Экономика образования
Образование – отрасль социально-культурной сферы, обеспечивающая передачу знаний, формирование умений и навыков. По ряду показателей образование в РФ соответствует и даже превосходит уровень многих высокоразвитых стран мира. Это относится к показателям образовательного уровня населения, обеспеченности учреждениями образования, численности преподавателей, студентов в расчёте на 100 тыс. населения. В то же время совр. состояние отрасли характеризуется наличием ряда острых проблем и неблагоприятных тенденций, обусловленных низкими объёмами общественного финансирования.
Финансирование
Гл. источники финансирования – бюджетная система РФ и средства населения; при этом структура финансирования образовательных учреждений разных типов весьма различна.
Дошкольное и общее образование финансируется государством преимущественно за счёт средств местных бюджетов. Негосударственные школы имеют право на бюджетное финансирование при условии их гос. аккредитации; оно должно производиться по нормативам, значения которых не ниже, чем для аналогичных гос. и муниципальных школ на данной территории.
Начальное и среднее профессиональное образование получает гос. финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и в малой части – из местных бюджетов.
Высшее профессиональное образование финансируется в осн. из средств федерального бюджета. По рос. законодательству на бесплатной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения. Фактически в 2002 за счёт бюджетных средств обеспечивалось обучение 197 студентов.
До нач. 1990-х гг. расходы на общее и профессиональное образование почти полностью покрывались гос-вом. Однако объёмы гос. финансирования системы образования в 1990-е гг. сократились в 2 раза в реальном выражении (см. табл.). Как следствие – расходы на образование перекладываются на учащихся и их родителей.
Система платного образования существует в РФ с 1990-х гг. Затраты на обучение в этой системе возмещаются за счёт личных средств населения или предприятий и организаций, финансирующих подготовку нужных им специалистов. Объём всех видов платных образовательных услуг, оказанных населению в 2002, составил 72,7 млрд.руб. (0,7% ВВП). Одновременно получила развитие и неформальная оплата образовательных услуг. Расходы семей и юридических лиц на финансирование общего среднего образования обеспечили примерно 1/4 общего объёма средств, поступивших в систему общего среднего образования. В системе высшего профессионального образования масштабы негосударственного финансирования шире и составляют ок. 40% общего объёма поступивших средств. Развитию платных образовательных услуг (платных курсов, репетиторства) способствовало усиление разрыва между требованиями к уровню знаний, достаточному для окончания школы, и требованиями к уровню знаний абитуриентов, предъявляемых высшими учебными заведениями.
Стремление стабилизировать финансовое положение организаций профессионального образования обусловило развитие в них системы платного обучения. В 2001 приём студентов в вузы на платной основе достиг 60% общего приёма. На условиях полного возмещения затрат в гос. вузах страны в 2002 обучалось 2583 тыс. студентов, или 48% всех студентов (9% в 1995).
Механизмы государственного финансирования
Согласно Закону РФ «Об образовании» (1992), сметное финансирование образовательных учреждений (до 2000) заменялось финансированием на основе нормативов, определяемых в расчёте на одного обучающегося по каждому виду, типу, а также категории образовательного учреждения. Учреждения общего образования получали бюджетные средства в расчёте на фактическое число учащихся; учреждения профессионального образования – на количество студентов, определяемое заданиями (контрольными цифрами) по приёму на бесплатное обучение. Гос. и муниципальные учреждения самостоятельно распоряжались бюджетными ассигнованиями и средствами из иных источников.
На практике этими правами пользовались преимущественно учреждения профессионального образования. Подавляющее большинство школ оставались в полной административной зависимости от муниципальных органов образования. Все их расходы осуществлялись через централизованные бухгалтерии по утверждённым сметам. К кон. 1990-х гг. лишь 10% школ имели статус юридического лица и самостоятельно осуществляли хозяйственные операции.
Из-за сокращения и нестабильности выделения бюджетных средств подушевое финансирование образовательных учреждений свелось к ассигнованиям, размер которых было трудно прогнозировать.
После принятия Бюджетного кодекса с 2000 произошёл переход на казначейское исполнение гос. бюджета. Если ранее образовательные учреждения имели право самостоятельно определять направления расходования своих средств, то теперь восстановлена сметная форма бюджетного финансирования.
На фоне развития платности образовательных услуг система гос. управления и финансирования образования, сохранив осн. принципы организации, присущие командной экономике, эволюционировала в сторону ослабления ответственности государства за ресурсное обеспечение отрасли и контроля над рациональностью использования средств. Гос. финансирование образования характеризуется низким уровнем прозрачности.
Необходимость реформирования системы образования очевидна, т. к. продолжение её финансирования только за счёт государства становится неразрешимой задачей для бюджета. Политика необходимых преобразований определена в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (июнь 2000).
Начато формирование нац. системы тестирования для обеспечения единства требований к качеству предоставляемых услуг и получаемого образования. С 2001 проводится апробация единого гос. экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ. Экзамен проводится в форме теста из нескольких частей. ЕГЭ заменяет вступительные экзамены в вузы, а приём абитуриентов на бесплатное обучение начал проводиться в соответствии с оценками, полученными по ЕГЭ.
В качестве перспективы реформирования механизма гос. финансирования среднего и высшего профессионального образования рассматривается введение гос. именных финансовых обязательств (ГИФО), выдаваемых выпускникам школ по итогам ЕГЭ, чтобы гарантировать оплату государством обучения в любом образовательном учреждении в пределах определённой суммы, размер которой зависит от результатов сдачи ЕГЭ. Учебные заведения получат право самостоятельно устанавливать плату за обучение, а желающие в них учиться должны будут доплатить за обучение сверх суммы ГИФО. Для обеспечения гарантии бесплатного профессионального образования учебные заведения будут обязаны принять определённую долю студентов без взимания дополнительной платы, т. е. обучать их только за суммы, гарантируемые ГИФО. Согласно существующим предложениям, эта доля должна составить 50%. Широкомасштабному введению ГИФО предшествует его экспериментальная апробация в ряде регионов с 2002. Внедрение ЕГЭ и ГИФО должно повысить доступность качественного высшего образования для многих социальных групп. Для этого также необходим переход к системе адресной дифференцированной поддержки учащихся и студентов из низкодоходных семей и отдалённых территорий.