Авиационно-космический комплекс (АКК)

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 498-500

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Федосов

Авиационно-космический комплекс

Общая характеристика

Лёгкий многоцелевой вертолёт гражданской авиации Ка-226.

АКК пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ор­га­ни­за­ци­он­но и тех­но­ло­ги­че­ски взаи­мо­свя­зан­ных на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских, раз­ра­ба­ты­ваю­щих и про­из­вод­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и пред­при­ятий, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют по­треб­но­сти Рос­сии в авиа­ци­он­ной, ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ке и кос­ми­че­ской дея­тель­но­сти. Со­вре­мен­ный АКК Рос­сии пред­став­ля­ет со­бой вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ную от­расль, об­ла­даю­щую дос­та­точ­но вы­со­ким на­уч­но-тех­ни­че­ским и про­из­вод­ст­вен­ным по­тен­циа­лом и спо­соб­ную обес­пе­чить раз­ра­бот­ку и про­из­вод­ст­во гра­ж­дан­ской и во­ен­ной авиа­ци­он­ной, ра­кет­ной и кос­ми­че­ской тех­ни­ки на ми­ро­вом уров­не. Эта от­расль – од­на из круп­ней­ших в стра­не по ко­ли­че­ст­ву ра­бо­чих мест, стои­мо­сти ос­нов­ных фон­дов, объ­ё­му про­из­вод­ст­ва и про­даж. АКК – со­став­ляю­щая обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са стра­ны, один из клю­че­вых эле­мен­тов в сис­те­ме обес­пе­че­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са и на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Бо­лее 60% экс­порт­ных по­ста­вок и ком­мер­че­ских ус­луг, осу­ще­ст­в­ляе­мых пред­при­ятия­ми обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, при­хо­дит­ся на до­лю авиа­ци­он­ной и ра­кет­но-кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти (см. ст. Обо­рон­но-про­мыш­лен­ный ком­плекс).

Корабельный истребитель трамплинного взлёта Су-33.

АКК объ­е­ди­ня­ет ок. 370 пред­при­ятий, в т. ч. ок. 150 круп­ных се­рий­ных за­во­дов, св. 200 на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских бю­ро (ОКБ), слу­жа­щих осн. раз­ра­бот­чи­ка­ми в от­рас­ли. 8 НИИ от­рас­ли име­ют ста­тус гос. на­уч­ных цен­тров РФ (ГНЦ РФ). Все­го в АКК за­ня­то св. 900 тыс. чел. Авиа­ци­он­ная и ра­кет­но-кос­ми­че­ская про­мыш­лен­ность Рос­сии про­из­во­дит прак­ти­че­ски все ви­ды авиа­ци­он­ной и ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ники (А и РКТ), пол­но­стью удов­ле­творяя по­треб­но­сти гра­ж­дан­ской авиа­ции, кос­мо­нав­ти­ки и Воо­ру­жён­ных сил стра­ны, а так­же обес­пе­чи­вая вы­пол­не­ние обя­за­тельств в рам­ках во­ен­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва с др. стра­на­ми и ме­ж­ду­на­род­ных про­грамм освоения кос­мо­са.

Виды продукции

АКК про­из­во­дит и обес­пе­чи­ва­ет тех­ни­че­скую экс­плуа­та­цию сле­дую­щих ви­дов А и РКТ: са­мо­лёты и вер­то­лё­ты гра­ж­дан­ской и во­ен­ной авиа­ции; по­ис­ко­во-спа­са­тель­ные, пат­руль­ные са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты, спор­тив­ные и учеб­но-тре­ни­ро­воч­ные са­мо­лё­ты; ра­ке­ты клас­сов «воз­дух–воз­дух», «зем­ля–воз­дух» и «воз­дух–по­верх­ность», бал­ли­сти­че­ские ра­ке­ты ста­цио­нар­но­го (на­зем­но­го и шахт­но­го), мо­биль­но­го (мор­ско­го, же­лез­но­до­рож­но­го и су­хо­пут­но­го) ба­зи­ро­ва­ния и кос­ми­че­ские ра­ке­ты-но­си­те­ли разл. ти­пов; кос­ми­че­ские сис­те­мы, в т. ч. сис­те­мы свя­зи, те­ле­ви­де­ния и ра­дио­ве­ща­ния, ме­тео­ро­ло­гии и на­ви­га­ции, раз­вед­ки и мо­ни­то­рин­га ок­ру­жаю­щей сре­ды, изу­че­ния ближ­не­го и даль­не­го кос­мо­са, фи­зи­ки не­ве­со­мо­сти, пи­ло­ти­руе­мые и гру­зо­вые транс­порт­ные ко­раб­ли, рос. сег­мент Ме­ж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ции; аэ­ро­ста­ти­че­ские ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты.

