Образование в конце 20 века
Со 2-й пол. 1980-х гг. в условиях нарастающего общественного кризиса остро встала проблема гуманизации образования. Концепция реформы школы, начатой в 1988, включала следующие осн. принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер; открытость; регионализация; гуманизация; гуманитаризация; дифференциация; развивающий, деятельностный характер; непрерывность образования. Однако большинство этих идей не было реализовано. Развернулась работа по законодательному обеспечению образовательной деятельности. В 1991 образована Российская академия образования (РАО). Приняты Закон РФ «Об образовании» (1992; новая редакция – 1996), Закон «О высшем и послевузовском образовании» (1996).
В 1980–90-х гг. происходило снижение числа учащихся в учебных заведениях среднего специального образования (при увеличении количества учебных заведений). Общая численность студентов вузов уменьшилась на 503 тыс. (16,5%), в осн. за счёт сокращения их контингента в вузах промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства. В то же время несколько возросла их численность в вузах здравоохранения, просвещения, культуры.
Общее снижение количественных показателей обусловлено рядом негативных факторов, связанных с переходным состоянием государства и общества. Финансирование образования осуществлялось явно недостаточно. В нач. 1990-х гг. резко сократилось, а в большинстве регионов и прекратилось строительство школьных зданий. Произошёл массовый переход на двух-трёхсменное обучение, ухудшалось санитарно-гигиеническое состояние учебных заведений. Дети, нуждающиеся в коррекции развития на этапе поступления в школу, составляли в различных регионах от 20 до 60% учащихся. В детских домах в 1994 находились 208 тыс. детей, в различных вспомогательных школах и интернатах – 140 тыс. детей с отклонениями в развитии, 90 тыс. детей-инвалидов.
Прогрессивные идеи, заложенные в реформе и воплощённые в Законе «Об образовании», в ходе их реализации привели к негативным последствиям: закреплению и углублению социальной дифференциации среди учащихся; отказу от приёма учащихся в 10-й класс; поощрению элитного образования для немногих и др. Усилилась тенденция роста беспризорности среди подростков, не оканчивающих основную школу. В 1993, по данным МВД, 1,5 млн. детей остались вне школы (45% из-за конфликтов с учителем, 24% в силу хронического отставания в учёбе). Преодолению противоречий должна была способствовать новая редакция Закона РФ «Об образовании» (1996), где существенно усилены гарантии общего бесплатного гос. образования.
К сер. 1990-х гг. возросли престиж образования и понимание его необходимости. Если в 1992 в 10-й класс из 9-го поступали 52–54% учеников, то в 1996 – 58–60%; если в 1992 лишь 20% старшеклассников считали, что знания им нужны для будущего, то в 1996 – более 50%.
Дошкольное образование. По Закону РФ «Об образовании» система дошкольного воспитания ориентирована на помощь семье. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями. Отношения между дошкольными учреждениями и родителями строятся на основе договора, в котором оговариваются правила воспитания, образовательные и др. услуги, плата за обучение и пр.
Наряду с 4 гос. типами дошкольных учреждений (ясли, ясли-сад, детский сад, школа-детский сад) стали создаваться новые типы, в т. ч. частные. Развивается сеть специальных (коррекционных) дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, различными нарушениями в психофизическом развитии.
Начиная с 1994 проявились позитивные тенденции в развитии дошкольного образования. Уделяется внимание развитию новых форм организации дошкольного образования в целях обеспечения доступа к его получению, совершенствованию содержания дошкольного образования и его качества, созданию системы сертификации игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Начат всероссийский эксперимент по разработке и апробации программно-методического, нормативно-правового, организационно-методического и финансового обеспечения новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.
Только за 2000 количество центров развития ребёнка увеличилось на 44,2% по сравнению с 1998, детей в них – на 48,4%; детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – на 7,9%, детей в них – на 5,5%; детских садов компенсирующего вида – соответственно на 2,3% и 2,4%; детских садов ухода и оздоровления – на 1,3% и 4,6%; детских садов комбинированного вида – на 1,8% и 1,3%, что свидетельствует об улучшении качества работы дошкольных образовательных учреждений.
