Транспортный комплекс

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 523-528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Колик

Транспортный комплекс

Общая характеристика

Транс­порт как со­став­ная часть эко­но­ми­че­ской инфра­струк­ту­ры вклю­ча­ет ав­то­мо­биль­ный, воз­душ­ный, же­лез­но­до­рож­ный, мор­ской, реч­ной (внут­рен­ний вод­ный) и тру­бо­про­вод­ный ви­ды. Эле­мен­та­ми транс­порт­но­го ком­плек­са яв­ля­ют­ся так­же про­мыш­лен­ный транс­порт и го­род­ской об­ще­ст­вен­ный транс­порт. Ком­плекс обес­пе­чи­ва­ет по­лу­че­ние ок. 8% ВВП; здесь за­ня­то св. 3,2 млн.чел., или 4,6% ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния.

История развития

Пер­во­на­чаль­но ос­но­ву транс­порт­ной сис­те­мы Рос­сии со­став­ля­ли вод­ный и гу­же­вой транс­порт. Во 2-й пол. 19 в. ос­нов­ным стал ж.-д. транс­порт. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му ж.-д. строи­тель­ст­ву в 1913 Рос­сия на­ходи­лась на 2-м мес­те в ми­ре (по­сле США) по про­тя­жён­но­сти же­лез­ных до­рог (71,7 тыс. км). Важ­ней­ши­ми про­екта­ми бы­ли пер­вая в ми­ре двух­пут­ная же­лез­ная до­ро­га боль­шой про­тя­жён­но­сти С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва (1851) и Транс­си­бир­ская ж.-д. ма­ги­ст­раль (1891–1916). Для су­до­ход­ст­ва ис­поль­зо­ва­лось ок. 65 тыс. км внут­рен­них вод­ных пу­тей, в т. ч. ис­кус­ст­вен­ные вод­ные сис­те­мы: Выш­не­во­лоц­кая, Тих­вин­ская, Ма­ри­ин­ская и др., со­ору­жён­ные гл. обр. в 18 в. Сеть до­рог со­став­ля­ла 1310 тыс. км, из них при­мер­но 24 тыс. км с твёр­дым по­кры­ти­ем; парк ав­то­мо­би­лей – 8,8 тыс. шт. (1913). Мор­ской тор­го­вый флот в 1914 на­счи­ты­вал 1103 суд­на с ме­ха­ни­че­ски­ми дви­га­те­ля­ми (вме­сти­мо­стью 894 тыс. т) и па­рус­ные су­да (вме­сти­мо­стью 202 тыс. т), что со­став­ля­ло 1–2% ми­ро­во­го тон­на­жа. Про­тя­жён­ность ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов со­став­ля­ла 1,1 тыс. км.

В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны, а так­же в пе­ри­од Гражданской вой­ны и во­ен­ной ин­тер­вен­ции 1917–22 транс­порт­ная сис­те­ма под­вер­глась раз­ру­ше­нию. В 1918 бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны мор­ской и реч­ной флот, ча­ст­ные же­лез­ные до­ро­ги. В 1920 план ГОЭЛРО оп­ре­де­лил гл. на­прав­ле­ния ре­кон­ст­рук­ции транс­пор­та (ж.-д. строи­тель­ст­во, элек­три­фи­ка­ция ря­да важ­ней­ших ж.-д. на­прав­ле­ний, раз­ви­тие реч­но­го транс­пор­та, уве­ли­че­ние мощ­но­сти мор­ских пор­тов) в увяз­ке с раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил.

В пе­ри­од ин­ду­ст­риа­ли­за­ции бы­ло за­вер­ше­но строи­тель­ст­во Тур­ке­ста­но-Си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли (1927–31) и др. ж.-д. ли­ний, вве­де­ны в строй ка­на­лы Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский (1933) и им. Мо­ск­вы (1937), по­строе­на ав­то­мо­биль­ная ма­ги­ст­раль Мо­ск­ва–Минск, по­лу­чи­ла раз­ви­тие сис­те­ма ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов. Бы­ли фак­ти­че­ски соз­да­ны как са­мо­стоя­тель­ные от­рас­ли ав­то­мо­биль­ный, тру­бо­про­вод­ный, воз­душ­ный транс­порт. На­ча­лось ос­вое­ние Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти. Раз­ви­ва­лись на­цио­наль­ные ав­то­мо­би­ле-, су­до- и са­мо­лё­то­строе­ние.

В го­ды Вел. Отеч. вой­ны транс­порт ус­пеш­но ре­шил за­да­чи по пе­ре­ба­зи­ро­ва­нию про­из­во­ди­тель­ных сил в вост. рай­оны стра­ны, снаб­же­нию фрон­та и ты­ла. Вой­на на­нес­ла транс­пор­ту ог­ром­ный ущерб. В 1946–50 вос­ста­нав­ли­ва­лись же­лез­ные и ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, реч­ные и мор­ские пу­ти, об­нов­лял­ся и по­пол­нял­ся парк транс­порт­ных средств и фло­та.

Сум­мар­ный гру­зо­обо­рот всех ви­дов ма­ги­ст­раль­но­го транс­пор­та в СССР к 1990 дос­тиг поч­ти 8 трлн. т·км., пас­са­жи­ро­обо­рот – 1,1 трлн. пасс.-км (пас­сажи­ро­ки­ло­мет­ров).

Управление транспортной системой

Функ­цио­ни­ро­ва­ние транс­порт­ной сис­те­мы осу­ще­ст­в­ля­лось на прин­ци­пах цен­тра­ли­зо­ван­но­го пла­ни­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем транс­порт­но-эко­но­ми­че­ских ба­лан­сов. Пре­иму­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие до­бы­ваю­щей и тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти и пре­об­ла­да­ние круп­ных пред­при­ятий обу­сло­ви­ли ве­ду­щую роль в пе­ре­воз­ках гру­зов ма­ги­ст­раль­но­го ж.-д. транс­пор­та. Мор­ской транс­порт обес­пе­чи­вал осн. часть внеш­не­тор­го­вых свя­зей и вы­пол­нял от­но­си­тель­но не­боль­шой объ­ём ка­бо­таж­ных пе­ре­во­зок. Ав­то­мо­биль­ный транс­порт рас­смат­ри­вал­ся как сред­ст­во дос­тав­ки гру­зов ме­ж­ду кли­ен­ту­рой и ж.-д. стан­ция­ми и при­ста­ня­ми. Внут­рен­ний вод­ный транс­порт ори­ен­ти­ро­вал­ся на ис­поль­зо­ва­ние в рай­онах с не­дос­та­точ­но раз­ви­ты­ми су­хо­пут­ны­ми пу­тя­ми со­об­ще­ния, об­слу­жи­ва­ние при­реч­ных пред­при­ятий и уча­стие в сме­шан­ных с ж.-д. транс­пор­том пе­ре­воз­ках с це­лью вы­сво­бо­ж­де­ния по­след­не­го в пе­ри­од се­зон­ных ра­бот. Ма­ги­ст­раль­ные пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров вы­пол­ня­лись гл. обр. ж.-д. и воз­душ­ным транс­пор­том. Пе­ре­воз­ка пас­са­жи­ров в го­ро­дах и при­го­род­ном со­об­ще­нии осу­ще­ст­в­ля­лась пре­иму­ще­ст­вен­но об­ще­ст­вен­ным транс­пор­том.

