Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 493-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Н. Кузык

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)

ОПК – ком­плекс от­рас­лей, пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, со­став­ляю­щих спе­ци­фи­че­ский сек­тор эко­но­ми­ки, ко­то­рый пред­на­зна­чен для удов­ле­тво­ре­ния во­ен­ных по­треб­но­стей го­су­дар­ст­ва. Кри­те­рий вы­де­ле­ния во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва в со­ста­ве ОПК и все­го об­ще­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва – фак­ти­че­ское ис­поль­зо­ва­ние соз­дан­ных то­ва­ров или ус­луг, не­за­ви­си­мо от их на­ту­раль­ной фор­мы, фор­мы соб­ст­вен­но­сти и ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти пред­при­ятия. Ста­ти­сти­ка от­но­сит про­дук­цию двой­но­го при­ме­не­ния к во­ен­ной про­дук­ции в той ме­ре, в ка­кой она по­сту­пает в сфе­ру обо­ро­ны и ис­поль­зу­ет­ся в ней. Дей­ст­вую­щие в этой сфе­ре пред­при­ятия и ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няе­мые по ве­дом­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти, це­ле­во­му пред­на­зна­че­нию, фак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию про­дук­ции, про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­ги­че­ским осо­бен­но­стям её из­го­тов­ле­ния, нау­ко­ём­ко­сти, фор­ме соб­ст­вен­но­сти, стра­те­ги­че­ской зна­чи­мо­сти и иным при­зна­кам, важ­ным с точ­ки зре­ния при­ня­тия прак­ти­че­ских ре­ше­ний, име­ют осо­бые ин­те­ре­сы.

Специфика ОПК

Спе­ци­фи­ка ОПК про­яв­ля­ет­ся: 1) в мо­но­по­лии за­каз­чи­ка (осн. за­каз­чик – го­су­дар­ст­во), осо­бых тре­бо­ва­ни­ях к ка­чест­ву и тех­ни­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам во­ен­ной про­дук­ции, её вы­со­кой нау­ко­ём­ко­сти и тех­но­ло­гич­но­сти, дол­го­сроч­но­сти и ка­пи­та­ло­ём­ко­сти ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов; 2) в не­об­хо­ди­мо­сти под­дер­жа­ния мо­би­ли­за­ци­он­ных мощ­но­стей, за­па­сов стра­те­ги­че­ско­го сы­рья и ма­те­риа­лов; 3) в осо­бен­но­стях спе­циа­ли­за­ции, коо­пе­ри­ро­ва­ния и ин­фор­ма­ции (сек­рет­ность), по­ро­ж­даю­щих пи­ра­ми­даль­ные взаи­мо­свя­зи про­из­во­ди­те­лей, дуб­ли­ро­ва­ние про­из­водств и на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний, ог­ра­ни­че­ния в пе­ре­да­че тех­но­ло­гий; 4) в слож­но­стях вы­хо­да пред­при­ятий ОПК на внеш­ние рын­ки воо­ру­же­ний. Обо­рон­ные пред­при­ятия от­ли­ча­ют­ся круп­ны­ми раз­ме­ра­ми; мно­гие из них – гра­до­об­ра­зую­щие, обес­пе­чи­ваю­щие объ­ек­ты со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

Структура ОПК

Раз­ли­ча­ют эко­но­ми­че­скую, тер­ри­то­ри­аль­ную, от­рас­ле­вую струк­ту­ры. С по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия 20 в. рос. ОПК ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­ни­ем рас­ту­щей до­ли гос. пред­при­ятий в ком­па­нии, ос­но­ван­ные на ча­ст­ной и сме­шан­ной фор­мах соб­ст­вен­но­сти, что тре­бу­ет но­вых ре­ше­ний про­блем, по­вы­ше­ния их во­ен­но-эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти, мо­биль­но­сти и го­тов­но­сти. Тер­ри­то­ри­аль­ная струк­ту­ра ОПК во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся раз­ме­ще­ни­ем про­из­во­ди­тель­ных сил стра­ны, но не от­ра­жа­ет его в точ­но­сти, что обу­слов­ле­но ин­те­ре­са­ми эф­фек­тив­но­сти и ус­той­чи­во­сти пред­при­ятий. От­рас­ле­вая струк­ту­ра ОПК ус­лож­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от во­ен­ных по­треб­но­стей, ви­дов во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва. В свя­зи с этим осо­бую ак­ту­аль­ность при­об­ре­та­ет про­бле­ма её оп­ти­ми­за­ции.

