Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Реформы Петра I в области образования

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 676-677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Реформы Петра I в области образования

Казанский университет. 1832–41. Архитектор М.П. Коринфский.

Ра­ди­каль­ные ре­фор­мы, на­ча­тые Пет­ром I, при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию свет­ской шко­лы, пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­дать гос. сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. На­чаль­ные гос. шко­лы соз­да­ва­лись для де­тей дво­рян, гос. слу­жа­щих, за­жи­точ­ных ме­щан и др. со­сло­вий в воз­рас­те от 10 до 15 лет. Для сол­дат­ских де­тей от­кры­ва­лись гар­ни­зон­ные шко­лы. Бы­ли ос­но­ва­ны свет­ские про­фес­сио­наль­ные шко­лы раз­но­го уров­ня, ко­то­рые не толь­ко го­то­ви­ли спе­циа­ли­стов раз­лич­ных про­фи­лей, но и да­ва­ли об­щее об­ра­зо­ва­ние: в Мо­ск­ве – Шко­ла ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук (1701), Гос­пи­таль­ная шко­ла при Су­хо­пут­ном гос­пи­та­ле (1707). Бы­ли от­кры­ты пуш­кар­ская, ин­же­нер­ная, ар­тил­ле­рий­ские, ме­ди­цин­ские, ре­аль­ные (при при­ка­зах, за­во­дах, вер­фях) и др. шко­лы. Поя­ви­лись ци­фир­ные шко­лы – на­чаль­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы с ма­те­ма­ти­че­ским ук­ло­ном, ко­то­рые го­то­ви­ли низ­ших тех­ни­ков для войск и ка­зён­ных строи­тель­ных ра­бот (в 1725 – 629 уча­щих­ся), а так­же гар­ни­зон­ные и ад­ми­рал­тей­ские шко­лы (для де­тей сол­дат и мат­ро­сов).

Эпи­зо­ди­че­ски в круп­ных го­ро­дах от­кры­ва­лись ча­ст­ные шко­лы. В 1705–15 в Мо­ск­ве ра­бо­та­ла шко­ла (гим­на­зия), уч­ре­ж­дён­ная пас­то­ром Эрн­стом Глю­ком. В ней го­то­ви­ли кад­ры для гос. уч­ре­ж­де­ний и да­ва­ли ши­ро­кое свет­ское об­ра­зо­ва­ние, вклю­чав­шее неск. ино­стран­ных язы­ков.

Здание Главной аптеки на Красной площади, где первоначально находилсяМосковский университет.

Ши­ро­ко раз­вер­нув­шее­ся строи­тель­ст­во гор­ных пред­при­ятий обу­сло­ви­ло по­яв­ле­ние гор­но-за­во­дских школ. Пер­вые шко­лы бы­ли от­кры­ты в 1715 В. И. Ген­ни­ным – управ­ляю­щим Оло­нец­ки­ми за­во­да­ми, а в 1721 по ини­циа­ти­ве рус. учё­но­го и гос. дея­те­ля В. Н. Та­ти­ще­ва, управ­ляю­ще­го ураль­ски­ми гор­ны­ми за­во­да­ми, от­кры­лись гор­но-руд­ные шко­лы Ура­ла. Они ста­ли функ­цио­ни­ро­вать на Ала­па­ев­ском, Кун­гур­ском и Ук­тус­ском за­во­дах. К кон. 1730-х гг. про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ские учеб­ные за­ве­де­ния ра­бо­та­ли при всех круп­ных ка­зён­ных за­во­дах Ура­ла. Гор­но-за­во­дские шко­лы, со­че­тав­шие эле­мен­тар­ную об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ную под­го­тов­ку с про­из­вод­ст­вен­ным обу­че­ни­ем, по­ло­жи­ли на­ча­ло про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ско­му об­ра­зо­ва­нию в Рос­сии.

В 1724 в С.-Пе­тер­бур­ге бы­ла соз­да­на Ака­де­мия на­ук, при ней на­чали ра­бо­тать уни­вер­си­тет и гим­на­зия. М. В. Ло­мо­но­сов в «Рег­ла­мен­те ака­де­ми­че­ской гим­на­зии» (1758) раз­ви­вал идею об об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ном и бес­со­слов­ном ха­рак­те­ре сред­ней шко­лы. По его про­ек­ту при под­держ­ке И. И. Шу­ва­ло­ва в 1755 был от­крыт Моск. ун-т.

Вернуться к началу