Образование в 70–90-х годах 18 века
Развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в С.-Петербурге основано приравненное к академии Горное уч-ще, положившее начало инженерному образованию (после ряда реорганизаций с 1866 Горный ин-т). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Моск. ун-т инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). Создавались с.-х. учебные заведения: в 1797 учреждена Практическая школа земледелия близ С.-Петербурга. Были открыты медико-хирургические академии в С.-Петербурге (1798) и Москве (1799–1846).
В 1780-х гг. член Рос. АН Т. Янкович де Мириево и группа рус. педагогов разработали общие принципы создания системы нар. просвещения. Согласно Уставу нар. училищ (1786), в каждом губернском городе для детей мещан учреждались главные нар. училища с 4 классами, а в уездных городах – малые нар. училища с 2 классами. Их число быстро росло (в 1786 – 165 с 11 тыс. учащихся, в конце столетия – 228 с 22,2 тыс. учащихся). Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
В 1783 для подготовки учителей для нар. училищ было создано Петерб. главное нар. училище, из состава которого в 1786 выделилась учительская семинария. Важную роль в подготовке учителей для главных и малых нар. училищ сыграла петерб. Александро-Невская духовная семинария (основана в 1721; с 1797 С.-Петербургская духовная академия).