Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Экономика образования

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 555-556

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Шишкин

Экономика образования

Об­ра­зо­ва­ние – от­расль со­ци­аль­но-куль­тур­ной сфе­ры, обес­пе­чи­ваю­щая пе­ре­да­чу зна­ний, фор­ми­ро­ва­ние уме­ний и на­вы­ков. По ря­ду по­ка­за­те­лей об­ра­зо­ва­ние в РФ со­от­вет­ст­ву­ет и да­же пре­вос­хо­дит уро­вень мно­гих вы­со­ко­раз­ви­тых стран ми­ра. Это от­но­сит­ся к по­ка­за­те­лям об­ра­зо­ва­тель­но­го уров­ня на­се­ле­ния, обес­пе­чен­но­сти уч­ре­ж­де­ния­ми об­ра­зо­ва­ния, чис­лен­но­сти пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов в рас­чё­те на 100 тыс. на­се­ле­ния. В то же вре­мя совр. со­стоя­ние от­рас­ли ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем ря­да ост­рых про­блем и не­бла­го­при­ят­ных тен­ден­ций, обу­слов­лен­ных низ­ки­ми объ­ё­ма­ми об­ще­ст­вен­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния.

Финансирование

Гл. ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния – бюд­жет­ная сис­те­ма РФ и сред­ст­ва на­се­ле­ния; при этом струк­ту­ра фи­нан­си­ро­ва­ния об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний раз­ных ти­пов весь­ма раз­лич­на.

До­шко­ль­ное и об­щее об­ра­зо­ва­ние фи­нан­си­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом пре­иму­ще­ст­вен­но за счёт средств ме­ст­ных бюд­же­тов. Не­го­су­дар­ст­вен­ные шко­лы име­ют пра­во на бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние при ус­ло­вии их гос. ак­кре­ди­та­ции; оно долж­но про­из­во­дить­ся по нор­ма­ти­вам, зна­че­ния ко­то­рых не ни­же, чем для ана­ло­гич­ных гос. и му­ни­ци­паль­ных школ на дан­ной тер­ри­то­рии.

На­чаль­ное и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ет гос. фи­нан­си­ро­ва­ние из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и в ма­лой час­ти – из ме­ст­ных бюд­жетов.

Выс­шее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние фи­нан­си­ру­ет­ся в осн. из средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та. По рос. за­ко­но­да­тель­ст­ву на бес­плат­ной ос­но­ве долж­но обу­чать­ся не ме­нее 170 сту­ден­тов на 10 тыс. на­се­ле­ния. Фак­ти­че­ски в 2002 за счёт бюд­жет­ных средств обес­пе­чи­ва­лось обу­че­ние 197 сту­ден­тов.

До нач. 1990-х гг. рас­хо­ды на об­щее и про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние поч­ти пол­но­стью по­кры­ва­лись гос-вом. Од­на­ко объ­ё­мы гос. фи­нан­си­ро­ва­ния сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в 1990-е гг. со­кра­ти­лись в 2 раза в ре­аль­ном вы­ра­же­нии (см. табл.). Как след­ст­вие – рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние пе­ре­кла­ды­ва­ют­ся на уча­щих­ся и их ро­ди­те­лей.

Сис­те­ма плат­но­го об­ра­зо­ва­ния су­ще­ст­ву­ет в РФ с 1990-х гг. За­тра­ты на обу­че­ние в этой сис­те­ме воз­ме­ща­ют­ся за счёт лич­ных средств на­се­ле­ния или пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, фи­нан­си­рую­щих под­го­тов­ку нуж­ных им спе­циа­ли­стов. Объ­ём всех ви­дов плат­ных об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг, ока­зан­ных на­се­ле­нию в 2002, со­ста­вил 72,7 млрд.руб. (0,7% ВВП). Од­но­вре­мен­но по­лу­чи­ла раз­ви­тие и не­фор­маль­ная оп­ла­та об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг. Рас­хо­ды се­мей и юри­ди­че­ских лиц на фи­нан­си­ро­ва­ние об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния обес­пе­чи­ли при­мер­но 1/4 об­ще­го объ­ё­ма средств, по­сту­пив­ших в сис­те­му об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния. В сис­те­ме выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния мас­шта­бы не­го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния ши­ре и со­став­ля­ют ок. 40% об­ще­го объ­ё­ма по­сту­пив­ших средств. Раз­ви­тию плат­ных об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг (плат­ных кур­сов, ре­пе­ти­тор­ст­ва) спо­соб­ст­во­ва­ло уси­ле­ние раз­ры­ва ме­ж­ду тре­бо­ва­ния­ми к уров­ню зна­ний, дос­та­точ­но­му для окон­ча­ния шко­лы, и тре­бо­ва­ния­ми к уров­ню зна­ний аби­ту­ри­ен­тов, предъ­яв­ляе­мых выс­ши­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми.

