Просвещение в Древней Руси
Школьное обучение, возникшее в Древней Руси во времена князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого (10–11 вв.), охватывало лишь незначительное число воспитанников, как правило детей служителей церкви и церковных старост. В 12–13 вв. сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, преподавались также философия, риторика, грамматика. Для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественно-научные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в частности, из школы при Киево-Печерском монастыре (основан в 1051) – ведущем центре книжности.
Распространению грамотности среди горожан способствовали «мастера грамоты» – дьячки и «мирские люди». Обучение начиналось с 7 лет; дети всех сословий проходили одинаковый курс начального обучения – чтение, письмо, «словесные науки», а порой и математику. Изучались основы христианского вероучения, тексты Священного Писания, церковно-учительная литература.
В 14–16 вв. основными образовательными центрами являлись монастыри.