Экономический потенциал и национальное богатство
Экономический потенциал – ресурсы страны, которые при полном использовании позволяют произвести максимальный объём ВНП. Осн. синтетическим показателем, характеризующим на определённый момент времени возможности экономического развития страны, является национальное богатство. Это совокупность произведённых и непроизведённых, материальных и нематериальных ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оценка национального имущества производится в стоимостном выражении в текущих и постоянных ценах, а оценка природных ресурсов – в натуральном выражении. В общей интегрированной системе национальных счетов показатель национального богатства отражается в таблице национального богатства для страны в целом и для секторов экономики. В России усовершенствованы некоторые методы статистической оценки национального богатства, и приближение к международному стандарту СНС-93 в этой области статистики в перспективе вполне возможно.
Природно-ресурсный потенциал
Для него характерны многокомпонентность, значительные по величине и экономической ценности запасы возобновляемых и невозобновляемых видов природных ресурсов. Разнообразные природные ресурсы в значительных масштабах используются в экономике России, многих зарубежных стран и одновременно являются крупными структурными элементами глобальных экологических систем Земли. Крупный природно-ресурсный потенциал России, составляющий св. 20% мировых запасов, обеспечивает России особое место среди индустриальных стран. При эффективном использовании он служит одной из важнейших предпосылок устойчивого места страны в международном разделении труда. Природные ресурсы составляют подавляющую часть национального богатства. Это – общая площадь территории, запасы пресных вод и минерального сырья. По данным Госкомстата России, обобщившего оценки осн. элементов национального богатства страны на нач. 2000, природные ресурсы РФ составили 95,7% всего национального богатства. Экономическая оценка природных ресурсов основана на дифференциальных затратах, связанных с добычей и транспортировкой полезных ископаемых в разных условиях; в дальнейшем она позволит перейти к стоимостной оценке природных ресурсов.
Производственный потенциал и основные фонды
Производственный потенциал
Производственный потенциал народного хозяйства формируется в результате взаимодействия природных и трудовых ресурсов, осн. капитала, научно-технического прогресса. Стоимостной аспект накопленных зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и др. производственных объектов многолетнего использования отражается показателем «основные фонды» (ОФ), подразумевающим, что стоимостная оценка относится к определённому набору орудий труда в натуральной форме. Для получения реальной оценки ОФ на соответствующий момент времени проводится их инвентаризационная переоценка. В России необходимость в переоценке ОФ возникла в 1991–97 в связи с высокими темпами инфляции в инвестиционной сфере. В 1992 переоценка была проведена на середину года, в 1994–97 обязательные переоценки проводились на начало года. Основой для пересчёта в текущие цены служили как разработанные Госкомстатом индексы, так и оценки рыночной стоимости фондов по ценам на соответствующий момент времени. С 1998 переоценки стали осуществляться на добровольной основе (см. табл. 1).
ОФ – самая динамичная часть национального богатства (см. табл. 2), материально-техническая основа производственного потенциала.
Оценка ОФ является естественной базой для исследования перспектив развития экономики, возможностей осуществления необходимых структурных сдвигов, повышения уровня жизни населения. Осн. характеристики динамики и воспроизводства ОФ приведены в табл. 3.
Нематериальные активы
К основным фондам относятся и нематериальные активы (см. табл. 1), представляющие собой элемент национального богатства (объекты, созданные трудом человека) в виде необщедоступной информации, нанесённой на какой-либо носитель. Стоимость этих объектов определяется заключённой в них информацией. В неё входит стоимость расходов на разведку полезных ископаемых, программного обеспечения, технологий, оригинальных произведений развлекательного жанра, литературы и искусства и др.
