Торговля

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 544-547

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Херсонский

Торговля

Эта от­расль эко­но­ми­ки обес­пе­чи­ва­ет ры­ноч­ное со­гла­со­ва­ние то­вар­но­го пред­ло­же­ния и по­ку­па­тель­ско­го спро­са. Сред­не­го­до­вая чис­лен­ность ра­бот­ни­ков тор­гов­ли и об­ще­ст­вен­но­го пи­та­ния со­ста­ви­ла при­мер­но 10,5 млн.чел., или 16% за­ня­тых во всей эко­но­ми­ке (2002). До­ля тор­гов­ли и об­ще­ст­вен­но­го пи­та­ния в ВВП вы­рос­ла с 8,1% в 1990 до св. 21% в 2002.

Становление российской торговли

До 1990–91 в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ло цен­тра­ли­зо­ван­ное гос. рас­пре­де­ле­ние и об­ра­ще­ние про­дук­ции. Цен­траль­ное ме­сто в ин­фра­струк­ту­ре бы­ло от­ве­де­но Гос­пла­ну, Гос­сна­бу, Мин-ву тор­гов­ли СССР. Су­ще­ст­во­ва­ли хо­ро­шо от­ла­жен­ные сис­те­мы: же­лез­но­до­рож­ных, мор­ских, реч­ных, воз­душ­ных, ав­то­транс­порт­ных пе­ре­во­зок с при­ем­ле­мы­ми та­ри­фа­ми; фи­нан­со­во-кре­дит­но­го обес­пе­че­ния; кре­ди­то­ва­ния нор­ма­ти­вов за­па­сов ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ских ре­сур­сов по всей то­ва­ро­про­во­дя­щей це­пи. Тор­говые опе­ра­ции бы­ли под­кре­п­ле­ны со­лид­ной нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зой. Стро­жай­ше со­блю­да­лись фон­до­вая дис­ци­п­ли­на и дис­ци­п­ли­на по­ста­вок. Клю­че­вым эле­мен­том гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния бы­ла жё­ст­кая рег­ла­мен­та­ция взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми то­ва­ро­обо­ро­та.

В 1990 в сис­те­ме Гос­сна­ба бы­ли об­ра­зо­ва­ны гос. оп­то­во-по­сред­ни­че­ские пред­при­ятия. К нач. 1990-х гг. в тор­гов­ле сло­жи­лось ка­та­ст­ро­фи­че­ское по­ло­же­ние, ко­то­рое вы­ра­зи­лось в жес­то­чай­шем то­вар­ном де­фи­ци­те, вы­зван­ном раз­ры­вом ме­ж­ду пла­тё­же­спо­соб­ным спро­сом и то­вар­ным пред­ло­же­ни­ем.

С ка­та­ст­ро­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем в гос. тор­гов­ле бы­ло ре­ше­но бо­роть­ся пу­тём при­ва­ти­за­ции тор­го­вых пред­при­ятий и сво­бод­но­го це­но­об­ра­зо­ва­ния (см. рис. 1). В 1995 к не­го­су­дар­ст­вен­ной тор­гов­ле от­но­си­лось 88% обо­ро­та роз­нич­ной тор­гов­ли, в 2001 – 96%; на оп­то­вые тор­го­вые пред­при­ятия го­су­дар­ст­вен­ной и му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти в 2001 при­шлось 1,7% обо­ро­та.

В 1991–95 на­блю­да­лись рез­кий уход го­су­дар­ст­ва из сре­ды об­ра­ще­ния (бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны Гос­план и Гос­снаб), об­валь­ный раз­рыв хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей, бир­же­вой бум.

Все то­ва­ро­об­мен­ные опе­ра­ции про­ни­зал бар­тер (пред­при­ятия прак­ти­че­ски пе­ре­шли к сис­те­ме на­ту­раль­но­го об­ме­на). В тор­гов­ле воз­ник пра­во­вой ва­ку­ум, все си­лы нор­мо­твор­че­ст­ва бы­ли мо­би­ли­зо­ва­ны на пра­во­вое обес­пе­че­ние при­ва­ти­за­ции.

