Пенсионная система

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 559-562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Римашевская

Пенсионная система

История возникновения пенсионного обеспечения

На­ча­ло пен­си­он­но­му обес­пе­че­нию в Рос­сий­ской им­пе­рии по­ло­жил Пётр I. За счёт средств «го­су­да­ре­вой каз­ны» пен­си­он­ное обес­пе­че­ние впер­вые бы­ло за­ло­же­но Мор­ским ус­та­вом, ут­вер­ждён­ным в нач. 1720, по­сте­пен­но рас­про­стра­нён­ное на др. слу­жа­щих мор­ско­го и во­ен­но­го ве­домств.

В цар­ст­во­ва­ние Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны обя­зан­ность уп­ла­чи­вать в каз­ну день­ги на со­дер­жа­ние от­став­ных во­ин­ских чи­нов воз­ло­жи­ли на мо­на­сты­ри, а пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло на се­бя уст­рой­ст­во бо­га­де­лен в оп­ре­де­лён­ных го­ро­дах и вы­да­чу де­неж­ных пен­сий.

Ека­те­ри­на II обя­за­ла мо­на­сты­ри (1764) вы­пла­чи­вать еже­год­но на со­дер­жа­ние ин­ва­ли­дов 325 тыс. руб., ос­во­бо­див их от к.-л. иной по­вин­но­сти в поль­зу от­став­ных. В 1764–65 пен­си­он­ное обес­пе­че­ние бы­ло рас­про­стра­не­но на лиц, ос­тав­ляв­ших гос. служ­бу по вы­слу­ге лет, ус­та­нов­ле­ны пен­сии для вдов и си­рот во­ен­но­слу­жа­щих, оп­ре­де­ле­ны, хо­тя и край­не ог­ра­ни­чен­ные, пен­си­он­ные ок­ла­ды для чи­нов­ни­ков гра­ж­дан­ской юс­ти­ции.

При Алек­сан­д­ре I бы­ли по­вы­ше­ны пен­си­он­ные ок­ла­ды офи­це­ров ар­мии и фло­та со­об­раз­но с уве­ли­че­ни­ем офи­цер­ско­го со­дер­жа­ния, рас­ши­ре­но де­неж­ное обес­пе­че­ние лиц, ухо­дя­щих в от­став­ку с гра­ж­дан­ской служ­бы. При Ни­ко­лае I раз­но­об­раз­ные пен­си­он­ные за­ко­но­по­ло­же­ния бы­ли со­б­ра­ны, под­верг­ну­ты кри­ти­че­ско­му ана­ли­зу и б. ч. объ­е­ди­не­ны в при­ня­том в 1827 об­щем Пен­си­он­ном ус­та­ве, во­шед­шем в Свод за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Вме­сте с тем про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать св. 30 пен­си­он­ных по­ло­же­ний.

Обес­пе­че­ние по ста­рос­ти и по бо­лез­ни лиц, не на­хо­див­ших­ся на гос. служ­бе, осу­ще­ст­в­ля­лось в рам­ках бла­го­тво­ри­тель­но­сти или на на­ча­лах взаи­мо­помо­щи. Во 2-й пол. 19 в. ин­тен­сив­но фор­ми­ро­ва­лись разл. на­прав­ле­ния пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния. В гор­но-руд­ной про­мыш­лен­но­сти уч­ре­ж­да­лись гор­но-за­во­дские то­ва­ри­ще­ст­ва, пред­став­ляв­шие со­бой од­но­вре­мен­но пен­си­он­ные, сбе­ре­га­тель­ные, ссуд­ные и вспо­мо­га­тель­ные уч­ре­ж­де­ния. Дей­ст­во­ва­ли так­же эме­ри­таль­ные кас­сы (эме­рит – вы­слу­га, за­слу­га), за счёт средств ко­то­рых вы­пла­чи­ва­лись пен­сии за вы­слу­гу лет и ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись как под­мо­га к осн. пен­си­ям. На же­лез­ных до­ро­гах, в го­ро­дах и зем­ст­вах так­же соз­да­ва­лись пен­си­он­ные и сбе­ре­га­тель­но-вспо­мо­га­тель­ные кас­сы. Сред­ст­ва пен­си­он­ной кас­сы со­став­ля­ли: обя­за­тель­ные вы­че­ты с уча­ст­ни­ков (6% жа­ло­ва­нья); сред­ст­ва каз­ны (стра­хо­ва­те­ля); доб­ро­воль­ные взно­сы уча­ст­ни­ков; разл. по­сту­п­ле­ния; по­лу­чен­ные до­хо­ды. Уча­ст­ник пен­си­он­ной кас­сы, про­слу­жив­ший 15 и бо­лее лет, при­об­ре­тал пра­во на по­жиз­нен­ную пен­сию, ис­чис­ляе­мую в за­ви­си­мо­сти от на­ко­пив­шей­ся на его лич­ном счё­те сум­мы.

В 1916 бы­ло ут­вер­жде­но По­ло­же­ние о еди­ной сбе­ре­га­тель­но-вспо­мо­га­тель­ной кас­се, вве­дён­ное в дей­ст­вие с 1.1.1917. В эту кас­су пе­ре­во­ди­лись уча­ст­ни­ки пен­си­он­ной кас­сы и их ка­пи­та­лы. От­кры­вал­ся лич­ный счёт, на ко­то­рый за­чис­ля­лись как обя­за­тель­ные вы­че­ты из со­дер­жа­ния (за­ра­бот­ка) уча­ст­ни­ка кас­сы (6%), так и при­пла­ты каз­ны, а так­же доб­ро­воль­ные взно­сы. Кро­ме то­го, еже­год­но в кон­це го­да на лич­ные сче­та на­чис­ля­лись про­цен­ты в раз­ме­ре 4% го­до­вых.