Динамика основных фондов
Высокая доля накопления в ВВП централизованно планируемой экономики России в 1970–80-х гг. обеспечивала быстрый рост объёма ОФ. За 1975–90 он увеличился в 2,7 раза, составив в производственной сфере (1990) 1270,5 млрд. руб. Но даже при принятых в расчётах жёстких гипотезах и несмотря на начавшийся в 1991 инвестиционный кризис, общий объём ОФ России увеличивался в 1975–94 в 1,48 раза быстрее, чем в США. На нач. 1990-х гг. в России было сосредоточено ок. 2/3 основных фондов СССР, в т. ч. 83% фондов нефтедобывающей промышленности, 78% – лесной промышленности, 73% – цветной металлургии. Конкурентоспособность этих отраслей на внутреннем и мировом рынках определила значительно более благоприятные стартовые условия реформ в России по сравнению с др. республиками быв. СССР. Иными словами, к началу инвестиционного кризиса 1992–98 ОФ России были по физическому состоянию относительно «молодыми», а производственный аппарат имел определённый запас прочности. Осн. недостатком ОФ России на начало реформ был их низкий технический уровень: 28% всех машин и оборудования в промышленности нуждалось в замене, ок. 56% соответствовало отеч. стандартам, но подлежало модернизации и только 16% находилось на уровне высших мировых достижений.
Инвестиционный кризис 1992–98
Неприспособленность производственного аппарата к условиям рыночной экономики и пассивная гос. инвестиционная политика привели к инвестиционному кризису. Осн. фактором сокращения инвестиций было падение производства, обусловившее уже в 1992 значительное (на 15–25 пунктов по отраслям промышленности) снижение коэффициента использования производственных мощностей, образование их существенного резерва и невостребованность инвестиций. Финансовые ресурсы направлялись в более выгодные по сравнению с инвестированием сферы. Кризис выразился в сокращении капитальных вложений, в 1998 составивших 22,4% уровня 1990 по всему народному хозяйству и 17,2% по производственному сектору. В топливно-сырьевых отраслях, в химической и пищевой промышленности инвестиции сократились до 18–33% уровня 1990, в деревообрабатывающей промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, лёгкой промышленности они составили в 1998 4,5–8,2% уровня 1990. Сократились производственные мощности, и снизился уровень их использования.
Инвестиционный подъём 1999–2002
Осн. факторами, определявшими развитие экономики, были девальвация рубля (август 1998) и рост цен на экспортируемую рос. предприятиями продукцию. Рост производства, особенно в обрабатывающих отраслях, обеспечивался в осн. за счёт повышения уровня использования производственных мощностей; возросли инвестиционный спрос и инвестиционные ресурсы предприятий. Темпы роста общего объёма инвестиций в ОФ составили: 105,3% в 1999, 117,4% в 2000, 108,7% в 2001 и 134,4% в целом за 3 года. Ещё выше были темпы роста инвестиций в промышленность: 113% в 1999, 118% в 2000, 112% в 2001. Реальные темпы роста инвестиций способствовали высоким темпам роста промышленного производства (111% в 1999, 112% в 2000, 105% в 2001) и ВВП (105,4%, 109,0%, 105,0% соответственно). Инвестиционный подъём в целом был направлен на обслуживание повысившейся конкурентоспособности рос. продукции и возросшего спроса на неё. Он не обеспечил должной поддержки повысившейся ценовой конкурентоспособности рос. продуктов модернизацией технологий и оборудования, поэтому влияние благоприятных для рос. экономики условий стало быстро ослабевать.
Резервы роста производства
Резервы расширения производства за счёт неиспользуемых мощностей остались значительными, особенно в обрабатывающей промышленности. Формальные оценки потенциального роста, рассчитанные в предположении, что производственные мощности могут быть вовлечены в производство с коэффициентом использования 90%, составляют: для химической промышленности – 2 раза, машиностроения – 2,2 раза, деревообрабатывающей промышленности – 1,6 раза, промышленности строительных материалов – 2,4 раза, лёгкой промышленности – 2,7 раза, пищевой промышленности – 2,1 раза. В угольной промышленности может быть обеспечен рост в 7%, в чёрной металлургии – в 21%. При этом следует учитывать, что в металлургии практически полностью исчерпаны резервы некапиталоёмкого роста рудной базы, производства кокса и чугуна.
Иностранные инвестиции
Динамику иностранных инвестиций иллюстрирует табл. 4.