Состояние торговли

Рис. 1. Динамика изменения формы собственности в розничной торговле.

К на­ча­лу но­во­го ве­ка тор­гов­ля ока­за­лась пе­ре­на­сы­щен­ной по­сред­ни­че­ски­ми фир­ма­ми, со­кра­тил­ся то­вар­ный бир­же­вой обо­рот. В то же вре­мя вос­ста­но­ви­лись хо­зяй­ст­вен­ные свя­зи, на­ча­лись ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы в ре­аль­ном сек­то­ре и сфе­ре об­ра­ще­ния, прак­ти­ка тор­гов­ли ста­ла ак­тив­но под­кре­п­лять­ся но­вы­ми на­уч­ны­ми дис­ци­п­ли­на­ми: мар­ке­тин­гом и ло­ги­сти­кой.

Ус­та­рев­шая по­ли­ти­ка снаб­же­ния и сбы­та пред­при­ятий до сих пор слу­жит ог­ра­ни­че­ни­ем раз­ви­тия спро­са. Мар­ке­тин­го­вые служ­бы су­ще­ст­ву­ют у 42% оп­то­вых пред­при­ятий, рек­лам­ные служ­бы – у 17%, служ­бы сер­ти­фи­ка­ции про­дук­ции – у 33%, служ­бы сер­ви­са – у 21% ор­га­ни­за­ций. На­ла­же­ны ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы у 29% ор­га­ни­за­ций. Ос­но­во­по­ла­гаю­щие эле­мен­ты ста­нов­ле­ния рос. тор­гов­ли:

ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы, ук­руп­не­ние пред­при­ятий на му­ни­ци­паль­ном, ре­гио­наль­ном, меж­ре­гио­наль­ном и рос. уров­нях; соз­да­ние круп­ных ком­па­ний, хол­дин­гов; вос­ста­нов­ле­ние хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей с по­мо­щью тор­го­вых до­мов;

осоз­на­ние вла­стью не­об­хо­ди­мо­сти гос. кон­ст­руи­ро­ва­ния сис­те­мы то­вар­ных рын­ков (при­ня­тие Пра­ви­тель­ст­вом РФ «Ком­плекс­ной про­грам­мы раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры то­вар­ных рын­ков Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 1998–2005 гг.»; раз­ра­бот­ка в кон. 2001 Мин-вом про­мыш­лен­но­сти, нау­ки и тех­но­ло­гий РФ осн. по­ло­же­ний по ре­гио­наль­ным про­грам­мам раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры то­вар­ных рын­ков);

раз­ра­бот­ка про­грам­мы ре­фор­ми­ро­ва­ния МПС, раз­ви­тие транс­порт­ных ус­луг, уве­ли­че­ние чис­ла пред­при­ятий по гру­зо­пе­ре­воз­кам;

умень­ше­ние бар­тер­ных опе­ра­ций, вос­ста­нов­ле­ние рас­чёт­но-кас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния; вы­де­ле­ние служб мар­ке­тин­га на пред­при­яти­ях ре­аль­но­го сек­то­ра, по­яв­ле­ние про­фес­сио­наль­ных мар­ке­тин­го­вых по­сред­ни­ков; соз­да­ние элек­трон­ных тор­го­вых пло­ща­док (бирж).

Оптовая торговля

Оп­то­вые ком­па­нии пре­дос­тав­ля­ют по­ку­па­те­лям не толь­ко то­ва­ры, но и ши­ро­кий спектр со­пут­ст­вую­щих ус­луг: рек­ла­ма в мес­те про­да­жи, ор­га­ни­за­ция ме­ро­прия­тий по сти­му­ли­ро­ва­нию про­даж, дос­тав­ка то­ва­ра, пред­про­даж­ная под­го­тов­ка, в т. ч. фа­сов­ка и упа­ков­ка то­ва­ра под тор­го­вой мар­кой роз­нич­но­го пред­при­ятия или роз­нич­ной се­ти. На рын­ке тех­ни­че­ски слож­ных то­ва­ров оп­то­вые ком­па­нии ор­га­ни­зу­ют при под­держ­ке про­из­во­ди­те­лей сер­вис­ные цен­тры.

