Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Образование в конце 20 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 683-686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Образование в конце 20 века

Со 2-й пол. 1980-х гг. в ус­ло­ви­ях на­рас­таю­ще­го об­ще­ст­вен­но­го кри­зи­са ост­ро вста­ла про­бле­ма гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния. Кон­цеп­ция ре­фор­мы шко­лы, на­ча­той в 1988, вклю­ча­ла сле­дую­щие осн. прин­ци­пы: де­мо­кра­ти­за­ция; плю­ра­лизм об­ра­зо­ва­ния, его мно­го­ук­лад­ность, ва­риа­тив­ность и аль­тер­на­тив­ность; на­род­ность и на­цио­наль­ный ха­рак­тер; от­кры­тость; ре­гио­на­ли­за­ция; гу­ма­ни­за­ция; гу­ма­ни­та­ри­за­ция; диф­фе­рен­циа­ция; раз­ви­ваю­щий, дея­тель­но­ст­ный ха­рак­тер; не­пре­рыв­ность об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко боль­шин­ст­во этих идей не бы­ло реа­ли­зо­ва­но. Раз­вер­ну­лась ра­бо­та по за­ко­но­да­тель­но­му обес­пе­че­нию об­ра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. В 1991 об­ра­зо­ва­на Рос­сий­ская ака­де­мия об­ра­зо­ва­ния (РАО). При­ня­ты За­кон РФ «Об об­ра­зо­ва­нии» (1992; но­вая ре­дак­ция – 1996), За­кон «О выс­шем и по­сле­ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии» (1996).

В 1980–90-х гг. про­ис­хо­ди­ло сни­же­ние чис­ла уча­щих­ся в учеб­ных за­ве­де­ни­ях сред­не­го спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния (при уве­ли­че­нии ко­ли­че­ст­ва учеб­ных за­ве­де­ний). Об­щая чис­лен­ность сту­ден­тов ву­зов умень­ши­лась на 503 тыс. (16,5%), в осн. за счёт со­кра­ще­ния их кон­тин­ген­та в ву­зах про­мыш­лен­но­сти, строи­тель­ст­ва, транс­пор­та, свя­зи, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва. В то же вре­мя не­сколь­ко воз­рос­ла их чис­лен­ность в ву­зах здра­во­охра­не­ния, про­све­ще­ния, куль­ту­ры.

Об­щее сни­же­ние ко­ли­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лей обу­слов­ле­но ря­дом не­га­тив­ных фак­то­ров, свя­зан­ных с пе­ре­ход­ным со­стоя­ни­ем го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва. Фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­ния осу­ще­ст­в­ля­лось яв­но не­дос­та­точ­но. В нач. 1990-х гг. рез­ко со­кра­ти­лось, а в боль­шин­ст­ве ре­гио­нов и пре­кра­ти­лось строи­тель­ст­во школь­ных зда­ний. Про­изо­шёл мас­со­вый пе­ре­ход на двух-трёх­смен­ное обу­че­ние, ухуд­ша­лось са­ни­тар­но-ги­гие­ни­че­ское со­стоя­ние учеб­ных за­ве­де­ний. Де­ти, ну­ж­даю­щие­ся в кор­рек­ции раз­ви­тия на эта­пе по­сту­п­ле­ния в шко­лу, со­став­ля­ли в раз­лич­ных ре­гио­нах от 20 до 60% уча­щих­ся. В дет­ских до­мах в 1994 на­хо­ди­лись 208 тыс. де­тей, в раз­лич­ных вспо­мо­га­тель­ных шко­лах и ин­тер­на­тах – 140 тыс. де­тей с от­кло­не­ния­ми в раз­ви­тии, 90 тыс. де­тей-ин­ва­ли­дов.

Про­грес­сив­ные идеи, за­ло­жен­ные в ре­фор­ме и во­пло­щён­ные в За­ко­не «Об об­ра­зо­ва­нии», в хо­де их реа­ли­за­ции при­ве­ли к не­га­тив­ным по­след­ст­ви­ям: за­кре­п­ле­нию и уг­луб­ле­нию со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции сре­ди уча­щих­ся; от­ка­зу от приё­ма уча­щих­ся в 10-й класс; по­ощ­ре­нию элит­но­го об­ра­зо­ва­ния для не­мно­гих и др. Уси­ли­лась тен­ден­ция рос­та бес­при­зор­но­сти сре­ди под­ро­ст­ков, не окан­чи­ваю­щих ос­нов­ную шко­лу. В 1993, по дан­ным МВД, 1,5 млн. де­тей ос­та­лись вне шко­лы (45% из-за кон­флик­тов с учи­те­лем, 24% в си­лу хро­ни­че­ско­го от­ста­ва­ния в учё­бе). Пре­одо­ле­нию про­ти­во­ре­чий долж­на бы­ла спо­соб­ст­во­вать новая ре­дак­ция За­ко­на РФ «Об об­ра­зо­ва­нии» (1996), где су­ще­ст­вен­но уси­ле­ны га­ран­тии об­ще­го бес­плат­но­го гос. об­ра­зо­ва­ния.

