Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Машиностроительный комплекс

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 492-493

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Борисов

Машиностроительный комплекс

Общая характеристика

По­ми­мо об­ще­эко­но­ми­че­ских функ­ций, свя­зан­ных с удов­ле­тво­ре­ни­ем те­ку­ще­го и пер­спек­тив­но­го спро­са на то­ва­ры и ус­лу­ги, а так­же функ­ций, свя­зан­ных с обес­пе­че­ни­ем обо­рон­ных по­треб­но­стей го­су­дар­ст­ва, ма­ши­но­строе­ние вы­пол­ня­ет спе­ци­фи­че­скую функ­цию – ин­но­ва­ци­он­ную, от­ра­жая дос­ти­же­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са.

До нач. 1990-х гг. оте­че­ст­вен­ное ма­ши­но­строе­ние со­хра­ня­ло ли­ди­рую­щую роль по объ­ё­му про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва и чис­лен­но­сти за­ня­тых сре­ди всех ос­таль­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, ус­ту­пая лишь то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­му ком­плек­су по объ­ё­му осн. про­из­вод­ст­вен­ных фон­дов. К мо­мен­ту рас­па­да СССР на тер­ри­то­рии РФ бы­ло со­сре­до­то­че­но ок. 2/3 все­го ма­ши­но­строе­ния, в т. ч. св. 60% про­из­вод­ст­ва про­дук­ции гра­ж­дан­ско­го на­зна­че­ния и 80% – во­ен­ной про­дук­ции. Не ме­нее 75% рас­хо­дов на НИОКР бы­ло со­сре­до­то­че­но в обо­рон­но-про­мыш­лен­ном ком­плек­се (ОПК). Про­из­вод­ст­во то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния (в ча­ст­ности, лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей) осу­ще­ст­в­ля­лось в обо­рон­ном ма­ши­но­строе­нии в осн. на про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стях, объ­е­ди­нён­ных с вы­пус­ком во­ен­ной тех­ни­ки об­щей про­из­вод­ст­вен­ной ин­фра­струк­ту­рой. Вы­пуск во­ен­ной тех­ни­ки в ко­неч­ной про­дук­ции ма­ши­но­строе­ния со­став­лял 29% по срав­не­нию с 15% в США, то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния – 17% про­тив 26% в США, обо­ру­до­ва­ния для не­про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры – 6% про­тив 24% в США. Из-за обособ­лен­но­сти обо­рон­но­го ма­ши­но­строе­ния об­ра­зо­ва­лись 2 тех­но­ло­ги­че­ских яд­ра. Спе­ци­аль­ное и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ное обо­ру­до­ва­ние соз­да­ва­лось и про­из­во­ди­лось в обо­рон­ном ма­ши­но­строе­нии для соб­ст­вен­ных про­из­вод­ст­вен­ных нужд, уни­вер­саль­ное по­став­ля­лось из гра­ж­дан­ско­го ма­ши­но­строе­ния (при не­ма­лом им­пор­те ка­че­ст­вен­ной тех­ни­ки).

1990–95 бы­ли для ма­ши­но­строе­ния эта­пом адап­та­ции к ин­сти­ту­цио­наль­ным и гео­по­ли­ти­че­ским из­ме­не­ни­ям в стра­не. В 1994 пред­при­ятия пол­но­стью пре­кра­ти­ли про­из­вод­ст­вен­ную дея­тель­ность в об­лас­ти из­бы­точ­ной и не­эф­фек­тив­ной про­из­вод­ст­вен­ной ак­тив­но­сти и бы­ли го­то­вы к ра­бо­те в рам­ках об­нов­лён­ных и вновь ус­та­нов­лен­ных про­из­вод­ст­вен­ных свя­зей. Они об­ла­да­ли не­за­гру­жен­ны­ми мощ­но­стя­ми и обо­рот­ным ка­пи­та­лом; не­ма­лая часть их про­дук­ции, ис­хо­дя из су­ще­ст­во­вав­ше­го то­гда кур­са руб­ля к дол­ла­ру США, бы­ла кон­ку­рен­то­спо­соб­ной на внеш­них рын­ках. До­ля убы­точ­ных пред­при­ятий в ма­ши­но­строе­нии не пре­вы­ша­ла 20%.

1995–96 – этап де­гра­да­ции в ква­зи­рыноч­ной сре­де. Со­во­куп­ность це­но­вых, кур­со­вых, ин­сти­ту­цио­наль­ных и ин­ве­сти­ци­он­ных фак­то­ров оп­ре­де­ли­ла даль­ней­шее па­де­ние спро­са и оте­че­ствен­но­го пред­ло­же­ния ма­ши­но­строи­тель­ной про­дук­ции и при­ве­ла к фор­миро­ва­нию в ма­ши­но­строе­нии ква­зи­рыноч­ных от­но­ше­ний. Взаи­мо­дей­ст­вие фи­нан­со­вых и про­из­вод­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фак­то­ров обу­сло­ви­ло взаи­мо­за­чё­ты, бар­тер­ные и бар­тер­но-де­неж­ные це­поч­ки, соз­да­ло воз­мож­но­сти для не­фор­маль­ной эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти.

