Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Экономика культуры

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 554-555

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Я. Рубинштейн

Экономика культуры

Как от­расль со­ци­аль­но-куль­тур­ной сфе­ры куль­ту­ра пред­став­ле­на со­во­куп­но­стью фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, дея­тель­ность ко­то­рых на­прав­ле­на на соз­да­ние, рас­про­стра­не­ние, ос­вое­ние и со­хра­не­ние куль­тур­ных цен­но­стей – про­из­вод­ст­во куль­тур­ных благ. Сре­ди юри­ди­че­ских лиц, обес­пе­чи­ваю­щих про­извод­ст­во куль­тур­ных благ, по­дав­ляю­щая часть име­ет ста­тус го­су­дар­ст­вен­но­го (му­ни­ци­паль­но­го) уч­ре­ж­де­ния. Функ­цио­ни­ру­ют так­же ча­ст­ные и го­су­дар­ст­вен­ные (уни­тар­ные и ка­зён­ные) пред­при­ятия, не­го­су­дар­ст­вен­ные не­ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции.

В гос. и му­ни­ци­паль­ных ор­га­нах куль­ту­ры со­сре­до­то­че­но 95,5% биб­лио­тек, 96,0% куль­тур­но-до­су­го­вых уч­ре­ж­де­ний, 95,3% те­ат­ров, 94,3% му­зе­ев. Из 121,6 тыс. уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры в 2002 в ве­де­нии Мин-ва куль­ту­ры со­стоя­ло лишь 210 уч­ре­ж­де­ний (вклю­чая 33 ки­но­сту­дии). В ве­де­нии ор­га­нов вла­сти субъ­ек­тов РФ – св. 2,0 тыс., му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов – ок. 119,0 тыс. (см. табл. 1).

Чис­лен­ность за­ня­тых в от­рас­ли в 2002 со­ста­ви­ла св. 500 тыс. чел. Сред­не­ме­сяч­ная на­чис­лен­ная за­ра­бот­ная пла­та ра­бот­ни­ков куль­ту­ры в 2002 бы­ла поч­ти вдвое ни­же сред­не­рос­сий­ско­го уров­ня.

Куль­тур­ное на­сле­дие пред­став­ле­но ок. 85 тыс. па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, на­хо­дя­щих­ся под ох­ра­ной го­су­дар­ст­ва, в т. ч. бо­лее 25 тыс. па­мят­ни­ков фе­де­раль­но­го зна­че­ния. Фон­ды му­зе­ев и биб­лио­тек со­дер­жат со­от­вет­ст­вен­но ок. 60 млн.ед. хр. и бо­лее 1 млрд.экз. книг. Дея­тель­ность по со­хра­не­нию и вос­ста­нов­ле­нию куль­тур­но­го на­сле­дия ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­ве­сти­ция­ми в му­зей­ные кол­лек­ции и биб­лио­теч­ные фон­ды, а так­же те­ку­щи­ми рас­хо­да­ми на ре­монт­но-вос­ста­но­ви­тель­ные ра­бо­ты по не­дви­жи­мым па­мят­ни­кам. Из-за низ­ких объ­ё­мов фи­нан­си­ро­ва­ния от­рас­ли зна­читель­ное чис­ло зда­ний, где рас­по­ло­же­ны объ­ек­ты куль­ту­ры, на­хо­дит­ся в не­удов­ле­тво­ри­тель­ном тех­ни­че­ском со­стоя­нии. В 2002 зда­ни­ям 40% те­ат­ров, 39% му­зе­ев и ор­га­ни­за­ций куль­тур­но-до­су­го­во­го ти­па тре­бо­вал­ся ре­монт ли­бо они бы­ли в ава­рий­ном со­стоя­нии.