История развития ОПК

Ка­че­ст­вен­ные сдви­ги в эко­но­ми­ке, нау­ке, тех­ни­ке и во­ен­ном де­ле на­ка­ну­не и в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ли спо­соб её эко­но­ми­че­ско­го обес­пе­че­ния. Сфор­ми­ро­вал­ся ком­плекс спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных от­рас­лей, про­из­во­дя­щих воо­ру­же­ния и во­ен­ную тех­ни­ку, про­изош­ла кон­со­ли­да­ция фаз во­ен­но-эко­но­ми­че­ско­го про­цес­са – про­из­вод­ст­ва, рас­пре­де­ле­ния, об­ме­на (об­ра­ще­ния) и по­треб­ле­ния; по­треб­но­сти вой­ны ста­ли обес­пе­чи­вать­ся за счёт те­ку­ще­го про­из­вод­ст­ва ору­жия и др. во­ен­ной про­дук­ции, воз­ник­ла объ­ек­тив­ная не­об­хо­ди­мость эко­но­ми­че­ской мо­би­ли­за­ции. ОПК Рос­сии в этот пе­ри­од пред­став­ля­ли 4 за­во­да по про­из­вод­ст­ву вин­то­вок, из­го­то­вив­шие 3,2 млн. вин­то­вок, 2 ка­зён­ных и 1 ак­цио­нер­ный за­вод по про­из­вод­ст­ву па­тро­нов, 4 ору­дий­ных и 4 при­вле­чён­ных к ору­дий­но­му про­из­вод­ст­ву за­во­да, из­го­то­вив­шие 11,7 тыс. ору­дий, 16 круп­ных ка­зён­ных и ча­ст­ных пред­при­ятий, вы­пус­тив­ших за вой­ну 67 млн.сна­ря­дов. По уров­ню авиа­строе­ния Рос­сия при­бли­жа­лась к Ав­ст­ро-Венг­рии, от­ста­вая от Ве­ли­ко­бри­та­нии в 15 раз. Рос­сий­ские ав­то­мо­биль­ные пред­при­ятия про­из­ве­ли 20 тыс. ав­то­моби­лей, в то вре­мя как за­во­ды Гер­ма­нии – 65 тыс., Ве­ли­ко­бри­та­нии – 87 тыс., Фран­ции – 110 тыс. В Рос­сии дей­ст­во­ва­ли 100 су­до­строи­тель­ных пред­при­ятий, то­гда как тан­ки Рос­сия не про­из­во­ди­ла во­об­ще.

В меж­во­ен­ный пе­ри­од, со­глас­но ди­рек­ти­вам 1-й пя­ти­лет­ки, в СССР бы­ст­рее все­го раз­ви­ва­лись от­рас­ли, обес­пе­чи­ваю­щие обо­ро­ну и хо­зяй­ст­вен­ную ус­той­чи­вость стра­ны в во­ен­ное вре­мя. В 1940 ва­ло­вой об­ще­ст­вен­ный про­дукт стра­ны воз­рос по срав­не­нию с 1928 в 4,5 раза, в т. ч. объ­ём про­мыш­лен­ной про­дук­ции – в 6,5 раза. В со­ста­ве про­мыш­лен­но­сти про­из­вод­ст­во средств про­из­вод­ст­ва уве­ли­чи­лось в 10 раз, в ча­ст­но­сти для элек­тро­энер­ге­ти­ки – в 14,4, хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти – в 15,1, ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки – в 19,8 раза. На этой ос­но­ве был соз­дан мощ­ный ОПК. Опи­ра­ясь на мень­шую, чем у Гер­ма­нии вме­сте с ок­ку­пи­ро­ван­ны­ми стра­на­ми, эко­но­ми­че­скую ба­зу, СССР про­из­вёл за го­ды вой­ны поч­ти вдвое боль­ше осн. ви­дов воо­ру­же­ний и ма­те­ри­аль­но обес­пе­чил свою по­бе­ду (см. табл. 1).

По­сле вой­ны ОПК стра­ны был ка­че­ст­вен­но пре­об­ра­зо­ван. Раз­ра­бот­ка ра­кет­но-ядер­но­го ору­жия при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию та­ких на­уч­ных на­прав­ле­ний и про­из­водств, как вы­чис­ли­тель­ная тех­ни­ка, при­клад­ная ма­те­ма­ти­ка, сис­те­мо­тех­ни­ка, ра­дио­ло­ка­ция и др.; по­яви­лись «элек­трон­ные го­ро­да», бы­ла при­ня­та про­грам­ма ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия на­уч­ной и про­из­вод­ст­вен­ной ба­зы элек­тро­ни­ки, спо­соб­ной обес­пе­чи­вать про­из­вод­ст­во воо­ру­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки оте­че­ст­вен­ны­ми ма­те­риа­ла­ми и ком­плек­тую­щи­ми. В об­щей сум­ме рас­хо­дов на обо­ро­ну опе­ре­жаю­щи­ми тем­па­ми уве­ли­чи­ва­лись рас­хо­ды на НИОКР, за­куп­ки воо­ру­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки. Та­ким об­ра­зом, сфор­ми­ро­вал­ся вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ный ком­плекс про­мыш­лен­но­сти.

ОПК – ядро высокотехнологичного промышленного комплекса

Истребитель С-37.

