Реформы Петра I в области образования
Радикальные реформы, начатые Петром I, привели к возникновению светской школы, предпринимались попытки создать гос. систему образования. Начальные гос. школы создавались для детей дворян, гос. служащих, зажиточных мещан и др. сословий в возрасте от 10 до 15 лет. Для солдатских детей открывались гарнизонные школы. Были основаны светские профессиональные школы разного уровня, которые не только готовили специалистов различных профилей, но и давали общее образование: в Москве – Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа при Сухопутном госпитале (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и др. школы. Появились цифирные школы – начальные общеобразовательные школы с математическим уклоном, которые готовили низших техников для войск и казённых строительных работ (в 1725 – 629 учащихся), а также гарнизонные и адмиралтейские школы (для детей солдат и матросов).
Эпизодически в крупных городах открывались частные школы. В 1705–15 в Москве работала школа (гимназия), учреждённая пастором Эрнстом Глюком. В ней готовили кадры для гос. учреждений и давали широкое светское образование, включавшее неск. иностранных языков.
Широко развернувшееся строительство горных предприятий обусловило появление горно-заводских школ. Первые школы были открыты в 1715 В. И. Генниным – управляющим Олонецкими заводами, а в 1721 по инициативе рус. учёного и гос. деятеля В. Н. Татищева, управляющего уральскими горными заводами, открылись горно-рудные школы Урала. Они стали функционировать на Алапаевском, Кунгурском и Уктусском заводах. К кон. 1730-х гг. профессионально-технические учебные заведения работали при всех крупных казённых заводах Урала. Горно-заводские школы, сочетавшие элементарную общеобразовательную подготовку с производственным обучением, положили начало профессионально-техническому образованию в России.
В 1724 в С.-Петербурге была создана Академия наук, при ней начали работать университет и гимназия. М. В. Ломоносов в «Регламенте академической гимназии» (1758) развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По его проекту при поддержке И. И. Шувалова в 1755 был открыт Моск. ун-т.