Растёт сеть комплексных образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. В 2001 функционировало ок. 4 тыс. таких учреждений (209,5 тыс. воспитанников). Всего в 2001 действовало 50,0 тыс. дошкольных образовательных учреждений (4,3 млн.воспитанников).
Развивается сеть национальных дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих дошкольное образование на родном языке (3483 дошкольных образовательных учреждения, или 6,5% от их общего числа, в которых воспитываются 123,8 тыс. детей).
Начальное образование. В системе начального общего образования сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым в нач. 21 в. переходом на 12-летнее обучение в средней школе ведётся разработка новых подходов к начальному образованию.
Среднее полное образование. Произошло кардинальное обновление содержания среднего образования. Появились новые (вариативные) учебники по всем дисциплинам. Введены новые курсы: основы художественной культуры, история религии, экономика и бизнес и др. Распространённым явлением стали авторские программы и курсы, учебные пособия. В 2002/03 учебном году действовали 65,7 тыс. дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось св. 18,4 млн. учащихся.
Переход на образование по выбору вызвал появление разных типов учебных заведений. В 2002/03 учебном году функционировали 1223 гимназии (890 тыс. учащихся) и 839 лицеев (533 тыс.). Лицеи (охватывают учащихся 8–11-х классов) ориентируются на естественно-научные и физико-математические дисциплины и готовят своих выпускников в технические вузы. Гимназии (охватывают учащихся 5–11-х классов) пытаются воспроизвести традиции классического образования. В школах также создаются гимназические классы. Усиливается личностная ориентация образования. У учителей, учащихся, родителей появилась реальная возможность выбора вида учебного заведения, программы и учебников.
Дополнительное образование детей. С нач. 1990-х гг. учреждения дополнительного образования детей получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов.
Учреждения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ осуществляют учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную деятельность. Основные их виды: центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый) центр внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный центр; профильные центры – экологический, детского и юношеского туризма и т. д.; дома (дворцы) детского творчества, учащейся молодёжи, профильные – юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т. д.; клубы, детские студии (по различным видам искусств), станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т. д.), детские парки, школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), музеи (детского творчества, литературы и искусства), детские оздоровительно-образовательные лагеря. В 2001 в системе Мин-ва образования РФ действовало св. 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования, в них занималось св. 8 млн. детей, работало св. 243,5 тыс. педагогов. Насчитывалось более 17 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в т. ч. 5,8 тыс. – культуры, св. 1,6 тыс. – спорта, 1,8 тыс. – общественных организаций. В учреждениях дополнительного образования детей, подчинённых органам управления образованием всех уровней, организована деятельность ок. 500 тыс. (в т. ч. в сельской местности св. 76,7 тыс.) творческих объединений по интересам (технического и художественного творчества, спортивно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, спортивной направленности, культурологического образования и др.). Из них 169,5 тыс. объединений (в т. ч. в сельской местности св. 41,6 тыс.) организовано на базе общеобразовательных учреждений, т. е. 40% обучающихся постоянно заняты в свободное от учёбы время занятиями по интересам.
Вечернее среднее образование. Отмена обязательности среднего образования (кон. 1980-х гг.) привела к новому осмыслению роли вечерней школы как фактора социальной реабилитации т. н. трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. Вечерние (очные и заочные) школы создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, гл.обр. на базе старшей ступени общеобразовательной школы, или создаются как вечерние отделения (классы) при дневных школах. В 2003 в РФ насчитывалось 1800 самостоятельных вечерних школ (478 тыс. учащихся).
Начальное профессиональное образование. Согласно Концепции реформирования системы начального профессионального образования (1997), профессиональные училища преобразуются в два основных типа – профессиональное училище и профессиональный лицей.
С 2000 происходит последовательное развитие системы начального профессионального образования, совершенствование нормативных, организационных, управленческих механизмов, повышение эффективности её образовательных учреждений в соответствии с потребностями социальной и экономической сфер регионов и обеспечение прав граждан на доступность начального профессионального образования, возможность выбора образовательной программы, совершенствование качества и содержания начального профессионального образования с учётом требований гос. образовательного стандарта.
В 2001 в РФ действовало ок. 4 тыс. учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 1,6 млн.чел., в т. ч. 3,5 тыс. дневных (640 тыс. учащихся).