Институциональные изменения

По­сле уп­разд­не­ния от­рас­ле­вых со­юз­ных и рес­пуб­ли­кан­ских ми­ни­стерств по ви­дам транс­пор­та бы­ло соз­да­но фе­де­раль­ное Мин-во транс­пор­та функ­цио­наль­но­го ти­па (1990), объ­е­ди­нив­шее функ­ции уп­рав­ле­ния мор­ским, реч­ным, воз­душ­ным, ав­то­мо­биль­ным, го­род­ским пас­са­жир­ским и про­мыш­лен­ным транс­пор­том, а так­же до­рож­ным хо­зяй­ст­вом. Но­вый ГК РФ (1995) вы­звал ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние транс­порт­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва; бы­ли раз­ра­бо­та­ны но­вые ус­та­вы и ко­дек­сы от­дель­ных ви­дов транс­пор­та. На всех ви­дах транс­пор­та, кро­ме же­лез­но­до­рож­но­го, бы­ла про­ве­де­на при­ва­ти­за­ция; раз­де­ле­ны функ­ции гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния и хо­зяй­ст­вен­но­го управ­ле­ния, соз­да­на сис­те­ма гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния транс­порт­ной дея­тель­но­сти на ос­но­ве нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ха­низ­мов ли­цен­зи­ро­ва­ния и сер­ти­фи­ка­ции. Та­ри­фы транс­порт­ных ор­га­ни­за­ций пре­иму­ще­ст­вен­но сво­бод­ные и фор­ми­ру­ют­ся са­ми­ми пе­ре­воз­чи­ка­ми с учё­том си­туа­ции на рын­ке. Ре­гу­ли­руе­мые та­ри­фы со­хра­ня­ют­ся на ж.-д. транс­пор­те, в сек­то­ре го­род­ско­го и при­го­род­но­го об­ще­ст­вен­но­го транс­пор­та, а так­же на не­ко­то­рых ви­дах ус­луг ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий транс­пор­та. Зна­чи­тель­ное раз­ви­тие на транс­пор­те по­лу­чи­ли мел­кий и сред­ний биз­нес, ин­ди­ви­ду­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ст­во.

Пре­об­ра­зо­ва­ния пер­во­го эта­па ры­ноч­ных ре­форм со­про­во­ж­да­лись спа­дом спро­са на пе­ре­воз­ки и рос­том цен на по­треб­ляе­мые транс­пор­том ре­сур­сы. Зна­чи­тель­но обо­ст­ри­лась про­бле­ма об­нов­ле­ния из­но­шен­ных ос­нов­ных фон­дов. Боль­шое ко­ли­че­ст­во транс­порт­ных пред­при­ятий на­хо­ди­лось в слож­ном фи­нан­со­вом по­ло­же­нии.

К кон. 1990-х гг. пе­ри­од кри­зис­но­го раз­ви­тия был в це­лом пре­одо­лён. К 2002 транс­порт обес­пе­чи­вал осн. потреб­но­сти эко­но­ми­ки и на­се­ле­ния в транс­порт­ных ус­лу­гах, яв­ля­ясь важ­ным фак­то­ром тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти Рос­сии, един­ст­ва на­цио­наль­но­го то­вар­но­го рын­ка, ин­ст­ру­мен­том ин­те­гра­ции стра­ны в сис­те­му ми­ро­вых хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей, обес­пе­че­ния внеш­ней тор­гов­ли.

Раз­ви­тие транс­порт­ной сис­те­мы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве Фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы «Мо­дер­ни­за­ция транс­порт­ной сис­те­мы Рос­сии (2002–2010 го­ды)», вклю­чаю­щей 11 под­про­грамм, 9 из ко­то­рых от­но­сят­ся к от­дель­ным ви­дам транс­пор­та (напр., «Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт», «Мор­ской транс­порт», «Гра­ж­дан­ская авиа­ция», «Еди­ная сис­те­ма ор­га­ни­за­ции воз­душ­но­го дви­же­ния»), а 2 («Ме­ж­ду­на­род­ные транс­порт­ные ко­ри­до­ры» и «Ин­фор­ма­ти­за­ция») вы­пол­ня­ют объ­е­ди­няю­щие и систе­мо­об­ра­зую­щие функ­ции по от­но­шению к ос­таль­ным под­про­грам­мам.

Реа­ли­за­ция Про­грам­мы пре­ду­смат­ри­ва­ет 2 эта­па. На 1-м эта­пе (2002–05) раз­ви­тие транс­порт­ной сис­те­мы ори­ен­ти­ро­ва­но в осн. на луч­шее ис­поль­зо­ва­ние имею­щих­ся мощ­но­стей и уст­ра­не­ние «уз­ких мест». На 2-м (2006–10) обес­пе­чи­ва­ет­ся ус­ко­рен­ное раз­ви­тие транс­порт­ной сис­те­мы, на­прав­лен­ное на зна­чи­тель­ное по­вы­ше­ние уров­ня эф­фек­тив­но­сти и ка­че­ст­ва транс­порт­но­го об­слу­жи­ва­ния. Об­щий объ­ём за­трат на реа­ли­за­цию про­грамм­ных ме­ро­прия­тий 4,6 трлн. руб. (в це­нах 2001), при этом бо­лее по­ло­ви­ны со­ста­вят вне­бюд­жет­ные ис­точ­ни­ки.

Раз­ви­тие транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций и транс­порт­ных уз­лов на ос­но­ве сис­те­мы транс­порт­ных ко­ри­до­ров по­зво­ля­ет скон­цен­три­ро­вать ре­сур­сы на ос­вое­нии важ­ней­ших гру­зо- и пас­са­жи­ро­по­то­ков, ис­поль­зо­вать тран­зит­ный по­тен­ци­ал рос. транс­порт­ной сис­те­мы, пре­ж­де все­го – в ев­ро-ази­ат­ском со­об­ще­нии, обес­пе­чить сты­ков­ку рос. ком­му­ни­ка­ций с сис­те­мой панъ­ев­ро­пей­ских транс­порт­ных ко­ри­до­ров, оп­ти­ми­зи­ро­вать взаи­мо­дей­ст­вие разл. ви­дов транс­пор­та, сни­зить эко­ло­ги­че­скую на­груз­ку, соз­да­вае­мую транс­порт­ны­ми сис­те­ма­ми. Осн. рос. ме­ж­ду­на­род­ные ко­ри­до­ры: «Се­вер­ный мор­ской путь», ев­ро-ази­ат­ские ко­ри­до­ры «Транс­сиб» и «Се­вер– Юг», а так­же ко­ри­до­ры, свя­зы­ваю­щие сев.-вост. про­вин­ции Ки­тая че­рез рос. даль­не­во­сточ­ные пор­ты со стра­на­ми Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­гио­на. Раз­ви­ва­ют­ся тран­зит­ные по­лё­ты в воз­душ­ном про­стран­ст­ве РФ. В 1999–2002 объ­ё­мы тран­зит­ных пе­ре­во­зок че­рез тер­ри­то­рию Рос­сии воз­рас­та­ли в сред­нем на 7% в год.

