Уровень жизни населения
Для характеристики уровня жизни населения используется ряд статистических показателей, рассчитываемых как в среднем на душу населения, так и по отдельным социально-демографическим и доходным группам, что характеризует расслоение населения по данному показателю.
Динамика уровня жизни
В 1990-х гг. уровень жизни осн. части рос. населения резко снизился на фоне концентрации в огромных масштабах доходов и богатства в руках относительно узкого слоя общества. Значительно расширился спектр предлагаемых на потребительском рынке товаров и услуг при ограниченных возможностях их потребления широкими слоями населения. Эти процессы разворачивались параллельно, что обусловило противоречивость субъективных оценок социальных итогов реформ различными социальными группами. Соответствующие оценки были так же неоднозначны в научной литературе и СМИ, хотя существование массовой бедности, резкое снижение уровня социальных гарантий и т. п. признавалось острейшими проблемами. Жизненный уровень населения России начал повышаться лишь с 2000. По данным Госкомстата России, в 2003 уровень среднедушевых денежных доходов населения составил ок. 80%, а средней оплаты труда и средней пенсии – ок. 60% уровня 1990.
Виды доходов
К осн. видам доходов населения относятся: оплата труда, выплачиваемая официально или нелегально; социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии, возмещения по страхованию; доходы от собственности – проценты по вкладам и ценным бумагам, дивиденды, доходы от сдачи в аренду собственности; доходы от предпринимательской деятельности – индивидуальной торговли, оказания услуг, продажи собственной с.-х. продукции. Структура доходов населения (см. табл. 1) за 1990-е гг. сильно изменилась, что выразилось гл. обр. в снижении доли официально учтённой оплаты труда в общей массе денежных доходов. Доля скрытой оплаты труда стабилизировалась с 1995, составляя ок. 1/4 общей суммы доходов.
Относительно низкая доля оплаты труда в доходах в 1991 была связана с реформой розничных цен, сопровождавшейся начислением компенсаций на вклады населения – величина компенсаций включалась в доходы от собственности. Без учёта этих компенсаций удельный вес оплаты труда был бы значительно выше и составил бы ок. 75% денежных доходов. Т. о., даже с учётом оценки скрытой оплаты труда её общая доля в доходах понизилась. По сравнению с промышленно развитыми странами в России доля оплаты труда в доходах и ВВП много ниже. Скрытая оплата труда, отражающая масштабы неформальной экономической деятельности, определяется Госкомстатом с помощью различных косвенных методов. Доходы от предпринимательской деятельности также в осн. официально не регистрируются. Сумма этих видов доходов характеризует общий объём теневых доходов населения и составляет ок. 36% общей величины доходов.
Использование доходов
Денежные доходы используются населением (см. табл. 2) на приобретение товаров и оплату услуг, разнообразные платежи и взносы (в т. ч. налоги, сборы, пошлины), прирост сбережений, приобретение иностранной валюты. Кроме того, часть доходов идёт на пополнение запаса наличных рублёвых денег, необходимого для непрерывности текущего потребления. Как правило, чем выше доход, тем, при прочих равных условиях, выше доля его сберегаемой части. Поскольку часть расходов на приобретение иностранной валюты служит формой сбережений, структура использования доходов иногда может изменяться независимо от динамики уровня дохода. В целом для современного среднероссийского уровня доходов доля сбережений довольно высока, что отражает сильную дифференциацию населения по доходу.
Структура расходов
Расходы населения определяются прежде всего уровнем реальных доходов и изменением соотношений цен на товары и услуги. Рост реальных доходов приводит, как правило, к наиболее быстрому увеличению реальных расходов на услуги и непродовольственные товары при медленном росте или стабилизации расходов на продовольствие. По мере дифференциации доходов спрос на высокоэластичные товары растёт, а на низкоэластичные – снижается.
В 1990-х гг. в структуре расходов по осн. видам товаров и услуг в текущих ценах увеличивалась доля расходов на услуги (см. табл. 3). Этому соответствовало сильное снижение их потребления в реальном выражении при быстром росте цен; в общем объёме расходов на услуги резко увеличился удельный вес оплаты жилья, наименее эластичной от дохода. Доля продуктов питания в структуре расходов на товары практически не менялась, что было связано с сокращением потребления неэластичных товаров в условиях усиления дифференциации доходов и роста цен на продовольствие, превышающего по темпам рост цен на непродовольственные товары. Кроме того, снижение расходов на продовольствие замещалось (в условиях снижения денежных доходов) ростом потребления продуктов, производимых самим населением, – стоимостный объём этого потребления составил ок. 10% денежных расходов на товары и услуги.