Ор­га­ни­за­ции оп­то­вой тор­гов­ли вы­тес­ня­ют­ся с оп­то­во­го рын­ка пред­при­ятия­ми и ор­га­ни­за­ция­ми др. от­рас­лей за счёт уве­ли­че­ния объ­ё­ма про­даж по пря­мым свя­зям, че­рез соб­ст­вен­ную ди­лер­скую сеть, а так­же реа­ли­за­цию то­ва­ров, при­об­ре­тён­ных на сто­ро­не для пе­ре­про­да­жи. Оп­то­вая тор­гов­ля раз­ви­та боль­ше все­го на рын­ке по­тре­би­тель­ских то­ва­ров. В об­щем обо­ро­те оп­то­вой тор­гов­ли на до­лю ор­га­ни­за­ций, про­даю­щих по­тре­би­тель­ские то­ва­ры, при­хо­дит­ся 81%, то­ва­ры про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния – 19%. Сред­ний уро­вень снаб­жен­че­ско-сбы­то­вых на­це­нок ор­га­ни­за­ций оп­то­вой тор­гов­ли 16–20%.

Для рос. рын­ка ха­рак­тер­ны тер­ри­то­ри­аль­ная от­да­лён­ность, за­кры­тость не­ко­то­рых от­рас­лей, на­ли­чие во мн. от­рас­лях до­ми­ни­рую­щих пред­при­ятий. В ре­зуль­та­те фор­ми­ру­ют­ся ус­ло­вия для це­но­вой дис­кри­ми­на­ции. Ак­ту­аль­но раз­ви­тие бир­же­вой тор­гов­ли про­дук­ци­ей про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния и аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са (АПК).

Бир­же­вая тор­гов­ля про­дук­ци­ей про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния и то­ва­ра­ми на­род­но­го по­треб­ле­ния, ак­тив­но функ­цио­ни­ро­вав­шая в сер. 1990-х гг., пе­ре­жи­ва­ет спад, т. к. дей­ст­вую­щие то­вар­ные бир­жи – в осн. бир­жи ре­аль­но­го (на­лич­но­го) то­ва­ра, от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ре­гу­ляр­ность про­ве­де­ния тор­гов в оп­ре­де­лён­ном мес­те. Роль рос. то­вар­ных бирж не со­от­вет­ст­ву­ет их объ­ек­тив­но­му мес­ту в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке – че­рез них реа­ли­зу­ет­ся ме­нее 0,1% про­из­во­ди­мой в стра­не про­дук­ции. Обо­рот бирж по про­дук­ции АПК в 2001 со­ста­вил 49% об­ще­го обо­ро­та бирж по сдел­кам с ре­аль­ным то­ва­ром. В про­дук­ции АПК, реа­ли­зуе­мой на бир­жах, пре­об­ла­да­ет зер­но. Ожив­ле­ние бир­же­вой тор­гов­ли мо­жет про­изой­ти при пе­ре­хо­де от сде­лок с на­лич­ным то­ва­ром к фью­черс­ным и оп­ци­он­ным сдел­кам.

Фор­ми­ру­ет­ся один из важ­ней­ших эле­мен­тов «но­вой эко­но­ми­ки» – элек­трон­ная тор­гов­ля, ос­но­ван­ная на раз­ви­тии Ин­тер­не­та; мно­гие кор­по­ра­тив­ные поль­зо­ва­те­ли дос­та­точ­но под­го­тов­ле­ны к при­ме­не­нию ин­фор­ма­ци­он­но-те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий в ком­мер­ции.

