Связь и информатизация

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 500-505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Д. Рейман

Связь и информатизация

Связь (те­ле­ком­му­ни­ка­ции) и ин­фор­ма­ти­за­ция от­но­сят­ся к чис­лу наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся от­рас­лей эко­но­ми­ки РФ. Ус­ко­рен­ное раз­ви­тие от­рас­ли в кон. 20 – нач. 21 вв. на ос­но­ве со­вре­мен­ных ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий (ИКТ) соз­да­ло ус­ло­вия для пре­вра­ще­ния Рос­сии в круп­ней­ший те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ный узел, свя­зы­ваю­щий важ­ней­шие эко­но­ми­че­ские рай­оны ми­ра и обес­пе­чи­ваю­щий ме­ж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ст­во в рам­ках гло­баль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва.

По­сту­п­ле­ния в кон­со­ли­ди­ро­ван­ный бюд­жет РФ от от­рас­ли свя­зи со­ста­ви­ли в 2003 80,2 млрд. руб. За 2003 отеч. ин­ве­сти­ции в от­расль пре­вы­си­ли 78,7 млрд. руб. В 1998–2003 от­рас­лью бы­ло ос­вое­но св. 20 но­вых ви­дов тех­но­ло­гий пре­дос­тав­ле­ния ус­луг свя­зи (дос­туп к служ­бам хра­не­ния ви­део­ин­фор­ма­ции, вы­бор и рас­пре­де­ле­ние ви­део­про­грамм, дос­туп в Ин­тер­нет, ус­лу­ги муль­ти­ме­диа, ин­те­рак­тив­но­го и циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния, те­ле­ме­ди­ци­ны, ди­стан­ци­он­но­го обу­че­ния и т. д.).

Государственная политика в области информатизации

Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­ка в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­за­ции при­об­ре­ла кон­цеп­ту­аль­ную це­ло­ст­ность в кон. 1990-х гг. В 1999–2003 соз­да­ны пра­во­вые, ор­га­низа­ци­он­ные и эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия для раз­ви­тия ин­фор­ма­ци­он­ной и ком­му­ни­ка­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры, сло­жи­лись не­об­хо­ди­мые пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния ос­нов ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва:

сфор­ми­ро­вал­ся и бы­ст­ро раз­ви­ва­ет­ся отеч. ры­нок ин­фор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий, про­дук­тов и ус­луг;

сфор­ми­ро­ва­но со­об­ще­ст­во ком­па­ний и фирм, ве­ду­щих про­фес­сио­наль­ную дея­тель­ность на рын­ке ИКТ и об­слу­жи­ваю­щих все сег­мен­ты это­го рын­ка;

на­ко­п­лен опыт про­из­вод­ст­ва то­ва­ров и ус­луг, ис­поль­зую­щих совр. ИКТ;

соз­дан ба­зис для за­ко­но­да­тель­но­го и нор­ма­тив­но­го обес­пе­че­ния раз­ви­тия ИКТ;

в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ком­пь­ю­те­ри­ зи­ро­ва­ны мн. от­рас­ли хо­зяй­ст­ва, в част­но­сти бан­ков­ская сфе­ра и сфе­ра гос. управ­ле­ния;

в об­ще­ст­вен­ном мне­нии сло­жи­лось по­ни­ма­ние ак­ту­аль­но­сти за­да­чи ис­поль­зо­ва­ния ИКТ в биз­не­се, по­ли­ти­ке и управ­ле­нии, в здра­во­охра­не­нии и куль­ту­ре, в нау­ке и об­ра­зо­ва­нии и др. сфе­рах дея­тель­но­сти.

Нормативно-правовая база информатизации и связи

Сло­жи­лись ос­но­вы нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы ин­фор­ма­ти­за­ции и свя­зи, важ­ным эле­мен­том ко­то­рой стал при­ня­тый в 2003 Фе­де­раль­ный за­кон «О свя­зи», ре­гу­ли­рую­щий пра­ви­ла взаи­мо­дей­ ст­вия уча­ст­ни­ков те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го рын­ка и за­щи­щаю­щий пра­ва поль­зова­те­лей ус­луг свя­зи. За­кон на­прав­лен на обес­пе­че­ние един­ст­ва ин­фор­ма­ци­он­ но­го и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го про­стран­ст­ва с учё­том на­цио­наль­ных инте­ре­сов в ин­фор­ма­ци­он­ной сфе­ре, по­ло­же­ний Док­три­ны ин­фор­ма­ци­он­ной безо­пас­но­сти РФ, Кон­цеп­ции раз­ви­тия рын­ка те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных ус­луг РФ, гар­мо­ни­за­ции с ев­ро­пей­ским за­ко­но­да­тель­ст­вом и нор­ма­ми ВТО в об­лас­ти свя­зи. Для обес­пе­че­ния не­дис­кри­ми­на­ци­он­но­го дос­ту­па к се­те­вой ин­фра­струк­ту­ре свя­зи в за­ко­не пре­ду­смот­ре­но юри­ди­че­ское ре­гу­ли­ро­ва­ние этой сфе­ры.

Но­вое по­ня­тие в за­ко­не – «уни­вер­саль­ное об­слу­жи­ва­ние», пре­ду­смат­ри­ваю­щее ока­за­ние ус­луг свя­зи лю­бо­му поль­зо­ва­те­лю в за­дан­ный срок, с ус­та­нов­лен­ным ка­че­ст­вом и по дос­туп­ной це­не.

За­кон об­ла­да­ет зна­чи­тель­ной со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­стью, соз­да­ёт по­нят­ные пра­ви­ла иг­ры для уча­ст­ни­ков те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го рын­ка, де­лая его от­кры­тым и дос­туп­ным, спо­соб­ст­ву­ет улуч­ше­нию пред­при­ни­ма­тель­ско­го кли­ма­та от­рас­ли, сни­же­нию ин­ве­сти­ци­он­ных рис­ков и по­вы­ше­нию её ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти.

Для под­твер­жде­ния под­лин­но­сти ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной из ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем ли­бо в ре­зуль­та­те пе­ре­да­чи по от­кры­тым се­тям, в 2002 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «Об элек­трон­ной циф­ро­вой под­пи­си», соз­даю­щий ус­ло­вия для ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та, рос­та эф­фек­тив­но­сти биз­не­са и гос. управ­ле­ния, фор­ми­рую­щий не­об­хо­ди­мые пред­по­сыл­ки для вхо­ж­де­ния стра­ны в ми­ро­вое ин­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ст­во.

20.12.2002 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «О Го­су­дар­ст­вен­ной ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной сис­те­ме Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Вы­бо­ры». В том же го­ду на­ча­лась реа­ли­за­ция Фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы (ФЦП) «Элек­трон­ная Рос­сия (2002–2010 го­ды)». Сде­лан пер­вый важ­ный шаг по пу­ти соз­да­ния ус­ло­вий для ши­ро­ко­мас­штаб­но­го вне­дре­ния и рас­про­стра­не­ния ИКТ во все сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва.

