Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)
ОПК – комплекс отраслей, предприятий и организаций, составляющих специфический сектор экономики, который предназначен для удовлетворения военных потребностей государства. Критерий выделения военного производства в составе ОПК и всего общественного производства – фактическое использование созданных товаров или услуг, независимо от их натуральной формы, формы собственности и ведомственной принадлежности предприятия. Статистика относит продукцию двойного применения к военной продукции в той мере, в какой она поступает в сферу обороны и используется в ней. Действующие в этой сфере предприятия и организации, объединяемые по ведомственной принадлежности, целевому предназначению, фактическому использованию продукции, производственно-технологическим особенностям её изготовления, наукоёмкости, форме собственности, стратегической значимости и иным признакам, важным с точки зрения принятия практических решений, имеют особые интересы.
Специфика ОПК
Специфика ОПК проявляется: 1) в монополии заказчика (осн. заказчик – государство), особых требованиях к качеству и техническим характеристикам военной продукции, её высокой наукоёмкости и технологичности, долгосрочности и капиталоёмкости инвестиционных проектов; 2) в необходимости поддержания мобилизационных мощностей, запасов стратегического сырья и материалов; 3) в особенностях специализации, кооперирования и информации (секретность), порождающих пирамидальные взаимосвязи производителей, дублирование производств и научных исследований, ограничения в передаче технологий; 4) в сложностях выхода предприятий ОПК на внешние рынки вооружений. Оборонные предприятия отличаются крупными размерами; многие из них – градообразующие, обеспечивающие объекты социальной инфраструктуры.
Структура ОПК
Различают экономическую, территориальную, отраслевую структуры. С последнего десятилетия 20 в. рос. ОПК характеризуется преобразованием растущей доли гос. предприятий в компании, основанные на частной и смешанной формах собственности, что требует новых решений проблем, повышения их военно-экономической эффективности, мобильности и готовности. Территориальная структура ОПК во многом определяется размещением производительных сил страны, но не отражает его в точности, что обусловлено интересами эффективности и устойчивости предприятий. Отраслевая структура ОПК усложняется в зависимости от военных потребностей, видов военного производства. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема её оптимизации.
История развития ОПК
Качественные сдвиги в экономике, науке, технике и военном деле накануне и в ходе 1-й мировой войны коренным образом изменили способ её экономического обеспечения. Сформировался комплекс специализированных отраслей, производящих вооружения и военную технику, произошла консолидация фаз военно-экономического процесса – производства, распределения, обмена (обращения) и потребления; потребности войны стали обеспечиваться за счёт текущего производства оружия и др. военной продукции, возникла объективная необходимость экономической мобилизации. ОПК России в этот период представляли 4 завода по производству винтовок, изготовившие 3,2 млн. винтовок, 2 казённых и 1 акционерный завод по производству патронов, 4 орудийных и 4 привлечённых к орудийному производству завода, изготовившие 11,7 тыс. орудий, 16 крупных казённых и частных предприятий, выпустивших за войну 67 млн.снарядов. По уровню авиастроения Россия приближалась к Австро-Венгрии, отставая от Великобритании в 15 раз. Российские автомобильные предприятия произвели 20 тыс. автомобилей, в то время как заводы Германии – 65 тыс., Великобритании – 87 тыс., Франции – 110 тыс. В России действовали 100 судостроительных предприятий, тогда как танки Россия не производила вообще.
В межвоенный период, согласно директивам 1-й пятилетки, в СССР быстрее всего развивались отрасли, обеспечивающие оборону и хозяйственную устойчивость страны в военное время. В 1940 валовой общественный продукт страны возрос по сравнению с 1928 в 4,5 раза, в т. ч. объём промышленной продукции – в 6,5 раза. В составе промышленности производство средств производства увеличилось в 10 раз, в частности для электроэнергетики – в 14,4, химической и нефтехимической промышленности – в 15,1, машиностроения и металлообработки – в 19,8 раза. На этой основе был создан мощный ОПК. Опираясь на меньшую, чем у Германии вместе с оккупированными странами, экономическую базу, СССР произвёл за годы войны почти вдвое больше осн. видов вооружений и материально обеспечил свою победу (см. табл. 1).