Динамика производства

Про­из­вод­ст­во в АКК ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­той­чи­вым рос­том (см. табл. 1–2). Так, объ­ём про­из­вод­ст­ва авиа­ци­он­ной про­мыш­ленно­сти за 1998–2002 уве­ли­чил­ся на 168,5%, в т. ч. по про­дук­ции обо­рон­но­го на­зна­че­ния – на 181,3%. Про­из­вод­ст­во в ра­кет­но-кос­ми­че­ской про­мышленно­сти уве­ли­чи­лось за тот же пе­ри­од на 13%, а про­дук­ции обо­рон­но­го на­зна­че­ния в рам­ках от­рас­ли – на 24%.

Вы­пуск А и РКТ пре­ду­смат­ри­ва­ет два под­хо­да, ос­но­ван­ных на кри­те­рии «эф­фек­тив­ность – за­тра­ты»: раз­ра­бот­ку но­вых об­раз­цов или мо­дер­ни­за­цию су­ще­ст­вую­щих. Лю­бой об­ра­зец тех­ни­ки в ко­неч­ном счё­те ис­чер­пы­ва­ет свой мо­дер­ни­за­ци­он­ный по­тен­ци­ал, что оз­на­ча­ет не­об­хо­ди­мость сме­ны по­ко­ле­ния тех­ни­ки дан­но­го ви­да.

Боевая авиация

Пер­вое по­сле­во­ен­ное по­ко­ле­ние бое­вой авиа­ции (МиГ-15, Ту-16, МиГ-17, МиГ-19 и др.) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось пре­ж­де все­го ос­вое­ни­ем ре­ак­тив­ной авиа­ци­он­ной тех­ни­ки, по­зво­лив­шей сде­лать «ра­бо­чи­ми» сверх­зву­ко­вые ско­ро­сти. Са­мо­лё­ты это­го по­ко­ле­ния ос­на­ща­лись стрел­ко­во-пу­шеч­ным, бом­бар­ди­ро­воч­ным воо­ру­же­ни­ем, не­управ­ляе­мы­ми ре­ак­тив­ны­ми сна­ря­да­ми. Бор­то­вые сис­те­мы со­дер­жа­ли про­стей­шие ме­ха­ни­че­ские и оп­ти­че­ские кол­ли­ма­тор­ные при­цель­ные ви­зи­ры для обес­пе­че­ния стрель­бы и бом­бо­ме­та­ния. Вто­рое по­ко­ле­ние авиа­ции (Су-9, МиГ-21, Су-11, Ту-22 и др.) при­ня­ло на воо­ру­же­ние пер­вые авиа­ци­он­ные управ­ляе­мые ра­ке­ты клас­сов «воз­дух–воз­дух» и «воз­дух–по­верх­ность». На­ча­лась эра управ­ляе­мо­го авиа­ци­он­но­го ору­жия, что обу­сло­ви­ло раз­ви­тие ав­то­ма­ти­зи­рован­ных бор­то­вых сис­тем управ­ле­ния ору­жи­ем. Третье по­ко­ле­ние авиа­ции (МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Ту-95МС, Ту-22М и др.) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось бо­га­тым ар­се­на­лом управ­ляе­мых ра­кет клас­са «воз­дух–воз­дух» – от ра­кет ближ­не­го воз­душ­но­го боя до ра­кет боль­шой даль­но­сти с разл. сис­те­ма­ми на­ве­де­ния, раз­но­об­раз­ным на­бо­ром ра­кет клас­сов «воз­дух–по­верх­ность» (про­ти­во­ра­дио­ло­ка­ци­он­ных, про­ти­во­ко­ра­бель­ных, про­ти­во­тан­ко­вых управ­ляе­мых ра­кет), а так­же кор­рек­ти­руе­мых бомб разл. ка­либ­ров и с раз­ны­ми сис­те­ма­ми на­ве­дения. Чет­вёр­тое по­ко­ле­ние авиа­ции (МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-24, Су-25 и др.) во­бра­ло в се­бя все стре­ми­тель­но раз­ви­ваю­щие­ся сис­те­мы воо­ру­же­ния – от ра­кет ближ­не­го ра­диу­са дей­ст­вия до кры­ла­тых стра­те­ги­че­ских ра­кет, ка­чест­вен­но но­вые бор­то­вые ком­плек­сы, пол­но­стью ос­но­ван­ные на циф­ро­вой вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ке и ко­до­вом об­ме­не ин­фор­ма­ци­ей. Это по­зво­ли­ло объ­е­ди­нить в еди­ный ком­плекс все сис­те­мы управ­ле­ния са­мо­лё­том (вер­то­лё­том), во­ору­же­ни­ем, сред­ст­ва­ми ра­дио­элек­трон­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, груп­по­вы­ми дей­ст­вия­ми, ин­фор­ма­ци­он­ные, ра­дио­элек­трон­ные, оп­ти­ко-элек­трон­ные, пи­ло­таж­но-на­ви­га­ци­он­ные сис­те­мы, сис­те­мы элек­трон­ной ин­ди­ка­ции и ор­га­ны руч­но­го уп­рав­ле­ния. Вся ис­то­рия бое­вой авиа­ции, опыт оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных раз­ра­бо­ток по­ка­зы­ва­ют, что ве­ду­щую роль в про­грес­се но­вой авиа­ци­он­ной тех­ни­ки иг­ра­ют ка­че­ст­во и эф­фек­тив­ность бор­то­вых ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем. Это под­твер­жда­ют во­ен­ные кон­флик­ты по­след­не­го вре­ме­ни, а так­же мно­го­чис­лен­ные и до­ро­го­стоя­щие про­грам­мы на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных ра­бот, осу­ще­ст­в­ляе­мые ве­ду­щи­ми ми­ро­вы­ми авиа­ци­он­ны­ми дер­жа­ва­ми.

