КОНЕЦ 19 ВЕКА – НАЧАЛО 20 ВЕКА
Рубеж 19 и 20 вв. в рус. литературе – время зарождения и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира. Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событиями эпохального масштаба (войны, революции), что наложило особую печать на эстетическое сознание и лит. творчество. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание и, вместе с тем, в вечные начала народной жизни нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному, эсхатологическим настроениям. Напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению, приводит к появлению многочисленных литературных школ, групп и направлений.
Понятие «Серебряный век», возникшее в кон. 19 в. применительно к поэтам той поры (от Н.А. Некрасова до А .А. Фета и Я.П. Полонского), стало со временем одним из традиционных определений литературы кон. 19 – нач. 20 вв. В этом термине, при всей его условности, ясно прочитываются два осн. значения: идея внутренней целостности, завершённости данного лит. периода и качественная его оценка, мысль о новом расцвете русской литературы в 1890–1910-е гг.
Реализм
Развитие рус. реализма в кон. 1880-х и в 1890-х гг. связано, в первую очередь, с поздними произведениями Л.Н. Толстого. После пережитого им на рубеже 1870–80-х гг. духовного перелома писатель осознавал необходимость более активного вторжения литературы в жизнь, усиления «учительного» начала творчества. В таких произведениях, как ставшая знаменитой ещё до опубликования «Крейцерова соната» (1887–89, опубл. в 1891), «Дьявол» (1889–90, опубл. в 1911), «Отец Сергий» (1890– 1898, опубл. в 1912) и др. поднимались острейшие вопросы пола, брака, любви, нравственных основ жизни. Усиливался публицистический пафос толстовской прозы, явственно присутствующий в романе «Воскресение» (1889–99), драме «Живой труп» (1900, опубл. в 1911), повести «Хаджи-Мурат» (1896– 1904, опубл. в 1912), рассказе «После бала» (1903, опубл. в 1911) и в др. произведениях. Поиски новых возможностей реалистического творчества отразились и в жанрово-повествовательной структуре поздних произведений Л .Н. Толстого: возник новый для рус. литературы тип романа – социальная панорама (в «Воскресении»); родилась (в повестях «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», 1902–04, опубл. в 1911) новая жанровая форма – «конспективная эпопея» (П.В. Палиевский); новая, более явная мера присутствия личности автора в произведении проявилась в сближении речи героя и авторской речи.
В 1890-х гг. гражданственная, публицистическая нота открыто прозвучала в творчестве А.П. Чехова («Остров Сахалин», 1895). Чеховская проза 1890– 1900-х гг., ставшая связующим звеном между традициями рус. классики и художественным опытом 20 в., повествующая о духовных поисках человека на переломе эпох, открывала новые возможности реализма. Утончённый психологизм, лаконичность, концентрированность повествования, позволявшие вместить в пространство рассказа целую человеческую судьбу, придавали локальному образу (в «Палате № 6», 1892; «Человеке в футляре», 1898, и др. рассказах и повестях) ёмкость символа. Внимание к драматизму обыденного и связанные с этим обращение к «среднему» герою, уход от занимательной фабулы к прозе малособытийной, частая незавершённость, открытость финалов, побуждающая читателя к соразмышлению, говорили о новых чертах сознания человека 20 в. В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900–01), «Вишнёвый сад» (1903–04), где опыт чеховской прозы соединялся с достижениями западноевропейской драматургии (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман), разрабатывались эстетические принципы новой драмы, которая опиралась не на динамичную интригу, а на внутренний сюжет, определяемый поворотами духовной жизни персонажей, предполагающий действенную роль подтекста, размывающий границы комического и трагического.
