Экономика здравоохранения и медицинское страхование

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 551-554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Шишкин

Экономика здравоохранения и медицинское страхование

Здравоохранение

Организационно-экономическая структура

По фор­ме соб­ст­вен­но­сти от­расль вклю­ча­ет гос. и ча­ст­ную сис­те­мы.

Гос. сис­те­ма раз­де­ле­на на фе­де­раль­ную, ре­гио­наль­ную и му­ни­ци­паль­ную от­расль. К фе­де­раль­ной сис­те­ме здра­во­охра­не­ния от­но­сят­ся уч­ре­ж­де­ния, под­чи­нён­ные Мин-ву здра­во­охра­не­ния РФ, РАМН и др. фе­де­раль­ным ми­ни­стер­ст­вам и ве­дом­ст­вам (в 2002 им при­над­ле­жа­ло 15% всех ам­бу­ла­тор­ных уч­ре­ж­де­ний и 6% мед. ста­цио­на­ров; в них за­ня­то 10% мед. ра­бот­ни­ков). Фе­де­раль­ные уч­ре­ж­де­ния Мин-ва здра­во­охра­не­ния и со­ци­а­ль­но­го раз­ви­тия РФ и РАМН пред­на­зна­че­ны для ока­за­ния на­се­ле­нию вы­соко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной мед. по­мо­щи. Боль­шин­ст­во ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских уч­ре­ж­де­ний на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти субъ­ек­тов РФ и в му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти. Ча­ст­ная сис­те­ма здра­во­охра­не­ния раз­ви­ва­ет­ся с 1990-х гг. При­ва­ти­за­ция гос. и му­ни­ци­паль­ных уч­ре­ж­де­ний здра­во­охра­не­ния за­пре­ще­на за­ко­ном. До­ля не­го­су­дар­ст­вен­ных ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ских уч­ре­ж­де­ний со­став­ля­ет ме­нее 10% их об­ще­го чис­ла, ста­цио­нар­ных – ме­нее 1%.

Государственные гарантии предоставления медицинской помощи

Кон­сти­ту­ция РФ ус­та­нав­ли­ва­ет пра­во граж­дан на бес­плат­ное по­лу­че­ние мед. по­мощи в государственных уч­ре­ж­де­ни­ях здра­во­охра­не­ния. С 1998 Пра­ви­тель­ст­во РФ ежегод­но ут­вер­жда­ет Про­грам­му го­су­дар­ст­вен­ных га­ран­тий обес­пе­че­ния гра­ж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бес­плат­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щью. В ней со­хра­нён пе­ре­чень ви­дов мед. по­мо­щи, сло­жив­ший­ся в советское вре­мя, но ус­та­нов­ле­ны по­ка­за­те­ли объ­ё­мов фи­нан­со­во обес­пе­чен­ной го­су­дар­ст­вом мед. по­мо­щи в рас­чё­те на 1000 на­се­ле­ния (см. табл. 1).

Про­грам­ма ори­ен­ти­ру­ет на со­кра­ще­ние боль­нич­ных мест, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых име­ет низ­кую за­трат­ную эф­фек­тив­ность, пред­по­ла­га­ет ле­че­ние час­тич­но про­во­дить в днев­ных ста­цио­на­рах боль­ниц и по­ли­кли­ник.

Финансирование здравоохранения

В Рос­сии дей­ст­ву­ет сме­шан­ная бюд­жет­но-стра­хо­вая сис­те­ма фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния. Ис­точ­ни­ки гос. фи­нан­си­ро­ва­ния от­рас­ли – ас­сиг­но­ва­ния из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов, а так­же пла­те­жи по обя­за­тель­но­му мед. стра­хо­ва­нию ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния, уп­ла­чи­вае­мые в со­от­вет­ст­вии с на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом ра­бо­то­да­те­ля­ми и ли­ца­ми, са­мо­стоя­тель­но обес­пе­чи­ваю­щи­ми се­бя ра­бо­той (см. табл. 2).

Осн. рас­хо­ды (67% в 2002) на здра­во­охра­не­ние осу­ще­ст­в­ля­ют­ся из бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов. До­ля фе­де­раль­но­го бюд­же­та – 9%, взно­сов на обя­за­тель­ное медицинское стра­хо­ва­ние ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния – 24%.