К сер. 1990-х гг. воз­рос­ли пре­стиж об­ра­зо­ва­ния и по­ни­ма­ние его не­об­хо­ди­мо­сти. Ес­ли в 1992 в 10-й класс из 9-го по­сту­па­ли 52–54% уче­ни­ков, то в 1996 – 58–60%; ес­ли в 1992 лишь 20% стар­ше­класс­ни­ков счи­та­ли, что зна­ния им нуж­ны для бу­ду­ще­го, то в 1996 – бо­лее 50%.

До­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние. По За­ко­ну РФ «Об об­ра­зо­ва­нии» сис­те­ма до­школь­но­го вос­пи­та­ния ори­ен­ти­ро­ва­на на по­мощь се­мье. Го­су­дар­ст­во га­ран­ти­ру­ет фи­нан­со­вую и ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку в вос­пи­та­нии де­тей ран­не­го воз­рас­та, обес­пе­чи­ва­ет дос­туп­ность об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг, пре­дос­тав­ляе­мых до­шко­ль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми. От­но­ше­ния ме­ж­ду до­шко­ль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми и ро­ди­те­ля­ми стро­ят­ся на ос­но­ве до­го­во­ра, в ко­то­ром ого­ва­ри­ва­ют­ся пра­ви­ла вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­тель­ные и др. ус­лу­ги, пла­та за обу­че­ние и пр.

На­ря­ду с 4 гос. ти­па­ми до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний (яс­ли, яс­ли-сад, дет­ский сад, шко­ла-дет­ский сад) ста­ли соз­да­вать­ся но­вые ти­пы, в т. ч. ча­ст­ные. Раз­ви­ва­ет­ся сеть спе­ци­аль­ных (кор­рек­ци­он­ных) до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний для де­тей с на­ру­ше­ния­ми слу­ха, зре­ния, за­держ­кой пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия, раз­лич­ны­ми на­ру­ше­ния­ми в пси­хо­фи­зи­че­ском раз­ви­тии.

Здание МГУ на Воробьёвых горах. 1949–53. Архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, Н.В. Насонов.

На­чи­ная с 1994 про­яви­лись по­зи­тив­ные тен­ден­ции в раз­ви­тии до­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Уде­ля­ет­ся вни­ма­ние раз­ви­тию но­вых форм ор­га­ни­за­ции дошколь­но­го об­ра­зо­ва­ния в це­лях обес­пе­че­ния дос­ту­па к его по­лу­че­нию, со­вер­шен­ст­во­ва­нию со­дер­жа­ния до­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния и его ка­че­ст­ва, соз­да­нию сис­те­мы сер­ти­фи­ка­ции игр, иг­ру­шек и иг­ро­вых со­ору­же­ний для де­тей. На­чат все­рос­сий­ский экс­пе­ри­мент по раз­ра­бот­ке и ап­ро­ба­ции про­грамм­но-ме­то­ди­че­ско­го, нор­ма­тив­но-пра­во­во­го, ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­ди­че­ско­го и фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния но­вых форм до­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния на ос­но­ве крат­ко­вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния вос­пи­тан­ни­ков в дет­ском са­ду.

Толь­ко за 2000 ко­ли­че­ст­во цен­тров раз­ви­тия ре­бён­ка уве­ли­чи­лось на 44,2% по срав­не­нию с 1998, де­тей в них – на 48,4%; дет­ских са­дов с при­ори­тет­ным осу­ще­ст­в­ле­ни­ем од­но­го или не­сколь­ких на­прав­ле­ний раз­ви­тия вос­пи­тан­ни­ков – на 7,9%, де­тей в них – на 5,5%; дет­ских са­дов ком­пен­си­рую­ще­го ви­да – со­от­вет­ст­вен­но на 2,3% и 2,4%; дет­ских са­дов ухо­да и оз­до­ров­ле­ния – на 1,3% и 4,6%; дет­ских са­дов ком­би­ни­ро­ван­но­го ви­да – на 1,8% и 1,3%, что сви­де­тель­ст­ву­ет об улуч­ше­нии ка­че­ст­ва ра­бо­ты до­шко­ль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний.