При этом иностранные инвестиции направлялись в осн. в транспорт (21,4% общего объёма в 2000), торговлю и общественное питание (18,9%), пищевую промышленность (18,5%), добычу нефти (10,0%). Если в транспорте и торговле наблюдался устойчивый рост этих инвестиций, то в пищевой и нефтедобывающей промышленности их приток характеризовался значительными колебаниями. В целом иностранных инвесторов интересуют в первую очередь отрасли с устойчивым спросом на выпускаемую продукцию. Существенную роль играют иностранные инвестиции в развитии торговли и общественного питания (св. 25% общего объёма инвестиций в основной капитал) и пищевой промышленности (ок. 20%). В инвестициях остальных отраслей их доля не превышает 5%.
Тенденции инвестиционного развития
Стабилизация уровня инвестиций в экспортные отрасли и производства в 2002 свидетельствует о том, что объём инвестиций определяется и в среднесрочной перспективе будет определяться прежде всего спросом на продукцию отеч. промышленности. В отраслях внутреннего спроса, имеющих ограниченные возможности роста и недостаточные инвестиционные ресурсы, инвестиции в основной капитал могут увеличиваться на 2–3% в год. В экспортоориентированных отраслях при благоприятных условиях инвестиции могут ежегодно расти значительно быстрее.
Материальные оборотные средства
Этот элемент национального богатства (см. табл. 2) включает материальные оборотные средства и запасы вместе с финансовыми средствами. По методологии отеч. статистики принимаются во внимание только оборотные средства сферы материального производства, тогда как международный стандарт СНС-93 рекомендует при исчислении оборотных средств руководствоваться категориями «запасы» и «ценности». Разные подходы в оценках второго по важности элемента национального богатства искажают его величину и не позволяют реально анализировать процессы его воспроизводства.
Домашнее имущество населения
Домашнее имущество как элемент национального богатства (табл. 2) исчисляется в ценах его приобретения, т. е. в смешанной балансовой стоимости. До 1992 все элементы национального богатства России определялись по полной балансовой стоимости, что предопределяло относительно стабильные пропорции между ними. Однако последовавшие переоценки только основных фондов привели к искажённым соотношениям стоимости домашнего имущества и др. элементов. Динамика доли домашнего имущества отражает обесценение его запасов в нач. 1990-х гг. в связи с высокими темпами инфляции. Затем доля домашнего имущества начала возрастать. Состав домашнего имущества многообразен. Критерием отнесения товаров в эту категорию является их срок службы свыше года. В условиях высоких темпов инфляции первых лет переходного периода накопленное домашнее имущество выступало в качестве своеобразного амортизатора, замедляя сокращение уровня обеспеченности и смягчая падение уровня жизни населения, так как оно было в меньшей степени подвержено влиянию инфляции, чем денежно-финансовые активы населения. Однако в дальнейшем эта роль накопленного материального богатства изменилась. Сроки службы товаров длительного пользования увеличились, а затем начался процесс их ускоренного выбытия. После 2000 (табл. 2) объём домашнего имущества увеличивался значительно быстрее по сравнению с инфляцией.
Оценка национального богатства
Все элементы рос. национального богатства исчисляются по полной балансовой стоимости. Между тем ОФ и домашнее имущество населения по международным стандартам СНС-93 рекомендуется определять по остаточной восстановленной стоимости, т. е. за вычетом износа в совр. ценах. Оборотные средства по этому стандарту рассчитывают по их полной восстановительной стоимости. Показатели национального богатства России исчисляются у нас всё ещё применительно к положениям баланса народного хозяйства, что вызывает определённые сомнения в правомерности сопоставления основных его элементов. Так, если влияние инфляции в показателях ОФ учитывается посредством регулярно проводимых с 1992 переоценок их балансовой стоимости, то в др. элементах этот фактор в должной мере не принимается во внимание. В результате удельный вес материальных оборотных средств и домашнего имущества резко сокращается. Чтобы приблизить оценки национального богатства к международному стандарту СНС-93, необходимо завершить разработки общероссийских классификаторов экономических активов и сведение в рамках единой системы классификации и кодирования информации в стране. Назрела также проблема оценки всех элементов национального богатства на единых принципах национального счетоводства.
Научно-технический потенциал
В 1930-е гг. в отечественной науке сложилась уникальная организационная структура и этос науки, соединившие дореволюционную систему научных учреждений и новую систему управления, отягощённую социалистической идеологией и практикой. Эта организация заняла центральное место в науке, а созданная система её централизованного управления на определённых этапах мирового развития доказала свою эффективность. В 70-е гг., по оценкам экспертов, 80–85% известной миру научной тематики СССР соответствовало уровню развитых стран Запада.
