мо­ск­ве их на­счи­ты­ва­лось бо­лее 20 (труп­пы С. С. Ап­рак­си­на, Н. Б. Юсу­по­ва, кня­зей Все­во­лож­ских, кня­зей Га­га­ри­ных и др.). Од­ним из са­мых зна­чи­тель­ных кре­по­ст­ных те­ат­ров был те­атр гра­фов Ше­ре­ме­те­вых (ак­три­сы П. И. Жем­чу­го­ва, Т. В. Гра­на­то­ва и др.). В про­вин­ции в 18 в. кре­по­ст­ные те­ат­ры и труп­пы час­то за­ме­ня­ли пуб­лич­ные го­род­ские те­ат­ры, ко­то­рые поя­ви­лись поз­же и не­ред­ко об­ра­зо­вы­ва­лись из быв. кре­по­ст­ных трупп, вы­ку­п­лен­ных или от­пущен­ных на во­лю. Кре­по­ст­ной те­атр внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие на­цио­наль­но­го те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва и со­дей­ст­во­вал его ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию не толь­ко в круп­ных го­ро­дах, но и по всей Рос­сии.

Раз­ви­ва­ясь в рус­ле клас­си­циз­ма и сен­ти­мен­та­лиз­ма, окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вав­шись в сер. 18 в., рус­ский на­цио­наль­ный про­фес­сио­наль­ный те­атр к нач. 19 в. на­ко­пил ог­ром­ный твор­че­ский по­тен­ци­ал (нац. дра­ма­тур­гия, бли­ста­тель­ные ак­тё­ры, те­ат­раль­ные зда­ния с совр. ос­на­ще­ни­ем) и вос­пи­тал зри­теля, спо­соб­но­го не толь­ко по­ни­мать проис­хо­дя­щее на сце­не, но и вли­ять на этот про­цесс. Всё это яви­лось пред­по­сыл­ка­ми то­го мощ­но­го подъ­ё­ма, ко­то­рый про­изо­шёл в рус. те­ат­ре и дра­ма­тур­гии в 19 в.

Вернуться к началу