Образование в 30–70-х годах 18 века
В 1730–50-х гг. складывалась система дворянского сословного образования. Для дворян действовали закрытые учебные заведения, имевшие целью готовить их как к военной, так и к гражданской службе, а также давать светское воспитание. В С.-Петербурге были открыты Корпус кадетов (1731; с 1743 Сухопутный шляхетный корпус), Морской шляхетный корпус (1752) и др. Были также созданы частные пансионы и др. образовательные учреждения.
В 1763 утверждён разработанный государственным и общественным деятелем И. И. Бецким Генеральный план создания воспитательных домов для подкидышей, детей, рождённых вне брака, и детей беднейших родителей с целью воспитания, образования и призрения людей «третьего чина» – купцов, промышленников, ремесленников.
В 1764 по инициативе Бецкого был создан Ин-т благородных девиц (Смольный), положивший начало женскому среднему образованию (обучалось ок. 200 девушек). В Смольном имелось и мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику и архитектуру, рисование, музыку, танцы, знания в области домашней экономии.
Появились профессионально-художественные учебные заведения: в С.-Петербурге – Танцевальная школа (1738, ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), Академия художеств (1757); Балетная школа при Московском Воспитательном доме (1773).