Основные экономические показатели

Перевозки пассажиров

В этом сек­то­ре бы­ст­рее все­го рас­тут пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров в гра­ж­дан­ской авиа­ции (5,6% в 2002) и на внут­рен­нем вод­ном транс­пор­те (3,7% в 2002), что свя­за­но с от­носи­тель­ной ста­биль­но­стью та­ри­фов и рос­том пла­тё­же­спо­соб­но­го спро­са (см. табл.). Всё боль­шая часть по­ез­док со­вер­ша­ет­ся на лич­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лях, парк ко­то­рых дос­тиг 21,2 млн. шт. (2002).

Перевозки грузов

Рост объ­ё­ма гру­зо­вых пе­ре­во­зок (см. табл.) со­от­вет­ст­ву­ет рос­ту про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии. Основную до­лю при­рос­та объ­ё­мов внут­рен­них пере­во­зок обес­пе­чи­ва­ет ав­то­мо­биль­ный транс­порт. В 2002 впер­вые за пе­ри­од ре­форм был от­ме­чен рост объ­ё­мов пе­ре­во­зок фло­том, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ным в Рос­сии, что обу­слов­ле­но вы­со­кой конъ­юнк­ту­рой в сек­то­ре экс­пор­та на­лив­ных гру­зов.

Международные перевозки

Ди­на­ми­ка пе­ре­во­зок в объ­ём­ных по­ка­за­те­лях скла­ды­ва­ет­ся в осн. под влия­ни­ем рос­та сырь­е­во­го экс­пор­та. Объ­ём пе­ре­ра­бот­ки внеш­не­тор­го­вых гру­зов в мор­ских пор­тах в 2002 по срав­не­нию с 2001 уве­ли­чил­ся на 29%. До­ля оте­че­ст­вен­ных пор­тов в пе­ре­ра­бот­ке рос. гру­зов пре­вы­ша­ет 75%. Боль­шая часть (76%) ме­ж­ду­на­род­ных пе­ре­во­зок – экс­порт­ные, ок. 12% – им­порт­ные, ос­таль­ные – тран­зит­ные (2002).

Инвестиции

Об­щий объ­ём ин­ве­сти­ций в раз­ви­тие транс­порт­но­го ком­плек­са в рам­ках Фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы «Мо­дер­ни­за­ция транс­порт­ной сис­те­мы Рос­сии» со­ста­вил в 2002 ок. 300 млрд.руб., в т. ч. за счёт фе­де­раль­но­го бюд­же­та – 80 млрд.руб., за счёт средств бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов – 110 млрд.руб. Ряд ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов фи­нан­си­ру­ет­ся ве­ду­щи­ми рос. бан­ка­ми (про­ек­ты по су­до­строе­нию, при­об­ре­те­нию воз­душ­ных су­дов, раз­ви­тию пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры и др.), а так­же ме­ж­ду­на­род­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ин­сти­ту­та­ми. Ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты свя­за­ны, пре­ж­де все­го, с раз­ви­ти­ем транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры.

Основные проблемы и пути их разрешения

На фо­не рос­та спро­са на транс­порт­ные ус­лу­ги и зна­чи­тель­но­го его уве­ли­че­ния в про­гноз­ной пер­спек­ти­ве в транс­порт­ной сис­те­ме со­хра­ня­ет­ся ряд не­ре­шён­ных про­блем. Из­нос ос­нов­ных фон­дов всех ви­дов транс­пор­та со­став­ля­ет 55–75% и со­хра­ня­ет­ся тен­ден­ция их ста­ре­ния.

Со­стоя­ние и тем­пы раз­ви­тия ав­то­мо­биль­ных до­рог не со­от­вет­ст­ву­ют тем­пам ав­то­мо­би­ли­за­ции, ок. 40 тыс. на­се­лён­ных пунк­тов не име­ют свя­зи с опор­ной ав­то­до­рож­ной се­тью. Вы­сок уро­вень не­рав­но­мер­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии мощ­но­стей ин­фра­струк­ту­ры транс­пор­та. Зна­чи­тель­ны ре­гио­наль­ные раз­ли­чия в уров­не транс­порт­ной обес­пе­чен­но­сти. В вос­точ­ных ре­гио­нах стра­ны от­сут­ст­ву­ет еди­ная сеть транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций. На транс­пор­те не за­вер­ше­ны струк­тур­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Не­дос­та­то­чен тех­но­ло­ги­че­ский уро­вень транс­порт­ных сис­тем и уро­вень ин­фор­ма­ти­за­ции транспорт­ных про­цес­сов.

Осн. на­прав­ле­ния­ми ре­ше­ния ука­зан­ных про­блем и раз­ви­тия транс­пор­та яв­ля­ют­ся мо­дер­ни­за­ция ин­фра­струк­ту­ры, соз­да­ние опор­ной транс­порт­ной се­ти без раз­ры­вов и «уз­ких мест», ли­к­ви­да­ция ре­гио­наль­ных дис­про­пор­ций и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных барь­е­ров, ог­ра­ни­че­ние не­га­тив­ных по­след­ст­вий ав­то­мо­би­ли­за­ции, реа­ли­за­ция по­тен­циа­ла Рос­сии как тран­зит­ной дер­жа­вы, по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти оте­че­ст­вен­ных пе­ре­воз­чи­ков и раз­ви­тия экс­пор­та транс­порт­ных ус­луг. При этом на транс­пор­те долж­ны быть реа­ли­зо­ва­ны прин­ци­пы ус­той­чи­во­го раз­ви­тия, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми при­ори­те­ты эко­но­мич­но­сти, эко­ло­гич­но­сти и безо­пас­но­сти рас­смат­ри­ва­ют­ся как рав­но­цен­ные.

Железнодорожный транспорт

Для это­го ви­да транс­пор­та ха­рак­тер­на мас­со­вость, уни­вер­саль­ность, ре­гу­ляр­ность и от­но­си­тель­ная де­ше­виз­на пе­ре­во­зок. Осо­бая роль же­лез­ных до­рог оп­ре­де­ля­ет­ся боль­ши­ми рас­стоя­ния­ми, от­сут­ст­ви­ем ком­му­ни­ка­ций др. ви­дов транс­пор­та в ши­рот­ном на­прав­ле­нии в ре­гио­нах Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка, уда­лён­но­стью мест про­из­вод­ст­ва осн. сырь­е­вых ре­сур­сов, в т. ч. пред­на­зна­чен­ных для экс­пор­та, от пунк­тов их по­треб­ле­ния и мор­ских пор­тов. В струк­ту­ре ж.-д. пе­ре­во­зок пре­об­ла­да­ют гру­зо­вые пе­ре­воз­ки (1084,2 млн. т в 2002). Ха­рак­тер­ны пе­ре­воз­ки мас­со­вых гру­зов на даль­ние и сред­ние рас­стоя­ния (сред­нее рас­стоя­ние пе­ре­воз­ки 1 т гру­за в 2002 – 1391 км) при вы­со­кой кон­цен­тра­ции гру­зо­по­то­ков, а так­же пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров на рас­стоя­ния до 1000 км. При от­прав­ле­нии все­ми ви­да­ми транс­пор­та уг­ля, кок­са, ру­ды, чёр­ных ме­тал­лов, удоб­ре­ний и хлеб­ных гру­зов на до­лю ж.-д. транс­пор­та при­хо­дит­ся 80–98% пе­ре­во­зок в за­ви­си­мо­сти от ро­да гру­за. В сек­то­ре пе­ре­во­зок ге­не­раль­ных гру­зов железнодорожный транс­порт ис­пы­ты­ва­ет рас­ту­щую кон­ку­рен­цию со сто­ро­ны ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та. Пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров вы­пол­няют­ся в осн. в при­го­род­ном и ме­ст­ном со­об­ще­ни­ях.

