Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 547-549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Б. Косарева

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

На нач. 2002 стои­мость всех ос­нов­ных фон­дов жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са оп­ре­де­ля­лась в 5849,6 млрд. руб. (25–30% ос­нов­ных фон­дов стра­ны), в т. ч. жи­лищ­но­го хо­зяй­ст­ва в 5178,5 млрд. руб., ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва в 671,1 млрд.руб. Сте­пень из­но­са всех ос­нов­ных фон­дов – 22,5%, из них ос­нов­ных фон­дов жи­лищ­но­го хо­зяй­ст­ва 19,9%, ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва 42,5%. За 1991–2001 чис­лен­ность пред­при­ятий, ра­бо­таю­щих на рын­ке пре­дос­тав­ле­ния жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг, уве­ли­чи­лась в 2 раза и со­ста­ви­ла 52 тыс., из них 54% – пред­при­ятия в жи­лищ­ной сфе­ре. Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ций ЖКХ (на нач. 2002) со­ста­ви­ла 2732,9 тыс.чел. (106,2% ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля по от­рас­ли за 1990). При этом чис­лен­ность ра­бот­ни­ков, за­ня­тых в жи­лищ­ном хо­зяй­ст­ве, с 1990 еже­год­но со­кра­ща­лась на 2–3%, а за­ня­тых в ком­му­наль­ном хо­зяй­ст­ве рос­ла, ино­гда на 7–10% в год.

Жи­лищ­ный фонд вклю­ча­ет все жи­лые по­ме­ще­ния не­за­ви­си­мо от форм соб­ст­вен­но­сти. Учи­ты­ва­ет­ся по осн. ви­дам соб­ст­вен­но­сти (ча­ст­ный, гос., му­ни­ци­паль­ный и об­ще­ст­вен­ный).

Об­щая пло­щадь жи­лищ­но­го фон­да – 2,853 млрд.м2, что со­став­ля­ет ок. 20% вос­про­из­во­ди­мо­го иму­ще­ст­ва стра­ны (см. табл. 1).

В соб­ст­вен­но­сти гра­ж­дан 54% об­щей пло­ща­ди жи­лищ­но­го фон­да. Пло­щадь жи­лищ, при­хо­дя­щая­ся на од­но­го жи­те­ля, уве­ли­чи­лась за 1990–2002 в 1,2 раза. В сред­нем на од­но­го жи­те­ля при­хо­дит­ся (нач. 2003) 20,0 м2 об­щей пло­ща­ди (в го­род­ской ме­ст­но­сти – 19,8; сель­ской – 20,6 м2). Весь жи­лищ­ный фонд – 55,6 млн. квар­тир, из ко­то­рых 12,9 млн. – од­но­ком­нат­ные, 22,8 млн. – двух­ком­нат­ные, 16,3 млн. – трёх­ком­нат­ные, 3,6 млн. – че­ты­рёх­ком­нат­ные и бо­лее. В го­род­ской ме­ст­но­сти рас­по­ло­же­но 72% жи­лищ­но­го фон­да.

Из­нос жи­лищ­но­го фон­да – 40–60%, в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на. Пло­щадь жи­лищ вет­хо­го и ава­рий­но­го жи­лищ­но­го фон­да уве­ли­чи­лась за 1990–2002 в 2,75 раза (см. табл. 2).

Ком­му­наль­ные пред­при­ятия про­из­во­дят и пре­дос­тав­ля­ют ком­му­наль­ные ус­лу­ги. Эта ка­те­го­рия объ­е­ди­ня­ет в осн. са­ни­тар­но-тех­ни­че­ские и энер­ге­ти­че­ские пред­при­ятия.

Са­ни­тар­но-тех­ни­че­ские пред­при­ятия вклю­ча­ют пред­при­ятия во­до­про­вод­но­го и ка­на­ли­за­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва. На нач. 2002 во­до­про­во­дом обо­ру­до­ва­но 74% жи­лищ­но­го фон­да, ка­на­ли­за­ци­ей – 70%; к сис­те­мам цен­траль­но­го ото­пле­ния под­клю­че­но 75% зда­ний, к го­ря­че­му во­до­снаб­же­нию – 61%. Цен­тра­ли­зо­ван­ные сис­те­мы во­до­снаб­же­ния име­ют 99% го­ро­дов, 93% по­сёл­ков го­род­ско­го ти­па и 29% сель­ских на­се­лён­ных пунк­тов. Про­тя­жён­ность во­до­про­вод­ной се­ти – 328,8 тыс. км, в т. ч. в го­род­ской ме­ст­но­сти – 141,0 тыс. км, в сель­ской – 187,8 тыс. км.

