18 ВЕК
В 18 в. эпизодические влияния сменились бурным стремительным развитием европейских форм музицирования. Русской музыкой осваивались достижения светской европейской культуры, начиная от владения инструментами и кончая тонкостями композиторского мастерства, и при этом сохранялась культура национальная, прежде всего народная песенная и церковная.
Формы музицирования. 1-я треть 18 в. – период внедрения в жизнь светского общества новых форм музицирования. При Петре I музыка стала частью общественных церемоний, которые обслуживались Военным и Бальным придворными оркестрами и придворным хором, преобразованным из хора Государевых певчих дьяков (с 1763 императорская Придворная певческая капелла). Собственные капеллы, состоящие из иностранных музыкантов-инструменталистов и рус. певчих, имели близкие двору вельможи, напр. А. Д. Меншиков. Был разработан ритуал придворных празднеств. Во время военных парадов и театрализованных шествий по поводу побед рус. оружия (напр., Полтавская победа 1709) звучали приветственные панегирические канты – «виваты», сопровождавшиеся фанфарами труб и колокольным звоном. На дворцовых балах – ассамблеях (учреждены в 1718) исполнялись западноевропейские танцы; полонезы, англезы, менуэты, вначале насаждавшиеся силой, вскоре приобрели популярность.
С приобщением к общеевропейскому стилю светской жизни новые формы музицирования утверждаются и в домашнем быту столичной аристократии. В моду входит исполнение песен («арий») любовного содержания под аккомпанемент клавесина, скрипки, флейты. Сначала они пелись на итальянском, французском, немецком языках, затем в рус. поэзии появились стихи, предназначенные для исполнения «на голос» к.-л. популярной арии или любимого танца «минувета».
В последние годы правления Петра I зарождается концертная жизнь; по его указу при дворе устраивались вечера камерной музыки, австрийский камерный оркестр исполнял музыку А. Корелли, Г. Ф. Телемана, Р. Кайзера. Для приглашённых, круг которых ограничивался придворными, посещение подобных концертов было обязательным. Главным результатом этого периода явилось изменение общественного статуса светской музыки. Превратившись в составляющую дворянского воспитания, она стала неотъемлемой частью нового уклада жизни.
Музыкальный театр. 1730–60-е гг. характеризуются приобщением столичных слушателей к более сложным европейским жанрам, прежде всего к опере. В 1731 в С.-Петербурге создан придворный театр итальянской оперы, на сцене которого регулярно ставились оперы-сериа. Во 2-й пол. 1750-х гг. итальянский антрепренёр Дж. Локателли организовал публичный оперный театр (в С.-Петербурге и Москве), основой репертуара стали оперы-буффа. В 1762 при дворе появилась французская оперная труппа и рус. публика впервые услышала французскую комическую оперу.
Петербургские оперные театры привлекали крупнейших европейских музыкантов: здесь работали известные итальянские композиторы Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза. Ф. Арайя стал автором первой оперы с рус. текстом («Цефал и Прокрис», либр. А. П. Сумарокова), исполненной в 1755 рус. артистами. Занимая ведущее место в муз. жизни России сер. 18 в., иностранные музыканты, гл. обр. итальянцы, способствовали общему подъёму муз. культуры, развитию творчества и воспитанию отечественных музыкантов-профессионалов.
Музыка в помещичьем и городском быту. Концертная жизнь. В сер. 18 в. европейские формы музицирования выходят из узких кругов столичной аристократии. По образцу двора в помещичьих усадьбах создавались оркестровые и хоровые капеллы; составленные из крепостных, отобранных и обученных европейцами, капеллы достигали значительных размеров и высокого уровня профессионального мастерства. Появились также крепостные театры, в которых ставились оперы. Особенно славились театры П. М. Волконского и Н. П. Шереметева (под Москвой), А. Р. Воронцова (в Тамбовской и Владимирской губерниях). Некоторые крепостные артисты переходили затем в профессиональные (частные или казённые) городские труппы.
В нач. 1750-х гг. капельмейстер оркестра С. К. Нарышкина чешский валторнист Я. А. Мареш создал роговой оркестр, состоявший из нескольких десятков усовершенствованных медных охотничьих рогов. Созданные по его образцу роговые оркестры (в т. ч. в сер. 1750-х гг. при дворе Елизаветы Петровны) были популярны до 1830-х гг.; о роговой музыке сохранились восторженные отклики современников (напр., М. И. Глинки).
Любительское музицирование вслед за столицами вошло в обычай и в провинциальных городах и поместьях, распространилось за пределы дворянской среды. В 1740–60-х гг. достиг расцвета жанр канта. Тематика кантов приобрела светский характер и существенно расширилась (известны канты бытового, любовно-лирического, шуточно-сатирического содержания); значительно обогатилась их мелодика. Новым явлением в городском быту стало исполнение обработок народных песен. Сделавшись частью светской культуры, народная песня получила инструментальное сопровождение, «европеизировались» её ладовые и метроритмические особенности. Процесс приспосабливания песни к европейским канонам – один из признаков роста активности светской муз. культуры 18 в.
