Территориальная структура экономики и региональная политика
Неравномерность экономического развития
Размещение производительных сил в РФ неравномерно. По плотности населения сильно различаются Европейская и Азиатская части страны, её северная и южная половины, центральные и периферийные районы. В Европейской части РФ, занимающей 25% территории, проживает 79% населения, тогда как в Азиатской части (75% территории) сосредоточен лишь 21% населения. Ещё резче контраст между северной и южной половинами России, граница между которыми проходит по линии С.-Петербург – Киров – Екатеринбург – Омск – Томск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск. В юж. половине страны, занимающей ок. 26% территории, проживает более 95% населения, а в северной – менее 5%. В Европейской части РФ сосредоточено 74% производимого валового регионального продукта (ВРП) и более 80% производства обрабатывающей промышленности, в Сибири и на Дальнем Востоке – 26% суммарного ВРП, 2/3 выпуска добывающей промышленности и преобладающая часть запасов важнейших природных ресурсов. Экономика зоны Севера также сильно отличается от остальной территории страны по отраслевой структуре, сравнительной эффективности разл. производств, условиям воспроизводства рабочей силы и жизнедеятельности.
Региональные различия видны при сравнении осн. экономических показателей федеральных округов (см. табл. 1) и отдельных субъектов РФ. Так, максимальное различие между субъектами РФ по численности населения в 2001 составляло 471 раз, а по производству ВРП – 1712 раз. Москва – лидер по численности населения (6,0%), объёму основных фондов (8,5%) и особенно по производству ВРП (20,7%). На долю же десяти наименее экономически развитых регионов приходится лишь 0,4% суммарного ВРП.
Дифференциация регионов по уровню экономического развития
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства РФ значительно воздействует на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Дифференциация регионов значительно усилилась в 1990-х гг., что объяснялось рядом причин: включился механизм рыночной конкуренции, разделяющей регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась разл. способность регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти адаптироваться к рынку; значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении гос. инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов; возникло фактическое неравенство разл. субъектов РФ в экономических отношениях с центром.
Гл. индикатор уровня экономического развития региона – размер ВРП на душу населения. Ранжирование субъектов РФ по ВРП на душу населения (см. рис. 1) показывает, что максимальное различие между 88 регионами составляет 37,1 раза. При этом распределение регионов по величине ВРП на душу населения асимметрично: выше среднероссийского уровня находится только 20 регионов, ниже – 68 регионов.
По федеральным округам различия по величине ВРП на душу населения составляют максимум 3,3 раза (см. табл. 2). При этом лидерство Уральского федерального округа обеспечивается гл. обр. Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Различия регионов по ВРП на душу населения и др. индикаторам экономического развития связаны со многими факторами.
Демографическая нагрузка и региональные различия в уровне занятости. В производстве ВРП участвует гл. обр. население трудоспособного возраста, а население нетрудоспособных возрастов образует демографическую нагрузку. Коэффициент общей демографической нагрузки, измеряемый численностью населения нетрудоспособных возрастов на 1000 чел. трудоспособного возраста, в среднем по РФ в 2002 составил 648 (в т. ч. моложе трудоспособного возраста – 306, старше – 342). Максимальный коэффициент имеет Усть-Ордынский Бурятский автономный округ – 828, минимальный – Ямало-Ненецкий автономный округ – 416. У регионов с небольшим ВРП на душу населения коэффициенты демографической нагрузки самые высокие, а у регионов с большим ВРП на душу населения – самые низкие, т. е. различия в демографической нагрузке служат существенным фактором дифференциации регионов.
Коэффициенты демографической нагрузки в значительной мере определяют различия регионов по доле занятого населения. ВРП на одного занятого (региональная производительность труда) различается по регионам меньше, чем ВРП на душу населения: максимальное различие в 2001 по субъектам РФ составило 15,2 раза (Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Дагестан), а по федеральным округам – 2,8 раза.