Доля расходов на непродовольственные товары в текущих ценах практически не была связана с изменением реальных доходов. Это – следствие более медленного роста цен на товары данной группы по сравнению с ростом среднего уровня потребительских цен непродовольственных товаров при одновременном росте дифференциации доходов.
Потребление самых ценных – белковосодержащих – продуктов, т. е. мяса, молока, рыбы, за 1991–2000 заметно сократилось при одновременном стремительном росте обеспеченности автомобилями и др. товарами длительного пользования (см. табл. 4). В то же время наблюдался рост самообеспечения населения молоком и мясом. Увеличение расходов на такие товары и услуги, как автомобили, иностранный туризм, недвижимость и т. п., в условиях сильного падения средних совокупных доходов населения выглядит закономерно, если принять во внимание углубление дифференциации доходов и изменения соотношений цен на отдельные виды благ и услуг.
Прожиточный минимум
В соответствии с принятой в России практикой величина прожиточного минимума отражает уровень доходов, обеспечивающий минимальное потребление товаров и услуг. Он включает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Показатель прожиточного минимума исчисляется для всего населения (см. табл. 5), трудоспособного населения, детей и пенсионеров. Он также дифференцируется по территориальному принципу.
Бедность
Прожиточный минимум лежит в основе характеристик бедности населения. В простейшем случае бедность определяется как соотношение среднего уровня денежных доходов населения и прожиточного минимума. В 2002 в России прожиточный минимум составил 1808 руб., а среднедушевой денежный доход по отношению к прожиточному минимуму – 215%. Для характеристики масштабов распространения бедности рассчитывается доля населения, имеющего душевые доходы, не превышающие прожиточного минимума (см. табл. 6).
Дифференциация доходов
Для характеристики дифференциации доходов населения используется ряд показателей, самым распространённым из которых служит коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), показывающий отношение среднего дохода 10% наиболее богатого населения к среднему доходу 10% самого бедного населения страны. Оценки Госкомстата России, касающиеся доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и коэффициента фондов, показывают, что в 1990-е гг. в России значительно распространилась бедность и сильно увеличилась дифференциация доходов (см. табл. 6–7).
Вопрос о масштабах дифференциации доходов в современном рос. обществе – один из самых дискуссионных. Существуют значительные расхождения между официальными оценками дифференциации доходов и доли бедного населения и результатами расчётов различных научных организаций и экспертов. Первичным источником данных о дифференциации доходов служат материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств. Публикуемые Госкомстатом официальные данные о распределении доходов для всего населения и производные от них показатели – результат специальных расчётов, в основе которых лежат указанные материалы обследования бюджетов домохозяйств и макроэкономические данные о среднедушевых денежных доходах. Однако показатели дифференциации денежных доходов, исчисленные по данным обследований бюджетов домохозяйств, существенно выше приведённых в табл. 7 и составили для кон. 1990-х гг. 21–25 раз. Следует отметить, что в межстрановых сопоставлениях, проводимых Всемирным банком и др. международными организациями, используются именно такие значения коэффициентов дифференциации доходов для России. По результатам этих сопоставлений коэффициент фондов для России в настоящее время в среднем в 2–3 раза выше, чем для большинства стран Европы, и превышает этот показатель для США (по материалам обследований бюджетов домохозяйств, проводимых во всех странах). Выборочная совокупность обследуемых домохозяйств сравнительно однородна, т. к. в неё не попадают деклассированные элементы, не имеющие доходов, и лица со сверхвысокими доходами. Поэтому дифференциация доходов рос. населения в целом характеризуется коэффициентом фондов, значительно большим, чем 25 раз. Это означает, что к нач. 21 в. за чертой бедности находилось не менее 40% населения. Такой уровень бедности и дифференциации доходов можно охарактеризовать как исключительно высокий для индустриально развитой страны.
Распределение доходов по возрастным группам
Анализ распределения доходов по возрастным группам (оценка по данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения) показывает, что наиболее высокие заработки концентрируются в группах 24–29 лет, что диаметрально противоположно положению, характерному для СССР и РСФСР, когда пик благосостояния приходился на 50–60 лет. Самые высокие доходы извлекаются прежде всего в сфере посреднической и финансовой деятельности, т. е. в сфере перераспределения. Именно в этот сектор и направляется осн. поток работников молодых возрастов. В то же время в отраслях, образующих базис экономики, оплата труда исключительно низка. Важнейшая задача гос. политики в таких условиях – изменение сложившейся системы доходов населения, т. е. структуры доходов и способов их получения. Она должна соответствовать режиму долговременного экономического роста на базе воспроизводства внутренних ресурсов человеческого и физического капитала и рационального природопользования.