Дей­ст­ву­ют 60 те­ат­ров опе­ры и ба­ле­та, 10 те­ат­ров муз. ко­ме­дии, ок. 300 дра­ма­ти­че­ских те­ат­ров, бо­лее 50 ТЮЗов, 90 те­ат­ров ку­кол, ок. 60 сим­фо­ни­че­ских и бо­лее 100 ка­мер­ных ор­ке­ст­ров, 50 ор­ке­ст­ров нар. ин­ст­ру­мен­тов, 20 нар. хо­ров, 20 ду­хо­вых ор­ке­ст­ров и 400 про­чих фи­лар­мо­ни­че­ских кол­лек­ти­вов. Бо­лее 100 тыс. спек­так­лей и 80 тыс. кон­цер­тов по­се­ща­ют еже­год­но ок. 30 млн. те­ат­ральных зри­те­лей и 20 млн. слу­ша­те­лей кон­цер­тов фи­лар­мо­ни­че­ской му­зы­ки.

Ин­фор­ма­ци­он­но-до­су­го­вая сфе­ра – чи­таль­ные за­лы и книж­ные фон­ды биб­лио­тек, по­сто­ян­ные экс­по­зи­ции му­зе­ев и ок. 25 тыс. вре­мен­ных, а так­же 6,9 млн. клуб­ных и 104,6 тыс. пар­ко­вых вы­ста­вок.

За 1990–2002 зна­чи­тель­но сни­зи­лись мас­шта­бы куль­тур­но-до­су­го­вой дея­тель­но­сти на­се­ле­ния, объ­ё­мы по­треб­ле­ния ус­луг куль­ту­ры. Дан­ная тен­ден­ция ха­рак­тер­на как для тех уч­ре­ж­де­ний, сеть ко­то­рых со­кра­ти­лась за эти го­ды (чис­ло биб­лио­тек умень­ши­лось на 18%, уч­ре­ж­де­ний куль­тур­но-до­су­го­во­го ти­па – на 25%), так и для тех, где она уве­ли­чи­лась (чис­ло те­ат­ров уве­ли­чи­лось в 1,5 раза, му­зе­ев – в 1,6 раза). Чис­ло чи­та­те­лей биб­лио­тек со­кра­ти­лось на 17%, по­се­ще­ний те­ат­ров – в 1,8 раза, му­зе­ев – в 2, цир­ко­вых пред­став­ле­ний – в 2,4 раза.

Финансовые ресурсы культуры

Гос. под­держ­ка куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та РФ. В 2002 на эти це­ли бы­ло вы­де­ле­но св. 50 млрд.руб., в т. ч. из фе­де­раль­но­го бюд­же­та 11,6 млрд. руб., из кон­со­ли­ди­ро­ван­ных бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ 41,6 млрд. руб. (см. табл. 2). Б. ч. этих средств (48,8 млрд. руб.) была­ на­прав­ле­на на фи­нан­си­ро­ва­ние куль­тур­ной дея­тель­но­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ор­га­ни­за­ция­ми куль­ту­ры, вхо­дя­щи­ми в сис­те­му Мин-ва куль­ту­ры.

Струк­ту­ры ве­дом­ст­вен­ных рас­хо­дов из фе­де­раль­но­го, ре­гио­наль­но­го и ме­ст­но­го бюд­же­тов прин­ци­пи­аль­но раз­ли­ча­ют­ся. 43,1% фе­де­раль­но­го бюд­же­та ис­поль­зо­ва­но на фи­нан­си­ро­ва­ние осо­бо цен­ных объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия, 32,0% – на фи­нан­си­ро­ва­ние фе­де­раль­ной про­грам­мы и др. це­ле­вые рас­хо­ды, 24,9% – на смет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние дея­тель­но­сти фе­де­раль­ных биб­лио­тек, му­зе­ев, цир­ков и ор­га­ни­за­ций ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств.

Из кон­со­ли­ди­ро­ван­ных бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ на смет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры идёт бо­лее 95% всех средств (на двор­цы, до­ма куль­ту­ры и клу­бы – 33,6%; му­зеи – 8,6%; биб­лио­те­ки – 0,22%; ор­га­ни­за­ции ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств и цир­ки – 16,8%; про­чие уч­ре­ж­де­ния и ме­ро­прия­тия – 17,2%). Струк­ту­ру рас­хо­дов на куль­ту­ру и ис­кус­ст­во из ме­ст­ных бюд­же­тов оп­ре­де­ля­ет со­став уч­ре­ж­де­ний, на­хо­дя­щих­ся в ве­де­нии му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов вла­сти.