Дви­же­ние про­дук­ции на внут­рен­нем рын­ке за­час­тую вклю­ча­ет этап пе­ре­про­да­жи внут­ри оп­то­вой тор­гов­ли. При этом час­то на­блю­да­ет­ся два и бо­лее звень­ев пе­ре­про­да­жи при за­куп­ке и реа­ли­за­ции про­дук­ции. Ре­гу­ли­ро­ва­ние тор­го­вой ин­фра­струк­ту­ры рас­сре­до­то­че­но, в ре­зуль­та­те про­яв­ля­ет­ся дис­про­пор­цио­наль­ность в раз­ви­тии от­дель­ных звень­ев тор­го­вой сис­те­мы. Это за­мед­ля­ет про­дви­же­ние то­ва­ров от про­из­во­ди­те­ля до роз­ни­цы, не­оп­рав­дан­но рас­тут це­ны реа­ли­за­ции.

При на­ли­чии в тор­гов­ле зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва склад­ских пло­ща­дей на­блю­да­ет­ся де­фи­цит вы­со­ко­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных скла­дов с со­пут­ст­вую­щим ком­плек­сом сер­вис­ных ус­луг. Вла­дель­цы боль­шин­ст­ва склад­ских пло­ща­дей – ком­мер­че­ские струк­ту­ры, об­ра­зо­вав­шие­ся по­сле ре­ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и ве­дом­ст­вен­ных оп­то­вых баз; мно­гие из них пол­но­стью или час­тич­но сда­ют сво­бод­ные по­ме­ще­ния в арен­ду дру­гим оп­то­во-по­сред­ни­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям. При та­ком по­ло­же­нии дел вла­дель­цы склад­ских ком­плек­сов не по­лу­ча­ют от арен­ды дос­та­точ­ных средств и сти­му­лов для реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ных и до­ро­гих про­грамм вос­ста­нов­ле­ния и мо­дер­ни­за­ции скла­дов, а оп­то­во-по­сред­ни­че­ские ор­га­ни­за­ции-арен­да­то­ры не за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хра­не­нии и раз­ви­тии арен­до­ван­ной склад­ской сис­те­мы.

Стерж­не­вым на­прав­ле­ни­ем раз­ви­тия склад­ско­го хо­зяй­ст­ва слу­жит их мо­дер­ни­за­ция с до­ве­де­ни­ем до­ли ак­тив­ной час­ти ос­нов­ных фон­дов тор­го­во­го на­зна­че­ния до 35–40%. Для ор­га­ни­за­ции но­вых скла­дов мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны вы­сво­бо­див­шие­ся по­ме­ще­ния на про­из­вод­ст­вен­ных пред­при­яти­ях и не­за­вер­шён­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты.

Розничная торговля

Роз­нич­ная тор­гов­ля – ве­ду­щее зве­но всей сис­те­мы тор­го­во­го об­слу­жи­ва­ния, т. к. не­по­сред­ст­вен­но за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы на­се­ле­ния. В рос. роз­нич­ной тор­гов­ле су­ще­ст­ву­ет 3 осн. фор­мы тор­го­во­го об­слу­жи­ва­ния: ин­ди­ви­ду­аль­ное об­слу­жи­ва­ние че­рез при­ла­вок; ин­ди­ви­ду­аль­ное об­слу­жи­ва­ние про­дав­цом-кон­суль­тан­том в ма­га­зи­нах, тор­гую­щих по об­раз­цам; са­мо­об­слу­жи­ва­ние.