Призыв Л.Н. Толстого к более актив ному воздействию литературы на жизнь, к усилению проповеднического начала в литературе был поднят на новую высоту М. Горьким. От ницшеанства с его любованием силой, проявившегося в ранних произведениях («Мальва», 1892, «Макар Чудра», 1897, и др.), писатель приходит к осознанию необходимости борьбы с установившимися порядками, к широко понятой им социалистической идее, утверждаемой как новая религия и приводящей к теме «истинного христианства» («Мать», 1906). В его произведениях 1900–10-х гг. – в романе «Мать», повестях «Трое» (1900), «Детство» (1913–14), «В людях» (1916), рассказах цикла «По Руси» (1912–17), пьесах «Мещане» (1902), «На дне» (1903), «Дачники» (1904), «Враги» (1906) и др. – развёрнута широчайшая картина социальной жизни России на сломе эпох. Герои Горького – люди из низов общества, рабочие, купцы, интеллигенты, чиновники – воплотили в себе те непримиримые конфликты, которые были чреваты будущими историческими потрясениями.
Эволюция реализма связана также с творчеством И.А. Бунина и А.И. Куприна. В произведениях Бунина («Деревня», 1910; «Суходол», 1912; «Господин из Сан-Франциско», 1915, и др.) реалистически конкретный образ мира, философская глубина обобщений соединились с пластически-чувственным образным рядом, эпическая повествовательность – с лиризмом, раскрывавшим потрясённое сознание человека новой эпохи. В прозе Куприна («Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Поединок», 1905, и др.) традиции классического реализма обогащались опытом «новой литературы» с её приёмами символизации изображаемого. Со 2-й пол. 1900-х гг. в реалистической манере работали также И.С. Шмелёв, С.Н. Сергеев-Ценский, А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин, А.П. Чапыгин, И .Д. Сургучёв, К.А. Тренёв и др.
Примечательной частью лит. жизни с 1899 стал организованный Н.Д. Телешовым кружок «Московская литературная среда» (телешовские «среды»), просуществовавший до 1916 и объединявший писателей реалистического направления. Участниками «сред» были Горький, Бунин, Куприн, В.В. Вересаев, С.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, А.С. Серафимович и др. С приходом Горького в 1900 в петербургское книгоиздательское товарищество «Знание» стали печататься не только собрания со чинений писателей-реалистов, но и сб-ки, где были опубликованы «Вишнёвый сад» Чехова, «Мать», «Лето», «Городок Оку ров» Горького, «Чернозём» Бунина, «Поединок» Куприна, «Человек из ресторана» Шмелёва, рассказы Серафимовича, произведения Сергеева-Ценского и др.
В кон. 1900-х – 1910-е гг. внутри реалистического направления возникло течение, названное новым реализмом или неореализмом, которое использовало в своей художественной практике опыт модернизма. Неореалистические тенденции проявились в прозе Бунина, Б. К. Зайцева, В. Г. Короленко, Куприна, Пришвина, А. М. Ремизова, Сергеева-Ценского, А. Н. Толстого, Шмелёва. В этот период заявили о себе писатели-сатирики А.Т. Аверченко, Саша Чёрный, П .П. Потёмкин, Н .А. Тэффи и др. писатели, объединившиеся вокруг журналов «Сатирикон» (1908–14), а затем «Новый Сатирикон» (1913–18), близкие в своих художественных поисках неореализму.
Символизм
Символизм стал романтической реакцией на позитивизм и натурализм в литературе, попыткой выйти в искусстве за обозначенные реализмом пределы, прорваться к высшей истине, к сокровенной сущности вещей. Звеном, связующим художника с вечностью, «ключом тайн», сокрытых за материальными покровами мира и открывающихся лишь поэту, провозглашался символ, воплощающий потенциальную бездонность художественного образа, потаённую связь мира явлений и мира сущностей. Возникновение символистского движения в России, при всём его национальном своеобразии, было преемственно связано с открытиями европейского символизма. Круг философских исканий рус. символистов определялся именами А. Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ф. Ницше, Вл. Соловьёва, Л. Шестова, Н.М. Бердяева, идеями платонизма и неоплатонизма.
