Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Реформа 60-х годов 19 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Реформа 60-х годов 19 века

Пе­ре­лом­ным мо­мен­том в ис­то­рии рос. шко­лы бы­ла ре­фор­ма 1860-х гг., под­го­тов­лен­ная пе­да­го­га­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми (Н. И. Пи­ро­гов, А. Г. Обо­дов­ский, В. Ф. Одо­ев­ский, П. Г. Ред­кин, К. Д. Ушин­ский и др.). По «По­ло­же­нию о на­чаль­ных на­род­ных учи­ли­щах» (1864) и «Ус­та­ву гим­на­зий и про­гим­на­зий» (1864) все шко­лы про­воз­гла­ша­лись об­ще­дос­туп­ны­ми и все­сослов­ны­ми, од­на­ко в от­но­ше­нии гим­на­зий этот прин­цип не со­блю­дал­ся. Цель на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния оп­ре­де­ля­лась как «ут­вер­жде­ние в на­ро­де ре­ли­ги­оз­ных и нрав­ст­вен­ных по­ня­тий и рас­про­стра­не­ние пер­во­на­чаль­ных по­лез­ных зна­ний». По­ощ­ря­лась ча­ст­ная и зем­ская ини­циа­ти­ва в от­кры­тии учеб­ных за­ве­де­ний. Рос­ло чис­ло на­чаль­ных и сред­них об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ний (в 1856–80 – с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., уча­щих­ся в них – с 450 тыс. до 1141 тыс.). Управ­ле­ние шко­ла­ми при­об­ре­та­ло цен­тра­ли­зо­ван­ный ха­рак­тер.

Выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Из­ме­не­ния кос­ну­лись со­дер­жа­ния уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Обя­за­тель­ны­ми для всех фа­куль­те­тов ста­ли бо­го­сло­вие, цер­ков­ная ис­то­рия и дей­ст­вую­щее пра­во (фи­ло­со­фия пре­по­да­ва­лась толь­ко на фи­ло­соф­ском фа­куль­те­те). Стрем­ле­ние при­дать об­ра­зо­ва­нию на­цио­наль­ный ха­рактер при­ве­ло к по­яв­ле­нию в струк­ту­ре уни­вер­си­те­тов ка­федр рус. ис­то­рии, сло­вес­но­сти, рос. за­ко­но­да­тель­ст­ва. Об­ра­зо­ва­ние ста­но­ви­лось про­фес­сио­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­ным: ву­зы го­то­ви­ли юри­стов, чи­нов­ни­ков, пре­по­да­ва­те­лей гим­на­зий, вра­чей. Про­ис­хо­ди­ло об­щее раз­ви­тие выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, осо­бен­но тех­ни­че­ско­го, сельско-хо­зяй­ст­вен­но­го, пе­да­го­ги­че­ско­го: ес­ли в 1800 дей­ст­во­ва­ли 20 ву­зов, то к 1861 функ­цио­ни­ро­ва­ли 54 ву­за (14 уни­вер­си­те­тов, 5 во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний, 7 сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных, 2 пе­да­го­ги­че­ских, 5 ду­хов­ных, 13 тех­ни­че­ских, 1 эко­но­ми­че­ский, 2 юри­ди­че­ских, 5 ис­кус­ст­ва). От­кры­ва­лись но­вые уни­вер­си­те­ты: Вар­шав­ский (1816), Но­во­рос­сий­ский (Одес­са; 1865). Том­ский ун-т (1888) стал пер­вым уни­вер­си­те­том в Си­би­ри. В уни­вер­си­те­тах бы­ли со­сре­до­то­че­ны луч­шие на­уч­ные си­лы Рос­сии, ра­бо­та­ли вы­даю­щие­ся учё­ные, внёс­шие зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие нау­ки и про­све­ще­ния. Ус­тав 1863 пре­до­ста­вил уни­вер­си­те­там бо­лее ши­ро­кие пра­ва и ав­то­но­мию, вос­ста­но­вил уни­вер­си­тет­ский суд.

Выс­шее жен­ское об­ра­зо­ва­ние. В 1858 в С.-Пе­тер­бур­ге соз­да­но пер­вое от­кры­тое жен­ское учи­ли­ще Ве­дом­ст­ва уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии. В 1860 при учи­ли­ще ор­га­ни­зо­ван пе­да­го­ги­че­ский класс, за­тем пре­об­ра­зо­ван­ный в пе­да­го­ги­че­ские кур­сы со сло­вес­ным и фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ским от­де­ле­ния­ми. Борь­ба за рав­ное с муж­чи­на­ми пра­во на по­лу­че­ние выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния ста­ла важ­ной частью жен­ско­го дви­же­ния в 1850–60-х гг. В 1859–60 за­ня­тия в Пе­тербург­ском, Мо­с­ков­ском и не­ко­то­рых дру­гих уни­вер­си­те­тах, в Ме­ди­ко-хи­рур­гиче­ской ака­де­мии на­ча­ли по­се­щать жен­щи­ны-воль­но­слу­ша­тель­ни­цы (од­на­ко по­сле сту­ден­че­ских вол­не­ний 1861 это ре­ше­ние бы­ло от­ме­не­но). В 1872 бы­ли от­кры­ты Моск. выс­шие жен­ские кур­сы В. И. Ге­рье (позд­нее за­кры­ты; вос­ста­нов­ле­ны в 1900), в 1878 – Ки­ев­ские и в С.-Пе­тер­бур­ге Бес­ту­жев­ские кур­сы – пер­вый жен­ский уни­вер­си­тет в Рос­сии.

Зем­ст­ва и об­ра­зо­ва­ние. В кон. 1860– 1870-х гг. раз­вер­ну­лась дея­тель­ность земств в об­лас­ти народного об­ра­зо­ва­ния (в 1869 в зем­ских гу­бер­ни­ях бы­ло 9677 школ с 274 тыс. уча­щих­ся, в 1874 – 16310 школ с 759 тыс. уча­щих­ся). Рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние уве­ли­чи­лись с 5% зем­ско­го бюд­же­та в 1868 до 10,3% в 1873. В 1880 до­ля об­ще­ст­вен­но­го уча­стия в со­дер­жа­нии на­чаль­ных школ воз­рос­ла до 86,1% об­щих за­трат. Осн. чер­та­ми зем­ской шко­лы бы­ли трёх­лет­ний курс обу­че­ния и один учи­тель, за­ни­маю­щий­ся с тре­мя от­де­ле­ния­ми. До 1891 в зем­ской шко­ле от­сут­ст­во­ва­ли твёр­до ус­та­нов­лен­ные про­грам­мы, учи­тель был сво­бо­ден в вы­бо­ре ме­то­дов обу­че­ния и учеб­ни­ков. Зем­ст­во обес­пе­чи­ва­ло учи­те­ля де­неж­ным со­дер­жа­ни­ем, а шко­лу учеб­ны­ми по­со­бия­ми. Кре­сть­я­не со­дей­ст­во­ва­ли со­дер­жа­нию школь­но­го по­ме­ще­ния.

Вернуться к началу