Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 563-565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Э. Дмитриев

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Социальное обеспечение

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

За­кре­п­лён­ные в Кон­сти­ту­ции га­ран­тии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­ву­ют по­ло­же­ни­ям ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тов: Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, Ме­ж­ду­на­род­но­го пак­та об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах, Кон­вен­ции о пра­вах ре­бён­ка, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных РФ, и Ев­ро­пей­ской со­ци­аль­ной хар­тии.

Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние вклю­ча­ет: вы­пла­ты, ус­лу­ги ли­бо на­ту­раль­ные бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые при на­сту­п­ле­нии (или на­ли­чии) оп­ре­де­лён­ных со­ци­аль­ных рис­ков, свя­зан­ных с не­воз­мож­но­стью граж­дан свои­ми си­ла­ми обес­пе­чить се­бя или не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов сво­ей се­мьи дос­та­точ­ны­ми сред­ст­ва­ми к жиз­ни. Не­отъ­ем­ле­мая часть со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния – пре­дос­тав­ле­ние ну­ж­даю­щим­ся гра­ж­да­нам со­ци­аль­ных ус­луг вза­мен ли­бо в до­пол­не­ние к де­неж­ным вы­пла­там (напр., ус­луг до­мов-ин­тер­на­тов и др. со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний), а так­же раз­но­го ро­да пре­иму­ществ (напр., по оп­ла­те ле­карств, по бес­плат­но­му про­те­зи­ро­ва­нию и др.).

Го­су­дар­ст­во про­во­дит по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на предо­став­ле­ние со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­да­нам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, од­на­ко ос­та­ёт­ся мно­го не­ре­шён­ных во­про­сов, свя­зан­ных с их со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Со­хра­ня­ет­ся вы­со­ким уро­вень бед­но­сти (25% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния), осн. груп­пой бед­но­го на­се­ле­ния ос­та­ют­ся се­мьи с деть­ми (ок. 60% всех бед­ных се­мей). Сре­ди край­не бед­ных се­мей (со сред­не­ду­ше­вы­ми рас­по­ла­гае­мы­ми ре­сур­са­ми ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в 2 и бо­лее раза) се­мьи с деть­ми со­став­ля­ют ок. 70%. Ост­ро сто­ит во­прос дет­ской бес­при­зор­но­сти и без­над­зор­но­сти. Слож­ная си­туа­ция с дет­ской бес­при­зор­но­стью в Мо­ск­ве, став­шей с кон. 20 в. круп­ней­шим цен­тром не­кон­тро­ли­руе­мой ми­гра­ции.

На об­щем фо­не рос­та нар­ко­ти­за­ции на­се­ле­ния осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет уве­ли­чи­ваю­щее­ся по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных ве­ществ под­ро­ст­ка­ми. В 2001 к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за нар­ко­пре­сту­п­ле­ния при­вле­че­но св. 5,5 тыс. не­со­вер­шен­но­лет­них.

Чис­лен­ность ин­ва­ли­дов со­ста­ви­ла в нач. 21 в. бо­лее 10 млн. чел. Для них не соз­да­на пол­но­цен­ная сис­те­ма удов­ле­тво­ре­ния спе­ци­фи­че­ских по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ин­ва­лид­но­стью, что при­во­дит к вы­тес­не­нию ин­ва­ли­дов из разл. сфер дея­тель­но­сти и изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. Ра­бо­ту име­ют 14,8% ин­ва­ли­дов тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Бо­лее 140 тыс. ин­ва­ли­дов ну­ж­да­ют­ся в ав­то­ном­ных сред­ст­вах пе­ре­дви­же­ния; их по­треб­но­сти в тех­ни­че­ских сред­ст­вах, об­лег­чаю­щих труд и быт, удов­ле­тво­ря­ют­ся в ми­ни­маль­ных объ­ё­мах.

Для воз­рас­тной струк­ту­ры на­се­ле­ния ха­рак­тер­но ди­на­мич­ное уве­ли­че­ние до­ли лиц стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, что со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­ми­ро­во­му про­цес­су ста­ре­ния на­се­ле­ния. Ну­ж­да­ют­ся в разл. ви­дах по­мо­щи ок. 5 млн. гра­ж­дан стар­ших воз­рас­тов, из них 1,5 млн. чел. – в по­сто­ян­ной по­сто­рон­ней по­мо­щи и со­ци­аль­ных ус­лу­гах, ок. 300 тыс. чел. – в со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ских ус­лу­гах на до­му. Ну­ж­даю­щих­ся в ста­цио­нар­ном со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии – 20 тыс. пре­ста­ре­лых гра­ж­дан, из ко­то­рых бо­лее 6 тыс. чел. сто­ит на оче­ре­ди бо­лее 1 го­да.

