Социально-экономическая политика

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 466-471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. О. Греф

Социально-экономическая политика

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на тем­пы раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва то­ва­ров и ус­луг, струк­ту­ру эко­но­ми­ки, ка­че­ст­во жиз­ни и т.п. Осн. прин­ци­пы совр. со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний сфор­ми­ро­ва­лись в нач. 1990-х гг.: раз­ви­тие и под­дер­жа­ние кон­ку­рент­ных рын­ков, сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние, су­ще­ст­во­ва­ние всех форм соб­ст­вен­но­сти, пол­но­цен­ная ин­те­гра­ция стра­ны в ми­ро­вую эко­но­ми­ку, обес­пе­че­ние осн. со­ци­аль­ных га­ран­тий.

Российская экономика в 1999–2003

Про­вер­кой на ус­той­чи­вость для рос­сийской эко­но­ми­ки стал ав­гу­стов­ский фи­нан­со­вый кри­зис 1998. Од­на­ко уже в 1999 на­блю­дал­ся су­ще­ст­вен­ный рост (см. табл. 1). В ре­зуль­та­те рез­кой де­валь­ва­ции на­цио­наль­ной ва­лю­ты рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли по­лу­чи­ли боль­шое пре­иму­ще­ст­во пе­ред ино­стран­ны­ми ком­па­ния­ми и су­ме­ли эф­фек­тив­но вос­поль­зо­вать­ся ры­ноч­ной си­туа­ци­ей. Бы­ст­ро по­шёл про­цесс им­пор­то­за­ме­щения и на­ра­щи­ва­ния экс­портных по­ста­вок.

В 1999 от­ме­чал­ся рост про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва, зна­чи­тель­ное сни­же­ние ин­фля­ции, уве­ли­че­ние ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал.

На­ря­ду с де­валь­ва­ци­ей руб­ля по­сле кри­зи­са ка­та­ли­за­то­ром эко­но­ми­че­ско­го рос­та ста­ли за­груз­ка не­за­ня­тых мощ­но­стей, об­ра­зо­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те зна­чи­тель­но­го спа­да в пред­ше­ст­вую­щие го­ды, что по­зво­ли­ло в ко­рот­кие сро­ки на­рас­тить про­из­вод­ст­во кон­ку­рен­то­спо­соб­ной про­дук­ции, и по­вы­ше­ние цен на осн. то­ва­ры тра­ди­ци­он­но­го рос. экс­пор­та.

За 1999–2003 ре­аль­ные рас­по­ла­гае­мые де­неж­ные до­хо­ды на­се­ле­ния вы­шли на док­ри­зис­ный уро­вень, а обо­рот роз­нич­ной тор­гов­ли су­ще­ст­вен­но пре­вы­сил его. Сни­зи­лась без­ра­бо­ти­ца. Уве­ли­чи­лась про­из­во­ди­тель­ность тру­да, хо­тя темп её рос­та за­мет­но ус­ту­пал тем­пу рос­та ре­аль­ной за­ра­бот­ной пла­ты. За­мет­но по­вы­си­лась ин­ве­сти­ци­он­ная ак­тив­ность, в т. ч. ино­стран­ных ин­ве­сто­ров.

По­ми­мо это­го, бла­го­при­ят­ная внеш­не­эко­но­ми­че­ская конъ­юнк­ту­ра по­зво­ли­ла на­рас­тить зо­ло­то­ва­лют­ные за­па­сы Цен­траль­но­го бан­ка РФ и ис­прав­но пла­тить по внеш­не­му дол­гу. В це­лом в рам­ках дан­но­го пе­рио­да об­щий объ­ём внеш­не­го дол­га был со­кра­щён бо­лее чем на чет­верть и про­бле­ма его об­слу­жи­ва­ния и по­га­ше­ния по­те­ря­ла свою ост­ро­ту.

Социально-экономические преобразования

В 1999–2003 серь­ёз­ные из­ме­не­ния пре­тер­пе­ли на­ло­го­вая и пен­си­он­ная сис­те­мы, бы­ло при­ня­то зе­мель­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, а так­же па­кет за­ко­нов по де­бю­ро­кра­ти­за­ции эко­но­ми­ки и ре­фор­ми­ро­ва­нию ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий, про­дол­же­на ра­бо­та над улуч­ше­ни­ем кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния и соз­да­ни­ем бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий дея­тель­но­сти ма­ло­го биз­не­са, на­ча­та ре­фор­ма су­деб­ной сис­те­мы, соз­да­на ос­но­ва для про­ве­де­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ре­фор­мы. Ре­фор­ми­ру­ют­ся об­ще­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты, кос­вен­но влияю­щие на биз­нес (сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния), вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые прин­ци­пы де­мо­гра­фи­че­ской и ми­гра­ци­он­ной по­ли­ти­ки, пе­ре­смат­ри­ва­ют­ся су­ще­ст­вую­щие сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки на­се­ле­ния, жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва.

Структура экономики

Про­мыш­лен­ный сек­тор в Рос­сии от­но­си­тель­но хо­ро­шо раз­вит (хо­тя уро­вень кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти про­дук­ции зна­чи­тель­ной час­ти пред­при­ятий ос­та­ёт­ся не­дос­та­точ­ным), на­уч­ная сфе­ра об­ла­да­ет зна­чи­тель­ным по­тен­циа­лом, в осн. сфор­ми­ро­ва­но не­об­хо­ди­мое за­ко­но­да­тель­ст­во, дос­тиг­ну­та мак­ро­эко­но­ми­че­ская ста­би­ли­за­ция, что очень важ­но для биз­не­са. Так, в 2003 це­ны про­из­во­ди­те­лей в про­мыш­лен­но­сти сни­зи­лись до 12,4%; по оцен­кам Мин-ва эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии, темп эко­но­ми­че­ско­го рос­та со­ста­вил 6,8%, при­рост ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал – 12,2%.

