Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Ранние формы светской профессиональной музыки

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 781-782

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Б. Хвоина

Ранние формы светской профессиональной музыки

Древняя Русь

О свет­ских фор­мах древ­не­рус­ской муз. куль­ту­ры (9–16 вв.) мож­но су­дить по упо­ми­на­ни­ям в ле­то­пи­сях (на­чи­ная с «По­вес­ти вре­мен­ных лет», 1110-е гг.) и др. па­мят­ни­ках ли­те­ра­ту­ры (жи­тия, про­по­ве­ди, по­сла­ния), ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных до­ку­мен­тах (корм­чие кни­ги, ус­тав­ные и дар­ст­вен­ные грамо­ты), по сви­де­тель­ст­вам ино­стран­ных ис­то­ри­ков, пу­те­ше­ст­вен­ни­ков, по­слов. О су­ще­ст­во­ва­нии ори­ги­наль­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной тра­ди­ции и со­от­вет­ст­во­вав­ших ей форм муз. куль­ту­ры сви­де­тель­ст­ву­ют ар­хео­ло­ги­че­ские ма­те­риалы из Нов­го­ро­да [фраг­мен­ты гус­лей, смы­ков (гуд­ков), со­пе­лей, най­ден­ные в куль­тур­ных сло­ях 11–15 вв.], Ста­рой Ря­за­ни (ри­ту­аль­ные ру­саль­ные брас­леты 12–13 вв. с изо­бра­же­ни­ем пля­су­ньи и гус­ля­ра). Ис­точ­ни­ка­ми све­де­ний яв­ля­ют­ся так­же па­мят­ни­ки уст­ной музы­каль­но-по­эти­че­ской куль­ту­ры, гл. обр. бы­ли­ны, и изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва – фре­ски, ико­ны, ми­ниа­тю­ры ли­це­вых ле­то­пи­сей (Рад­зи­вил­лов­ская, 15 в., Ни­ко­нов­ская, 16 в.), за­став­ки нов­го­род­ских ру­ко­пис­ных книг 14 в.

Изо­бра­же­ния ви­зан­тий­ских му­зы­кан­тов с ин­ст­ру­мен­та­ми на фре­ске Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве (1037) сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что на Ру­си бы­ли из­вест­ны фор­мы свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния Ви­зан­тии. В то же вре­мя не­ко­то­рые ­виды про­фес­сио­наль­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ст­ва, ха­рак­тер­ные для Древ­ней Ру­си, име­ют свои ана­ло­ги в За­пад­ной Ев­ро­пе, что объ­яс­ня­ет­ся не столь­ко ис­то­ри­че­ски – вза­им­ны­ми влия­ния­ми, сколь­ко ти­по­ло­ги­че­ски – общ­но­стью функ­ций свет­ской муз. куль­ту­ры в жиз­ни фео­даль­ных го­су­дарств. Так, тра­ди­ция про­фес­сио­наль­ных пев­цов-ска­зи­те­лей, слу­жив­ших при ве­ли­ко­кня­же­ском дво­ре, близ­ка скан­ди­нав­ским скаль­дам, кельт­ским бар­дам. Ти­пич­но рус. яв­ле­ние ско­мо­ро­ше­ст­ва – на­цио­наль­ная раз­но­вид­ность куль­ту­ры ме­не­ст­рель­но­го ти­па, ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ной в Ев­ро­пе в Сред­ние ве­ка.

В Древ­не­рус­ском го­су­дар­ст­ве му­зы­ка име­ла ряд при­клад­ных функ­ций, свя­зан­ных с во­ен­ной жиз­нью, гра­ж­дан­ски­ми об­ря­да­ми, кня­же­ским и бо­яр­ским бы­том. В рат­ном де­ле ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ду­хо­вые и удар­ные ин­ст­ру­мен­ты. Тру­ба, рог, сур­на, со­пель, по­сви­стель, буб­ны, ту­лум­бас, на­бат при­ме­ня­лись для пе­ре­да­чи сиг­на­лов и, кро­ме то­го, мог­ли соз­да­вать уст­ра­шающий шум во вре­мя на­сту­п­ле­ний и штур­мов. Рат­ные ин­ст­ру­мен­ты зву­ча­ли и во вре­мя тор­же­ст­вен­ных при­двор­ных це­ре­мо­ний. Этот обы­чай на­шёл про­дол­же­ние в пе­ри­од цен­тра­ли­за­ции го­су­дарст­ва во­круг Мо­ск­вы (14–16 вв.), когда ус­та­но­ви­лись мно­го­люд­ные, от­ли­чав­шие­ся де­ко­ра­тив­ной пыш­но­стью при­двор­ные це­ре­мо­нии: цар­ские «тру­ба­чеи», «сур­на­чеи», «на­кра­чеи», «ли­тавр­щи­ки» (ис­пол­ни­те­ли на на­крах, ли­тав­рах) мог­ли со­би­рать­ся на них в ко­ли­че­ст­ве св. 100 че­ло­век.