С др. стороны, многолетнее функционирование централизованной системы управления в условиях углубляющейся изоляции отечественной научно-технической сферы от мирового технологического развития сделало всё более заметным техническое отставание СССР от развитых капиталистических стран во мн. отраслях научно-технической сферы. Если успехи в освоении космоса, оборонной науке были бесспорными, то в области «гражданской» электронной и радиотехнической промышленности, распространения материало- и энергосберегающих технологий и особенно в том, что касалось качества потребительских товаров, отставание СССР стало критическим.
Научные достижения становятся решающим фактором социального и экономического прогресса. Сложились осн. структурные пропорции науки и тенденции её развития. Продолжаются тенденции интенсивного накопления знаний для нововведений гражданского и военного характера, расширения мощностей новейших наукоёмких отраслей, интеграции элементов высоких технологий в традиционные и базовые отрасли. Возрастают удельные показатели наукоёмкости производства, особенно в космической и фармацевтической отраслях и предприятиях, производящих средства и услуги связи, создающих программное обеспечение для компьютеров. С 1990-х гг. в ведущих странах наметилась перестройка дисциплинарной структуры науки: снижается удельный вес технических направлений, возрастает доля комплекса «науки о жизни» – биологии, генетики, всех отраслей медицины, а также биохимии, биофизики и др. междисциплинарных исследований, создающих принципиально новые области применения.
Развитие рос. науки идёт в том же направлении, однако в силу особенностей социально-экономического развития эти изменения происходят гораздо медленнее, в результате чего структурные различия между рос. и мировой наукой усиливаются. Связано это в первую очередь с экономическими и политическими преобразованиями нач. 90-х гг., в результате которых научному комплексу России был нанесён огромный ущерб, масштабы и глубина кризиса в секторе исследований и разработок превосходили как показатели общеэкономического спада, так и падения промышленного производства (подробнее см. раздел Наука и научное обслуживание).
Финансирование науки и инновационной деятельности
Финансирование науки и инновационной деятельности – ключевая характеристика научно-технического потенциала. За время реформ значительно сократилось реальное финансирование науки. Так, внутренние затраты на исследования и разработки в 1995 были почти в 5 раз ниже, чем в 1990; в 2002 они составили менее 40% уровня 1990, а их доля в ВВП сократилась соответственно с 2% до примерно 1,32%. В итоге по этому показателю Россия в нач. 21 в. перешла из группы среднеевропейских стран в группу стран с малым научным потенциалом, к которым, в частности, относятся Венгрия, Испания, Новая Зеландия. В промышленно развитых странах в нач. 21 в. обозначилась тенденция роста доли затрат на науку – до 3% от ВВП.
Кадры науки
Кадры науки – один из важнейших, определяющих факторов научно-технического потенциала страны. Гл. функцию научного поиска и разработки технологий выполняют исследователи, число которых в России значительно сократилось и составляет ок. 420 тыс.чел. Осн. причины сокращения – низкая материальная обеспеченность науки в целом, отсутствие перспектив на будущее и низкий уровень заработной платы (только за 1990–96 удельные затраты, приходящиеся на одного работника в сфере науки, сократились более чем втрое). В кон. 90-х гг. по уровню оплаты труда наука занимала 11-е место среди 15 отраслей народного хозяйства. Всё это привело к оттоку научных работников и специалистов в др. сферы деятельности, а также за рубеж, причём зачастую это были наиболее квалифицированные и активные научные кадры.
Материально-техническая база науки
В состав материально-технической базы науки (включая опытно-экспериментальную) входят здания и сооружения, опытно-экспериментальные установки, полигоны и т. д. Качество опытно-экспериментальной базы прежде всего определяет доля и уровень прогрессивности её активной части (машин и оборудования). По обеспеченности материально-технической базой отеч. наука в 1960–70-е гг. находилась на среднем уровне. Однако в 80-е гг. заметно усилилось отставание быв. СССР от США, Японии и ведущих европейских стран по уровню оснащённости научных исследований и разработок совр. приборами и лабораторными установками, средствами вычислительной техники и др. Эта тенденция ещё больше усилилась с нач. 90-х гг., а стоимость активной части объектов опытно-экспериментальной базы сократилась к нач. 21 в. почти в 6,6 раза.
