Социально-экономическая политика
Социально-экономическая политика оказывает влияние на темпы развития производства товаров и услуг, структуру экономики, качество жизни и т.п. Осн. принципы совр. социально-экономических отношений сформировались в нач. 1990-х гг.: развитие и поддержание конкурентных рынков, свободное ценообразование, существование всех форм собственности, полноценная интеграция страны в мировую экономику, обеспечение осн. социальных гарантий.
Российская экономика в 1999–2003
Проверкой на устойчивость для российской экономики стал августовский финансовый кризис 1998. Однако уже в 1999 наблюдался существенный рост (см. табл. 1). В результате резкой девальвации национальной валюты российские производители получили большое преимущество перед иностранными компаниями и сумели эффективно воспользоваться рыночной ситуацией. Быстро пошёл процесс импортозамещения и наращивания экспортных поставок.
В 1999 отмечался рост промышленного производства, значительное снижение инфляции, увеличение инвестиций в основной капитал.
Наряду с девальвацией рубля после кризиса катализатором экономического роста стали загрузка незанятых мощностей, образовавшихся в результате значительного спада в предшествующие годы, что позволило в короткие сроки нарастить производство конкурентоспособной продукции, и повышение цен на осн. товары традиционного рос. экспорта.
За 1999–2003 реальные располагаемые денежные доходы населения вышли на докризисный уровень, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп её роста заметно уступал темпу роста реальной заработной платы. Заметно повысилась инвестиционная активность, в т. ч. иностранных инвесторов.
Помимо этого, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила нарастить золотовалютные запасы Центрального банка РФ и исправно платить по внешнему долгу. В целом в рамках данного периода общий объём внешнего долга был сокращён более чем на четверть и проблема его обслуживания и погашения потеряла свою остроту.
Социально-экономические преобразования
В 1999–2003 серьёзные изменения претерпели налоговая и пенсионная системы, было принято земельное законодательство, а также пакет законов по дебюрократизации экономики и реформированию естественных монополий, продолжена работа над улучшением корпоративного управления и созданием благоприятных условий деятельности малого бизнеса, начата реформа судебной системы, создана основа для проведения административной реформы. Реформируются общественные институты, косвенно влияющие на бизнес (система образования, здравоохранения), вырабатываются новые принципы демографической и миграционной политики, пересматриваются существующие системы социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства.
Структура экономики
Промышленный сектор в России относительно хорошо развит (хотя уровень конкурентоспособности продукции значительной части предприятий остаётся недостаточным), научная сфера обладает значительным потенциалом, в осн. сформировано необходимое законодательство, достигнута макроэкономическая стабилизация, что очень важно для бизнеса. Так, в 2003 цены производителей в промышленности снизились до 12,4%; по оценкам Мин-ва экономического развития России, темп экономического роста составил 6,8%, прирост инвестиций в основной капитал – 12,2%.
Однако по сравнению с нач. 1990-х гг. сократилась доля высокотехнологичных отраслей в структуре экономики.
Сравнение структуры промышленности в 2002 и 1992 показывает, что:
доля машиностроения упала с 23,8 до 20,5%;
доля лёгкой промышленности сократилась с 5,2 до 1,7%;
доля нефтедобывающей промышленности выросла с 9,0 до 11,2%;
существенно выросла доля цветной – с 7,3 до 10,5% и чёрной – с 6,7 до 8,1% металлургии (см. рис. 1).
Доля производства услуг за десятилетие выросла незначительно – с 52,7 в 1992 до 54,02% в 2002.
Диверсификация структуры российской экономики
Рос. экономика показывает высокие темпы роста, но т. н. качество роста вызывает сильные опасения. Сосредоточение значительной части финансовых активов в сырьевых секторах, недоинвестирование перерабатывающих секторов, сохранение низкого уровня конкурентоспособности продукции большинства несырьевых отраслей – всё это резко ограничивает возможности устойчивого роста и ставит проблему диверсификации рос. экономики. Диверсификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование опережающего развития отраслей обрабатывающей промышленности и др. отраслей с высокой долей добавленной стоимости, снижение сырьевой направленности экономики для повышения устойчивости экономического роста и сокращения его зависимости от конъюнктуры цен на отдельные товары.