Региональные различия цен. Цены на одноимённые товары и услуги колеблются по регионам России в несколько раз. Для элиминирования ценовых различий используется метод паритета покупательной способности денег (ППС). Корректировка ВРП по ППС осуществляется по осн. компонентам конечного использования ВРП (конечное потребление домашних хозяйств, расходы гос. учреждений на коллективные услуги, валовое накопление, чистый вывоз). В результате корректировки сглаживается дифференциация регионов по производству ВРП на душу населения.
Региональные особенности отраслевой структуры производства. В современных условиях экономические преимущества получают регионы, в структуре производства которых высок удельный вес экспортно-ориентированных производств (нефтегазовой, нефтеперерабатывающей, металлургической, нефтехимической отраслей), а также торгово-посреднической и финансовой деятельности. Осн. причина позитивного и негативного влияния отраслевой структуры на макроэкономические характеристики регионов – отраслевые различия производительности труда и рентабельности. При сопоставлении наиболее (более 150% от среднероссийского уровня ВРП на душу населения) и наименее развитых (менее 25% от среднероссийского уровня ВРП на душу населения) регионов видна роль структурного фактора. Для первой группы регионов удельный вес сельского хозяйства составляет 0,8%, рыночных услуг – 55%; для второй группы соответственно по 27%.
Влияние ряда др. факторов на дифференциацию регионов по уровню экономического развития количественно оценивается с помощью корреляционно-регрессионного анализа. При этом выявлена сильная положительная корреляция между ВРП на душу населения и индексами инвестиционной привлекательности, инвестициями в основной капитал (в т. ч. с учётом инвестиций предыдущих лет), региональным экспортом.
Территориальная структура использования продукции и услуг
Используемый в регионе ВРП равен сумме конечного потребления и валового накопления. Этот показатель в полном объёме официальной статистикой пока не рассчитывается, поэтому приведённые здесь данные опираются на экспертные оценки.
Используемый ВРП распределяется по регионам неравномерно. Центральный федеральный округ концентрирует 35,7% суммарного используемого ВРП (см. табл. 3). В первых семи регионах сосредоточено 45,6% суммарного используемого ВРП (в т. ч. Москва – 22,5%, Тюменская обл. – 6,8%, Московская обл. – 4,1%, С.-Петербург – 3,6%), а в восьми регионах с наименьшими объёмами – 0,9%.
Региональные особенности структуры используемого ВРП
77,2% суммарного ВРП, использовавшегося в регионах, составило (2000) конечное потребление (в т. ч. конечное потребление домашних хозяйств – 61,4%, конечное потребление гос. учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, – 15,8%) и 22,8% – валовое накопление. Анализ структуры используемого ВРП по федеральным округам показал, что самый высокий удельный вес конечного потребления имеют Центральный (83,7%) и Сибирский (82,5%) федеральные округа. По доле валового накопления выделялся Уральский округ (44,2%) с минимальной долей конечного потребления (55,8%) и долей конечного потребления домашних хозяйств (39,1%).
Дифференциация регионов по используемому ВРП на душу населения
Максимальное различие между 79 субъектами РФ по величине используемого ВРП на душу населения составило 13 раз (2000). Ранжирование регионов по этому показателю (см. рис. 2) показало, что только в 13 из них ВРП на душу населения превышал среднероссийский уровень, а в 66 был ниже этого уровня.
Совместное влияние перераспределения ВРП и корректировки ВРП по ППС (см. табл. 4) выразилось в том, что максимальный разрыв между 79 регионами по ВРП на душу населения снизился в 2,3 раза. Число регионов, где этот показатель более чем на 50% превысил среднероссийский уровень, сократилось с четырёх до двух (Москва и Тюменская обл.) и, что особенно важно, число регионов, отстающих от среднероссийского уровня более чем в два раза, уменьшилось с 19 до 4 (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Тува).