Про­из­вод­ст­вен­ная мощ­ность во­до­про­во­дов – 90,0 млн.м3 в су­тки. Из об­ще­го объ­ё­ма по­да­вае­мой во­ды че­рез очи­ст­ные со­ору­же­ния про­хо­дит 56%, из них в го­ро­дах – 61%, в сель­ской ме­ст­но­сти – 18%. На на­се­ле­ние и ком­му­наль­ные ну­ж­ды при­хо­дит­ся 12,8 млрд.м3, или 78% об­ще­го объ­ё­ма от­пус­кае­мой во­ды. Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­сия­нин по­треб­ля­ет в су­тки 245 л во­ды (го­род­ской жи­тель – 290 л, сель­ский – 122 л).

Сис­те­мы ка­на­ли­за­ции (на нач. 2002) име­ют 97% на­се­лён­ных пунк­тов, их про­тя­жён­ность 75,2 тыс. км, в го­ро­дах 60,1 тыс. км, в сель­ской ме­ст­но­сти 15,1 тыс. км. Обес­пе­чен­ность цен­траль­ным во­до­снаб­же­ни­ем в сё­лах в 2,2 раза ни­же, чем в го­ро­дах, ка­на­ли­за­ци­он­ны­ми сис­те­ма­ми и сис­те­ма­ми цен­траль­но­го ото­пле­ния – бо­лее чем в 2 раза, го­ря­чим во­до­снаб­же­ни­ем – в 4 раза.

На нач. 2002 дей­ст­во­ва­ло св. 4 тыс. ком­му­наль­ных энер­ге­ти­че­ских пред­при­ятий с об­щей чис­лен­но­стью ра­бо­таю­щих бо­лее 500 тыс. чел. Они экс­плуа­ти­ро­ва­ли ок. 50 тыс. км воз­душ­ных и ка­бель­ных элек­тро­се­тей, св. 100 тыс. транс­фор­ма­тор­ных и рас­пре­де­ли­тель­ных под­стан­ций, ок. 38 тыс. ото­пи­тель­ных ко­тель­ных, 120 тыс. км те­п­ло­вых се­тей, 20 тыс. те­п­ло­вых пунк­тов, а так­же др. объ­ек­ты го­род­ско­го энер­ге­ти­че­ско­го хо­зяй­ст­ва.

Ком­му­наль­ные энер­ге­ти­че­ские пред­при­ятия про­из­во­дят и реа­ли­зу­ют по­ку­пае­мую те­п­ло­вую (ок. 45% всей про­из­во­ди­мой те­п­ло­вой энер­гии) и элек­три­че­скую (ок. 20%) энер­гию. Те­п­ло­вая энер­гия при­об­ре­та­ет­ся у энер­го­снаб­жаю­щих ор­га­ни­за­ций, вхо­дя­щих в РАО ЕЭС. Ком­му­наль­ной энер­ге­ти­кой про­из­во­дит­ся в год ок. 592 млн.Гкал те­п­ло­вой энер­гии, или 28,8% все­го про­из­ве­дён­но­го те­п­ла. Из них 372,0 млн. Гкал (18,1%) про­из­во­дят му­ни­ци­паль­ные пред­при­ятия, 220,0 млн.Гкал (10,7%) – про­чие.

В 1991–2001 про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ская ба­за ком­му­наль­ной энер­ге­ти­ки уве­ли­чи­лась бо­лее чем на 20% за счёт при­ня­тия в му­ни­ци­паль­ную соб­ст­вен­ность ве­дом­ст­вен­ных объ­ек­тов. Про­из­вод­ст­вен­ная ба­за на­счи­ты­ва­ет 67,5 тыс. ото­пи­тель­ных ко­тель­ных мощ­но­стью 658,3 Гкал/ч. В пе­ре­счё­те на жи­те­ля, в сред­нем ко­ли­че­ст­во от­пус­кае­мой теп­ло­вой энер­гии со­став­ля­ет 3,5 Гкал в год, на го­род­ско­го жи­те­ля при­хо­дит­ся 4,4 Гкал, сель­ско­го – 0,9 Гкал.

