После Окт. революции 1917 (в кон. 1917–18) были в осн. осуществлены преобразования в области просвещения (светская единая школа, совместное обучение, равное право на образование и др.). Создан Нар. комиссариат просвещения (Наркомпрос, 1917). Началась национализация всех типов учебных заведений. Первая программная Декларация Совета нар. комиссаров по вопросам образования – «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918) – сочетала идеи «трудовой школы» и «свободного воспитания». Школа объявлялась бесплатной на всех ступенях, общедоступной и обязательной. Единство школы предполагало преемственность её ступеней, равенство образовательных возможностей, но не унификацию и не однотипность школы. Однако рельефно проявлялся и утопизм Декларации.
Во 2-й пол. 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса, вызванного Гражданской войной 1917–22. В 1927/28 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 выросло на 10%, а количество учащихся – на 43%; количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них – вдвое. В русле трудовой школы в 1920-х гг. работало более 160 экспериментальных учебных заведений – опытно-показательных учреждений и станций Наркомпроса: Опытно-показательная школа им. П. Н. Лепешинского (основана в 1918), Первая Опытная станция, возглавляемая С. Т. Шацким (1919), Колония им. М. Горького (1920, первый руководитель А. С. Макаренко) и др.
Система дошкольного воспитания
После 1917 дошкольные учреждения стали частью гос. системы народного образования. Кроме детских домов и детских садов, в нач. 1920-х гг. создавались т. н. очаги (для детей фабрично-заводских рабочих), дневные площадки и др. В 1932 была принята единая программа воспитания, в 1938 – типовой Устав детского сада и Руководство для воспитателя, систематизировавшие официальные требования к дошкольному воспитанию.
Система школьного обучения в 1920– 1930-х гг. С 1923 по 1928 число начальных школ увеличилось с 60 тыс. до 80 тыс., семилетних и средних – с 3 тыс. до 5 тыс., а учащихся соответственно с 4,3 млн. до 6,1 млн. и с 60 тыс. до 1,7 млн. Однако уровень образования по-прежнему оставался низким. В 1926 половина детей с 8 до 11 лет была неграмотна. Обеспеченность школьными помещениями достигала лишь половины требуемого количества. Хотя ассигнования на образование выросли с 173 млн. руб. в 1923 до 657 млн. руб. в 1928, они не превышали 4 руб. в год на душу населения. Только 10% учителей имели высшее образование (законченное или неполное).
Положение осложнялось тем, что на рубеже 1920–30-х гг. был взят курс на широкое и постоянное участие школьников в общественно полезном труде. Декларировались такие типы учебных заведений, как «Школа – цех завода», «Школа – колхоз». Это привело к дестабилизации системы образования, а частично и к её разрушению. Результаты вступительных экзаменов в вузы свидетельствовали о низком уровне подготовки абитуриентов.
Создание рабфаков
С 1919 стали создаваться общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не получивших ранее среднее образование, – рабочие факультеты (рабфаки). К сер. 1930-х гг. выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Во 2-й пол. 30-х гг. рабфаки утратили своё значение и были упразднены.
Вечернее и заочное образование
В нач. 1920-х гг. открылись вечерние техникумы и училища, многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах. В 1929 Наркомпрос РСФСР утвердил принципы и организационные основы заочного обучения. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства. Их деятельность регламентировалась Постановлением СНК СССР «О высшем заочном обучении» (1938). Заочное обучение распространялось и на подготовку научных и научно-исследовательских кадров (аспирантуру). С 1925 стали открываться рабочие университеты, с 1930 – комбинаты рабочего образования, специализированные вечерние вузы. Сеть школ для взрослых объединяла школы грамоты, политграмоты, вечерние школы. К кон. 1930-х гг. вечерние и заочные школы вошли в единую систему образования. Содержание обучения было единым для дневной и вечерней форм обучения.
Реформа образования в 1930-х гг
Реформа 1930-х гг. возрождала опыт дореволюционных массовых учебных заведений. Вновь утвердилась «школа учёбы». С 1930/31 учебного года повсеместно вводилось всеобщее начальное обучение детей, а в городах и рабочих посёлках – всеобщее 7-летнее образование. Внутренние преобразования в школе проводились директивно, постановлениями ЦК ВКП(б). Устанавливался централизованный контроль над всеми сторонами деятельности школы – от организации управления учебно-воспитательным процессом до содержания учебных курсов. Вводились унификация и регламентация всей деятельности школы. Доминировала установка на утилитаризм в образовании, на послушание и дисциплину. При этом Наркомпрос всё более отстранялся от управления образованием, превращался в придаток отдела школ ЦК ВКП(б).
Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) было установлено 3 типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя. Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось для детей 8–10 лет в объёме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, – в объёме ускоренных 1–2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках, устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Сложилась стабильная школьная система с преемственными ступенями. Росло число учебных заведений (за 1928–38 в 6 раз) и учащихся (в 2,5 раза за тот же период; достигло 34 млн.чел.). К кон. 1930-х гг. задача организации начального всеобщего обучения была в основном решена. Повысился уровень грамотности населения. По официальным данным, в возрасте от 9 лет в СССР был грамотным 81% населения. Однако, по данным «засекреченной» переписи 1939, семилетнее образование и выше имели только 12,3% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным. Среди русских читать по слогам и разборчиво подписывать бумаги (а именно таким был оценочный критерий) умели лишь 45%.
Стабилизация и развитие системы образования в 1930–40-х гг. сопровождались абсолютизацией единообразия и централизации. Была полностью восстановлена в правах классно-урочная система. В содержание образования включались логика, психология, готовилось и возвращение латыни; труд как учебная дисциплина в 1937 был выведен из школьного плана (школьные мастерские закрыты).
К кон. 20-х гг. была вновь ликвидирована автономия вузов, установлено единоначалие. Институты прикреплялись к определённым производствам и отраслям. Преобладал курс на создание узкоотраслевых вузов, где вводилась непрерывная производственная практика. С 1928 по 1932 в русле политики по разукрупнению вузов их число возросло со 152 до 832. Была сделана попытка форсированной подготовки инженерно-технических кадров; часто использовались бригадные методы обучения, отменялись экзамены, что привело к снижению качества подготовки специалистов. С 1932–33 специализация в вузах была расширена. В 1933–38 вузы выпустили 450 тыс. специалистов. В 1940 работал 481 вуз.
Школа в годы Великой Отечественной войны
В чрезвычайно тяжёлых условиях оказалась школа в годы Вел. Отеч. войны. В 1941/42 учебном году школу не посещали 25% учащихся, в 1944/45 – 10–12%. На территории РСФСР было разрушено ок. 20 тыс. школьных зданий, на треть сократилось количество средних школ. В районах боевых действий прекратили работу почти все школы. В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: Об обучении детей с семилетнего возраста (1943), Об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодёжи (1943), Об открытии вечерних школ в сельской местности, О введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы, О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (все в 1944) и др. В 1943 создана Академия педагогических наук РСФСР.
Произошла реставрация и внешних «гимназических» форм: в 1943 было введено раздельное обучение – в крупных городах создавались мужские и женские школы. Устанавливались строгие нормы и правила, регламентировавшие всю школьную жизнь.
Система образования в 1950–70-х гг
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) требовал резкого поворота системы образования к принципам трудовой школы. Его позитивная сторона состояла в стремлении преодолеть замкнутость школы, привести её в соответствие с новыми реалиями жизни. Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения.
Происходило существенное изменение всей системы начального обучения, пересматривались его психолого-педагогические основы. Срок обучения младших школьников сократился с 4 до 3 лет.
К сер. 1970-х гг. в осн. был завершён переход к всеобщему среднему образованию молодёжи. Однако качество общего образования, получаемого в сельских школах, уступало уровню, достигнутому в крупных городах, что затрудняло для учащихся продолжение образования.
Вместе с тем в 1970–80-х гг. система образования была стабильной. Благоприятные демографические факторы в 1980-х гг., усиливавшаяся тенденция к участию женщин в производственной деятельности обусловили динамичный рост системы дошкольного образования (в 1970 действовали 65 тыс. дошкольных учреждений – св. 5,6 млн. воспитанников; в 1988 – 87,8 тыс., св. 9,7 млн. детей).
Кризис образования в 1980-х гг
В нач. 1980-х гг. резко проявилось кризисное состояние школьного дела, отражавшее социально-экономическую ситуацию в обществе. Общество и личность фактически не обладали правом образовательного выбора. Неизбежным следствием стало функционирование школы в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия. Перед школой ставились глобальные цели – либо нереализуемые на данном этапе развития общества (обучение с 6 лет, средний всеобуч и т. д.), либо несвойственные общеобразовательной школе (всеобщая профессиональная подготовка учащихся).
Школьная реформа 1984 не только не устранила, но обострила кризис школы. Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа. Планы слияния общего и профессионального образования, очередная профессионализация общеобразовательной школы, проводившиеся административными методами, сохранявшаяся при этом громоздкая бюрократическая структура управления народным образованием не могли принести реальных изменений в развитие школьного образования.