В нач. 20 в. ус­той­чи­во рос­ли пен­си­он­ные ка­пи­та­лы всех ти­пов касс. Раз­мер это­го ка­пи­та­ла в 1908 пре­вы­сил 245 млн. руб. (св. 20% гос. бюд­же­та), 1/3 ко­то­ро­го бы­ла раз­ме­ще­на в гос. про­цент­ных бу­ма­гах, а 2/3 – в ипо­теч­ных цен­но­стях. Рас­хо­ды гос. каз­ны на вы­пла­ты пен­сий в 1905 со­ста­ви­ли 46 млн. руб., а в 1908 пре­вы­си­ли 65 млн.руб. Пен­си­он­ные вы­да­чи эме­ри­таль­ных, пен­си­он­ных и сбе­ре­га­тель­но-вспо­мо­га­тель­ных касс в 1908 со­ста­ви­ли 21,5 млн. руб.

В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми са­мо­управ­ле­ния раз­ви­вал­ся ин­сти­тут обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, про­из­во­ди­мо­го не­ком­мер­че­ски­ми пуб­лич­но-пра­во­вы­ми ор­га­ни­за­ция­ми.

Советский период

По­ло­же­ни­ем о со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии тру­дя­щих­ся (окт. 1918) был на­ме­чен пе­ре­ход от со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния к со­ци­аль­но­му обес­пе­че­нию всех чле­нов тру­до­вой ком­му­ны, ис­точ­ни­ком су­ще­ст­во­ва­ния ко­то­рых яв­лял­ся соб­ст­вен­ный труд. Вза­мен са­мо­управ­ляе­мых касс бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны гос. ор­га­ны, ко­то­рым пред­по­ла­га­лось пе­ре­дать все на­ко­п­лен­ные пен­си­он­ные ка­пи­та­лы, обес­це­нен­ные ин­фля­ци­ей.

В пе­ри­од НЭПа был осу­ще­ст­в­лён пе­ре­ход от гос. со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния лиц, за­ня­тых на­ём­ным тру­дом, к со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию за счёт пред­при­ятий и уч­ре­ж­де­ний. Вве­дён­ное в пе­ри­од «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» на­ту­раль­ное со­дер­жа­ние (тру­до­уст­рой­ст­во, по­ме­ще­ние в до­ма ин­ва­ли­дов) пре­об­ла­да­ло над де­неж­ны­ми вы­пла­та­ми пен­сий. По­ста­нов­ле­ние СНК от 8.12.1921 «О со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии ин­ва­ли­дов» в ка­че­ст­ве обя­за­тель­но­го ус­ло­вия обес­пе­че­ния вве­ло тру­до­вой стаж, ис­клю­чив т. о. из кру­га обес­пе­чи­вае­мых тех, кто до ре­во­лю­ции не ра­бо­тал по най­му.

Пер­вым об­ще­со­юз­ным за­ко­ном о пен­си­ях бы­ло ут­вер­ждён­ное ЦИК и СНК в ав­гу­сте 1925 По­ло­же­ние об обес­пе­че­нии в по­ряд­ке со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния ин­ва­ли­дов тру­да и чле­нов се­мейств, умер­ших или без­вест­но от­сут­ст­вую­щих за­стра­хо­ван­ных и ин­ва­ли­дов тру­да. В мар­те 1928 бы­ло ут­вер­жде­но но­вое По­ло­же­ние об обес­пе­че­нии в по­ряд­ке со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по слу­чаю ин­ва­лид­но­сти и по слу­чаю по­те­ри кор­миль­ца. По­ста­нов­ле­ние от 5.1.1928 «О пре­дос­тав­ле­нии пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния пре­ста­ре­лым ра­бо­чим пред­при­ятий тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти» вве­ло обес­пе­че­ние по ста­рос­ти как са­мо­стоя­тель­ный вид со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. Пра­во на обес­пе­че­ние бы­ло обу­слов­ле­но воз­рас­том (для муж­чин 60 лет, для жен­щин 55 лет) и тру­до­вым ста­жем (об­щий стаж не ме­нее 25 лет и спе­ци­аль­ный стаж не ме­нее од­но­го го­да не­по­сред­ст­вен­но пе­ред об­ра­ще­ни­ем за пен­си­ей).

В 1929 был из­дан За­кон «Об обес­пече­нии в по­ряд­ке со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по слу­чаю ста­рос­ти», зна­чи­тель­но рас­ши­рив­ший круг обес­пе­чи­вае­мых. Пен­си­он­ное обес­пе­че­ние по ста­рос­ти ра­бо­чих гор­ной, ме­тал­ли­че­ской, элек­тро­тех­ни­че­ской про­мыш­лен­но­сти, ж.-д. и вод­но­го транс­пор­та, др. от­рас­лей, а так­же слу­жа­щих осу­ще­ст­в­ля­лось в со­от­вет­ст­вии с 5-лет­ним пла­ном раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва.

По­ста­нов­ле­ние от 23.6.1931 «О со­ци­аль­ном стра­хо­ва­нии» по­ру­ча­ло пе­ре­смот­реть пра­ви­ла о пен­си­ях, улуч­шив в пер­вую оче­редь пен­си­он­ное обес­пе­че­ние ра­бо­чих, за­ня­тых в ве­ду­щих от­рас­лях на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, а так­же их се­мей. С 1932 бы­ли по­вы­ше­ны нор­мы пен­сий.

Ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись льгот­ные пен­сии для ра­бот­ни­ков ве­ду­щих про­фес­сий в важ­ней­ших от­рас­лях на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. От­дель­ны­ми по­ста­нов­ле­ния­ми бы­ли ус­та­нов­ле­ны пен­сии за вы­слу­гу лет ра­бот­ни­кам про­све­ще­ния и здра­во­охра­не­ния, лёт­но-подъ­ём­но­го со­ста­ва, ар­ти­стам.

