Транспортный комплекс
Общая характеристика
Транспорт как составная часть экономической инфраструктуры включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной (внутренний водный) и трубопроводный виды. Элементами транспортного комплекса являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Комплекс обеспечивает получение ок. 8% ВВП; здесь занято св. 3,2 млн.чел., или 4,6% работающего населения.
История развития
Первоначально основу транспортной системы России составляли водный и гужевой транспорт. Во 2-й пол. 19 в. основным стал ж.-д. транспорт. Благодаря широкому ж.-д. строительству в 1913 Россия находилась на 2-м месте в мире (после США) по протяжённости железных дорог (71,7 тыс. км). Важнейшими проектами были первая в мире двухпутная железная дорога большой протяжённости С.-Петербург – Москва (1851) и Транссибирская ж.-д. магистраль (1891–1916). Для судоходства использовалось ок. 65 тыс. км внутренних водных путей, в т. ч. искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др., сооружённые гл. обр. в 18 в. Сеть дорог составляла 1310 тыс. км, из них примерно 24 тыс. км с твёрдым покрытием; парк автомобилей – 8,8 тыс. шт. (1913). Морской торговый флот в 1914 насчитывал 1103 судна с механическими двигателями (вместимостью 894 тыс. т) и парусные суда (вместимостью 202 тыс. т), что составляло 1–2% мирового тоннажа. Протяжённость магистральных трубопроводов составляла 1,1 тыс. км.
В ходе 1-й мировой войны, а также в период Гражданской войны и военной интервенции 1917–22 транспортная система подверглась разрушению. В 1918 были национализированы морской и речной флот, частные железные дороги. В 1920 план ГОЭЛРО определил гл. направления реконструкции транспорта (ж.-д. строительство, электрификация ряда важнейших ж.-д. направлений, развитие речного транспорта, увеличение мощности морских портов) в увязке с развитием производительных сил.
В период индустриализации было завершено строительство Туркестано-Сибирской магистрали (1927–31) и др. ж.-д. линий, введены в строй каналы Беломорско-Балтийский (1933) и им. Москвы (1937), построена автомобильная магистраль Москва–Минск, получила развитие система магистральных трубопроводов. Были фактически созданы как самостоятельные отрасли автомобильный, трубопроводный, воздушный транспорт. Началось освоение Северного морского пути. Развивались национальные автомобиле-, судо- и самолётостроение.
В годы Вел. Отеч. войны транспорт успешно решил задачи по перебазированию производительных сил в вост. районы страны, снабжению фронта и тыла. Война нанесла транспорту огромный ущерб. В 1946–50 восстанавливались железные и автомобильные дороги, речные и морские пути, обновлялся и пополнялся парк транспортных средств и флота.
Суммарный грузооборот всех видов магистрального транспорта в СССР к 1990 достиг почти 8 трлн. т·км., пассажирооборот – 1,1 трлн. пасс.-км (пассажирокилометров).
Управление транспортной системой
Функционирование транспортной системы осуществлялось на принципах централизованного планирования с использованием транспортно-экономических балансов. Преимущественное развитие добывающей и тяжёлой промышленности и преобладание крупных предприятий обусловили ведущую роль в перевозках грузов магистрального ж.-д. транспорта. Морской транспорт обеспечивал осн. часть внешнеторговых связей и выполнял относительно небольшой объём каботажных перевозок. Автомобильный транспорт рассматривался как средство доставки грузов между клиентурой и ж.-д. станциями и пристанями. Внутренний водный транспорт ориентировался на использование в районах с недостаточно развитыми сухопутными путями сообщения, обслуживание приречных предприятий и участие в смешанных с ж.-д. транспортом перевозках с целью высвобождения последнего в период сезонных работ. Магистральные перевозки пассажиров выполнялись гл. обр. ж.-д. и воздушным транспортом. Перевозка пассажиров в городах и пригородном сообщении осуществлялась преимущественно общественным транспортом.
Институциональные изменения
После упразднения отраслевых союзных и республиканских министерств по видам транспорта было создано федеральное Мин-во транспорта функционального типа (1990), объединившее функции управления морским, речным, воздушным, автомобильным, городским пассажирским и промышленным транспортом, а также дорожным хозяйством. Новый ГК РФ (1995) вызвал радикальное обновление транспортного законодательства; были разработаны новые уставы и кодексы отдельных видов транспорта. На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, была проведена приватизация; разделены функции гос. регулирования и хозяйственного управления, создана система гос. регулирования транспортной деятельности на основе нормативных правовых актов с использованием механизмов лицензирования и сертификации. Тарифы транспортных организаций преимущественно свободные и формируются самими перевозчиками с учётом ситуации на рынке. Регулируемые тарифы сохраняются на ж.-д. транспорте, в секторе городского и пригородного общественного транспорта, а также на некоторых видах услуг естественных монополий транспорта. Значительное развитие на транспорте получили мелкий и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство.
Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Значительно обострилась проблема обновления изношенных основных фондов. Большое количество транспортных предприятий находилось в сложном финансовом положении.
К кон. 1990-х гг. период кризисного развития был в целом преодолён. К 2002 транспорт обеспечивал осн. потребности экономики и населения в транспортных услугах, являясь важным фактором территориальной целостности России, единства национального товарного рынка, инструментом интеграции страны в систему мировых хозяйственных связей, обеспечения внешней торговли.
Развитие транспортной системы осуществляется на основе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», включающей 11 подпрограмм, 9 из которых относятся к отдельным видам транспорта (напр., «Железнодорожный транспорт», «Морской транспорт», «Гражданская авиация», «Единая система организации воздушного движения»), а 2 («Международные транспортные коридоры» и «Информатизация») выполняют объединяющие и системообразующие функции по отношению к остальным подпрограммам.
Реализация Программы предусматривает 2 этапа. На 1-м этапе (2002–05) развитие транспортной системы ориентировано в осн. на лучшее использование имеющихся мощностей и устранение «узких мест». На 2-м (2006–10) обеспечивается ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение уровня эффективности и качества транспортного обслуживания. Общий объём затрат на реализацию программных мероприятий 4,6 трлн. руб. (в ценах 2001), при этом более половины составят внебюджетные источники.
Развитие транспортных коммуникаций и транспортных узлов на основе системы транспортных коридоров позволяет сконцентрировать ресурсы на освоении важнейших грузо- и пассажиропотоков, использовать транзитный потенциал рос. транспортной системы, прежде всего – в евро-азиатском сообщении, обеспечить стыковку рос. коммуникаций с системой панъевропейских транспортных коридоров, оптимизировать взаимодействие разл. видов транспорта, снизить экологическую нагрузку, создаваемую транспортными системами. Осн. рос. международные коридоры: «Северный морской путь», евро-азиатские коридоры «Транссиб» и «Север– Юг», а также коридоры, связывающие сев.-вост. провинции Китая через рос. дальневосточные порты со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Развиваются транзитные полёты в воздушном пространстве РФ. В 1999–2002 объёмы транзитных перевозок через территорию России возрастали в среднем на 7% в год.
Основные экономические показатели
Перевозки пассажиров
В этом секторе быстрее всего растут перевозки пассажиров в гражданской авиации (5,6% в 2002) и на внутреннем водном транспорте (3,7% в 2002), что связано с относительной стабильностью тарифов и ростом платёжеспособного спроса (см. табл.). Всё большая часть поездок совершается на личных легковых автомобилях, парк которых достиг 21,2 млн. шт. (2002).
Перевозки грузов
Рост объёма грузовых перевозок (см. табл.) соответствует росту промышленного производства в натуральном выражении. Основную долю прироста объёмов внутренних перевозок обеспечивает автомобильный транспорт. В 2002 впервые за период реформ был отмечен рост объёмов перевозок флотом, зарегистрированным в России, что обусловлено высокой конъюнктурой в секторе экспорта наливных грузов.
Международные перевозки
Динамика перевозок в объёмных показателях складывается в осн. под влиянием роста сырьевого экспорта. Объём переработки внешнеторговых грузов в морских портах в 2002 по сравнению с 2001 увеличился на 29%. Доля отечественных портов в переработке рос. грузов превышает 75%. Большая часть (76%) международных перевозок – экспортные, ок. 12% – импортные, остальные – транзитные (2002).
Инвестиции
Общий объём инвестиций в развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» составил в 2002 ок. 300 млрд.руб., в т. ч. за счёт федерального бюджета – 80 млрд.руб., за счёт средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – 110 млрд.руб. Ряд инвестиционных проектов финансируется ведущими рос. банками (проекты по судостроению, приобретению воздушных судов, развитию портовой инфраструктуры и др.), а также международными финансовыми институтами. Инвестиционные проекты связаны, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры.