На нач. 2002 экс­плуа­та­ци­он­ная дли­на се­ти же­лез­ных до­рог со­ста­ви­ла 86 тыс. км, в т. ч. про­тя­жён­ность уча­ст­ков, имею­щих два и бо­лее пу­ти, – 36,2 тыс. км. Об­щая про­тя­жён­ность же­лез­ных до­рог, об­слу­жи­вае­мых элек­три­че­ской тя­гой, рав­ня­лась 48,5% экс­плуа­та­ци­он­ной дли­ны. В пар­ке – 3,6 тыс. гру­зо­вых элек­тро­во­зов, 1,2 тыс. гру­зо­вых те­п­ло­во­зов, 497 тыс. гру­зо­вых и 20,1 тыс. пас­са­жир­ских ва­го­нов. Из­нос ос­нов­ных фон­дов в ло­ко­мо­тив­ном хо­зяй­ст­ве пре­вы­сил 65%, в ва­гон­ном – 63%; из­нос верх­не­го строе­ния пу­ти – 70%. Не­дос­та­точ­ное раз­ви­тие по­гра­нич­ных и при­пор­то­вых стан­ций уве­ли­чи­ва­ет сро­ки дос­тав­ки гру­зов и экс­плуа­та­ци­он­ные рас­хо­ды.

С 2001 осу­ще­ст­в­ля­ет­ся «Про­грам­ма струк­тур­ной ре­фор­мы на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те», рас­счи­тан­ная до 2010 и пре­ду­смат­ри­ваю­щая раз­де­ле­ние функ­ций гос. управ­ле­ния и ор­га­ни­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти; вы­де­ле­ние из мо­но­поль­ной струк­ту­ры кон­ку­рент­ных ви­дов дея­тель­но­сти и раз­ви­тие кон­ку­рен­ции в сфе­ре пе­ре­во­зок гру­зов, ре­мон­та под­виж­но­го со­ста­ва, пе­ре­во­зок и об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров; по­этап­ное пре­кра­ще­ние пе­ре­крё­ст­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок за счёт гру­зо­вых, а так­же внут­ри­рос­сий­ских пе­ре­во­зок за счёт экс­порт­но-им­порт­ных; со­вер­шен­ст­во­ва­ние та­риф­ной по­ли­ти­ки; обес­пе­че­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го не­дис­кри­ми­на­ци­он­но­го дос­ту­па к ин­фра­струк­ту­ре кон­ку­рент­ных ви­дов дея­тель­но­сти и раз­ви­тие кон­ку­рен­ции фе­де­раль­но­го ж.-д. транс­пор­та, не­за­ви­си­мых гру­зо­вых и пас­са­жир­ских ком­па­ний-опе­ра­то­ров и поль­зо­ва­те­лей под­виж­но­го со­ста­ва и т. п. В 2003 при­нят па­кет фе­де­раль­ных за­ко­нов, обес­пе­чи­ваю­щих реа­ли­за­цию про­грам­мы. Соз­да­но ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги», тем са­мым раз­де­ле­ны функ­ции гос. управ­ле­ния и ор­га­ни­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Морской транспорт

Находка. Порт.

Осн. сфе­ра при­ме­не­ния – обес­пе­че­ние внеш­не­тор­го­вых пе­ре­во­зок (св. 60% внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та Рос­сии), а так­же транс­порт­ное об­слу­жи­ва­ние рай­онов Край­не­го Се­ве­ра. По со­стоя­нию на 1.1.2003 мор­ской транс­порт­ный флот, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ный в Рос­сии, со­став­лял 841 суд­но сум­мар­ным дед­вей­том 4,8 млн.т и сред­ним воз­рас­том бо­лее 19 лет. Кро­ме то­го, рос. су­дов­ла­дель­цы кон­тро­ли­ру­ют за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные в ино­стран­ных су­до­вых рее­ст­рах 186 су­дов сум­мар­ным дед­вей­том 7,2 млн.т, сред­ний воз­раст ко­то­рых не пре­вы­ша­ет 10 лет. В 1993–2002 по­строе­но 149 мор­ских су­дов об­щим дед­вей­том 4,3 млн. т. Осн. часть но­вых су­дов ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся в ино­стран­ных рее­ст­рах с бо­лее бла­го­при­ят­ны­ми, чем в Рос­сии, ус­ло­вия­ми на­ло­го­об­ло­же­ния. Св. 90% дос­тав­ляе­мых мо­рем рос. внеш­не­тор­го­вых гру­зов пе­ре­во­зит­ся су­да­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в ино­стран­ной ре­ги­ст­ра­ции. Зна­чи­тель­ные объ­ё­мы пе­ре­во­зок су­да­ми рос. су­дов­ла­дель­цев, не от­ра­жае­мые ста­ти­сти­кой, вы­пол­ня­ют­ся ме­ж­ду пор­та­ми ино­стран­ных го­су­дарств.

Транс­порт­ный флот прак­ти­че­ски пол­но­стью при­ва­ти­зи­ро­ван. В гос. соб­ст­вен­но­сти на­хо­дят­ся ле­до­ко­лы, ава­рий­но-спа­са­тель­ные, учеб­ные, гид­ро­гра­фи­че­ские су­да; 6 дей­ст­вую­щих атом­ных ле­до­ко­лов обес­пе­чи­ва­ют ус­той­чи­вые пе­ре­воз­ки по трас­се Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти, в т. ч. и дос­тав­ку гру­зов в рай­оны Край­не­го Се­ве­ра, экс­порт ле­са и руд цвет­ных ме­тал­лов, а так­же ос­вое­ние пер­спек­тив­ных неф­тя­ных и га­зо­вых ме­сто­ро­ж­де­ний арк­ти­че­ской зо­ны.

Шлюзы на Волге.

Раз­ви­тие тор­го­во­го фло­та пред­по­ла­га­ет обес­пе­че­ние кон­ку­рент­ных ус­ло­вий для су­до­ход­но­го биз­не­са. На­ме­че­но соз­да­ние рос. ме­ж­ду­на­род­но­го рее­ст­ра су­дов, в ко­то­ром оте­че­ст­вен­ны­ми су­дов­ла­дель­ца­ми бу­дут ре­ги­ст­ри­ро­вать­ся вновь строя­щие­ся мор­ские су­да. Это по­зво­лит ком­пен­си­ро­вать де­фи­цит со­вре­мен­но­го спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го фло­та, в пер­вую оче­редь тан­ке­ров ле­до­во­го клас­са, реф­ри­же­ра­тор­ных су­дов, мор­ских па­ро­мов.