Со­кра­ще­ние бюд­жет­ной под­держ­ки от­рас­ли в 1990-х гг. вы­ну­ди­ло уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва на­ра­щи­вать объ­ё­мы плат­ных ус­луг на­се­ле­нию, изы­ски­вать вне­бюд­жет­ные ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния. За 1998–2002 об­щий объ­ём вне­бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния от­рас­ли уве­ли­чил­ся в 3,8 раза – с 2,1 млрд. до 7,9 млрд.руб., в т. ч. по фе­де­раль­ным уч­ре­ж­де­ни­ям в 4,9 раза – с 0,71 млрд. до 3,5 млрд.руб. В об­щем объ­ё­ме фи­нан­со­вых ре­сур­сов от­рас­ли эти по­сту­п­ле­ния со­став­ля­ют 14,1%, в т. ч. по фе­де­раль­ным уч­ре­ж­де­ни­ям – 25,6%. Сред­няя це­на би­ле­та в те­ат­ры уве­ли­чи­лась в 3,5 раза, в т. ч. в те­ат­ры фе­де­раль­но­го ве­де­ния в 4,2 раза.

Вне­бюд­жет­ные до­хо­ды те­ат­ров воз­рос­ли в 4,4 раза, му­зе­ев – в 3,6, зоо­пар­ков – в 3,7, кон­церт­ных ор­га­ни­за­ций – в 2,6, цир­ков – в 2,7, клуб­ных уч­ре­ж­де­ний – в 3,2 раза. Тем­пы рос­та вне­бюд­жет­ных по­сту­п­ле­ний по фе­де­раль­ным уч­ре­ж­де­ни­ям опе­ре­жа­ют со­от­вет­ст­вую­щие тем­пы рос­та по ре­гио­наль­ным ор­га­ни­за­ци­ям.

Су­ще­ст­ву­ет 2 ви­да бюд­жет­ных ас­сиг­но­ва­ний на под­держ­ку ком­мер­че­ских пред­при­ятий (гос­за­каз и про­ект­ное фи­нан­си­ро­ва­ние) и 4 фор­мы бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций (гос­за­каз, про­ект­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, фи­нан­си­ро­ва­ние сме­ты до­хо­дов и рас­хо­дов, фи­нан­си­ро­ва­ние рас­ход­ной сме­ты). При этом бюд­жет­ная под­держ­ка не­го­су­дар­ст­вен­ных и гос. пред­при­ятий, а так­же не­го­су­дар­ст­вен­ных не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций мо­жет про­ис­хо­дить лишь от слу­чая к слу­чаю в фор­ме ра­зо­вых кон­трак­тов на реа­ли­за­цию кон­крет­ных про­ек­тов или про­грамм, свя­зан­ных с про­из­вод­ст­вом благ, имею­щих со­ци­аль­ную по­лез­ность. Фи­нан­си­ро­ва­ние же гос. и му­ни­ци­паль­ных уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на по­сто­ян­ной ос­но­ве и пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся в уч­ре­ди­тель­ных до­ку­мен­тах этих ор­га­ни­за­ций в ви­де бюд­жет­ных обя­за­тельств уч­ре­ди­те­ля.

Лит.: Ху­до­же­ст­вен­ная жизнь со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва: В 4 т./Гл. ред. А. Я. Ру­бин­штейн. СПб., 1995–2001; Де­сять лет, ко­то­рые по­тряс­ли куль­ту­ру: Очер­ки куль­тур­ной жиз­ни Рос­сии на ру­бе­же ве­ков/Под ред. Б. Ю. Со­роч­ки­на. М., 2002; Эко­но­ми­че­ские ос­но­вы куль­тур­ной дея­тель­но­сти. Ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­поч­те­ния и об­ще­ст­вен­ный ин­те­рес: В 3 т./Под об­щей ред. А. Я. Ру­бин­штейн. СПб., 2002.

Вернуться к началу