Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Социальное обеспечение
Право на социальное обеспечение – одно из осн. конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма. Согласно ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закреплённые в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, ратифицированных РФ, и Европейской социальной хартии.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (напр., услуг домов-интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (напр., по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остаётся много нерешённых вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), осн. группой бедного населения остаются семьи с детьми (ок. 60% всех бедных семей). Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют ок. 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с кон. 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность инвалидов составила в нач. 21 в. более 10 млн. чел. Для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удовлетворяются в минимальных объёмах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в разл. видах помощи ок. 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. чел. – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, ок. 300 тыс. чел. – в социально-медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обслуживании – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. чел. стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихиатрические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С кон. 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой гос. поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др. Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов». Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. В России этот сектор составляет ок. 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр., 1,2 млн.). Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение гос. и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. к. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности. Социальные льготы и выплаты предоставляются в осн. по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей. Осн. часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем: 1) преобразованием системы гос. льгот и выплат; 2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды Вел. Отеч. войны и др.);
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т. п.).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
Социальное страхование
Обязательное социальное страхование – часть гос. системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан в случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков.
Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.
Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребёнком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.
Осн. вид обеспечения по обязательному социальному страхованию – пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности – более 50% расходов ФСС. Предельный размер пособия установлен в Законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в абсолютном выражении в сумме не св. 11700 руб.
ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах.
За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Вел. Отеч. войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.
Средства системы социального страхования формируются прежде всего за счёт страховых взносов (до 2001 г.) и части единого социального налога, уплачиваемого работодателями с 1.1.2001. Из общей величины ставки единого социального налога в размере 35,6% к заработку, не превышающему 100 тыс. руб. в год, 4% предназначается для системы обязательного социального страхования. При более высокой оплате труда ставка единого социального налога, в т. ч. зачисляемая в ФСС, снижается в соответствии со шкалой регрессии.
Особенность обязательного социального страхования в РФ – выплата застрахованным социальных пособий и компенсаций самими страхователями. Эти расходы засчитываются в счёт уплаты единого социального налога. Если сумм налога недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Излишние суммы налога, оставшиеся после выплат по страховому обеспечению, перечисляются работодателем в ФСС для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями.
С янв. 2000 в рамках ФСС ведётся обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства формируются за счёт страховых взносов, не входящих в состав единого социального налога. В 2002 средний размер взносов по отраслям составил 0,95% к заработку. При этом величина тарифов дифференцирована по 22 классам профессионального риска и изменялась от 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям для 1-го класса до 8,5% – для 22-го класса. Эти взносы собирает сам Фонд без участия налоговых органов. Регрессивная шкала отсутствует.
При назначении пенсии по инвалидности и досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, установленными пенсионным законодательством, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т. ч. ежемесячные страховые выплаты, которые могут достигать 100% заработка пострадавшего работника, осуществляются независимо от выплаты указанных пенсий.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, бюджетов др. гос. внебюджетных фондов и изъятию не подлежат.
Средства бюджета ФСС образуются за счёт: части средств единого социального налога, зачисляемых в ФСС, страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные гос. ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
В 2002 в центральном аппарате ФСС работали ок. 400 чел. и более 20 тыс. чел. – в региональных отделениях. Ок. 2 млн.чел. были заняты в комиссиях по социальному страхованию на уровне предприятий. Годовой бюджет Фонда в 2002 превысил 127 млрд.руб.
Длительное время поступления средств в ФСС существенно превышали необходимые расходы Фонда. В бюджете ФСС свободный остаток средств на нач. 2001 составлял 28,9 млрд.руб., что по отношению к исполненной величине расходов составляло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд.руб., и соотношение его с расходами снизилось до 13 к 87. В бюджете ФСС на 2003 свободный остаток средств снизился практически до величины, необходимой для устойчивого финансирования текущих обязательств, и его соотношение с суммой расходов 8 к 92.
Особенности формирования обязательств социального страхования по разл. направлениям расходования средств ФСС отразились на их исполнении после введения единого социального налога. С 1.1.2001 жёстко закреплённые законом нормы выплаты пособий исполняются в полном объёме перед всеми застрахованными лицами. Масштабы же финансирования санаторно-курортного лечения в 2001 перестали увеличиваться, в 2002 сократились в 2 раза (по сравнению с 2001), а в бюджете на 2003 финансирование санаторно-курортного лечения ограничено реабилитацией застрахованных в соответствии с перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ (см. таблицу).
Наиболее приоритетная задача по обеспечению детского отдыха имеет более устойчивое финансирование, что позволило увеличить за 10 лет число путёвок в лагеря отдыха для детей почти в 1,5 раза, хотя с 2001 отмечено некоторое снижение этого показателя.
Причина сокращения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых – действие регрессивной шкалы единого социального налога. Сокращение числа обслуженных за счёт средств социального страхования отражает несоответствие сложившейся системы социального страхования изменяющимся социально-экономическим условиям, что требует её реформирования.
Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.
Элементы первой системы (общее социальное страхование) – единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.
Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) – оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесённым заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный. С 2001 установлен норматив предельного размера оплаты санаторно-курортного лечения в сутки. В бюджете ФСС на 2002 этот норматив равен 420 руб./сут.
Функциональная двойственность системы обязательного социального страхования составляет её внутреннее противоречие. Сохранение такого положения не соответствует принципам организации социального страхования в рыночной экономике. Предприятия, имеющие более высокие доходы, вносят в систему социального страхования больше средств и фактически имеют право на бо́льшие социальные гарантии. Если же взносы тех, кто получает больше благ, примерно соответствуют стоимости этих благ, то такое соответствие должно быть институционализировано.