Первыми манифестами нового лит. движения стали книги «При свете совести» Н.М. Минского (1890), «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковского (1893), «Борьба за идеализм» А.Л. Волынского (1900), статьи В.Я. Брюсова «О искусстве» (1899) и «Ключи тайн» (1904). Искусство было осознано в них как акт откровения, как «приотворенные двери в Вечность» (Брюсов). Важнейшими особенностями новой литературы объявлялись мистическое понимание творчества, опора на символ как основную модель художественного образа и, по определению Мережковского, расширение художественной впечатлительности. В 1894–95 выходят три сборника «Русские символисты», опубликованные по инициативе Брюсова и включающие в себя гл. обр. его же стихи. Вслед за ними в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. появляются поэтические книги старших символистов: Брюсова, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, Мережковского, Ф.К. Сологуба и др.
В нач. 20 в. круг участников символистского движения пополнился: в литературу пришли А.А. Блок, А. Белый, Вяч .И. Иванов, С.М. Соловьёв, Л.Л. Эллис (Кобылинский), М.А. Кузмин, М.А. Волошин и др. младшие символисты. Развивая теоретические принципы нового искусства, они стремились преодолеть индивидуализм своих предшественников (статьи Блока, Вяч. Иванова). Вместе с тем взаимодействие двух «волн» символизма было сложным: чуждые эстетизму Брюсова, Бальмонта и др. старших символистов молодые поэты в своих мистических поисках, в стремлении к прорыву сквозь реальность предметного мира в область трансцендентного сближались с «неохристианами» круга Мережковского – символ понимался уже не только как средство художественной выразительности, но и как знак иных сфер, путь к потустороннему. Так, принципом Вяч. Иванова стало движение a realibus ad realiora – от реальности внешней, видимой, к реальности высшей, запредельной.
Символистская доктрина с её мистицизмом и свойственной модернизму устремлённостью к самоценному Я несла в себе, после поэтического затишья 1880-х гг., несомненный заряд обновления, связанный с восстановлением в правах личности как темы и субъекта искусства, восприятием жизни как неизведанной тайны. Новые горизонты открывались символистами прежде всего в поэзии. В сборниках стихов Блока, Белого, Бальмонта, Сологуба, Вяч. Иванова и др. утверждалось главенство лирического начала, многозначность поэтического образа, многообразие ритмических возможностей стиха, роль музыки как одной из важнейших магических стихий творчества. Устремлённость поэта к сфере субъективного нашла воплощение и в лит. импрессионизме (Бальмонт, И. Ф. Анненский, отчасти Брюсов), культивирующем принцип изменчивости и правду мгновения. Влияние лирического начала сказалось на драматургии – трагедии на античные сюжеты «Лаодамия» (1906) и «Фамира Кифаред» (1906, опубл. в 1913) Анненского; пьесы «Балаганчик» (1906), «Незнакомка» (1907), «Песня Судьбы» (1909), «Роза и Крест» (1913) Блока; на прозе – романы «Мелкий бес» Ф. Сологуба (1892–1902, опубл. в 1905), «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913– 1914) Белого; на лит. критике – статьи Блока, Анненского, Бальмонта.
В 1900–10-х гг. особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника, восприятие искусства как «служения» (Блок). После русско-японской войны и Революции 1905–07 вышла книга стихов Белого «Пепел» (1909), посвящённая памяти Некрасова, перекликающаяся с его творчеством и обращённая к трагическому положению современной России. С кон. 1900-х гг. тема России возникает и в творчестве Блока (цикл «На поле Куликовом», 1909; стихотворения «Осенний день», 1909, «Россия», 1910, и др.). Тогда же Блок пишет произведения, вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909–16), «Возмездие» (1908–13), «Арфы и скрипки» (1908–16), «Ямбы» (1907–14), где нарастает трагедийность, поэтическая речь освобождается от мистического флёра, присущего образности «Стихов о Прекрасной Даме» (1905) и «Снежной маски» (1907), а символизм становится глубоко историчным, погружённым в реальность.
