Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Тенденции развития образования

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 686-687

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

Тенденции развития образования

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция про­воз­гла­ша­ет об­ласть об­ра­зо­ва­ния при­ори­тет­ной. Гос. по­ли­ти­ка в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния ос­но­вы­ва­ет­ся на сле­дую­щих прин­ци­пах: гу­ма­ни­сти­че­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния; при­ори­тет об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, жиз­ни и здо­ро­вья че­ло­ве­ка, сво­бод­но­го раз­ви­тия лич­но­сти; вос­пи­та­ние гра­ж­дан­ст­вен­но­сти, тру­до­лю­бия, ува­же­ния к пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка, люб­ви к ок­ру­жаю­щей при­ро­де, Ро­ди­не, се­мье; об­ще­дос­туп­ность об­ра­зо­ва­ния, адап­тив­ность сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния к уров­ням и осо­бен­но­стям раз­ви­тия и под­го­тов­ки обу­чаю­щих­ся, вос­пи­тан­ни­ков; свет­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния в го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях; сво­бо­да и плю­ра­лизм в об­ра­зо­ва­нии; де­мо­кра­ти­че­ский, го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ный ха­рак­тер управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем.

В со­от­вет­ст­вии с На­цио­наль­ной док­три­ной об­ра­зо­ва­ния (2000) и Кон­цеп­ци­ей мо­дер­ни­за­ции рос. об­ра­зо­ва­ния на пе­ри­од до 2010 го­да (2002) глав­ной за­да­чей рос. об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ки про­воз­гла­ше­но обес­пе­че­ние со­вре­мен­но­го ка­че­ст­ва об­ра­зо­ва­ния на ос­но­ве сохра­не­ния его фун­да­мен­таль­но­сти и со­от­вет­ст­вия ак­ту­аль­ным и пер­спек­тивным по­треб­но­стям лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Цель мо­дер­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния со­сто­ит в соз­да­нии ме­ха­низ­ма ус­той­чи­во­го раз­ви­тия сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. Кон­крет­ны­ми на­прав­ле­ния­ми мо­дер­ни­за­ции яв­ля­ют­ся сле­дую­щие: про­ве­де­ние Еди­но­го гос. эк­за­ме­на, при­зван­но­го за­ме­нить вы­пу­ск­ные эк­за­ме­ны в сред­ней шко­ле и всту­пи­тель­ные эк­за­ме­ны в ву­зы (пред­по­ла­га­ет­ся, что та­кая сис­те­ма бу­дет спо­соб­ст­во­вать по­вы­ше­нию уров­ня об­ра­зо­ва­ния в сред­них об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах и сде­ла­ет бо­лее дос­туп­ным по­лу­че­ние выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния для ода­рён­ных де­тей, про­жи­ваю­щих в от­да­лён­ных от цен­тра на­се­лён­ных пунк­тах); при­ня­тие гос. стан­дар­тов об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния; ре­ст­рук­ту­ри­за­ция се­ти об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, рас­по­ло­жен­ных в сель­ской ме­ст­но­сти; вве­де­ние го­су­дар­ст­вен­ных имен­ных фи­нан­со­вых обя­за­тельств; осу­ще­ст­в­ле­ние про­филь­но­го обу­че­ния в шко­ле (с 2004 пред­по­ла­га­ет­ся на­чать пе­ре­ход на пред­про­филь­ное обу­че­ние в 9 клас­сах, а с 2005 – на про­филь­ное обу­че­ние в 10– 11 клас­сах сред­ней шко­лы).

В сент. 2003 Рос­сия при­со­еди­ни­лась к «Де­кла­ра­ции о ев­ро­пей­ском про­стран­стве для выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния» (Бо­лон­ская кон­вен­ция, 1999). Осн. цель Бо­лон­ско­го про­цес­са за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы соз­дать в мас­шта­бах всей Ев­ро­пы еди­ную, силь­ную, кон­ку­рен­то­спо­соб­ную, при­вле­ка­тель­ную для всех сту­ден­тов ми­ра си­сте­му выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, по­вы­сить ака­де­ми­чес­кую мо­биль­ность меж­ду ву­за­ми, что­бы мож­но бы­ло сво­бод­но про­слу­шать курс лек­ций в лю­бом уни­вер­си­те­те. Для пол­но­цен­но­го учас­тия в «Бо­лон­ском клу­бе» РФ пред­сто­ит до 2010 при­нять ряд мер по мо­дер­ни­за­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния: ввес­ти со­по­ста­ви­мые с об­ще­ев­ро­пей­ски­ми си­сте­мы мно­го­уро­вне­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния (ба­ка­лавр – ма­гистр); внед­рить кре­дит­ную сис­те­му учё­та объё­ма изу­ча­емых ди­сци­плин (вме­сто ны­не при­ня­тых в отеч. си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния учеб­ных ча­сов); соз­дать со­от­вет­ству­ющую тре­бо­ва­ни­ям Ев­ро­пей­ско­го со­об­щест­ва гос. си­сте­му конт­ро­ля ка­чест­ва и ат­те­ста­ции (ак­кре­ди­та­ции) об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм и ву­зов; ввес­ти при­ня­тую в Ев­ро­пе фор­му при­ло­же­ния к дип­ло­му о выс­шем об­ра­зо­ва­нии и др.

Лит.: Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, XVIII в. – 1-я пол. XIX в. М., 1973; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, 2-я пол. XIX в. М., 1976; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, 1917–1941 гг. М., 1980; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, 1961–1986 гг. М., 1987; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР с древ­ней­ших вре­мен до кон. XVII в. М., 1989; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, кон. XIX– нач. XX в. М., 1991; Выс­шее об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии: Очерк ис­то­рии. М., 1995; Джу­рин­ский А. Н. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки. М., 1999; Выс­шее об­ра­зо­ва­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции / Под ред. В. М. Фи­лип­по­ва. М., 2000; Об­ра­зо­ва­ние для всех: оцен­ка 2000. М., 2000; Выс­шее и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: Ста­ти­сти­че­ский спра­воч­ник. М., 2001; Ав­рус А. И. Ис­то­рия рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. М., 2001; Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния: От за­ро­ж­де­ния вос­пи­та­ния в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве до кон. XX в. / Под ред. А. И. Пис­ку­но­ва. 2-е изд. М., 2001; Кня­зев Е. А. Ге­не­зис выс­ше­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии XVIII – нач. XX в. М., 2001; Са­вель­ев А. Я. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние: со­стоя­ние и про­бле­мы раз­ви­тия. М., 2001; Бо­гу­слав­ский М. В. XX век рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. М., 2002; он же. Рос­сий­ское об­ра­зо­ва­ние на пе­ре­ло­ме эпох. Рос­тов н/Д., 2002; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния, IX–XIX в. М., 2002; Кор­не­тов Г. Б. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки. М., 2002; Очер­ки ис­то­рии рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния: К 200-ле­тию Ми­ни­стер­ст­ва об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: В 3 т. М., 2002; Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: Ста­тис­ти­чес­кий сб. М., 2003; Кон­цеп­ция мо­дер­ни­за­ции рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния на пе­ри­од до 2010 г. М., 2004.

Вернуться к началу