В 1990-е гг. рез­ко ухуд­ши­лась до­ступ­ность мед. по­мо­щи для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Объ­ём гос. фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния умень­шил­ся в ре­аль­ном вы­ра­же­нии, со­ста­вив в 2002 3,2% ВВП.

Рас­хо­ды на­се­ле­ния на здра­во­охра­не­ние скла­ды­ва­ют­ся из оп­ла­ты ле­карств, при­об­ре­тае­мых в роз­нич­ной се­ти, за­трат на мед. ус­лу­ги, ле­галь­но пре­до­став­ляе­мые мед. ор­га­ни­за­ция­ми на плат­ной ос­но­ве, взно­сов по доб­ро­воль­но­му мед. стра­хо­ва­нию и не­фор­маль­ных пла­те­жей за мед. по­мощь, ко­то­рая долж­на пре­дос­тав­лять­ся бес­плат­но. Со­от­но­ше­ние рас­хо­дов го­су­дар­ст­ва и ле­галь­ной оп­ла­ты на­се­ле­ни­ем ле­карств и мед. ус­луг в 1995 со­став­ля­ло 83 к 17, а в 2001 – 67 к 33 (см. табл. 3). До­ля плат­ных мед. ус­луг в об­щем объ­ё­ме плат­ных ус­луг на­се­ле­нию за 1993–2001 уве­ли­чи­лась с 1,7 до 4,6%.

Со­вре­мен­ное рос. здра­во­охра­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся: не­сба­лан­си­ро­ван­но­стью гос. га­ран­тий пре­дос­тав­ле­ния гра­ж­да­нам бес­плат­ной мед. по­мо­щи и их фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния; не­за­вер­шён­но­стью вве­де­ния стра­хо­вой сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния; эк­лек­тич­но­стью со­че­та­ния эле­мен­тов ста­рой и но­вой сис­тем фи­нан­си­ро­ва­ния; не­эф­фек­тив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­сур­сов сис­те­мы здра­во­охра­не­ния.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия этой сис­те­мы свя­за­ны с по­вы­ше­ни­ем её эф­фек­тив­но­сти за счёт ре­ст­рук­ту­ри­за­ции су­ще­ст­вую­щей се­ти мед. ор­га­ни­за­ций, час­тич­но­го за­ме­ще­ния ста­цио­нар­но­го ле­че­ния мед. по­мо­щью, ока­зы­вае­мой ам­бу­ла­тор­но на ос­но­ве но­вых тех­но­ло­гий, раз­ви­тия обя­за­тель­но­го и доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния и рас­ши­ре­ни­ем за счёт это­го дос­туп­но­сти ка­че­ст­вен­ной мед. по­мо­щи для на­се­ле­ния.

Медицинское страхование

Мед. стра­хо­ва­ние пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му ин­сти­ту­тов (ор­га­ни­за­ций и пра­вил), обес­пе­чи­ваю­щих воз­ме­ще­ние за­трат на ока­за­ние не­об­хо­ди­мой мед. по­мо­щи за­стра­хо­ван­ным ли­цам в слу­чае их за­бо­ле­ва­ния. Лю­ди вно­сят сред­ст­ва в об­щий стра­хо­вой фонд, из ко­то­ро­го в слу­чае за­бо­ле­ва­ния оп­ла­чи­ва­ет­ся ле­че­ние. Стра­хо­вой фонд по­зво­ля­ет рас­пре­де­лить рис­ки бо́льших рас­хо­дов на боль­шее чис­ло лю­дей. В ре­зуль­та­те за­тра­ты на при­об­ре­те­ние стра­хо­во­го по­ли­са для за­бо­лев­ших ока­зы­ва­ют­ся ни­же пря­мой оп­ла­ты не­об­хо­ди­мых мед. ус­луг. Прин­цип мед. стра­хо­ва­ния – «здо­ро­вый пла­тит за боль­но­го».

Добровольное медицинское страхование

Доб­ро­воль­ное ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по во­ле­изъ­яв­ле­нию са­мих гра­ж­дан, ли­бо треть­их лиц, за­клю­чаю­щих до­го­во­ры мед. стра­хо­ва­ния в их поль­зу. По­ли­сы доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния да­ют воз­мож­ность их вла­дель­цам по­лу­чать в слу­чае за­бо­ле­ва­ния мед. по­мощь, за ко­то­рую они ли­бо уже ни­че­го не пла­тят, ли­бо де­ла­ют не­боль­шие до­п­ла­ты при по­лу­че­нии мед. по­мо­щи.