Меры по диверсификации экономики предусматривают прежде всего устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития предпринимательской инициативы. Это касается совершенствования институтов финансового посредничества (модернизации банковской системы и совершенствования фондового рынка), реформирования инфраструктурных монополий, включая жилищно-коммунальный комплекс.
Увеличению финансирования инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности способствуют функционирование системы страхования вкладов физических лиц, создание кредитных бюро, упрощение процедуры регистрации эмиссии корпоративных ценных бумаг и отмена эмиссионного налога.
Важное направление социально-экономической политики – поддержание и использование высокого качества человеческого капитала в целях ускоренного развития несырьевых отраслей. Реформа сферы науки предполагает усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, повышение их вклада в экономический рост при сохранении безусловной гос. поддержки фундаментальной науки, формирование институтов, содействующих передаче инноваций в производственный сектор.
Одно из направлений деятельности государства – стимулирование развития венчурных фондов, что позволит аккумулировать средства для научных разработок, имеющих практическое применение, усилить интеллектуальный потенциал страны, будет способствовать большей ориентации отечественной науки на сферу конечного потребления.
В условиях большей открытости российской экономики особое место занимает система поддержки отечественных экспортёров, важнейшие элементы которой – системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности и гарантирования экспортных кредитов и расширение практики предоставления «связанных кредитов».
Гос. вмешательство в экономику вносит искусственные искажения в экономические процессы, зачастую дискриминируя как отдельных производителей, так и отдельные отрасли. В связи с этим встаёт вопрос о сбалансированности гос. участия в экономических процессах в разл. секторах, что значительно осложняет задачу диверсификации.
Механизмы, направленные на решение проблем диверсификации, занимают центральное место в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003– 2005 годы).
Социальные услуги
В основе реформ в сфере социальной поддержки населения лежит принцип адресной направленности помощи и свободы выбора граждан. Переход к предоставлению адресной социальной помощи малоимущим семьям на основе проверки нуждаемости способен обеспечить значительное увеличение доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных семей. При этом расширение доступа в сектор социальных услуг коммерческим организациям посредством гос. заказа позволит реализовать свободу выбора поставщика услуг гражданам, пользующимся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Образование
Развитие «экономики, основанной на знаниях», является одним из приоритетных направлений гос. политики РФ, предусматривающим создание отраслей, которые используют совр. информационные технологии и сохранившийся научный потенциал России. В свою очередь, при сокращении сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда необходимо делать акцент на повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Одно из осн. направлений модернизации образования – обновление его содержания, усиление ориентации образования на текущие и прогнозируемые потребности рынка труда.
Одним из инструментов обеспечения доступности качественного высшего образования может быть введение единого гос. экзамена (служащего как выпускным школьным экзаменом, так и вступительным в вуз) и гос. именных финансовых обязательств. Правительство РФ разрабатывает новые подходы к механизмам системы финансирования учебных заведений по принципу «деньги следуют за студентом».
Другой инструмент модернизации образования – система образовательных кредитов, основанная на гос. гарантиях и предусматривающая предоставление льготных условий для военнослужащих, прошедших службу по контракту, а также для талантливых детей и детей из малообеспеченных семей.
Здравоохранение
Важнейшая цель гос. политики в области здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения на основе доступности и повышения качества мед. помощи. Это предполагает обеспечение равного доступа к базовым услугам здравоохранения в рамках программы гос. гарантий, предоставление гражданам РФ бесплатной, приемлемой по качеству мед. помощи, а также развитие негосударственного сектора медицины.
Реформа системы здравоохранения включает совершенствование системы бюджетного финансирования и постепенную оптимизацию сети мед. организаций. Одними из осн. принципов новой системы являются недискриминационный допуск негосударственных мед. организаций к лечению пациентов за счёт средств Фонда обязательного мед. страхования (ОМС) и стимулирование развития системы добровольного мед. страхования (ДМС). В целях создания для населения возможностей к получению услуг здравоохранения повышенного качества и в объёмах, превышающих гарантированный государством социальный стандарт, вводится в действие механизм перенаправления, по решению работника, части взноса в Фонд обязательного мед. страхования в систему добровольного мед. страхования, при наличии полиса ДМС.