Российский сегмент сети Интернет

Ус­пеш­но раз­ви­ва­ет­ся рос. сег­мент сети­ Ин­тер­нет, объ­ём ус­луг (без дос­ту­па) в ко­то­ром оце­ни­вал­ся в 220 млн. долл. (2003). Об­щее чис­ло поль­зо­ва­телей Ин­тер­не­та дос­тиг­ло 12–14 млн. чел., что со­от­вет­ст­ву­ет объ­ё­му кри­ти­че­ско­го на­сы­ще­ния, по­сле ко­то­ро­го, как пра­ви­ло, на­чи­на­ет­ся экс­по­нен­ци­аль­ный рост чис­ла поль­зо­ва­те­лей. Рост тра­фи­ка Ин­тер­нет в 2003 пре­вы­сил 180%. Ши­ро­ко­по­лос­ный дос­туп в Ин­тер­нет дос­ту­пен дос­та­точ­но ши­ро­ко­му кру­гу поль­зо­ва­те­лей. Рос­сия ус­ту­па­ет в этой об­лас­ти ми­ро­вым ли­де­рам, од­на­ко струк­ту­ра се­ти (как во взаи­мо­свя­зях с др. стра­на­ми, так и в свя­зях ме­ж­ду ре­гио­на­ми Рос­сии) бы­ст­ро улуч­ша­ет­ся, по­сто­ян­но рас­тёт вос­тре­бо­ван­ность на­цио­наль­но­го кон­тен­та (до 70% тра­фи­ка за­мы­ка­ет­ся внут­ри РФ). Объ­ём элек­трон­ной тор­гов­ли в се­ти оце­ни­ва­ет­ся в 150–200 млн. долл., при еже­год­ном при­рос­те 30%.

Фор­ми­ру­ет­ся ин­фра­струк­ту­ра для раз­ви­тия тех­но­ло­гий «элек­трон­но­го пра­ви­тель­ст­ва», к ком­пь­ю­тер­ным се­тям под­клю­че­ны сот­ни объ­ек­тов бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций всех ре­гио­нов Рос­сии. Для раз­ви­тия тех­но­ло­гий «элек­трон­но­го пра­ви­тель­ст­ва» про­ве­дён ана­лиз те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры и ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных сис­тем бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций, раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та в ор­га­нах гос. вла­сти, что яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем для по­вы­ше­ния про­зрач­но­сти, от­кры­то­сти и эф­фек­тив­но­сти дея­тель­но­сти ор­га­нов вла­сти, в т. ч. в рам­ках ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ре­фор­мы.

Соз­да­ёт­ся фе­де­раль­ная меж­ве­дом­ст­вен­ная ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная сис­те­ма (АС) сбо­ра, хра­не­ния и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции о про­сле­до­вав­ших че­рез Гос. гра­ни­цу РФ ли­цах, транс­порт­ных сред­ст­вах, гру­зах, то­ва­рах и жи­вот­ных (АС «По­гран­кон­троль»). Про­во­дят­ся ра­бо­ты по раз­ви­тию АС ма­ши­но­счи­ты­вае­мых пас­пор­тов и виз, раз­ра­бот­ке стан­дар­тов и вне­дре­нию АС пас­порт­но-ви­зо­во­го кон­тро­ля до­ку­мен­тов, со­дер­жа­щих био­мет­ри­че­ские дан­ные лич­но­сти, по­строе­нию еди­ной сис­те­мы обес­пе­че­ния над­зо­ра за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­тег­ри­ро­ван­ной те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры. На­ча­та ра­бо­та по соз­да­нию АС «Го­су­дар­ст­вен­ный ре­гистр на­се­ле­ния» (АС ГРН).

Соз­да­ёт­ся гос. АС «Пра­во­су­дие» для фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ст­ва и обес­пе­че­ния эф­фек­тив­но­го управ­ле­ния су­деб­ным де­ло­про­из­вод­ст­вом.

Про­дол­жа­ют­ся ра­бо­ты по ис­поль­зо­ва­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных тех­но­ло­гий (smart-тех­но­ло­гий) для ре­ше­ния за­дач по фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го элек­трон­но­го до­ку­мен­та для жи­те­лей ме­га­по­ли­сов (оп­ла­та ком­му­наль­ных пла­те­жей, про­езд в об­ще­ст­вен­ном транс­пор­те, на­чис­ле­ние пен­сий, со­ци­аль­ная за­щи­та).

В боль­шин­ст­ве субъ­ек­тов РФ от­ра­бо­та­ны тех­ни­че­ские ре­ше­ния по обес­пе­че­нию мас­со­во­го дос­ту­па гра­ж­дан к се­ти Ин­тер­нет, при этом став­ка де­ла­ет­ся на пунк­ты кол­лек­тив­но­го дос­ту­па на ба­зе об­ще­дос­туп­ных се­тей об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ и поч­то­вых от­де­ле­ний свя­зи.

Ши­ро­ко­мас­штаб­ное вне­дре­ние совр. ИКТ в ре­аль­ный сек­тор эко­но­ми­ки по­ зво­лит пе­ре­вес­ти ры­ноч­ную ин­фра­струк­ту­ру хо­зяй­ст­ва (фи­нан­сы, тор­гов­ля и т. д.) на ин­фор­ма­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­скую ос­но­ву. Это раз­ви­ва­ет тех­но­ло­ги­че­ский ба­зис элек­трон­ной биз­нес-сре­ды, спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию элек­трон­ной ком­мер­ции, в т. ч. осу­ще­ст­в­ле­нию за­ку­пок про­дук­ции для гос. нужд че­рез Ин­тер­нет и соз­да­нию сис­те­мы ин­фор­ма­ци­он­но-мар­ке­тин­го­вых цен­тров.

Ры­нок ус­луг свя­зи и ин­фор­ма­ти­за­ции раз­ви­ва­ет­ся как в го­су­дар­ст­вен­ном, так и в ча­ст­ном сек­то­ре. Кон­троль­ный па­кет ак­ций гос. сек­то­ра при­над­ле­жит го­су­дар­ст­ву. Наи­бо­лее круп­ные пред­ста­ви­те­ли – ОАО «Связь­ин­вест» со свои­ми меж­ре­гио­наль­ны­ми ком­па­ния­ми свя­зи, ОАО «Рос­те­ле­ком», гос. пред­при­ятие «Кос­ми­че­ская связь» и др. фе­де­раль­ные гос. пред­при­ятия.

С раз­ви­ти­ем при­ва­ти­за­ции воз­рас­та­ет роль ча­ст­но­го сек­то­ра, осо­бен­но в сфе­ре про­дук­ции и ус­луг со­то­вой свя­зи (мо­биль­ный ры­нок), где еже­год­ные при­рос­ты объ­ё­мов обо­ро­та со­став­ля­ют 40– 80%. Вы­со­кая кон­ку­рен­ция при­во­дит к сни­же­нию стои­мо­сти еди­ни­цы про­дук­ции и ус­луг при рос­те обо­ро­та и при­бы­ли за счёт рас­ши­ре­ния чис­ла по­тре­би­те­лей, по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва и пре­дос­тав­ле­ния но­вых ви­дов про­дук­ции ус­луг (пе­ре­ход на ка­че­ст­вен­ную циф­ро­вую связь, ком­му­ти­руе­мый Ин­тер­нет, вы­со­ко­ско­ро­ст­ные ка­на­лы пе­ре­да­чи дан­ных, мно­го­функ­цио­наль­ные элек­трон­ные кар­ты). Ры­ноч­ная ка­пи­та­ли­за­ция и гос., и ча­ст­ных пред­при­ятий рас­тёт.

Рынок ИКТ

Ры­нок ИКТ в Рос­сии в 1999–2003 раз­ви­вал­ся вы­со­ки­ми тем­па­ми (об­щее чис­ло экс­плуа­ти­руе­мых ЭВМ пре­вы­си­ло 13 млн. шт.; чис­ло пер­со­наль­ных ком­пь­ю­те­ров в рас­чё­те на ду­шу на­се­ле­ния дос­тиг­ло 9,0 шт. на 100 чел.). Про­из­вод­ст­во про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и сфе­ра ус­луг рос­ли бы­ст­рее, чем про­дажа ап­па­рат­ных средств. Струк­ту­ра рын­ка ИКТ (64% – про­да­жа ап­па­рат­ных средств, 11% – про­грамм­ное обес­пе­че­ние, 25% – ус­лу­ги) сви­де­тель­ст­ву­ет о его не­зре­ло­сти, т. к. на раз­ви­тых рын­ках до­ля про­из­вод­ст­ва про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и ус­луг су­ще­ст­вен­но вы­ше. Вме­сте с тем струк­ту­ра рын­ка по­сто­ян­но улуч­ша­ет­ся, сек­тор про­из­вод­ст­ва про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и ус­луг рас­тёт при­бли­зи­тель­но в 3 раза бы­ст­рее, чем сек­тор про­даж ап­па­рат­ных средств.

