Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Просвещение в Древней Руси

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Просвещение в Древней Руси

Школь­ное обу­че­ние, воз­ник­шее в Древ­ней Ру­си во вре­ме­на кня­зей Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча и Яро­сла­ва Муд­ро­го (10–11 вв.), ох­ва­ты­ва­ло лишь не­зна­чи­тель­ное чис­ло вос­пи­тан­ни­ков, как пра­ви­ло де­тей слу­жи­те­лей церк­ви и цер­ков­ных ста­рост. В 12–13 вв. сфор­ми­ро­вал­ся круг мо­на­стыр­ских школ в Смо­лен­ске, Вла­ди­ми­ре, Рос­то­ве Ве­ли­ком, Ниж­нем Нов­го­ро­де. В шко­лах на­чаль­но­го ти­па изу­ча­ли чте­ние, пись­мо, пе­ние и бо­го­сло­вие. Обу­че­ние ве­лось на род­ном язы­ке. В шко­лах выс­ше­го ти­па для «луч­ших лю­дей де­тей», где го­то­ви­ли к го­су­дар­ст­вен­ной и цер­ков­ной дея­тель­но­сти, пре­по­да­ва­лись так­же фи­ло­со­фия, ри­то­ри­ка, грам­ма­ти­ка. Для обу­че­ния ис­поль­зо­ва­лись ви­зан­тий­ские ис­то­ри­че­ские со­чи­не­ния, гео­гра­фи­че­ские и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные тру­ды, сбор­ни­ки вы­ска­зы­ва­ний ан­тич­ных ав­то­ров. Мно­гие вид­ные дея­те­ли древ­не­рус­ской куль­ту­ры вы­шли, в ча­ст­но­сти, из шко­лы при Кие­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре (ос­но­ван в 1051) – ве­ду­щем цен­тре книж­но­сти.

Рас­про­стра­не­нию гра­мот­но­сти сре­ди го­ро­жан спо­соб­ст­во­ва­ли «мас­те­ра гра­мо­ты» – дьяч­ки и «мир­ские лю­ди». Обу­че­ние на­чи­на­лось с 7 лет; де­ти всех со­сло­вий про­хо­ди­ли оди­на­ко­вый курс на­чаль­но­го обу­че­ния – чте­ние, пись­мо, «сло­вес­ные нау­ки», а по­рой и ма­те­ма­ти­ку. Изу­ча­лись ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­но-учи­тель­ная ли­те­ра­ту­ра.

В 14–16 вв. ос­нов­ны­ми об­ра­зо­ва­тель­ны­ми цен­тра­ми яв­ля­лись мо­на­сты­ри.

Вернуться к началу