Од­на­ко по срав­не­нию с нач. 1990-х гг. со­кра­ти­лась до­ля вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лей в струк­ту­ре эко­но­ми­ки.

Срав­не­ние струк­ту­ры про­мыш­лен­но­сти в 2002 и 1992 по­ка­зы­ва­ет, что:

до­ля ма­ши­но­строе­ния упа­ла с 23,8 до 20,5%;

до­ля лёг­кой про­мыш­лен­но­сти со­кра­ти­лась с 5,2 до 1,7%;

до­ля неф­те­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти вы­рос­ла с 9,0 до 11,2%;

су­ще­ст­вен­но вы­рос­ла до­ля цвет­ной – с 7,3 до 10,5% и чёр­ной – с 6,7 до 8,1% ме­тал­лур­гии (см. рис. 1).

До­ля про­из­вод­ст­ва ус­луг за де­ся­ти­летие вы­рос­ла не­зна­чи­тель­но – с 52,7 в 1992 до 54,02% в 2002.

Диверсификация структуры российской экономики

Рис. 1. Структура производства в промышленности.

Рос. эко­но­ми­ка по­ка­зы­ва­ет вы­со­кие тем­пы рос­та, но т. н. ка­че­ст­во рос­та вы­зы­ва­ет силь­ные опа­се­ния. Со­сре­до­то­че­ние зна­чи­тель­ной час­ти фи­нан­со­вых ак­ти­вов в сырь­е­вых сек­то­рах, не­до­ин­ве­сти­ро­ва­ние пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих сек­то­ров, со­хра­не­ние низ­ко­го уров­ня кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти про­дук­ции боль­шин­ст­ва не­сырь­е­вых от­рас­лей – всё это рез­ко ог­ра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти ус­той­чи­во­го рос­та и ста­вит про­бле­му ди­вер­си­фи­ка­ции рос. эко­но­ми­ки. Ди­вер­си­фи­ка­ция пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на сти­му­ли­ро­ва­ние опе­ре­жаю­ще­го раз­ви­тия от­рас­лей об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти и др. от­рас­лей с вы­со­кой до­лей до­бав­лен­ной стои­мо­сти, сни­же­ние сырь­е­вой на­прав­лен­но­сти эко­но­ми­ки для по­вы­ше­ния ус­той­чи­во­сти эко­но­ми­че­ско­го рос­та и со­кра­ще­ния его за­ви­си­мо­сти от конъ­юнк­ту­ры цен на от­дель­ные то­ва­ры.

Ме­ры по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки пре­ду­смат­ри­ва­ют пре­ж­де все­го уст­ра­не­ние ин­фра­струк­тур­ных и ин­сти­ту­цио­наль­ных ог­ра­ни­че­ний раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ской ини­циа­ти­вы. Это ка­са­ет­ся со­вер­шен­ст­во­ва­ния ин­сти­ту­тов фи­нан­со­во­го по­сред­ни­че­ст­ва (мо­дер­ни­за­ции бан­ков­ской сис­те­мы и со­вер­шен­ст­во­ва­ния фон­до­во­го рын­ка), ре­фор­ми­ро­ва­ния ин­фра­струк­тур­ных мо­но­по­лий, вклю­чая жи­лищ­но-ком­му­наль­ный ком­плекс.

Уве­ли­че­нию фи­нан­си­ро­ва­ния ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов в об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти спо­соб­ст­ву­ют функ­цио­ни­ро­ва­ние сис­те­мы стра­хо­ва­ния вкла­дов фи­зи­че­ских лиц, соз­да­ние кре­дит­ных бю­ро, уп­ро­ще­ние про­це­ду­ры ре­ги­ст­ра­ции эмис­сии кор­по­ра­тив­ных цен­ных бу­маг и от­ме­на эмис­си­он­но­го на­ло­га.

Важ­ное на­прав­ле­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки – под­дер­жа­ние и ис­поль­зо­ва­ние вы­со­ко­го ка­че­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла в це­лях ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия не­сырь­е­вых от­рас­лей. Ре­фор­ма сфе­ры нау­ки пред­по­ла­га­ет уси­ле­ние ин­но­ва­ци­он­ной ори­ен­та­ции при­клад­ных на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток, по­вы­ше­ние их вкла­да в эко­но­ми­че­ский рост при со­хра­не­нии без­ус­лов­ной гос. под­держ­ки фун­да­мен­таль­ной нау­ки, фор­ми­ро­ва­ние ин­сти­ту­тов, со­дей­ст­вую­щих пе­ре­да­че ин­но­ва­ций в про­из­вод­ст­вен­ный сек­тор.

Од­но из на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва – сти­му­ли­ро­ва­ние раз­ви­тия вен­чур­ных фон­дов, что по­зво­лит ак­ку­му­ли­ро­вать сред­ст­ва для на­уч­ных раз­ра­бо­ток, имею­щих прак­ти­че­ское при­ме­не­ние, уси­лить ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал стра­ны, бу­дет спо­соб­ст­во­вать боль­шей ори­ен­та­ции оте­че­ст­вен­ной нау­ки на сфе­ру ко­неч­но­го по­треб­ле­ния.

В ус­ло­ви­ях боль­шей от­кры­то­сти рос­сий­ской эко­но­ми­ки осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет сис­те­ма под­держ­ки оте­че­ст­вен­ных экс­пор­тё­ров, важ­ней­шие эле­мен­ты ко­то­рой – сис­те­мы стра­хо­ва­ния экс­порт­ных кон­трак­тов на по­став­ку про­дук­ции пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти и га­ран­ти­ро­ва­ния экс­порт­ных кре­ди­тов и рас­ши­ре­ние прак­ти­ки пре­дос­тав­ле­ния «свя­зан­ных кре­ди­тов».

