Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

18 ВЕК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 782-784

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Б. Хвоина

18 ВЕК

В 18 в. эпи­зо­ди­че­ские влия­ния сме­ни­лись бур­ным стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем ев­ро­пей­ских форм му­зи­ци­ро­ва­ния. Рус­ской му­зы­кой ос­ваи­ва­лись дос­ти­же­ния свет­ской ев­ро­пей­ской куль­ту­ры, на­чи­ная от вла­де­ния ин­ст­ру­мен­та­ми и кон­чая тон­ко­стя­ми ком­по­зи­тор­ско­го мас­тер­ст­ва, и при этом со­хра­ня­лась куль­ту­ра на­цио­наль­ная, пре­ж­де все­го на­род­ная пе­сен­ная и цер­ков­ная.

Фор­мы му­зи­ци­ро­ва­ния. 1-я треть 18 в. – пе­ри­од вне­дре­ния в жизнь свет­ско­го об­ще­ст­ва но­вых форм му­зи­ци­рова­ния. При Пет­ре I му­зы­ка ста­ла ­частью об­ще­ст­вен­ных це­ре­мо­ний, ко­то­рые об­слу­жи­ва­лись Во­ен­ным и Баль­ным при­двор­ны­ми ор­ке­ст­ра­ми и при­двор­ным хо­ром, пре­об­ра­зо­ван­ным из хо­ра Го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков (с 1763 им­пе­ра­тор­ская При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла). Соб­ст­вен­ные ка­пел­лы, со­стоя­щие из ино­стран­ных му­зы­кан­тов-ин­ст­ру­мен­та­ли­стов и рус. пев­чих, име­ли близ­кие дво­ру вель­мо­жи, напр. А. Д. Мен­ши­ков. Был раз­ра­бо­тан ри­ту­ал при­двор­ных празд­неств. Во вре­мя во­ен­ных па­ра­дов и те­ат­ра­ли­зо­ван­ных ше­ст­вий по по­во­ду по­бед рус. ору­жия (напр., Пол­тав­ская по­бе­да 1709) зву­чали при­вет­ст­вен­ные па­не­ги­ри­че­ские кан­ты – «ви­ва­ты», со­про­во­ж­дав­шие­ся фан­фа­ра­ми труб и ко­ло­коль­ным зво­ном. На двор­цо­вых ба­лах – ас­самб­ле­ях (уч­ре­ж­де­ны в 1718) ис­пол­ня­лись за­пад­но­ев­ро­пей­ские тан­цы; по­ло­не­зы, анг­ле­зы, ме­ну­эты, вна­ча­ле на­са­ж­дав­шие­ся си­лой, вско­ре при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность.

С при­об­ще­ни­ем к об­ще­ев­ро­пей­ско­му сти­лю свет­ской жиз­ни но­вые фор­мы му­зи­ци­ро­ва­ния ут­вер­жда­ют­ся и в до­маш­нем бы­ту сто­лич­ной ари­сто­кра­тии. В мо­ду вхо­дит ис­пол­не­ние пе­сен («арий») лю­бов­но­го со­дер­жа­ния под ак­ком­па­не­мент кла­ве­си­на, скрип­ки, флей­ты. Сна­ча­ла они пе­лись на италь­ян­ском, фран­цуз­ском, не­мец­ком язы­ках, за­тем в рус. по­эзии поя­ви­лись сти­хи, пред­на­зна­чен­ные для ис­пол­не­ния «на го­лос» к.-л. по­пу­ляр­ной арии или лю­би­мо­го тан­ца «ми­ну­ве­та».

В по­след­ние го­ды прав­ле­ния Пет­ра I за­ро­ж­да­ет­ся кон­церт­ная жизнь; по его ука­зу при дво­ре уст­раи­ва­лись ве­че­ра ка­мер­ной му­зы­ки, ав­ст­рий­ский ка­мер­ный ор­кестр ис­пол­нял му­зы­ку А. Ко­рел­ли, Г. Ф. Те­ле­ма­на, Р. Кай­зе­ра. Для при­гла­шён­ных, круг ко­то­рых ог­ра­ни­чи­вал­ся при­двор­ны­ми, по­се­ще­ние по­доб­ных кон­цер­тов бы­ло обя­за­тель­ным. Глав­ным ре­зуль­та­том это­го пе­рио­да яви­лось из­ме­не­ние об­ще­ст­вен­но­го ста­ту­са свет­ской му­зы­ки. Пре­вра­тив­шись в со­став­ляю­щую дво­рян­ско­го вос­пи­та­ния, она ста­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью но­во­го ук­ла­да жиз­ни.