На­ли­чие двух па­рал­лель­ных пен­си­он­ных сис­тем – об­щей, сло­жив­шей­ся в 1930-х гг., и льгот­ной, зна­чи­тель­но раз­рос­шей­ся в по­сле­во­ен­ное вре­мя, – при­ве­ло к то­му, что на­ря­ду с низ­ки­ми пен­сия­ми, от­став­ши­ми от воз­рос­ше­го уров­ня за­ра­бот­ной пла­ты, су­ще­ст­во­ва­ли и не­оп­рав­дан­но вы­со­кие пен­сии. При этом пен­сио­не­рам, про­дол­жаю­щим ра­бо­тать, та­кие пен­сии вы­пла­чи­ва­лись сверх за­ра­бот­ка в пол­ной сум­ме. За­ко­но­да­тель­ст­во о пен­си­ях ра­бо­чим и слу­жа­щим, как об­щих, так и льгот­ных, бы­ло гро­мозд­ким.

При­ня­тый в 1956 За­кон о гос. пен­си­ях из­ме­нил диф­фе­рен­циа­цию норм, вы­де­лив льгот­ное пен­си­он­ное обес­пе­че­ние («спи­ски 1 и 2»), со­хра­нил со­от­но­ше­ние ме­ж­ду пен­сия­ми по слу­чаю по­те­ри кор­миль­ца и пен­сия­ми по ин­ва­лид­но­сти. Бы­ли зна­чи­тель­но по­вы­ше­ны раз­ме­ры пен­сий, объ­е­ди­не­но и уп­ро­ще­но за­ко­но­да­тель­ст­во, став­шее бо­лее дос­туп­ным. Од­на­ко за­кон не за­ин­те­ре­со­вы­вал пен­сио­не­ров в про­дол­же­нии ра­бо­ты. В 1956– 1964 об­щее ко­ли­че­ст­во пен­сио­не­ров по ста­рос­ти воз­рос­ло бо­лее чем в три раза, чис­ло же ра­бо­таю­щих пен­сио­не­ров со­кра­ти­лось поч­ти в два раза, со­ста­вив ме­нее 10% всех пен­сио­не­ров.

В 1964 был при­нят За­кон о пен­си­ях и по­со­би­ях чле­нам кол­хо­зов, ко­то­рый ввёл га­ран­ти­ро­ван­ную го­су­дар­ст­вом сис­те­му пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния кол­хоз­ни­ков, еди­ные для всех тре­бо­ва­ния к воз­рас­ту, ста­жу, мак­си­маль­ные и ми­ни­маль­ные раз­ме­ры пен­сий. Ука­зан­ные два за­ко­на оп­ре­де­ли­ли еди­ную сис­те­му гос. пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния, сбли­зи­ли ус­ло­вия пен­сио­ни­ро­ва­ния двух ос­нов­ных со­ци­аль­ных групп на­се­ле­ния (ра­бо­чие и кре­сть­я­не), при­ве­ли к по­вы­ше­нию ми­ни­маль­ных раз­ме­ров пен­сий.

В от­рас­лях тру­да, где об­на­ру­жил­ся не­дос­та­ток в кад­рах, воз­ник­ла по­треб­ность в ма­те­ри­аль­ном сти­му­ли­ро­ва­нии пен­сио­не­ров для про­дол­же­ния ими ра­бо­ты. Сна­ча­ла бы­ла раз­ре­ше­на вы­пла­та пен­сий без учё­та за­ра­бот­ка пен­сио­не­рам, ра­бо­таю­щим в сель­ском хо­зяй­ст­ве, а за­тем и во мно­гих др. от­рас­лях на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. В 1970 в те­че­ние пер­во­го го­да по­сле на­зна­че­ния пен­сии по ста­рос­ти про­дол­жи­ли ра­бо­ту поч­ти 50%, а в 1986 уже св. 60% пен­сио­не­ров.

Не­ко­то­рое не­зна­чи­тель­ное по­вы­ше­ние та­ри­фов взно­сов на со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние со­стоя­лось в 1968, сле­дую­щее – толь­ко в 1980. С 1.1.1990 пред­по­ла­га­лось по­вы­сить та­ри­фы на 30%, но это бы­ло при­ос­та­нов­ле­но ре­фор­ма­ми нач. 1990-х гг. К кон. 1980-х гг. яв­но ощу­ща­лось кри­зис­ное со­стоя­ние пен­си­он­ной сис­те­мы, при­чи­на­ми ко­то­ро­го бы­ли не толь­ко эко­но­ми­че­ские транс­фор­ма­ции, па­де­ние об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, но и по­ста­ре­ние на­се­ле­ния. За де­ся­ти­ле­тие рост на­се­ле­ния со­ста­вил 7,7%, в то вре­мя как чис­лен­ность лиц пен­си­он­но­го воз­рас­та уве­ли­чи­лась на 33,4%. Оче­ред­ная пен­си­он­ная ре­фор­ма ста­ла на­сущ­ной.

Постсоветское начало

В 1990 был при­нят За­кон «О пен­си­он­ном обес­пе­че­нии гра­ж­дан в СССР», т. к. осн. по­ло­же­ния дей­ст­вую­ще­го пен­си­он­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, за­ло­жен­ные бо­лее 30 лет на­зад, при­шли в про­ти­во­ре­чие с жиз­нен­ны­ми реа­лия­ми. За ис­тек­ший пе­ри­од сред­ний раз­мер пен­сий сни­зил­ся с 62% до 46% сред­ней за­ра­бот­ной пла­ты. В свя­зи с рас­па­дом СССР при­ня­тый за­кон так и не был вве­дён в дей­ст­вие, но ока­зал боль­шое влия­ние на ход пен­си­он­ной ре­фор­мы в Рос­сии.