С 1970-х гг. пред­при­ятия ОПК ста­ли всё ши­ре при­вле­кать­ся к про­из­вод­ст­ву слож­ной ин­ду­ст­ри­аль­ной про­дук­ции, то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния и куль­тур­но-бы­то­во­го на­зна­че­ния. Ди­вер­си­фи­ка­ция обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти шла в осн. за счёт рас­ши­ре­ния дей­ст­вую­щих и строи­тель­ст­ва но­вых пред­при­ятий. До­ля не­обо­рон­ной про­дук­ции, по­сте­пен­но по­вы­ша­ясь, в 1989 дос­тиг­ла 51% об­ще­го объ­ё­ма про­из­вод­ст­ва ОПК. На его до­лю при­хо­ди­лось: 100% про­из­ве­дён­ных в стра­не ра­дио­при­ём­ных уст­ройств, те­ле­ви­зо­ров и швей­ных ма­шин, 98% маг­ни­то­фо­нов, 97% хо­ло­диль­ни­ков и мо­ро­зиль­ни­ков, 80% ме­ди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния, 78% элек­тро­пы­ле­со­сов, 68% сти­раль­ных ма­шин, 45% ве­ло­си­пе­дов, зна­чи­тель­ная до­ля ав­то­мо­би­лей, мо­то­цик­лов, фо­то­ап­па­ра­тов и мно­гих дру­гих по­доб­ных то­ва­ров. На пред­при­яти­ях ОПК раз­ра­ба­ты­ва­лись и про­из­во­ди­лись гра­ж­дан­ские су­да и са­мо­лё­ты всех ви­дов, кос­ми­че­ские сис­те­мы свя­зи, обо­ру­до­ва­ние для те­ле­ве­ща­ния, ис­сле­до­ва­ния при­род­ных ре­сур­сов, кар­то­гра­фии, на­ви­га­ции и пр. Зна­чи­тель­ные объ­ё­мы ра­бот этих пред­при­ятий со­ста­ви­ло про­из­вод­ст­во обо­ру­до­ва­ния для атом­ных элек­тро­стан­ций, неф­те­до­бы­ваю­щей и неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки. Объ­ём НИОКР, свя­зан­ных с вы­пус­ком гра­ж­дан­ской про­дук­ции, со­ста­вил в ОПК (1990) 8,2 млрд. руб., или бо­лее 40% об­ще­го объ­ё­ма НИОКР. Та­ким об­ра­зом, с по­мо­щью ОПК обес­пе­чи­вал­ся на­уч­но-тех­ни­че­ский и во­ен­но-стра­те­ги­че­ский па­ри­тет СССР и США. Про­из­вод­ст­во в ОПК бы­ло ди­вер­си­фи­ци­ро­ва­но, зна­чи­тель­ное ме­сто в нём за­ни­ма­ли тех­но­ло­гии и из­де­лия двой­но­го на­зна­че­ния. Про­грамм­но-це­ле­вое пла­ни­ро­ва­ние ОПК ста­ло круп­ным дос­ти­же­ни­ем. Но в си­лу ог­ра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов, вы­со­ких барь­е­ров сек­рет­но­сти, не­дос­тат­ков ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-ко­манд­ной сис­те­мы дос­ти­же­ния нау­ки и тех­ни­ки в СССР с боль­шим тру­дом про­ни­ка­ли в др. от­рас­ли.

Обновление оружия и военной техники

За 1970–80 удель­ный вес но­вой тех­ни­ки в по­став­ках Мин-ва обо­ро­ны СССР со­ста­вил: меж­кон­ти­нен­таль­ных бал­ли­сти­че­ских ра­кет 96%, бал­ли­сти­ческих ра­кет под­вод­ных ло­док 90%. Удель­ный вес но­вой авиа­ци­он­ной тех­ни­ки воз­рос с 70 до 86%, а с 1991 пред­по­ла­га­лось ис­поль­зо­вать толь­ко но­вые во­ен­ные са­мо­лё­ты. Бы­ли пол­но­стью об­нов­ле­ны зе­нит­ные ра­кет­ные ком­плек­сы на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния. Бро­не­тан­ко­вая тех­ни­ка, ар­тил­ле­рий­ско-стрел­ко­вое ору­жие под­дер­жи­ва­лись на уров­не совр. тре­бо­ва­ний (см. табл. 2).

К нач. 1990-х гг. в ОПК вхо­ди­ло поч­ти 2000 пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, в т. ч. 1100 про­из­вод­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и про­мыш­лен­ных пред­при­ятий и по­ряд­ка 900 на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ных и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ор­га­ни­за­ций. На пред­при­яти­ях ОПК тру­ди­лись 8 млн.чел. (6% ра­бо­чих и слу­жа­щих, за­ня­тых в на­род­ном хо­зяй­ст­ве); стои­мость осн. фон­дов ОПК со­став­ля­ла 6,4% стои­мо­сти со­во­куп­ных ос­нов­ных про­из­вод­ст­вен­ных фон­дов на­род­но­го хо­зяй­ст­ва, или 12,4% стои­мо­сти ос­нов­ных про­из­вод­ст­вен­ных фон­дов про­мыш­лен­но­сти. К раз­ра­бот­ке и про­из­вод­ст­ву воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки бы­ло при­вле­че­но поч­ти 300 пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций гра­ж­дан­ских от­рас­лей, на до­лю ко­то­рых при­хо­ди­лось 4% об­ще­го объ­ё­ма во­ен­ной про­дук­ции.

Состояние российского ОПК после 1991

Танки Т-80У.