Гос. вме­ша­тель­ст­во в эко­но­ми­ку вно­сит ис­кус­ст­вен­ные ис­ка­же­ния в эко­но­ми­че­ские про­цес­сы, за­час­тую дис­кри­ми­ни­руя как от­дель­ных про­из­во­ди­те­лей, так и от­дель­ные от­рас­ли. В свя­зи с этим вста­ёт во­прос о сба­лан­си­ро­ван­но­сти гос. уча­стия в эко­но­ми­че­ских про­цес­сах в разл. сек­то­рах, что зна­чи­тель­но ос­лож­ня­ет за­да­чу ди­вер­си­фи­ка­ции.

Ме­ха­низ­мы, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние про­блем ди­вер­си­фи­ка­ции, за­ни­ма­ют цен­траль­ное ме­сто в Про­грам­ме со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву (2003– 2005 го­ды).

Социальные услуги

В ос­но­ве ре­форм в сфе­ре со­ци­аль­ной под­держ­ки на­се­ле­ния ле­жит прин­цип ад­рес­ной на­прав­лен­но­сти по­мо­щи и сво­бо­ды вы­бо­ра гра­ж­дан. Пе­ре­ход к пре­дос­тав­ле­нию ад­рес­ной со­ци­аль­ной по­мо­щи ма­ло­иму­щим семь­ям на ос­но­ве про­вер­ки ну­ж­дае­мо­сти спо­со­бен обес­пе­чить зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние до­ли средств, рас­пре­де­ляе­мых в поль­зу наи­ме­нее обес­пе­чен­ных се­мей. При этом рас­ши­ре­ние дос­ту­па в сек­тор со­ци­аль­ных ус­луг ком­мер­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям по­сред­ст­вом гос. за­ка­за по­зво­лит реа­ли­зо­вать сво­бо­ду вы­бо­ра по­став­щи­ка ус­луг гра­ж­да­нам, поль­зую­щим­ся бес­плат­ны­ми или суб­си­ди­руе­мы­ми со­ци­аль­ны­ми ус­лу­га­ми.

Образование

Раз­ви­тие «эко­но­ми­ки, ос­но­ван­ной на зна­ни­ях», яв­ля­ет­ся од­ним из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний гос. по­ли­ти­ки РФ, пре­ду­смат­ри­ваю­щим соз­да­ние от­рас­лей, ко­то­рые ис­поль­зу­ют совр. ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и со­хра­нив­ший­ся на­уч­ный по­тен­ци­ал Рос­сии. В свою оче­редь, при со­кра­ще­нии сфе­ры при­ме­не­ния не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го и ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го тру­да не­об­хо­ди­мо де­лать ак­цент на по­вы­ше­нии про­фес­сио­наль­ной ква­ли­фи­ка­ции и пе­ре­под­го­тов­ке ра­бот­ни­ков, рос­те их про­фес­сио­наль­ной мо­биль­но­сти.

Од­но из осн. на­прав­ле­ний мо­дер­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния – об­нов­ле­ние его со­дер­жа­ния, уси­ле­ние ори­ен­та­ции об­ра­зо­ва­ния на те­ку­щие и про­гно­зи­руе­мые по­треб­но­сти рын­ка тру­да.

Одним из ин­ст­ру­мен­тов обес­пе­че­ния дос­туп­но­сти ка­че­ст­вен­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния может быть вве­де­ние еди­но­го гос. эк­за­ме­на (слу­жа­ще­го как вы­пу­ск­ным школь­ным эк­за­ме­ном, так и всту­пи­тель­ным в вуз) и гос. имен­ных фи­нан­со­вых обя­за­тельств. Пра­ви­тель­ст­во РФ раз­ра­ба­ты­ва­ет но­вые под­хо­ды к ме­ха­низ­мам сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния учеб­ных за­ве­де­ний по прин­ци­пу «день­ги сле­ду­ют за сту­ден­том».

Дру­гой ин­ст­ру­мент мо­дер­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния – сис­те­ма об­ра­зо­ва­тель­ных кре­ди­тов, ос­но­ван­ная на гос. га­ран­ти­ях и пре­ду­смат­ри­ваю­щая пре­дос­тав­ле­ние льгот­ных ус­ло­вий для во­ен­но­слу­жа­щих, про­шед­ших служ­бу по кон­трак­ту, а так­же для та­лант­ли­вых де­тей и де­тей из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей.

Здравоохранение

Важ­ней­шая цель гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти здра­во­охра­не­ния – улуч­ше­ние со­стоя­ния здо­ро­вья на­се­ле­ния на ос­но­ве дос­туп­но­сти и по­вы­ше­ния ка­че­ст­ва мед. по­мо­щи. Это пред­по­ла­га­ет обес­пе­че­ние рав­но­го дос­ту­па к ба­зо­вым ус­лу­гам здра­во­охра­не­ния в рам­ках про­грам­мы гос. га­ран­тий, пре­дос­тав­ле­ние гра­ж­да­нам РФ бес­плат­ной, при­ем­ле­мой по ка­че­ст­ву мед. по­мо­щи, а так­же раз­ви­тие не­го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра ме­ди­ци­ны.