Длительное время масштабы вывода из эксплуатации и замены устаревших приборов и оборудования новыми были крайне низкими, фондовооружённость труда в рос. науке резко снизилась, а её средний уровень составил в 1999 всего 12,2 тыс.руб./чел. (в ценах 1990) против 16,3 тыс.руб./чел. в 1990.
Организация и управление
Организация и управление научно-техническим потенциалом предполагают системную координацию всех его факторов с целью получения новых знаний, используемых в инновациях и новых технологиях. В нач. 21 в. организационная структура рос. науки отличается большим разнообразием и противоречивыми тенденциями.
В 1-й пол. 90-х гг. число организаций, выполнявших исследования и разработки, несколько сократилось (примерно на 10%) и составило к 2000 ок. 4000. В наибольшей степени процесс сокращения затронул конструкторские бюро (в 2,6 раза), проектные и проектно-изыскательские организации (в 6,1 раза). Это свидетельствует практически о полном прекращении проектирования производственных технологий и снижении инновационной активности.
Параллельно с этой тенденцией обозначился процесс образования юридических лиц в форме частных научно-исследовательских институтов: их доля в 1993–99 возросла с 2,7 до 8,6%, с 12,3 до 16,6% увеличилось число организаций со смешанной рос. формой собственности и с 0,05 до 1,4% – с иностранным участием. Однако к 2000 осн. часть организаций (71,8%) сохранила гос. форму собственности.
Научно-техническая информация
Бурное развитие информационных технологий на базе Интернета и средств вычислительной техники произвело в 90-х гг. настоящую революцию в процессах обмена и хранения научно-технической информации во мн. странах, в т. ч. и в России. Электронные носители информации существенно потеснили бумажные. Вместе с тем в период реформирования из-за сокращения финансирования науки в России значительно (в десятки раз) сократился обмен информацией на традиционных бумажных носителях (научная литература, журналы, брошюры и т. д.). Такое падение чрезмерно, а его преодоление и восстановление полноценного обмена – важнейшая задача управления научно-техническим потенциалом.
Несмотря на значительные потери, научный комплекс России всё ещё располагает высококвалифицированными исследователями, обладает немалым накопленным запасом фундаментальных знаний, невостребованных научных результатов и возможностью их адаптации к условиям рыночной экономики. Использование имеющегося научно-технического потенциала требует поиска новых организационно-экономических форм. Для воссоздания в России благоприятного инновационного климата следует прежде всего опираться на потенциал РАН, отраслевых академий и вузовской науки.
Трудовой потенциал
Инвестиции в человека
Эти инвестиции приводят к созданию, накоплению и использованию в обществе определённого объёма человеческого капитала, обеспечивающего рост производства и доходов. Человеческий капитал рассматривается как одно из конкурентных преимуществ РФ на мировом рынке. Это служит обоснованием увеличения инвестиций в человека как важного приоритета гос. деятельности. Развитие «новой экономики» предусматривает усиление секторов, использующих современные информационные технологии, а также сохранившийся научный потенциал России. В свою очередь, сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда потребует повышения профессиональной квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной мобильности. Трудовой потенциал России характеризуется возрастающим уровнем образования. Доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием в экономически активном населении увеличилась с 49% в 1992 почти до 55% в 2002.
Демографические тенденции
Развитие трудового потенциала обусловлено противоречивыми демографическими тенденциями. К неблагоприятным процессам относятся: сокращение численности населения; увеличение лиц старших возрастов и сокращение младших; высокий уровень заболеваемости населения, а также соответствующий рост коэффициента демографической нагрузки.
Индекс развития человеческого потенциала
Развитие трудового потенциала отражается в интегрированном показателе качества жизни – индексе развития человеческого потенциала, который представляет собой интегральный показатель из трёх осн. компонентов, характеризующих развитие человека, – долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность – комбинацией грамотности взрослых (с весом в 2/3) и среднего количества лет обучения (с весом в 1/3), уровень жизни – реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (используется паритет покупательной способности). По статистике ООН, Россия в 2002 входила в группу стран «со средним уровнем развития» этого показателя, занимая 60-е место среди 173 стран. Относительно низкие позиции страны по уровню доходов населения и показателям продолжительности жизни компенсируются высоким значением составляющей образования.