Основные проблемы и пути их разрешения
На фоне роста спроса на транспортные услуги и значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе сохраняется ряд нерешённых проблем. Износ основных фондов всех видов транспорта составляет 55–75% и сохраняется тенденция их старения.
Состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации, ок. 40 тыс. населённых пунктов не имеют связи с опорной автодорожной сетью. Высок уровень неравномерности в использовании мощностей инфраструктуры транспорта. Значительны региональные различия в уровне транспортной обеспеченности. В восточных регионах страны отсутствует единая сеть транспортных коммуникаций. На транспорте не завершены структурные преобразования. Недостаточен технологический уровень транспортных систем и уровень информатизации транспортных процессов.
Осн. направлениями решения указанных проблем и развития транспорта являются модернизация инфраструктуры, создание опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», ликвидация региональных диспропорций и административных барьеров, ограничение негативных последствий автомобилизации, реализация потенциала России как транзитной державы, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг. При этом на транспорте должны быть реализованы принципы устойчивого развития, в соответствии с которыми приоритеты экономичности, экологичности и безопасности рассматриваются как равноценные.
Железнодорожный транспорт
Для этого вида транспорта характерна массовость, универсальность, регулярность и относительная дешевизна перевозок. Особая роль железных дорог определяется большими расстояниями, отсутствием коммуникаций др. видов транспорта в широтном направлении в регионах Сибири и Дальнего Востока, удалённостью мест производства осн. сырьевых ресурсов, в т. ч. предназначенных для экспорта, от пунктов их потребления и морских портов. В структуре ж.-д. перевозок преобладают грузовые перевозки (1084,2 млн. т в 2002). Характерны перевозки массовых грузов на дальние и средние расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т груза в 2002 – 1391 км) при высокой концентрации грузопотоков, а также перевозки пассажиров на расстояния до 1000 км. При отправлении всеми видами транспорта угля, кокса, руды, чёрных металлов, удобрений и хлебных грузов на долю ж.-д. транспорта приходится 80–98% перевозок в зависимости от рода груза. В секторе перевозок генеральных грузов железнодорожный транспорт испытывает растущую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Перевозки пассажиров выполняются в осн. в пригородном и местном сообщениях.
На нач. 2002 эксплуатационная длина сети железных дорог составила 86 тыс. км, в т. ч. протяжённость участков, имеющих два и более пути, – 36,2 тыс. км. Общая протяжённость железных дорог, обслуживаемых электрической тягой, равнялась 48,5% эксплуатационной длины. В парке – 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. грузовых тепловозов, 497 тыс. грузовых и 20,1 тыс. пассажирских вагонов. Износ основных фондов в локомотивном хозяйстве превысил 65%, в вагонном – 63%; износ верхнего строения пути – 70%. Недостаточное развитие пограничных и припортовых станций увеличивает сроки доставки грузов и эксплуатационные расходы.
С 2001 осуществляется «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», рассчитанная до 2010 и предусматривающая разделение функций гос. управления и организации хозяйственной деятельности; выделение из монопольной структуры конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров; поэтапное прекращение перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых, а также внутрироссийских перевозок за счёт экспортно-импортных; совершенствование тарифной политики; обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре конкурентных видов деятельности и развитие конкуренции федерального ж.-д. транспорта, независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава и т. п. В 2003 принят пакет федеральных законов, обеспечивающих реализацию программы. Создано ОАО «Российские железные дороги», тем самым разделены функции гос. управления и организации хозяйственной деятельности.
Морской транспорт
Осн. сфера применения – обеспечение внешнеторговых перевозок (св. 60% внешнеторгового оборота России), а также транспортное обслуживание районов Крайнего Севера. По состоянию на 1.1.2003 морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно суммарным дедвейтом 4,8 млн.т и средним возрастом более 19 лет. Кроме того, рос. судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов суммарным дедвейтом 7,2 млн.т, средний возраст которых не превышает 10 лет. В 1993–2002 построено 149 морских судов общим дедвейтом 4,3 млн. т. Осн. часть новых судов регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России, условиями налогообложения. Св. 90% доставляемых морем рос. внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Значительные объёмы перевозок судами рос. судовладельцев, не отражаемые статистикой, выполняются между портами иностранных государств.
Транспортный флот практически полностью приватизирован. В гос. собственности находятся ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда; 6 действующих атомных ледоколов обеспечивают устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, в т. ч. и доставку грузов в районы Крайнего Севера, экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.