Рас­тёт сеть ком­плекс­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, обес­пе­чи­ваю­щих пре­ем­ст­вен­ность ме­ж­ду до­шко­ль­ным и на­чаль­ным об­щим об­ра­зо­ва­ни­ем. В 2001 функ­цио­ни­ро­ва­ло ок. 4 тыс. та­ких уч­ре­ж­де­ний (209,5 тыс. вос­пи­тан­ни­ков). Все­го в 2001 дей­ст­во­ва­ло 50,0 тыс. до­шко­ль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний (4,3 млн.вос­пи­тан­ни­ков).

Раз­ви­ва­ет­ся сеть на­цио­наль­ных до­шко­ль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, осу­ще­ст­в­ляю­щих до­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние на род­ном язы­ке (3483 до­шко­ль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ния, или 6,5% от их об­ще­го чис­ла, в ко­то­рых вос­пи­ты­ва­ют­ся 123,8 тыс. де­тей).

На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние. В сис­те­ме на­чаль­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния со­су­ще­ст­ву­ют два ти­па шко­лы: 3-лет­няя (с на­ча­лом обу­че­ния в 7 лет) и 4-лет­няя (с на­ча­лом обу­че­ния в 6 лет). Ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ем, оп­ре­де­ляю­щим пер­спек­ти­ву раз­ви­тия на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния, яв­ля­ет­ся 4-лет­няя шко­ла с на­ча­лом обу­че­ния в 6 лет. В свя­зи с пла­ни­руе­мым в нач. 21 в. пе­ре­хо­дом на 12-лет­нее обу­че­ние в сред­ней шко­ле ве­дёт­ся раз­ра­бот­ка но­вых под­хо­дов к на­чаль­но­му об­ра­зо­ва­нию.

Сред­нее пол­ное об­ра­зо­ва­ние. Про­изош­ло кар­ди­наль­ное об­нов­ле­ние со­дер­жа­ния сред­не­го об­ра­зо­ва­ния. По­яви­лись но­вые (ва­риа­тив­ные) учеб­ни­ки по всем дис­ци­п­ли­нам. Вве­де­ны но­вые кур­сы: ос­но­вы ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры, ис­то­рия ре­ли­гии, эко­но­ми­ка и биз­нес и др. Рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем ста­ли ав­тор­ские про­грам­мы и кур­сы, учеб­ные по­со­бия. В 2002/03 учеб­ном го­ду дей­ст­во­ва­ли 65,7 тыс. днев­ных обще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, в ко­то­рых обу­ча­лось св. 18,4 млн. уча­щихся.

Пе­ре­ход на об­ра­зо­ва­ние по вы­бо­ру вы­звал по­яв­ле­ние раз­ных ти­пов учеб­ных за­ве­де­ний. В 2002/­03 учеб­ном го­ду функ­цио­ни­ро­ва­ли 1223 гим­на­зии (890 тыс. уча­щих­ся) и 839 ли­це­ев (533 тыс.). Ли­цеи (ох­ва­ты­ва­ют уча­щих­ся 8–11-х клас­сов) ори­ен­ти­ру­ют­ся на ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные и фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ские дис­ци­п­ли­ны и го­то­вят сво­их вы­пу­ск­ни­ков в тех­ни­че­ские ву­зы. Гим­на­зии (ох­ва­ты­ва­ют уча­щих­ся 5–11-х клас­сов) пы­та­ют­ся вос­про­из­ве­сти тра­ди­ции клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. В шко­лах так­же соз­да­ют­ся гим­на­зи­че­ские клас­сы. Уси­ли­ва­ет­ся лич­но­ст­ная ори­ен­та­ция об­ра­зо­ва­ния. У учи­те­лей, уча­щих­ся, ро­ди­те­лей поя­ви­лась ре­аль­ная воз­мож­ность вы­бо­ра ви­да учеб­но­го за­ве­де­ния, про­грам­мы и учеб­ни­ков.

До­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние де­тей. С нач. 1990-х гг. уч­ре­ж­де­ния до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния де­тей по­лу­чи­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но раз­ра­ба­ты­вать про­грам­мы дея­тель­но­сти, оп­ре­де­лять струк­ту­ру, чис­лен­ность дет­ских и пе­да­го­ги­че­ских кол­лек­ти­вов.