В кон. 1990 был при­нят За­кон «О го­су­дар­ст­вен­ных пен­си­ях в РСФСР» и об­ра­зо­ван Пен­си­он­ный фонд РСФСР. За­кон за­ло­жил пра­во­вую ос­но­ву дея­тель­но­сти гос. пен­си­он­ной сис­те­мы, раз­гра­ни­чил две пен­си­он­ные сис­те­мы: стра­хо­вую, фи­нан­со­вой ба­зой ко­то­рой яв­ля­ют­ся стра­хо­вые взно­сы, и не­стра­хо­вую (бюд­жет­ную). За­кон ли­к­ви­ди­ро­вал пер­со­наль­ные пен­сии и не­ра­вен­ст­во в пен­си­он­ном обес­пе­че­нии кол­хоз­ни­ков, за­кре­пил ме­ха­низм со­хра­не­ния ре­аль­ной стои­мо­сти пен­сии, ввёл сис­те­му со­ци­аль­ных пен­сий для гра­ж­дан, не имею­щих тру­до­во­го ста­жа (жен­щи­ны с 60 лет, муж­чи­ны с 65 лет).

С при­ня­ти­ем в 1993 За­ко­на «О пен­си­он­ном обес­пе­че­нии лиц, про­хо­див­ших во­ен­ную служ­бу, служ­бу в ор­га­нах внут­рен­них дел, уч­ре­ж­де­ни­ях и ор­га­нах уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ной сис­те­мы, и их се­мей» бюд­жет­ная (не­стра­хо­вая) пен­си­он­ная сис­те­ма бы­ла фак­ти­че­ски раз­де­ле­на на две со­став­ные час­ти. Пен­сии кад­ро­вым во­ен­но­слу­жа­щим и чле­нам их се­мей, на­зна­чае­мые по это­му за­ко­ну, пре­ду­смат­ри­ва­ли по­вы­шен­ный ко­эф­фи­ци­ент за­ме­ще­ния до­хо­да (до 85%) и ин­дек­са­цию пен­сии с рос­том цен. По­сте­пен­но дей­ст­вие это­го за­ко­на рас­про­стра­ни­ли на слу­жа­щих МВД, на­ло­го­вой поли­ции, та­мо­жен­ной служ­бы, ра­бот­ни­ков про­ку­ра­ту­ры и су­дей, гос. слу­жа­щих и де­пу­та­тов. Гос. ста­ти­сти­ка не от­сле­жи­ва­ет ин­фор­ма­цию по пен­си­ям этой ка­те­го­рии пен­сио­не­ров. Др. ка­те­го­рия не­стра­хо­вых пен­сио­не­ров, со­стоя­щая из со­ци­аль­ных пен­сио­не­ров, во­ен­но­слу­жа­щих по при­зы­ву и чле­нов их се­мей, ока­за­лась, по су­ти, на со­дер­жа­нии стра­хо­вой сис­те­мы, т. к. час­то за­дер­жи­ва­лось вы­де­ле­ние средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та на фи­нан­си­ро­ва­ние этих пен­сий.

Та­ри­фы стра­хо­вых взно­сов, бюд­жет и ис­пол­не­ние бюд­же­та Пен­си­он­но­го фон­да еже­год­но ут­вер­жда­ют­ся за­ко­на­ми. Фи­нан­со­вые ре­сур­сы пен­си­он­ной сис­те­мы, за­ви­ся­щие от Фон­да оп­ла­ты тру­да (ФОТ) как ба­зы для на­чис­ле­ния взно­сов в Пен­си­он­ный фонд, в 1990-х гг. име­ли ус­той­чи­вую тен­ден­цию к сжа­тию. Так, до­ля ФОТ в ВВП сни­зи­лась с 27,1% в 1992 до 23,5% в 1995. Од­но­вре­мен­но су­ще­ст­вен­но со­кра­ти­лась до­ля гос. рас­хо­дов на вы­пла­ты пен­сий. В 2000–01 уда­лось ста­би­ли­зи­ро­вать и за­вер­шить с про­фи­ци­том ис­пол­не­ние бюд­же­та Пен­си­он­но­го фон­да.

Сред­ний раз­мер пен­сии по от­но­ше­нию к ве­ли­чи­не про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма пен­сио­не­ра со­ста­вил в 1992 – 116%, 1993 – 137, 1994 – 124, 1995 – 98,5%.

В 1990–91 в свя­зи с на­рас­таю­щей ин­фля­ци­ей был вве­дён в дей­ст­вие ме­ха­низм ин­дек­са­ции пен­сий, с 1993 ус­та­нов­ле­ны ком­пен­са­ци­он­ные вы­пла­ты. С мая 1996 ме­ха­низм ин­дек­са­ции пен­сий был из­ме­нён: ста­ли при­ме­нять­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные ком­пен­са­ци­он­ные вы­пла­ты, оп­ре­де­ляе­мые в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров пен­сий, что при­ве­ло к их вы­рав­ни­ва­нию, по­вы­ше­нию ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра и бо­лее уз­ко­му ко­ри­до­ру их диф­фе­рен­циа­ции в за­ви­си­мо­сти от тру­до­во­го вкла­да. За­ме­на ме­ха­низ­ма ин­дек­са­ции ком­пен­са­ци­он­ны­ми вы­пла­та­ми сдер­жи­ва­ла рост мак­си­маль­ной пен­сии и в ко­неч­ном счё­те при­ве­ла к раз­ру­ше­нию из­на­чаль­ной схе­мы на­зна­че­ния пен­сии.