Развитие торгового флота предполагает обеспечение конкурентных условий для судоходного бизнеса. Намечено создание рос. международного реестра судов, в котором отечественными судовладельцами будут регистрироваться вновь строящиеся морские суда. Это позволит компенсировать дефицит современного специализированного флота, в первую очередь танкеров ледового класса, рефрижераторных судов, морских паромов.
В России 43 морских торговых порта, в которых расположены 323 перегрузочных грузовых и 33 пассажирских комплекса. В 2001 отправлено 58 млн. т грузов, перегружено 89,1 млн. т грузов, в т. ч. 67,7 млн.т экспортных, 11,3 млн. т импортных, 10,1 млн.т каботажных. За 1992–2002 доля рос. портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% до 75%. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных грузов (в т. ч. на Дальнем Востоке), химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Внутренний водный транспорт
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, общая протяжённость которых 101,8 тыс. км. На них расположено ок. 700 шлюзов, каналов, дамб и др. судоходных гидротехнических сооружений; они обслуживают ок. 2000 судов технического флота. В Европейской части России создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система с гарантированной глубиной 4 м и протяжённостью 6,5 тыс. км. Внутренние водные пути России закрыты для прохода иностранных судов, однако предусматривается поэтапное их открытие и интеграция в европейскую водно-транспортную систему.
В 2002 лицензии на коммерческую деятельность имели 2262 субъекта, в т. ч. на перевозочную деятельность – 1731; 94 лицензиата осуществляли международные перевозки; ок. 30% общего числа лицензиатов составили малые предприятия, 24% – индивидуальные предприниматели.
В организациях внутреннего водного транспорта на конец 2002 было 30815 судов, в т. ч. на учёте в Российском речном регистре – 29788, в Российском морском регистре судоходства – 1027. При общем избытке тоннажа структура флота характеризуется дефицитом современных специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов плавания «река – море»). Средний возраст транспортных судов свыше 26 лет; доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, около 60%.
На внутренних водных путях – 125 портов. Однако они, даже при резервной пропускной способности, в большинстве случаев не соответствуют совр. требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, развитию портовых терминальных комплексов. Многие порты совмещают портовую деятельность с выполнением перевозок.
После 1999 объём перевозок внутренним водным транспортом рос примерно на 12% в год и в 2002 достиг 115,7 млн.т; 76% этого объёма – перевозки на внутреннем рынке. В международном сообщении грузовые перевозки составляют 24% общего объёма, по грузообороту они практически эквивалентны внутренним перевозкам, а по доходам превосходят их. Перевозки пассажиров в целом убыточны и дотируются за счёт бюджетных средств. Туристические, круизные и прогулочные пассажирские перевозки, осуществляемые главным образом по водным путям Единой глубоководной системы Европейской части страны, высокорентабельны и представляют собой растущий сегмент рынка.
Воздушный транспорт
Осн. сферы использования воздушного транспорта – внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишённых др. видов транспорта.
Реестр гражданских воздушных судов РФ на нач. 2002 насчитывал 1998 магистральных пассажирских и грузовых самолётов, 2040 вертолётов. В собственности авиакомпаний – регулярных перевозчиков – ок. 4 тыс. воздушных судов. На рынке авиаперевозок действуют 267 авиакомпаний со свидетельством эксплуатанта, в т. ч. 85 – в гос. и муниципальной собственности. 150 авиакомпаний выполняют полёты на международных линиях.
С 1992 объёмы перевозок воздушным транспортом снижались из-за падения реальных доходов населения при вынужденном повышении цен на авиабилеты. Однако в 2001 наметилась тенденция к росту перевозок на международных и внутренних авиалиниях. Этому способствовали рост платёжеспособного спроса на авиаперевозки, а также меры государственного регулирования по консолидации авиабизнеса. Количество эксплуатантов в 2002 составило 69% к уровню 1996 без ущерба для качества обслуживания пассажиров. Значительное развитие получили воздушные перевозки грузов, объёмы которых выросли за 1995–2002 на 50%.
Важная проблема гражданской авиации – обновление парка. Более жёсткими становятся международные экологические требования к воздушным судам. В 2002 76% пассажирооборота выполнялось отечественными воздушными судами старого поколения, ок. 6% – воздушными судами нового поколения (Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18% – воздушными судами иностранного производства. В 1995 было прекращено приобретение воздушных судов за счёт бюджета. Для стимулирования обновления парка отечественными воздушными судами нового поколения при поддержке государства реализованы механизмы лизинга и частичного бюджетного субсидирования.