Му­зы­каль­ный те­атр. 1730–60-е гг. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся при­об­ще­ни­ем сто­лич­ных слу­ша­те­лей к бо­лее слож­ным ев­ропей­ским жан­рам, пре­ж­де все­го к опере. В 1731 в С.-Пе­тер­бур­ге соз­дан при­двор­ный те­атр италь­ян­ской опе­ры, на сце­не ко­то­ро­го ре­гу­ляр­но ста­ви­лись опе­ры-се­риа. Во 2-й пол. 1750-х гг. италь­ян­ский ан­тре­пре­нёр Дж. Ло­ка­тел­ли ор­га­ни­зо­вал пуб­лич­ный опер­ный те­атр (в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве), ос­но­вой ре­пер­туа­ра ста­ли опе­ры-буф­фа. В 1762 при дво­ре поя­ви­лась фран­цуз­ская опер­ная труп­па и рус. пуб­ли­ка впер­вые ус­лы­ша­ла фран­цуз­скую ко­ми­че­скую опе­ру.

Пе­тер­бург­ские опер­ные те­ат­ры при­вле­ка­ли круп­ней­ших ев­ро­пей­ских му­зы­кан­тов: здесь ра­бо­та­ли из­вест­ные италь­ян­ские ком­по­зи­то­ры Б. Га­луп­пи, Дж. Паи­зи­ел­ло, Дж. Сар­ти, Д. Чи­ма­ро­за. Ф. Арайя стал ав­то­ром пер­вой опе­ры с рус. тек­стом («Це­фал и Про­крис», либр. А. П. Су­ма­ро­ко­ва), ис­полнен­ной в 1755 рус. ар­ти­ста­ми. За­ни­мая ве­ду­щее ме­сто в муз. жиз­ни Рос­сии сер. 18 в., ино­стран­ные му­зы­кан­ты, гл. обр. италь­ян­цы, спо­соб­ст­во­ва­ли об­ще­му подъ­ё­му муз. куль­ту­ры, раз­ви­тию твор­че­ст­ва и вос­пи­та­нию оте­че­ст­вен­ных му­зы­кан­тов-про­фес­сио­на­лов.

Му­зы­ка в по­ме­щичь­ем и го­род­ском бы­ту. Кон­церт­ная жизнь. В сер. 18 в. ев­ро­пей­ские фор­мы му­зи­ци­ро­ва­ния вы­хо­дят из уз­ких кру­гов сто­лич­ной ари­сто­кра­тии. По об­раз­цу дво­ра в по­ме­щичь­их усадь­бах соз­да­ва­лись ор­ке­ст­ро­вые и хо­ро­вые ка­пел­лы; со­став­лен­ные из кре­по­ст­ных, ото­бран­ных и обу­чен­ных ев­ро­пей­ца­ми, ка­пел­лы дос­ти­га­ли зна­чи­тель­ных раз­ме­ров и вы­со­ко­го уров­ня про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва. Поя­ви­лись так­же кре­по­ст­ные те­ат­ры, в ко­то­рых ста­ви­лись опе­ры. Осо­бен­но сла­ви­лись те­ат­ры П. М. Вол­кон­ско­го и Н. П. Ше­ре­ме­те­ва (под Мо­ск­вой), А. Р. Во­рон­цо­ва (в Там­бов­ской и Вла­ди­мир­ской гу­бер­ни­ях). Не­ко­то­рые кре­по­ст­ные ар­ти­сты пе­ре­хо­ди­ли за­тем в про­фес­сио­наль­ные (ча­ст­ные или ка­зён­ные) го­род­ские труп­пы.

В нач. 1750-х гг. ка­пель­мей­стер ор­ке­ст­ра С. К. На­рыш­ки­на чеш­ский вал­торнист Я. А. Ма­реш соз­дал ро­го­вой ор­кестр, со­сто­яв­ший из не­сколь­ких де­сят­ков усо­вер­шен­ст­во­ван­ных мед­ных охот­ничь­их ро­гов. Соз­дан­ные по его об­раз­цу ро­го­вые ор­ке­ст­ры (в т. ч. в сер. 1750-х гг. при дво­ре Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны) бы­ли по­пу­ляр­ны до 1830-х гг.; о ро­го­вой му­зы­ке со­хра­ни­лись вос­тор­жен­ные от­кли­ки со­вре­мен­ни­ков (напр., М. И. Глин­ки).