После войны ОПК страны был качественно преобразован. Разработка ракетно-ядерного оружия привела к возникновению таких научных направлений и производств, как вычислительная техника, прикладная математика, системотехника, радиолокация и др.; появились «электронные города», была принята программа ускоренного развития научной и производственной базы электроники, способной обеспечивать производство вооружения и военной техники отечественными материалами и комплектующими. В общей сумме расходов на оборону опережающими темпами увеличивались расходы на НИОКР, закупки вооружения и военной техники. Таким образом, сформировался высокотехнологичный комплекс промышленности.
ОПК – ядро высокотехнологичного промышленного комплекса
С 1970-х гг. предприятия ОПК стали всё шире привлекаться к производству сложной индустриальной продукции, товаров народного потребления и культурно-бытового назначения. Диверсификация оборонной промышленности шла в осн. за счёт расширения действующих и строительства новых предприятий. Доля необоронной продукции, постепенно повышаясь, в 1989 достигла 51% общего объёма производства ОПК. На его долю приходилось: 100% произведённых в стране радиоприёмных устройств, телевизоров и швейных машин, 98% магнитофонов, 97% холодильников и морозильников, 80% медицинского оборудования, 78% электропылесосов, 68% стиральных машин, 45% велосипедов, значительная доля автомобилей, мотоциклов, фотоаппаратов и многих других подобных товаров. На предприятиях ОПК разрабатывались и производились гражданские суда и самолёты всех видов, космические системы связи, оборудование для телевещания, исследования природных ресурсов, картографии, навигации и пр. Значительные объёмы работ этих предприятий составило производство оборудования для атомных электростанций, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, вычислительной техники. Объём НИОКР, связанных с выпуском гражданской продукции, составил в ОПК (1990) 8,2 млрд. руб., или более 40% общего объёма НИОКР. Таким образом, с помощью ОПК обеспечивался научно-технический и военно-стратегический паритет СССР и США. Производство в ОПК было диверсифицировано, значительное место в нём занимали технологии и изделия двойного назначения. Программно-целевое планирование ОПК стало крупным достижением. Но в силу ограниченности ресурсов, высоких барьеров секретности, недостатков административно-командной системы достижения науки и техники в СССР с большим трудом проникали в др. отрасли.
Обновление оружия и военной техники
За 1970–80 удельный вес новой техники в поставках Мин-ва обороны СССР составил: межконтинентальных баллистических ракет 96%, баллистических ракет подводных лодок 90%. Удельный вес новой авиационной техники возрос с 70 до 86%, а с 1991 предполагалось использовать только новые военные самолёты. Были полностью обновлены зенитные ракетные комплексы наземного базирования. Бронетанковая техника, артиллерийско-стрелковое оружие поддерживались на уровне совр. требований (см. табл. 2).
К нач. 1990-х гг. в ОПК входило почти 2000 предприятий и организаций, в т. ч. 1100 производственных объединений и промышленных предприятий и порядка 900 научно-производственных и опытно-конструкторских организаций. На предприятиях ОПК трудились 8 млн.чел. (6% рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве); стоимость осн. фондов ОПК составляла 6,4% стоимости совокупных основных производственных фондов народного хозяйства, или 12,4% стоимости основных производственных фондов промышленности. К разработке и производству вооружений и военной техники было привлечено почти 300 предприятий и организаций гражданских отраслей, на долю которых приходилось 4% общего объёма военной продукции.