Около 90% работы с пассажирами выполняется в 64 аэропортах федерального значения. Значительное внимание уделяется технической модернизации аэропортов. В 2002 на эти цели было направлено свыше 1 млрд. руб. бюджетных средств. Одновременно осуществляются реструктуризация сети аэропортов с учётом их значимости и поэтапный переход к системе узловых аэропортов.
Россия располагает самым большим в мире воздушным пространством, которое эффективно используется для транзитных полётов иностранных воздушных судов, в т. ч. по транссибирским и кроссполярным воздушным маршрутам. В 2002 началась комплексная техническая и организационная модернизация Единой системы организации воздушного движения, направленная на укрупнение центров управления полётами, повышение технического уровня и экономической эффективности системы.
Промышленный транспорт
Включает комплекс сооружений и технических средств транспорта, обеспечивающих в нетранспортных организациях внутренние и внешние перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные операции, а также обеспечивает связь с магистральными транспортными коммуникациями. В комплекс входит ок. 13 тыс. организаций и используется 62 тыс. км ж.-д. путей широкой и св. 15 тыс. км узкой колеи, св. 13 тыс. электровозов и тепловозов, более 180 тыс. грузовых вагонов, 250 вагоноопрокидывателей, ок. 90 тыс. грузоподъёмных кранов разл. типов, св. 125 тыс. автомобилей разл. типов, в т. ч. ок. 15 тыс. грузоподъёмностью св. 20 т, более 10 тыс. установок конвейерного, трубопроводного, подвесного транспорта.
В условиях рынка ок. 500 организаций промышленного транспорта стали самостоятельными структурами, выполняющими для обслуживаемых предприятий подачу и уборку вагонов, формирование, расформирование и сортировку вагонов, технологические перевозки, погрузочно-разгрузочные и складские операции, а также транспортно-экспедиторские и др. услуги. Значительный объём транспортных и сопутствующих услуг предоставляется также др. субъектам рынка. В ходе структурной реформы ж.-д. транспорта на базе предприятий промышленного ж.-д. транспорта создаются вагонные операторские компании. По мере развития рыночных отношений на ж.-д. транспорте операторские компании будут принимать на себя функции независимых ж.-д. перевозчиков.
Трубопроводный транспорт
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы. Его значимость для страны определяется значительной удалённостью осн. месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе страны.
Протяжённость магистральных трубопроводов – 217 тыс.км, в т. ч. 151 тыс.км газопроводных магистралей, 46,7 тыс.км нефтепроводных, 19,3 тыс. км нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. м3, а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объёме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
Осн. мощности трубопроводной системы созданы в 1970–80, что требует повышенного внимания к их эксплуатационной надёжности и ставит задачу диверсификации системы трубопроводного транспорта с учётом перспективных приоритетов развития производительных сил страны и внешней торговли, а также сбалансированного развития магистральных трубопроводов, транспортных терминалов и портов, танкерного флота, инфраструктуры новых месторождений энергетического минерального сырья. Система магистральных нефтепроводов будет развиваться за счёт Балтийской трубопроводной системы до пропускной способности 50 млн.т нефти в год, повышения пропускной способности нефтепровода Тенгиз – Новороссийск до 67 млн.т в год, завершения интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Ардия», а также реализации проектов строительства новых нефтепроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Строятся нефтепродуктопроводы Саратов–Волгоград–Тихорецк–Новороссийск; Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск.
Осн. проекты в газотранспортной системе: «Голубой поток», Ямал–Европа, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект (Новосибирск– Красноярск–Тайшет–Хабаровск–Пхеньян–Сеул–Дацин).
Важной задачей является также создание современной правовой базы трубопроводного транспорта.
Автомобильный транспорт
В 2002 на долю грузового автомобильного транспорта пришлось 74% объёма грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций разл. отраслей экономики и 170 тыс. индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) в 2002 составили 565,0 млн.т, а грузооборот – 23,0 млрд.т·км. Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% – доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.
Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2002 достиг 3,5 млн.единиц. При этом в организациях числилось 1,6 млн.единиц, на предприятиях, выполняющих перевозки по найму, – 0,12 млн.единиц. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло за 1997–2002 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. единиц. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава. Значительное развитие в рыночных условиях получили международные автомобильные перевозки. Общий объём перевозок рос. внешнеторговых грузов в 2002 достиг 22 млн. т. При этом рос. перевозчики осуществили доставку более 7,5 млн.т грузов, а их рыночная доля составила 34% против 25% в 1997. В 2002 в международном сообщении было перевезено ок. 10 млн.пассажиров. Доля рос. перевозчиков – 44%.