На рын­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для управ­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­ны­ми сис­те­ма­ми мас­шта­ба пред­при­ятия на­ме­ти­лась тен­ден­ция к соз­да­нию аль­ян­сов ме­ж­ду круп­ны­ми за­пад­ны­ми по­став­щи­ка­ми про­грамм­ных ре­ше­ний и рос. ком­па­ния­ми, соз­да­те­ля­ми отеч. раз­ра­бо­ток в этой об­лас­ти.

В то же вре­мя уве­ли­чи­ва­ет­ся до­ля рос. про­грамм­ных про­дук­тов на ми­ро­вом рын­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, в пер­вую оче­редь за счёт оф­шор­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния и про­дук­тов, рас­счи­тан­ных на мас­со­во­го по­тре­би­те­ля (ан­ти­ви­ру­сы, сис­те­мы рас­по­зна­ва­ния сим­во­лов, сред­ст­ва по­дав­ле­ния спа­ма, ком­пь­ю­тер­ные иг­ры и др. про­дук­ты).

Электросвязь

Элек­тро­связь (лю­бые из­лу­че­ние, пе­ре­да­ча или при­ём зна­ков, сиг­на­лов, го­ло­со­вой ин­фор­ма­ции, пись­мен­но­го тек­ста, изо­бра­же­ний, зву­ков или со­об­ще­ний лю­бо­го ро­да по ра­дио­сис­те­ме, про­вод­ной, оп­ти­че­ской и др. элек­тро­маг­нит­ным сис­те­мам) – важ­ней­ший сег­мент те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной от­рас­ли, в ко­то­рый вхо­дит как фик­си­ро­ван­ная (про­вод­ная), так и под­виж­ная (мо­биль­ная) связь.

В 2003 об­щий объ­ём пре­дос­тав­лен­ных ус­луг элек­тро­свя­зи дос­тиг 359,1 млрд. руб., при этом до­ля тра­ди­ци­он­ных опе­ра­то­ров (ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­ли­стов) на рын­ке со­ста­ви­ла ок. 40%, а но­вых опе­ра­то­ров свя­зи – 60%.

Рост объ­ё­мов пре­дос­тав­лен­ных ус­луг во мно­гом дос­ти­га­ет­ся за счёт ча­ст­ных оте­че­ст­вен­ных и ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в ба­зо­вую те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ную ин­фра­струк­ту­ру. Так, в 2003 вве­де­ны в экс­плуа­та­цию ок. 62 тыс.км ка­бель­ных и ра­дио­ре­лей­ных ли­ний свя­зи, 4,0 млн. но­ме­ров ав­то­ма­ти­че­ских те­ле­фон­ных стан­ций фик­си­ро­ван­ной свя­зи и 16,8 млн. но­ме­ров под­виж­ной ра­дио­те­ле­фон­ной свя­зи, св. 53,0 тыс. ка­на­лов ме­ж­ду­го­род­ных и ме­ж­ду­на­род­ных те­ле­фон­ных стан­ций.

Фиксированная связь

В сег­мен­те фик­си­ро­ван­ной свя­зи объ­е­ди­ни­лись (2002) 72 опе­ра­то­ра в 7 меж­ре­гио­наль­ных ком­па­ний («Центр Те­ле­ком», «Се­ве­ро-За­пад­ный Те­ле­ком», «Вол­га­Те­ле­ком», «Юж­ная Те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ная Ком­па­ния», «Урал­связь­ин­форм», «Си­бирь­те­ле­ком», «Дальсвязь»), об­ра­зо­вав хол­динг «Связь­ин­вест», ко­то­рый в 2003 пе­ре­шёл к пол­номас­штаб­но­му ре­фор­мирова­нию об­ществ элек­тро­свя­зи по всем ас­пек­там фи­нан­со­во-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, что по­тре­бо­ва­ло раз­ра­бот­ки Про­грам­мы кор­по­ра­тив­ной ре­ст­рук­ту­ри­за­ции, ка­саю­щей­ся как са­мо­го хол­дин­га, так и ка­ж­дой из меж­ре­гио­наль­ных ком­па­ний свя­зи. По­след­ние про­шли про­це­ду­ру присвое­ния рей­тин­га кор­по­ра­тив­но­го уп­рав­ле­ния ме­ж­ду­на­род­ным рей­тин­го­вым агент­ст­вом Standar d&Poors. Тем са­мым ры­нок ус­луг элек­тро­свя­зи во­шёл в за­вер­шаю­щую ста­дию пе­ре­хо­да от ес­те­ст­вен­но-мо­но­поль­но­го к кон­ку­рент­но­му со­стоя­нию.

Местная телефонная связь

Рис. 1. Ввод мощностей связи.

Ме­ст­ная те­ле­фон­ная связь раз­ви­ва­ет­ся на ба­зе циф­ро­вых АТС, что по­вы­ша­ет ка­че­ст­во и рас­ши­ря­ет спектр пре­дос­тав­ляе­мых ус­луг (ус­лу­ги ин­тел­лек­ту­аль­ных се­тей и дос­ту­па в Ин­тер­нет, ISDN, те­ле­ма­ти­че­ские служ­бы). Ко­эф­фи­ци­ент ис­поль­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в ме­ст­ной те­ле­фон­ной се­ти по всем опе­ра­то­рам в 2003 со­ста­вил 46,6%. Од­но­вре­мен­но уда­лось пе­ре­ло­мить тен­ден­цию ста­ре­ния ос­нов­ных фон­дов свя­зи: ес­ли в по­след­ние го­ды тем­пы из­но­са уве­ли­чи­ва­лись в год на 1,4 пунк­та, то в 2003 они при­ос­та­но­ви­лись и да­же не­сколь­ко сни­зи­лись.

В со­от­вет­ст­вии с ФЦП «Со­ци­аль­ное раз­ви­тие се­ла до 2010 го­да» про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие сель­ской те­ле­фон­ной свя­зи: в 2003 вве­де­но в экс­плуа­та­цию 355,6 тыс. но­ме­ров (на 47,4% боль­ше, чем в 2002).

Ак­тив­но осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­ние так­со­фон­но­го пар­ка в со­от­вет­ст­вии с Кон­цеп­ци­ей Еди­ной так­со­фон­ной кар­ты (ЕТК).

Междугородная и международная связь

Рис. 2. Динамика развития средств связи (общее количество телефонных аппаратов, млн.шт.).

Ры­нок ус­луг ме­ж­ду­го­род­ной и ме­ж­ду­на­род­ной свя­зи в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни ос­та­ёт­ся мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ным, гл. обр. из-за су­ще­ст­вую­щей сис­те­мы пе­ре­крё­ст­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния. Осн. опе­ра­ тор на этом рын­ке – ОАО «Рос­те­ле­ком», сеть ко­то­ро­го про­пус­ка­ет ок. 60% все­го ме­ж­ду­го­род­но­го и ме­ж­ду­на­род­но­го тра­фи­ка РФ. В ус­ло­ви­ях кон­ку­рен­ции (на рын­ке при­сут­ст­ву­ют ок. 300 аль­тер­на­тив­ных опе­ра­то­ров) эта до­ля по­сте­пен­но сни­жа­ет­ся. Ли­бе­ра­ли­за­ция дан­но­го сег­мен­та рын­ка кон­тро­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом с учё­том обес­пе­че­ния тре­бо­ва­ний «Док­три­ны на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Ос­но­ву ме­ж­ду­го­род­ной и ме­ж­ду­на­род­ной свя­зи со­став­ля­ют ка­бель­ные (в т. ч. во­ло­кон­но-оп­ти­че­ские) и ра­дио­ре­лей­ные ли­нии свя­зи; 3–4% тра­фи­ка пе­ре­да­ёт­ся по спут­ни­ко­вым ка­на­лам свя­зи.

