Контрреформа 1870-х годов
Во 2-й пол. 1860-х гг. реформы в области образования подверглись ревизии. Контрреформа 1870-х гг. («Устав гимназий и прогимназий», 1871; «Положение о начальных народных училищах», 1874) восстанавливала сословную разобщённость школ, узкоклассическую направленность обучения, нарушала определённое единство системы общего образования. Реальные гимназии заменялись реальными училищами, сильно уступавшими первым в общеобразовательной подготовке, но придававшими обучению серьёзный естественно-научный и технический уклон.
Церковно-приходские школы, создававшиеся с 1881 православными общинами (в 1905 их было 42696, или 46,5% всех начальных школ), до 1917 занимали значительное место в системе начального образования.
Устав университетов 1884 вновь отменил их автономию и изменил административную организацию (расширялась власть попечителя округа). Осн. предметами стали греч. и лат. языки, древняя история и мифология. История России, рус. язык и литература считались «необязательными» курсами. В университетах в 1860 было 5500 студентов, в 1880 – 8193, в 1885 – 12939, в 1890 – 12495. В университеты и технические вузы женщин не принимали, что вынуждало их получать образование за границей. Во 2-й пол. 19 в. число специалистов с высшим образованием выросло примерно с 20 тыс. в 1860-х гг. до 85 тыс. к концу века.