Ре­фор­ма сис­те­мы здра­во­охра­не­ния вклю­ча­ет со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния и по­сте­пен­ную оп­ти­ми­за­цию се­ти мед. ор­га­ни­за­ций. Од­ни­ми из осн. прин­ци­пов но­вой сис­те­мы яв­ля­ют­ся не­дис­кри­ми­на­ци­он­ный до­пуск не­го­су­дар­ст­вен­ных мед. ор­га­ни­за­ций к ле­че­нию па­ци­ен­тов за счёт средств Фон­да обя­за­тель­но­го мед. стра­хо­ва­ния (ОМС) и сти­му­ли­ро­ва­ние раз­ви­тия сис­те­мы доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния (ДМС). В це­лях соз­да­ния для на­се­ле­ния воз­мож­но­стей к по­лу­че­нию ус­луг здра­во­охра­не­ния по­вы­шен­но­го ка­че­ст­ва и в объ­ё­мах, пре­вы­шаю­щих га­ран­ти­ро­ван­ный го­су­дар­ст­вом со­ци­аль­ный стан­дарт, вво­дит­ся в дей­ст­вие ме­ха­низм пе­ре­на­прав­ле­ния, по ре­ше­нию ра­бот­ни­ка, час­ти взно­са в Фонд обя­за­тель­но­го мед. стра­хо­ва­ния в сис­те­му доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния, при на­ли­чии по­ли­са ДМС.

Система государственного управления

Су­ще­ст­вую­щая сис­те­ма ис­пол­ни­тель­ной вла­сти не­эф­фек­тив­на. Вы­со­кая кор­рум­пи­ро­ван­ность, низ­кое ка­че­ст­во удов­ле­тво­ре­ния об­ще­ст­вен­ных нужд, не­эффек­тив­ные ме­ха­низ­мы вы­ра­бот­ки и реали­за­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки – та­ко­вы ха­рак­тер­ные чер­ты гос. управ­ле­ния. Го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет из­бы­точ­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки, ос­та­ва­ясь круп­ным соб­ст­вен­ни­ком. Не ре­ше­на про­бле­ма чёт­ко­го функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­те­мы пра­во­при­ме­не­ния в сфе­ре эко­но­ми­че­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (вклю­чаю­щая пре­ж­де все­го су­деб­ную сис­те­му и ор­га­ны пра­во­по­ряд­ка). В ре­зуль­та­те под­ры­ва­ют­ся прин­ци­пы ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции, сни­жа­ет­ся эф­фек­тив­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния про­из­вод­ст­вен­ной ин­фра­струк­ту­ры, скла­ды­ва­ет­ся не­бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный и пред­при­ни­ма­тель­ский кли­мат. Сдер­жи­ваю­щим фак­то­ром раз­ви­тия ча­ст­но­го сек­то­ра ос­та­ёт­ся вы­со­кий уро­вень ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных барь­е­ров.

Ре­фор­ма сис­те­мы гос. управ­ле­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в сле­дую­щих на­прав­лени­ях: при­ва­ти­за­ция гос. соб­ст­вен­но­сти, не свя­зан­ной с обеспечением на­цио­наль­ной безопасности и с вы­пол­не­ни­ем иных функ­ций го­су­дар­ст­ва; по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти управ­ле­ния гос. соб­ст­вен­но­стью; со­кра­ще­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва в дея­тель­ность хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов; ре­фор­ми­ро­ва­ние ар­мии и су­деб­ной сис­те­мы (в увяз­ке с ре­фор­мой ор­га­нов пра­во­по­ряд­ка).

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная ре­фор­ма вклю­ча­ет вве­де­ние чёт­кой рег­ла­мен­та­ции дея­тель­но­сти гос. чи­нов­ни­ков, обес­пе­че­ние ин­фор­ма­ци­он­ной про­зрач­но­сти про­цес­са при­ня­тия ре­ше­ний гос. ор­га­на­ми, а так­же со­кра­ще­ние над­зор­ных функ­ций го­су­дар­ст­ва, что долж­но сни­зить дав­ле­ние на ча­ст­ный сек­тор, не­су­щий боль­шие из­держ­ки на пре­одо­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных барь­е­ров. Ме­ня­ет­ся так­же сис­те­ма фи­нан­си­ро­ва­ния гос. вла­сти, что оз­на­ча­ет: пе­ре­ход на фи­нан­си­ро­ва­ние «по функ­ци­ям», а там, где это прак­ти­че­ски реа­ли­зуе­мо, – «по ре­зуль­та­там»; осу­ще­ст­в­ле­ние гос. за­ку­пок на кон­курс­ной ос­но­ве; по­вы­ше­ние за­ра­бот­ной пла­ты гос. слу­жа­щих с од­но­вре­мен­ным со­кра­ще­ни­ем шта­та ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, с тем что­бы сти­му­ли­ро­вать при­ток вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов и по­вы­сить эф­фек­тив­ность дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов вла­сти.

Кро­ме это­го, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ра­бо­та в сфе­ре раз­ви­тия фе­де­ра­тив­ных от­но­ше­ний по фор­ми­ро­ва­нию ме­ха­низ­мов раз­гра­ни­че­ния пол­но­мо­чий по пред­ме­там со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и субъ­ек­тов РФ.

Силь­ней­шее влия­ние на от­но­ше­ния эко­но­ми­че­ских аген­тов ока­зы­ва­ет су­деб­ная сис­те­ма и сис­те­ма пра­во­при­ме­не­ния. Про­дол­жа­ет­ся ре­фор­ми­ро­ва­ние ком­по­нен­тов су­деб­ной сис­те­мы, пре­ж­де все­го свя­зан­ных с за­щи­той прав соб­ст­вен­но­сти, раз­ре­ше­ни­ем кор­по­ра­тив­ных кон­флик­тов, ар­бит­раж­ным и тре­тей­ским су­до­про­из­вод­ст­вом. Не­об­хо­ди­ма так­же сис­те­ма юри­ди­че­ской по­мо­щи гра­ж­да­нам и ма­лым пред­при­яти­ям, не имею­щим дос­та­точ­ных средств для оп­ла­ты ус­луг юри­ди­че­ских служб.

