Тенденции развития образования
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Гос. политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
В соответствии с Национальной доктриной образования (2000) и Концепцией модернизации рос. образования на период до 2010 года (2002) главной задачей рос. образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Конкретными направлениями модернизации являются следующие: проведение Единого гос. экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузы (предполагается, что такая система будет способствовать повышению уровня образования в средних общеобразовательных школах и сделает более доступным получение высшего образования для одарённых детей, проживающих в отдалённых от центра населённых пунктах); принятие гос. стандартов общего среднего образования; реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; введение государственных именных финансовых обязательств; осуществление профильного обучения в школе (с 2004 предполагается начать переход на предпрофильное обучение в 9 классах, а с 2005 – на профильное обучение в 10– 11 классах средней школы).
В сент. 2003 Россия присоединилась к «Декларации о европейском пространстве для высшего образования» (Болонская конвенция, 1999). Осн. цель Болонского процесса заключается в том, чтобы создать в масштабах всей Европы единую, сильную, конкурентоспособную, привлекательную для всех студентов мира систему высшего образования, повысить академическую мобильность между вузами, чтобы можно было свободно прослушать курс лекций в любом университете. Для полноценного участия в «Болонском клубе» РФ предстоит до 2010 принять ряд мер по модернизации высшего образования: ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр – магистр); внедрить кредитную систему учёта объёма изучаемых дисциплин (вместо ныне принятых в отеч. системе образования учебных часов); создать соответствующую требованиям Европейского сообщества гос. систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов; ввести принятую в Европе форму приложения к диплому о высшем образовании и др.