Раз­но­об­ра­зие роз­нич­ных тор­го­вых пред­при­ятий, ори­ен­ти­ро­ван­ных на кон­крет­ную зо­ну тор­го­во­го об­слу­жи­ва­ния, пре­до­пре­де­ли­ло не­об­хо­ди­мость вве­де­ния сле­дую­щей клас­си­фи­ка­ции ма­га­зи­нов: ме­ст­но­го зна­че­ния, об­ще­сис­тем­но­го зна­че­ния; в со­ста­ве тор­го­вых цен­тров, вдоль ав­то­ма­ги­ст­ра­лей. Ма­га­зи­ны ме­ст­но­го зна­че­ния, или «удоб­ные ма­га­зи­ны», рас­по­ла­га­ют­ся в пре­де­лах пе­ше­ход­ной дос­туп­но­сти и пре­дос­тав­ля­ют по­тре­би­те­лю уни­вер­саль­ный ас­сор­ти­мент про­до­воль­ст­вен­ных и не­про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров. Ти­по­вой со­став ма­гази­нов об­ще­сис­тем­но­го зна­че­ния, как пра­ви­ло, бо­лее раз­но­об­ра­зен; они пред­став­ле­ны как спе­циа­ли­зи­ро­ван­ны­ми, так и уни­вер­саль­ны­ми ма­га­зи­на­ми, и ма­га­зи­на­ми с ком­би­ни­ро­ван­ным ас­сор­ти­мен­том то­ва­ров. В го­ро­дах рас­про­стра­не­ны уни­вер­саль­ные ма­га­зи­ны (уни­вер­са­мы, су­пер­мар­ке­ты, ги­пер­мар­ке­ты, тор­го­вые до­ма) и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ма­га­зи­ны.

Спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ма­га­зи­ны «Про­дук­ты» и др. про­дук­то­вые ма­га­зи­ны со­став­ля­ют 80–90% об­ще­го чис­ла роз­нич­ных тор­го­вых то­чек; на них при­хо­дит­ся ок. 60% об­ще­го объ­ё­ма сбы­та про­дук­тов на­род­но­го по­треб­ле­ния (не счи­тая ки­ос­ков и па­виль­о­нов).

В круп­ных го­ро­дах ма­га­зи­ны мож­но диф­фе­рен­ци­ро­вать по уров­ню цен: дис­конт­ные ма­га­зи­ны, бу­ти­ки, ко­мис­си­он­ные, «кеш энд кер­ри», «се­конд хенд».

Осо­бую груп­пу роз­нич­ных тор­го­вых пред­при­ятий со­став­ля­ют пред­при­ятия в со­ста­ве тор­го­вых цен­тров, пред­ла­гаю­щих уни­вер­саль­ный ас­сор­ти­мент про­до­воль­ст­вен­ных и не­про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров, рас­по­ла­гаю­щих­ся в цен­тре го­ро­дов и на пе­ре­се­че­нии круп­ных ав­то­ма­ги­ст­ра­лей со сме­ще­ни­ем за пре­де­лы ин­тен­сив­ной го­род­ской за­строй­ки.

На­блю­да­ет­ся уни­вер­са­ли­за­ция тор­го­вых пред­при­ятий, рас­тёт чис­ло сме­шан­ных ма­га­зи­нов, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых в круп­ных го­ро­дах уве­ли­чи­лось с 1991 в 6–15 раз.

Чис­ло спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ма­га­зи­нов на­чи­ная с 1991 за­мет­но со­кра­ти­лось, хо­тя они име­ют оп­ре­де­лён­ные пре­иму­ще­ст­ва пе­ред уни­вер­саль­ны­ми, ком­би­ни­ро­ван­ны­ми и сме­шан­ны­ми (от­но­си­тель­но не­вы­со­кая чис­лен­ность пер­со­на­ла, уп­ро­щён­ное оформ­ле­ние до­ку­мен­та­ции, тес­ное взаи­мо­дей­ст­вие с по­став­щи­ка­ми, га­ран­ти­ро­ван­ные скид­ки на то­ва­ры). В пер­спек­ти­ве ко­ли­че­ст­во спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ма­га­зи­нов долж­но уве­ли­чи­вать­ся.

В 1998 в Мо­ск­ве бы­ло 160 су­пер­мар­ке­тов, что со­став­ля­ло боль­ше по­ло­ви­ны об­ще­рос­сий­ско­го по­ка­за­те­ля. В 2002 в Рос­сии 0,2% про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров реа­ли­зо­вы­ва­лось в су­пер­мар­ке­тах.

От­но­си­тель­но но­вое яв­ле­ние для рос. тор­гов­ли – ма­га­зи­ны по­сы­лоч­ной тор­гов­ли, ма­га­зи­ны элек­трон­ной тор­гов­ли (по ти­пу «биз­нес–по­тре­би­тель») и ма­га­зи­ны-ав­то­ма­ты.