В Рос­сии 43 мор­ских тор­го­вых пор­та, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны 323 пе­ре­гру­зоч­ных гру­зо­вых и 33 пас­са­жир­ских ком­плек­са. В 2001 от­прав­лено 58 млн. т гру­зов, пе­ре­гру­же­но 89,1 млн. т гру­зов, в т. ч. 67,7 млн.т экс­порт­ных, 11,3 млн. т им­порт­ных, 10,1 млн.т ка­бо­таж­ных. За 1992–2002 до­ля рос. пор­тов в пе­ре­воз­ках гру­зов оте­че­ст­вен­ной внеш­ней тор­гов­ли уве­ли­чи­лась с 62% до 75%. Даль­ней­шая мо­дер­ни­за­ция пор­то­вой ин­ду­ст­рии пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­ви­тие мощ­но­стей для на­лив­ных гру­зов (в т. ч. на Даль­нем Вос­то­ке), хи­ми­че­ских и на­ва­лоч­ных гру­зов, а так­же зна­чи­тель­ное на­ра­щи­ва­ние мощ­но­стей для пе­ре­ра­бот­ки кон­тей­не­ров.

Внутренний водный транспорт

Транспорт

Рос­сия рас­по­ла­га­ет са­мой боль­шой в ми­ре се­тью внут­рен­них вод­ных пу­тей, об­щая про­тя­жён­ность ко­то­рых 101,8 тыс. км. На них рас­по­ло­же­но ок. 700 шлю­зов, ка­на­лов, дамб и др. су­до­ход­ных гид­ро­тех­ни­че­ских со­ору­же­ний; они об­слу­жи­ва­ют ок. 2000 су­дов тех­ни­че­ско­го фло­та. В Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии соз­да­на не имею­щая ана­ло­гов в ми­ре Еди­ная глу­бо­ко­вод­ная сис­те­ма с га­ран­ти­ро­ван­ной глу­би­ной 4 м и про­тя­жён­но­стью 6,5 тыс. км. Внут­рен­ние вод­ные пу­ти Рос­сии за­кры­ты для про­хо­да ино­стран­ных су­дов, од­на­ко пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся по­этап­ное их от­кры­тие и ин­те­гра­ция в ев­ро­пей­скую вод­но-транс­порт­ную сис­те­му.

В 2002 ли­цен­зии на ком­мер­че­скую дея­тель­ность име­ли 2262 субъ­ек­та, в т. ч. на пе­ре­во­зоч­ную дея­тель­ность – 1731; 94 ли­цен­зиа­та осу­ще­ст­в­ля­ли ме­ж­ду­на­род­ные пе­ре­воз­ки; ок. 30% об­ще­го чис­ла ли­цен­зиа­тов со­ста­ви­ли ма­лые пред­при­ятия, 24% – ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли.

В ор­га­ни­за­ци­ях внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та на конец 2002 бы­ло 30815 су­дов, в т. ч. на учё­те в Рос­сий­ском реч­ном ре­ги­ст­ре – 29788, в Рос­сий­ском мор­ском ре­ги­ст­ре су­до­ход­ст­ва – 1027. При об­щем из­быт­ке тон­на­жа струк­ту­ра фло­та ха­рак­те­ри­зу­ет­ся де­фи­ци­том со­вре­мен­ных спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных су­дов (тан­ке­ров, хи­мо­во­зов, га­зо­во­зов, ком­фор­та­бель­ных пас­са­жир­ских су­дов, су­дов пла­ва­ния «ре­ка – мо­ре»). Сред­ний воз­раст транс­порт­ных су­дов свыше 26 лет; до­ля су­дов со сро­ка­ми экс­плуа­та­ции, пре­вы­шаю­щи­ми нор­ма­тив­ные, око­ло 60%.

На внут­рен­них вод­ных пу­тях – 125 пор­тов. Од­на­ко они, да­же при ре­зерв­ной про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не со­от­вет­ст­ву­ют совр. тре­бо­ва­ни­ям по со­стоя­нию и со­ста­ву пе­ре­гру­зоч­ной тех­ни­ки, раз­ви­тию пор­то­вых тер­ми­наль­ных ком­плек­сов. Мно­гие пор­ты со­вме­ща­ют пор­то­вую дея­тель­ность с вы­пол­не­ни­ем пе­ре­во­зок.

По­сле 1999 объ­ём пе­ре­во­зок внут­рен­ним вод­ным транс­пор­том рос при­мер­но на 12% в год и в 2002 дос­тиг 115,7 млн.т; 76% это­го объ­ё­ма – пе­ре­воз­ки на внут­рен­нем рын­ке. В ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­нии гру­зо­вые пе­ре­воз­ки со­став­ля­ют 24% об­ще­го объ­ё­ма, по гру­зо­обо­ро­ту они прак­ти­че­ски эк­ви­ва­лент­ны внут­рен­ним пе­ре­воз­кам, а по до­хо­дам пре­вос­хо­дят их. Пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров в це­лом убы­точ­ны и до­ти­ру­ют­ся за счёт бюд­жет­ных средств. Ту­ри­сти­че­ские, кру­из­ные и про­гу­лоч­ные пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки, осу­ще­ст­в­ляе­мые главным образом по вод­ным пу­тям Еди­ной глу­бо­ко­вод­ной сис­те­мы Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны, вы­со­ко­рен­та­бель­ны и пред­став­ля­ют со­бой рас­ту­щий сег­мент рын­ка.

Воздушный транспорт

Осн. сфе­ры ис­поль­зо­ва­ния воз­душ­но­го транс­пор­та – внут­рен­ние и ме­ж­ду­народ­ные пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров на даль­ние рас­стоя­ния, дос­тав­ка сроч­ных и до­ро­го­стоя­щих гру­зов, а так­же транс­порт­ное об­слу­жи­ва­ние тер­ри­то­рий, ли­шён­ных др. ви­дов транс­пор­та.

Ре­естр гра­ж­дан­ских воз­душ­ных су­дов РФ на нач. 2002 на­счи­ты­вал 1998 ма­ги­ст­раль­ных пас­са­жир­ских и гру­зо­вых са­мо­лё­тов, 2040 вер­то­лё­тов. В соб­ст­вен­но­сти авиа­ком­па­ний – ре­гу­ляр­ных пе­ре­воз­чи­ков – ок. 4 тыс. воз­душ­ных су­дов. На рын­ке авиа­пе­ре­во­зок дей­ст­ву­ют 267 авиа­ком­па­ний со сви­де­тель­ст­вом экс­плуа­тан­та, в т. ч. 85 – в гос. и му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти. 150 авиа­ком­па­ний вы­пол­ня­ют по­лё­ты на ме­ж­ду­на­род­ных ли­ни­ях.