Лю­би­тель­ское му­зи­ци­ро­ва­ние вслед за сто­ли­ца­ми во­шло в обы­чай и в про­вин­ци­аль­ных го­ро­дах и по­ме­сть­ях, рас­про­стра­ни­лось за пре­де­лы дво­рян­ской сре­ды. В 1740–60-х гг. дос­тиг рас­цве­та жанр кан­та. Те­ма­ти­ка кан­тов при­об­ре­ла свет­ский ха­рак­тер и су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­лась (из­вест­ны кан­ты бы­то­во­го, лю­бов­но-ли­ри­че­ско­го, шу­точ­но-са­ти­ри­че­ско­го со­дер­жа­ния); зна­чи­тель­но обо­га­ти­лась их ме­ло­ди­ка. Но­вым яв­лени­ем в го­род­ском бы­ту ста­ло ис­пол­не­ние об­ра­бо­ток на­род­ных пе­сен. Сде­лав­шись ча­стью свет­ской куль­ту­ры, народ­ная пес­ня по­лу­чи­ла ин­ст­ру­мен­таль­ное со­про­во­ж­де­ние, «ев­ро­пеи­зи­ро­ва­лись» её ла­до­вые и мет­ро­рит­ми­че­ские осо­бен­но­сти. Про­цесс при­спо­саб­ли­ва­ния пес­ни к ев­ро­пей­ским ка­но­нам – один из при­зна­ков рос­та ак­тив­но­сти свет­ской муз. куль­ту­ры 18 в.

В по­след­ней тре­ти 18 в. ев­ро­пей­ские фор­мы му­зи­ци­ро­ва­ния проч­но уко­ре­ни­лись на рус. поч­ве. По­лу­чи­ла раз­ви­тие кон­церт­ная жизнь, поя­ви­лось не­сколь­ко ча­ст­ных те­ат­ров, дос­туп­ных ши­ро­кой ау­ди­то­рии: те­атр М. Г. Ме­док­са и П. В. Уру­со­ва в Мо­ск­ве (1776), те­атр К. Книп­пе­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1779). Про­сла­ви­лись име­на рус. ис­пол­ни­те­лей: скри­па­ча и ди­ри­жё­ра И. Е. Хан­дош­ки­на, пе­виц Е. С. Сан­ду­но­вой и П. И. Жем­чу­го­вой, пев­цов А. М. Кру­тиц­ко­го и А. Г. Ожо­ги­на. В Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге об­ра­зо­ва­лись об­ще­ст­ва лю­би­те­лей му­зы­ки, от­кры­лись пер­вые ча­ст­ные муз. шко­лы, муз. клас­сы при Ака­де­мии ху­до­жеств и Мо­с­ков­ском ун-те. Не­ма­ло вни­ма­ния уде­ля­лось му­зы­ке в жур­на­лах («Зри­тель», 1792).

Ста­нов­ле­ние ком­по­зи­тор­ской шко­лы. С сер. 18 в. ин­тен­сив­но шёл про­цесс фор­ми­ро­ва­ния на­цио­наль­ной ком­по­зи­тор­ской шко­лы. Он на­чал­ся с ус­вое­ния жан­ров, форм и сти­ли­сти­че­ских прин­ци­пов со­вре­мен­ной ев­ро­пей­ской му­зы­ки (рус. ком­по­зи­то­ры ста­жи­ро­ва­лись за ру­бе­жом, в т. ч. в Бо­лон­ской ака­де­мии, ко­то­рую по­се­щал в то вре­мя В. А. Мо­царт). Сво­бод­ное вла­де­ние прин­ци­па­ми ев­ро­пей­ской ком­по­зи­ции по­зво­ля­ло рус. му­зы­кан­там не толь­ко пре­тво­рять их в сво­их про­из­ве­де­ни­ях, но и на­хо­дить воз­мож­ность для объ­е­ди­не­ния клас­си­че­ско­го сти­ля с осо­бен­но­стя­ми рус. пе­сен­ной ме­ло­ди­ки.