Уч­ре­ж­де­ния до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния де­тей в со­от­вет­ст­вии с на­прав­лен­но­стью об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм осу­ще­ст­в­ля­ют учеб­но-ис­сле­до­ва­тель­скую, ху­до­же­ст­вен­но-эс­те­ти­че­скую, на­уч­но-тех­ни­че­скую, эко­ло­го-био­ло­ги­че­скую, ту­ри­ст­ско-крае­вед­че­скую, физ­куль­тур­но-спор­тив­ную дея­тель­ность. Ос­нов­ные их ви­ды: цен­тры (ком­плек­сы) до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния, твор­че­ско­го раз­ви­тия, дет­ско­го твор­че­ст­ва, дет­ский (под­ро­ст­ко­вый) центр вне­шко­ль­ной ра­бо­ты, дет­ский оз­до­ро­ви­тель­но-об­ра­зо­ва­тель­ный центр; про­филь­ные цен­тры – эко­ло­ги­че­ский, дет­ско­го и юно­ше­ско­го ту­риз­ма и т. д.; до­ма (двор­цы) дет­ско­го твор­че­ст­ва, уча­щей­ся мо­ло­дё­жи, про­филь­ные – юных на­ту­ра­ли­стов, тех­ни­ков, ту­ри­стов, эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния, куль­ту­ры (ис­кусств) и т. д.; клу­бы, дет­ские сту­дии (по раз­лич­ным ви­дам ис­кусств), стан­ции (юных на­ту­ра­ли­с­тов, дет­ско­го тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва и т. д.), дет­ские пар­ки, шко­лы (в раз­лич­ных об­лас­тях нау­ки и тех­ни­ки, по ви­дам ис­кусств, дет­ско-юно­ше­ские спор­тив­ные), му­зеи (дет­ско­го твор­че­ст­ва, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва), дет­ские оз­до­ро­ви­тель­но-об­ра­зо­ва­тель­ные ла­ге­ря. В 2001 в сис­те­ме Мин-ва об­ра­зо­ва­ния РФ дей­ст­во­ва­ло св. 8,7 тыс. уч­ре­ж­де­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния, в них за­ни­ма­лось св. 8 млн. де­тей, ра­бо­та­ло св. 243,5 тыс. пе­да­го­гов. На­счи­ты­ва­лось бо­лее 17 тыс. об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния де­тей раз­лич­ной ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти, в т. ч. 5,8 тыс. – куль­ту­ры, св. 1,6 тыс. – спор­та, 1,8 тыс. – об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. В уч­ре­ж­де­ни­ях до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния де­тей, под­чи­нён­ных ор­га­нам управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем всех уров­ней, ор­га­ни­зо­ва­на дея­тель­ность ок. 500 тыс. (в т. ч. в сель­ской ме­ст­но­сти св. 76,7 тыс.) твор­че­ских объ­е­ди­не­ний по ин­те­ре­сам (тех­ни­че­ско­го и ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва, спор­тив­но-тех­ни­че­ской, эко­ло­го-био­ло­ги­че­ской, ту­ри­ст­ско-крае­вед­че­ской, во­ен­но-пат­рио­ти­че­ской, спор­тив­ной на­прав­лен­но­сти, культу­ро­ло­ги­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния и др.). Из них 169,5 тыс. объ­е­ди­не­ний (в т. ч. в сель­ской ме­ст­но­сти св. 41,6 тыс.) ор­га­ни­зо­ва­но на ба­зе об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, т. е. 40% обу­чаю­щих­ся по­сто­ян­но за­ня­ты в сво­бод­ное от учё­бы вре­мя за­ня­тия­ми по ин­те­ре­сам.

Ве­чер­нее сред­нее об­ра­зо­ва­ние. От­ме­на обя­за­тель­но­сти сред­не­го об­ра­зо­ва­ния (кон. 1980-х гг.) при­ве­ла к но­во­му ос­мыс­ле­нию ро­ли ве­чер­ней шко­лы как фак­то­ра со­ци­аль­ной реа­би­ли­та­ции т. н. труд­ных под­ро­ст­ков, как зве­на об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы, спо­соб­но­го со­еди­нить для вы­пу­ск­ни­ков ба­зо­вых школ про­дол­же­ние об­ще­го об­ра­зо­ва­ния с ос­вое­ни­ем про­фес­сии, а так­же ре­шать за­да­чи пе­ре­под­го­тов­ки тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, не­за­ня­то­го или вы­сво­бо­ж­даю­ще­го­ся в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний. Ве­чер­ние (оч­ные и за­оч­ные) шко­лы соз­да­ют­ся и дей­ст­ву­ют как са­мо­стоя­тель­ные учеб­ные за­ве­де­ния, гл.обр. на ба­зе стар­шей сту­пе­ни об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, или соз­да­ют­ся как ве­чер­ние от­де­ле­ния (клас­сы) при днев­ных шко­лах. В 2003 в РФ на­счи­ты­ва­лось 1800 са­мо­стоя­тель­ных ве­чер­них школ (478 тыс. уча­щих­ся).

