Экономика культуры
Как отрасль социально-культурной сферы культура представлена совокупностью физических и юридических лиц, деятельность которых направлена на создание, распространение, освоение и сохранение культурных ценностей – производство культурных благ. Среди юридических лиц, обеспечивающих производство культурных благ, подавляющая часть имеет статус государственного (муниципального) учреждения. Функционируют также частные и государственные (унитарные и казённые) предприятия, негосударственные некоммерческие организации.
В гос. и муниципальных органах культуры сосредоточено 95,5% библиотек, 96,0% культурно-досуговых учреждений, 95,3% театров, 94,3% музеев. Из 121,6 тыс. учреждений культуры в 2002 в ведении Мин-ва культуры состояло лишь 210 учреждений (включая 33 киностудии). В ведении органов власти субъектов РФ – св. 2,0 тыс., муниципальных органов – ок. 119,0 тыс. (см. табл. 1).
Численность занятых в отрасли в 2002 составила св. 500 тыс. чел. Среднемесячная начисленная заработная плата работников культуры в 2002 была почти вдвое ниже среднероссийского уровня.
Культурное наследие представлено ок. 85 тыс. памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства, в т. ч. более 25 тыс. памятников федерального значения. Фонды музеев и библиотек содержат соответственно ок. 60 млн.ед. хр. и более 1 млрд.экз. книг. Деятельность по сохранению и восстановлению культурного наследия характеризуется инвестициями в музейные коллекции и библиотечные фонды, а также текущими расходами на ремонтно-восстановительные работы по недвижимым памятникам. Из-за низких объёмов финансирования отрасли значительное число зданий, где расположены объекты культуры, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. В 2002 зданиям 40% театров, 39% музеев и организаций культурно-досугового типа требовался ремонт либо они были в аварийном состоянии.
Действуют 60 театров оперы и балета, 10 театров муз. комедии, ок. 300 драматических театров, более 50 ТЮЗов, 90 театров кукол, ок. 60 симфонических и более 100 камерных оркестров, 50 оркестров нар. инструментов, 20 нар. хоров, 20 духовых оркестров и 400 прочих филармонических коллективов. Более 100 тыс. спектаклей и 80 тыс. концертов посещают ежегодно ок. 30 млн. театральных зрителей и 20 млн. слушателей концертов филармонической музыки.
Информационно-досуговая сфера – читальные залы и книжные фонды библиотек, постоянные экспозиции музеев и ок. 25 тыс. временных, а также 6,9 млн. клубных и 104,6 тыс. парковых выставок.
За 1990–2002 значительно снизились масштабы культурно-досуговой деятельности населения, объёмы потребления услуг культуры. Данная тенденция характерна как для тех учреждений, сеть которых сократилась за эти годы (число библиотек уменьшилось на 18%, учреждений культурно-досугового типа – на 25%), так и для тех, где она увеличилась (число театров увеличилось в 1,5 раза, музеев – в 1,6 раза). Число читателей библиотек сократилось на 17%, посещений театров – в 1,8 раза, музеев – в 2, цирковых представлений – в 2,4 раза.
Финансовые ресурсы культуры
Гос. поддержка культуры и искусства осуществляется из консолидированного бюджета РФ. В 2002 на эти цели было выделено св. 50 млрд.руб., в т. ч. из федерального бюджета 11,6 млрд. руб., из консолидированных бюджетов субъектов РФ 41,6 млрд. руб. (см. табл. 2). Б. ч. этих средств (48,8 млрд. руб.) была направлена на финансирование культурной деятельности, осуществляемой организациями культуры, входящими в систему Мин-ва культуры.
Структуры ведомственных расходов из федерального, регионального и местного бюджетов принципиально различаются. 43,1% федерального бюджета использовано на финансирование особо ценных объектов культурного наследия, 32,0% – на финансирование федеральной программы и др. целевые расходы, 24,9% – на сметное финансирование деятельности федеральных библиотек, музеев, цирков и организаций исполнительских искусств.
Из консолидированных бюджетов субъектов РФ на сметное финансирование учреждений культуры идёт более 95% всех средств (на дворцы, дома культуры и клубы – 33,6%; музеи – 8,6%; библиотеки – 0,22%; организации исполнительских искусств и цирки – 16,8%; прочие учреждения и мероприятия – 17,2%). Структуру расходов на культуру и искусство из местных бюджетов определяет состав учреждений, находящихся в ведении муниципальных органов власти.
Сокращение бюджетной поддержки отрасли в 1990-х гг. вынудило учреждения культуры и искусства наращивать объёмы платных услуг населению, изыскивать внебюджетные источники финансирования. За 1998–2002 общий объём внебюджетного финансирования отрасли увеличился в 3,8 раза – с 2,1 млрд. до 7,9 млрд.руб., в т. ч. по федеральным учреждениям в 4,9 раза – с 0,71 млрд. до 3,5 млрд.руб. В общем объёме финансовых ресурсов отрасли эти поступления составляют 14,1%, в т. ч. по федеральным учреждениям – 25,6%. Средняя цена билета в театры увеличилась в 3,5 раза, в т. ч. в театры федерального ведения в 4,2 раза.
Внебюджетные доходы театров возросли в 4,4 раза, музеев – в 3,6, зоопарков – в 3,7, концертных организаций – в 2,6, цирков – в 2,7, клубных учреждений – в 3,2 раза. Темпы роста внебюджетных поступлений по федеральным учреждениям опережают соответствующие темпы роста по региональным организациям.
Существует 2 вида бюджетных ассигнований на поддержку коммерческих предприятий (госзаказ и проектное финансирование) и 4 формы бюджетного финансирования некоммерческих организаций (госзаказ, проектное финансирование, финансирование сметы доходов и расходов, финансирование расходной сметы). При этом бюджетная поддержка негосударственных и гос. предприятий, а также негосударственных некоммерческих организаций может происходить лишь от случая к случаю в форме разовых контрактов на реализацию конкретных проектов или программ, связанных с производством благ, имеющих социальную полезность. Финансирование же гос. и муниципальных учреждений культуры осуществляется на постоянной основе и предусматривается в учредительных документах этих организаций в виде бюджетных обязательств учредителя.