Образование во 2-й половине 19 века
Во 2-й пол. 19 в. развивается просветительная деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных интересов населения (т. н. внешкольное образование). Учреждения внешкольного образования (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также нар. чтения, публичные лекции и др.) не входили в гос. систему образования. Единственной формой заочного обучения, признанной государством, был экстернат.
В нач. 1870-х гг. оптимальной формой внешкольной работы были признаны нар. чтения, которые проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора. С 1888 разрешалось священникам устраивать нар. чтения в уездных городах и сельской местности. Во 2-й пол. 1880-х гг. открывались нар. дома, ставшие центрами внешкольного образования. Получили распространение бесплатные нар. библиотеки и читальни.
Развитие дошкольного воспитания. Во 2-й пол. 19 в. появились первые дошкольные учреждения, которые рассматривались гл. обр. как благотворительные, служащие для социального призрения и воспитания сирот, детей беднейших родителей и др. В 1867 при Петерб. педагогическом собрании образована комиссия детских садов. Однако организация детских садов в России вызвала значительные споры, т. к. традиции национального воспитания в большей степени ориентировались на семью. К 1882 в стране насчитывалось лишь 37 платных дошкольных учреждений, к 1896 – ок. 60. К кон. 19 в. губернские ведомства стали создавать ясли-сады для крестьянских детей.
Развитие начального и среднего специального образования. К кон. 19 в. в России сложилась широкая сеть начальных и средних специальных учебных заведений различных профилей. К 1881 насчитывалось 190 средних и низших промышленных, художественно-промышленных, транспортных и сельскохозяйственных учебных заведений, находившихся в ведении различных министерств и ведомств, а также частных лиц и общественных организаций. Особое место среди средних профессиональных учебных заведений занимали педагогические, готовившие кадры для динамично развивавшейся системы начального образования. С 1872 создаются т. н. учительские институты с трёхгодичным курсом обучения (в 1898 – 10; ок. 700 учащихся) и учительские семинарии – наиболее распространённая и массовая форма подготовки учителей начальных училищ, просуществовавшая св. 50 лет. Многие из учительских семинарий были созданы и содержались земствами. К 1898 действовали 62 учительские семинарии и школы.
В сер. 1890-х гг. появился новый тип среднего учебного заведения – коммерческие училища, предназначенные для подготовки работников в области торговли. Давая хорошую подготовку в области специальных наук, они также выполняли задачи общего среднего образования. Коммерческие училища содержались городскими самоуправлениями, купеческими обществами и т. п. Сеть коммерческих училищ быстро росла и в 1913/14 учебном году их было 231 (54791 учащийся, в т. ч. 10411 девочек).