Стои­мость жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг, пре­дос­тав­лен­ных на­се­ле­нию по ус­та­нов­лен­ным та­ри­фам в 2001, оце­ни­ва­лась в 360 млрд.руб. Из них пла­те­жа­ми на­се­ле­ния по­кры­ва­лось 170,6 млрд.руб. (47,47%), сред­ст­ва­ми бюд­же­тов – 129,1 млрд.руб. (35,95%). Де­фи­цит средств со­ста­вил 60,3 млрд.руб. (16,8%), про­яв­ля­ясь по двум на­прав­ле­ни­ям: 1) от­сут­ст­вие фи­нан­си­ро­ва­ния пре­дос­тав­лен­ных ус­луг, в ре­зуль­та­те че­го воз­рос­ла за­дол­жен­ность пред­при­ятий жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са и энер­ге­ти­ки; 2) не ока­зы­ва­лись со­от­вет­ст­вую­щие ус­лу­ги и не про­во­ди­лись ра­бо­ты, пре­ду­смот­рен­ные нор­ма­ти­ва­ми и за­ло­жен­ные в струк­ту­ру та­ри­фов. В ито­ге по­вы­сил­ся из­нос жи­лищ­но­го фон­да и ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

Стои­мость жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг рас­тёт. За 1999–2002 на 1 чел. в ме­сяц она уве­ли­чи­лась в 2,2 раза (см. табл. 3).

На нач. 2002 стои­мость жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг (по ус­та­нов­лен­ным та­ри­фам) име­ла сле­дую­щую струк­ту­ру: элек­тро­энер­гия – 9%; во­до­снаб­же­ние и ка­на­ли­за­ция – 13,6%; те­п­ло­вая энер­гия для ото­пле­ния и го­ря­че­го во­до­снаб­же­ния – 48,5%; газ – 5,7%; со­дер­жа­ние жи­лищ­но­го фон­да – 22,6%.

В струк­ту­ре жи­лищ­но-ком­му­наль­ных пла­те­жей до­ля со­дер­жа­ния жи­лищ­но­го фон­да ма­ла. Гл. при­чи­на – пла­та за со­дер­жа­ние жи­лищ­но­го фон­да от­ра­жа­ет лишь те­ку­щие за­тра­ты (и то в не­дос­та­точ­ном объ­ё­ме) и час­тич­но за­тра­ты на ка­пи­таль­ный ре­монт, не вклю­чая оп­ла­ту зем­ли, на­ко­п­ле­ний на вос­ста­нов­ле­ние и ка­пи­таль­ные ре­мон­ты, стра­хо­ва­ние.

Рас­хо­ды кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та на ЖКХ (по ито­гам 2002) со­ста­ви­ли 2,0% ВВП, или 6,5% об­ще­го объ­ё­ма рас­хо­дов. Рас­хо­ды на ЖКХ со­кра­ща­ют­ся в рас­ход­ной час­ти бюд­же­та и в про­цент­ном от­но­ше­нии к ВВП, хо­тя в де­неж­ном вы­ра­же­нии они рас­тут (см. табл. 4).

Уро­вень пла­те­жей за жи­лищ­но-ком­му­наль­ные ус­лу­ги вы­рос с 29% в 1997 до 59% в 2001, в го­ро­дах, ак­тив­но про­во­дя­щих ре­фор­му ЖКХ, он дос­тиг 100%.

Рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка вклю­че­ния в оп­ла­ту му­ни­ци­паль­но­го жи­лья пла­ты за на­ём, доб­ро­воль­но­го стра­хо­ва­ния жи­ли­ща, ка­пи­таль­но­го ре­мон­та жи­лищ­но­го фон­да, фи­нан­си­руе­мо­го пре­ж­де из ме­ст­ных бюд­же­тов.

Реа­ли­за­ция по­ли­ти­ки оп­ла­ты жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг на­се­ле­ни­ем в го­ро­дах свя­за­на с раз­ви­ти­ем ад­рес­ной со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­дан. При­ня­та про­грам­ма жи­лищ­ных ком­пен­са­ций (суб­си­дий) семь­ям с низ­ки­ми до­хо­да­ми, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му мер со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния и по­зво­ля­ет под­дер­жи­вать дос­та­точ­но вы­сокий уро­вень оп­ла­ты жи­лищ­но-ком­муналь­ных ус­луг на­се­ле­ни­ем при со­кра­ще­нии бюд­жет­ных ас­сиг­но­ва­ний на со­дер­жа­ние, ре­монт жи­лья и оп­ла­ту ком­му­наль­ных ус­луг (см. табл. 5). Прак­ти­че­ски не ос­та­лось му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, где не соз­да­ны служ­бы жи­лищ­ных суб­си­дий.