С 1.2.1998 пен­сии ста­ли ин­дек­си­ро­вать­ся на ос­но­ве оп­ре­де­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та пен­сио­не­ра в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­ряд­ке ис­чис­ле­ния и уве­ли­че­ния го­су­дар­ст­вен­ных пен­сий». За­кон, стре­мясь мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать стра­хо­вые прин­ци­пы, ис­клю­чил из об­ще­го ста­жа ра­бо­ты ви­ды дея­тель­но­сти и пе­рио­ды, не свя­зан­ные с уп­ла­той стра­хо­вых взно­сов (уход не­ра­бо­таю­щей ма­те­ри за ма­ло­лет­ни­ми деть­ми, пе­ри­од проф. обу­че­ния и др.). При ин­дек­са­ции учи­ты­ва­лись два осн. па­ра­мет­ра: раз­мер сред­не­ме­сяч­ной за­ра­бот­ной пла­ты за­стра­хо­ван­но­го за оп­ре­де­лён­ный рас­чёт­ный пе­ри­од и про­дол­жи­тель­ность тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. Дан­ным за­ко­ном бы­ла пред­при­ня­та фор­маль­ная по­пыт­ка вос­ста­нов­ле­ния диф­фе­рен­циа­ции тру­до­вых пен­сий в за­ви­си­мо­сти от уров­ня оп­ла­ты тру­да че­рез со­от­но­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го и сред­не­го по стра­не за­ра­бот­ка в пре­ды­ду­щие го­ды. Но од­но­вре­мен­но был вве­дён «но­вый ме­тод» рас­чё­та сред­ней за­ра­бот­ной пла­ты, ис­поль­зуе­мый при на­чис­ле­нии пен­сий, его при­ме­не­ние при­ве­ло к за­ни­же­нию рас­чёт­ной сред­не­ме­сяч­ной за­ра­бот­ной пла­ты, еже­квар­таль­но ут­вер­ждае­мой Пра­ви­тель­ст­вом, и к за­ни­же­нию раз­ме­ров пен­сий.

Ут­вер­ждае­мая Пра­ви­тель­ст­вом «пен­си­он­ная» за­ра­бот­ная пла­та, ко­то­рая рас­счи­ты­ва­лась на ос­но­ва­нии ре­аль­но по­сту­пив­ших в Пен­си­он­ный фонд стра­хо­вых взно­сов, зна­чи­тель­но от­ли­ча­лась от сред­ней на­чис­лен­ной за­ра­бот­ной пла­ты в стра­не, фик­си­руе­мой Гос­ком­ста­том Рос­сии, со­ста­вив 62% в 1998, 67,6% в 1999 и за три квар­та­ла 2000 – 55% от на­чис­лен­ной. В то же вре­мя по за­яв­ле­ни­ям Пен­си­он­но­го фон­да ко­эф­фи­ци­ент сбо­ра стра­хо­вых взно­сов, уп­ла­чи­вае­мых с на­чис­лен­но­го фон­да за­ра­бот­ной пла­ты, за эти го­ды не опус­кал­ся ни­же 90%. В ре­зуль­та­те ин­ди­ви­ду­аль­ная пен­сия у вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мых и с боль­шим ста­жем ра­бот­ни­ков бы­ла за­ни­же­на не ме­нее чем на треть. Рас­хо­ж­де­ние двух ви­дов сред­них за­ра­бот­ных плат объ­яс­ня­ет­ся сис­те­ма­ти­че­ской за­дол­жен­но­стью стра­хо­ва­те­лей пе­ред Пен­си­он­ным фон­дом, ко­то­рая к 2000 дос­тиг­ла 142,7 млрд. руб., что рав­но­силь­но за­ни­же­нию пен­си­он­ных вы­плат на 40%.

Ос­нов­ное мак­ро­эко­но­ми­че­ское ог­ра­ни­че­ние воз­мож­но­стей пен­си­он­ной сис­те­мы – край­не низ­кий уро­вень зар­пла­ты, сум­мар­ный объ­ём ко­то­рой в Рос­сии со­став­ля­ет ок. 30% ВВП, в то вре­мя как в боль­шин­ст­ве раз­ви­тых стран он не ме­нее 60%. При уп­ла­чи­вае­мых стра­хо­вых взно­сах, рав­ных 29% от за­ра­бот­ной пла­ты (до­хо­дов) ра­бот­ни­ков, до­ле пен­сио­не­ров в об­щей чис­лен­но­сти за­ня­тых в эко­но­ми­ке, рав­ной при­мер­но 60%, сред­няя пен­сия, ес­ли пре­неб­речь за­тра­та­ми на со­дер­жа­ние Пен­си­он­но­го фон­да, долж­на бы­ла бы со­став­лять в сред­нем 48,3% зар­пла­ты, фак­ти­че­ски же в 1999 она дос­тиг­ла лишь 29% (в 1998 – 36%). Та­кое со­от­но­ше­ние зна­чи­тель­но ни­же нор­ма­ти­вов, ре­ко­мен­дуе­мых МОТ (не ни­же 40% при вы­пол­не­нии со­от­вет­ст­вую­щих ус­ло­вий). Ми­ни­маль­ная пен­сия по ста­рос­ти рав­ня­ет­ся лишь 40% от про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма.

Та­ким об­ра­зом, эко­но­ми­че­ское со­стоя­ние пен­сио­не­ров ос­та­ёт­ся тя­жё­лым. Чрез­вы­чай­но не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на пен­си­он­ное обес­пе­че­ние ока­зал фи­нан­со­вый кри­зис ав­гу­ста 1998. Лишь в 2003 сред­ний уро­вень пен­сий дос­тиг про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма пен­сио­не­ра. Ди­на­ми­ка осн. по­ка­за­те­лей пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния при­ве­де­на в таб­ли­це.

По­сто­ян­ные ре­фор­мы пен­си­он­ной сис­те­мы при­ве­ли к то­му, что: а) стра­хо­вые прин­ци­пы её ор­га­ни­за­ции фак­ти­че­ски не дей­ст­ву­ют; б) для се­го­дняш­них пен­сио­не­ров и ра­бот­ни­ков, вы­хо­дя­щих на пен­сию, от­сут­ст­ву­ют чёт­кие пра­ви­ла её на­зна­че­ния.

