Реформа 60-х годов 19 века
Переломным моментом в истории рос. школы была реформа 1860-х гг., подготовленная педагогами и общественными деятелями (Н. И. Пирогов, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский и др.). По «Положению о начальных народных училищах» (1864) и «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) все школы провозглашались общедоступными и всесословными, однако в отношении гимназий этот принцип не соблюдался. Цель начального образования определялась как «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений. Росло число начальных и средних общеобразовательных учебных заведений (в 1856–80 – с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., учащихся в них – с 450 тыс. до 1141 тыс.). Управление школами приобретало централизованный характер.
Высшее образование. Изменения коснулись содержания университетского образования. Обязательными для всех факультетов стали богословие, церковная история и действующее право (философия преподавалась только на философском факультете). Стремление придать образованию национальный характер привело к появлению в структуре университетов кафедр рус. истории, словесности, рос. законодательства. Образование становилось профессионально ориентированным: вузы готовили юристов, чиновников, преподавателей гимназий, врачей. Происходило общее развитие высшего профессионального образования, особенно технического, сельско-хозяйственного, педагогического: если в 1800 действовали 20 вузов, то к 1861 функционировали 54 вуза (14 университетов, 5 военно-учебных заведений, 7 сельскохозяйственных, 2 педагогических, 5 духовных, 13 технических, 1 экономический, 2 юридических, 5 искусства). Открывались новые университеты: Варшавский (1816), Новороссийский (Одесса; 1865). Томский ун-т (1888) стал первым университетом в Сибири. В университетах были сосредоточены лучшие научные силы России, работали выдающиеся учёные, внёсшие значительный вклад в развитие науки и просвещения. Устав 1863 предоставил университетам более широкие права и автономию, восстановил университетский суд.
Высшее женское образование. В 1858 в С.-Петербурге создано первое открытое женское училище Ведомства учреждений имп. Марии. В 1860 при училище организован педагогический класс, затем преобразованный в педагогические курсы со словесным и физико-математическим отделениями. Борьба за равное с мужчинами право на получение высшего образования стала важной частью женского движения в 1850–60-х гг. В 1859–60 занятия в Петербургском, Московском и некоторых других университетах, в Медико-хирургической академии начали посещать женщины-вольнослушательницы (однако после студенческих волнений 1861 это решение было отменено). В 1872 были открыты Моск. высшие женские курсы В. И. Герье (позднее закрыты; восстановлены в 1900), в 1878 – Киевские и в С.-Петербурге Бестужевские курсы – первый женский университет в России.
Земства и образование. В кон. 1860– 1870-х гг. развернулась деятельность земств в области народного образования (в 1869 в земских губерниях было 9677 школ с 274 тыс. учащихся, в 1874 – 16310 школ с 759 тыс. учащихся). Расходы на образование увеличились с 5% земского бюджета в 1868 до 10,3% в 1873. В 1880 доля общественного участия в содержании начальных школ возросла до 86,1% общих затрат. Осн. чертами земской школы были трёхлетний курс обучения и один учитель, занимающийся с тремя отделениями. До 1891 в земской школе отсутствовали твёрдо установленные программы, учитель был свободен в выборе методов обучения и учебников. Земство обеспечивало учителя денежным содержанием, а школу учебными пособиями. Крестьяне содействовали содержанию школьного помещения.