Состояние российского ОПК после 1991
Для России последнего десятилетия 20 в. характерно беспрецедентное сокращение доли ресурсов, выделяемых на экономическое обеспечение национальной безопасности. Вся система этого обеспечения, прежде всего ОПК, была деформирована. Многократно сократились производственные мощности и численность занятых как в военном, так и в гражданском производстве. Вместо передачи в гражданский сектор высоких технологий и квалифицированных кадров произошёл распад научных школ, страна лишилась немалой части интеллектуального потенциала. К 1996 было утрачено более 300 передовых технологий и производств в аэрокосмической отрасли, биотехнологии, в сфере информатики и новых материалов. В 1999 доля военной продукции составила 20% выпуска военной промышленности, доля машин и оборудования гражданского назначения – 26%, потребительских товаров – 8,8%, экспорта продукции военного назначения – 34,3%, экспорта продукции гражданского назначения – 10,9%. Для ОПК сложились самые неблагоприятные социально-экономические условия: среднемесячная оплата труда на предприятиях комплекса в 1996 была ниже 60% среднего уровня оплаты труда в промышленности, а к 2000 достигла 72%. Почти 1/3 сотрудников научных учреждений оборонной промышленности уволилась; средний возраст занятых увеличился с 39 лет в 1990 до 58 лет в 2000. В ходе массовой приватизации ОПК подвергся неблагоприятным институциональным изменениям – были раздроблены сложившиеся крупные научно-производственные комплексы. Рос. оборонные предприятия по мировым масштабам превратились в «карликов» и начали поддерживать своё существование за счёт экспорта, а не государственного оборонного заказа (ГОЗ) (см. табл. 3).
С кон. 90-х гг. ситуация в ОПК начала улучшаться. Уровень военного производства за 1998–2002 практически удвоился, достигнув 18,7% выпуска военной продукции СССР (1991); ГОЗ стал финансироваться практически в запланированных объёмах, началось погашение долгов предприятиям за выполненные работы по ГОЗ; в 2001 объём финансирования НИОКР увеличился на 43%, в 2002 – на 40%. Соотношение военных расходов на содержание войск и их развитие составило 70:30, в 2001 – 56:44, а к 2006 должно быть 50:50. Создаются условия для успешной деятельности корпораций, возникающих в ходе реструктуризации ОПК в соответствии с Указом Президента РФ от 23.10.2000 №1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации» и программой «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Кроме того, приняты: «Государственная программа вооружений», федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей», «Конкурентоспособность и инновационное развитие» и др. В соответствии с этими документами предусматриваются создание условий для оптимального взаимодействия государства и частного бизнеса в управлении и развитии ОПК, меры по акционированию и приватизации предприятий ОПК, развитию нормативной базы доверительного управления, участию его предприятий и организаций в международной интеграции в сфере производства вооружений и гражданской продукции, в т. ч. привлечение иностранного капитала. Развитие ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора рос. экономики относится к числу высших приоритетов гос. политики.
Оборонно-промышленная и технологическая безопасность
В наступившем веке проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности необходимо решать в комплексе и взаимосвязи с экономическим обеспечением др. видов безопасности. Реформирование экономики и некомпетентное осуществление конверсии военного производства привели к катастрофическому сокращению экономической мощи России и резкому обострению проблем технологической, оборонно-промышленной и в целом военно-экономической безопасности, внутрисистемные и надсистемные показатели которой вышли за пределы пороговых значений (см. табл. 4).
По экономическому потенциалу Россия превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, по размерам территории – Китай и США, но степень реализации экономического потенциала у нас значительно ниже, чем в этих странах. По обобщающим показателям экономической мощи Россия сегодня слабее промышленных стран Запада. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности неутешительны: ОПК существует в осн. за счёт экспортных заказов, незначительны поставки рос. силовым структурам, их оружие и военная техника не обновляются со времён «обвальной конверсии». Военная безопасность поддерживается в рамках коридора пороговых значений лишь в отношении стратегических сил сдерживания. В то же время значимость показателей численности вооружённых сил и количества обычных вооружений существенно уменьшается за счёт низкой ресурсной обеспеченности. Показатели, характеризующие состояние экономической и военно-экономической безопасности страны, находятся за пределами пороговых значений.