Интеграция и дезинтеграция
Интеграционно-дезинтеграционные тенденции в рос. экономике отражают изменения внутренней связанности экономического пространства. Эти тенденции обусловлены совместным влиянием внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы
Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к переориентации значительной части региональной торговли на зарубежные страны. Экспорт и импорт увеличивались на фоне падающих объёмов производства. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Этому способствовало снижение импортных таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт. Вследствие структурных особенностей внешняя торговля (преобладание в экспорте продукции начальных производственных стадий, а в импорте, наоборот, продукции высокой степени обработки, особенно в отношении потребительских товаров) относительно мало затрагивает внутренние производственные связи и поэтому не стимулирует межрегиональные связи.
Конкурентными преимуществами во внешнеэкономической деятельности обладают приграничные территории, соседствующие с развитыми или динамично развивающимися странами (на северо-западе – с Норвегией и странами ЕС; на Дальнем Востоке – с Китаем, Японией, США) и имеющие транспортные выходы на мировые рынки. В мировое хозяйство в большой степени интегрированы также нефтегазовый Тюменский Север, сибирские центры цветной металлургии (особенно работающие по схеме толлинга), Москва и С.-Петербург, притягивающие до 50% иностранных инвестиций и являющиеся крупнейшими международными финансово-торговыми центрами, а также ряд др. регионов со значительным экспортным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом.
Большое влияние на сравнительную эффективность внешних и межрегиональных экономических связей оказывает динамика таможенных тарифов и курса рубля. Девальвация рубля после августа 1998 привела к росту импортозамещающих производств, стимулировавшему межрегиональную экономическую интеграцию. Присоединение России к ВТО требует согласования таможенных и др. условий торговли, которые позволили бы сохранить конкурентоспособность критических производств в рос. регионах и поддержать целесообразный уровень межрегиональной экономической кооперации.
Внутренние факторы
Дезинтеграция рос. экономического пространства с кон. 1980-х гг. проявлялась в более быстром, чем сокращение производства, падении межрегионального обмена продукцией. Доля последнего в ВВП составила в 1990 22%, а к кон. 1990-х гг. снизилась до 12–14%. Эта тенденция была обусловлена снижением общей ёмкости товарного рынка, значительными изменениями ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих внутренних производств, а также опережающим ростом транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Это особенно пагубно сказалось на транспортно-экономических связях между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами. В то же время переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих нерациональных и искусственных связей (напр., от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удалёнными друг от друга на тысячи км), уменьшил зависимость потребителей от предприятий-монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран. Товаропроизводители и региональные власти в новых условиях заинтересованы в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынков сбыта продукции, что увеличивает занятость и доходы производителей, населения и региональных бюджетов.
Финансовый рынок и рынок труда
Межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение, тогда как развитие в России финансового рынка мало способствует межрегиональной интеграции. Концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных центров не позволяет большинству регионов влиять на финансовую ситуацию в стране. Существующий рынок труда также пока слабо работает на экономическую интеграцию. Осн. потоки трудовой миграции: с одной стороны, беженцы и переселенцы из республик быв. СССР, оседающие в осн. в более населённых центральных и южных регионах, с др. стороны, уезжающие с Крайнего Севера. Серьёзное препятствие для интенсификации целесообразной трудовой миграции, рассасывающей структурную безработицу и увеличивающей общую занятость, – неразвитость рынка жилья для населения со средними и низкими доходами.
Преодоление дезинтеграционных тенденций взаимосвязано (и как предпосылка, и как следствие) с возобновлением в стране экономического роста. Типичным становится опережающий рост торгового обмена по сравнению с ростом производства.
Экономическое развитие регионов
На фоне общего экономического кризиса в 1-й пол. 1990-х гг. в отдельных регионах, успешнее других адаптировавшихся к рыночным условиям, начался переход к устойчивому экономическому росту. Число регионов с положительным темпом прироста ВРП (из 79) составило (в сопоставимых ценах): в 1996 – 25, в 1997 – 37, в 1998 – 9. С 1999 экономический рост охватил подавляющее большинство субъектов РФ (в 1999 их стало 69, в 2000 – 76, в 2001 – 72), что явилось результатом не только макроэкономических тенденций, но и адекватной экономической политики властей и бизнеса в регионах с разл. условиями развития.
