Образование в 1-й половине 19 века
Количество начальных школ в России в 1-й пол. 19 в. росло очень медленно. В 1830 работали 718 приходских, 416 уездных и 402 частных училища. Число уездных училищ (в 1830 их было 55) оставалось почти постоянным. Средний прирост начальных школ составил всего 4 учебных заведения в год. В среднем на 100 жителей приходилось лишь 7 учащихся.
«Устав гимназий и училищ, состоявших в ведении университетов» (1828) утвердил сословно-классическую направленность гимназий, целью образования провозгласил соединение веры и знания и фактически ликвидировал преемственность учебных программ между начальной, средней и высшей школами. Каждый тип школы становился сословно-обособленным и замкнутым: приходские училища предназначались для детей из «нижних сословий»; 3-классные уездные училища – для детей городских обывателей (мещан и купечества); дети дворян и чиновников могли обучаться в 7-классных гимназиях. Однако во всех учебных заведениях, вплоть до университетов, значителен был удельный вес учащихся недворянского происхождения. Стремясь к полному контролю над системой образования, правительство вводило ограничения на открытие частных школ. Для обучения дворянского юношества с 1832 создавалась сеть благородных пансионов – сословных (дворянских) учебных заведений, содержавшихся на средства дворянства (к 1842 их число достигло 10). В 1829 утверждено «Положение о закавказских училищах», в соответствии с которым создавались гимназии с преподаванием армянского, грузинского, азербайджанского языков, а также уездные училища с особой программой.
Среднее профессиональное образование. Начала складываться система среднего профессионального образования (духовного, военного, педагогического, технического и т. д.). Для дочерей дворян в 1-й пол. 19 в. открылись Екатерининские (в С.-Петербурге и Москве), Павловский, Патриотический (С.-Петербург) и др. институты, программа которых предусматривала светское образование. Тогда же для девочек других сословий были открыты Мариинский ин-т при Сиротском доме и Повивальный ин-т в С.-Петербурге, Акушерский ин-т в Москве и др. институты, классы, училища, дававшие начальное и среднее профессиональное образование.
В 1822 была открыта Моск. земледельческая школа – среднее с.-х. учебное заведение. Функционировали три типа профессионально-технических учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища.
Высшее образование. Устав 1835 значительно ограничил автономию и выборные начала университетов. Число студентов университетов в 1830-х – начале 1850-х гг. сначала увеличивалось (в 1836 – 2002 студента; в 1848 – 4016), а затем снижалось (в 1849 – 3245; в 1854 – 2938).