Образование в конце 19 – начале 20 веков
Образование в конце 19 – начале 20 веков
В кон. 19 – нач. 20 вв. стало очевидным отставание содержания образования, методов и средств обучения в массовой школе от новых потребностей общества. Школьная система по-прежнему строилась в значительной мере по сословному принципу. Уровень грамотности женщин составлял треть от грамотности мужчин. По данным на 1893, школами в Европейской части России было охвачено в городах 75% мальчиков, в сельской местности 70%, девочек соответственно 38,8% и 18%. Одно высшее учебное заведение приходилось на 3,4 млн. чел. (всего училось 14 тыс. студентов), а один университет – на 17 млн.чел. В 1900–17 был открыт 91 вуз. В 1913–14 насчитывалось 63 государственных и 54 общественных и частных вуза. К нач. 1917 высшая школа объединяла 11 университетов и 40 школ университетского типа, включая юридические, медицинские, востоковедческие, исторические, а также «академические отделения» нар. университетов; 9 педагогических институтов и высших курсов; 9 учебных заведений музыкально-театрального и изобразительного искусства; 7 духовных учебных заведений, 19 инженерных, 15 сельскохозяйственных, 6 коммерческих институтов; 8 военных и военно-морских академий и высших училищ.
В атмосфере либерализации общества осенью 1905 были установлены временные правила университетов и высших учебных заведений, восстанавливавшие их автономию (выборы ректора, деканов) и разрешавшие создание студенческих организаций. Значительно расширялись полномочия советов учебных заведений. В 1911 получили статус высших учебных заведений 8 высших женских курсов. Их выпускницы могли сдавать гос. экзамены в университетах. Аналогичный статус в 1913 обрело и большинство частных женских курсов.
Развивалась также «вольная высшая школа» (общественно-государственная и частная). Открывались вузы для лиц обоего пола: в Москве Ун-т А. Л. Шанявского (1908), Педагогический ин-т им. П. Г. Шелапутина (1911), в С.-Петербурге Психоневрологический ин-т В. М. Бехтерева (1908), Вольный ун-т (1910), Педагогическая академия (1907), а также в 1872 Высшие Фребелевские курсы в С.-Петербурге и Высшие женские курсы В. И. Герье в Москве и др. Преподавание строилось на принципах всесословности, свободы как преподавания, так и обучения. Студенты получали право выбора факультета, дисциплин для изучения, индивидуального учебного плана.
Массовое образование. С 1912 открывались высшие начальные училища с четырёхгодичным курсом обучения (после 3–4-летней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пение и гимнастика. В 1914 действовало св. 105,5 тыс. учебных заведений, в т. ч. ок. 102 тыс. начальных, св. 1,6 тыс. неполных средних (высшие начальные училища и прогимназии) и св. 1,9 тыс. средних школ (классические и реальные гимназии, коммерческие училища).