Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Образование в 1-й половине 19 века

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 679-680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Образование в 1-й половине 19 века

Ко­ли­че­ст­во на­чаль­ных школ в Рос­сии в 1-й пол. 19 в. рос­ло очень мед­лен­но. В 1830 ра­бо­та­ли 718 при­ход­ских, 416 уезд­ных и 402 ча­ст­ных учи­ли­ща. Чис­ло уезд­ных учи­лищ (в 1830 их бы­ло 55) ос­та­ва­лось поч­ти по­сто­ян­ным. Сред­ний при­рост на­чаль­ных школ со­ста­вил все­го 4 учеб­ных за­ве­де­ния в год. В сред­нем на 100 жи­те­лей при­хо­ди­лось лишь 7 уча­щих­ся.

«Ус­тав гим­на­зий и учи­лищ, со­сто­яв­ших в ве­де­нии уни­вер­си­те­тов» (1828) ут­вер­дил со­слов­но-клас­си­че­скую на­прав­лен­ность гим­на­зий, це­лью об­ра­зо­ва­ния про­воз­гла­сил со­еди­не­ние ве­ры и зна­ния и фак­ти­че­ски ли­к­ви­ди­ро­вал пре­ем­ст­вен­ность учеб­ных про­грамм меж­ду на­чаль­ной, сред­ней и выс­шей шко­ла­ми. Ка­ж­дый тип шко­лы ста­но­вил­ся со­слов­но-обо­соб­лен­ным и замк­ну­тым: при­ход­ские учи­ли­ща пред­на­зна­ча­лись для де­тей из «ниж­них со­сло­вий»; 3-класс­ные уезд­ные учи­ли­ща – для де­тей го­род­ских обы­ва­те­лей (ме­щан и ку­пе­че­ст­ва); де­ти дво­рян и чи­нов­ни­ков мог­ли обу­чать­ся в 7-класс­ных гим­на­зи­ях. Од­на­ко во всех учеб­ных за­ве­де­ни­ях, вплоть до уни­вер­си­те­тов, зна­чи­те­лен был удель­ный вес уча­щих­ся не­дво­рян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Стре­мясь к пол­но­му кон­тро­лю над сис­те­мой об­ра­зо­вания, пра­ви­тель­ст­во вво­ди­ло ог­ра­ни­че­ния на от­кры­тие ча­ст­ных школ. Для обу­че­ния дво­рян­ско­го юно­ше­ст­ва с 1832 соз­да­ва­лась сеть бла­го­род­ных пан­сио­нов – со­слов­ных (дво­рян­ских) учеб­ных за­ве­де­ний, со­дер­жав­ших­ся на сред­ст­ва дво­рян­ст­ва (к 1842 их чис­ло дос­тиг­ло 10). В 1829 ут­вер­жде­но «По­ло­же­ние о за­кав­каз­ских учи­ли­щах», в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым соз­да­ва­лись гим­на­зии с пре­по­да­ва­ни­ем ар­мян­ско­го, гру­зин­ско­го, азер­бай­джан­ско­го язы­ков, а так­же уезд­ные учи­ли­ща с осо­бой про­грам­мой.

Сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. На­ча­ла скла­ды­вать­ся сис­те­ма сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния (ду­хов­но­го, во­ен­но­го, пе­да­го­ги­че­ско­го, тех­ни­че­ско­го и т. д.). Для до­че­рей дво­рян в 1-й пол. 19 в. от­кры­лись Ека­те­ри­нин­ские (в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве), Пав­лов­ский, Пат­рио­ти­че­ский (С.-Пе­тер­бург) и др. ин­сти­ту­ты, про­грам­ма ко­то­рых пре­ду­смат­ри­ва­ла свет­ское об­ра­зо­ва­ние. То­гда же для де­во­чек дру­гих со­сло­вий бы­ли от­кры­ты Мари­ин­ский ин-т при Си­рот­ском до­ме и По­ви­валь­ный ин-т в С.-Пе­тер­бур­ге, Аку­шер­ский ин-т в Мо­ск­ве и др. ин­сти­ту­ты, клас­сы, учи­ли­ща, да­вав­шие на­чаль­ное и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние.

В 1822 бы­ла от­кры­та Моск. зем­ле­дель­че­ская шко­ла – сред­нее с.-х. учеб­ное за­ве­де­ние. Функ­цио­ни­ро­ва­ли три ти­па про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ских учеб­ных за­ве­де­ний: за­во­дские шко­лы, гор­ные и ок­руж­ные учи­ли­ща.

Выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Ус­тав 1835 зна­чи­тель­но ог­ра­ни­чил ав­то­но­мию и вы­бор­ные на­ча­ла уни­вер­си­те­тов. Чис­ло сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов в 1830-х – начале 1850-х гг. сна­ча­ла уве­ли­чи­ва­лось (в 1836 – 2002 сту­ден­та; в 1848 – 4016), а за­тем сни­жа­лось (в 1849 – 3245; в 1854 – 2938).

Вернуться к началу