Открытость российской экономики в условиях глобализации

Либерализация внешнеторговой деятельности

За по­след­нее де­ся­ти­ле­тие Рос­сия глу­бо­ко ин­тег­ри­ро­ва­лась в ми­ро­вое хо­зяй­ст­во, что под­твер­жда­ет­ся вы­со­кой за­ви­си­мо­стью эко­но­ми­ки стра­ны от внеш­них свя­зей (экс­порт со­ставля­ет поч­ти 1/3 ВВП) и ли­бе­раль­ным внеш­не­эко­но­ми­че­ским ре­жи­мом. Ли­бе­ра­ли­за­ция внеш­не­тор­го­вой дея­тель­но­сти ста­ла важ­ным на­прав­ле­ни­ем ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Бы­ла сфор­ми­ро­ва­на сис­те­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­неэконо­ми­че­ских свя­зей, ос­но­ван­ная на ры­ноч­ных прин­ци­пах (став­ки та­мо­жен­ного та­ри­фа, пла­ваю­щий курс руб­ля и т. п.); уп­разд­не­но цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние объ­ё­мов, струк­ту­ры и на­прав­ле­ний внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та; зна­чи­тель­но вы­рос­ло чис­ло хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов, уча­ст­вую­щих во внеш­ней тор­гов­ле.

Ли­бе­ра­ли­за­ция внеш­ней тор­гов­ли при­ве­ла в то же вре­мя к ог­ра­ни­че­ни­ям им­пор­та рос. то­ва­ров ря­дом ино­стран­ных го­су­дарств. Для про­ти­во­дей­ст­вия за­ру­беж­ной кон­ку­рен­ции стра­ны-им­пор­тёры ис­поль­зу­ют весь ар­се­нал имею­щих­ся мер, в т. ч. на дис­кри­ми­на­ци­он­ной ос­но­ве. Об­щие по­те­ри Рос­сии от при­мене­ния разл. ог­ра­ни­чи­тель­ных мер в от­но­ше­нии оте­че­ст­вен­ных то­ва­ров на внеш­них рын­ках еже­год­но оце­ни­ва­ют­ся сум­мой по­ряд­ка 2–3 млрд. долл. (из них ок. 2 млрд. долл. – по ан­ти­дем­пин­го­вым про­це­ду­рам и при­мер­но 0,5 млрд. долл. – по про­це­ду­рам, свя­зан­ным с ус­та­нов­ле­ни­ем квот). Так, в сер. 2003 про­тив рос. то­ва­ров во всём ми­ре дей­ст­во­ва­ли 83 ог­ра­ни­чи­тель­ные ме­ры, в т. ч. 53 ан­ти­дем­пин­го­вые по­шли­ны, 15 квот­ных ог­ра­ни­че­ний, 4 ог­ра­ни­че­ния по це­нам, 3 спе­ци­аль­ные за­щит­ные по­шли­ны, 3 за­пре­та на ввоз, 2 до­пол­ни­тель­ных сбо­ра, 1 ог­ра­ни­че­ние по но­менк­ла­ту­ре, 3 ме­ры мо­ни­то­рин­га. Кро­ме то­го, про­ве­де­ны 9 ан­ти­дем­пин­го­вых рас­сле­до­ва­ний, 10 спе­ци­аль­ных за­щит­ных рас­сле­до­ва­ний.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Прин­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние про­бле­мы дис­кри­ми­на­ции рос. то­ва­ров и улуч­ше­ния ус­ло­вий дос­ту­па оте­че­ст­вен­ной про­дук­ции на внеш­ние рын­ки воз­мож­но пу­тём при­сое­ди­не­ния к ВТО. При­сое­ди­не­ние Рос­сии к ВТО при­ве­дёт к сбли­же­нию рос. об­ще­эко­но­ми­че­ско­го и внеш­не­тор­го­во­го за­ко­но­да­тельств с ми­ро­вой прак­ти­кой и по­ло­же­ния­ми до­ку­мен­тов ВТО. Это от­ве­ча­ет ин­те­ре­сам рос. экс­пор­тё­ров и им­пор­тё­ров. Важ­но, что нор­мы и пра­ви­ла ВТО не ли­ша­ют Рос­сию воз­мож­но­сти при­ме­нять ме­ры по за­щи­те внут­рен­не­го рын­ка в ус­ло­ви­ях мас­си­ро­ван­но­го им­пор­та из даль­не­го за­ру­бе­жья.

В ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции внеш­няя тор­гов­ля раз­ви­ва­ет­ся на ос­но­ве ме­ж­ду­на­род­ной коо­пе­ра­ции и спе­циа­ли­за­ции про­из­вод­ст­ва в рам­ках круп­ней­ших ТНК, дол­го­сроч­ных меж­фир­мен­ных со­гла­ше­ний и стра­те­ги­че­ских аль­ян­сов, ор­га­ни­зую­щих со­вме­ст­ное про­из­вод­ст­во и сбыт. Рос­сия толь­ко на­чи­на­ет при­ни­мать уча­стие в про­цес­се ме­ж­ду­на­род­ных слия­ний и по­гло­ще­ний, ко­то­рые слу­жат од­ним из средств про­ник­но­ве­ния на за­ру­беж­ные рын­ки. Удель­ный вес стран Цен­траль­ной и Вос­точ­ной Ев­ро­пы и СНГ как по­ку­па­те­лей в ме­ж­ду­на­род­ных слия­ни­ях и по­гло­ще­ни­ях в нач. 21 в. не пре­вы­шал 0,2%, то­гда как на до­лю стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки, ак­тив­но ис­поль­зую­щих этот ме­ха­низм, уже во 2-й пол. 90-х гг. при­хо­ди­лось св. 60%. Кро­ме то­го, тес­ное со­труд­ни­че­ст­во с ино­стран­ны­ми ком­па­ния­ми на дол­го­сроч­ной ос­но­ве об­лег­ча­ет ре­ше­ние про­бле­мы реа­ли­за­ции и ком­мер­циа­ли­за­ции на­ко­п­лен­ных в Рос­сии ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток и про­дви­же­ния их на за­ру­беж­ные рын­ки (напр., в сфе­ре ин­фор­ма­ти­за­ции, те­ле­ком­му­ни­ка­ций, ме­ди­ци­ны и био­тех­но­ло­гии).