Гражданская авиация

Экспорт продукции военного назначения предприятиями российского АКК, 1995=100%.

В 1940-х – нач. 1950-х гг. пас­са­жир­ские и гру­зо­вые пе­ре­воз­ки осу­ще­ст­в­ля­лись порш­не­вы­ми са­мо­лё­та­ми Ил-12, Ил-14. 2-я по­ло­ви­на 1950-х гг. оз­на­ме­но­ва­лась по­яв­ле­ни­ем в гра­ж­дан­ской авиа­ции ре­ак­тив­ных са­мо­лё­тов, пер­вым из ко­то­рых был Ту-104 (1955). Это по­зво­ли­ло сде­лать ка­че­ст­вен­ный ска­чок не толь­ко в на­прав­ле­нии уве­ли­че­ния ско­ро­сти и вы­со­ты по­лё­та, но и от­кры­ло но­вые воз­мож­но­сти по по­вы­ше­нию ком­фор­та­бель­но­сти пас­са­жи­ров. Вслед за Ту-104 поя­вил­ся тур­бо­вин­то­вой Ил-18, да­лее Ту-134 и даль­не­ма­ги­ст­раль­ный са­мо­лёт Ту-114. В 1960– 1970-е гг. бы­ли соз­да­ны даль­не­ма­ги­ст­раль­ный Ил-62, сред­не­ма­ги­ст­раль­ные Ту-134 и Ту-154, са­мо­лёт для ме­ст­ных авиа­ли­ний Як-40. 1970–80-е гг. от­ме­че­ны дву­мя прин­ци­пи­аль­но но­вы­ми раз­ра­бот­ка­ми пер­во­го сверх­зву­ко­во­го пас­са­жир­ско­го са­мо­лё­та Ту-144 и ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ных са­мо­лё­тов – сред­не­ма­ги­ст­раль­но­го Ил-86 и даль­не­ма­ги­ст­раль­но­го Ил-96. В 1990-х гг. раз­ра­бо­та­но се­мей­ст­во са­мо­лё­тов Ту-204, Ту-334 и Ил-114, от­ве­чаю­щих совр. тре­бо­ва­ни­ям ком­форт­но­сти, эко­но­ми­че­ским и эко­ло­ги­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам.