Мобильная связь

Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие мо­биль­ной свя­зи определяется су­ще­ст­вен­ным улуч­ше­ни­ем струк­ту­ры рын­ка, уве­ли­че­ни­ем зо­ны ох­ва­та се­тей, рос­том про­ник­но­ве­ния ус­луг ра­дио­те­ле­фон­ной свя­зи (пре­ж­де все­го на ре­гио­наль­ные рын­ки), по­вы­ше­ни­ем их дос­туп­но­сти, тех­но­ло­ги­че­ским раз­ви­ти­ем и вне­дре­ни­ем но­вых ус­луг. Чис­ло або­нен­тов мо­биль­ной свя­зи уве­ли­чи­лось с 18 млн. (2002) до 36 млн. (2003). Ко­ли­че­ст­во або­нен­тов мо­биль­ной свя­зи срав­ня­лось с ко­ли­че­ст­вом або­нен­тов фик­си­ро­ван­ной свя­зи, а на нач. 2004 поч­ти на 2 млн. чел. (5,5%) пре­вы­си­ло его. Во мно­гих ре­гио­нах ус­лу­ги под­виж­ной ра­дио­те­ле­фон­ной свя­зи ста­ли бо­лее дос­туп­ны­ми, чем ус­лу­ги фик­си­ро­ван­ной те­ле­фон­ной свя­зи. Рост чис­ла або­нен­тов обес­пе­чи­ли опе­ра­то­ры фе­де­раль­ной се­ти со­то­вой под­виж­ной свя­зи стан­дар­та GSM-900/1800. Уро­вень про­ник­но­ве­ния со­то­вой свя­зи к кон. 2003 дос­тиг 24,7%. Рос. ком­па­ния МТС (Мо­биль­ные Те­ле­Сис­те­мы) ста­ла круп­ней­шим со­то­вым опе­ра­то­ром стран СНГ и Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Подвижная спутниковая связь

Ак­тив­но рас­тёт ры­нок ус­луг под­виж­ной спут­ни­ко­вой свя­зи. Бла­го­да­ря раз­ви­тию этой тех­но­ло­гии бо­лее 35 тыс. жит. от­да­лён­ных на­се­лён­ных пунк­тов Си­би­ри, Край­не­го Се­ве­ра, Ту­вы, Яку­тии и Даль­не­го Вос­то­ка име­ют воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ус­лу­га­ми свя­зи и ин­фор­ма­ции.

В це­лях объ­е­ди­не­ния уси­лий от­дель­ных ве­домств и ор­га­ни­за­ций по соз­да­нию еди­ной циф­ро­вой се­ти про­фес­сио­наль­ной под­виж­ной ра­дио­свя­зи ор­га­ни­зо­ва­на раз­ра­бот­ка сис­тем­но­го про­ек­та «Фе­де­раль­ная сеть под­виж­ной ра­дио­свя­зи стан­дар­та TETRA».

Со­глас­но дей­ст­вую­щей Кон­цеп­ции раз­ви­тия со­то­вых сис­тем под­виж­ной свя­зи об­ще­го поль­зо­ва­ния на пе­ри­од до 2010, даль­ней­шее раз­ви­тие мо­биль­ной свя­зи долж­но про­ис­хо­дить пу­тём за­ме­ны ана­ло­го­вых се­тей циф­ро­вы­ми, мо­дер­ни­за­ции се­тей NMT-450 на ба­зе циф­ро­вых тех­но­ло­гий. При этом учи­ты­ва­ет­ся не­об­хо­ди­мость вне­дре­ния в Рос­сии се­тей под­виж­ной свя­зи третье­го по­ко­ле­ния.

Се­ти NMT-450 ра­бо­та­ют на тер­ри­то­рии РФ с 1991, их раз­вер­ну­ли 60 опе­ра­то­ров бо­лее чем в 500 го­ро­дах, их ус­лу­га­ми поль­зу­ют­ся неск. со­тен ты­сяч або­нен­тов. Ис­поль­зо­ва­ние низ­ких час­тот обу­слов­ли­ва­ет бо­лее уве­рен­ный при­ём сиг­на­ла на боль­ших рас­стоя­ни­ях, что оп­ре­де­ля­ет наи­луч­шую эко­но­ми­че­скую эф­фек­тив­ность та­кой тех­но­ло­гии для по­кры­тия об­шир­ных про­странств. Это по­слу­жи­ло ос­но­вой для мо­дер­ни­за­ции се­тей со­то­вой свя­зи диа­па­зо­на 450 МГц, сде­ла­ло её при­вле­ка­тель­ной для ин­ве­сто­ров и про­из­во­ди­те­лей обо­ру­до­ва­ния.

Мобильный доступ в Интернет

Рис. 3. Мобильная электросвязь (млн. абонентских терминалов).

Мо­биль­ный дос­туп в Ин­тер­нет с по­мо­щью тех­но­ло­гии GPRS (Global Package Radio System) в Рос­сии ис­поль­зу­ет­ся с сер. 2001. Его по­пу­ляр­ность у рос. поль­зо­ва­те­лей за­мет­но мень­ше, чем в стра­нах ЕС, что обу­слов­ле­но бо­лее позд­ним на­ча­лом пре­дос­тав­ле­ния ус­лу­ги и не­дос­та­точ­ным объ­ё­мом кон­тен­та. Бо­лее 90% по­се­ще­ний при­хо­дит­ся на до­маш­ние ре­сур­сы опе­ра­то­ров. Сре­ди кор­по­ра­тив­ных кли­ен­тов мо­биль­ный дос­туп в Ин­тер­нет вос­тре­бо­ван зна­чи­тель­но мень­ше, чем уда­лён­ная ра­бо­та с соб­ст­вен­ны­ми ба­за­ми дан­ных и при­ло­же­ний.

Не­смот­ря на от­но­си­тель­но не­боль­шое ко­ли­че­ст­во поль­зо­ва­те­лей GPRS, опе­ра­то­ры де­мон­ст­ри­ру­ют го­тов­ность про­дви­гать её и сти­му­ли­ро­вать спрос. Тех­но­ло­гии SMS (Short Messaging System) и GPRS сли­ва­ют­ся в но­вую тех­но­ло­гию MMS (Multimedia Messaging Service), реа­ли­зо­ван­ную на ба­зе GPRS и по­зво­ляю­щую пе­ре­да­вать со­об­ще­ния но­во­го ка­че­ст­вен­но­го уров­ня, со­дер­жа­щие изо­бра­же­ния, му­зы­ку и текст. MMS-те­ле­фо­ны ос­на­ще­ны цвет­ны­ми эк­ра­на­ми, по­зво­ля­ют за­пи­сы­вать и пе­ре­да­вать аудио­со­об­ще­ния, под­клю­чать циф­ро­вые фо­то­ап­па­ра­ты и пе­ре­да­вать фо­то­сним­ки. Тен­ден­ции раз­ви­тия рын­ка мо­биль­но­го кон­тен­та дос­та­точ­но бла­го­при­ят­ны.