Евразийское экономическое сообщество

Ев­ра­зий­ское эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ст­во (Ев­рА­зЭС, Со­об­ще­ст­во) – ме­ж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, в со­став ко­то­рой вхо­дят Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция, Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ка Ка­зах­стан, Кир­гиз­ская Рес­пуб­ли­ка и Рес­пуб­ли­ка Тад­жи­ки­стан.

Эко­но­ми­че­ские по­тен­циа­лы го­су­дарств – чле­нов Ев­рА­зЭС раз­лич­ны, при этом на до­лю Рос­сии при­хо­дит­ся ок. 90% ВВП Со­об­ще­ст­ва. Го­су­дар­ст­ва Ев­рА­зЭС на­хо­дят­ся на раз­ных ста­ди­ях со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и струк­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний и ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­ным уров­нем ли­бе­ра­ли­за­ции эко­но­ми­ки.

В то же вре­мя ин­те­гра­ции стран ЕврАзЭС­ спо­соб­ст­ву­ют по­тен­ци­аль­но весь­ма ём­кий ры­нок, взаи­мо­до­пол­няе­мая сырь­е­вая ба­за, со­вмес­ти­мые про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ские и по­тре­би­тель­ские стан­дар­ты, еди­ные тех­ни­че­ские па­ра­мет­ры ин­фра­струк­ту­ры транс­пор­та и свя­зи.

В тор­гов­ле ме­ж­ду стра­на­ми Со­об­ще­ст­ва прак­ти­че­ски уст­ра­не­ны имев­шие­ся ог­ра­ни­че­ния и дей­ст­ву­ет ре­жим сво­бод­ной тор­гов­ли без изъ­я­тий, про­во­дит­ся ра­бо­та по сбли­же­нию та­мо­жен­ных та­ри­фов и фор­ми­ро­ва­нию Об­ще­го та­мо­жен­но­го та­ри­фа. С ию­ля 2001 в ЕврАзЭС­ при­ме­ня­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных по­зи­ций, еди­ный прин­цип взи­ма­ния кос­вен­ных на­ло­гов во вза­им­ной тор­гов­ле – по стра­не на­зна­че­ния. Толь­ко в тор­гов­ле с Рес­пуб­ли­кой Бе­ла­русь со­хра­ня­ет­ся взи­ма­ние кос­вен­ных на­ло­гов по прин­ци­пу стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния.

Фор­ми­ро­ва­ние Та­мо­жен­но­го сою­за по­зво­ли­ло ак­ти­ви­зи­ро­вать тор­го­во-эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния Рос­сии с го­су­дар­ст­ва­ми Со­об­ще­ст­ва. Ес­ли в 1994 на до­лю го­су­дарств, ны­не вхо­дя­щих в ЕврА­зЭС, при­хо­ди­лось ме­нее 40% об­ще­го объ­ё­ма то­ва­ро­обо­ро­та РФ со стра­на­ми СНГ, то на­чи­ная с 2000 за счёт тор­гов­ли с го­су­дар­ст­ва­ми Ев­рА­зЭС фор­ми­ру­ет­ся 56% то­ва­ро­обо­ро­та РФ с го­су­дар­ст­ва­ми СНГ.

В Ев­рА­зЭС не ре­шён ряд про­блем: не пол­но­стью уни­фи­ци­ро­ва­ны став­ки ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин и ме­ры не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния; не уни­фи­ци­ро­ва­ны ме­ры гос. под­держ­ки хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов, в т. ч. прин­ци­пы пре­дос­тав­ле­ния суб­си­дий, ан­ти­мо­но­поль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во и за­ко­но­да­тель­ст­во го­су­дарств по за­щи­те внут­рен­не­го рын­ка при им­пор­те то­ва­ров; не оп­ре­де­ле­ны прин­ци­пи­аль­ные под­хо­ды по уни­фи­ка­ции тор­го­вых ре­жи­мов с «треть­и­ми стра­на­ми».

Союзное государство России и Белоруссии

В 1995 ме­ж­ду Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей и Бе­ло­рус­си­ей был за­клю­чён До­го­вор о друж­бе, доб­ро­со­сед­ст­ве и со­труд­ни­че­ст­ве, в 1996 – До­го­вор об об­ра­зо­ва­нии со­об­ще­ст­ва Рос­сии и Бе­ло­рус­сии, в 1997 – До­го­вор о Сою­зе Бе­ло­рус­сии и Рос­сии, в 1999 – До­говор о соз­да­нии Со­юз­но­го го­су­дар­ства.

Со­труд­ни­че­ст­во двух стран при­ве­ло к то­му, что Бе­ло­рус­сия за­ня­ла 2-е ме­сто по­сле Гер­ма­нии по объ­ё­му то­ва­ро­обо­ро­та с РФ (9,9 млрд.долл., или ок. 6,5% об­ще­го объ­ё­ма внеш­ней тор­гов­ли Рос­сии). Рос­сия – осн. тор­го­вый парт­нёр Бе­ло­рус­сии, на её до­лю при­хо­дит­ся ок. 58% то­ва­ро­обо­ро­та. Че­рез Бе­ло­рус­сию осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ок. 70% внеш­не­тор­го­вых пе­ре­во­зок ме­ж­ду Рос­си­ей и За­пад­ной Ев­ро­пой, про­хо­дят экс­порт­ные га­зо- и неф­те­про­во­ды.