Глав­ные про­бле­мы су­ще­ст­вую­щей мо­де­ли пен­сио­ни­ро­ва­ния сво­дят­ся к сле­дую­ще­му. Во-пер­вых, пен­си­он­ная сис­те­ма ре­фор­ми­ру­ет­ся вне свя­зи с ре­ст­рук­ту­ри­за­ци­ей оп­ла­ты тру­да, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сверх­вы­со­кой диф­фе­рен­циа­ци­ей и зна­чи­тель­ной до­лей (30–40%) ра­бот­ни­ков, имею­щих за­ра­бо­ток ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. Бу­ду­щая пен­сия от та­кой за­ра­бот­ной пла­ты не мо­жет дос­тичь про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма пен­сио­не­ра (ПМП). Вслед­ст­вие это­го про­ис­хо­дит пе­ре­рас­пре­де­ле­ние стра­хо­вых средств в поль­зу тех пен­сио­не­ров, чей вклад в Пен­си­он­ный фонд «ни­же низ­ше­го пре­де­ла». По дан­ным Пен­си­он­но­го фон­да, до­ля та­ких пен­сио­не­ров дос­ти­га­ет 40%. Из них по­ло­ви­на сво­им за­ра­бот­ком не ком­пен­си­ру­ет пен­сию в раз­ме­ре 70% от ПМП. Это так­же ка­са­ет­ся пен­сио­не­ров, вы­хо­дя­щих на пен­сию дос­роч­но.

Во-вто­рых, ин­тен­сив­но рос­ло чис­ло лиц, вы­хо­дя­щих на пен­сию ра­нее обыч­но­го сро­ка на 5–10 лет. Так, за 1990–99 чис­лен­ность лю­дей стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та вы­рос­ла на 2,8 млн., а чис­лен­ность пен­сио­не­ров – на 5,5 млн. чел. Св. 2 млн.при­хо­дит­ся на по­лу­ча­те­лей дос­роч­ных пен­сий. Темп рос­та чис­ла этой ка­те­го­рии пен­сио­не­ров опе­ре­жал темп рос­та чис­лен­но­сти тех, кто от­ра­бо­тал нор­ма­тив­ный срок. При этом ни ра­бо­то­да­тель, ни го­су­дар­ст­во не фи­нан­си­ру­ют до­пол­ни­тель­ный срок пре­бы­ва­ния на пен­сии. Бре­мя фи­нан­си­ро­ва­ния дос­роч­но­го пен­си­он­но­го ста­жа рас­пре­де­ля­ет­ся на всех пен­сио­не­ров, сни­жая уро­вень их пен­сий, в пер­вую оче­редь тех из них, кто имел за­ра­бот­ную пла­ту вы­ше сред­не­го уров­ня, вклю­чая и пен­сии «дос­роч­ни­ков».

Опе­ре­жаю­щи­ми тем­па­ми рас­тёт чис­ло пен­сио­не­ров-ин­ва­ли­дов. Ес­ли с 1992 чис­лен­ность пен­сио­не­ров по ста­рос­ти вы­рос­ла ме­нее чем на 2%, то пен­сио­не­ров-ин­ва­ли­дов – на 40%. К 2001 чис­лен­ность пен­сио­не­ров на 22% пре­вы­си­ла чис­лен­ность лю­дей стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

В-треть­их, пра­ви­тель­ст­во не толь­ко не за­щи­ща­ло раз­ви­тие стра­хо­вых прин­ци­пов пен­сио­ни­ро­ва­ния, но ис­поль­зо­ва­ло стра­хо­вые сред­ст­ва на фи­нан­си­ро­ва­ние не­стра­хо­вых обя­за­тельств.

В-чет­вер­тых, по­ка ещё со­хра­ня­ют­ся два ме­то­да на­зна­че­ния пен­сии: по «но­во­му» (1997) и «ста­ро­му» (1990) за­ко­нам, а так­же неск. ва­ри­ан­тов её ин­дек­са­ции.

Современная пенсионная реформа

В ста­нов­ле­нии но­вой мо­де­ли тру­до­вых пен­сий ре­шаю­щее зна­че­ние име­ла ор­гани­за­ция пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го учё­та све­де­ний о ка­ж­дом за­стра­хо­ван­ном, ко­гда на не­го от­кры­ва­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный ли­це­вой счёт с по­сто­ян­ным ре­ги­ст­ра­ци­он­ным но­ме­ром, на ко­то­ром учи­ты­ва­ют­ся взно­сы ра­бо­то­да­те­ля и са­мо­го ра­бот­ни­ка.

Под­го­тов­ка к но­вой пен­си­он­ной ре­фор­ме на­ча­лась ещё в 1995, ко­гда Пра­ви­тель­ст­вом бы­ла одоб­ре­на Кон­цеп­ция ре­фор­мы сис­те­мы пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния, пре­ду­смат­ри­ваю­щая соз­да­ние трёх­уров­не­вой пен­си­он­ной мо­де­ли:

а) ба­зо­вые (со­ци­аль­ные) пен­сии, ус­та­нав­ли­вае­мые не­тру­до­спо­соб­ным (не­за­стра­хо­ван­ным) гра­ж­да­нам в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­но ут­вер­ждае­мы­ми ми­ни­маль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми стан­дар­та­ми и фи­нан­си­руе­мы­ми за счёт бюд­жет­ных средств;

б) тру­до­вые (стра­хо­вые) пен­сии, пре­дос­тав­ляе­мые тру­до­спо­соб­ным (за­стра­хо­ван­ным) гра­ж­да­нам, раз­мер ко­то­рых за­ви­сит от про­дол­жи­тель­но­сти тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа и со­во­куп­но­го объ­ё­ма вне­сён­ных обя­за­тель­ных стра­хо­вых взно­сов;

в) не­го­су­дар­ст­вен­ные пен­сии, пре­дос­тав­ляе­мые как до­пол­ни­тель­ные по от­но­ше­нию к гос. (тру­до­вым) пен­си­ям и фи­нан­си­руе­мые за счёт доб­ро­воль­ных кор­по­ра­тив­ных или лич­ных стра­хо­вых от­но­ше­ний и на­ко­п­ле­ний.

