Образование в 16–17 веках
В сер. 16 в. в России возникло книгопечатание. Возросло число образованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц (аристократов, деятелей гос. управления, дипломатической службы, военных). Развивались зачатки научных знаний, создавались исторические и литературные произведения.
Значительное влияние на развитие образования на Руси оказали просвещение и школы на Украине и в Белоруссии: Виленская (основана в 1585), Львовская (1586), Могилёвская (1590– 1592), Киевская (1615), Луцкая (ок. 1617) и др. Школы создавались православными братствами по образцу польских школ с программами, общими для всех школ Запада. В братских (общественных) школах на первом месте стояло обучение славянскому языку, на втором – греческому. Изучались грамматика, риторика, диалектика, латынь, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, религия. В некоторых школах преподавались только первые три дисциплины (тривиум) и музыка.
В 17 в. развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы гос. аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей. В 1632 основана Киево-Могилянская академия, давшая России многих деятелей церковного и светского просвещения.
С сер. 17 в. в Москве открывались школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами: греко-латинская Ртищевского братства (1648), Чудова монастыря (1653), Заиконоспасская (1665) и др., где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, философию и др. «свободные искусства». В 1687 в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая академия (с 1701 Славяно-латинская, с 1775 Славяно-греко-латинская академия), готовившая кадры высшего духовенства и чиновников гос. службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста».
Во 2-й пол. 17 в. на фоне установления контактов с Западом усиливается светский элемент в воспитании и образовании. Возникла мода на домашних учителей-иноземцев. Признаётся гос. польза профессионального обучения в приказах (лекарская, посольская школы и др.). В Типографской школе «греческого чтения, языка и письма» (открыта в 1681 при Московском печатном дворе) обучались 233 ученика.