Ракетная техника

Ра­кет­ная тех­ни­ка в по­сле­во­ен­ные го­ды раз­ви­ва­лась пре­ж­де все­го в на­прав­ле­нии уве­ли­че­ния даль­но­сти по­лё­та и масс дос­тав­ляе­мых за­ря­дов, по­вы­ше­ния опе­ра­тив­но­сти при­ме­не­ния, по­ме­хо­за­щи­щён­но­сти. Сме­ни­лось 3 по­ко­ле­ния кос­ми­че­ских ра­кет-но­си­те­лей: 8К72 «Вос­ток» и её мо­ди­фи­ка­ция 11А51 «Со­юз» – нач. 1960-х гг.; тя­жё­лая ра­ке­та-но­си­тель 8К82К «Про­тон» – 1960– 1970-е гг.; сверх­тя­жё­лая ра­ке­та-но­си­тель 11К25 «Энер­гия» – 1980-е гг. Не­сколь­ко по­ко­ле­ний про­шли и кос­ми­че­ские ап­па­ра­ты – от пер­во­го про­стей­ше­го спут­ни­ка Зем­ли и од­но­ме­ст­но­го ко­раб­ля для Ю. А. Га­га­ри­на до мно­го­мо­дуль­но­го ор­би­таль­но­го пи­ло­ти­руе­мо­го ком­плек­са «Мир». Ряд об­раз­цов А и РКТ, соз­дан­ных в Рос­сии, по дос­то­ин­ст­ву при­зна­ны луч­ши­ми в ми­ре.

Струк­ту­ра АКК со­от­вет­ст­ву­ет тех­но­ло­гии соз­да­ния А и РКТ и по­зво­ля­ет ор­га­ни­зо­вать коо­пе­ра­цию для вы­пол­не­ния ка­ж­дой ста­дии это­го про­цес­са. Соз­да­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го за­де­ла про­из­во­дит­ся НИИ, ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет осо­бую спе­циа­ли­за­цию и, со­от­вет­ст­вен­но, об­ласть от­вет­ст­вен­но­сти в про­цес­се соз­да­ния А и РКТ. Ве­ду­щую роль иг­ра­ют го­лов­ные ин­сти­ту­ты; сре­ди них ин­сти­ту­ты в об­лас­ти авиа­строе­ния: ГНЦ РФ «Цен­траль­ный аэ­ро­гид­ро­ди­на­ми­че­ский ин­сти­тут», ГНЦ РФ «Цен­траль­ный ин­сти­тут авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния», ГНЦ РФ «Го­су­дар­ст­вен­ный НИИ авиа­ци­он­ных сис­тем», ГНЦ РФ «Лёт­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут»; в об­лас­ти ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ки – ЦНИИ ма­ши­но­строе­ния, Ис­сле­до­ва­тель­ский центр им. М. В. Кел­ды­ша, НИИ им. ака­де­ми­ка В. И. Куз­не­цо­ва, Рос­сий­ский НИИ кос­ми­че­ско­го при­бо­ро­строе­ния (РНИИ КП). Вы­ра­бот­ка кон­цеп­ции и внеш­нее про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­но­го об­раз­ца А и РКТ, за­кан­чи­ваю­щие­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем тех­ни­че­ско­го за­да­ния на аван­про­ект, осу­ще­ст­в­ляют­ся го­лов­ны­ми НИИ от­рас­ли со­вме­ст­но с на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ски­ми ор­га­ни­за­ция­ми за­каз­чи­ка. Опыт­но-кон­ст­рук­тор­ская раз­ра­бот­ка об­раз­цов А и РКТ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от­рас­ле­вы­ми опыт­но-кон­ст­рук­тор­ски­ми бю­ро (ОКБ). В АКК бо­лее 25 голов­ных ис­пол­ни­те­лей по раз­ра­бот­ке авиа­ци­онных, ра­кет­ных и кос­ми­че­ских ком­плек­сов, на­при­мер Авиа­ци­он­ный на­уч­но-тех­ни­че­ский ком­плекс им. А. Н. Ту­по­ле­ва, Авиа­ци­он­ный ком­плекс им. С. В. Иль­ю­ши­на, Рос­сий­ская са­мо­лётострои­тель­ная ком­па­ния (РСК) «МиГ», ОАО «АХК "Су­хой"»; «ОКБ им. А. С. Яков­ле­ва».