Для Рос­сии по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия 20 в. ха­рак­тер­но бес­пре­це­дент­ное со­кра­ще­ние до­ли ре­сур­сов, вы­де­ляе­мых на эко­но­ми­че­ское обес­пе­че­ние на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Вся сис­те­ма это­го обес­пе­че­ния, пре­ж­де все­го ОПК, бы­ла де­фор­ми­ро­ва­на. Мно­го­крат­но со­кра­ти­лись про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти и чис­лен­ность за­ня­тых как в во­ен­ном, так и в гра­ж­дан­ском про­из­вод­ст­ве. Вме­сто пе­ре­да­чи в гра­ж­дан­ский сек­тор вы­со­ких тех­но­ло­гий и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров про­изо­шёл рас­пад на­уч­ных школ, стра­на ли­ши­лась не­ма­лой час­ти ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тен­циа­ла. К 1996 бы­ло ут­ра­че­но бо­лее 300 пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий и про­из­водств в аэ­ро­кос­ми­че­ской от­рас­ли, био­тех­но­ло­гии, в сфе­ре ин­фор­ма­ти­ки и но­вых ма­те­риа­лов. В 1999 до­ля во­ен­ной про­дук­ции со­ста­ви­ла 20% вы­пус­ка во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти, до­ля ма­шин и обо­ру­до­ва­ния гра­ж­дан­ско­го на­зна­че­ния – 26%, по­тре­би­тель­ских то­ва­ров – 8,8%, экс­пор­та про­дук­ции во­ен­но­го на­зна­че­ния – 34,3%, экс­пор­та про­дук­ции гра­ж­дан­ско­го на­зна­че­ния – 10,9%. Для ОПК сло­жи­лись са­мые не­бла­го­при­ят­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия: сред­не­ме­сяч­ная оп­ла­та тру­да на пред­при­яти­ях ком­плек­са в 1996 бы­ла ни­же 60% сред­не­го уров­ня оп­ла­ты тру­да в про­мыш­лен­но­сти, а к 2000 дос­тиг­ла 72%. Поч­ти 1/3 со­труд­ни­ков на­уч­ных уч­ре­ж­де­ний обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти уво­ли­лась; сред­ний воз­раст за­ня­тых уве­ли­чил­ся с 39 лет в 1990 до 58 лет в 2000. В хо­де мас­со­вой при­ва­ти­за­ции ОПК под­верг­ся не­бла­го­при­ят­ным ин­сти­ту­цио­наль­ным из­ме­не­ни­ям – бы­ли раз­дроб­ле­ны сло­жив­шие­ся круп­ные на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ные ком­плек­сы. Рос. обо­рон­ные пред­при­ятия по ми­ро­вым мас­шта­бам пре­вра­ти­лись в «кар­ли­ков» и на­ча­ли под­дер­жи­вать своё су­ще­ст­во­ва­ние за счёт экс­пор­та, а не го­су­дар­ст­вен­но­го обо­рон­но­го за­ка­за (ГОЗ) (см. табл. 3).

Вертолёт Ка-50.

С кон. 90-х гг. си­туа­ция в ОПК на­ча­ла улуч­шать­ся. Уро­вень во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва за 1998–2002 прак­ти­че­ски уд­во­ил­ся, дос­тиг­нув 18,7% вы­пус­ка во­ен­ной про­дук­ции СССР (1991); ГОЗ стал фи­нан­си­ро­вать­ся прак­ти­че­ски в за­пла­ни­ро­ван­ных объ­ё­мах, на­ча­лось по­га­ше­ние дол­гов пред­при­яти­ям за вы­пол­нен­ные ра­бо­ты по ГОЗ; в 2001 объ­ём фи­нан­си­ро­ва­ния НИОКР уве­ли­чил­ся на 43%, в 2002  – на 40%. Со­от­но­ше­ние во­ен­ных рас­хо­дов на со­дер­жа­ние войск и их раз­ви­тие со­ста­ви­ло 70:30, в 2001 – 56:44, а к 2006 долж­но быть 50:50. Соз­да­ют­ся ус­ло­вия для ус­пеш­ной дея­тель­но­сти кор­по­ра­ций, воз­ни­каю­щих в хо­де ре­ст­рук­ту­ри­за­ции ОПК в со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 23.10.2000 №1768 «О ме­рах по обес­пе­че­нию кон­цен­тра­ции и ра­цио­на­ли­за­ции обо­рон­но­го про­из­вод­ст­ва в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» и про­грам­мой «Ос­но­вы по­ли­ти­ки Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­лас­ти раз­ви­тия обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на пе­ри­од до 2010 го­да и даль­ней­шую пер­спек­ти­ву». Кро­ме то­го, при­ня­ты: «Го­су­дар­ст­вен­ная про­грам­ма воо­ру­же­ний», фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы «На­цио­наль­ная тех­но­ло­ги­че­ская ба­за», «По­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти оте­че­ст­вен­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей», «Кон­ку­рен­то­спо­соб­ность и ин­но­ва­ци­он­ное раз­ви­тие» и др. В со­от­вет­ст­вии с эти­ми до­ку­мен­та­ми пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся соз­да­ние ус­ло­вий для оп­ти­маль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва и ча­ст­но­го биз­не­са в управ­ле­нии и раз­ви­тии ОПК, ме­ры по ак­цио­ни­ро­ва­нию и при­ва­ти­за­ции пред­при­ятий ОПК, раз­ви­тию нор­ма­тив­ной ба­зы до­ве­ри­тель­но­го управ­ле­ния, уча­стию его пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций в ме­ж­ду­на­род­ной ин­те­гра­ции в сфе­ре про­из­вод­ст­ва воо­ру­же­ний и гра­ж­дан­ской про­дук­ции, в т. ч. при­вле­че­ние ино­стран­но­го ка­пи­та­ла. Раз­ви­тие ОПК как вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­го мно­го­про­филь­но­го сек­то­ра рос. эко­но­ми­ки от­но­сит­ся к чис­лу выс­ших при­ори­те­тов гос. по­ли­ти­ки.

Оборонно-промышленная и технологическая безопасность

Стратегический ракетный комплекс РС-18 «Сатана».