Про­грам­ма пен­си­он­ной ре­фор­мы бы­ла одоб­ре­на Пра­ви­тель­ст­вом РФ в мае 1998, её осн. от­ли­чие от Кон­цеп­ции пен­си­он­ной ре­фор­мы 1995 со­стоя­ло в на­ме­ре­нии на­чать вне­дре­ние в пен­си­он­ную сис­те­му на­ко­пи­тель­ных и ус­лов­но-на­ко­пи­тель­ных эле­мен­тов. Идея та­ко­го вне­дре­ния ши­ро­ко об­су­ж­да­ет­ся как ме­ра спа­се­ния дей­ст­вую­щей рас­пре­де­ли­тель­ной пен­си­он­ной сис­те­мы, на­хо­дя­щей­ся в глу­бо­ком кри­зи­се.

Курс но­вой стра­те­гии ре­фор­ми­ро­ва­ния пен­си­он­ной сис­те­мы оп­ре­де­ля­ет­ся не столь­ко про­бле­ма­ми ма­те­ри­аль­ной обес­пе­чен­но­сти и со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти пен­сио­ни­ро­ва­ния ны­не жи­ву­ще­го пре­ста­ре­ло­го на­се­ле­ния, сколь­ко де­мо­гра­фи­че­ски­ми про­гно­за­ми на сер. 21 в., ко­гда чис­ло пен­сио­не­ров как буд­то долж­но воз­рас­ти в 1,5 раза. В свя­зи с де­мо­гра­фи­че­ски­ми из­ме­не­ниями вы­дви­га­лись три на­прав­ле­ния ре­фор­ми­ро­ва­ния пен­си­он­ной сис­те­мы: а) по­этап­ное по­вы­ше­ние пен­си­он­но­го воз­рас­та в рам­ках со­ли­дар­но-стра­хо­вой сис­те­мы; б) по­ощ­ре­ние им­ми­гра­ции на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та из ре­гио­нов с вы­со­кой ро­ж­дае­мо­стью, что мог­ло бы соз­дать бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ус­той­чи­во­го функ­цио­ни­ро­ва­ния со­ли­дар­но-стра­хо­вой сис­те­мы; в) пе­ре­ход к пен­си­он­ной сис­те­ме, ос­но­ван­ной на на­ко­пи­тель­ных прин­ци­пах.

В 1999 был при­нят За­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния», ко­то­рый рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве ба­зи­са раз­ви­тия всей сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, в т. ч. пен­си­он­ной.

С 1.1.2002 всту­пил в дей­ст­вие но­вый пен­си­он­ный за­кон, ба­зи­рую­щий­ся на на­ко­пи­тель­ном прин­ци­пе. В но­вой пен­си­он­ной сис­те­ме тру­до­вая пен­сия со­сто­ит из трёх час­тей: ба­зо­вой, стра­хо­вой и на­ко­пи­тель­ной. Ба­зо­вая часть тру­до­вой пен­сии объ­е­ди­ни­ла ра­нее ус­та­нав­ли­вае­мые за­ко­на­ми и ука­за­ми ми­ни­маль­ную (со­ци­аль­ную) пен­сию, ком­пен­са­ци­он­ные до­п­ла­ты и над­бав­ки к пен­сии. Эта часть пен­сии не за­ви­сит ни от за­ра­бот­ка, ни от сум­мы стра­хо­вых взно­сов, уп­ла­чен­ных в те­че­ние тру­до­вой дея­тель­но­сти. Её уро­вень оп­ре­де­ля­ет­ся фи­нан­со­вы­ми воз­мож­но­стя­ми и се­го­дня со­став­ля­ет ме­нее по­ло­ви­ны про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма пен­сио­не­ра.

Стра­хо­вая часть тру­до­вой пен­сии ис­чис­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии всей со­во­куп­но­сти стра­хо­вых взно­сов, вне­сён­ных ра­бо­то­да­те­лем в пе­ри­од до и с 1.1.2002. Для та­ко­го ис­чис­ле­ния вве­де­но по­ня­тие «рас­чёт­ный пен­си­он­ный ка­пи­тал», в ко­то­ром вы­де­ля­ют­ся со­став­ляю­щие: на­чаль­ный пен­си­он­ный ка­пи­тал, при­об­ре­тён­ный до 1.1.2002; об­щая сум­ма стра­хо­вых взно­сов, уп­ла­чен­ных с 1.1.2002 до вы­хо­да на пен­сию.

Рас­чёт­ный пен­си­он­ный ка­пи­тал под­ле­жит ре­гу­ляр­ной ин­дек­са­ции и за­ви­сит от: а) рос­та цен; б) го­до­во­го ин­дек­са рос­та сред­не­ме­сяч­ной за­ра­бот­ной пла­ты; в) ин­дек­са рос­та до­хо­дов Пен­си­он­но­го фон­да, на­прав­ляе­мых на вы­пла­ту стра­хо­вой час­ти тру­до­вых пен­сий. Ме­сяч­ный раз­мер стра­хо­вой час­ти тру­до­вой пен­сии рас­счи­ты­ва­ет­ся пу­тём де­ле­ния сум­мы пен­си­он­но­го ка­пи­та­ла на чис­ло ме­ся­цев ожи­дае­мо­го пе­рио­да вы­пла­ты пен­сии. Это чис­ло со­став­ля­ет 19 лет, или 228 мес.