Интеграция ОПК в рыночную экономику
Решение данной проблемы, имеющей, в частности, технико-экономический и военно-экономический аспекты, связано с разработкой и внедрением технологий двойного применения, интегрированными процессами в военной и гражданской экономике и в их взаимосвязи. Использование этих технологий позволит значительно снизить текущую военную нагрузку на экономику без ослабления военно-экономической готовности страны. При необходимости появится возможность сократить время для конверсии гражданского производства в военное, быстро увеличить уровень военно-экономической мощи, в то же время облегчая бремя военных расходов в условиях мира и высвобождая средства для ускорения экономического роста. О возрождении ОПК в качестве генератора высокотехнологичных, высококонцентрированных и рационально организованных производств гражданской экономики свидетельствует деятельность таких структур, как ОАО «АХК "Сухой"», РСК «МиГ», диверсифицированных холдинговых структур, сочетающих оборонные и экономические интересы.
Государственный оборонный заказ (ГОЗ)
Федеральный закон РФ «О Государственном оборонном заказе» от 25.12.1995 № 213-ФЗ устанавливает порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения ГОЗ и регулирует правовые и финансовые отношения в этой области. Гос. заказчиком вооружений и военной техники (ВВТ), научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) по их разработке, созданию новых технологий производства ВВТ может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своём составе войска и вооружённые формирования. ГОЗ размещается на конкурсной основе; гос. заказчик заключает контракт с головным исполнителем – победителем конкурса. ГОЗ обязателен для всех организаций, если его размещение не влечёт за собой убытков, связанных с выполнением заказа. Проект ГОЗ разрабатывается при формировании федерального бюджета на очередной год с учётом ресурсных возможностей экономики страны. Основные его показатели утверждаются Президентом РФ.
ГОЗ формируется в пределах, устанавливаемых федеральным бюджетом, на основе: положений военной доктрины РФ; федеральной программы разработки, создания и производства ВВТ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочные перспективы, включающей в себя заказы на НИОКР, серийное производство, утилизацию и уничтожение выводимых из эксплуатации ВВТ, капитальное строительство, а также мероприятия по материально-техническому обеспечению этих работ; мобилизационного плана экономики РФ; программ военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и др. ГОЗ служит, в частности, инструментом проведения военно-технической политики государства (см. табл. 5).
В соответствии с Гос. программой вооружений до 2010 на НИОКР выделяется значительная доля средств (до 40%). Это отражает особенности военно-технической политики нашего времени, направленной на ликвидацию отставания в развитии новых экземпляров боевой техники и оружия. В последующем сложившиеся пропорции будут изменяться в пользу статей, отражающих серийный выпуск и закупки новых, более совершенных образцов вооружений.
Законодательно предусматривается выделение предприятиям ОПК за счёт федерального бюджета ассигнований на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их совр. оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов. Предусматривается также фиксированный уровень рентабельности по видам оборонной продукции, ежеквартальная индексация ассигнований в связи с инфляцией, поквартальное или поэтапное авансирование за счёт федерального бюджета, освобождение головного исполнителя оборонного заказа от таможенных пошлин на оборудование и другую необходимую продукцию. Эти и аналогичные меры направлены на поддержание на предприятиях ОПК передовых высоких технологий. В свою очередь высокотехнологичный комплекс предприятий ОПК позволяет заказывать через ГОЗ и создавать новейшие системы оружия, не уступающие, а порой и превосходящие зарубежные аналоги, что необходимо для обеспечения национальной безопасности РФ.
Военно-техническое сотрудничество
Военный экспорт служил для СССР вторым после экспорта нефти источником валютных поступлений. С началом перестройки он резко сократился, хотя и не утратил своего значения (см. рис.). Выполнение экспортных заказов позволяет предприятиям ОПК выживать в условиях резкого снижения ассигнований на оборону, хотя финансовых ресурсов для развития научно-производственной сферы у них не остаётся.
Важную роль при этом играет офсетная практика, предполагающая возможность для покупателя совместить приобретение вооружений и военной техники с удовлетворением на выгодных условиях некоторых своих потребностей как в военной, так и в гражданской сфере. В рамках офсетных соглашений могут реализовываться, в частности, компенсационные товарные сделки, а также трансферты: работ по обслуживанию и ремонту, производства комплектующих, услуг коммерческого, управленческого и образовательного характера, технологий гражданского и военного назначения, производства в страну импортёра, инвестиций в экономику страны импортёра и т. п. Офсетная практика служит эффективным инструментом конкурентной борьбы на мировом рынке оружия, повышая шансы страны-производителя без её участия в ценовой конкуренции. При реализации офсетных соглашений устанавливаются экономические, деловые, культурные и др. контакты в гражданском секторе. Тем самым офсетная практика позволяет снизить общую милитаризацию экономики, ускорить внедрение передовых технологий в гражданское производство.