В на­сту­пив­шем ве­ке про­бле­мы эко­но­ми­че­ско­го обес­пе­че­ния обо­рон­ной безо­пас­но­сти не­об­хо­ди­мо ре­шать в ком­плек­се и взаи­мо­свя­зи с эко­но­ми­че­ским обес­пе­че­ни­ем др. ви­дов безо­пас­но­сти. Ре­фор­ми­ро­ва­ние эко­но­ми­ки и не­ком­пе­тент­ное осу­ще­ст­в­ле­ние кон­вер­сии во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва при­ве­ли к ка­та­ст­ро­фи­че­ско­му со­кра­ще­нию эко­но­ми­че­ской мо­щи Рос­сии и рез­ко­му обо­ст­ре­нию про­блем тех­но­ло­ги­ческой, обо­рон­но-про­мыш­лен­ной и в це­лом во­ен­но-эко­но­ми­че­ской безо­пас­ности, вну­т­ри­сис­тем­ные и над­сис­тем­ные по­ка­за­те­ли ко­то­рой вы­шли за пре­де­лы по­ро­го­вых зна­че­ний (см. табл. 4).

По эко­но­ми­че­ско­му по­тен­циа­лу Рос­сия пре­вос­хо­дит Гер­ма­нию, Фран­цию, Анг­лию, Япо­нию, по раз­ме­рам тер­ри­то­рии – Ки­тай и США, но сте­пень реа­ли­за­ции эко­но­ми­че­ско­го по­тен­циа­ла у нас зна­чи­тель­но ни­же, чем в этих стра­нах. По обоб­щаю­щим по­ка­за­те­лям эко­но­ми­че­ской мо­щи Рос­сия се­го­дня сла­бее про­мыш­лен­ных стран За­па­да. Внут­ри­сис­тем­ные по­ка­за­те­ли во­ен­но-эко­но­ми­че­ской безо­пас­но­сти не­уте­ши­тель­ны: ОПК су­ще­ст­ву­ет в осн. за счёт экс­порт­ных за­ка­зов, не­зна­чи­тель­ны по­став­ки рос. си­ло­вым струк­ту­рам, их ору­жие и во­ен­ная тех­ни­ка не об­нов­ля­ют­ся со вре­мён «об­валь­ной кон­вер­сии». Во­ен­ная безо­пас­ность под­дер­жи­ва­ет­ся в рам­ках ко­ри­до­ра по­ро­го­вых зна­че­ний лишь в от­но­ше­нии стра­те­ги­че­ских сил сдер­жи­ва­ния. В то же вре­мя зна­чи­мость по­ка­за­те­лей чис­лен­но­сти воо­ру­жён­ных сил и ко­ли­че­ст­ва обыч­ных воо­ру­же­ний су­ще­ст­вен­но умень­ша­ет­ся за счёт низ­кой ре­сурс­ной обес­пе­чен­но­сти. По­ка­за­те­ли, ха­рак­те­ри­зую­щие со­стоя­ние эко­но­ми­че­ской и во­ен­но-эко­но­ми­че­ской безо­пас­но­сти стра­ны, на­хо­дят­ся за пре­де­ла­ми по­ро­го­вых зна­че­ний.

Интеграция ОПК в рыночную экономику

Ре­ше­ние дан­ной про­бле­мы, имею­щей, в ча­ст­но­сти, тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ский и во­ен­но-эко­но­ми­че­ский ас­пек­ты, свя­за­но с раз­ра­бот­кой и вне­дре­ни­ем тех­но­ло­гий двой­но­го при­ме­не­ния, ин­тег­ри­ро­ван­ны­ми про­цес­са­ми в во­ен­ной и гра­ж­дан­ской эко­но­ми­ке и в их взаи­мо­свя­зи. Ис­поль­зо­ва­ние этих тех­но­ло­гий по­зво­лит зна­чи­тель­но сни­зить те­ку­щую во­ен­ную на­груз­ку на эко­но­ми­ку без ос­лаб­ле­ния во­ен­но-эко­но­ми­че­ской го­тов­но­сти стра­ны. При не­об­хо­ди­мо­сти поя­вит­ся воз­мож­ность со­кра­тить вре­мя для кон­вер­сии гра­ж­дан­ско­го про­из­вод­ст­ва в во­ен­ное, бы­ст­ро уве­ли­чить уро­вень во­ен­но-эко­но­ми­че­ской мо­щи, в то же вре­мя об­лег­чая бре­мя во­ен­ных рас­хо­дов в ус­ло­ви­ях ми­ра и вы­сво­бо­ж­дая сред­ст­ва для ус­ко­ре­ния эко­но­ми­че­ско­го рос­та. О воз­ро­ж­де­нии ОПК в ка­че­ст­ве ге­не­ра­то­ра вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных, вы­со­ко­кон­цен­три­ро­ван­ных и ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­ных про­из­водств гра­ж­дан­ской эко­но­ми­ки сви­де­тель­ст­ву­ет дея­тель­ность та­ких струк­тур, как ОАО «АХК "Су­хой"», РСК «МиГ», ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ных хол­дин­го­вых струк­тур, со­че­таю­щих обо­рон­ные и эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ)