На­ко­пи­тель­ная часть тру­до­вой пен­сии оп­ре­де­ля­ет­ся ве­ли­чи­ной пен­си­он­ных на­ко­п­ле­ний, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся из час­ти сумм стра­хо­вых взно­сов, уп­ла­чен­ных ра­бо­то­да­те­лем, и за­ви­сят от вы­бо­ра управ­ляю­щей ком­па­нии или не­го­су­дар­ст­вен­но­го пен­си­он­но­го фон­да, ко­то­рые раз­мес­тят пен­си­он­ные сред­ст­ва гра­ж­дан на рын­ке цен­ных бу­маг. На фор­ми­ро­ва­ние пен­си­он­ных на­ко­п­ле­ний на­прав­ля­ет­ся се­го­дня от 2 до 6% стра­хо­вых взно­сов, про­цент ко­то­рых за­ви­сит от воз­рас­та за­стра­хо­ван­но­го. Сред­ст­ва пен­си­он­ных на­ко­п­ле­ний не мо­гут рас­хо­до­вать­ся на вы­пла­ту те­ку­щих пен­сий, и осн. вы­иг­рыш от их су­ще­ст­во­ва­ния се­го­дня име­ют ис­поль­зую­щие их ор­га­ни­за­ции: го­су­дар­ст­вен­ные или ча­ст­ные управ­ляю­щие ком­па­нии, а так­же не­го­су­дар­ст­вен­ные пен­си­он­ные фон­ды. Но­вый за­кон о пен­си­ях, ос­но­ван­ный на на­ко­пи­тель­ных прин­ци­пах, не за­тра­ги­ва­ет по­ло­же­ния су­ще­ст­вую­щих пен­сио­не­ров; их пен­сии ус­та­нов­ле­ны по тем за­ко­нам, ко­то­рые су­ще­ст­во­ва­ли в тот мо­мент, ко­гда они ухо­ди­ли на за­слу­жен­ный от­дых, ес­ли не счи­тать кор­рек­ти­ро­вок, осу­ще­ст­в­лён­ных по бо­лее позд­ним пра­ви­лам. Эта сис­те­ма ка­са­ет­ся всех ра­бо­таю­щих рос­си­ян, и в пер­вую оче­редь она ад­ре­со­ва­на 40 млн.жит. – муж­чи­нам 1953 го­да ро­ж­де­ния и мо­ло­же, жен­щи­нам 1957 го­да ро­ж­де­ния и мо­ло­же, т. е. всем, ко­му на 1 ян­ва­ря 2002 ос­та­лось не ме­нее де­ся­ти лет до вы­хо­да на пен­сию.

Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О тру­до­вых пен­си­ях в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» ус­та­нов­ле­ны: ви­ды тру­до­вых пен­сий (по ста­рос­ти, по ин­ва­лид­но­сти, по слу­чаю по­те­ри кор­миль­ца); струк­ту­ра тру­до­вых пен­сий (ба­зо­вая, стра­хо­вая, на­ко­пи­тель­ная); пра­во на тру­до­вую пен­сию по ста­рос­ти при стра­хо­вом ста­же не ме­нее 5 лет; пра­во пен­сио­не­ра в пол­ном объ­ё­ме по­лу­чать пен­сию и про­дол­жать ра­бо­ту; пра­во на од­но­вре­мен­ное по­лу­че­ние двух пен­сий – по гос. пен­си­он­но­му обес­пе­че­нию и тру­до­вую пен­сию.

Фе­де­раль­ный за­кон «О го­су­дар­ст­вен­ном пен­си­он­ном обес­пе­че­нии гра­ж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» ус­та­нав­ли­ва­ет, что за счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та на­зна­ча­ют­ся и вы­пла­чи­ва­ют­ся пен­сии оп­ре­де­лён­ным ка­те­го­ри­ям гра­ж­дан: фе­де­раль­ным гос. слу­жа­щим, во­ен­но­слу­жа­щим, уча­ст­ни­кам Вел. Отеч. вой­ны, ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ра­диа­ци­он­ных или тех­но­ген­ных ка­та­ст­роф, не­тру­до­спо­соб­ным гра­ж­да­нам. Пра­во на пен­сию за вы­слу­гу лет по гос. пен­си­он­но­му обес­пе­че­нию по­лу­ча­ют фе­де­раль­ные гос. слу­жа­щие при ста­же не ме­нее 15 лет в раз­ме­ре 45% сред­не­ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка, уве­ли­чи­вае­мую на 3% за ка­ж­дый пол­ный год гос. служ­бы сверх 15 лет, но не бо­лее 75% сред­не­ме­сяч­но­го за­ра­бот­ка.

Со­ци­аль­ная пен­сия на­зна­ча­ет­ся не­тру­до­спо­соб­ным, не имею­щим пра­ва на тру­до­вую пен­сию. Её раз­мер варь­и­ру­ет в ин­тер­ва­ле от 85 до 100% ба­зо­вой тру­до­вой пен­сии. Пен­сия по ин­ва­лид­но­сти оп­ре­де­ля­ет­ся в разл. про­пор­ци­ях (от 150 до 300%) к ба­зо­вой тру­до­вой.

Лит.: Ри­ма­шев­ская Н. М., Боч­ка­ре­ва В. К. Пен­си­он­ная сис­те­ма: Про­бле­мы и стра­те­гия ре­форм//Сво­бод­ная мысль. 1997. № 5; они же. Кон­цеп­ту­аль­ные пред­ло­же­ния по ре­фор­ми­ро­ва­нию пен­си­он­ной сис­те­мы//Не­тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние в пе­ре­ход­ный пе­ри­од: Со­ци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские про­бле­мы. М., 1998; Дег­тя­рев Г. П. Пен­си­он­ные ре­фор­мы в Рос­сии. М., 2003.

Вернуться к началу