Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Реформы образования в начале 20 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Реформы образования в начале 20 века

В нач. 20 в. оте­че­ст­вен­ная пе­да­го­ги­ка об­ла­да­ла раз­вёр­ну­той про­грам­мой раз­ви­тия школь­но­го де­ла, наи­бо­лее пол­но пред­став­лен­ной в ра­бо­тах дея­те­ля нар. об­ра­зо­ва­ния В. И. Чар­но­лу­ско­го. Её осн. идеи: де­мо­но­по­ли­за­ция и де­цен­тра­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния; ши­ро­кое при­вле­че­ние об­ще­ст­вен­но­сти и ро­ди­те­лей к пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти шко­лы и управ­ле­нию об­ра­зо­ва­ни­ем; пре­дос­тав­ле­ние ме­ст­но­му са­мо­управ­ле­нию пол­но­мо­чий в школь­ном де­ле, а са­мой шко­ле ав­то­но­мии; от­де­ле­ние шко­лы от церк­ви и др. На ба­зе этих идей соз­да­ва­лись мно­го­чис­лен­ные ва­ри­ан­ты об­ра­зо­ва­тель­ных ре­форм.

Наи­бо­лее пол­но ре­фор­мы бы­ли раз­ра­бо­та­ны под ру­ко­во­дством ми­ни­ст­ра на­род­но­го про­све­ще­ния П. Н. Иг­нать­е­ва в 1915–16. Был обоб­щён опыт пе­да­го­ги­че­ской нау­ки и прак­ти­ки, на­ко­п­лен­ный за 50 лет по­сле ре­фор­мы 60-х гг. 19 в. В про­ек­те ре­фор­мы сред­ней шко­лы ус­та­нав­ли­ва­лась Еди­ная сред­няя об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла (гим­на­зия) с 7-лет­ним сро­ком обу­че­ния с при­ори­те­том пред­ме­тов ес­те­ст­вен­но­го и ма­те­ма­ти­че­ско­го цик­лов («ре­аль­ных зна­ний»). Пред­по­ла­га­лась оп­ре­де­лён­ная диф­фе­рен­циа­ция обу­че­ния – 4–7-е клас­сы де­ли­лись на три ­ветви: но­во­гу­ма­ни­тар­ную, гу­ма­ни­тар­но-клас­си­че­скую и ре­аль­ную. По­сле от­став­ки П. Н. Иг­нать­е­ва (дек. 1916) ре­фор­ми­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­ния бы­ло про­дол­же­но в 1917 Гос. ко­ми­те­том по нар. об­ра­зо­ва­нию при МНП Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва, под­го­то­вив­шим св. 40 за­ко­но­про­ек­тов, но толь­ко один (о но­вой ор­фо­гра­фии) был при­нят пра­ви­тель­ст­вом. Ко­ми­тет раз­ра­бо­тал так­же По­ло­же­ние «О Еди­ной об­ще­ст­вен­ной об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле» (окт. 1917), в ко­то­ром во­зоб­ла­да­ли под­хо­ды, ори­ен­ти­ро­вав­шие­ся на гу­ма­ни­сти­че­ские и де­мо­кра­ти­че­ские идеа­лы.

Вернуться к началу