1996 – кон. 1998 – этап час­тич­ной адап­та­ции к ква­зи­ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям. В этот пе­ри­од объ­ём ма­ши­но­строи­тель­но­го про­из­вод­ст­ва не­сколь­ко рас­ши­рил­ся, гл. обр. за счёт ав­то­мо­би­лей и средств свя­зи. По­сле кри­зи­са 1998 пи­ра­ми­да тру­до­ём­ких, ре­сур­со­ра­сто­чи­тельных ин­сти­ту­тов рух­ну­ла и пре­кра­ти­ла об­слу­жи­вать от­рас­ли эко­но­ми­ки. Не­ус­той­чи­вый и пре­ры­ви­стый эко­но­ми­че­ский рост пре­кра­тил­ся.

Кон. 1998 – 2002 – этап не­ко­то­ро­го рос­та в рам­ках но­вой струк­ту­ры и объ­ё­мов спро­са. С кон. 1998 вновь на­ме­тил­ся рост про­из­вод­ст­ва, хо­тя и в рам­ках струк­ту­ры вы­пус­ка, сло­жив­шей­ся в 1995–96, и ог­ра­ни­чен­но­го воз­дей­ст­вия ин­но­ва­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра на пред­при­яти­ях ма­ши­но­строе­ния (см. табл.).

Перспективы

Мно­го­крат­но сни­зи­лась ём­кость рын­ков ма­ши­но­строи­тель­ной про­дук­ции, силь­но со­кра­ти­лись за­куп­ки оте­че­ст­вен­но­го обо­ру­до­ва­ния, что оп­ре­де­ли­ло про­грес­си­рую­щий из­нос осн. средств. Сте­пень из­но­са осн. фон­дов в ма­ши­но­строе­нии воз­рос­ла за 1992– 2002 с 45,0 до 53,1%. От­сут­ст­ву­ют дос­та­точ­ные хо­тя бы для про­сто­го вос­произ­вод­ст­ва ин­ве­сти­ции в осн. ка­пи­тал: до­ля ма­ши­но­строе­ния в ин­ве­сти­ци­ях в осн. ка­пи­тал про­мыш­лен­но­сти РФ со­кра­ти­лась с 23,1 в 1990 до 6,9% в 2001.

Удель­ный вес про­грес­сив­но­го обору­дования в про­из­вод­ст­вен­ной ба­зе ком­плек­са по­ни­зил­ся за 1992–2000 с 49,5 до 39%. В то же вре­мя оте­че­ст­вен­ное ма­ши­но­строе­ние про­пус­ти­ло круп­ный струк­тур­ный сдвиг, ха­рак­тер­ный для этой от­рас­ли вы­со­ко­раз­ви­тых стран: пе­ре­ход к се­рий­но­му про­из­вод­ст­ву вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции, ос­но­ван­но­му на ши­ро­ком ис­поль­зо­ва­нии гиб­ких ин­тел­лек­туа­ли­зи­ро­ван­ных тех­но­ло­гий.

Про­из­во­ди­тель­ность ус­ред­нён­но­го рос. ма­ши­но­строи­тель­но­го за­во­да со­став­ля­ет 10–20% пе­ре­до­во­го за­во­да ми­ро­во­го уров­ня. На ана­ло­гич­ных про­из­вод­ст­вах в вы­со­ко­раз­ви­тых стра­нах за­ня­то в 5– 10 раз мень­ше ра­бо­таю­щих, чем в РФ, по­это­му оче­вид­но, что для ма­ши­но­строе­ния в ко­неч­ном счё­те тре­бу­ет­ся зна­чи­тель­но мень­шее ко­ли­че­ст­во обо­ру­до­ва­ния, чем ны­не, но вы­со­ко­эф­фек­тив­но­го (см. табл. 1).

Лит.: Бо­ри­сов В. Н. Ма­ши­но­строе­ние в вос­про­из­вод­ст­вен­ном про­цес­се. М., 2000; Нау­ка и вы­со­кие тех­но­ло­гии Рос­сии на ру­бе­же третье­го ты­ся­че­ле­тия/Под ред. В. Л. Ма­ка­ро­ва и др. М., 2001; Джу­ра­ба­ев К. Т., Ка­ни­скин Н. А., Лы­ча­гин М. В. Управ­ле­ние круп­ным ма­ши­но­строи­тель­ным объ­е­ди­не­ни­ем в кри­зис­ных ус­ло­ви­ях. Но­во­сиб., 2002.

Вернуться к началу