На­чаль­ное про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. Со­глас­но Кон­цеп­ции ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния (1997), про­фес­сио­наль­ные учи­ли­ща пре­об­ра­зу­ют­ся в два ос­нов­ных ти­па – про­фес­сио­наль­ное учи­ли­ще и про­фес­сио­наль­ный ли­цей.

С 2000 про­ис­хо­дит по­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие сис­те­мы на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­ние нор­ма­тив­ных, ор­га­ни­за­ци­он­ных, управ­лен­че­ских ме­ха­низ­мов, по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти её об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний в со­от­вет­ст­вии с по­треб­но­стя­ми со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской сфе­р ре­гио­нов и обес­пе­че­ние прав гра­ж­дан на дос­туп­ность на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, воз­мож­ность вы­бо­ра об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы, со­вер­шен­ст­во­ва­ние ка­че­ст­ва и со­дер­жа­ния на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния с учётом тре­бо­ва­ний гос. об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та.

В 2001 в РФ дей­ст­во­ва­ло ок. 4 тыс. уч­ре­ж­де­ний на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­рых обу­ча­лись 1,6 млн.чел., в т. ч. 3,5 тыс. днев­ных (640 тыс. уча­щих­ся).

Сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. С кон. 1990-х гг. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­тар­ной сис­те­мы про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния к мно­го­об­ра­зию мо­де­лей про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ских учеб­ных за­ве­де­ний: соз­да­ны тех­ни­че­ские кол­лед­жи, ли­цеи, выс­шие про­фес­сио­наль­ные учи­ли­ща, ком­мер­че­ские учи­ли­ща, цен­тры, биз­нес-школы и др. В ус­ло­ви­ях кон­ку­рен­ции и изме­не­ния рын­ка тру­да зна­чи­тель­но уси­ли­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния к уров­ню про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки ра­бо­чих и спе­циа­ли­стов в сис­те­ме про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ской под­го­тов­ки.

В нач. 2002/03 учеб­но­го го­да ста­тус кол­лед­жа име­ли 1056 го­су­дар­ст­вен­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний (св. 1,1 млн. сту­ден­тов).

Сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние име­ли 35,4% на­се­ле­ния Рос­сии (2001), что в 1,3 раза боль­ше, чем до­ля на­се­ле­ния, имев­ше­го выс­шее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. Сре­ди на­се­ле­ния в воз­рас­те 25–29 лет сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние име­ли 31%; 30–34 го­да – 30%, 35–44 го­да – 29%; 20–24 го­да и 45–49 лет – 28%. Ох­ват сред­ним про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та со­став­лял 26% (для срав­не­ния: ох­ват выс­шим про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем – 17%).

В 2003 функ­цио­ни­ро­ва­ли 2626 го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний и под­раз­де­ле­ний ву­зов, реа­ли­зую­щих об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Чис­лен­ность сту­ден­тов, обу­чаю­щих­ся в го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях, со­став­ля­ла 2,5 млн.чел. При­ём в сред­ние спе­ци­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния в 2001 по срав­не­нию с 2000 уве­ли­чил­ся на 10,5 тыс. чел., чис­лен­ность сту­ден­тов – на 109,4 тыс. По сис­те­ме це­ле­вой кон­т­ракт­ной под­го­тов­ки обу­ча­лось 132,4 тыс. сту­ден­тов.

При­ём за счёт бюд­жет­ных средств воз­рос на 16 тыс.чел. (3%). Зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась под­го­тов­ка спе­циа­ли­стов сред­не­го зве­на тех­ни­че­ско­го про­фи­ля: при­ём на тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти уве­ли­чил­ся на 37,6 тыс.чел. (49% об­ще­го рос­та приё­ма). При­ём на спе­ци­аль­но­сти ин­фор­ма­ти­ки и вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки воз­рос на 30% и со­ста­вил 26,3 тыс.чел. В 2001 в эко­но­ми­ке Рос­сии бы­ло за­ня­то св. 20 млн. спе­циа­ли­стов со сред­ним про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, что со­став­ля­ет 33,1% об­щей чис­лен­но­сти ра­бо­таю­щих, или св. 60% об­ще­го чис­ла ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов со сред­ним и выс­шим про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем.