Спутниковая связь

Раз­ви­тие спут­ни­ко­вой свя­зи, на­циональ­ной ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки спут­ни­ков свя­зи и ве­ща­ния, эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние и за­щи­та ор­би­таль­но-час­тот­но­го ре­сур­са РФ – од­но из важ­ней­ших на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной от­рас­ли.

На­цио­наль­ная сис­те­ма спут­ни­ко­вой свя­зи и ве­ща­ния иг­ра­ет важ­ную роль в вы­пол­не­нии гос. за­дач по рас­про­стра­не­нию ра­дио­те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм на всей тер­ри­то­рии РФ и по её за­ру­беж­ным по­соль­ст­вам и пред­ста­ви­тель­ст­вам, а так­же по ор­га­ни­за­ции ма­ги­ст­раль­ных, ме­ж­ду­на­род­ных и зо­но­вых свя­зей в уда­лён­ных и труд­но­дос­туп­ных ре­гио­нах стра­ны.

Обо­ру­до­ва­ние спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции, оп­ре­де­ляю­щее по­ло­же­ние объ­ек­тов на по­верх­но­сти Зем­ли, ис­поль­зу­ет­ся как в во­ен­ной, так и в гра­ж­дан­ской сфе­ре. В Рос­сии дей­ст­ву­ет Гло­баль­ная на­ви­га­ци­он­ная спут­ни­ко­вая сис­те­ма (ГЛОНАСС), соз­дан­ная в 1993 и по­зво­ляю­щая прак­ти­че­ски в лю­бом мес­те пла­не­ты (за ис­клю­че­ни­ем при­по­ляр­ных об­лас­тей) оп­ре­де­лять ме­сто­по­ло­же­ние и ско­рость дви­же­ния объ­ек­тов. В гра­ж­дан­ской сфе­ре сис­те­мы спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в гео­де­зии и кар­то­гра­фии, авиа­ции, ав­то­мо­биль­ном, мор­ском и реч­ном транс­пор­те, во вне­ве­дом­ст­вен­ной ох­ра­не.

В 1999–2003 рос. ор­би­таль­ная груп­пи­ров­ка спут­ни­ков свя­зи и ве­ща­ния об­но­ви­лась и по­пол­ни­лась де­вя­тью кос­ми­че­ски­ми ап­па­ра­та­ми (КА) («Экс­пресс-АМ 22», три КА «Экс­пресс-А», два КА «Ямал-200», «Ямал-100», «Го­ри­зонт-45» и «Эк­ран-18»). В 2003 осу­ще­ст­в­ле­ны за­пус­ки двух со­вре­мен­ных КА «Ямал-200» и од­но­го КА «Экс­пресс-АМ22» со сро­ком ак­тив­но­го со­суще­ст­во­ва­ния 10 лет, по­зво­лив­шие по­вы­сить спут­ни­ко­вый ре­сурс рос. груп­пи­ров­ки на 96 транс­пон­де­ров с по­лосой в 36 МГц ка­ж­дый. Для за­пуска этих кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов бы­ли за­дей­ст­вова­ны цен­тры управ­ле­ния по­лёта­ми («Ша­бо­лов­ка», «Же­лез­но­горск», «Дуб­на», «Ко­ро­лёв»), при­над­ле­жа­щие ФГУП «Кос­ми­че­ская связь» и ОАО «Газ­ком».

ФГУП «Кос­ми­че­ская связь» про­дол­жа­ет фи­нан­си­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва че­ты­рёх КА се­рии «Экс­пресс-АМ», три из ко­то­рых долж­ны быть за­пу­ще­ны в 2004.

В свя­зи с пред­стоя­щим за­вер­ше­ни­ем вы­пол­не­ния Про­грам­мы 2000–05 по соз­да­нию кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов се­рии «Экс­пресс-АМ» раз­ра­бо­та­на Кон­цеп­ция раз­ви­тия на­цио­наль­ной ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки спут­ни­ков свя­зи и веща­ния на пе­ри­од до 2015. В пер­спек­ти­ве пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ком­плек­то­ва­ние ор­би­таль­ной груп­пи­ров­ки КА свя­зи ма­ло­го, сред­не­го и тя­жё­ло­го клас­сов с ко­ли­че­ст­вом транс­пон­де­ров при­мер­но 10–30–60, со­от­вет­ст­вен­но, и со сро­ком ак­тив­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния не менее 12 лет.

До­ля РФ на ми­ро­вом рын­ке ус­луг кос­ми­че­ской свя­зи со­став­ля­ет 1,4–1,6%. Осн. на­цио­наль­ный опе­ра­тор ФГУП «Кос­ми­че­ская связь» за­ни­ма­ет 64% отеч. рын­ка спут­ни­ко­вой свя­зи и ве­ща­ния. На­прав­ле­ния даль­ней­ше­го раз­ви­тия сис­тем спут­ни­ко­вой свя­зи – соз­да­ние муль­ти­сер­вис­ных се­тей с пре­дос­тав­ле­ни­ем ши­ро­ко­му кру­гу поль­зо­ва­те­лей пол­но­го па­ке­та совр. ус­луг свя­зи (ор­га­ни­за­ция ме­ж­ду­на­род­ных и ме­ж­ду­го­род­ных те­ле­фон­ных свя­зей, дос­туп в Ин­тер­нет, пе­ре­да­ча дан­ных, обес­пе­че­ние ви­део- и ау­дио­кон­фе­рен­цс­вя­зи, рас­пре­де­ле­ние циф­ро­во­го па­ке­та те­ле­ра­дио­про­грамм, ус­лу­ги те­ле­ме­ди­ци­ны и те­ле­об­ра­зо­ва­ния и др.).

Телевизионное и звуковое вещание

Раз­ви­тие те­ле­ви­зи­он­но­го и зву­ко­во­го ве­ща­ния ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ох­ва­том на­се­ле­ния ко­ли­че­ст­вом ра­дио­те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм. К нач. 2003 те­ле­ви­зи­он­ным ве­ща­ни­ем ох­ва­че­но 99,1% рос. на­се­ле­ния, в т. ч. сель­ско­го – 97,8%. Две и бо­лее про­грам­мы те­ле­ви­де­ния мог­ли смот­реть со­от­вет­ст­вен­но 96,7% и 91,4% на­се­ле­ния, три и бо­лее – 73,3% и 43,2%, че­ты­ре и бо­лее – 54,1% и 20,7%. В 18 тыс. на­се­лён­ных пунк­тов при­ни­ма­ет­ся все­го од­на те­ле­про­грам­ма. У на­се­ле­ния ок. 70 млн. те­ле­ви­зо­ров. На 100 се­мей при­хо­дит­ся 101 ра­дио­при­ём­ник. На нач. 2003 на­счи­ты­ва­лось 21,0 млн. осн. ра­дио­транс­ля­ци­он­ных то­чек. На­ря­ду с гос. ве­ща­тель­ны­ми струк­ту­ра­ми дей­ст­ву­ют ок. 2,5 тыс. ком­мер­че­ских те­ле- и ра­дио­ком­па­ний. Од­на­ко ры­нок ус­луг те­ле­ра­дио­ве­ща­ния (ТРВ) раз­ви­ва­ет­ся не­рав­но­мер­но. В бо­лее бла­го­при­ят­ных ус­ло­ви­ях на­хо­дит­ся го­род­ское на­се­ле­ние.

В 2003 раз­ра­бо­та­на Кон­цеп­ция раз­ви­тия рын­ка ус­луг свя­зи в об­лас­ти те­ле­ра­дио­ве­ща­ния в РФ на пе­ри­од до 2015, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет пер­спек­ти­вы раз­ви­тия, роль гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния и осн. на­прав­ле­ния ре­ст­рук­ту­ри­за­ции ор­га­ни­за­ций свя­зи и рын­ка ус­луг свя­зи в об­лас­ти ТРВ. Со­глас­но про­гно­зам, ём­кость рын­ка ус­луг ТРВ к 2015 уве­ли­чит­ся с 10,9 млрд. до 63,2 млрд. руб.