Со­ци­аль­ной за­щи­той на­се­ле­ния яв­ля­ют­ся и льго­ты по оп­ла­те жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг. Вы­де­ля­ют три осн. ка­те­го­рии льгот­ни­ков: за оп­ре­де­лён­ные за­слу­ги пе­ред го­су­дар­ст­вом (го­ро­дом); по про­фес­сио­наль­но­му при­зна­ку; по со­ци­аль­но­му при­зна­ку (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны, мно­го­дет­ные се­мьи, под­верг­шие­ся ра­диа­ции и др.). По­лу­ча­те­ли льгот – св. 40% на­се­ле­ния. Ок. 20% фи­нан­со­вых ре­сур­сов на оп­ла­ту ус­луг ЖКХ на­се­ле­ни­ем долж­ны ком­пен­си­ро­вать­ся бюд­же­том за пре­дос­тав­ле­ние льгот (см. табл. 6).

Реформирование жилищно-коммунального комплекса

Со­стоя­ние жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са до 1991 ха­рак­те­ри­зо­ва­лось жё­ст­ким гос. ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем жи­лищ­ных от­но­ше­ний и до­ми­ни­ро­ва­ни­ем гос. соб­ст­вен­но­сти.

Пред­по­сыл­ки для про­ве­де­ния ре­фор­мы ЖКХ воз­ник­ли с при­ня­ти­ем в 1990 За­ко­на «О соб­ст­вен­но­сти в РСФСР», сняв­ше­го ко­ли­че­ст­вен­ные и стои­мо­ст­ные ог­ра­ни­че­ния в пра­ве соб­ст­вен­но­сти гра­ж­да­ни­на на иму­ще­ст­во, в т. ч. на жи­лые по­ме­ще­ния.

В 1991 при­нят За­кон РФ «О при­ва­ти­за­ции жи­лищ­но­го фон­да в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». С нач. 1992 на­чал­ся про­цесс пе­ре­да­чи в му­ни­ци­паль­ную соб­ст­вен­ность жи­лищ­но­го и не­жи­ло­го фон­да, объ­ек­тов ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры го­ро­дов, пред­при­ятий, осу­ще­ст­в­ляю­щих экс­плуа­та­цию, об­слу­жи­ва­ние, со­дер­жа­ние и ре­монт ука­зан­ных объ­ек­тов.

До­ля гос. иму­ще­ст­ва в ЖКХ со­кра­ти­лась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.

В 1997 Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ одоб­ре­на Кон­цеп­ция ре­фор­мы ЖКХ, оп­ре­де­лив­шая осн. на­прав­ле­ния пре­об­ра­зо­ва­ний в этой от­рас­ли в 1997–2003. Це­ли ре­фор­ми­ро­ва­ния: обес­пе­че­ние стан­дар­тов ка­че­ст­ва ус­ло­вий про­жи­ва­ния на­се­ле­ния, сни­же­ние из­дер­жек и та­ри­фов при под­дер­жа­нии стан­дар­тов ка­че­ст­ва ус­луг; смяг­че­ние для на­се­ле­ния про­цес­са ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы оп­ла­ты жи­лья и ком­му­наль­ных ус­луг при пе­ре­хо­де от­рас­ли на ре­жим без­убы­точ­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния.

Под­про­грам­ма «Ре­фор­ми­ро­ва­ние и мо­дер­ни­за­ция жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» Фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы «Жи­ли­ще» на 2002–10 от 17.11.2001 про­воз­гла­си­ла це­лью по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­тем жиз­не­обес­пе­че­ния на­се­ле­ния, при­вле­че­ние ин­ве­сти­ций, улуч­ше­ние ка­че­ст­ва ус­луг с од­но­вре­мен­ным сни­же­ни­ем за­трат, ад­рес­ную со­ци­аль­ную за­щи­ту на­се­ле­ния.

Все­го за 1991–2003 бы­ло при­ня­то ок. 300 нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов.

Осн. на­прав­ле­ния ре­фор­ми­ро­ва­ния ЖКХ:

– де­мо­но­по­ли­за­ция и раз­ви­тие кон­ку­рент­ной сре­ды в сис­те­ме управ­ле­ния и об­слу­жи­ва­ния жи­лищ­ной сфе­ры;

– со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы до­го­вор­ных от­но­ше­ний;

– обес­пе­че­ние гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния и кон­тро­ля по со­дер­жа­нию и ис­поль­зо­ва­нию жи­лищ­но­го фон­да и объ­ек­тов ком­му­наль­но­го на­зна­че­ния;

– сти­му­ли­ро­ва­ние соз­да­ния то­ва­ри­ществ соб­ст­вен­ни­ков жи­лья с це­лью за­щи­ты ими сво­их прав, влия­ния на стои­мость и ка­че­ст­во пре­дос­тав­ляе­мых ус­луг и соз­да­ния ус­ло­вий для при­вле­че­ния до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния ра­бот по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту жи­лищ­но­го фон­да.