Острая конкуренция на мировом рынке вооружений требует постоянного совершенствования и развития научно-производственной базы ОПК и проведения определённых организационных и финансовых мероприятий. Так, в соответствии с мировой практикой были объединены два крупнейших в России гос. посредника торговли оружием – «Росвооружение» и «Промэкспорт» в единое унитарное предприятие «Рособоронэкспорт»; предприятия ОПК интегрируются в соответствии с федеральными целевыми программами реструктуризации и конверсии оборонной промышленности; увеличивается объём ассигнований на закупку ВВТ для Вооружённых сил.
Интегрированные корпоративные структуры
Преобразование ОПК предполагает, в частности, создание интегрированных корпоративных структур. Они обеспечивают устойчивость деятельности комплекса. В составе ОПК – 43% гос. унитарных предприятий, 28,8% акционерных обществ с участием государства, 28,2% акционерных обществ без участия государства. При этом приватизация 62% гос. предприятий запрещена, прочие предприятия предполагается акционировать.
На 1-м этапе (до 2005) организационно-институциональных преобразований ОПК проводится инвентаризация производственно-технологических цепочек и создание интегрированных структур на базе технологической кооперации (в первую очередь интеграция КБ с серийными заводами); осуществляется концентрация производства вооружений и военной техники на ограниченном числе предприятий, в т. ч. путём создания крупных диверсифицированных корпораций ОПК; формируется «ядро» ОПК; совершенствуется нормативно-правовая база ГОЗ и военно-технического сотрудничества с целью расширения рынков сбыта; ведётся подготовка и закрепление кадров. На 2-м этапе (2005–10) в качестве гл. задачи стоит развитие сформированного «ядра» предприятий крупных диверсифицированных корпораций и повышение эффективности их деятельности, в частности, на базе межотраслевой кооперации.
Интегрированные структуры позволяют снизить себестоимость продукции, увеличить доходы, сформировать механизмы эффективного использования прибыли на инвестиции в разработки нового поколения как военной, так и гражданской техники, модернизировать производственный аппарат и осваивать новые экспортные рынки. Россия получает возможность участвовать в разделе мирового рынка высокотехнологичной продукции, в т. ч. военной, в рамках ТНК; расширяется производство вооружений и военной техники в рамках цикла перевооружения.
Стимулирование инновационной деятельности
Структурными элементами высокого научно-технического и технологического потенциала ОПК являются научные исследования, накопленный запас научных и технологических знаний, потенциальный рынок, аналитическое проектирование и производство, распределение и рынок. Эффективное использование результатов инновационной деятельности обеспечивает ОПК прирост дохода до 47%. В составе комплекса эффективно действуют ЗАТО (закрытые территориальные образования) и наукограды, в рамках которых осуществляется активная инновационная деятельность. В этих структурных образованиях налажены непрерывное производство инноваций и ускоренная их апробация; фундаментальные научные исследования объединены с прикладными разработками и внедряются в практику. Интеграция науки и производства и развитие на этой основе эффективной инновационной деятельности осуществляются как в России («Обнинск-Технополис», «Технополис-Зеленоград» и др.), так и за рубежом (в Германии таких образований 19, в Великобритании – 21, в Японии – 19). Дополнительными источниками финансирования инноваций в ОПК служат растущий ГОЗ, федеральные целевые программы, экспорт вооружений и военной техники. К инновационному потенциалу ОПК можно отнести: дополнительные средства, получаемые от реструктуризационных мероприятий, которые связаны с расширением внутреннего спроса на конкурентоспособную продукцию отрасли; концентрацию ресурсов в сфере НИОКР, использование малых инновационных предприятий для выполнения ГОЗ и экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества; диффузию новых научно-технических знаний и произведённых на этой основе продукции, приборов, оборудования и технологий в др. сферы деятельности.