С 1992 объ­ё­мы пе­ре­во­зок воз­душ­ным транс­пор­том сни­жа­лись из-за па­де­ния ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния при вы­нуж­ден­ном по­вы­ше­нии цен на авиа­би­ле­ты. Од­на­ко в 2001 на­ме­ти­лась тен­ден­ция к рос­ту пе­ре­во­зок на ме­ж­ду­на­род­ных и внут­рен­них авиа­ли­ни­ях. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ли рост пла­тё­же­спо­соб­но­го спро­са на авиа­пе­ре­воз­ки, а так­же ме­ры го­су­дарственного ре­гу­ли­ро­ва­ния по кон­со­ли­да­ции авиа­биз­не­са. Ко­ли­че­ст­во экс­плуа­тан­тов в 2002 со­ста­ви­ло 69% к уров­ню 1996 без ущер­ба для ка­че­ст­ва об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров. Зна­чи­тель­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли воз­душ­ные пе­ре­воз­ки гру­зов, объ­ё­мы ко­то­рых вы­рос­ли за 1995–2002 на 50%.

Важ­ная про­бле­ма гра­ж­дан­ской авиа­ции – об­нов­ле­ние пар­ка. Бо­лее жё­ст­ки­ми ста­но­вят­ся ме­ж­ду­на­род­ные эко­ло­ги­че­ские тре­бо­ва­ния к воз­душ­ным су­дам. В 2002 76% пас­са­жи­ро­обо­ро­та вы­пол­ня­лось оте­че­ст­вен­ны­ми воз­душ­ны­ми су­да­ми ста­ро­го по­ко­ле­ния, ок. 6% – воз­душ­ны­ми су­да­ми но­во­го по­ко­ле­ния (Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18% – воз­душ­ны­ми су­да­ми ино­стран­но­го про­из­вод­ст­ва. В 1995 бы­ло пре­кра­ще­но при­об­ре­те­ние воз­душ­ных су­дов за счёт бюд­же­та. Для сти­му­ли­ро­ва­ния об­нов­ле­ния пар­ка оте­че­ст­вен­ны­ми воз­душ­ны­ми су­да­ми но­во­го по­ко­ле­ния при под­держ­ке го­су­дар­ст­ва реа­ли­зо­ва­ны ме­ха­низ­мы ли­зин­га и час­тич­но­го бюд­жет­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния.

Около 90% ра­бо­ты с пас­са­жи­ра­ми выпол­ня­ет­ся в 64 аэ­ро­пор­тах фе­де­раль­но­го зна­че­ния. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся тех­ни­че­ской мо­дер­ни­за­ции аэ­ро­пор­тов. В 2002 на эти це­ли бы­ло на­прав­ле­но свыше 1 млрд. руб. бюд­жет­ных средств. Од­но­вре­мен­но осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ре­ст­рук­ту­ри­за­ция се­ти аэ­ро­пор­тов с учё­том их зна­чи­мо­сти и по­этап­ный пе­ре­ход к сис­те­ме уз­ло­вых аэ­ро­пор­тов.

Рос­сия рас­по­ла­га­ет са­мым боль­шим в ми­ре воз­душ­ным про­стран­ст­вом, ко­то­рое эф­фек­тив­но ис­поль­зу­ет­ся для тран­зит­ных по­лё­тов ино­стран­ных воз­душ­ных су­дов, в т. ч. по транс­си­бир­ским и кросс­по­ляр­ным воз­душ­ным мар­шру­там. В 2002 на­ча­лась ком­плекс­ная тех­ни­че­ская и ор­га­ни­за­ци­он­ная мо­дер­ни­за­ция Еди­ной сис­те­мы ор­га­ни­за­ции воз­душ­но­го дви­же­ния, на­прав­лен­ная на ук­руп­не­ние цен­тров управ­ле­ния по­лё­та­ми, по­вы­ше­ние тех­ни­че­ско­го уров­ня и эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти си­сте­мы.

Промышленный транспорт

Вклю­ча­ет ком­плекс со­ору­же­ний и тех­ни­че­ских средств транс­пор­та, обес­пе­чи­ваю­щих в не­транс­порт­ных ор­га­ни­за­ци­ях внут­рен­ние и внеш­ние пе­ре­воз­ки гру­зов, по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные опе­ра­ции, а так­же обес­пе­чи­ва­ет связь с ма­ги­ст­раль­ны­ми транс­порт­ны­ми ком­му­ни­ка­ция­ми. В ком­плекс вхо­дит ок. 13 тыс. ор­га­ни­за­ций и ис­поль­зу­ет­ся 62 тыс. км ж.-д. пу­тей ши­ро­кой и св. 15 тыс. км уз­кой ко­леи, св. 13 тыс. элек­тро­во­зов и те­п­ло­во­зов, бо­лее 180 тыс. гру­зо­вых ва­го­нов, 250 ва­го­но­о­про­ки­ды­ва­те­лей, ок. 90 тыс. гру­зо­подъ­ём­ных кра­нов разл. ти­пов, св. 125 тыс. ав­то­мо­би­лей разл. ти­пов, в т. ч. ок. 15 тыс. гру­зо­подъ­ём­но­стью св. 20 т, бо­лее 10 тыс. ус­та­но­вок кон­вей­ер­но­го, тру­бо­про­вод­но­го, под­вес­но­го транс­пор­та.

В ус­ло­ви­ях рын­ка ок. 500 ор­га­ни­за­ций про­мыш­лен­но­го транс­пор­та ста­ли са­мо­стоя­тель­ны­ми струк­ту­ра­ми, вы­пол­няю­щи­ми для об­слу­жи­вае­мых пред­при­ятий по­да­чу и убор­ку ва­го­нов, фор­ми­ро­ва­ние, рас­фор­ми­ро­ва­ние и сор­ти­ров­ку ва­го­нов, тех­но­ло­ги­че­ские пе­ре­воз­ки, по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные и склад­ские опе­ра­ции, а так­же транс­порт­но-экс­пе­ди­тор­ские и др. ус­лу­ги. Зна­чи­тель­ный объ­ём транс­порт­ных и со­пут­ст­вую­щих ус­луг пре­дос­тав­ля­ет­ся так­же др. субъ­ек­там рын­ка. В хо­де струк­тур­ной ре­фор­мы ж.-д. транс­пор­та на ба­зе пред­при­ятий про­мыш­лен­но­го ж.-д. транс­пор­та соз­да­ют­ся ва­гон­ные опе­ра­тор­ские ком­па­нии. По ме­ре раз­ви­тия ры­ноч­ных от­но­ше­ний на ж.-д. транс­пор­те опе­ра­тор­ские ком­па­нии бу­дут при­ни­мать на се­бя функ­ции не­за­ви­си­мых ж.-д. пе­ре­воз­чи­ков.

Трубопроводный транспорт

К тру­бо­про­вод­но­му транс­пор­ту от­но­сят­ся ма­ги­ст­раль­ные неф­те-, га­зо- и про­дук­то­про­во­ды. Его зна­чи­мость для стра­ны оп­ре­де­ля­ет­ся зна­чи­тель­ной уда­лён­но­стью осн. ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти и га­за от по­тре­би­те­лей, а так­же вы­со­кой до­лей неф­ти, неф­те­про­дук­тов и га­за в экс­порт­ном ба­лан­се стра­ны.