Технические средства сетей распределения телевизионных программ

Ры­нок тех­ни­че­ских средств се­тей рас­пре­де­ле­ния те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм дос­та­точ­но ог­ра­ни­чен. В его раз­ви­тии за­ин­те­ре­со­ва­ны гос. те­ле­ви­зи­он­ные ка­на­лы («Рос­сия», «Куль­ту­ра»), ра­дио­ка­на­лы («Ма­як», «Ра­дио Рос­сии»), а так­же круп­ные ком­мер­че­ские те­ле­ра­дио­ве­ща­тель­ные ком­па­нии («Пер­вый ка­нал», «НТВ» и др.). Для рас­пре­де­ли­тель­ных се­тей ТРВ пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лись ра­дио­ре­лей­ные и ка­бель­ные ли­нии свя­зи, а с 1967 – до­пол­ни­тель­но спут­ни­ко­вые рас­пре­де­ли­тель­ные се­ти. К нач. 2004 для по­да­чи про­грамм бы­ли за­дей­ст­во­ва­ны 12 отеч. кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов и ряд за­ру­беж­ных. В 2004–07 за­пла­ни­ро­ван пе­ре­вод спут­ни­ко­вой се­ти рас­пре­де­ле­ния го­су­дар­ственных те­ле­про­грамм на циф­ро­вую фор­му с соз­да­ни­ем в Рос­сии еди­ной се­ти при­ём­ных и пе­ре­даю­щих стан­ций циф­ро­во­го фор­ма­та (ок. 9 тыс. спут­ни­ко­вых стан­ций).

Од­но из важ­ней­ших средств рас­пре­де­ле­ния те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм – гиб­рид­ные сис­те­мы ка­бель­но­го те­ле­ви­зи­он­но­го ве­ща­ния (КТВ), обес­пе­чи­ваю­щие рас­ши­ре­ние по­ло­сы час­тот в пря­мом на­прав­ле­нии до 862 МГц и соз­дание об­рат­ных ка­на­лов с верх­ней грани­цей 65 МГц в ко­ак­си­аль­ном ка­бе­ле и до 200 МГц в оп­ти­че­ском ка­бе­ле. Вновь соз­да­вае­мые се­ти пла­ни­ру­ет­ся стро­ить на ос­но­ве гиб­рид­ной во­ло­кон­но-ко­ак­си­аль­ной тех­но­ло­гии, по­зво­ляю­щей осу­ще­ст­в­лять пря­мой и об­рат­ный або­нент­ский дос­туп по од­ной фи­зи­че­ской ли­нии.

Мин-вом свя­зи РФ при­ня­та Про­грам­ма мо­дер­ни­за­ции гос. пе­ре­даю­щей се­ти рас­про­стра­не­ния ра­дио­те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм, пре­ду­смат­ри­ваю­щая про­ве­де­ние в 2003–10 мо­дер­ни­за­ции спут­ни­ко­вой рас­пре­де­ли­тель­ной се­ти и на­зем­ной се­ти рас­про­стра­не­ния ра­дио­те­ле­ви­зи­он­ных про­грамм на всей тер­ри­то­рии Рос­сии. В хо­де пер­во­го эта­па мо­дер­ни­за­ции (2003–06) пла­ни­ру­ет­ся про­из­ве­сти за­ме­ну ра­дио­те­ле­ви­зи­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, вы­ра­бо­тав­ше­го ре­сурс, осу­ще­ст­вить пе­ре­вод спут­ни­ко­вой рас­пре­де­ли­тель­ной се­ти ве­ща­ния на циф­ро­вые тех­но­ло­гии и ос­на­стить на­зем­ную при­ём­ную сеть циф­ро­вы­ми мно­го­про­грамм­ны­ми стан­ция­ми.

На вто­ром эта­пе (2007–10) пла­ни­ру­ет­ся за­вер­шить за­ме­ну ра­дио­те­ле­ви­зи­он­но­го обо­ру­до­ва­ния на пе­ре­дат­чи­ки, вы­пол­нен­ные по гиб­рид­ной ана­ло­го-циф­ро­вой тех­но­ло­гии, про­вес­ти мо­дер­ни­за­цию мощ­ных те­ле­ви­зи­он­ных и ра­дио­ве­ща­тель­ных пе­ре­дат­чи­ков на ос­нове энер­го­сбе­ре­гаю­щих тех­но­ло­гий и обес­пе­чить за­ме­ну и ре­кон­ст­рук­цию ан­тен­но-мач­то­вых со­ору­же­ний (см. табл.).

В ин­те­ре­сах вне­дре­ния циф­ро­во­го ра­дио­те­ле­ви­зи­он­но­го ве­ща­ния ор­га­ни­зо­ва­на раз­ра­бот­ка на­цио­наль­ных стан­дар­тов. За ос­но­ву при­ня­та Ев­ро­пей­ская сис­те­ма циф­ро­во­го те­ле­ви­де­ния DVB. Бла­го­да­ря вне­дре­нию этой сис­те­мы в Рос­сии пол­но­стью со­хра­ня­ют­ся час­тот­но-тер­ри­то­ри­аль­ные пла­ны, от­па­да­ет не­об­хо­ди­мость в ко­ор­ди­на­ции час­тот­ных при­свое­ний с ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми свя­зи со­сед­них стран.

Для обес­пе­че­ния ус­той­чи­во­го функ­цио­ни­ро­ва­ния се­тей провод­но­го ве­ща­ния раз­ра­бо­та­на Про­грам­ма его раз­вития до 2010 для субъ­ек­тов РФ. Ра­боты по циф­ро­во­му ра­дио­ве­ща­нию по­зво­лят по­вы­сить ка­че­ст­во приё­ма про­грамм, а так­же бо­лее эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать час­тот­ный ре­сурс и сни­зить энер­го­по­треб­ле­ние пе­ре­даю­ще­го обо­ру­до­ва­ния.

Почтовая связь

Поч­то­вая связь и в 21 в. про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся важ­ной со­став­ляю­щей теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной от­рас­ли РФ. К 2004 дей­ст­во­ва­ло бо­лее 40 тыс. поч­то­вых отде­ле­ний, обес­пе­чи­ваю­щих ус­лу­га­ми поч­то­вой свя­зи гра­ж­дан прак­ти­че­ски на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Од­на­ко про­изо­шед­шее в 1990-х гг. 9-крат­ное со­краще­ние чис­ла меж­ре­гио­наль­ных и регио­наль­ных поч­то­вых мар­шру­тов су­ще­ст­вен­но от­ра­зи­лось на ка­че­ст­ве ока­зы­вае­мых ус­луг: сред­няя ско­рость про­хо­ж­де­ния пи­сем в Рос­сии в не­сколь­ко раз ни­же, чем в боль­шин­ст­ве раз­ви­тых стран.

При­ня­тая Кон­цеп­ция ре­ст­рук­ту­ри­за­ции ор­га­ни­за­ций фе­де­раль­ной поч­то­вой свя­зи при­зва­на соз­дать ус­ло­вия для повы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти тра­ди­ци­он­ной поч­ты и улуч­ше­ния ка­че­ст­ва об­слу­жи­ва­ния. Рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 5.10.2002 соз­да­но ФГУП «Поч­та Рос­сии», ко­то­рое при­сту­пи­ло к фор­ми­ро­ва­нию фи­ли­аль­ной се­ти. По со­стоя­нию на 1.2.2004 на­ча­ли функ­цио­ни­ро­вать фи­лиа­лы пред­при­ятия в 39 субъ­ек­тах РФ.

