Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Контрреформа 1870-х годов

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Контрреформа 1870-х годов

Во 2-й пол. 1860-х гг. ре­фор­мы в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния под­верг­лись ре­ви­зии. Контр­ре­фор­ма 1870-х гг. («Ус­тав гим­на­зий и про­гим­на­зий», 1871; «По­ло­же­ние о на­чаль­ных на­род­ных учи­ли­щах», 1874) вос­ста­нав­ли­ва­ла со­слов­ную ра­зоб­щён­ность школ, уз­ко­клас­си­че­скую на­прав­лен­ность обу­че­ния, на­ру­ша­ла оп­ре­де­лён­ное един­ст­во сис­те­мы об­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Ре­аль­ные гим­на­зии за­ме­ня­лись ре­аль­ны­ми учи­ли­ща­ми, силь­но ус­ту­пав­ши­ми пер­вым в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной под­го­тов­ке, но при­да­вав­ши­ми обу­че­нию серь­ёз­ный ес­те­ст­вен­но-на­уч­ный и тех­ни­че­ский ук­лон.

Цер­ков­но-при­ход­ские шко­лы, соз­да­вав­шие­ся с 1881 пра­во­слав­ны­ми об­щи­на­ми (в 1905 их бы­ло 42696, или 46,5% всех на­чаль­ных школ), до 1917 за­ни­ма­ли зна­чи­тель­ное ме­сто в сис­те­ме на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Ус­тав уни­вер­си­те­тов 1884 вновь от­менил их ав­то­но­мию и из­ме­нил ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную ор­га­ни­за­цию (рас­ши­ря­лась власть по­пе­чи­те­ля ок­ру­га). Осн. пред­ме­та­ми ста­ли греч. и лат. язы­ки, древ­няя ис­то­рия и ми­фо­ло­гия. Ис­то­рия Рос­сии, рус. язык и ли­те­ра­ту­ра счи­та­лись «не­обя­за­тель­ны­ми» кур­са­ми. В уни­вер­си­те­тах в 1860 бы­ло 5500 сту­ден­тов, в 1880 – 8193, в 1885 – 12939, в 1890 – 12495. В уни­вер­си­те­ты и тех­ни­че­ские ву­зы жен­щин не при­ни­ма­ли, что вы­ну­ж­да­ло их по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние за гра­ни­цей. Во 2-й пол. 19 в. чис­ло спе­циа­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем вы­рос­ло при­мер­но с 20 тыс. в 1860-х гг. до 85 тыс. к кон­цу ве­ка.

Вернуться к началу