Выс­шее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. Сис­те­ма рос. выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния пред­став­ле­на как го­су­дар­ст­вен­ны­ми, так и не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми ву­за­ми. Фе­де­раль­ной про­грам­мой раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния (1994) и За­ко­ном РФ «О выс­шем и по­сле­ву­зов­ском про­фес­сио­наль­ном об­ра­зо­ва­нии» пре­ду­смот­ре­но по­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие прин­ци­пов де­мо­кра­ти­за­ции управ­ле­ния и ав­то­но­мии ву­зов. В 1995 за­вер­ше­на раз­ра­бот­ка Гос. стан­дар­та выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Вве­де­ны но­вые стан­дар­ты и клас­си­фи­ка­то­ры на­прав­ле­ний и спе­ци­аль­но­стей под­го­тов­ки, ин­ди­ви­ду­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ные про­грам­мы обу­че­ния. На ос­но­ве ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий раз­ви­ва­ют­ся но­вые фор­мы обу­че­ния, та­кие, как дис­тан­ци­он­ное об­ра­зо­ва­ние, ин­те­рак­тив­ное обу­че­ние. На­блю­да­ют­ся и др. тен­ден­ции в раз­ви­тии выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния: соз­да­ние мно­го­уров­не­во­го, ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния; дос­ти­же­ние боль­шей «ре­гио­на­ли­за­ции» выс­шей шко­лы; уси­ле­ние про­цес­сов уни­вер­си­ти­за­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Фун­да­мен­таль­ное ба­зо­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся в ка­че­ст­ве од­но­го из стра­те­ги­че­ских на­прав­ле­ний раз­ви­тия выс­шей шко­лы. Од­на­ко от­ме­ча­ют­ся сла­бость ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зы, не­дос­та­точ­ная обес­пе­чен­ность учеб­ни­ка­ми, осо­бен­но но­вы­ми (от­ста­ва­ние учеб­ни­ков от раз­ви­тия нау­ки по ря­ду дис­ци­п­лин со­став­ля­ет 12–15 лет).

В 2002/03 учеб­ном го­ду функ­цио­ни­ро­ва­ли 1039 ву­зов (655 го­су­дар­ст­вен­ных и 384 не­го­су­дар­ст­вен­ных), в т. ч. 312 уни­вер­си­те­тов; 179 ака­де­мий раз­лич­но­го про­фи­ля, 145 ин­сти­ту­тов. В гос. ву­зах на днев­ных от­де­ле­ни­ях обу­ча­лось св. 2,6 млн. сту­ден­тов, на ве­чер­них – 285,4 тыс., на за­оч­ных – ок. 1,8 млн., в фор­ме экс­тер­на­та по­лу­ча­ли об­ра­зо­вание 71,4 тыс.чел. Про­фес­сор­ско-препо­да­ва­тель­ский со­став на­счи­ты­вал 272,7 тыс.чел., в т. ч. 29,8 тыс. док­то­ров на­ук, 128,5 тыс. кан­ди­да­тов на­ук. В не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зах обу­ча­лось 629,5 тыс. че­ло­век. На 10 тыс. на­се­ле­ния при­хо­ди­лось 376 сту­ден­тов ву­зов.

Выс­шая шко­ла ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла свою дея­тель­ность и вер­ну­ла ут­ра­чен­ные в нач. 1990-х гг. ус­той­чи­вые по­зи­ции на ме­ж­ду­на­род­ном рын­ке об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг. На­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к уве­ли­че­нию чис­ла за­ру­беж­ных сту­ден­тов, обу­чаю­щих­ся в ву­зах Рос­сии на кон­тракт­ной ос­но­ве (в 1993 – 6 тыс.; в 1995 – 30 тыс.; в 2001 – 59,7 тыс.).

Ву­зы рас­по­ло­же­ны на тер­ри­то­рии Рос­сии не­рав­но­мер­но. Тре­тья часть на­хо­дит­ся в Цен­траль­ном и Се­ве­ро-За­пад­ном эко­но­ми­че­ских рай­онах, кон­цен­три­ру­ясь в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге.