Кро­ме ОКБ, раз­ра­ба­ты­ваю­щих авиа­ци­он­ные, ра­кет­ные и кос­ми­че­ские ком­плек­сы в це­лом, в струк­ту­ре АКК есть об­шир­ная сеть ОКБ, раз­ра­ба­ты­ваю­щих под­сис­те­мы этих ком­плек­сов – от осо­бо слож­ных со­став­ных час­тей до от­дель­ных аг­ре­га­тов. Раз­ра­бот­кой авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей за­ни­ма­ют­ся, на­при­мер, Са­мар­ский на­уч­но-тех­ни­че­ский ком­плекс им. Н. Д. Куз­не­цо­ва, На­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ное пред­при­ятие (НПО) «За­вод им. В. Я. Кли­мо­ва», ОАО «Перм­ские мо­то­ры», Авиа­мо­тор­ный на­уч­но-тех­ни­че­ский ком­плекс «Со­юз»; ра­кет­ных дви­га­те­лей – в НПО «Энер­го­маш» им. ака­де­ми­ка В. П. Глуш­ко, КБ «Хим­маш» им. А. М. Исае­ва, КБ хи­ми­че­ской ав­то­ма­ти­ки. Дру­гие ком­плек­тую­щие А и РКТ раз­ра­ба­ты­ва­ют мно­гие спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ОКБ, на­при­мер Ра­мен­ское при­бо­ро­строи­тель­ное КБ, С.-Пе­тер­бург­ское ОКБ «Элек­тро­ав­то­ма­ти­ка», Мо­с­ков­ский на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ный ком­плекс «Авио­ни­ка». На­ко­нец, есть ОКБ, ко­то­рые спе­циа­ли­зи­руют­ся на раз­ра­бот­ке от­дель­ных аг­ре­га­тов об­раз­цов А и РКТ. ОКР по соз­да­нию об­раз­цов А и РКТ закан­чи­ва­ют­ся лёт­ны­ми ис­пы­та­ния­ми или за­пус­ка­ми об­раз­цов, из­го­тав­ли­вае­мых на ба­зах Ро­са­виа­кос­мо­са и Мин-ва обо­ро­ны. По­сле ус­пеш­ных ис­пы­та­ний на­чи­на­ет­ся под­го­тов­ка к се­рий­но­му про­из­вод­ст­ву соз­да­вае­мо­го об­раз­ца А и РКТ и по­ста­нов­ка его на про­из­вод­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое се­рий­ны­ми за­во­да­ми.

Международное сотрудничество

Про­дук­ция рос. авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти ус­пеш­но экс­пор­ти­ру­ет­ся в стра­ны ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья (см. рис.). В пер­вую оче­редь это от­но­сит­ся к бое­вым авиа­ци­он­ным ком­плек­сам, раз­ра­бо­тан­ным ОАО «АХК "Су­хой"», РСК «МиГ», Мо­с­ков­ским вер­то­лёт­ным за­во­дом (МВЗ) им. М. Л. Ми­ля, ОАО «КАМОВ» и др. ОКБ. Тра­ди­ци­он­ные парт­нё­ры Рос­сии в об­лас­ти со­труд­ни­че­ст­ва по соз­да­нию во­ен­ной авиа­ции на Вос­то­ке – Ин­дия и Ки­тай. При­ме­ра­ми ре­зуль­та­тов та­ко­го со­труд­ни­че­ст­ва мо­гут слу­жить про­да­жа Ки­таю ли­цен­зии на про­из­вод­ст­во са­мо­лё­та Су-27 и по­став­ки са­мо­лё­тов Су-30К и Су-30МКИ. Ве­ду­щи­ми пред­при­ятия­ми авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­ж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ст­во со стра­на­ми ближ­не­го и даль­не­го за­ру­бе­жья и в об­лас­ти гра­ж­дан­ской авиа­ции, в ча­ст­но­сти в раз­ра­бот­ке, про­из­вод­ст­ве, про­да­же и по­сле­про­даж­ном об­слу­жи­ва­нии вер­то­лё­та сред­ней гру­зо­подъ­ём­но­сти Ми-38 (МВЗ им. Ми­ля, Ка­зан­ский вер­то­лёт­ный за­вод – Рос­сия, Ев­ро­коп­тер – Фран­ция); в соз­да­нии учеб­но-тре­ни­ро­воч­но­го са­мо­лё­та МиГ-АТ и ор­га­ни­за­ции его про­из­вод­ст­ва (ВПК «МАПО-М» – Рос­сия, ЛАРЗАК, СНЕКМА – Фран­ция); в про­из­вод­ст­ве са­мо­лё­та Ту-204 с дви­га­те­ля­ми фир­мы «Роллс-Ройс» (Ве­ли­ко­бри­та­ния). В рам­ках Рос­сий­ско-аме­ри­кан­ской ко­мис­сии по эко­но­ми­че­ско­му и тех­но­ло­ги­че­ско­му со­труд­ни­че­ст­ву раз­ра­бо­тан про­ект по ис­поль­зо­ва­нию Ту-144ЛЛ в ка­че­ст­ве ла­бо­ра­то­рии для ис­сле­до­ва­ния но­вых тех­но­ло­гий в гра­ж­дан­ской сверх­зву­ко­вой авиа­ции сле­дую­ще­го по­ко­ле­ния, а так­же соз­да­нию и сер­ти­фи­ка­ции по ме­ж­ду­на­род­ным нор­мам ши­ро­ко­фю­зе­ляж­но­го даль­не­маги­ст­раль­но­го са­мо­лё­та Ил-96М/Т с дви­га­те­ля­ми «Пратт-Уит­ни» и обо­ру­до­ва­ни­ем фир­мы «Ро­ку­элл-Кол­линз». В об­лас­ти ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ки соз­да­ны со­вме­ст­ные пред­при­ятия по за­пус­ку ком­мер­че­ских кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов, на­при­мер «Стар­сем» («Аэ­ро­спась­яль», «Ари­ан­спейс» – Фран­ция, ГНП ЦСКБ «Про­гресс», Ро­са­виа­кос­мос – Рос­сия).