Про­тя­жён­ность ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов – 217 тыс.км, в т. ч. 151 тыс.км га­зо­про­вод­ных ма­ги­ст­ра­лей, 46,7 тыс.км неф­те­про­вод­ных, 19,3 тыс. км неф­те­про­дук­то­про­вод­ных. В со­став со­ору­же­ний тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та вхо­дят 487 пе­ре­ка­чи­ваю­щих стан­ций на неф­те- и неф­те­про­дук­то­про­во­дах, ре­зер­ву­ар­ные пар­ки вме­сти­мо­стью 17,4 млн. м3, а так­же 247 ком­прес­сор­ных стан­ций, 4053 га­зо­пе­ре­ка­чи­ваю­щих аг­ре­га­та и 3300 га­зо­рас­пре­де­ли­тель­ных стан­ций. По ма­ги­ст­раль­ным тру­бо­про­во­дам пе­ре­ме­ща­ет­ся 100% до­бы­вае­мо­го га­за, 99% неф­ти, бо­лее 50% про­дук­ции неф­те­пе­ре­ра­бот­ки. В об­щем объ­ё­ме гру­зо­обо­ро­та тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та до­ля га­за со­став­ля­ет 55,4%, неф­ти – 40,3%, неф­те­про­дук­тов – 4,3%.

Осн. мощ­но­сти тру­бо­про­вод­ной сис­те­мы соз­да­ны в 1970–80, что тре­бу­ет по­вы­шен­но­го вни­ма­ния к их экс­плуа­та­ци­он­ной на­дёж­но­сти и ста­вит за­да­чу ди­вер­си­фи­ка­ции сис­те­мы тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та с учё­том пер­спек­тив­ных при­ори­те­тов раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил стра­ны и внеш­ней тор­гов­ли, а так­же сба­лан­си­ро­ван­но­го раз­ви­тия ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов, транс­порт­ных тер­ми­на­лов и пор­тов, тан­кер­но­го фло­та, ин­фра­струк­ту­ры но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний энер­ге­ти­че­ско­го ми­не­раль­но­го сы­рья. Сис­те­ма ма­ги­ст­раль­ных неф­те­про­во­дов бу­дет раз­ви­вать­ся за счёт Бал­тий­ской тру­бо­про­вод­ной сис­те­мы до про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти 50 млн.т неф­ти в год, по­вы­ше­ния про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти неф­те­про­во­да Тен­гиз – Но­во­рос­сийск до 67 млн.т в год, за­верше­ния ин­те­гра­ции неф­те­про­во­дов «Друж­ба» и «Ар­дия», а так­же реа­ли­за­ции про­ек­тов строи­тель­ст­ва но­вых неф­те­про­во­дов в Вос­точ­ной Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке. Стро­ят­ся неф­те­про­дук­то­про­во­ды Са­ра­тов–Вол­го­град–Ти­хо­рецк–Но­во­рос­сийск; Ксто­во–Яро­славль–Ки­ри­ши–При­морск.

Осн. про­ек­ты в га­зо­транс­порт­ной сис­те­ме: «Го­лу­бой по­ток», Ямал–Ев­ро­па, Се­ве­ро­ев­ро­пей­ский га­зо­про­вод, Ки­тай­ский га­зо­вый про­ект (Но­во­си­бирск– Крас­но­ярск–Тай­шет–Ха­ба­ровск–Пхень­ян–Се­ул–Да­цин).

Важ­ной за­да­чей яв­ля­ет­ся так­же соз­да­ние со­вре­мен­ной пра­во­вой ба­зы тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та.

Автомобильный транспорт

В 2002 на до­лю гру­зо­во­го ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та при­шлось 74% объ­ё­ма гру­зо­вых пе­ре­во­зок. Пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ли 175 тыс. ор­га­ни­за­ций разл. от­рас­лей эко­но­ми­ки и 170 тыс. ин­ди­ви­ду­аль­ных вла­дель­цев ав­то­транс­порт­ных средств. Пе­ре­воз­ки гру­зов ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том об­ще­го поль­зо­ва­ния (пред­при­ятия и пред­при­ни­ма­те­ли, ра­бо­таю­щие по най­му) в 2002 со­ста­вили 565,0 млн.т, а гру­зо­обо­рот – 23,0 млрд.т·км. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью рын­ка яв­ля­ет­ся вы­со­кая – свыше 80% – до­ля пе­ре­во­зок, вы­пол­няе­мых пар­ком не­транс­порт­ных ор­га­ни­за­ций.

Парк под­виж­но­го со­ста­ва гру­зо­во­го ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, вклю­чая пи­ка­пы и лег­ко­вые фур­го­ны, в 2002 дос­тиг 3,5 млн.еди­ниц. При этом в ор­га­ни­за­ци­ях чис­ли­лось 1,6 млн.еди­ниц, на пред­при­яти­ях, вы­пол­няю­щих пе­ре­воз­ки по най­му, – 0,12 млн.еди­ниц. Ко­ли­че­ст­во гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей в ин­ди­ви­ду­аль­ной соб­ст­вен­но­сти гра­ж­дан вы­рос­ло за 1997–2002 бо­лее чем на 60% и дос­тиг­ло 1,8 млн. еди­ниц. Струк­ту­ра пар­ка не впол­не от­ве­ча­ет ха­рак­те­ру спро­са на пе­ре­воз­ки. При из­быт­ке сред­не­тон­наж­ных бор­то­вых ав­то­мо­би­лей ощу­ща­ет­ся не­хват­ка ма­ло­тон­наж­ных и боль­ше­груз­ных ав­то­мо­би­лей, а так­же спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го под­виж­но­го со­ста­ва. Зна­чи­тель­ное раз­ви­тие в ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях по­лу­чи­ли ме­ж­ду­на­род­ные ав­то­мо­биль­ные пе­ре­воз­ки. Об­щий объ­ём пе­ре­во­зок рос. внеш­не­тор­го­вых гру­зов в 2002 дос­тиг 22 млн. т. При этом рос. пе­ре­воз­чи­ки осу­ще­ст­ви­ли дос­тав­ку бо­лее 7,5 млн.т гру­зов, а их ры­ноч­ная до­ля со­ста­ви­ла 34% про­тив 25% в 1997. В 2002 в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­нии бы­ло пе­ре­ве­зе­но ок. 10 млн.пас­са­жи­ров. До­ля рос. пе­ре­воз­чи­ков – 44%.

Ме­ж­ду­го­род­ный ав­то­бус­ный транс­порт ус­пеш­но кон­ку­ри­ру­ет с же­лез­но­до­рож­ным. Чис­ло го­ро­дов, где на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве дей­ст­ву­ют лег­ко­вые так­со­мо­то­ры, со­став­ля­ло в 2002 все­го 90. Осн. часть со­от­вет­ст­вую­ще­го спро­са удов­ле­тво­ря­ет­ся вла­дель­ца­ми лич­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей, ра­бо­таю­щи­ми без со­от­вет­ст­вую­щей ли­цен­зии.

Дорожное хозяйство

До­рож­ная сеть Рос­сии (нач. 2002) со­ста­ви­ла 904,7 тыс. км, в т. ч. 759,3 тыс. км с твёр­дым по­кры­ти­ем и 145,4 тыс. км – грун­то­вых. Про­тя­жён­ность до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния рав­ня­лась 588,7 тыс. км, не­об­ще­го – 316 тыс. км.