Фе­де­раль­ный за­кон РФ «О Го­су­дар­ст­вен­ном обо­рон­ном за­ка­зе» от 25.12.1995 № 213-ФЗ ус­та­нав­ли­ва­ет по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния, раз­ме­ще­ния, фи­нан­си­ро­ва­ния и ис­пол­не­ния ГОЗ и ре­гу­ли­ру­ет пра­во­вые и фи­нан­со­вые от­но­ше­ния в этой об­лас­ти. Гос. за­каз­чи­ком воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки (ВВТ), на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских (НИР) и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот (ОКР) по их раз­ра­бот­ке, соз­да­нию но­вых тех­но­ло­гий про­из­вод­ст­ва ВВТ мо­жет быть толь­ко фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, имею­щий в сво­ём со­ста­ве вой­ска и воо­ру­жён­ные фор­ми­ро­ва­ния. ГОЗ раз­ме­ща­ет­ся на кон­курс­ной ос­но­ве; гос. за­каз­чик за­клю­ча­ет кон­тракт с го­лов­ным ис­пол­ни­те­лем – по­бе­ди­те­лем кон­кур­са. ГОЗ обя­за­те­лен для всех ор­га­ни­за­ций, ес­ли его раз­ме­ще­ние не вле­чёт за со­бой убыт­ков, свя­зан­ных с вы­пол­не­ни­ем за­ка­за. Про­ект ГОЗ раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся при фор­ми­ро­ва­нии фе­де­раль­но­го бюд­же­та на оче­ред­ной год с учё­том ре­сурс­ных воз­мож­но­стей эко­но­ми­ки стра­ны. Ос­нов­ные его по­ка­за­те­ли ут­вер­жда­ют­ся Пре­зи­ден­том РФ.

ГОЗ фор­ми­ру­ет­ся в пре­де­лах, ус­та­нав­ли­вае­мых фе­де­раль­ным бюд­же­том, на ос­но­ве: по­ло­же­ний во­ен­ной док­три­ны РФ; фе­де­раль­ной про­грам­мы раз­ра­бот­ки, соз­да­ния и про­из­вод­ст­ва ВВТ на дол­го­сроч­ную, сред­не­сроч­ную и крат­ко­сроч­ные пер­спек­ти­вы, вклю­чаю­щей в се­бя за­ка­зы на НИОКР, се­рий­ное про­из­вод­ст­во, ути­ли­за­цию и унич­то­же­ние вы­во­ди­мых из экс­плуа­та­ции ВВТ, ка­пи­таль­ное строи­тель­ст­во, а так­же ме­ро­прия­тия по ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ско­му обес­пе­че­нию этих ра­бот; мо­би­ли­за­ци­он­но­го пла­на эко­но­ми­ки РФ; про­грамм во­ен­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва РФ с ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми и др. ГОЗ слу­жит, в ча­ст­но­сти, ин­ст­ру­мен­том про­ве­де­ния во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва (см. табл. 5).

В со­от­вет­ст­вии с Гос. про­грам­мой воо­ру­же­ний до 2010 на НИОКР вы­де­ля­ет­ся зна­чи­тель­ная до­ля средств (до 40%). Это от­ра­жа­ет осо­бен­но­сти во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки на­ше­го вре­ме­ни, на­прав­лен­ной на ли­к­ви­да­цию от­ста­ва­ния в раз­ви­тии но­вых эк­зем­п­ля­ров бое­вой тех­ни­ки и ору­жия. В по­сле­дующем сло­жив­шие­ся про­пор­ции бу­дут из­ме­нять­ся в поль­зу ста­тей, от­ра­жаю­щих се­рий­ный вы­пуск и за­куп­ки но­вых, бо­лее со­вер­шен­ных об­раз­цов во­ору­же­ний.

За­ко­но­да­тель­но пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся вы­де­ле­ние пред­при­яти­ям ОПК за счёт фе­де­раль­но­го бюд­же­та ас­сиг­но­ва­ний на строи­тель­ст­во и ре­кон­ст­рук­цию ор­га­ни­за­ций, ос­на­ще­ние их совр. обо­ру­до­ва­ни­ем, ос­вое­ние но­вой тех­ни­ки, тех­но­ло­гий и ма­те­риа­лов. Пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся так­же фик­си­ро­ван­ный уро­вень рен­та­бель­но­сти по ви­дам обо­рон­ной про­дук­ции, еже­квар­таль­ная ин­дек­са­ция ас­сиг­но­ва­ний в свя­зи с ин­фля­ци­ей, по­квар­таль­ное или по­этап­ное аван­си­ро­ва­ние за счёт фе­де­раль­но­го бюд­же­та, ос­во­бо­ж­де­ние го­лов­но­го ис­пол­ни­те­ля обо­рон­но­го за­ка­за от та­мо­жен­ных по­шлин на обо­ру­до­ва­ние и дру­гую не­об­хо­ди­мую про­дук­цию. Эти и ана­ло­гич­ные ме­ры на­прав­ле­ны на под­дер­жа­ние на пред­при­яти­ях ОПК пе­ре­до­вых вы­со­ких тех­но­ло­гий. В свою оче­редь вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ный ком­плекс пред­при­ятий ОПК по­зво­ля­ет за­ка­зы­вать че­рез ГОЗ и соз­да­вать но­вей­шие сис­те­мы ору­жия, не ус­ту­паю­щие, а по­рой и пре­вос­хо­дя­щие за­ру­беж­ные ана­ло­ги, что не­об­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ.