В последней трети 18 в. европейские формы музицирования прочно укоренились на рус. почве. Получила развитие концертная жизнь, появилось несколько частных театров, доступных широкой аудитории: театр М. Г. Медокса и П. В. Урусова в Москве (1776), театр К. Книппера в С.-Петербурге (1779). Прославились имена рус. исполнителей: скрипача и дирижёра И. Е. Хандошкина, певиц Е. С. Сандуновой и П. И. Жемчуговой, певцов А. М. Крутицкого и А. Г. Ожогина. В Москве и С.-Петербурге образовались общества любителей музыки, открылись первые частные муз. школы, муз. классы при Академии художеств и Московском ун-те. Немало внимания уделялось музыке в журналах («Зритель», 1792).
Становление композиторской школы. С сер. 18 в. интенсивно шёл процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки (рус. композиторы стажировались за рубежом, в т. ч. в Болонской академии, которую посещал в то время В. А. Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло рус. музыкантам не только претворять их в своих произведениях, но и находить возможность для объединения классического стиля с особенностями рус. песенной мелодики.
Русская народная песня в этот период становится предметом изучения и эстетического осмысления. Вышли из печати первые сборники с нотной записью песен В. Ф. Трутовского («Собрание русских простых песен с нотами», 1776– 1795. Ч. 1–4), Н. А. Львова и И. Прача («Собрание народных русских песен с их голосами», 1790. Ч. 1). Напевы из этих сборников в дальнейшем не раз использовались композиторами.
Осн. достижения отечественной композиторской школы 18 в. связаны с комической оперой. Молодая рус. опера восприняла некоторые элементы итальянской оперы-буффа, французской комической оперы, немецкого зингшпиля, но по характеру образов и интонационному строю была уже во многом национально самобытна. Сюжетной основой служили комедии из условной «народной жизни», в партитуры включались обработки народных песен. Первая из дошедших до нас опер «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779) представляла собой бытовую комедию с муз. номерами, каждый из которых написан на мотив подлинной народной песни. Песни были отобраны и обработаны М. М. Соколовским (скрипачом и дирижёром Московского оперного театра) по указаниям автора комедии А. О. Аблесимова. Опера долго не сходила со сцены и послужила прототипом др. произведений подобного рода, лучшее из которых – «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина (либр. Н. А. Львова, 1787) – отличается мастерством многоголосной обработки народных мелодий. Другие оперы – «Скупой» (ок. 1782, либр. Я. Б. Княжнина) и «Санктпетербургский гостиный двор» (2-я ред., 1792, либр. М. А. Матинского) В. А. Пашкевича, «Американцы» Фомина (либр. И. А. Крылова, 1788) – обнаруживают близость общеевропейскому музыкальному языку, а по меткости муз. характеристик и мастерству ансамблевого письма сравнимы с лучшими образцами оперы-буффа Н. Пиччинни и Дж. Паизиелло (в них встречаются и оригинальные оперные формы, напр. уникальный для своего времени большой монолог Скрягина из оперы «Скупой», целиком основанный на аккомпанированном речитативе). На стиль французской комической оперы ориентировался Д. С. Бортнянский, оперы которого «Сокол» (1786) и «Сын-соперник» (1787) решены в лирическом ключе. Подлинно трагическая музыка Фомина к мелодраме «Орфей» (текст Княжнина) близка стилю В. А. Моцарта и К. В. Глюка.
Одно из оригинальных явлений рус. музыки последней трети 18 в., связанное со сферой домашнего музицирования, – т. н. российская песня (песня с инструментальным сопровождением, на рус. языке). Ранние образцы её представлены в сборнике Г. Н. Теплова «Между делом безделье, или Собрание разных песен» (1759); большой популярностью пользовались анонимные песни, изданные Ф. Мейером («Собрание наилучших российских песен», 1781. Ч. 1–5). Жанр окончательно сложился в 1790-х гг. в творчестве Ф. М. Дубянского («Стонет сизый голубочек») и жившего в С.-Петербурге поляка О. А. Козловского («Прежестокая судьбина»). Текстами песен служили стихи любовно-лирического содержания, написанные поэтами эпохи классицизма (А. П. Сумароков) и сентиментализма (Ю. А. Нелединский-Мелецкий, И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, А. Ф. Мерзляков). На муз. стилистику российских песен оказали влияние разные источники – от европейских песенных и танцевальных жанров до кантов и обработок русских народных песен. Российская песня стала предшественницей русского романса.
В последней четв. 18 в. развиваются инструментальные, прежде всего камерные, жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования. В этом направлении работал и Козловский, славу которому принёс героический полонез «Гром победы, раздавайся» (1791; написан по случаю взятия Измаила). В творчестве основоположника рус. скрипичной школы И. Е. Хандошкина представлены вариации на темы народных песен (для скрипки соло или двух скрипок), сольные скрипичные сонаты. Жанры клавирной сонаты и камерного ансамбля развивал в своём творчестве Бортнянский. Элементы национального рус. симфонизма вырабатывались в музыке оперных увертюр. В 1798 появилось уникальное для рус. культуры 18 в. произведение – Реквием Козловского (на лат. текст).
Развитие профессионального творчества 2-й пол. 18 в. подготовило расцвет русской классической музыки следующего столетия.