Важ­ным эта­пом уг­луб­ле­ния рос.-бе­ло­рус­ских эко­но­ми­че­ских свя­зей пред­став­ля­ет­ся вве­де­ние еди­ной ва­лю­ты Со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вую­щее со­гла­ше­ние под­пи­са­но 30.11.2000 и пре­ду­смат­ри­ва­ет вве­де­ние рос. руб­ля в ка­че­ст­ве един­ст­вен­но­го за­кон­но­го пла­тёж­но­го сред­ст­ва на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь с 1.1.2005.

Осн. про­бле­мой взаи­мо­от­но­ше­ний двух стран яв­ля­ет­ся боль­шой раз­рыв в уров­не раз­ви­тия ры­ноч­ных ин­сти­ту­тов. Рос­сия про­дви­ну­лась на­мно­го даль­ше по пу­ти ли­бе­ра­ли­за­ции эко­но­ми­ки и раз­ви­тия кон­ку­рент­ных рын­ков. Про­цесс транс­фор­ми­ро­ва­ния бе­ло­рус­ской эко­но­ми­ки мо­жет ока­зать­ся бо­лез­нен­ным, хо­тя и от­час­ти ком­пен­си­ро­вать­ся при­то­ком рос. ин­ве­сти­ци­он­ных ре­сур­сов, совр. тех­но­ло­гий ме­недж­мен­та.

Место России в мировой экономике

Глу­бо­кий эко­но­ми­че­ский спад в 1990-х гг., сни­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, на­рас­та­ние не­со­от­вет­ст­вия ка­че­ст­ва оте­че­ст­вен­ной про­дук­ции ино­стран­ным ана­ло­гам, а так­же рост внут­рен­них из­дер­жек при­ве­ли к ухуд­ше­нию и без то­го не­вы­со­ких ко­ли­че­ст­вен­ных и ка­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лей уча­стия РФ в ме­ж­ду­на­род­ном раз­де­ле­нии тру­да (см. рис. 2). Рос­сия со­хра­ни­ла проч­ные по­зи­ции в про­из­вод­ст­ве от­дель­ных ви­дов про­мыш­лен­ной про­дук­ции, хо­тя мно­гие из них по­треб­ля­ют­ся в основ­ном внут­ри стра­ны, не иг­рая су­ще­ст­вен­ной ро­ли на ми­ро­вом рын­ке (см. табл. 2). Од­на­ко это не обес­пе­чи­ва­ет ей стра­теги­че­ских пре­иму­ществ на ми­ро­вом рын­ке, ори­ен­ти­ро­ван­ном на тор­гов­лю про­дук­ци­ей вы­со­кой сте­пе­ни об­ра­бот­ки.

Торговля товарами

Удель­ный вес Рос­сии в ми­ро­вом то­вар­ном экс­пор­те сни­зил­ся с 2–2,5% в нач. 1990-х гг. до 1,4–1,7% в 2000. При этом под­дер­жа­ние до­воль­но вы­со­ких стои­мо­ст­ных объ­ё­мов экс­пор­та в осн. объ­яс­ня­лось це­но­вы­ми фак­то­ра­ми. Раз­ви­тие ми­ро­во­го экс­пор­та в ре­аль­ном вы­ра­же­нии ус­той­чи­во опе­ре­жа­ло ди­на­ми­ку со­от­вет­ст­вую­ще­го рос. по­ка­за­те­ля.

Рис. 2. Доля России в мировом экспорте отдельных видов минерального топлива (в натуральном выражении, %; без учёта торговых потоков внутри ЕС).

Тра­ди­ци­он­но проч­ны и ста­биль­ны пози­ции Рос­сии на рын­ках то­п­лив­но-сырье­вых то­ва­ров и ма­те­риа­лов: стра­на за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в ми­ре по экс­пор­ту при­род­но­го га­за, не­об­ра­бо­тан­ных ал­ма­зов, алю­ми­ния, ни­ке­ля и азот­ных удоб­ре­ний; 3–4-е ме­сто по экс­пор­ту неф­ти, неф­те­про­дук­тов, элек­тро­энер­гии. Зна­чи­мость Рос­сии как экс­пор­тё­ра дос­та­точ­но ве­ли­ка так­же в обо­рон­ных от­рас­лях и свя­зан­ных с ни­ми то­ва­рах и тех­но­ло­ги­ях. На рын­ке обыч­ных воо­ру­же­ний она проч­но удер­жи­ва­ет 2-е ме­сто, обес­пе­чи­вая 10–11% ми­ро­вых по­треб­но­стей. В то же вре­мя по­зи­ции Рос­сии на рын­ках гра­ж­дан­ской го­то­вой про­дук­ции и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных из­де­лий мож­но на­звать сла­бы­ми. По оцен­ке Все­мир­но­го бан­ка, Рос­сия еже­год­но экс­пор­ти­ру­ет вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных из­де­лий на 2,5– 3 млрд. долл., что не пре­вы­ша­ет 0,3% объ­ё­ма ме­ж­ду­на­род­ной тор­гов­ли со­от­вет­ст­вую­щей про­дук­ци­ей.

Торговля услугами

До­ля сфе­ры ус­луг в ВВП Рос­сии не­мно­гим пре­вы­ша­ет 51%, со­став­ляя в раз­ви­тых стра­нах в сред­нем 65%, в США – 75%.