Военно-техническое сотрудничество

Во­ен­ный экс­порт слу­жил для СССР вто­рым по­сле экс­пор­та неф­ти ис­точ­ни­ком ва­лют­ных по­сту­п­ле­ний. С на­ча­лом пе­ре­строй­ки он рез­ко со­кра­тил­ся, хо­тя и не ут­ра­тил сво­его зна­че­ния (см. рис.). Вы­пол­не­ние экс­порт­ных за­ка­зов по­зво­ля­ет пред­при­яти­ям ОПК вы­жи­вать в ус­ло­ви­ях рез­ко­го сни­же­ния ас­сиг­но­ва­ний на обо­ро­ну, хо­тя фи­нан­совых ре­сур­сов для раз­ви­тия на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры у них не ос­таёт­ся.

Динамика военного экспорта СССР и России.

Важ­ную роль при этом иг­ра­ет оф­сет­ная прак­ти­ка, пред­по­ла­гаю­щая воз­мож­ность для по­ку­па­те­ля со­вмес­тить при­об­ре­те­ние воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ники с удов­ле­тво­ре­ни­ем на вы­год­ных ус­ло­ви­ях не­ко­то­рых сво­их по­треб­но­стей как в во­ен­ной, так и в гра­ж­дан­ской сфе­ре. В рам­ках оф­сет­ных со­гла­ше­ний мо­гут реа­ли­зо­вы­вать­ся, в ча­ст­но­сти, ком­пен­са­ци­он­ные то­вар­ные сдел­ки, а так­же транс­фер­ты: ра­бот по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту, про­из­вод­ст­ва ком­плек­тую­щих, ус­луг ком­мер­че­ско­го, уп­рав­лен­че­ско­го и об­ра­зо­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра, тех­но­ло­гий гра­ж­дан­ско­го и во­ен­но­го на­зна­че­ния, про­из­вод­ст­ва в стра­ну им­пор­тё­ра, ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку стра­ны им­пор­тё­ра и т. п. Оф­сет­ная прак­ти­ка слу­жит эф­фек­тив­ным ин­ст­ру­мен­том кон­ку­рент­ной борь­бы на ми­ро­вом рын­ке ору­жия, по­вы­шая шан­сы стра­ны-про­из­во­ди­те­ля без её уча­стия в це­но­вой кон­ку­рен­ции. При реа­ли­за­ции оф­сет­ных со­гла­ше­ний ус­та­нав­ли­ва­ют­ся эко­но­ми­че­ские, де­ло­вые, куль­тур­ные и др. кон­так­ты в гра­ж­дан­ском сек­то­ре. Тем са­мым оф­сет­ная прак­ти­ка по­зво­ляет сни­зить об­щую ми­ли­та­ри­за­цию эко­но­ми­ки, ус­ко­рить вне­дре­ние пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий в гра­ж­дан­ское про­из­вод­ст­во.

Ост­рая кон­ку­рен­ция на ми­ро­вом рын­ке воо­ру­же­ний тре­бу­ет по­сто­ян­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ной ба­зы ОПК и про­ве­де­ния оп­ре­де­лён­ных ор­га­ни­за­ци­он­ных и фи­нан­со­вых ме­ро­прия­тий. Так, в со­от­вет­ст­вии с ми­ро­вой прак­ти­кой бы­ли объ­е­ди­не­ны два круп­ней­ших в Рос­сии гос. по­сред­ни­ка тор­гов­ли ору­жи­ем – «Рос­во­ору­же­ние» и «Про­мэкс­порт» в еди­ное уни­тар­ное пред­при­ятие «Ро­с­обо­рон­экс­порт»; пред­при­ятия ОПК ин­тег­ри­ру­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми ре­струк­ту­ри­за­ции и кон­вер­сии обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти; уве­ли­чи­ва­ет­ся объ­ём ас­сиг­но­ва­ний на за­куп­ку ВВТ для Во­ору­жён­ных сил.

Интегрированные корпоративные структуры

Пре­об­ра­зо­ва­ние ОПК пред­по­ла­га­ет, в ча­ст­но­сти, соз­да­ние ин­тег­ри­ро­ван­ных кор­по­ра­тив­ных струк­тур. Они обес­пе­чи­ва­ют ус­той­чи­вость дея­тель­но­сти ком­плек­са. В со­ста­ве ОПК – 43% гос. уни­тар­ных пред­при­ятий, 28,8% ак­цио­нер­ных об­ществ с уча­сти­ем го­су­дар­ст­ва, 28,2% ак­цио­нер­ных об­ществ без уча­стия го­су­дар­ст­ва. При этом при­ва­ти­за­ция 62% гос. пред­при­ятий за­пре­ще­на, про­чие пред­при­ятия пред­по­ла­га­ет­ся ак­цио­ни­ро­вать.

На 1-м эта­пе (до 2005) ор­га­ни­за­ци­он­но-ин­сти­ту­цио­наль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ОПК про­во­дит­ся ин­вен­та­ри­за­ция про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­ги­че­ских це­по­чек и соз­да­ние ин­тег­ри­ро­ван­ных струк­тур на ба­зе тех­но­ло­ги­че­ской коо­пе­ра­ции (в пер­вую оче­редь ин­те­гра­ция КБ с се­рий­ными за­во­да­ми); осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кон­цен­тра­ция про­из­вод­ст­ва воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки на ог­ра­ни­чен­ном чис­ле пред­при­ятий, в т. ч. пу­тём соз­да­ния круп­ных ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ных кор­по­ра­ций ОПК; фор­ми­ру­ет­ся «яд­ро» ОПК; со­вер­шен­ст­ву­ет­ся нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за ГОЗ и во­ен­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва с це­лью рас­ши­ре­ния рын­ков сбы­та; ве­дёт­ся под­готов­ка и за­кре­п­ле­ние кад­ров. На 2-м эта­пе (2005–10) в ка­че­ст­ве гл. за­да­чи сто­ит раз­ви­тие сфор­ми­ро­ван­но­го «яд­ра» пред­при­ятий круп­ных ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ных кор­по­ра­ций и по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти их дея­тель­но­сти, в ча­ст­но­сти, на ба­зе меж­от­рас­ле­вой коо­пе­рации.