В 1990-х гг. бы­ло раз­вёр­ну­то ин­тен­сив­ное до­рож­ное строи­тель­ст­во. В 1994– 2000 сеть ав­то­мо­биль­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния уве­ли­чи­лась на 65,5 тыс. км, ко­ли­че­ст­во мос­тов и пу­те­про­во­дов уве­ли­чи­лось на 4,3 тыс. Был вве­дён в строй ряд круп­ных про­ек­тов, в т. ч. уча­ст­ки до­рог Крас­но­ярск – Ир­кутск, Ал­тай – Куз­басс, Чи­та – Ха­ба­ровск. Ли­к­ви­ди­ро­ван «грун­то­вой раз­рыв» ме­ж­ду го­ро­да­ми Омск и Но­во­си­бирск и от­крыт сквоз­ной про­езд от Мо­ск­вы до Чи­ты. Бо­лее 4 тыс. на­се­лён­ных пунк­тов по­лу­чи­ли на­дёж­ный вы­ход на ав­то­до­ро­ги с твёр­дым по­кры­ти­ем.

Су­ще­ст­вую­щая до­рож­ная сеть не от­ве­ча­ет по­треб­но­стям эко­но­ми­ки и тем­пам ав­то­мо­би­ли­за­ции стра­ны. По её плот­но­сти мы ус­ту­па­ем раз­ви­тым стра­нам в 10–20 раз. Не за­вер­ше­на еди­ная сеть до­рог, свя­зы­ваю­щая все эко­но­ми­че­ские ре­гио­ны, что осо­бен­но ост­ро ощу­ща­ет­ся в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке. Мно­гие со­сед­ние субъ­ек­ты РФ не име­ют пря­мых ав­то­до­рож­ных свя­зей. Парк лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей рас­тёт поч­ти на 7% в год и за 1992–2002 уд­во­ил­ся. Ко­ли­че­ст­во лич­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей на 1 тыс. жит. в 1992 со­став­ля­ло 70, в 2002 – 150, а к 2010 дос­тиг­нет 230– 250, что со­пос­та­ви­мо с по­ка­за­те­ля­ми ря­да ев­ро­пей­ских стран. Рост ав­то­мо­биль­но­го пар­ка обо­ст­ря­ет про­бле­мы пе­ре­гру­жен­но­сти ав­то­до­рог, осо­бен­но в круп­ных го­ро­дах и на подъ­ез­дах к ним.

В 2001 одоб­ре­на про­грам­ма «До­ро­ги Рос­сии 21 ве­ка». В её ос­но­ве ле­жит прин­цип раз­ви­тия ме­ж­ду­на­род­ных и внут­ри­рос­сий­ских транс­порт­ных ко­ри­до­ров. В ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции про­грам­мы к 2010 сеть ав­то­мо­биль­ных дорог­ об­ще­го поль­зо­ва­ния дос­тиг­нет 670 тыс. км, поч­ти в 2 раза уве­ли­чит­ся про­тя­жён­ность до­рог, имею­щих 4 по­ло­сы и бо­лее. Про­пу­ск­ная спо­соб­ность се­ти воз­рас­тёт на 10–12%. За­вер­шит­ся соз­да­ние еди­ной опор­ной се­ти ав­то­мо­биль­ных до­рог Рос­сии.

Городской пассажирский транспорт

Транс­порт об­ще­го поль­зо­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет осн. часть тру­до­вых по­ез­док на­се­ле­ния и яв­ля­ет­ся важ­ней­шей со­став­ной ча­стью го­род­ской ин­фра­струк­ту­ры. В це­лом по стра­не (2002) 49% пе­ре­во­зок го­род­ско­го об­ще­ст­вен­но­го пас­са­жир­ско­го транс­пор­та вы­пол­не­но ав­то­бу­са­ми, 22% – трол­лей­бу­са­ми, 18% – трам­вая­ми, 11% – мет­ро­по­ли­те­ном. В ря­де круп­ных го­ро­дов на до­лю го­род­ско­го элек­три­че­ско­го транс­пор­та при­хо­дит­ся бо­лее 50% внут­ри­го­род­ских пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок.

Ав­то­бус­ным транс­пор­том об­слу­жи­ва­ет­ся 1274 го­ро­да и по­сёл­ка го­род­ско­го ти­па, а так­же 79935 на­се­лён­ных пунк­тов, рас­по­ло­жен­ных в сель­ской ме­ст­но­сти. Все­го дей­ст­ву­ют 9909 го­род­ских и 15766 при­го­род­ных ав­то­бус­ных мар­шру­тов, по ко­то­рым кур­си­ру­ют 123,1 тыс. ав­то­бу­сов.

Го­род­ской элек­три­че­ский транс­порт функ­цио­ни­ру­ет в 116 го­ро­дах (в т. ч. трам­вай­ный – в 67, трол­лей­бус­ный – 89, мет­ро – в 6 го­ро­дах). Пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на 1626 мар­шру­тах. На кон. 2002 про­тя­жён­ность трам­вай­ных пу­тей со­ста­ви­ла 6453 км, чис­ло мар­шру­тов 654, ва­го­нов 11,4 тыс.; трол­лей­бус­ных ли­ний – 10160 км, 968 мар­шру­тов, 12,2 тыс. трол­лей­бу­сов; пу­тей мет­ро­по­ли­те­на – 412 км, 5,8 тыс. ва­го­нов.

Пе­ре­воз­ки го­род­ским пас­са­жир­ским транс­пор­том, как пра­ви­ло, убы­точ­ны и до­ти­ру­ют­ся из ме­ст­ных и му­ни­ци­паль­ных бюд­же­тов. При­чи­ной яв­ля­ет­ся как не­пол­ная ком­пен­са­ция за­трат, свя­зан­ных с пе­ре­воз­кой бо­лее чем 60 ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих льго­ты по оп­ла­те про­ез­да, так и от­сут­ст­вие на го­род­ском пас­са­жир­ском транс­пор­те ор­га­ни­за­ци­он­но-эко­но­мических ме­ха­низ­мов, аде­к­ват­ных ры­ноч­ным ус­ло­ви­ям.

Станция метро «Комсомольская-кольцевая».

В 2000–02 под­го­тов­лен и на­чал осу­ще­ст­в­лять­ся ком­плекс мер по за­ме­не льгот по оп­ла­те про­ез­да ад­рес­ны­ми де­неж­ны­ми ком­пен­са­ция­ми. Од­но­вре­мен­но в ря­де го­ро­дов на­ча­лась ре­фор­ма город­ско­го пас­са­жир­ско­го транс­пор­та, на­прав­лен­ная на по­вы­ше­ние эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти пред­при­ятий, при­вле­че­ние в сек­тор ча­ст­ных ин­ве­сто­ров и пред­при­ни­ма­те­лей, обес­пе­че­ние не­об­хо­ди­мо­го уров­ня со­ци­аль­ных га­ран­тий, ус­той­чи­вое раз­ви­тие го­ро­дов и при­го­род­ных зон.

Лит.: Боль­шая эн­цик­ло­пе­дия транс­пор­та: В 8 т. М.; СПб., 1994–2000; Транс­порт и связь в Рос­сии. М., 2001; Транс­порт Рос­сии. Ана­лиз, про­бле­мы, пер­спек­ти­вы. М., 2003.

Вернуться к началу