В условиях глобальной конкуренции решающее значение имеет установление тесной связи между высшим профессиональным образованием и рынком труда. Ос­нов­ны­ми тен­ден­ция­ми раз­ви­тия выс­шей шко­лы яв­ля­ют­ся: пре­вра­ще­ние её в сис­те­му, спо­соб­ную эф­фек­тив­но раз­ви­вать­ся в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки; соз­да­ние аде­к­ват­ной но­вым ус­ло­ви­ям нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы и ме­ха­низ­мов дея­тель­но­сти об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний; ди­вер­си­фи­ка­ция выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и реа­ли­за­ция мно­го­уров­не­вых про­грамм (ба­ка­лавр – 4 го­да и ма­гистр – по­сле­дую­щие 2–3 го­да обу­че­ния). Но эти про­цес­сы вос­при­ни­ма­ют­ся не­од­но­знач­но и встре­ча­ют зна­чи­тель­ное про­ти­во­дей­ст­вие, по­сколь­ку в Рос­сии от­сут­ст­ву­ют тра­ди­ции ис­поль­зо­ва­ния зна­чи­тель­но­го чис­ла спе­циа­ли­стов с не­пол­ным выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем. Про­дол­жа­ет­ся так­же курс на пре­вра­щение ву­зов в уни­вер­си­те­ты в субъ­ек­тах РФ.

На­блю­да­ет­ся ус­той­чи­вая тен­ден­ция уве­ли­че­ния приё­ма в ву­зы как на ос­нов­ные про­фес­сио­наль­ные об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, так и на по­сле­ву­зов­ское об­ра­зо­ва­ние. С 1992 по 2002 при­ём сту­ден­тов на пер­вый курс уве­ли­чил­ся с 590,7 тыс. до 1503,9 тыс. (150%), при­ём ас­пи­ран­тов – с 13,9 тыс. до 42,2 тыс. (300%), а док­то­ран­тов – с 1,6 тыс. до 4,5 тыс. (280%).

В боль­шин­ст­ве гос. ву­зов соз­да­ны ком­мер­че­ские от­де­ле­ния, в т. ч. и для же­лаю­щих по­лу­чить вто­рое выс­шее об­ра­зо­ва­ние, час­тич­но и ас­пи­ран­ту­ра так­же ста­ла плат­ной.

До­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для реа­ли­за­ции пра­ва гра­ж­дан на об­ра­зо­ва­ние обес­пе­чи­ва­ют 1636 фи­лиа­лов ву­зов, око­ло по­ло­ви­ны ко­то­рых на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка, что спо­соб­ст­ву­ет пре­одо­ле­нию ис­то­ри­че­ски сло­жив­шей­ся дис­про­пор­ции в раз­ме­ще­нии ву­зов на тер­ри­то­рии РФ.

Не­го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния. Как не­отъ­ем­ле­мая часть ва­риа­тив­но­го об­ра­зо­ва­ния раз­ви­ва­ют­ся не­го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния (НОУ), ко­то­рые соз­да­ют по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти для сво­бод­но­го вы­бо­ра учеб­но­го за­ве­де­ния. В 2001 име­лось св. 700 НОУ (до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния, сред­ние пол­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, в т. ч. ли­цеи, гим­на­зии, об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы, пан­сио­ны, кол­лед­жи, на­чаль­ные шко­лы, шко­лы раз­лич­ных кон­фес­сий и др.), ко­то­рые по­се­ща­ло 65,9 тыс. де­тей; пре­по­да­ва­ли св. 17 тыс. учи­те­лей. В 2002 дей­ст­во­ва­ли 384 не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­за (ок. 719 тыс. сту­ден­тов). В 89 не­го­судар­ст­вен­ных сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях обу­ча­лись бо­лее 60,4 тыс. сту­ден­тов.

Ос­нов­ная часть не­го­су­дар­ст­вен­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний рас­по­ло­же­на в круп­ных го­ро­дах – Мо­ск­ве (ок. 40%), С.-Пе­тер­бур­ге, Ека­те­рин­бур­ге. Не­го­су­дар­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние стал­ки­ва­ет­ся с труд­но­стя­ми в ак­кре­ди­та­ции и ат­те­ста­ции. Про­бле­ма­тич­ным ос­та­ёт­ся по­лу­че­ние вы­пу­ск­ни­ка­ми не­ак­кре­ди­то­ван­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний ди­пло­мов гос. об­ра­зо­ва­ния. Сту­ден­ты не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зов ли­ше­ны от­сроч­ки от при­зы­ва в ар­мию. Осн. по­ка­за­те­ли сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния РФ см. в таб­ли­це на стр. 686.