Ин­тег­ри­ро­ван­ные струк­ту­ры по­зво­ля­ют сни­зить се­бе­стои­мость про­дук­ции, уве­ли­чить до­хо­ды, сфор­ми­ро­вать ме­ха­низ­мы эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния при­бы­ли на ин­ве­сти­ции в раз­ра­бот­ки но­во­го по­ко­ле­ния как во­ен­ной, так и гра­ж­дан­ской тех­ни­ки, мо­дер­ни­зи­ро­вать про­из­вод­ст­вен­ный ап­па­рат и ос­ваи­вать но­вые экс­порт­ные рын­ки. Рос­сия по­лу­ча­ет воз­мож­ность уча­ст­во­вать в раз­де­ле ми­ро­во­го рын­ка вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции, в т. ч. во­ен­ной, в рам­ках ТНК; рас­ши­ря­ет­ся про­из­вод­ст­во воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки в рам­ках цик­ла пе­ре­воо­ру­же­ния.

Стимулирование инновационной деятельности

Струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го по­тен­циа­ла ОПК яв­ля­ют­ся на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния, на­ко­п­лен­ный за­пас на­уч­ных и тех­но­ло­ги­че­ских зна­ний, по­тен­ци­аль­ный ры­нок, ана­ли­ти­че­ское про­ек­ти­ро­ва­ние и про­из­вод­ст­во, рас­пре­де­ле­ние и ры­нок. Эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­тов ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти обес­пе­чи­ва­ет ОПК при­рост до­хо­да до 47%. В со­ста­ве ком­плек­са эф­фек­тив­но дей­ст­ву­ют ЗАТО (за­кры­тые тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния) и нау­ко­гра­ды, в рам­ках ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ак­тив­ная ин­но­ва­ци­он­ная дея­тель­ность. В этих струк­тур­ных об­ра­зо­ва­ни­ях на­ла­же­ны не­пре­рыв­ное про­из­вод­ст­во ин­но­ва­ций и ус­ко­рен­ная их ап­ро­ба­ция; фун­да­мен­таль­ные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния объ­е­ди­не­ны с при­клад­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми и вне­дря­ют­ся в прак­ти­ку. Ин­те­гра­ция нау­ки и про­извод­ст­ва и раз­ви­тие на этой ос­но­ве эффек­тив­ной ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ют­ся как в Рос­сии («Об­нинск-Тех­но­по­лис», «Тех­но­по­лис-Зе­ле­но­град» и др.), так и за ру­бе­жом (в Гер­ма­нии та­ких об­ра­зо­ва­ний 19, в Ве­ли­ко­бри­та­нии – 21, в Япо­нии – 19). До­пол­ни­тель­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми фи­нан­си­ро­ва­ния ин­но­ва­ций в ОПК слу­жат рас­ту­щий ГОЗ, фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы, экс­порт воо­ру­же­ний и во­ен­ной тех­ни­ки. К ин­но­ва­ци­он­но­му по­тен­циа­лу ОПК мож­но от­не­сти: до­пол­ни­тель­ные сред­ст­ва, по­лу­чае­мые от ре­ст­рук­тури­за­ци­он­ных ме­ро­прия­тий, ко­то­рые свя­за­ны с рас­ши­ре­ни­ем внут­рен­не­го спро­са на кон­ку­рен­то­спо­соб­ную про­дук­цию от­рас­ли; кон­цен­тра­цию ре­сур­сов в сфе­ре НИОКР, ис­поль­зо­ва­ние ма­лых ин­но­ва­ци­он­ных пред­при­ятий для вы­пол­не­ния ГОЗ и экс­порт­ных кон­трак­тов в сфе­ре во­ен­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва; диф­фу­зию но­вых на­уч­но-тех­ни­че­ских зна­ний и про­из­ве­дён­ных на этой ос­но­ве про­дук­ции, при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния и тех­но­ло­гий в др. сфе­ры дея­тель­но­сти.

Лит.: Воз­не­сен­ский Н. А. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1979; Си­мо­нов Н. Во­ен­но-про­мыш­лен­ный ком­плекс СССР в 1920–1950 гг. М., 1996; Ку­зык Б. Н. Обо­рон­но-про­мыш­лен­ный ком­плекс Рос­сии: про­рыв в XXI век. М., 1999; он же. Вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ный ком­плекс в эко­но­ми­ке Рос­сии: Про­шлое, на­стоя­щее, бу­ду­щее. М., 2002; Во­ен­ная эко­но­ми­ка: Тео­рия и ак­ту­аль­ные про­бле­мы. М., 1999; Со­вет­ская во­ен­ная мощь от Ста­ли­на до Гор­ба­че­ва. М., 1999; Про­мыш­лен­ная по­ли­ти­ка и на­цио­наль­ная безо­пас­ность Рос­сии. М., 2001.

Вернуться к началу