Соз­да­на и дей­ст­ву­ет сеть из бо­лее чем 12 тыс. уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, ока­зы­ваю­щих ус­лу­ги раз­ным ка­те­го­ри­ям и груп­пам на­се­ле­ния. Соз­да­ют­ся уч­ре­ж­де­ния но­во­го ти­па – до­ма-ин­тер­на­ты ми­ло­сер­дия, ге­рон­то­ло­ги­че­ские и ге­рон­топ­си­хи­ат­ри­ческие, а так­же со­ци­аль­но-оз­до­ро­вительные цен­тры. Ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния тре­бу­ет зна­чи­тель­ных за­трат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С кон. 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой гос. под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др. Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов». Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.

Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность. В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет ок. 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр., 1,2 млн.). Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние гос. и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. к. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дес­ти­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности. Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в осн. по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей. Осн. часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем: 1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат; 2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды Вел. Отеч. вой­ны и др.);

ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т. п.).

В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

Социальное страхование

Обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние – часть гос. сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния» (1999) оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и ор­га­ни­за­ци­онные ме­ры, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию или ми­ни­ми­за­цию по­след­ст­вий из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­но­го и (или) со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ра­бо­таю­щих гра­ж­дан, а так­же иных ка­те­го­рий гра­ж­дан в слу­ча­ях: при­зна­ния их без­ра­бот­ны­ми, тру­до­во­го уве­чья или про­фес­сио­наль­но­го за­бо­ле­ва­ния, ин­ва­лид­но­сти, бо­лез­ни, трав­мы, бе­ре­мен­но­сти и ро­дов, по­те­ри кор­миль­ца, не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­че­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния, на­сту­п­ле­ния ста­рос­ти и иных за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных со­ци­аль­ных стра­хо­вых рис­ков.

Под обя­за­тель­ным со­ци­аль­ным стра­хо­ва­ни­ем по­ни­ма­ет­ся так­же об­ласть со­ци­аль­ной за­щи­ты, управ­ляе­мая Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ (ФСС) и фи­нан­си­руе­мая за счёт его бюд­же­та.

Стра­хо­ва­ние Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии сле­дую­щих со­ци­аль­ных слу­ча­ев: вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти; ка­ран­ти­на; про­те­зи­ро­ва­ния по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям; ухо­да за боль­ным чле­ном се­мьи; реа­би­ли­та­ции по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния, про­из­вод­ст­вен­ных травм и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний; бе­ре­мен­но­сти и ро­дов; ро­ж­де­ния ре­бён­ка; усы­нов­ле­ния/удо­че­ре­ния ре­бён­ка; ухо­да за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та по­лу­то­ра лет; ухо­да за ре­бён­ком-ин­ва­ли­дом; смер­ти за­стра­хо­ван­но­го ли­ца или не­тру­до­спо­соб­но­го чле­на его се­мьи.

Осн. вид обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию – по­со­бия. Цен­траль­ное ме­сто в сис­те­ме по­со­бий, вы­пла­чи­вае­мых за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, за­ни­ма­ют по­со­бия по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти – бо­лее 50% рас­хо­дов ФСС. Пре­дель­ный раз­мер по­со­бия ус­та­нов­лен в За­ко­не «О бюд­же­те Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2002 год» в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии в сум­ме не св. 11700 руб.

ФСС так­же фи­нан­си­ру­ет не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ные на реа­би­ли­та­цию за­стра­хо­ван­ных лиц и пре­ду­пре­ж­де­ние вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний: са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и реа­би­ли­та­цию ра­бот­ни­ков по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний; по­ста­нов­ку на ме­ди­цин­ский учёт жен­щин в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; вос­ста­нов­ле­ние здо­ро­вья де­тей ра­бот­ни­ков в дет­ских лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях; на­чаль­ную фи­зи­че­скую под­го­тов­ку де­тей в дет­ско-юно­ше­ских спор­тив­ных шко­лах.

За счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та ФСС фи­нан­си­ру­ет от­дель­ные по­со­бия и иные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва: при­об­ре­те­ние и вы­да­чу пу­тё­вок на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние ве­те­ра­нам и ин­ва­ли­дам Вел. Отеч. вой­ны; уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ка­та­ст­роф.

Сред­ст­ва сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния фор­ми­ру­ют­ся пре­ж­де все­го за счёт стра­хо­вых взно­сов (до 2001 г.) и час­ти еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, уп­ла­чи­вае­мо­го ра­бо­то­да­те­ля­ми с 1.1.2001. Из об­щей ве­ли­чи­ны став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га в раз­ме­ре 35,6% к за­ра­бот­ку, не пре­вы­шаю­ще­му 100 тыс. руб. в год, 4% пред­на­зна­ча­ет­ся для сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. При бо­лее вы­со­кой оп­ла­те тру­да став­ка еди­но­го со­ци­аль­но­го на­лога, в т. ч. за­чис­ляе­мая в ФСС, сни­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии со шка­лой ре­грес­сии.