Рос­сия вхо­дит в чис­ло 30 пер­вых экс­пор­тё­ров (ок. 1% объ­ё­ма ми­ро­вой тор­гов­ли ус­лу­га­ми) и 20 пер­вых ми­ро­вых им­пор­тё­ров ус­луг. В то же вре­мя по­зи­ции Рос­сии на ми­ро­вом рын­ке ус­луг зна­чи­тель­но ус­ту­па­ют её по­зи­ци­ям на рын­ке то­ва­ров. Ба­ланс рос. ме­ж­ду­на­род­но­го об­ме­на ус­лу­га­ми сво­дит­ся с де­фи­ци­том, од­на­ко до­ля ус­луг в рос. внеш­ней тор­гов­ле рас­тёт, и в пер­спек­ти­ве экс­порт ус­луг мо­жет за­нять су­ще­ст­вен­ное ме­сто в эко­но­ми­ке стра­ны. В струк­ту­ре рос. экс­пор­та ус­луг прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют мар­ке­тин­го­вые, управ­лен­че­ские, кон­сал­тин­го­вые, ау­ди­тор­ские, ком­пь­ю­тер­ные ус­лу­ги. Сла­бо пред­став­ле­ны фи­нан­со­вые ус­лу­ги. За ис­клю­че­ни­ем ря­да ус­луг, в пер­вую оче­редь свя­зан­ных с аэ­ро­кос­ми­че­ски­ми за­пус­ка­ми и ком­пь­ю­тер­ным про­грам­ми­ро­ва­ни­ем, кон­ку­рен­то­спо­соб­ность рос. ус­луг на ми­ро­вом рын­ке низ­ка. Экс­порт ус­луг в 2002 оце­ни­вал­ся в 13 млрд. долл., то­гда как для США этот по­ка­за­тель со­ста­вил 260 млрд. долл., Анг­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии – 82–87 млрд. долл. (см. табл. 3).

Мировой рынок капитала

При­вле­ка­тель­ность Рос­сии как объ­ек­та пря­мо­го ин­ве­сти­ро­ва­ния в 1990-х гг. бы­ла низ­кой – удель­ный вес стра­ны в ми­ро­вых на­ко­п­лен­ных пря­мых ино­стран­ных ин­ве­сти­ци­ях (ПИИ) оце­ни­вал­ся в 0,25% (2002), или не­мно­гим бо­лее 19 млрд. долл. Для Ки­тая этот по­ка­за­тель дос­тигал 450 млрд. долл., Бра­зи­лии – 203 млрд. долл., Поль­ши – 36 млрд. долл. До­ля Рос­сии в те­ку­щих ми­ро­вых ПИИ ко­леб­лет­ся в пре­де­лах 0,4– 0,5%. Сре­ди стран с пе­ре­ход­ной эко­номи­кой Рос­сия за­ни­ма­ет од­но из по­след­них мест по та­ким по­ка­за­те­лям, как объ­ём на­ко­п­лен­ных ПИИ на ду­шу на­селе­ния, от­но­ше­ние ПИИ к ВВП и ва­ло­вым ин­ве­сти­ци­ям в ос­нов­ной ка­пи­тал.

Глу­бо­кий об­ще­эко­но­ми­че­ский кри­зис 90-х гг., не­ста­биль­ность си­туа­ции на внут­рен­нем фи­нан­со­вом и ва­лют­ном рын­ках по­ро­ди­ли мас­со­вый не­ре­ги­ст­ри­руе­мый от­ток ка­пи­та­ла из стра­ны, в пер­вую оче­редь, по внеш­не­тор­го­вым ка­на­лам в фор­ме не­воз­вра­та экс­порт­ной вы­руч­ки и не­по­сту­п­ле­ния то­ва­ров/ус­луг по оп­ла­чен­ным им­порт­ным аван­сам. По экс­перт­ным оцен­кам, сум­мар­ный от­ток ка­пи­та­ла из Рос­сии за 1990-е гг. дос­тиг 130–150 млрд. долл., что поч­ти в 5 раз пре­вы­си­ло на­ко­п­лен­ные ино­стран­ные ин­ве­сти­ции в эко­но­ми­ке стра­ны. С нач. 21 в. си­туа­ция на­ча­ла из­ме­нять­ся: на фо­не сни­же­ния от­то­ка ка­пи­та­ла вы­со­ки­ми тем­па­ми рас­тут внут­рен­ние и ино­стран­ные ин­ве­сти­ции. Час­то под ви­дом по­след­них воз­вра­ща­ют­ся сред­ст­ва, ра­нее вы­ве­зен­ные за ру­беж.

Основные международные рейтинги конкурентоспособности

По­вы­ше­ние рей­тин­гов кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти Рос­сии обу­слов­ле­но пре­иму­ще­ст­вен­но дву­мя фак­то­ра­ми – вы­со­ки­ми тем­па­ми эко­но­ми­че­ско­го рос­та и зна­чи­тель­ным уве­ли­че­ни­ем ва­лют­ных до­хо­дов в ус­ло­ви­ях бла­го­при­ят­ной ми­ро­вой конъ­юнк­ту­ры (см. табл. 4).

В 2003 су­ве­рен­ный кре­дит­ный рей­тинг РФ впер­вые за ис­то­рию струк­тур­ных ре­форм дос­тиг ин­ве­сти­ци­он­но­го уров­ня, по­вы­сив­шись на две сту­пе­ни со спе­ку­ля­тив­но­го уров­ня по рей­тин­го­вой шка­ле ав­то­ри­тет­но­го рей­тин­го­во­го агент­ст­ва Moody’s. За­пад­ные экс­пер­ты вы­со­ко оце­ни­ли ито­ги ин­сти­ту­цио­наль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в рос. эко­но­ми­ке и пер­спек­ти­вы её даль­ней­ше­го раз­ви­тия.

Лит.: Ди­вер­си­фи­ка­ция рос­сий­ской эко­но­ми­ки: со­вре­мен­ные про­бле­мы и за­да­чи (док­лад Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия Рос­сии)//Во­про­сы эко­но­ми­ки, 2003, № 12; Про­грам­ма со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву (2003– 2005 го­ды). Ут­вер­жде­на Рас­по­ря­же­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 15 ав­гу­ста 2003 г. П1163-р.

Вернуться к началу