Междугородный автобусный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным. Число городов, где на регулярной основе действуют легковые таксомоторы, составляло в 2002 всего 90. Осн. часть соответствующего спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей, работающими без соответствующей лицензии.
Дорожное хозяйство
Дорожная сеть России (нач. 2002) составила 904,7 тыс. км, в т. ч. 759,3 тыс. км с твёрдым покрытием и 145,4 тыс. км – грунтовых. Протяжённость дорог общего пользования равнялась 588,7 тыс. км, необщего – 316 тыс. км.
В 1990-х гг. было развёрнуто интенсивное дорожное строительство. В 1994– 2000 сеть автомобильных дорог общего пользования увеличилась на 65,5 тыс. км, количество мостов и путепроводов увеличилось на 4,3 тыс. Был введён в строй ряд крупных проектов, в т. ч. участки дорог Красноярск – Иркутск, Алтай – Кузбасс, Чита – Хабаровск. Ликвидирован «грунтовой разрыв» между городами Омск и Новосибирск и открыт сквозной проезд от Москвы до Читы. Более 4 тыс. населённых пунктов получили надёжный выход на автодороги с твёрдым покрытием.
Существующая дорожная сеть не отвечает потребностям экономики и темпам автомобилизации страны. По её плотности мы уступаем развитым странам в 10–20 раз. Не завершена единая сеть дорог, связывающая все экономические регионы, что особенно остро ощущается в Сибири и на Дальнем Востоке. Многие соседние субъекты РФ не имеют прямых автодорожных связей. Парк легковых автомобилей растёт почти на 7% в год и за 1992–2002 удвоился. Количество личных легковых автомобилей на 1 тыс. жит. в 1992 составляло 70, в 2002 – 150, а к 2010 достигнет 230– 250, что сопоставимо с показателями ряда европейских стран. Рост автомобильного парка обостряет проблемы перегруженности автодорог, особенно в крупных городах и на подъездах к ним.
В 2001 одобрена программа «Дороги России 21 века». В её основе лежит принцип развития международных и внутрироссийских транспортных коридоров. В результате реализации программы к 2010 сеть автомобильных дорог общего пользования достигнет 670 тыс. км, почти в 2 раза увеличится протяжённость дорог, имеющих 4 полосы и более. Пропускная способность сети возрастёт на 10–12%. Завершится создание единой опорной сети автомобильных дорог России.
Городской пассажирский транспорт
Транспорт общего пользования обеспечивает осн. часть трудовых поездок населения и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. В целом по стране (2002) 49% перевозок городского общественного пассажирского транспорта выполнено автобусами, 22% – троллейбусами, 18% – трамваями, 11% – метрополитеном. В ряде крупных городов на долю городского электрического транспорта приходится более 50% внутригородских пассажирских перевозок.
Автобусным транспортом обслуживается 1274 города и посёлка городского типа, а также 79935 населённых пунктов, расположенных в сельской местности. Всего действуют 9909 городских и 15766 пригородных автобусных маршрутов, по которым курсируют 123,1 тыс. автобусов.
Городской электрический транспорт функционирует в 116 городах (в т. ч. трамвайный – в 67, троллейбусный – 89, метро – в 6 городах). Перевозки осуществляются на 1626 маршрутах. На кон. 2002 протяжённость трамвайных путей составила 6453 км, число маршрутов 654, вагонов 11,4 тыс.; троллейбусных линий – 10160 км, 968 маршрутов, 12,2 тыс. троллейбусов; путей метрополитена – 412 км, 5,8 тыс. вагонов.
Перевозки городским пассажирским транспортом, как правило, убыточны и дотируются из местных и муниципальных бюджетов. Причиной является как неполная компенсация затрат, связанных с перевозкой более чем 60 категорий граждан, имеющих льготы по оплате проезда, так и отсутствие на городском пассажирском транспорте организационно-экономических механизмов, адекватных рыночным условиям.
В 2000–02 подготовлен и начал осуществляться комплекс мер по замене льгот по оплате проезда адресными денежными компенсациями. Одновременно в ряде городов началась реформа городского пассажирского транспорта, направленная на повышение экономической эффективности предприятий, привлечение в сектор частных инвесторов и предпринимателей, обеспечение необходимого уровня социальных гарантий, устойчивое развитие городов и пригородных зон.