Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Образование в 16–17 веках

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Образование в 16–17 веках

В сер. 16 в. в Рос­сии воз­ник­ло кни­го­пе­ча­та­ние. Воз­рос­ло чис­ло об­ра­зо­ван­ных лю­дей как сре­ди ду­хо­вен­ст­ва, так и сре­ди свет­ских лиц (ари­сто­кра­тов, дея­те­лей гос. управ­ле­ния, ди­пло­ма­ти­че­ской служ­бы, во­ен­ных). Раз­ви­ва­лись за­чат­ки на­уч­ных зна­ний, соз­да­ва­лись ис­то­ри­че­ские и ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния.

Зна­чи­тель­ное влия­ние на раз­ви­тие об­ра­зо­ва­ния на Ру­си ока­за­ли про­све­ще­ние и шко­лы на Ук­раи­не и в Бе­ло­руссии: Ви­лен­ская (ос­но­ва­на в 1585), Львов­ская (1586), Мо­ги­лёв­ская (1590– 1592), Ки­ев­ская (1615), Луц­кая (ок. 1617) и др. Шко­лы соз­да­ва­лись пра­во­слав­ны­ми брат­ст­ва­ми по об­раз­цу поль­ских школ с про­грам­ма­ми, об­щи­ми для всех школ За­па­да. В брат­ских (об­ще­ст­вен­ных) шко­лах на пер­вом мес­те стоя­ло обу­че­ние сла­вян­ско­му язы­ку, на ­втором – гре­че­ско­му. Изу­ча­лись грам­ма­тика, ри­то­ри­ка, диа­лек­ти­ка, ла­тынь, ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия, му­зы­ка, ре­ли­гия. В не­ко­то­рых шко­лах пре­по­да­ва­лись толь­ко пер­вые три дис­ци­п­ли­ны (три­ви­ум) и му­зы­ка.

В 17 в. раз­ви­тие го­род­ской жиз­ни, ожив­ле­ние тор­го­во-про­мыш­лен­ной дея­тель­но­сти, ус­лож­не­ние сис­те­мы гос. ап­па­ра­та, рост свя­зей с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми тре­бо­ва­ли боль­шо­го чис­ла об­ра­зо­ван­ных лю­дей. В 1632 ос­но­ва­на Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия, дав­шая Рос­сии мно­гих дея­те­лей цер­ков­но­го и свет­ско­го про­све­ще­ния.

С сер. 17 в. в Мо­ск­ве от­кры­ва­лись шко­лы, сход­ные по про­грам­мам с за­пад­но­ев­ро­пей­ски­ми грам­ма­ти­че­ски­ми шко­ла­ми: гре­ко-ла­тин­ская Рти­щев­ско­го брат­ст­ва (1648), Чу­до­ва мо­на­сты­ря (1653), Заи­ко­нос­пас­ская (1665) и др., где пре­по­да­ва­ли гре­че­ский, ла­тин­ский и сла­вян­ский язы­ки, ри­то­ри­ку, фи­ло­софию и др. «сво­бод­ные ис­кус­ст­ва». В 1687 в Мо­ск­ве бы­ло от­кры­то пер­вое выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние – Эл­ли­но-гре­че­ская ака­де­мия (с 1701 Сла­вя­но-ла­тин­ская, с 1775 Сла­вя­но-гре­ко-латин­ская ака­де­мия), го­то­вив­шая кад­ры выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва и чи­нов­ни­ков гос. служ­бы. При­ни­ма­ли в ака­де­мию лю­дей «вся­ко­го чи­на, са­на и воз­рас­та».

Во 2-й пол. 17 в. на фо­не ус­та­нов­ления кон­так­тов с За­па­дом уси­ли­вает­ся свет­ский эле­мент в вос­пи­та­нии и об­разо­ва­нии. Воз­ник­ла мо­да на до­маш­них учи­те­лей-ино­зем­цев. При­зна­ёт­ся гос. поль­за про­фес­сио­наль­но­го обу­че­ния в при­ка­зах (ле­кар­ская, по­соль­ская шко­лы и др.). В Ти­по­граф­ской шко­ле «гре­че­ско­го чте­ния, язы­ка и пись­ма» (от­кры­та в 1681 при Мо­с­ков­ском пе­чат­ном дво­ре) обу­ча­лись 233 уче­ни­ка.

Вернуться к началу