Стрем­ле­ние ста­би­ли­зи­ро­вать фи­нан­со­вое по­ло­же­ние ор­га­ни­за­ций про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния обу­сло­ви­ло раз­ви­тие в них сис­те­мы плат­но­го обу­че­ния. В 2001 при­ём сту­ден­тов в ву­зы на плат­ной ос­но­ве дос­тиг 60% об­ще­го приё­ма. На ус­ло­ви­ях пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат в гос. ву­зах стра­ны в 2002 обу­ча­лось 2583 тыс. сту­ден­тов, или 48% всех сту­ден­тов (9% в 1995).

Механизмы государственного финансирования

Со­глас­но За­ко­ну РФ «Об об­ра­зо­ва­нии» (1992), смет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний (до 2000) за­ме­ня­лось фи­нан­си­ро­ва­ни­ем на ос­но­ве нор­ма­ти­вов, оп­ре­де­ляе­мых в рас­чё­те на од­но­го обу­чаю­ще­го­ся по ка­ж­до­му ви­ду, ти­пу, а так­же ка­те­го­рии об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния. Уч­ре­ж­де­ния об­ще­го об­ра­зо­ва­ния по­лу­ча­ли бюд­жет­ные сред­ст­ва в рас­чё­те на фак­ти­че­ское чис­ло уча­щих­ся; уч­ре­ж­де­ния про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния – на ко­ли­че­ст­во сту­ден­тов, оп­ре­де­ляе­мое за­да­ния­ми (кон­троль­ны­ми циф­ра­ми) по приё­му на бес­плат­ное обу­че­ние. Гос. и му­ни­ци­паль­ные уч­ре­ж­де­ния са­мо­стоя­тель­но рас­по­ря­жа­лись бюд­жет­ны­ми ас­сиг­но­ва­ния­ми и сред­ст­ва­ми из иных ис­точ­ни­ков.

На прак­ти­ке эти­ми пра­ва­ми поль­зо­вались пре­иму­ще­ст­вен­но уч­ре­ж­де­ния про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во школ ос­та­ва­лись в пол­ной ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной за­ви­си­мо­сти от му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов об­ра­зо­ва­ния. Все их рас­хо­ды осу­ще­ст­в­ля­лись че­рез цен­тра­ли­зо­ван­ные бух­гал­те­рии по ут­вер­ждён­ным сме­там. К кон. 1990-х гг. лишь 10% школ име­ли ста­тус юри­ди­че­ско­го ли­ца и са­мо­стоя­тельно осу­ще­ст­в­ля­ли хо­зяй­ст­вен­ные опе­ра­ции.

Из-за со­кра­ще­ния и не­ста­биль­но­сти вы­де­ле­ния бюд­жет­ных средств по­ду­ше­вое фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний све­лось к ас­сиг­но­ва­ни­ям, раз­мер ко­то­рых бы­ло труд­но про­гно­зи­ро­вать.

По­сле при­ня­тия Бюд­жет­но­го ко­дек­са с 2000 про­изо­шёл пе­ре­ход на ка­зна­чей­ское ис­пол­не­ние гос. бюд­же­та. Ес­ли ра­нее об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния име­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­лять на­прав­ле­ния рас­хо­до­ва­ния сво­их средств, то те­перь вос­ста­нов­ле­на смет­ная фор­ма бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния.

На фо­не раз­ви­тия плат­но­сти об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг сис­те­ма гос. управ­ле­ния и фи­нан­си­ро­ва­ния об­ра­зо­ва­ния, со­хра­нив осн. прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции, при­су­щие ко­манд­ной эко­но­ми­ке, эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла в сто­ро­ну ос­лаб­ле­ния от­вет­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва за ре­сурс­ное обес­пе­че­ние от­рас­ли и кон­тро­ля над ра­цио­наль­но­стью ис­поль­зо­ва­ния средств. Гос. фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­ния ха­рак­те­ри­зу­ет­ся низ­ким уров­нем про­зрач­но­сти.

