Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Образование в конце 19 – начале 20 веков

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Образование в конце 19 – начале 20 веков

Университет А.Л. Шанявского. 1912–13. Архитектор А.И. Иванов-Шиц.

В кон. 19 – нач. 20 вв. ста­ло оче­видным от­ста­ва­ние со­дер­жа­ния об­ра­зова­ния, ме­то­дов и средств обу­че­ния в массо­вой шко­ле от но­вых по­треб­но­стей об­ще­ст­ва. Школь­ная сис­те­ма по-преж­не­му строи­лась в зна­чи­тель­ной ме­ре по со­слов­но­му прин­ци­пу. Уро­вень гра­мот­но­сти жен­щин со­став­лял треть от гра­мот­но­сти муж­чин. По дан­ным на 1893, шко­ла­ми в Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии бы­ло ох­ва­че­но в го­ро­дах 75% маль­чи­ков, в сель­ской ме­ст­но­сти 70%, де­во­чек со­от­вет­ст­вен­но 38,8% и 18%. Од­но выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние при­хо­ди­лось на 3,4 млн. чел. (все­го учи­лось 14 тыс. студен­тов), а один уни­вер­си­тет – на 17 млн.чел. В 1900–17 был от­крыт 91 вуз. В 1913–14 на­счи­ты­ва­лось 63 го­су­дар­ст­вен­ных и 54 об­ще­ст­вен­ных и ча­ст­ных ву­за. К нач. 1917 выс­шая шко­ла объ­е­ди­ня­ла 11 уни­вер­си­те­тов и 40 школ уни­вер­си­тет­ско­го ти­па, вклю­чая юри­ди­че­ские, ме­ди­цин­ские, вос­то­ко­вед­че­ские, ис­то­ри­че­ские, а так­же «ака­де­ми­че­ские от­де­ле­ния» нар. уни­вер­си­те­тов; 9 пе­да­го­ги­че­ских ин­сти­ту­тов и выс­ших кур­сов; 9 учеб­ных за­ве­де­ний му­зы­каль­но-те­ат­раль­но­го и изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва; 7 ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, 19 ин­же­нер­ных, 15 сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных, 6 ком­мер­че­ских ин­сти­ту­тов; 8 во­ен­ных и во­ен­но-мор­ских ака­де­мий и выс­ших учи­лищ.

В ат­мо­сфе­ре ли­бе­ра­ли­за­ции об­ще­ст­ва осе­нью 1905 бы­ли ус­та­нов­ле­ны вре­мен­ные пра­ви­ла уни­вер­си­те­тов и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний, вос­ста­нав­ли­вав­шие их ав­то­но­мию (вы­бо­ры рек­то­ра, де­ка­нов) и раз­ре­шав­шие соз­да­ние сту­ден­че­ских ор­га­ни­за­ций. Зна­чи­тель­но рас­ширя­лись пол­но­мо­чия со­ве­тов учеб­ных заве­де­ний. В 1911 по­лу­чи­ли ста­тус выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний 8 выс­ших жен­ских кур­сов. Их вы­пу­ск­ни­цы мог­ли сда­вать гос. эк­за­ме­ны в уни­вер­си­те­тах. Ана­ло­гич­ный ста­тус в 1913 об­ре­ло и боль­шин­ст­во ча­ст­ных жен­ских кур­сов.

Раз­ви­ва­лась так­же «воль­ная выс­шая шко­ла» (об­ще­ст­вен­но-го­су­дар­ст­вен­ная и ча­ст­ная). От­кры­ва­лись ву­зы для лиц обое­го по­ла: в Мо­ск­ве Ун-т А. Л. Ша­няв­ско­го (1908), Пе­да­го­ги­че­ский ин-т им. П. Г. Ше­ла­пу­ти­на (1911), в С.-Пе­тер­бур­ге Пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ский ин-т В. М. Бех­те­ре­ва (1908), Воль­ный ун-т (1910), Пе­да­го­ги­че­ская ака­де­мия (1907), а так­же в 1872 Выс­шие Фре­бе­лев­ские кур­сы в С.-Пе­тер­бур­ге и Выс­шие жен­ские кур­сы В. И. Ге­рье в Мо­ск­ве и др. Пре­по­да­ва­ние строи­лось на прин­ци­пах все­со­слов­но­сти, сво­бо­ды как пре­по­да­ва­ния, так и обу­че­ния. Сту­ден­ты по­лу­ча­ли пра­во вы­бо­ра фа­куль­те­та, дис­ци­п­лин для изу­че­ния, ин­ди­ви­ду­аль­но­го учеб­но­го пла­на.

Мас­со­вое об­ра­зо­ва­ние. С 1912 от­кры­ва­лись выс­шие на­чаль­ные учи­ли­ща с че­ты­рёх­го­дич­ным кур­сом обу­че­ния (по­сле 3–4-лет­ней эле­мен­тар­ной шко­лы), в учеб­ный план ко­то­рых вклю­ча­лись до­пол­ни­тель­но ал­геб­ра, гео­мет­рия, фи­зи­ка, ис­то­рия, гео­гра­фия, ес­те­ст­во­ве­де­ние, ри­со­ва­ние, чер­че­ние, пе­ние и гим­на­сти­ка. В 1914 дей­ст­во­ва­ло св. 105,5 тыс. учеб­ных за­ве­де­ний, в т. ч. ок. 102 тыс. на­чаль­ных, св. 1,6 тыс. непол­ных сред­них (выс­шие на­чаль­ные учи­ли­ща и про­гим­на­зии) и св. 1,9 тыс. сред­них школ (клас­си­че­ские и ре­аль­ные гим­на­зии, ком­мер­че­ские учи­ли­ща).

Вернуться к началу