Система государственного управления
Существующая система исполнительной власти неэффективна. Высокая коррумпированность, низкое качество удовлетворения общественных нужд, неэффективные механизмы выработки и реализации социально-экономической политики – таковы характерные черты гос. управления. Государство осуществляет избыточное регулирование экономики, оставаясь крупным собственником. Не решена проблема чёткого функционирования системы правоприменения в сфере экономического законодательства (включающая прежде всего судебную систему и органы правопорядка). В результате подрываются принципы рыночной конкуренции, снижается эффективность функционирования производственной инфраструктуры, складывается неблагоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Сдерживающим фактором развития частного сектора остаётся высокий уровень административных барьеров.
Реформа системы гос. управления осуществляется в следующих направлениях: приватизация гос. собственности, не связанной с обеспечением национальной безопасности и с выполнением иных функций государства; повышение эффективности управления гос. собственностью; сокращение административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов; реформирование армии и судебной системы (в увязке с реформой органов правопорядка).
Административная реформа включает введение чёткой регламентации деятельности гос. чиновников, обеспечение информационной прозрачности процесса принятия решений гос. органами, а также сокращение надзорных функций государства, что должно снизить давление на частный сектор, несущий большие издержки на преодоление административных барьеров. Меняется также система финансирования гос. власти, что означает: переход на финансирование «по функциям», а там, где это практически реализуемо, – «по результатам»; осуществление гос. закупок на конкурсной основе; повышение заработной платы гос. служащих с одновременным сокращением штата органов исполнительной власти, с тем чтобы стимулировать приток высококвалифицированных специалистов и повысить эффективность деятельности гос. органов власти.
Кроме этого, осуществляется работа в сфере развития федеративных отношений по формированию механизмов разграничения полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Сильнейшее влияние на отношения экономических агентов оказывает судебная система и система правоприменения. Продолжается реформирование компонентов судебной системы, прежде всего связанных с защитой прав собственности, разрешением корпоративных конфликтов, арбитражным и третейским судопроизводством. Необходима также система юридической помощи гражданам и малым предприятиям, не имеющим достаточных средств для оплаты услуг юридических служб.
Открытость российской экономики в условиях глобализации
Либерализация внешнеторговой деятельности
За последнее десятилетие Россия глубоко интегрировалась в мировое хозяйство, что подтверждается высокой зависимостью экономики страны от внешних связей (экспорт составляет почти 1/3 ВВП) и либеральным внешнеэкономическим режимом. Либерализация внешнеторговой деятельности стала важным направлением рыночных преобразований. Была сформирована система регулирования внешнеэкономических связей, основанная на рыночных принципах (ставки таможенного тарифа, плавающий курс рубля и т. п.); упразднено централизованное планирование объёмов, структуры и направлений внешнеторгового оборота; значительно выросло число хозяйствующих субъектов, участвующих во внешней торговле.
Либерализация внешней торговли привела в то же время к ограничениям импорта рос. товаров рядом иностранных государств. Для противодействия зарубежной конкуренции страны-импортёры используют весь арсенал имеющихся мер, в т. ч. на дискриминационной основе. Общие потери России от применения разл. ограничительных мер в отношении отечественных товаров на внешних рынках ежегодно оцениваются суммой порядка 2–3 млрд. долл. (из них ок. 2 млрд. долл. – по антидемпинговым процедурам и примерно 0,5 млрд. долл. – по процедурам, связанным с установлением квот). Так, в сер. 2003 против рос. товаров во всём мире действовали 83 ограничительные меры, в т. ч. 53 антидемпинговые пошлины, 15 квотных ограничений, 4 ограничения по ценам, 3 специальные защитные пошлины, 3 запрета на ввоз, 2 дополнительных сбора, 1 ограничение по номенклатуре, 3 меры мониторинга. Кроме того, проведены 9 антидемпинговых расследований, 10 специальных защитных расследований.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Принципиальное решение проблемы дискриминации рос. товаров и улучшения условий доступа отечественной продукции на внешние рынки возможно путём присоединения к ВТО. Присоединение России к ВТО приведёт к сближению рос. общеэкономического и внешнеторгового законодательств с мировой практикой и положениями документов ВТО. Это отвечает интересам рос. экспортёров и импортёров. Важно, что нормы и правила ВТО не лишают Россию возможности применять меры по защите внутреннего рынка в условиях массированного импорта из дальнего зарубежья.