Рус­ская на­род­ная пес­ня в этот пе­риод ста­но­вит­ся пред­ме­том изу­че­ния и эс­те­ти­че­ско­го ос­мыс­ле­ния. Вы­шли из пе­ча­ти пер­вые сбор­ни­ки с нот­ной за­писью пе­сен В. Ф. Тру­тов­ско­го («Со­б­ра­ние рус­ских про­стых пе­сен с но­та­ми», 1776– 1795. Ч. 1–4), Н. А. Льво­ва и И. Пра­ча («Со­б­ра­ние на­род­ных рус­ских пе­сен с их го­ло­са­ми», 1790. Ч. 1). На­пе­вы из этих сбор­ни­ков в даль­ней­шем не раз ис­поль­зо­ва­лись ком­по­зи­то­ра­ми.

Осн. дос­ти­же­ния оте­че­ст­вен­ной ком­по­зи­тор­ской шко­лы 18 в. свя­за­ны с ко­ми­че­ской опе­рой. Мо­ло­дая рус. опе­ра вос­при­ня­ла не­ко­то­рые эле­мен­ты италь­ян­ской опе­ры-буф­фа, фран­цуз­ской ко­ми­че­ской опе­ры, не­мец­ко­го зин­гш­пи­ля, но по ха­рак­те­ру об­ра­зов и ин­то­на­ци­он­но­му строю бы­ла уже во мно­гом на­цио­наль­но са­мо­быт­на. Сю­жет­ной ос­но­вой слу­жи­ли ко­ме­дии из ус­лов­ной «на­род­ной жиз­ни», в пар­ти­ту­ры вклю­ча­лись об­ра­бот­ки на­род­ных пе­сен. Пер­вая из до­шед­ших до нас опер «Мель­ник – кол­дун, об­ман­щик и сват» (1779) пред­ставля­ла со­бой бы­то­вую ко­ме­дию с муз. но­ме­ра­ми, ка­ж­дый из ко­то­рых на­пи­сан на мо­тив под­лин­ной на­род­ной пес­ни. Пес­ни бы­ли ото­бра­ны и об­ра­бота­ны М. М. Со­ко­лов­ским (скри­па­чом и ди­ри­жё­ром Мо­с­ков­ско­го опер­но­го теат­ра) по ука­за­ни­ям ав­то­ра ко­ме­дии А. О. Аб­ле­си­мо­ва. Опе­ра дол­го не схо­ди­ла со сце­ны и по­слу­жи­ла про­то­ти­пом др. про­из­ве­де­ний по­доб­но­го ро­да, луч­шее из ко­то­рых – «Ям­щи­ки на под­ста­ве» Е. И. Фо­ми­на (либр. Н. А. Льво­ва, 1787) – от­ли­ча­ет­ся мас­тер­ст­вом мно­го­го­лос­ной об­ра­бот­ки на­род­ных ме­ло­дий. Дру­гие опе­ры – «Ску­пой» (ок. 1782, либр. Я. Б. Княж­ни­на) и «Санк­т­пе­тер­бург­ский гос­ти­ный двор» (2-я ред., 1792, либр. М. А. Ма­тин­ско­го) В. А. Паш­ке­ви­ча, «Аме­ри­кан­цы» Фо­ми­на (либр. И. А. Кры­ло­ва, 1788) – об­на­ру­жи­ва­ют бли­зость об­ще­ев­ро­пей­ско­му му­зы­каль­но­му язы­ку, а по мет­ко­сти муз. ха­рак­те­ри­стик и мас­тер­ст­ву ан­самб­ле­во­го пись­ма срав­ни­мы с луч­ши­ми об­раз­ца­ми опе­ры-буф­фа Н. Пич­чин­ни и Дж. Паи­зи­ел­ло (в них встре­ча­ют­ся и ори­ги­наль­ные опер­ные фор­мы, напр. уни­каль­ный для сво­его вре­ме­ни боль­шой мо­но­лог Скря­ги­на из опе­ры «Ску­пой», це­ли­ком ос­но­ван­ный на ак­ком­па­ни­ро­ван­ном ре­чи­та­ти­ве). На сти­ль фран­цуз­ской ко­мической опе­ры ори­ен­ти­ро­вал­ся Д. С. Бор­т­нян­ский, опе­ры ко­то­ро­го «Со­кол» (1786) и «Сын-со­пер­ник» (1787) ре­ше­ны в ли­ри­че­ском клю­че. Под­лин­но тра­ги­че­ская му­зы­ка Фо­ми­на к ме­ло­дра­ме «Ор­фей» (текст Княж­ни­на) близ­ка сти­лю В. А. Мо­цар­та и К. В. Глю­ка.