Среднее профессиональное образование. С кон. 1990-х гг. осуществляется переход от унитарной системы профессионально-технического образования к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений: созданы технические колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе профессионально-технической подготовки.
В нач. 2002/03 учебного года статус колледжа имели 1056 государственных средних специальных учебных заведений (св. 1,1 млн. студентов).
Среднее профессиональное образование имели 35,4% населения России (2001), что в 1,3 раза больше, чем доля населения, имевшего высшее профессиональное образование. Среди населения в возрасте 25–29 лет среднее профессиональное образование имели 31%; 30–34 года – 30%, 35–44 года – 29%; 20–24 года и 45–49 лет – 28%. Охват средним профессиональным образованием населения трудоспособного возраста составлял 26% (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием – 17%).
В 2003 функционировали 2626 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях, составляла 2,5 млн.чел. Приём в средние специальные учебные заведения в 2001 по сравнению с 2000 увеличился на 10,5 тыс. чел., численность студентов – на 109,4 тыс. По системе целевой контрактной подготовки обучалось 132,4 тыс. студентов.
Приём за счёт бюджетных средств возрос на 16 тыс.чел. (3%). Значительно расширилась подготовка специалистов среднего звена технического профиля: приём на технические специальности увеличился на 37,6 тыс.чел. (49% общего роста приёма). Приём на специальности информатики и вычислительной техники возрос на 30% и составил 26,3 тыс.чел. В 2001 в экономике России было занято св. 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33,1% общей численности работающих, или св. 60% общего числа дипломированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.
Высшее профессиональное образование. Система рос. высшего образования представлена как государственными, так и негосударственными вузами. Федеральной программой развития образования (1994) и Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии вузов. В 1995 завершена разработка Гос. стандарта высшего профессионального образования. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. На основе компьютерных технологий развиваются новые формы обучения, такие, как дистанционное образование, интерактивное обучение. Наблюдаются и др. тенденции в развитии высшего профессионального образования: создание многоуровневого, диверсифицированного высшего образования; достижение большей «регионализации» высшей школы; усиление процессов университизации высшего образования. Фундаментальное базовое высшее образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития высшей школы. Однако отмечаются слабость информационной базы, недостаточная обеспеченность учебниками, особенно новыми (отставание учебников от развития науки по ряду дисциплин составляет 12–15 лет).
В 2002/03 учебном году функционировали 1039 вузов (655 государственных и 384 негосударственных), в т. ч. 312 университетов; 179 академий различного профиля, 145 институтов. В гос. вузах на дневных отделениях обучалось св. 2,6 млн. студентов, на вечерних – 285,4 тыс., на заочных – ок. 1,8 млн., в форме экстерната получали образование 71,4 тыс.чел. Профессорско-преподавательский состав насчитывал 272,7 тыс.чел., в т. ч. 29,8 тыс. докторов наук, 128,5 тыс. кандидатов наук. В негосударственных вузах обучалось 629,5 тыс. человек. На 10 тыс. населения приходилось 376 студентов вузов.
Высшая школа активизировала свою деятельность и вернула утраченные в нач. 1990-х гг. устойчивые позиции на международном рынке образовательных услуг. Наблюдается тенденция к увеличению числа зарубежных студентов, обучающихся в вузах России на контрактной основе (в 1993 – 6 тыс.; в 1995 – 30 тыс.; в 2001 – 59,7 тыс.).
Вузы расположены на территории России неравномерно. Третья часть находится в Центральном и Северо-Западном экономических районах, концентрируясь в Москве и С.-Петербурге.
В условиях глобальной конкуренции решающее значение имеет установление тесной связи между высшим профессиональным образованием и рынком труда. Основными тенденциями развития высшей школы являются: превращение её в систему, способную эффективно развиваться в условиях рыночной экономики; создание адекватной новым условиям нормативно-правовой базы и механизмов деятельности образовательных учреждений; диверсификация высшего образования и реализация многоуровневых программ (бакалавр – 4 года и магистр – последующие 2–3 года обучения). Но эти процессы воспринимаются неоднозначно и встречают значительное противодействие, поскольку в России отсутствуют традиции использования значительного числа специалистов с неполным высшим образованием. Продолжается также курс на превращение вузов в университеты в субъектах РФ.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения приёма в вузы как на основные профессиональные образовательные программы, так и на послевузовское образование. С 1992 по 2002 приём студентов на первый курс увеличился с 590,7 тыс. до 1503,9 тыс. (150%), приём аспирантов – с 13,9 тыс. до 42,2 тыс. (300%), а докторантов – с 1,6 тыс. до 4,5 тыс. (280%).