В условиях глобализации внешняя торговля развивается на основе международной кооперации и специализации производства в рамках крупнейших ТНК, долгосрочных межфирменных соглашений и стратегических альянсов, организующих совместное производство и сбыт. Россия только начинает принимать участие в процессе международных слияний и поглощений, которые служат одним из средств проникновения на зарубежные рынки. Удельный вес стран Центральной и Восточной Европы и СНГ как покупателей в международных слияниях и поглощениях в нач. 21 в. не превышал 0,2%, тогда как на долю стран Латинской Америки, активно использующих этот механизм, уже во 2-й пол. 90-х гг. приходилось св. 60%. Кроме того, тесное сотрудничество с иностранными компаниями на долгосрочной основе облегчает решение проблемы реализации и коммерциализации накопленных в России инновационных разработок и продвижения их на зарубежные рынки (напр., в сфере информатизации, телекоммуникаций, медицины и биотехнологии).
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, Сообщество) – международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан.
Экономические потенциалы государств – членов ЕврАзЭС различны, при этом на долю России приходится ок. 90% ВВП Сообщества. Государства ЕврАзЭС находятся на разных стадиях социально-экономических и структурных преобразований и характеризуются разным уровнем либерализации экономики.
В то же время интеграции стран ЕврАзЭС способствуют потенциально весьма ёмкий рынок, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.
В торговле между странами Сообщества практически устранены имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий, проводится работа по сближению таможенных тарифов и формированию Общего таможенного тарифа. С июля 2001 в ЕврАзЭС применяется, за исключением отдельных позиций, единый принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле – по стране назначения. Только в торговле с Республикой Беларусь сохраняется взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения.
Формирование Таможенного союза позволило активизировать торгово-экономические отношения России с государствами Сообщества. Если в 1994 на долю государств, ныне входящих в ЕврАзЭС, приходилось менее 40% общего объёма товарооборота РФ со странами СНГ, то начиная с 2000 за счёт торговли с государствами ЕврАзЭС формируется 56% товарооборота РФ с государствами СНГ.
В ЕврАзЭС не решён ряд проблем: не полностью унифицированы ставки ввозных таможенных пошлин и меры нетарифного регулирования; не унифицированы меры гос. поддержки хозяйствующих субъектов, в т. ч. принципы предоставления субсидий, антимонопольное законодательство и законодательство государств по защите внутреннего рынка при импорте товаров; не определены принципиальные подходы по унификации торговых режимов с «третьими странами».
Союзное государство России и Белоруссии
В 1995 между Российской Федерацией и Белоруссией был заключён Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в 1996 – Договор об образовании сообщества России и Белоруссии, в 1997 – Договор о Союзе Белоруссии и России, в 1999 – Договор о создании Союзного государства.
Сотрудничество двух стран привело к тому, что Белоруссия заняла 2-е место после Германии по объёму товарооборота с РФ (9,9 млрд.долл., или ок. 6,5% общего объёма внешней торговли России). Россия – осн. торговый партнёр Белоруссии, на её долю приходится ок. 58% товарооборота. Через Белоруссию осуществляется ок. 70% внешнеторговых перевозок между Россией и Западной Европой, проходят экспортные газо- и нефтепроводы.
Важным этапом углубления рос.-белорусских экономических связей представляется введение единой валюты Союзного государства. Соответствующее соглашение подписано 30.11.2000 и предусматривает введение рос. рубля в качестве единственного законного платёжного средства на территории Российской Федерации и Республики Беларусь с 1.1.2005.
Осн. проблемой взаимоотношений двух стран является большой разрыв в уровне развития рыночных институтов. Россия продвинулась намного дальше по пути либерализации экономики и развития конкурентных рынков. Процесс трансформирования белорусской экономики может оказаться болезненным, хотя и отчасти компенсироваться притоком рос. инвестиционных ресурсов, совр. технологий менеджмента.