По­сле­ву­зов­ское об­ра­зо­ва­ние на­прав­ле­но на по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции и об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов. Ас­пи­ран­ту­ра и док­то­ран­ту­ра да­ют сви­де­тель­ст­во бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния. В РФ сло­жи­лась дей­ст­вую­щая в осн. в ре­жи­ме са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния сис­те­ма по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и пе­ре­под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов, в со­ста­ве ко­то­рой 1350 раз­лич­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний (по со­стоя­нию на 1.1.2001). В их чис­ле ака­де­мии, меж­от­рас­ле­вые ин­сти­ту­ты по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и пе­ре­под­го­тов­ки кад­ров, ин­сти­ту­ты по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ру­ко­во­дя­щих ра­бот­ни­ков и спе­циа­ли­стов, ин­сти­ту­ты и фа­куль­те­ты по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции по от­рас­лям и др. Об­щее чис­ло ру­ко­во­ди­те­лей и спе­циа­ли­стов, про­шед­ших по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции, со­ста­ви­ло бо­лее 2 млн.чел. В цен­трах пе­ре­под­го­тов­ки по­лу­чи­ли но­вую ква­ли­фи­ка­цию св. 15 тыс. без­ра­бот­ных (2000). Функ­цио­ни­ру­ют 3 са­мо­стоя­тель­ных ве­чер­них гос. ву­за и 216 ве­чер­них от­де­ле­ний при ву­зах (в гос. ву­зах обу­ча­лись 228 тыс.чел., в не­го­су­дар­ст­вен­ных – 31 тыс.чел.); 47 сред­них про­фес­сио­наль­ных ве­чер­них учеб­ных за­ве­де­ний и от­де­ле­ний при них (86 тыс. уча­щих­ся).

В це­лом раз­лич­ны­ми фор­ма­ми по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (с от­ры­вом и без от­ры­ва от про­из­вод­ст­ва, в фор­ме се­мей­но­го об­ра­зо­ва­ния, са­мо­об­ра­зо­ва­ния и экс­тер­на­та) ох­ва­че­но ок. 50 млн.чел. В сфере об­ра­зо­ва­ния тру­дят­ся ок. 6 млн.чел.

В сис­те­ме до­пол­ни­тель­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния про­шли обу­че­ние св. 1,1 млн.чел., в т. ч. по­вы­си­ли ква­ли­фи­ка­цию св. 1,06 млн.; про­шли про­фес­сио­наль­ную пе­ре­под­го­тов­ку 59,1 тыс.; из них обу­че­но: уво­лен­ных с во­ен­ной служ­бы 4 тыс., не­за­ня­тых лиц по на­прав­ле­нию служ­бы за­ня­то­сти 24,6 тыс. чел. Про­шли пе­ре­под­го­тов­ку и по­вы­си­ли ква­ли­фи­ка­цию 56,1 тыс. пре­по­да­ва­те­лей ву­зов и сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний.

Ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. С начала 1990-х гг. по­лу­чи­ло раз­ви­тие ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. В 1991 соз­дан От­дел ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния и ка­те­хи­за­ции Моск. пат­ри­ар­ха­та. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся соз­да­ние еди­ной сис­те­мы пра­во­слав­но­го об­ра­зо­ва­ния и не­пре­рыв­но­го обу­че­ния, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся с пра­во­слав­ного дет­ско­го са­да. Про­фес­сио­наль­ные пре­по­да­ва­тель­ские кад­ры со­сре­до­то­чи­ва­ют­ся в пра­во­слав­ных ли­це­ях и гим­на­зи­ях. Выс­шее пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние да­ют 2 ака­де­мии, Пра­во­слав­ный Свя­то-Ти­хо­нов­ский бо­го­слов­ский ин-т (ос­но­ван в 1992) и Рос. пра­во­слав­ный ун-т им. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (1992, Мо­ск­ва) с фи­лиа­ла­ми в др. го­ро­дах Рос­сии.

Дей­ст­ву­ют ду­хов­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния др. кон­фес­сий: Ка­то­ли­че­ская выс­шая ду­хов­ная се­ми­на­рия «Ма­рия – Ца­ри­ца Апо­сто­лов» (С.-Пе­тер­бург, с 1993), Кол­ледж фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии им. Фо­мы Ак­вин­ско­го (Мо­ск­ва, 1999) с фи­лиа­ла­ми в С.-Пе­тер­бур­ге, Но­во­си­бир­ске, Са­ра­то­ве, Ка­ли­нин­гра­де; Рос. ис­лам­ский ун-т (Ка­зань, 1998), Моск. ис­лам­ский ун-т (1999), ре­ли­ги­оз­ная се­ми­на­рия-ие­ши­ва «Ме­кор-ха­им» (1992), буд­дис­тское ду­хов­ное учеб­ное за­ве­де­ние при Хам­бин­ском да­ца­не (Улан-Удэ, 1991) и др.

Вернуться к началу