Од­но из ори­ги­наль­ных яв­ле­ний рус. му­зы­ки по­след­ней тре­ти 18 в., свя­зан­ное со сфе­рой до­маш­не­го му­зи­ци­ро­ва­ния, – т. н. рос­сий­ская пес­ня (пес­ня с ин­ст­ру­мен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем, на рус. язы­ке). Ран­ние об­раз­цы её пред­став­ле­ны в сбор­ни­ке Г. Н. Те­п­ло­ва «Ме­ж­ду де­лом без­де­лье, или Со­б­ра­ние раз­ных пе­сен» (1759); боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ано­ним­ные пес­ни, из­дан­ные Ф. Мей­е­ром («Со­б­ра­ние наи­луч­ших рос­сий­ских пе­сен», 1781. Ч. 1–5). Жанр окон­ча­тель­но сло­жил­ся в 1790-х гг. в твор­че­ст­ве Ф. М. Ду­бянско­го («Сто­нет си­зый го­лу­бо­чек») и жив­ше­го в С.-Пе­тер­бур­ге по­ля­ка О. А. Коз­лов­ско­го («Пре­же­сто­кая судь­би­на»). Тек­ста­ми пе­сен слу­жи­ли сти­хи лю­бов­но-ли­ри­че­ско­го со­дер­жа­ния, на­пи­сан­ные по­эта­ми эпо­хи клас­си­циз­ма (А. П. Су­ма­ро­ков) и сен­ти­мен­та­лизма (Ю. А. Не­ле­дин­ский-Ме­лец­кий, И. И. Дмит­ри­ев, В. В. Кап­нист, А. Ф. Мерз­ля­ков). На муз. сти­ли­сти­ку рос­сий­ских пе­сен ока­за­ли влия­ние раз­ные ис­точ­ни­ки – от ев­ро­пей­ских пе­сен­ных и тан­це­валь­ных жан­ров до кан­тов и об­ра­бо­ток рус­ских на­род­ных пе­сен. Рос­сий­ская пес­ня ста­ла пред­ше­ст­вен­ни­цей рус­ско­го ро­ман­са.

В по­след­ней четв. 18 в. раз­ви­ва­ют­ся ин­ст­ру­мен­таль­ные, пре­ж­де все­го ка­мер­ные, жан­ры, бы­тую­щие в сфе­ре до­маш­не­го му­зи­ци­ро­ва­ния. В этом на­прав­ле­нии ра­бо­тал и Коз­лов­ский, сла­ву ко­торо­му при­нёс ге­рои­че­ский по­ло­нез «Гром по­бе­ды, раз­да­вай­ся» (1791; на­пи­сан по слу­чаю взя­тия Из­маи­ла). В твор­че­ст­ве ос­но­во­по­лож­ни­ка рус. скри­пич­ной шко­лы И. Е. Хан­дош­ки­на пред­став­ле­ны ва­риа­ции на те­мы на­род­ных пе­сен (для скрип­ки со­ло или двух ­скрипок), соль­ные скри­пич­ные со­на­ты. Жан­ры кла­вир­ной со­на­ты и ка­мер­но­го ан­самб­ля раз­ви­вал в сво­ём твор­че­ст­ве Борт­нян­ский. Эле­мен­ты на­цио­наль­но­го рус. сим­фо­низ­ма вы­ра­ба­ты­ва­лись в му­зы­ке опер­ных увер­тюр. В 1798 поя­ви­лось уни­каль­ное для рус. куль­ту­ры 18 в. про­из­ве­де­ние – Ре­к­ви­ем Коз­лов­ско­го (на лат. текст).

Раз­ви­тие про­фес­сио­наль­но­го твор­че­ст­ва 2-й пол. 18 в. под­го­то­ви­ло рас­цвет рус­ской клас­си­че­ской му­зы­ки сле­дую­ще­го сто­ле­тия.

Вернуться к началу