Место России в мировой экономике
Глубокий экономический спад в 1990-х гг., снижение производительности труда, нарастание несоответствия качества отечественной продукции иностранным аналогам, а также рост внутренних издержек привели к ухудшению и без того невысоких количественных и качественных показателей участия РФ в международном разделении труда (см. рис. 2). Россия сохранила прочные позиции в производстве отдельных видов промышленной продукции, хотя многие из них потребляются в основном внутри страны, не играя существенной роли на мировом рынке (см. табл. 2). Однако это не обеспечивает ей стратегических преимуществ на мировом рынке, ориентированном на торговлю продукцией высокой степени обработки.
Торговля товарами
Удельный вес России в мировом товарном экспорте снизился с 2–2,5% в нач. 1990-х гг. до 1,4–1,7% в 2000. При этом поддержание довольно высоких стоимостных объёмов экспорта в осн. объяснялось ценовыми факторами. Развитие мирового экспорта в реальном выражении устойчиво опережало динамику соответствующего рос. показателя.
Традиционно прочны и стабильны позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов: страна занимает 1-е место в мире по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; 3–4-е место по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии. Значимость России как экспортёра достаточно велика также в оборонных отраслях и связанных с ними товарах и технологиях. На рынке обычных вооружений она прочно удерживает 2-е место, обеспечивая 10–11% мировых потребностей. В то же время позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий можно назвать слабыми. По оценке Всемирного банка, Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на 2,5– 3 млрд. долл., что не превышает 0,3% объёма международной торговли соответствующей продукцией.
Торговля услугами
Доля сферы услуг в ВВП России немногим превышает 51%, составляя в развитых странах в среднем 65%, в США – 75%.
Россия входит в число 30 первых экспортёров (ок. 1% объёма мировой торговли услугами) и 20 первых мировых импортёров услуг. В то же время позиции России на мировом рынке услуг значительно уступают её позициям на рынке товаров. Баланс рос. международного обмена услугами сводится с дефицитом, однако доля услуг в рос. внешней торговле растёт, и в перспективе экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны. В структуре рос. экспорта услуг практически отсутствуют маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. За исключением ряда услуг, в первую очередь связанных с аэрокосмическими запусками и компьютерным программированием, конкурентоспособность рос. услуг на мировом рынке низка. Экспорт услуг в 2002 оценивался в 13 млрд. долл., тогда как для США этот показатель составил 260 млрд. долл., Англии, Франции, Германии – 82–87 млрд. долл. (см. табл. 3).
Мировой рынок капитала
Привлекательность России как объекта прямого инвестирования в 1990-х гг. была низкой – удельный вес страны в мировых накопленных прямых иностранных инвестициях (ПИИ) оценивался в 0,25% (2002), или немногим более 19 млрд. долл. Для Китая этот показатель достигал 450 млрд. долл., Бразилии – 203 млрд. долл., Польши – 36 млрд. долл. Доля России в текущих мировых ПИИ колеблется в пределах 0,4– 0,5%. Среди стран с переходной экономикой Россия занимает одно из последних мест по таким показателям, как объём накопленных ПИИ на душу населения, отношение ПИИ к ВВП и валовым инвестициям в основной капитал.
Глубокий общеэкономический кризис 90-х гг., нестабильность ситуации на внутреннем финансовом и валютном рынках породили массовый нерегистрируемый отток капитала из страны, в первую очередь, по внешнеторговым каналам в форме невозврата экспортной выручки и непоступления товаров/услуг по оплаченным импортным авансам. По экспертным оценкам, суммарный отток капитала из России за 1990-е гг. достиг 130–150 млрд. долл., что почти в 5 раз превысило накопленные иностранные инвестиции в экономике страны. С нач. 21 в. ситуация начала изменяться: на фоне снижения оттока капитала высокими темпами растут внутренние и иностранные инвестиции. Часто под видом последних возвращаются средства, ранее вывезенные за рубеж.
Основные международные рейтинги конкурентоспособности
Повышение рейтингов конкурентоспособности России обусловлено преимущественно двумя факторами – высокими темпами экономического роста и значительным увеличением валютных доходов в условиях благоприятной мировой конъюнктуры (см. табл. 4).
В 2003 суверенный кредитный рейтинг РФ впервые за историю структурных реформ достиг инвестиционного уровня, повысившись на две ступени со спекулятивного уровня по рейтинговой шкале авторитетного рейтингового агентства Moody’s. Западные эксперты высоко оценили итоги институциональных преобразований в рос. экономике и перспективы её дальнейшего развития.