Рынок труда
Рос. рынок труда всё больше приобретает черты свободно развивающейся экономической системы. После 1992 Госкомстат России проводит ежегодные выборочные обследования по проблемам занятости населения. С 1999 статистика занятости существенно улучшилась: обследования стали ежеквартальными, расширился спектр предоставляемых данных, появились более детальные сведения о структуре занятых, безработных, экономически активном и неактивном населении. Во многих секторах спрос на труд предъявляется в осн. частными фирмами, но в таких сферах, как, напр., образование или здравоохранение, государство остаётся крупнейшим работодателем.
Институциональные условия
Сфера занятости и рынок труда в России развиваются в русле преобразований, начавшихся в 1990-х гг. Одним из важнейших институтов рынка труда является Федеральная служба занятости населения. На этот орган, имеющий широкую сеть региональных отделений, падает осн. нагрузка по обеспечению социальной защиты безработных и реализации мероприятий, направленных на упорядочение рынка труда, снижение общей безработицы и борьбу с её застойными формами, а также расширение занятости. Однако служба занятости предлагает ограниченный достаточно узким кругом профессий перечень вакансий, в осн. не требующих высокой квалификации и характеризующихся низкой оплатой труда. Безработные трудоустраиваются (или находят источник дохода) гл. обр. самостоятельно – только 30% обращаются в гос. службу занятости для поиска работы. Осн. клиентами органов этой службы являются лица с низкой квалификацией, малым трудовым стажем и т. п. Положительный опыт посредничества негосударственных кадровых агентств невелик и нередко ограничивается функциями по подбору персонала. Кроме того, деятельность частных институтов на рынке труда плохо согласована с общегосударственной политикой занятости.
Трудовой кодекс
С 1.2.2002 вступил в силу Трудовой кодекс РФ. Кодексу присущи все черты, свойственные нормативным актам, он обязателен для исполнения всеми организациями, действующими на территории страны, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры. В нём зафиксированы отношения, которые подлежат регулированию нормами трудового права, и закреплены принципы запрещения принудительного труда и дискриминации.
Спрос на труд
Спрос на труд формируется под воздействием основных макроэкономических факторов и тенденций. Численность занятых количественно характеризует удовлетворённый спрос на труд и совместно с объёмом вакантных рабочих мест отражает совокупный спрос экономики на труд, который определяется объёмами производства и инвестиционных вложений, поскольку последние создают новые рабочие места. Длительный спад производства, прежде всего в традиционных отраслях, привёл к падению совокупного спроса на труд в России. В условиях недостаточного регулирующего воздействия государства в сфере предложения рабочих мест и сворачивания инвестиционных программ проявилась тенденция к уменьшению доли занятых в материальном производстве при некотором росте этого показателя в непроизводственной сфере. Недостаточное бюджетное финансирование образования, науки и научного обслуживания приводит к снижению численности занятых в этом важнейшем секторе, определяющем потенциал долгосрочного развития экономики. Сохраняется спрос на рабочую силу во вредных производствах. Ухудшается ситуация в области охраны труда. Низкий уровень инвестиций в материальное производство и финансирования бюджетного сектора непроизводственной сферы не позволяет расширять и модернизировать систему рабочих мест.
К 1992 в экономике России было накоплено значительное число вакантных рабочих мест; в 1992–99 оно значительно уменьшилось, а затем начало расти. В динамике вакансий присутствует выраженная сезонность, связанная с относительным увеличением спроса на труд в летний период и снижением – в зимний. Их основная часть, отражённая статистикой (ок. 30%), концентрируется в Центральном федеральном округе, гл. обр. в Москве. Для поддержания и дальнейшего расширения спроса на труд необходимо закрепить тенденцию к устойчивому экономическому росту.