Чис­лен­ность поч­то­вых ра­бот­ни­ков в 2003 со­ста­ви­ла 310,1 тыс.чел. Вы­руч­ка от реа­ли­за­ции ус­луг ор­га­ни­за­ций поч­то­вой свя­зи пре­вы­си­ла 35 млрд. руб. (0,3% ВВП), при этом до­хо­ды от осн. дея­тель­но­сти со­ста­ви­ли ок. 28,2 млрд. руб., что на 34,8% вы­ше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля за 2002, в т. ч. у тра­ди­ци­он­ных опе­ра­то­ров – 26,3 млрд. руб. (136,4% к 2002).

Пра­ви­тель­ст­вом РФ при­ня­та Кон­цеп­ ция раз­ви­тия рын­ка ус­луг поч­то­вой свя­зи на пе­ри­од до 2010, осн. це­ля­ми ко­то­ рой ста­ли оп­ре­де­ле­ние сте­пе­ни со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва при ока­за­нии гра­ж­да­нам уни­вер­саль­ных ус­луг поч­то­вой свя­зи, а так­же прин­ци­пов и ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти поч­то­вых опе­ра­то­ров свя­зи в этой сфе­ре; оп­ре­де­ле­ние прин­ци­пов раз­ви­тия ос­таль­ных сег­мен­тов рын­ка ус­луг поч­то­вой свя­зи, в т. ч. курь­ер­ских ус­луг, дос­тав­ки пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти, по­сы­лок, по­что­вых пе­ре­во­дов и т. д.

Цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния государ­ственной по­чтой при­нес­ла ви­ди­мые ре­зуль­та­ты. Ес­ли в 2000 ср. по­ка­за­тель по нор­ма­ти­вам внут­рен­ней дос­тав­ки про­стой кор­рес­пон­ден­ции со­став­лял 65– 70%, то уже в 2002 он рав­нял­ся по стра­не 85%, а по отд. ре­гио­нам – 91%. В 2002 Все­мир­ный поч­то­вый со­юз впер­вые от­ме­тил за­мет­ные ка­че­ст­вен­ные сдви­ги поч­то­вой служ­бы Рос­сии в улуч­ше­нии нор­ма­ти­вов пе­ре­сыл­ки ме­ж­ду­народ­ных поч­то­вых от­прав­ле­ний, и за вы­со­кие по­ка­зате­ли в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти Служ­бе поч­то­вой безо­пас­но­сти бы­ла при­су­ж­де­на ме­ж­ду­на­род­ная пре­мия.

В рам­ках мо­дер­ни­за­ции поч­ты и вне­дре­ния но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий с 2002 на­ча­та реа­ли­за­ция ин­но­ва­ци­он­ных про­ек­тов.

Про­ект «Ки­бер-почт@» по­зво­ля­ет на­се­ле­нию са­мых уда­лён­ных ре­гио­нов поль­зо­вать­ся ус­лу­га­ми дос­ту­па в Ин­тер­нет. Ис­поль­зо­ва­ние се­ти фе­де­раль­ной поч­то­вой свя­зи для ор­га­ни­за­ции пунк­тов кол­лек­тив­но­го поль­зо­ва­ния Ин­тер­не­том сни­жа­ет ост­ро­ту про­бле­мы «ин­фор­ма­ци­он­но­го не­ра­вен­ст­ва». С нач. 2002 по кон. 2003 ус­лу­га­ми пунк­тов вос­поль­зо­ва­лись бо­лее 4,0 млн. поль­зо­ва­те­лей, сред­не­ме­сяч­ная по­се­щае­мость функ­цио­ни­рую­щих 3011 пунк­тов дос­ту­па (нач. 2004) со­став­ля­ет ок. 250 тыс. че­ло­век.

Ос­нов­ная за­да­ча про­ек­та «Ки­бер-пресс@» – обес­пе­чить воз­мож­ность мас­со­вой дос­тав­ки пе­чат­ной про­дук­ции в лю­бую точ­ку стра­ны в крат­чай­шие сро­ки с мо­мен­та окон­ча­ния её вёр­ст­ки в из­да­тель­ст­ве вне за­ви­си­мо­сти от гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния и на­ли­чия транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций с ме­стом дос­тав­ки.

Цель про­ек­та «Еди­ная сис­те­ма поч­то­вых пе­ре­во­дов» – пре­вра­ще­ние пунк­тов кол­лек­тив­но­го дос­ту­па в цен­тры пре­дос­тав­ле­ния фи­нан­со­вых, стра­хо­вых, ло­ги­сти­че­ских и иных ус­луг гра­ж­да­нам и ор­га­ни­за­ци­ям. Это осо­бен­но важ­но в сель­ской ме­ст­но­сти и труд­но­дос­туп­ных рай­онах, где на­блю­да­ет­ся со­кра­ще­ние от­де­ле­ний Сбер­бан­ка Рос­сии. Вне­дре­ние в 2003 тех­но­ло­гии пе­ре­сыл­ки элек­трон­ных пе­ре­вод­ных до­ку­мен­тов элек­трон­ной по­чтой с ис­поль­зо­ва­ни­ем крип­то­гра­фи­че­ской за­щи­ты от не­санк­цио­ни­ро­ван­но­го дос­ту­па, шиф­ро­ва­ние ин­фор­ма­ции и ис­поль­зо­ва­ние элек­трон­ной циф­ро­вой под­пи­си по­зво­ля­ют осу­ще­ст­в­лять поч­то­вый пе­ре­вод де­неж­ных средств в те­че­ние 72 ча­сов. По со­стоя­нию на 1.1.2004 с ис­поль­зовани­ем те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных се­тей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся поч­то­вый пе­ре­вод де­неж­ных средств че­рез 3450 за­щи­щён­ных пунк­тов приё­ма-оп­ла­ты пе­ре­во­дов. Со­вме­ст­но с за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми поч­то­вы­ми ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми го­су­дарств – уча­ст­ни­ков СНГ про­во­дит­ся ра­бо­та по ин­те­гра­ции еди­ной сис­те­мы поч­то­вых пе­ре­во­дов и ме­ж­ду­на­род­ной пла­тёж­ной сис­те­мы Все­мир­но­го поч­то­во­го сою­за.

Научно-исследовательские и проектные работы

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские и про­ект­ные ра­бо­ты ве­дут­ся в от­рас­ли ря­дом на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов, тех­ни­че­ски­ми уни­вер­си­те­та­ми и про­ект­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми. На­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний ох­ва­ты­ва­ют весь спектр ин­фо­ком­му­ни­ка­ци­он­ной дея­тель­но­сти, а так­же во­про­сы управ­ле­ния, эко­но­ми­ки и за­ко­но­да­тель­ст­ва. Российскими учёны­ми раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые сис­те­мы и уст­рой­ст­ва свя­зи, но­вое про­грамм­ное обес­пе­че­ние, ве­дут­ся фун­да­мен­таль­ные ра­бо­ты по по­ис­ку бо­лее эф­фек­тив­ных ме­то­дов пе­ре­да­чи, об­ра­бот­ки, хра­не­ния, рас­пре­де­ле­ния и по­ис­ка ин­фор­мации.