Тор­гов­ля по элек­трон­ным ка­на­лам име­ет неск. раз­но­вид­но­стей, но осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так или ина­че с ис­поль­зо­ва­ни­ем ком­пь­ю­тер­ной се­ти. Зна­чи­тель­ную до­лю в роз­нич­ной тор­го­вой се­ти за­ни­ма­ет мел­ко­роз­нич­ная сеть, к ко­то­рой от­но­сят­ся па­виль­о­ны, ки­ос­ки, па­лат­ки и тор­го­вые ав­то­ма­ты. Раз­ви­тие этой се­ти не тре­бу­ет боль­ших ка­пи­та­ло­вло­же­ний, по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать для её строи­тель­ст­ва де­шё­вые ма­те­риа­лы. Че­рез па­виль­о­ны, па­лат­ки, ки­ос­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся про­да­жа то­ва­ров мас­со­во­го, по­все­днев­но­го спро­са. За го­ды эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний со­от­но­ше­ние ма­га­зин­ных и вне­ма­га­зин­ных форм про­да­жи то­ва­ров рез­ко уве­ли­чи­лось в поль­зу по­след­них.

Осн. тен­ден­ции в ре­фор­ми­ро­ва­нии роз­нич­ной тор­гов­ли: уни­вер­са­ли­за­ция про­до­воль­ст­вен­ных ма­га­зи­нов; раз­ви­тие се­ти спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных (в т. ч. фир­мен­ных) ма­га­зи­нов; фор­ми­ро­ва­ние се­ти ма­га­зи­нов ме­ст­но­го зна­че­ния, рас­по­ло­жен­ных в ра­диу­се пе­ше­ход­ной дос­туп­но­сти и тор­гую­щих ши­ро­ким ас­сор­тимен­том про­до­воль­ст­вен­ных и не­про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров; ре­ор­га­ни­за­ция мел­ко­роз­нич­ной не­ста­цио­нар­ной и пе­ре­движ­ной тор­го­вой се­ти (рын­ков, па­виль­о­нов, ки­ос­ков и т. п.) в ста­цио­нар­ную тор­го­вую сеть; фор­ми­ро­ва­ние ав­то­ном­ных зон тор­го­во­го об­слу­жи­ва­ния вдоль ав­то­до­рог; соз­да­ние ор­га­на­ми мест­но­го са­мо­управ­ле­ния ус­ло­вий для раз­ви­тия му­ни­ци­паль­ных ма­га­зи­нов или от­де­лов для об­слу­жи­ва­ния ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ёв на­се­ле­ния, ве­те­ра­нов вой­ны и тру­да, а так­же му­ни­ци­паль­ных рын­ков для реа­ли­за­ции про­дук­ции соб­ст­вен­ных под­соб­ных хо­зяйств и пр.

Раз­ви­ва­ют­ся тор­го­вые объ­е­ди­не­ния. Так, ещё в 1995 их на­счи­ты­ва­лось св. 90 тыс. Од­ним из ва­ри­ан­тов уп­ро­щён­ной сис­те­мы сбы­та для круп­ных ком­паний-ди­ст­рибь­ю­то­ров ста­ло соз­да­ние соб­ст­вен­ных тор­го­вых то­чек, как не за­ви­ся­щих од­на от дру­гой, так и объ­е­ди­нён­ных в сеть. Осо­бен­но­стью та­ких ма­га­зи­нов яв­ля­ет­ся то, что по­ми­мо ас­сор­ти­мен­та оп­то­вой ком­па­нии ма­га­зи­ны пред­ла­га­ют по­тре­би­те­лям мак­си­маль­ный спектр то­ва­ров. С рас­пре­де­ли­тель­ным цен­тром роз­нич­ные пред­при­ятия ра­бо­та­ют на прин­ци­пах ас­со­циа­ции. При этом воз­мо­жен ва­ри­ант вклю­че­ния в сеть не толь­ко ма­га­зи­нов без тор­го­вой мар­ки, но и фран­чай­зин­го­вых.