Предложение труда
Предложение труда отражает готовность работников продавать свой труд за существующее на рынке вознаграждение. На величину удовлетворённого и текущего предложения труда (занятые и безработные соответственно) и его структуру (территориальную, возрастную, образовательную) непосредственное влияние оказывают демографические тенденции и качество трудового потенциала. Регистрируемые и нерегистрируемые миграционные потоки из стран ближнего и дальнего зарубежья также воздействуют на параметры предложения труда. Только официальная занятость иностранных граждан в 2002 составила ок. 700 тыс. чел. Напряжённость на локальных рынках труда увеличивают и нелегальные трудовые мигранты, численность которых, по экспертным оценкам, составляет не менее 1 млн. чел. Территориальная неравномерность предложения рабочей силы определяется тенденциями движения населения с севера на юг и с востока на запад. Предложение труда, наряду со спросом, является объектом регулирования в рамках реализации гос. политики занятости.
Экономическая активность
Этот показатель в России приближается к 50%, что примерно соответствует его значению для Франции и Польши, но ниже, чем для Великобритании и Нидерландов. Уровень экономической активности населения в возрасте 15–72 лет значительно выше и составляет ок. 65%. Уровень занятости данной возрастной группы – 60%.
В 1992–98 показатели экономической активности и уровня занятости сокращались, достигнув минимума в 1998; отмечался их некоторый рост в дальнейшем.
Занятость
Распределение занятого населения по отраслям экономики в целом соответствует среднеевропейскому: 51% – отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь), 49% – торговля и отрасли нематериальной сферы. Сокращение занятости населения в материальном производстве в 1990–99 носило неравномерный отраслевой характер. Доля отраслей промышленности в среднегодовой численности занятых сократилась с 30% до 23%. В отраслях пищевой, химической и нефтехимической промышленности, а также чёрной металлургии занятость сокращалась меньшими, чем по промышленности в целом, темпами. Больше всего численность занятых уменьшилась в машиностроении, металлообработке, угольной и лёгкой промышленности. Снижение занятости наблюдалось в отраслях науки и научного обслуживания, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве. Занятость увеличивалась в отраслях связи, лесного хозяйства, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и непроизводственных видах бытового обслуживания населения, в области финансов, кредита, страхования, в оптовой и розничной торговле, общественном питании, управлении. За 1999–2002 занятость в рос. экономике увеличилась на 2,6%. Быстрее всего она росла в торговле (12,3%), сфере финансов и кредита (9,9%), области связи (7,5%). Занятость сокращалась в науке и научном обслуживании, образовании, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве. За указанный период численность производственно-промышленного персонала в промышленности сократилась на 0,8%. Высокие темпы прироста занятости были характерны для электроэнергетики, добывающей, пищевой промышленности. Численность промышленно-производственного персонала сокращалась в машиностроении, угольной, лёгкой, целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов. Интенсивные структурные сдвиги в занятости по полу выражаются в том, что доля женщин среди занятых в промышленности сократилась с 48,5% в 1980 до 38,8% в 2001. Если в 1980-х гг. 1/3 работающих женщин была занята в промышленности, то к 2002 только 1/5. Что касается возрастной структуры занятых, практически 30% их приходится на возрастную группу 40–49 лет; средний возраст занятого – 39,2 года. Исключение составляют торговля и общественное питание, а также культура и искусство, где более 50% занятых моложе 40 лет. В сфере управления осн. численность занятых – в возрастной когорте 20– 29 лет. Средний возраст занятых ниже всего в управлении, торговле и общественном питании, а также финансах, кредите и страховании. Образовательная структура занятых характеризуется тем, что 23% их имеют высшее профессиональное образование, 1/3 – лица со средним профессиональным образованием, 12% – с начальным профессиональным, 30% имеют среднее общее или основное общее образование. Профессиональное образование получили 2/3 работников материального производства. Лишь в сельском хозяйстве осн. часть занятых приходится на лиц со средним общим и основным общим образованием. В сфере услуг картина иная: более 50% работающих в образовании, науке и научном обслуживании, сферах финансов, кредита и страхования имеют высшее образование; в управлении, культуре и искусстве доля занятых с высшим образованием превышает 1/3; в здравоохранении, сфере физической культуры, в ЖКХ осн. часть занятых – лица со средним профессиональным образованием.