Подготовка и переподготовка кадров

В ус­ло­ви­ях по­сто­ян­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния ИКТ и ди­на­мич­но­го раз­ви­тия со­от­вет­ст­вую­щих от­рас­лей осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет под­го­тов­ка и пе­ре­под­го­тов­ка кад­ров. На нач. 2004 в от­рас­ли за­ня­то ок. 800 тыс.чел., из них 50 тыс.чел. – ру­ко­во­ди­те­ли всех звень­ев управ­ле­ния. Спе­циа­ли­стов с выс­шим про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем (по 8 на­прав­ле­ни­ям и 25 спе­ци­аль­но­стям) под­го­тав­ли­ва­ют 4 выс­ших учеб­ных за­ве­де­ния свя­зи и 7 их фи­лиа­лов. Сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зова­ние по 21 спе­ци­аль­но­сти обес­пе­чива­ют 4 сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ния свя­зи (ссуз) и 10 струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний ву­зов свя­зи. Под­го­тов­ка кад­ров выс­шей ква­ли­фи­ка­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по 18 спе­ци­аль­но­стям в ас­пи­ран­ту­ре и док­то­ран­ту­ре ву­зов свя­зи.

Ра­бо­та по ин­те­гра­ции от­рас­ле­во­го выс­ше­го и сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­нию мно­го­уров­не­вой сис­те­мы под­го­тов­ки кад­ров в от­рас­ле­вых учеб­ных за­ве­де­ни­ях бы­ла на­ча­та в 1993. В 1993–2003 в со­став ву­зов свя­зи вве­де­ны 9 сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний, по­вы­сив­ших свой ста­тус. Соз­да­ны фи­лиа­лы ву­зов в го­ро­дах Ка­зань, Орен­бург, Став­ро­поль, Ека­те­рин­бург, Улан-Удэ, Ниж­ний Нов­го­род, где ра­нее под­го­тов­ка спе­циа­ли­стов с выс­шим про­фес­сио­наль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем по спе­ци­аль­но­стям свя­зи не ве­лась.

На кон. 2003 в учеб­ных за­ве­де­ни­ях свя­зи обу­ча­лось бо­лее 56,7 тыс.чел., в т. ч. по про­грам­мам выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния – ок. 33 тыс. чел., по про­грам­мам сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния – бо­лее 23,7 тыс. чел. В 2003 в от­рас­ле­вые выс­шие и сред­ние спе­ци­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния при­ня­то по всем фор­мам обу­че­ния 16,7 тыс.чел., в т. ч. в ву­зы – 7,9 тыс. чел., в ссу­зы – 8,8 тыс.чел.

Еже­год­но в учеб­ных за­ве­де­ни­ях и учеб­ных цен­трах по­вы­ша­ют ква­ли­фи­ка­цию и про­хо­дят про­фес­сио­наль­ную пе­ре­под­го­тов­ку ок. 6,5 тыс. спе­циа­ли­стов пред­при­ятий от­рас­ли. Для по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов учеб­ные за­ве­де­ния свя­зи вне­дря­ют в учеб­ный про­цесс но­вые об­ра­зо­ва­тель­ные и со­вре­мен­ные ИКТ: дис­тан­ци­онное обу­че­ние, муль­ти­ме­диа, ви­део­кон­фе­рен­ции, Ин­тер­нет, IP-те­ле­фо­ния и др.

Ус­пе­хи раз­ви­тия РФ в об­лас­ти свя­зи и ин­фор­ма­ти­за­ции на­шли своё от­ра­же­ние на ме­ж­ду­на­род­ной аре­не. В 2002 на пол­но­моч­ной кон­фе­рен­ции Ме­ж­ду­на­род­но­го сою­за элек­тро­свя­зи (МСЭ; г. Мар­ра­кеш, Ма­рок­ко) Рос­сия бы­ла пе­ре­из­бра­на в ру­ко­во­дя­щий ор­ган МСЭ – Со­вет, по­лу­чив при этом наи­боль­шую под­держ­ку в сво­ём ре­гио­не, за­мес­ти­тель ми­ни­ст­ра РФ по свя­зи и ин­фор­ма­ти­за­ции В. В. Ти­мо­фе­ев был из­бран дирек­то­ром Бю­ро ра­дио­свя­зи. Важ­ный итог кон­фе­рен­ции – при­ня­тие Ре­зо­лю­ции об ис­поль­зо­ва­нии МСЭ с 1.1.2005 на рав­но­прав­ной ос­но­ве шес­ти офи­ци­аль­ных язы­ков, вклю­чая рус­ский. В 2003 на оче­ред­ной Ас­самб­лее ра­дио­свя­зи на вы­бо­рах ру­ко­во­дства Ис­сле­до­ва­тель­ских ко­мис­сий (ИК) Сек­то­ра ра­дио­свя­зи МСЭ Рос­сия уси­ли­ла свои по­зи­ции за счёт из­бра­ния пя­ти рос. пред­ста­ви­те­лей на по­сты пред­се­да­те­ля и ви­це-пред­се­да­те­лей клю­че­вых ИК.

В дек. 2003 Рос­сия уча­ст­во­ва­ла во Все­мир­ной встре­че на выс­шем уров­не по во­про­сам ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва в Же­не­ве. Ру­ко­во­ди­тель рос. де­ле­гации Л. Д. Рей­ман был из­бран со­предсе­да­те­лем Встре­чи. Встре­ча яви­лась пер­вым ме­ж­ду­на­род­ным фо­ру­мом та­ко­го уров­ня, на ко­то­ром об­су­ж­да­лись во­про­ сы по гло­баль­ным про­цес­сам ин­фор­ма­ти­за­ции в ши­ро­ком гео­по­ли­ти­че­ском мас­шта­бе в диа­ло­ге с пред­ста­ви­те­ля­ми де­ло­вых кру­гов и гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет со­труд­ни­че­ст­во с ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми свя­зи го­су­дарств – уча­ст­ни­ков СНГ. При­ори­тет­ны­ми за­да­ча­ми Ре­гио­наль­но­го со­дру­же­ст­ва в об­лас­ти свя­зи (РСС) яв­ля­ют­ся фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ стран­ст­ва стран СНГ на ба­зе совр. ИКТ, гар­мо­ни­за­ция нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы и обес­пе­че­ние гар­мо­нич­но­го вхо­ж­де­ния го­су­дарств СНГ в гло­баль­ное ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ст­во. Со­ве­том глав Ад­ми­ни­ст­ра­ций РСС одоб­ре­на Про­грам­ма ме­ро­прия­тий по реа­ли­за­ции Со­гла­ше­ния о взаи­мо­дей­ст­вии ме­ж­ду Ре­гио­наль­ным со­дру­же­ст­вом в об­лас­ти свя­зи и Со­ве­том Меж­пар­ла­мент­ской ас­самб­леи го­су­дарств – уча­ст­ни­ков СНГ. Для ко­ор­ди­на­ции по­зи­ций го­су­дарств ре­ше­ни­ем Со­ве­та глав Пра­ви­тельств СНГ в окт. 2002 об­ра­зо­ван Ко­ор­ди­на­ ци­он­ный Со­вет го­су­дарств – уча­ст­ни­ков СНГ по ин­фор­ма­ти­за­ции при РСС. На 3-м за­се­да­нии Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го Со­ве­та бы­ла при­ня­та С.-Пе­терб. дек­ла­ра­ция по раз­ви­тию ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва, где сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. прин­ци­пы и при­ори­тет­ные за­да­чи фор­ми­ро­ва­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва в стра­нах СНГ.

Лит.: Рей­ман Л. Д., Го­голь А. А., Ни­ко­ди­мов И. Ю. Раз­ви­тие свя­зи в Рос­сии. Из ис­то­рии в бу­ду­щее, СПб., 2001; Фе­де­раль­ный спра­воч­ник «Связь и ин­фор­ма­ти­за­ция в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 2002–2003 го­ды». М., 2003; Фе­де­раль­ный за­кон от 7.07.2003. 126-ФЗ «О свя­зи» // Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 2003. № 28. Ст. 2895.

Вернуться к началу