Рис. 2. Финансовые показатели деятельности торговых предприятий(в % к товарообороту).

С ор­га­ни­за­ци­он­ной точ­ки зре­ния ин­те­гра­ция тор­го­вых пред­при­ятий име­ет су­ще­ст­вен­ные пре­иму­ще­ст­ва: сни­жа­ют­ся на­клад­ные рас­хо­ды за счёт вве­де­ния цен­тра­ли­зо­ван­ных служб управ­ле­ния, снаб­же­ния, транс­пор­та, учё­та. За­куп­ки на вы­год­ных ус­ло­ви­ях круп­ных пар­тий то­ва­ров в ко­неч­ном счё­те при­во­дят к сни­же­нию цен. Под­дер­жи­ва­ют­ся оте­че­ст­вен­ные про­из­во­ди­те­ли пу­тём пре­дос­тав­ле­ния им при­ори­тет­ных по­ста­вок и т. д. (см. рис. 2).

Государственное регулирование торговли

В ус­ло­ви­ях сво­бод­ной эко­но­ми­ки вме­ша­тель­ст­во го­су­дар­ст­ва в раз­ви­тие по­тре­би­тель­ско­го рын­ка до­пус­ти­мо лишь для уст­ра­не­ния от­ри­ца­тель­ных воз­дей­ст­вий.

Осн. за­да­чи сис­те­мы гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния в об­лас­ти внут­рен­ней тор­гов­ли: фор­ми­ро­ва­ние дос­та­точ­ной кон­ку­рент­ной сре­ды; за­щи­та внут­рен­не­го рын­ка на ос­но­ве под­держ­ки оте­че­ст­вен­но­го то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля; ре­гу­ли­ро­ва­ние ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в сфе­ру тор­гов­ли и бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния; соз­да­ние ус­ло­вий для ле­га­ли­за­ции те­не­во­го то­ва­ро­обо­ро­та, обос­но­ва­ние от­рас­ле­вых осо­бен­но­стей на­ло­го­об­ло­же­ния, ли­цен­зи­ро­ва­ния, кре­ди­то­ва­ния, кво­ти­ро­ва­ния; эф­фек­тив­ный кон­троль за­щи­ты прав и со­блю­де­ния ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей; сти­му­ли­ро­ва­ние об­нов­ле­ния тех­но­ло­гии тор­го­во­го про­цес­са и ло­ги­сти­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния; раз­ви­тие ук­ре­п­ле­ния нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы в тор­гов­ле и бы­то­вом об­слу­жи­ва­нии, под­дер­жа­ние тре­буе­мых то­ва­ро­по­то­ков и ус­луг для обес­пе­че­ния гос. нужд.

Осн. ме­ро­прия­тия по ре­фор­ми­ро­ва­нию тор­гов­ли со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва на фе­де­раль­ном и ре­гио­наль­ном уров­нях при­сут­ст­ву­ют в сле­дую­щих про­грам­мах: со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия; раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры то­вар­ных рын­ков; раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва; со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния и др. Функ­ции осн. гос. кон­тро­ля и над­зо­ра за дея­тель­но­стью тор­го­вых пред­при­ятий на фе­де­раль­ном уров­не осу­ще­ст­в­ля­ют Мин-во эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и тор­гов­ли, Гос. ин­спек­ция по торгов­ле, ка­че­ст­ву то­ва­ров и за­щи­те прав по­тре­би­те­лей, Гос. ко­ми­тет по ан­ти­мо­но­поль­ной по­ли­ти­ке и под­держ­ке но­вых эко­но­ми­че­ских струк­тур, Тор­го­во-про­мыш­лен­ная па­ла­та, Про­бир­ная па­ла­та РФ, ли­цен­зи­он­ные па­ла­ты и ми­ни­стер­ст­ва, на­де­лён­ные пра­ва­ми ли­цен­зи­ро­ва­ния, Гос. са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ская служ­ба Мин-ва здра­во­охра­не­ния Рос­сии, Гос. ве­те­ри­нар­ная служ­ба Мин-ва сель­ско­го хо­зяй­ст­ва Рос­сии, Гос. хлеб­ная ин­спек­ция при Пра­ви­тель­ст­ве РФ, Гос­стан­дарт Рос­сии.

