Лёгкая промышленность и производство товаров длительного пользования
Лёгкая промышленность и производство товаров длительного пользования
Динамика
Российская лёгкая промышленность оказалась среди «лидеров» институциональных преобразований – разгосударствления и деконцентрации производства, – являвшихся осн. элементами программы по разрушению административно-плановой системы. Уже к 1995 на предприятиях негосударственной формы собственности производилась почти половина продукции отрасли и было занято свыше половины работников данной сферы деятельности. К 2001 эти показатели достигли соответственно 71 и 67%. Общее количество предприятий отрасли, увеличившись с 4,5 тыс. в 1990 до 22,3 тыс. в 1995, т.е. в 5 раз, к 2002 сократилось до 17 тыс., или на 25%. При этом объём производства в лёгкой промышленности сократился в 10 раз, а доля отрасли в структуре промышленного производства страны сократилась с 5,2% в 1992 до 1,7% в 2002 (см. табл. 1 и 2).
Основной причиной кризиса лёгкой промышленности стала исторически сложившаяся специализация отрасли в рамках СССР и СЭВ (на территории РФ производилась осн. часть общесоюзного объёма хлопка-волокна, тканей, кожтоваров и менее половины готовой продукции – швейных, трикотажных, чулочно-носочных изделий, обуви, поступавших по межреспубликанскому обмену и по импорту преимущественно из стран СЭВ). В результате распада единого экономического пространства СССР и СЭВ отечественная лёгкая промышленность лишилась традиционных источников сырья и рынков сбыта. В частно- сти, что касается натурального сырья, то, наряду с сокращением импорта хлопка, производство льноволокна со 124 тыс. т в среднем за 1986–90 уменьшилось до 38 тыс. т в 1996–2002. Посе- вы льна-долгунца, составлявшие в 1990 418 тыс. га, упали до 107 тыс. га в 2000, составив 111 тыс.га в 2002. Более чем двукратное сокращение поголовья всех видов скота не могло не сказаться на сырьевом обеспечении кожевенно-меховой промышленности. Производство искусственных текстильных нитей, в 1990 составлявшее 59 тыс. т, к началу 21 века сократилось до 11 тыс. т, а синтетических соответственно с 52 тыс. т до 18 тыс. т.
Существенную роль сыграло снижение спроса населения на продукцию отрасли. На фоне резкого падения общего уровня доходов населения доля расходов домашних хозяйств на покупку одежды, обуви, белья, тканей в общем объёме потребительских расходов сократилась с 25,9% в 1991 до 12,9% в 1998 и составила 13,3% в 2002.
Особенно негативно кризис сказался на состоянии производственного потенциала отрасли. Наряду с сокращением численности занятых наблюдалось опережающее, по сравнению со всей экономикой, снижение инвестиций в осн. капитал. В 1998 их абсолютный объём составил всего 4,6% к уровню 1990. В результате степень износа осн. фондов по осн. виду деятельности, самая низкая в 1990 (40,2% против 46,4% для промышленности в целом), резко выросла и составила на кон. 2000 54,2% против 51,3%.
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала на предприятиях отрасли последовательно уменьшалась – с 2,3 млн.чел. в 1990 до 0,8 млн.чел. в 2002, или с 3% до 1% общего количества занятых в экономике. В отрасли снижалась и заработная плата: если в 1990 среднемесячная начисленная заработная плата промышленно-производственного персонала на предприятиях отрасли составила 80% среднепромышленного уровня, то в 2002 – всего 44%; это был самый низкий уровень среди всех отраслей промышленности.
Источники роста
Предприятия рос. лёгкой промышленности способны успешно конкурировать на внутреннем рынке: величина и относительная защищённость рынка (в 1995 уровень таможенного обложения импорта продукции лёгкой промышленности удвоился и составляет, по разным товарным группам, 20–30% против 8–16% в Южной Корее, Японии, странах ЕС и США); относительно низкий уровень заработной платы при достаточно высокой квалификации работников, что обеспечивает снижение издержек производства и создаёт условия для быстрого освоения передовых технологий и методов управления; территориальная близость к европейским рынкам и возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры. Объём иностранных инвестиций в осн. капитал предприятий лёгкой промышленности за 1999–2001 увеличился в 63 раза, тогда как в целом по экономике – в 4 раза. Реализация потенциала роста отрасли связана прежде всего с возможностями повышения уровня загрузки существующих производственных мощностей. Так, в 2002 уровень использования среднегодовых мощностей по выпуску готовых шерстяных тканей составил всего 18%, суровых льняных и пенькоджутовых, трикотажных изделий и обуви – 36–37%, чулочно-носочных изделий – 52%, суровых хлопчатобумажных тканей – 59%. В то же время прирост производства изделий лёгкой промышленности в 1999– 2001 сопровождался значительным повышением загрузки мощностей. Более того, был отмечен рост инвестиционной активности. При общем приросте инвестиций в осн. капитал за 1999–2001 во всей экономике на 34%, в промышленности в целом – на 50%, в лёгкой промышленности они возросли на 76%. Коэффициент обновления осн. фондов к началу века составил 0,6 против 0,3 в 1996–99.