Не­об­хо­ди­мость ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния оче­вид­на, т. к. про­дол­же­ние её фи­нан­си­ро­ва­ния толь­ко за счёт го­су­дар­ст­ва ста­но­вит­ся не­раз­ре­ши­мой за­да­чей для бюд­же­та. По­ли­ти­ка не­об­хо­ди­мых пре­об­ра­зо­ва­ний оп­ре­де­ле­на в «Ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву» (июнь 2000).

На­ча­то фор­ми­ро­ва­ние нац. сис­те­мы тес­ти­ро­ва­ния для обес­пе­че­ния един­ст­ва тре­бо­ва­ний к ка­че­ст­ву пре­дос­тав­ляе­мых ус­луг и по­лу­чае­мо­го об­ра­зо­ва­ния. С 2001 про­во­дит­ся ап­ро­ба­ция еди­но­го гос. эк­за­ме­на (ЕГЭ) для вы­пу­ск­ни­ков школ. Эк­за­мен про­во­дит­ся в фор­ме тес­та из не­сколь­ких час­тей. ЕГЭ за­ме­ня­ет всту­пи­тель­ные эк­за­ме­ны в ву­зы, а при­ём аби­ту­ри­ен­тов на бес­плат­ное обу­че­ние на­чал про­во­дит­ься в со­от­вет­ст­вии с оцен­ка­ми, по­лу­чен­ны­ми по ЕГЭ.

В ка­че­ст­ве пер­спек­ти­вы ре­фор­ми­ро­ва­ния ме­ха­низ­ма гос. фи­нан­си­ро­ва­ния сред­не­го и выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся вве­де­ние гос. имен­ных фи­нан­со­вых обя­за­тельств (ГИФО), вы­да­вае­мых вы­пу­ск­ни­кам школ по ито­гам ЕГЭ, что­бы га­ран­ти­ро­вать оп­ла­ту го­су­дар­ст­вом обу­че­ния в лю­бом об­ра­зо­ва­тель­ном уч­ре­ж­де­нии в пре­де­лах оп­ре­де­лён­ной сум­мы, раз­мер ко­то­рой за­ви­сит от ре­зуль­та­тов сда­чи ЕГЭ. Учеб­ные за­ве­де­ния по­лу­чат пра­во са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­вать пла­ту за обу­че­ние, а же­лаю­щие в них учить­ся долж­ны бу­дут до­п­ла­тить за обу­че­ние сверх сум­мы ГИФО. Для обес­пе­че­ния га­ран­тии бес­плат­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния учеб­ные за­ве­де­ния бу­дут обя­за­ны при­нять оп­ре­де­лён­ную до­лю сту­ден­тов без взи­ма­ния до­пол­ни­тель­ной пла­ты, т. е. обу­чать их толь­ко за сум­мы, га­ран­ти­руе­мые ГИФО. Со­глас­но су­ще­ст­вую­щим пред­ло­же­ни­ям, эта до­ля долж­на со­ста­вить 50%. Ши­ро­ко­мас­штаб­но­му вве­де­нию ГИФО пред­ше­ст­ву­ет его экс­пе­ри­мен­таль­ная ап­ро­ба­ция в ря­де ре­гио­нов с 2002. Вне­дре­ние ЕГЭ и ГИФО долж­но по­вы­сить дос­туп­ность ка­че­ст­вен­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния для мно­гих со­ци­аль­ных групп. Для это­го так­же не­об­хо­дим пе­ре­ход к сис­те­ме ад­рес­ной диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной под­держ­ки уча­щих­ся и сту­ден­тов из низ­ко­до­ход­ных се­мей и от­да­лён­ных тер­ри­то­рий.

Лит.: Бе­ля­ков С. А. Лек­ции по эко­но­ми­ке об­ра­зо­ва­ния. М., 2002; Шиш­кин С. В. Эко­но­ми­ка со­ци­аль­ной сфе­ры. М., 2003; Ба­лы­хин Г. А. Управ­ле­ние раз­ви­ти­ем об­ра­зо­ва­ния: Ор­га­ни­за­ци­он­но-эко­но­ми­че­ский ас­пект. М., 2003.

Вернуться к началу