Му­зы­ка при кня­же­ских дво­рах бы­ла так­же пред­став­ле­на пев­ца­ми-ска­зи­те­ля­ми и «пес­но­твор­ца­ми», про­слав­ляв­ши­ми бое­вые под­ви­ги кня­зей и их дру­жин, со­про­во­ж­дая пе­ние иг­рой на гус­лях. Пред­ста­ви­те­лем этой тра­ди­ции был Бо­ян, об­раз ко­то­ро­го за­пе­чат­лён в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве» (кон. 12 в.). Пред­по­ло­жи­тель­но, соз­дате­ли «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве», «За­дон­щи­ны» (кон. 14 в.), «Ска­за­ния о Ма­мае­вом по­бои­ще» (1-я четв. 15 в.) бы­ли не толь­ко по­эта­ми, но и ска­зи­теля­ми. Твор­че­ст­во про­фес­сио­наль­ных пев­цов-ска­зи­те­лей бы­ло тес­но свя­за­но с бы­лин­ной тра­ди­ци­ей (см. ст. Му­зы­каль­ный фольк­лор: ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти).

Фольк­лор­ное про­ис­хо­ж­де­ние оп­ре­деля­ет и муз. са­мо­быт­ность ско­мо­ро­ше­ст­ва – наи­бо­лее зна­чи­тель­но­го для Ру­си ви­да свет­ско­го про­фес­сио­наль­но­го твор­че­ст­ва. Ско­мо­рох как тип сред­не­ве­ко­во­го син­кре­ти­че­ско­го ак­тё­ра объ­е­ди­нял ис­кус­ст­во ли­це­дея с уме­ни­ем петь и вла­де­ни­ем ин­ст­ру­мен­та­ми (ле­то­пис­ные «гу­деб­ные со­су­ды»), сре­ди ко­то­рых – гус­ли, смы­ки (гуд­ки), дом­ры, во­лын­ки, буб­ны, сви­ре­ли, со­пе­ли, «ар­га­ны» (воз­мож­но, вар­га­ны). Ско­мо­ро­хи бро­ди­ли по го­ро­дам и сё­лам, да­вая пред­став­ле­ния на ули­цах. На­ря­ду с бро­дя­чи­ми су­ще­ст­во­ва­ли «слу­жи­лые» ско­мо­ро­хи; на­хо­дясь на кня­же­ской служ­бе, они мог­ли со­став­лять ан­самб­ли пев­цов и ин­ст­ру­мен­та­ли­стов. «Жи­тие пре­по­доб­но­го Фео­до­сия, игу­ме­на Пе­чер­ско­го» сви­де­тель­ст­ву­ет, что в 11 в. в Кие­ве этот вид раз­вле­че­ний имел ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер. «Сто­глав» (1551) кон­ста­ти­ру­ет со­блю­де­ние «в Тро­иц­кую суб­бо­ту» древ­не­го обы­чая справ­лять «бе­со­в­ские» триз­ны на жаль­ни­ках (клад­би­щах) с уча­сти­ем пою­щих и пля­шу­щих ско­мо­ро­хов и «гуд­цов».

Со ско­мо­ро­ха­ми бы­ла тра­ди­ци­он­но свя­за­на цар­ская «по­те­ха», и с об­ра­зо­ва­ни­ем цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­ва луч­ших из них ста­ли сво­зить ко дво­ру. Так, в 1571 по ука­зу Ива­на IV Гроз­но­го боль­шие их груп­пы бы­ли дос­тав­ле­ны в Мо­ск­ву из Нов­го­ро­да. Первые сведения об игре на инструментах при дворе мос­ковских государей восходят к кон. 15 в.: в 1490 ко двору Ива­на III был вызван­ из-за границы «арганный игрец» для налаживания орган­ной «по­техи». В кон. 16 в. в подарок Фёдору Ивановичу вместе с органами во дво­рец бы­ли привезены из Европы и клавикорды.

Ско­мо­ро­ше­ст­во ас­со­ции­ро­ва­лось цер­ко­вью с язы­че­ст­вом и по­то­му счи­та­лось «бо­го­мерз­ким де­лом»: «…или сви­рец, или гу­дец, или смы­чек, или пля­сец… да от­верг­нуть (от церк­ви)» (Ря­зан­ская корм­чая 1284). В сер. 17 в. го­не­ния на ско­мо­ро­хов уси­ли­лись. Со­глас­но ука­зу Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча «Об ис­прав­ле­нии нра­вов и унич­то­же­нии суе­ве­рия» (1648) мно­же­ст­во ско­мо­рошь­их ин­ст­ру­мен­тов бы­ло со­жже­но, боль­шин­ст­во ско­мо­ро­хов ока­за­лось вы­се­лен­ным из цен­траль­ных об­лас­тей на се­вер. В 17 в. ско­мо­ро­ше­ст­во как са­мо­стоя­тель­ный вид свет­ской куль­ту­ры окон­чи­ло су­ще­ст­во­ва­ние.