Товары длительного пользования (ТДП)
Исторически производство технически сложных ТДП в России было ориентировано не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и частично на вывоз в союзные республики и социалистические страны. К кон. 1990-х гг. на долю РФ приходилось 3/4 общесоюзного выпуска фотоаппаратов и часов, 55–60% производства транспортных средств, бытовой и радиотехники. В 1991 за пределы страны было вывезено 23 млн.часов, 1074 тыс. велосипедов и мопедов, 987 тыс. холодильников, по 750 тыс. радиоприёмников и телевизоров, 690 тыс. стиральных машин, 461 тыс. легковых автомобилей. Производство этой продукции рассредоточено по разл. отраслям.
В 1990–2000 выпуск этих видов продукции резко сократился. Причём, если для 1990–93 были характерны стабилизация производства традиционных ТДП и даже активное наращивание выпуска относительно новых для рос. промышленности их видов (СВЧ-печей, электромясорубок, электрофенов, электросоковыжималок, электрокофемолок, видео- и кассетных магнитофонов, морозильников, двух- и трёхкамерных холодильников и т. п.), что частично явилось прямым следствием конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса, то впоследствии произошёл обвальный спад производства практически всех видов товаров данной группы (см. табл. 3).
Спад производства ТДП в определяющей степени был связан с сокращением спроса. Наибольшая часть населения, потерявшая значительную часть доходов, при трансформации национального хозяйства оказалась вынужденной значительно повысить расходы на продукты питания и оплату услуг, сократив расходы на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (КБНХ). Возникшая новая, небольшая по численности, группа населения, которую принято относить к высокообеспеченной, активно предъявляла спрос на такие товары, как видеотехника, музыкальные центры, персональные компьютеры и т. п. Сокращение спроса на предметы домашнего обихода было связано и с уменьшением масштабов жилищного строительства. Число вновь построенных квартир, составлявшее 1 млн. 175 тыс. ед. в 1990, к 1994 сократилось до 623 тыс., а к 2002 – до 396 тыс. В результате, если объёмы покупок населением России легковых автомобилей в 1995 по отношению к 1991 сократились всего на 5%, то телевизоров и холодильников – на 30%, а стиральных машин – более чем в 3 раза. Одновременно с сокращением внутреннего спроса страна потеряла и рынки стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, если в 1991 было экспортировано 36% произведённых легковых автомобилей, то в 1995 – 25%, соответственно для телевизоров эти показатели составляли 20% и 13%, холодильников и морозильников – 30% и 7%, стиральных машин – 13% и 5%.
Негативное воздействие на масштабы выпуска товаров КБНХ отечественной промышленностью, наряду с сокращением масштабов и изменением структуры спроса со стороны населения в этот период, сыграл массированный импорт данной группы благ. Так, уже к 1995 импорт телевизоров более чем в 2,5 раза превысил уровень национального производства, составив 2638 тыс. шт., в 1997 импорт бытовых холодильников составил 66% отечественного производства, а импорт легковых автомобилей достиг своего максимума – 20,5%. На рос. рынке такие товары отечественного производства, как автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, электрокофеварки, электрокамины, магнитофоны и видеоаппаратура присутствуют в самых минимальных объёмах. В значительной мере подобная ситуация связана с их низким качеством и ненадёжностью. Если прежде этот недостаток компенсировался относительно низкими ценами, то в результате либерализации цен и внешнеэкономических связей ситуация коренным образом изменилась. Резкий рост издержек производства, неблагоприятные для отечественного производителя изменения курса рубля к доллару привели к тому, что цены большинства отечественных товаров и их зарубежных аналогов практически сравнялись и по осн. критерию потребительского выбора «цена – качество» они стали явно неконкурентоспособными.
В результате сокращения покупок существенно изменилась картина обеспеченности населения этими товарами (см. табл. 4).
По уровню обеспеченности осн. предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода Россия сегодня уступает не только развитым странам, но и таким, как Венгрия, Мексика, Чехия, Словакия, Польша, Казахстан, Турция и др.
Вместе с тем с 1999 предприятия начали наращивать выпуск соответствующей продукции и конкурировать с зарубежными поставщиками даже в условиях роста реальных доходов населения в последние годы. Приросты отечественного производства заметно опережают приросты импорта значительного количества товаров данной группы. Не в последнюю очередь это является следствием повышения инновационной активности, созданием совместных предприятий с ведущими зарубежными фирмами, приобретением патентов и лицензий, использованием импортных комплектующих, повышением качества продукции. Если в 1995 было забраковано и понижено в сортности 29% проверенных отечественных легковых автомобилей и холодильников, 30% телевизоров и радиоаппаратуры, 79% стиральных машин, то в 2002 эти показатели составили соответственно 24%, 27%, 12%. Перспективы роста производства данной группы товаров связаны, в первую очередь, с возможностями повышения уровня загрузки мощностей. Так, в 2002 мощности по производству холодильников и часов были использованы лишь наполовину, а электропылесосов – всего на 22%. Существенную роль может играть и гос. протекционистская политика по защите внутреннего рынка. Если во многих странах, продукция которых наполняет сегодня наши прилавки, широко применялись высокие импортные пошлины в период освоения и наращивания производства, то в России такие меры практически отсутствуют.
Естественно, нет необходимости стремиться сохранить в стране производство всего спектра ТДП. Потенциально существуют два направления в развитии этой сферы. Первое – производство высокотехнологичной продукции, ориентирующееся на использование результатов функционирования всё ещё мощного отечественного научно-технического потенциала, способное успешно выдерживать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. Второе – производство тех видов товаров, которые за рубежом практически уже не выпускаются (чёрно-белые телевизоры, электрокипятильники и т. п.), ориентированное на спрос менее обеспеченного собственного населения и рынки развивающихся стран.