Во 2-й пол. 1900-х гг. символизм вступил в полосу кризиса. В кон. 1909 были закрыты основные его журналы – «Весы» и «Золотое руно». В 1910 прошла дискуссия (начатая в 8-м номере ж. «Аполлон» докладами Вяч. И. Иванова «Заветы символизма» и А. А. Блока «О современном состоянии русского символизма»), которая выявила раскол между сторонниками символизма как чисто литературной школы (Брюсов) и ревнителями его «пророческой», «жизнестроительной» миссии (Вяч. Иванов, Блок). Кризис выразился также и в создании силами молодых поэтов, стремившихся «преодолеть символизм», двух постсимволистских поэтических направлений – акмеистического и футуристического.
Акмеизм
Рождение акмеизма связано с появлением в октябре 1911 «Цеха поэтов», руководителями которого стали Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий. Из числа участников «Цеха» и выделилась в кон. 1912 группа акмеистов, в которую входили А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут. Акмеисты имели свой ж. «Гиперборей» (1912–13) и одноимённое издательство, где выходили сборники стихов участников новой поэтической школы: «Чётки» Ахматовой (1914), «Камень» Мандельштама (1916, 2-е изд.), «Колчан» (1916), «Костёр» (1918) и др. сборники Гумилёва, «Горница» Г .В. Иванова (1914) и т .д.
Эстетическая программа акмеизма была изложена в статьях Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в № 1 «Аполлона» за 1913. Отказ от мистических прозрений символизма, приятие жизни и в итоге обращение к земному миру, к предметному значению слов, к живописной природе образа – эти черты поэтики акмеистов определялись, однако, не столько манифестами, сколько поэтической практикой приверженцев новой школы.
Обострённое, живое восприятие зримой реальности мира утверждалось уже в первых сборниках стихов Ахматовой – «Вечер» (1912) и «Чётки». Произведения Гумилёва из сборников «Чужое небо» (1912), «Колчан» свидетельствовали об эпиграмматичности поэтической речи, графической чёткости словесного рисунка, об усилении роли повествовательного начала. Проявившиеся в стихотворениях Мандельштама 1910-х гг. детская радость приятия бытия, утверждение вещности, материальной плотности и весомости земного мира создали тогда автору «Камня» репутацию наиболее последовательного из акмеистов.
Акмеизм, возникший из отталкивания от символизма, имел тем не менее преемственные связи с ним; сами символисты (Блок, Брюсов) считали акмеистов своими эпигонами или в лучшем случае продолжателями. Взгляд на акмеизм как на завершение опыта символизма получил подтверждение и в лит. теории (Б. М. Эйхенбаум).
Футуризм
Футуристическая линия постсимволистского поэтического развития получила своё название по аналогии с возникшим чуть раньше итальянским футуризмом.
История рус. футуризма складывалась из взаимодействия и борьбы четырёх основных групп. Наиболее радикальной из них была «Гилея», участники которой (братья Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, Е. Г. Гуро, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц, В. В. Маяковский, В. Хлебников) именовались также «будетлянами» или кубофутуристами. Кубофутуристы видели «новые пути литературы» прежде всего в области словотворчества; отстаивая право поэтов на «увеличение словаря», они исходили из идей Хлебникова, для которого словотворчество было «врагом книжного окаменения языка» («Наша основа», 1919). Осн. жанром Хлебникова была поэма: его произведения 1910-х гг., отразившие глубокое знание фольклора, – «Лесная дева» (1911), «И и Э», «Вила и леший» (оба 1912) и др. – производят впечатление единого эпоса. Вслед за Хлебниковым к крупным стихотворным формам обращается Маяковский: в его произведениях («Владимир Маяковский», 1913, «Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916, «Война и мир», 1917, «Человек», 1918) создана антиевангельская антропоцентрическая утопия, в которой война отрицается как вселенское зло, а поэт провозглашается центром Вселенной.