Космическая программа

Бла­го­да­ря рос. ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ке кос­ми­че­ские по­лё­ты со­вер­ши­ли пред­ста­ви­те­ли 21 стра­ны ми­ра, в кос­мос бы­ло вы­ве­де­но бо­лее 100 за­ру­беж­ных кос­ми­че­ских ап­па­ра­тов и на­уч­ных при­бо­ров. Ра­кет­но-кос­ми­че­ская про­мыш­лен­ность Рос­сии как рав­но­прав­ный парт­нёр уча­ст­ву­ет в соз­да­нии и экс­плуа­та­ции ме­ж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ции и в про­во­ди­мых на ней ис­сле­до­ва­ни­ях.

Проблемы интеграции

В стра­нах с раз­ви­той авиа­ци­он­но-кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­стью на­блю­да­ет­ся её ин­те­гра­ция, т. е. слия­ние ком­па­ний, соз­даю­щих А и РКТ, в круп­ные кор­по­ра­ции.

Осн. цель ре­фор­ми­ро­ва­ния АКК Рос­сии со­сто­ит в соз­да­нии струк­ту­ры от­рас­ли, аде­к­ват­ной гос. про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке и конъ­юнк­ту­ре внут­рен­не­го и ми­ро­во­го рын­ков, пу­тём кон­цен­тра­ции на­уч­но-тех­ни­че­ско­го и про­из­вод­ст­вен­но­го по­тен­циа­лов на пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ни­ях, обес­пе­чи­ваю­щих кон­ку­рен­то­спо­соб­ность, эко­но­ми­че­скую ус­той­чи­вость и воз­мож­ность по­сту­па­тель­но­го раз­ви­тия соз­да­вае­мых кор­по­ра­ций. Ин­тег­ри­ро­ван­ные кор­по­ра­тив­ные струк­ту­ры по­зво­ля­ют в ус­ло­ви­ях со­кра­тив­ше­го­ся чис­ла за­ка­зов на соз­да­ние А и РКТ в бо­лее пол­ной ме­ре обес­пе­чить свою фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­скую, на­уч­но-тех­ни­че­скую и про­из­вод­ст­вен­ную ста­биль­ность пу­тём ма­нёв­ра в рас­пре­де­ле­нии уси­лий и ре­сур­сов в за­ви­си­мо­сти от ди­на­ми­ки за­ка­зов и их тру­до­ём­ко­сти, а так­же от конъ­юнк­ту­ры рын­ка. Эф­фект ин­те­гра­ции про­яв­ля­ет­ся так­же в по­вы­ше­нии ин­ве­сти­ци­он­ных воз­мож­но­стей в от­но­ше­нии тех­ни­че­ско­го пе­ре­воо­ру­же­ния, ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ских ре­сур­сов, уни­фи­ка­ции тех­но­ло­гий, ра­цио­на­ли­за­ции об­ще­го тех­но­ло­ги­че­ско­го об­ли­ка кор­по­ра­тив­ных про­из­вод­ст­вен­ных струк­тур.

Лит.: Авиа­строе­ние Рос­сии. М., 1995; Ки­се­лев А. И., Мед­ве­дев А. А., Мень­ши­ков В. А. Кос­мо­нав­ти­ка на ру­бе­же ты­ся­че­ле­тий: Ито­ги и пер­спек­ти­вы. 2-е изд. М., 2002.

Вернуться к началу