За 1998–2001 ВРП увеличился практически во всех регионах, промышленное производство – в 85, с.-х. производство – в 65, инвестиции в основной капитал – в 76 регионах. Большинство регионов превзошли уровень не только 1999, но и докризисного 1997 по осн. экономическим показателям. Это характерно для всех федеральных округов (см. табл. 5).
Возобновление экономического роста пока не сопровождается заметным уменьшением межрегиональной дифференциации. Если в 1997 по интегральной оценке социально-экономического развития (методика Мин-ва экономического развития России) в регионах с благоприятным и относительно благоприятным положением проживало 39,8 млн. чел., а в регионах с относительно неблагоприятным и крайне неблагоприятным положением – 28,8 млн. чел., то для 2001 эти показатели составили 38,9 и 32,3 млн. чел.
Территориальные диспропорции в обозримом периоде не могут быть автоматически преодолены в процессе саморазвития регионов и рыночной эволюции экономического пространства. Требуется активное гос. регулирование регионального развития.
Региональная политика
Осн. задачи гос. региональной политики: укрепление единства экономического пространства страны на основе интеграции региональных и межрегиональных рынков товаров, труда и капитала и развития коммуникационной и рыночной инфраструктуры; уменьшение межрегиональных социально-экономических диспропорций путём поддержки проблемных территорий (слаборазвитых, депрессивных, приграничных и др.); создание условий для эффективного использования особых региональных факторов развития.
Региональная политика тесно связана с совершенствованием федеративных отношений, особенно в области разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления, реформирования бюджетно-налоговой системы.
Гл. инструмент гос. воздействия на региональное развитие – федеральный бюджет. В настоящее время осн. часть непосредственного финансирования регионов осуществляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). В 2003 трансферты из ФФПР для обеспечения текущих потребностей региональных и местных бюджетов получал 71 субъект РФ на сумму 177 млрд. руб. (ок. 1,3% ВВП). Другой целевой фонд – Фонд регионального развития (ФРР) предназначается для инвестиций в производственную и социальную инфраструктуру регионов, его средства распределяются между федеральными целевыми программами (ФЦП) регионального развития (в 2003 – 25 млрд. руб.). В настоящее время действуют ФЦП по конкретным регионам: пять из них – по регионам геостратегического значения: Дальнему Востоку и Забайкалью (в т. ч. отдельно – по Курильским о-вам), Югу России (в т. ч. отдельно – по Чеченской Республике), Калининградской обл. Осн. назначение ФЦП по республикам Татарстан и Башкортостан – осуществление мероприятий, позволяющих привести их бюджетно-налоговые системы в соответствие с типовыми по РФ. Кроме того, Правительство РФ приняло особую ФЦП «Сокращение различий в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ», финансовые ресурсы которой распределяются на конкурсных условиях между регионами (в 2003 – 44 региона) по принципу, в соответствии с которым помощь должна выделяться для решения определённой, чётко сформулированной в конкретных экономических показателях задачи, выполнение которой поддаётся количественной оценке. В дальнейшем структура межбюджетных финансовых трансфертов будет постепенно переориентирована на стимулирование развития экономики проблемных регионов.
Важная форма гос. региональной политики – создание режимов экономического благоприятствования (по налогам, правилам регистрации бизнеса, административному контролю) в регионах с особыми условиями и функциями. Это закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды, особые экономические зоны. Готовящийся Федеральный закон об особых зонах учитывает уроки создания и функционирования прежних свободных экономических зон (в г. Находка, Калининградской, Магаданской областях и др.).
В рамках стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу разрабатываются более детальные стратегии развития макрорегионов и субъектов РФ, например «Стратегия экономического развития Сибири» и «Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области».