В отличие от «будетлян», ориентирующихся на коллективное начало, петерб. группа эгофутуристов (1911–16), в которую в разное время входили И. Северянин (первым применивший термин «футуризм» к рус. поэзии), В. Баян, В. Гнедов, Грааль-Арельский, Г. В. Иванов, И. В. Игнатьев, Дм. А. Крючков, К. К. Олимпов, П. Д. Широков, исповедовала «интуитивное творчество индивида». Позиция группы (за исключением Гнедова и Игнатьева) была более умеренной, нежели позиция «Гилеи», что отвечало творческим принципам её главы и основателя Северянина, в чьей поэзии воскрешались многие приёмы старших символистов (Бальмонта, Брюсова, Сологуба) и их предшественников (К. М. Фофанова). В группе «Мезонин поэзии» (1913) объединились моск. эгофутуристы умеренного толка: К. А. Большаков, Р. Ивнев, Б. А. Лавренёв, Хрисанф (Л. В. Зак), В. Г. Шершеневич, продолжавшие линию петербургских эгофутуристов.
Группа «Центрифуга» (1914–16, основатели: С. П. Бобров – лидер и теоретик группы, Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак, вышедшие из состава группы «Лирика», ориентированной на символизм; среди участников – И. А. Аксёнов, Божидар), издавшая сб-ки «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), стремилась сочетать опыт символизма с футуристическими экспериментами.
Писатели вне групп и течений
Многообразие художественных и духовных поисков рус. литературы на рубеже веков проявилось и в творчестве писателей, стоявших вне течений и групп. Л. Н. Андреев, начинавший в традициях реализма (книга «Рассказы», 1901), в дальнейшем создаёт произведения, предвещающие пути экспрессионизма (повесть «Жизнь Василия Фивейского», 1904; рассказ «Красный смех», 1905; драмы «Жизнь человека», 1907, «Анатэма», 1908, «Мысль», 1914, «Реквием», 1917, и др.). Черты символизма и отчасти экспрессионизма ощутимы в орнаментальной прозе А. М. Ремизова, предвосхитившей и приёмы сюрреалистического письма (роман «Часы», 1908; повесть «Крестовые сёстры», 1910, и др.). Новый жанр «случайных» записей, набросков «для себя» представлен в произведениях В. В. Розанова, где обращение к религиозно-философской, нравственной проблематике соединялось с размышлениями о литературе («Уединённое», 1912; «Опавшие листья», 1913– 1915, и др.). Промежуточное положение между символизмом и акмеизмом занимала поэзия В. Ф. Ходасевича (сб-ки «Счастливый домик», 1914; «Путём зерна», 1920). М. И. Цветаева, испытав в самом начале пути влияние символистской поэзии, уже в раннем своём творчестве решительно осваивает постсимволистские приёмы письма (сб-ки «Вечерний альбом», 1910, «Волшебный фонарь», 1912, «Вёрсты», 2-е изд. 1922, и др.).
В 1900–10-х гг. заявили о себе новокрестьянские поэты: А. А. Ганин, С. А. Есенин, П. И. Карпов, С. А. Клычков, Н. А. Клюев, П. В. Орешин, А. В. Ширяевец, а также близкий им П. А. Радимов. Они не создали организованной лит. группы, не имели своего журнала, однако были внутренне объединены общими эстетическими устремлениями и религиозно-философскими исканиями. Художественный опыт 20 в. соединялся в их произведениях с традициями фольклора и средневековой (в т. ч. – старообрядческой) литературы.
В противоборстве и во взаимодействии художественных направлений кон. 19 – нач. 20 вв. выявился мощный потенциал рус. литературы, создавшей за три десятилетия богатый и многообразный художественный мир, слагаемые которого надолго определили возможности дальнейшего развития.