В большинстве гос. вузов созданы коммерческие отделения, в т. ч. и для желающих получить второе высшее образование, частично и аспирантура также стала платной.
Дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивают 1636 филиалов вузов, около половины которых находится на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории РФ.
Негосударственные образовательные учреждения. Как неотъемлемая часть вариативного образования развиваются негосударственные образовательные учреждения (НОУ), которые создают потенциальные возможности для свободного выбора учебного заведения. В 2001 имелось св. 700 НОУ (дошкольные учреждения, средние полные общеобразовательные учреждения, в т. ч. лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, пансионы, колледжи, начальные школы, школы различных конфессий и др.), которые посещало 65,9 тыс. детей; преподавали св. 17 тыс. учителей. В 2002 действовали 384 негосударственных вуза (ок. 719 тыс. студентов). В 89 негосударственных средних специальных учебных заведениях обучались более 60,4 тыс. студентов.
Основная часть негосударственных образовательных учреждений расположена в крупных городах – Москве (ок. 40%), С.-Петербурге, Екатеринбурге. Негосударственное образование сталкивается с трудностями в аккредитации и аттестации. Проблематичным остаётся получение выпускниками неаккредитованных образовательных учреждений дипломов гос. образования. Студенты негосударственных вузов лишены отсрочки от призыва в армию. Осн. показатели системы образования РФ см. в таблице на стр. 686.
Послевузовское образование направлено на повышение квалификации и общеобразовательной подготовки специалистов. Аспирантура и докторантура дают свидетельство более высокой ступени образования. В РФ сложилась действующая в осн. в режиме самофинансирования система повышения квалификации и переподготовки специалистов, в составе которой 1350 различных образовательных учреждений (по состоянию на 1.1.2001). В их числе академии, межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки кадров, институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов, институты и факультеты повышения квалификации по отраслям и др. Общее число руководителей и специалистов, прошедших повышение квалификации, составило более 2 млн.чел. В центрах переподготовки получили новую квалификацию св. 15 тыс. безработных (2000). Функционируют 3 самостоятельных вечерних гос. вуза и 216 вечерних отделений при вузах (в гос. вузах обучались 228 тыс.чел., в негосударственных – 31 тыс.чел.); 47 средних профессиональных вечерних учебных заведений и отделений при них (86 тыс. учащихся).
В целом различными формами получения образования (с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного образования, самообразования и экстерната) охвачено ок. 50 млн.чел. В сфере образования трудятся ок. 6 млн.чел.
В системе дополнительного профессионального образования прошли обучение св. 1,1 млн.чел., в т. ч. повысили квалификацию св. 1,06 млн.; прошли профессиональную переподготовку 59,1 тыс.; из них обучено: уволенных с военной службы 4 тыс., незанятых лиц по направлению службы занятости 24,6 тыс. чел. Прошли переподготовку и повысили квалификацию 56,1 тыс. преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений.
Духовное образование. С начала 1990-х гг. получило развитие религиозное образование. В 1991 создан Отдел религиозного образования и катехизации Моск. патриархата. Осуществляется создание единой системы православного образования и непрерывного обучения, которое начинается с православного детского сада. Профессиональные преподавательские кадры сосредоточиваются в православных лицеях и гимназиях. Высшее православное образование дают 2 академии, Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т (основан в 1992) и Рос. православный ун-т им. Иоанна Богослова (1992, Москва) с филиалами в др. городах России.
Действуют духовные образовательные учреждения др. конфессий: Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов» (С.-Петербург, с 1993), Колледж философии, теологии и истории им. Фомы Аквинского (Москва, 1999) с филиалами в С.-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Калининграде; Рос. исламский ун-т (Казань, 1998), Моск. исламский ун-т (1999), религиозная семинария-иешива «Мекор-хаим» (1992), буддистское духовное учебное заведение при Хамбинском дацане (Улан-Удэ, 1991) и др.