Реформы образования в начале 20 века
В нач. 20 в. отечественная педагогика обладала развёрнутой программой развития школьного дела, наиболее полно представленной в работах деятеля нар. образования В. И. Чарнолуского. Её осн. идеи: демонополизация и децентрализация образования; широкое привлечение общественности и родителей к педагогической деятельности школы и управлению образованием; предоставление местному самоуправлению полномочий в школьном деле, а самой школе автономии; отделение школы от церкви и др. На базе этих идей создавались многочисленные варианты образовательных реформ.
Наиболее полно реформы были разработаны под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева в 1915–16. Был обобщён опыт педагогической науки и практики, накопленный за 50 лет после реформы 60-х гг. 19 в. В проекте реформы средней школы устанавливалась Единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов («реальных знаний»). Предполагалась определённая дифференциация обучения – 4–7-е классы делились на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную. После отставки П. Н. Игнатьева (дек. 1916) реформирование образования было продолжено в 1917 Гос. комитетом по нар. образованию при МНП Временного правительства, подготовившим св. 40 законопроектов, но только один (о новой орфографии) был принят правительством. Комитет разработал также Положение «О Единой общественной общеобразовательной школе» (окт. 1917), в котором возобладали подходы, ориентировавшиеся на гуманистические и демократические идеалы.