В жи­лищ­но-ком­му­наль­ном сек­то­ре раз­ви­тие кон­ку­рен­ции за­труд­не­но мо­но­поль­ным ха­рак­те­ром дея­тель­но­сти ря­да пред­при­ятий. Ес­ли в сек­то­ре ре­сур­со­снаб­же­ния – те­п­ло­снаб­же­ние, во­до­снаб­же­ние и во­до­от­ве­де­ние, элек­тро­снаб­же­ние, га­зо­снаб­же­ние – мо­но­поль­ный ха­рак­тер дея­тель­но­сти свя­зан с се­те­вой тех­но­ло­ги­ей и име­ет ес­те­ст­вен­ный ха­рак­тер, то в сек­то­ре об­слу­жи­ва­ния жи­лья мо­но­по­лия не оп­рав­да­на эко­но­ми­че­ски. Ре­фор­ма ста­вит од­ной из за­дач раз­ви­тие в этой сфе­ре кон­ку­рент­ных от­но­ше­ний, обес­пе­чи­ваю­щих фор­ми­ро­ва­ние цен на об­слу­жи­ва­ние жи­лья по ры­ноч­ным прин­ци­пам.

Пре­об­ла­да­ние мо­но­по­лий оп­ре­де­ля­ет не­об­хо­ди­мость кон­тро­ля над це­на­ми на пре­дос­тав­ляе­мые ими то­ва­ры и ус­лу­ги, что осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём пря­мо­го ре­гу­ли­ро­ва­ния (фик­са­ции) та­ри­фов.

Фор­ми­ро­ва­ние та­ри­фов пред­при­ятий жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию на фе­де­раль­ном, ре­гио­наль­ном и му­ни­ци­паль­ном уров­нях, т. к. при про­из­вод­ст­ве жи­лищ­но-ком­му­наль­ных ус­луг ис­поль­зу­ют­ся то­ва­ры (ра­бо­ты, ус­лу­ги), це­ны ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ются на фе­де­раль­ном и ре­гио­наль­ном уров­нях. В со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом за ка­ж­дым из уров­ней ре­гу­ли­ро­ва­ния за­кре­п­ле­ны осо­бые пол­но­мо­чия, реа­ли­зуе­мые в про­цес­се та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

На нач. 2003 в боль­шин­ст­ве му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний функ­ции управ­ле­ния и об­слу­жи­ва­ния мно­го­квар­тир­ны­ми жи­лы­ми до­ма­ми раз­де­ле­ны, ра­бо­ты ка­пи­таль­но­го ре­мон­та жи­лых до­мов осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но на кон­курс­ной ос­но­ве. В ре­зуль­та­те на 12–15% сни­зи­лась стои­мость ра­бот и по­вы­си­лась от­вет­ст­вен­ность под­ряд­ных ор­га­ни­за­ций за ка­че­ст­во ис­пол­не­ния ра­бот.

Соз­да­ны и ус­пеш­но ра­бо­та­ют уз­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ор­га­ни­за­ции: рас­чёт­но-кас­со­вые цен­тры, осу­ще­ст­в­ляю­щие рас­чёт и на­чис­ле­ние пла­те­жей граж­дан за жи­лищ­но-ком­му­наль­ные ус­лу­ги; ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ст­в­ляю­щие ус­та­нов­ку и об­слу­жи­ва­ние при­бо­ров учё­та по­треб­ле­ния ком­му­наль­ных ус­луг. По всем на­прав­ле­ни­ям дея­тель­но­сти в жи­лищ­ном сек­то­ре ра­бо­та­ют как му­ни­ци­паль­ные, так и ча­ст­ные ор­га­ни­за­ции.

Лит.: Прин­ци­пы эф­фек­тив­но­го та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ком­му­наль­ных пред­при­ятий/ Под ред. С. Б.Си­вае­ва. М., 2000; Ре­фор­ма сис­те­мы управ­ле­ния го­род­ской эко­но­ми­кой в Рос­сии в 1998–2000 гг./Под ред. Н. Б. Ко­са­ре­вой, Р.Дж. Страй­ка. М., 2001; Как эф­фек­тив­но управ­лять жи­лищ­ным фон­дом: тео­рия и прак­ти­ка/Под ред. С. Б. Си­вае­ва. М., 2002.

Вернуться к началу