Светская музыка 2-й половины 17 века

Ини­ции­руя го­не­ния на ско­мо­ро­хов, цер­ковь спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию иных форм свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния, опи­рав­ших­ся на тра­ди­ции пра­во­слав­ной ду­хов­ной му­зы­ки. Ещё при Ива­не III в Мо­ск­ве был ос­но­ван хор (1479), дав­ший на­ча­ло хо­ру Го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков (с 1703 в С.-Пе­тер­бур­ге). Пев­чие дья­ки уча­ст­во­ва­ли в бо­го­слу­же­ни­ях в двор­цо­вых хра­мах, в тор­же­ст­вен­ных при­двор­ных це­ре­мо­ни­ях и со­про­во­ж­да­ли ца­ря в по­хо­дах. С дея­тель­но­стью хора Го­су­да­ре­вых пев­чих дья­ков свя­зан рас­цвет оте­че­ст­вен­ной шко­лы в жан­ре мно­го­го­лос­но­го пар­тес­но­го кон­цер­та.

Во 2-й пол. 17 в. сна­ча­ла в кру­гах духо­вен­ст­ва и мо­на­стыр­ско­го на­се­ле­ния, за­тем в свет­ской сре­де по­лу­чил рас­про­стра­не­ние кант – мно­го­го­лос­ная пес­ня на сво­бод­но трак­то­ван­ные ре­ли­ги­оз­ные сю­же­ты, пред­на­зна­чен­ная для «ду­хов­но­го уве­се­ле­ния» в до­маш­нем бы­ту. Про­об­ра­зом кан­та бы­ли поль­ские псаль­мы (про­изош­ли от ев­ро­пей­ско­го мо­те­та), при­шед­шие в Рос­сию че­рез Ук­раи­ну и Бе­ло­рус­сию. Сре­ди пер­вых ру­ко­пис­ных сбор­ни­ков кан­тов – «Псал­тирь риф­мо­твор­ная» Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, по­ло­жен­ная на му­зы­ку пев­чим дья­ком В. Ти­то­вым (1680-е гг.) и под­не­сён­ная им цар­ской се­мье. Осо­бен­но­сти кан­та: 3-го­ло­сие с па­рал­лель­ным дви­же­ни­ем 2 верх­них го­ло­сов и ба­сом, создаю­щим гар­мо­ни­че­скую опо­ру, де­ле­ние му­зы­ки на стро­фы, со­от­вет­ст­вую­щее струк­ту­ре тек­стов сил­ла­би­че­ской по­эзии.

17 в. име­ет пе­ре­ход­ное зна­че­ние в муз. куль­ту­ре, для ко­то­рой на этом ­этапе ха­рак­тер­но по­сте­пен­ное, но не­уклонное уси­ле­ние ев­ро­пей­ских влия­ний, в т. ч. при­об­ще­ние к ев­ро­пей­ским фор­мам свет­ско­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Так, в Го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те в 17 в. иг­ра­ли как на ме­ст­ных, так и на за­пад­но­ев­ро­пей­ских ин­ст­ру­мен­тах – вио­лах, скрип­ках, кла­ве­си­не, ор­га­не. В цар­ст­во­ва­ние Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (1613– 1645) на­ча­лось ак­тив­ное при­вле­че­ние на при­двор­ную служ­бу ев­ро­пей­ских му­зы­кан­тов. В 1630 из Гол­лан­дии бы­ли вы­пи­са­ны ор­ган­ные мас­те­ра бра­тья Лун. Во 2-й пол. 17 в. при дво­ре ра­бо­тал поль­ский ор­га­нист и ор­ган­ный мас­тер С. Гу­тов­ский, ко­то­рый, в ча­ст­но­сти, ус­та­но­вил ор­ган в Гра­но­ви­той па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В сре­де про­све­щён­но­го бо­яр­ст­ва об­на­ру­жи­лись лю­би­те­ли «не­мец­кой» му­зы­ки: в хо­ромах А. С. Мат­вее­ва, Н. П. Ро­ма­но­ва поя­ви­лись ев­ро­пей­ские ин­ст­ру­мен­ты. До­маш­няя ка­пел­ла Мат­вее­ва при­ни­ма­ла уча­стие в со­про­во­ж­де­нии спек­так­лей пер­во­го рус­ско­го при­двор­но­го те­ат­ра (1672–76) (при этом для той же це­ли бы­ла при­гла­ше­на груп­па ис­пол­ни­те­лей из-за гра­ни­цы).

Ран­ние фор­мы свет­ской про­фес­сио­наль­ной му­зы­ки. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра 18–20 вв. Изд.: Ан­то­ло­гия со­вет­ской пес­ни. 1917– 1957. М., 1957–1959. Вып. 1–5; Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки в нот­ных об­раз­цах /Под ред. С. Л. Гинз­бур­га. 2-е изд. М., 1968–1970. Т. 1–3; Па­мят­ни­ки рус­ско­го му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1972–1997. Вып. 1, 2, 4–6, 8, 10, 11; Рус­ская сим­фо­ни­че­ская му­зы­ка. М., 1984–1991. Вып. 1–4, 12–21; Рус­ская фор­те­пи­ан­ная му­зы­ка. М., 1986–1990. Т. 1, 2, 4, 5, 9, 11.

Вернуться к началу