Осо­бен­ность обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в РФ – вы­пла­та за­стра­хо­ван­ным со­ци­аль­ных по­со­бий и ком­пен­са­ций са­ми­ми стра­хо­ва­те­ля­ми. Эти рас­хо­ды за­счи­ты­ва­ют­ся в счёт уп­ла­ты еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Ес­ли сумм на­ло­га не­дос­та­точ­но для вы­пла­ты по­со­бий за­стра­хо­ван­ным, то ра­бо­то­да­тель об­ра­ща­ет­ся в ФСС за суб­вен­ци­ей. Из­лиш­ние сум­мы на­ло­га, ос­тав­шие­ся по­сле вы­плат по стра­хо­во­му обес­пе­че­нию, пе­ре­чис­ля­ют­ся ра­бо­то­да­те­лем в ФСС для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми.

С янв. 2000 в рам­ках ФСС ве­дёт­ся обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний. Сред­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся за счёт стра­хо­вых взно­сов, не вхо­дя­щих в со­став еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. В 2002 сред­ний раз­мер взно­сов по от­рас­лям со­ставил 0,95% к за­ра­бот­ку. При этом ве­ли­чи­на та­ри­фов диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по 22 клас­сам про­фес­сио­наль­но­го рис­ка и из­ме­ня­лась от 0,2% к на­чис­лен­ной оп­ла­те тру­да по всем ос­но­ва­ни­ям для 1-го клас­са до 8,5% – для 22-го клас­са. Эти взно­сы со­би­ра­ет сам Фонд без уча­стия на­ло­го­вых ор­га­нов. Рег­рес­сив­ная шка­ла от­сут­ст­ву­ет.

При на­зна­че­нии пен­сии по ин­ва­лид­но­сти и дос­роч­ной пен­сии в свя­зи с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми тру­да, ус­та­нов­лен­ными пен­си­он­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, стра­хо­вое обес­пе­че­ние по обя­за­тель­но­му со­циаль­но­му стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний, в т. ч. еже­ме­сяч­ные стра­хо­вые вы­пла­ты, ко­то­рые мо­гут дос­ти­гать 100% за­ра­бот­ка по­стра­дав­ше­го ра­бот­ни­ка, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пла­ты ука­зан­ных пен­сий.

Де­неж­ные сред­ст­ва и иное иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии ФСС, а так­же иму­ще­ст­во, за­кре­п­лён­ное за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми фон­ду са­на­тор­но-ку­рорт­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Они не вхо­дят в со­став бюд­же­тов со­от­вет­ст­вую­щих уров­ней, бюд­же­тов др. гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов и изъ­я­тию не под­ле­жат.

Сред­ст­ва бюд­же­та ФСС об­ра­зу­ют­ся за счёт: час­ти средств еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, за­чис­ляе­мых в ФСС, стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­те­лей и гра­ж­дан; до­хо­дов от ин­ве­сти­ро­ва­ния час­ти вре­мен­но сво­бод­ных средств в ли­к­вид­ные гос. цен­ные бу­ма­ги и бан­ков­ские вкла­ды; доб­ро­воль­ных взно­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; ас­сиг­но­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ на по­кры­тие рас­хо­дов по пре­дос­тав­ле­нию льгот и ком­пен­са­ций ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ка­та­ст­ро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС или ра­диа­ци­он­ных ава­рий на др. атом­ных объ­ек­тах гра­ж­дан­ско­го или во­ен­но­го на­зна­че­ния и их по­след­ст­вий; про­чих до­хо­дов.

В 2002 в цен­траль­ном ап­па­ра­те ФСС ра­бо­та­ли ок. 400 чел. и бо­лее 20 тыс. чел. – в ре­гио­наль­ных от­де­ле­ни­ях. Ок. 2 млн.чел. бы­ли за­ня­ты в ко­мис­си­ях по со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию на уров­не пред­при­ятий. Го­до­вой бюд­жет Фон­да в 2002 пре­вы­сил 127 млрд.руб.

Дли­тель­ное вре­мя по­сту­п­ле­ния средств в ФСС су­ще­ст­вен­но пре­вы­ша­ли не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды Фон­да. В бюд­же­те ФСС сво­бод­ный ос­та­ток средств на нач. 2001 со­став­лял 28,9 млрд.руб., что по от­но­ше­нию к ис­пол­нен­ной ве­ли­чи­не рас­хо­дов со­став­ля­ло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд.руб., и со­от­но­ше­ние его с рас­хо­да­ми сни­зи­лось до 13 к 87. В бюд­жете ФСС на 2003 сво­бод­ный ос­та­ток средств сни­зил­ся прак­ти­че­ски до ве­ли­чи­ны, не­об­хо­ди­мой для ус­той­чи­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих обя­за­тельств, и его со­от­но­ше­ние с сум­мой рас­хо­дов 8 к 92.

Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния обя­за­тельств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по разл. на­прав­ле­ни­ям рас­хо­до­ва­ния средств ФСС от­ра­зи­лись на их ис­пол­не­нии по­сле вве­де­ния еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. С 1.1.2001 жё­ст­ко за­кре­п­лён­ные за­ко­ном нор­мы вы­пла­ты по­со­бий ис­пол­ня­ют­ся в пол­ном объ­ё­ме пе­ред все­ми за­стра­хо­ван­ны­ми ли­ца­ми. Мас­шта­бы же фи­нан­си­ро­ва­ния са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в 2001 пе­ре­ста­ли уве­ли­чи­вать­ся, в 2002 со­кра­ти­лись в 2 раза (по срав­не­нию с 2001), а в бюд­же­те на 2003 фи­нан­си­ро­ва­ние са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния ог­ра­ни­че­но реа­би­ли­та­ци­ей за­стра­хо­ван­ных в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний, ус­та­нов­лен­ных Пра­ви­тель­ст­вом РФ (см. таб­ли­цу).

Наи­бо­лее при­ори­тет­ная за­да­ча по обес­пе­че­нию дет­ско­го от­ды­ха име­ет бо­лее ус­той­чи­вое фи­нан­си­ро­ва­ние, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить за 10 лет чис­ло пу­тё­вок в ла­ге­ря от­ды­ха для де­тей поч­ти в 1,5 раза, хо­тя с 2001 от­ме­че­но не­ко­то­рое сни­же­ние это­го по­ка­за­те­ля.

При­чи­на со­кра­ще­ния рас­хо­дов на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и от­дых – дей­ст­вие рег­рес­сив­ной шка­лы еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Со­кра­ще­ние чис­ла об­слу­жен­ных за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет не­со­от­вет­ст­вие сло­жив­шей­ся сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния из­ме­няю­щим­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ус­ло­ви­ям, что тре­бу­ет её ре­фор­ми­ро­ва­ния.

Диф­фе­рен­циа­ция воз­мож­но­стей в сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет со­су­ще­ст­во­ва­ние двух раз­ных сис­тем стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты пер­вой сис­те­мы (об­щее со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние) – еди­ные для всех ра­бо­таю­щих и дос­та­точ­но чёт­ко оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные га­ран­тии: вы­пла­та по­со­бий в слу­ча­ях вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, ма­те­рин­ст­ва, смер­ти и оп­ла­та до­ле­чи­ва­ния (реа­би­ли­та­ции) в са­на­тор­но-ку­рорт­ных уч­ре­ж­де­ни­ях по­сле ин­фарк­та и ря­да оп­ре­де­лён­ных за­бо­ле­ва­ний, по­тре­бо­вав­ших опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Реа­ли­зу­ют­ся в сис­те­ме обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты вто­рой сис­те­мы (сис­те­ма кол­лек­тив­но­го или кор­по­ра­тив­но­го стра­хо­ва­ния) – оп­ла­та про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­вае­мо­сти бла­го­да­ря пре­дос­тав­ле­нию са­на­тор­но-ку­рорт­но­го об­слу­жи­ва­ния и воз­мож­но­стей оз­до­ров­ле­ния, не свя­зан­ных с толь­ко что пе­ре­не­сён­ным за­бо­ле­ва­ни­ем, а за­ви­ся­щих от эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей стра­хо­ва­те­ля и стра­хо­вых вы­плат на пред­при­ятии, где ра­бо­та­ет за­стра­хо­ван­ный. С 2001 ус­та­нов­лен нор­ма­тив пре­дель­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в су­тки. В бюд­же­те ФСС на 2002 этот нор­ма­тив ра­вен 420 руб./сут.

Функ­цио­наль­ная двой­ст­вен­ность сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния со­став­ля­ет её внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Со­хра­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пам ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Пред­при­ятия, имею­щие бо­лее вы­со­кие до­хо­ды, вно­сят в сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния боль­ше средств и фак­ти­че­ски име­ют пра­во на бо́льшие со­ци­аль­ные га­ран­тии. Ес­ли же взно­сы тех, кто по­лу­ча­ет боль­ше благ, при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ют стои­мо­сти этих благ, то та­кое со­от­вет­ст­вие долж­но быть ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

Лит.: Ба­бич А. М., Его­ров Е. В., Жиль­цов Е. Н. Со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние в Рос­сии и за ру­бе­жом. М., 1998; Про­грам­ма со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву (2003– 2005 гг.)//Рос­сий­ская га­зе­та. 2003. 2 сент. (№ 173); Ка­лаш­ни­ков С. В. Ста­нов­ле­ние со­ци­аль­но­го го­су­дар­ст­ва в Рос­сии. М., 2003.

Вернуться к началу