Государственные закупки

Го­су­дар­ст­во еже­год­но тра­тит на по­куп­ки то­варов и ус­луг бо­лее 20 млрд.долл. По экс­перт­ным дан­ным, до­ля гос­за­ка­за в ВВП на 2002 дос­тиг­ла 6,5%, то­гда как в 2001 со­став­ля­ла 4,5%.

В Рос­сии, в от­ли­чие от раз­ви­тых стран, сис­те­ма гос. за­ку­пок пол­но­стью де­цен­тра­ли­зо­ва­на. Пра­во по­ку­пать на рын­ке то­ва­ры и ус­лу­ги, про­во­дить кон­кур­сы име­ют прак­ти­че­ски все гос. ор­га­ны, на всех эта­жах вла­ст­ной вер­ти­ка­ли.

Фе­де­раль­ная за­ку­поч­ная сис­те­ма – сис­те­ма раз­ме­ще­ния за­ка­зов и кон­тро­ля по­ста­вок то­ва­ров и средств про­из­вод­ст­ва для гос. нужд. В её рам­ках пре­ду­смот­ре­но про­из­во­дить гос. за­куп­ки по ры­ноч­ным це­нам, при этом объ­ё­мы за­ку­пок не под­ле­жат ут­вер­жде­нию, рас­пре­де­ле­нию и до­ве­де­нию до по­став­щи­ков и по­тре­би­те­лей (за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, пре­ду­смот­рен­ных дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом). Гос. за­куп­ки про­из­во­дят­ся на ос­но­ве кон­кур­са по­став­щи­ков, при этом в ка­че­ст­ве под­ряд­чи­ков мо­гут вы­сту­пать как то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ли, так и по­сред­ни­ки.

В сис­те­ме фе­де­раль­ной за­ку­поч­ной сис­те­мы уч­ре­ж­де­ны ак­цио­нер­ные об­щест­ва «Рос­кон­тракт» и «Росх­ле­бо­про­дукт», обес­пе­чи­ваю­щие за­куп­ки то­ва­ров об­ще­про­мыш­лен­но­го при­ме­не­ния и на­род­но­го по­треб­ле­ния, зер­на, хле­бо­про­дук­тов.

Российская тор­гов­ля ус­пеш­но пе­ре­ни­ма­ет ми­ро­вой опыт функ­цио­ни­ро­ва­ния в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Зна­чи­тель­но вы­рос­ла роль тор­гов­ли как от­рас­ли в эко­но­ми­ке стра­ны от­но­си­тель­но советского пе­рио­да. Раз­ви­тие  рос. тор­гов­ли при­об­ре­ло (осо­бен­но по­сле 1998) ци­ви­ли­зо­ван­ные фор­мы и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­биль­ной по­ло­жи­тель­ной ди­на­ми­кой. Раз­ме­ры биз­не­са не­кото­рых рос. тор­го­вых ком­па­ний со­пос­та­ви­мы с дос­ти­же­ния­ми круп­ней­ших ком­па­ний ре­аль­но­го сек­то­ра рос. эко­но­ми­ки. Гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние тор­гов­ли но­сит от­но­си­тель­но мяг­кий ры­ноч­ный ха­рак­тер.

Лит.: Гу­ли­ев Р. Н. Тор­го­во-по­сред­ни­че­ское пред­при­ни­мательство. СПб., 1999; Нау­мов В. Н. Мар­ке­тинг сбы­та. СПб., 1999; Ба­ги­ев Г. Л., Та­ра­се­вич В. М., Анн Х. Мар­ке­тинг. М., 2001; Го­луб­ков Е. П. Ос­но­вы мар­ке­тин­га. 2-е изд. М., 2003; Да­нен­бург В., Мон­криф Р., Тей­лор В. Ос­но­вы оп­то­вой тор­гов­ли. М., 2003.

Вернуться к началу