Региональные рынки труда
Региональные рынки труда характеризовались сокращением занятости в 1990–98. Особенно быстро она снижалась в регионах Севера и в Сибири. В 1999–2002 численность занятых росла для всех территорий. Наибольшее её увеличение за этот период было характерно для Южного и Дальневосточного федеральных округов. С 2000 годовые темпы изменения занятости были достаточно умеренными и в основном не превышали 2%. Для большинства регионов наибольший удельный вес в структуре занятости имеют промышленные отрасли, затем следуют торговля и общественное питание, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.
Безработица
Уровень рос. безработицы, сложившийся к нач. 21 в., несколько ниже среднеевропейских показателей, но примерно в 1,5 раза превосходит уровень безработицы в США, Канаде, Японии. Общая численность безработных (определяемая по методологии МОТ) за 1992–98 увеличилась примерно в 2,3 раза и начала снижаться, в 2002 составив 6,15 млн. чел. (см. табл. 5), или 8,6% экономически активного населения. Удельный вес женщин среди безработных составил 46%; уровень безработицы среди молодёжи до 20 лет превысил 23%, а молодёжи в возрасте 20–24 лет – 13%. Несмотря на снижение безработицы и рост занятости, средний период поиска работы оставался на уровне 8,6 мес. Ок. 40% безработных ищут работу более года; сохранялась и значительная межрегиональная дифференциация по уровню безработицы – в 2002 её максимальный уровень (Республика Ингушетия) превосходил минимальное значение (Москва) в 16 раз. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, характеризовалась постоянным ростом до 1997 и существенным сокращением их числа в 1997–2000. С 2001 этот показатель повысился, составив в 2002 1,3 млн. чел., или 1,7% экономически активного населения. По сравнению с 2001 зарегистрированная безработица выросла на 17,3%, тогда как доля официально зарегистрированных безработных в общей их численности продолжает оставаться на низком уровне (ок. 21%).
Безработица вызывается разными причинами. Фрикционная безработица – безработица «поиска и ожидания». Этот вид безработицы наблюдается на рынке труда одновременно с вакансиями. Её величина зависит от степени развитости рынка труда и мобильности трудовых ресурсов. Циклическая безработица связана со снижением совокупного спроса на продукцию отдельных отраслей и, соответственно, с падением спроса на труд. В рос. экономике накопление потенциала скрытой циклической безработицы и неполное использование трудовых ресурсов выражают отставание темпов сокращения занятости от темпов падения производства. Вынужденная неполная занятость более всего характерна для промышленности, транспорта, науки и научного обслуживания. Структурная безработица обусловлена организационно-технологическими изменениями и колебаниями совокупного спроса, когда рынок труда не успевает приспосабливаться к ним; наблюдается качественное несоответствие характеристик рабочей силы требованиям со стороны спроса. Структурная безработица свидетельствует о недостаточно эффективном функционировании рынка труда. Чем ниже показатель структурной безработицы, тем больше развита его информационная система, тем более гибко и качественно функционирует система профессиональной переподготовки кадров, выше мобильность рабочей силы. В 2002 доля структурных безработных в их общей численности на региональных и отраслевых рынках труда России составила ок. 39%. Снижению уровня общей безработицы в России препятствуют структурные диспропорции рынка труда.
Политика противодействия безработице
С ликвидацией в 2001 Фонда занятости населения и переходом на финансирование политики занятости непосредственно из бюджета проблема адекватного решения задач службы занятости населения ещё более усложнилась. Размер затрат на программы по выплате пособий безработным в России в 2 раза ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Ограниченное финансирование сдерживает расширение аппарата региональных служб занятости и проведение адекватной модернизации их работы, сказывается на качестве обслуживания обратившихся граждан.
Задачи государства
Социально ориентированная экономическая политика предполагает создание условий для развития реального сектора, прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения; расширения инвестиций, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, гарантирующих работу и совр. профессию. Такая политика способна смягчить проблемы безработицы и смежные социальные проблемы, среди которых основными являются – падение доходов и уровня жизни, социальное неравенство. В свою очередь, преодоление негативных тенденций на рынке труда – условие перспективного развития трудового потенциала, служащего важнейшим фактором устойчивого экономического роста.