Обязательное медицинское страхование

Обя­за­тель­ное ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние (ОМС) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по ре­ше­нию го­су­дар­ст­ва. Ус­та­нав­ли­ва­ет­ся круг лиц, под­ле­жа­щих стра­хо­ва­нию, их стра­хо­ва­те­лей, ре­гу­ли­ру­ют­ся раз­ме­ры стра­хо­вых взно­сов и оп­ре­де­ля­ет­ся дея­тель­ность стра­хов­щи­ков. В ОМС, в от­ли­чие от доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния, раз­ме­ры взно­сов не свя­за­ны на­пря­мую с оцен­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­го рис­ка за­бо­ле­вае­мо­сти и объ­ё­мом по­лу­чае­мой мед. по­мо­щи. Раз­ме­ры стра­хо­вых взно­сов увя­зы­ва­ют­ся с ве­ли­чи­ной про­гно­зи­руе­мых рас­хо­дов в об­ще­го­су­дар­ст­вен­ном мас­шта­бе – в рас­чё­те на все ка­те­го­рии за­стра­хо­ван­но­го на­се­ле­ния.

Пре­иму­ще­ст­ва ОМС по срав­не­нию с сис­те­мой бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния: чёт­ко за­кре­п­лён­ные ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния и со­от­вет­ст­вен­но мень­шая за­ви­си­мость от пре­хо­дя­щих по­ли­ти­че­ских при­ори­те­тов; бо­лее точ­ная увяз­ка га­ран­тий мед. об­слу­жи­ва­ния за­стра­хо­ван­ных с раз­ме­ра­ми фи­нан­со­вых по­сту­п­ле­ний; чёт­кое ин­сти­ту­цио­наль­ное раз­де­ле­ние функ­ций и от­вет­ст­вен­но­сти ме­ж­ду субъ­ек­та­ми фи­нан­си­ро­ва­ния мед. ус­луг и их про­из­во­ди­те­ля­ми. ОМС ха­рак­те­ри­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, бо­лее вы­со­ки­ми, чем бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми из­держ­ка­ми.

За­кон «О ме­ди­цин­ском стра­хо­ва­нии гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (июнь 1991) по­ло­жил на­ча­ло раз­ви­тию доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния и ини­ции­ро­вал под­го­тов­ку к вве­де­нию сис­те­мы обя­за­тель­но­го мед. стра­хо­ва­ния, ко­то­рое на­ча­лось с 1993.

Система обязательного медицинского страхования в России

Все гра­ж­да­не РФ за­стра­хо­ва­ны в сис­те­ме ОМС. Стра­хо­ва­те­ля­ми ра­бо­таю­щих гра­ж­дан вы­сту­па­ют их ра­бо­то­да­те­ли, а не­ра­бо­таю­щих – ор­га­ны гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. В 1993 бы­ли ус­та­нов­ле­ны обя­за­тель­ные взно­сы ра­бо­то­да­те­лей на мед. стра­хо­ва­ние сво­их ра­бот­ни­ков в раз­ме­ре 3,6% фон­да оп­ла­ты тру­да. С 2001 взно­сы на ОМС – часть со­ци­аль­но­го на­ло­га, взи­мае­мо­го по рег­рес­сив­ной шка­ле. Раз­меры взно­сов на стра­хо­ва­ние не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния за­ко­но­да­тель­но не оп­ре­де­ле­ны и ус­та­нав­ли­ва­ют­ся при фор­ми­ро­ва­нии бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов.

Пе­ре­чень ви­дов и объ­ё­мы мед. по­мо­щи оп­ре­де­ля­ют­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в ба­зо­вой про­грам­ме ОМС, ко­то­рая с 1998 ут­вер­жда­ет­ся в со­ста­ве Про­грам­мы го­су­дар­ст­вен­ных га­ран­тий обес­пе­че­ния гра­ж­дан РФ бес­плат­ной мед. по­мо­щью. На ос­но­ве ба­зо­вой про­грам­мы ОМС ка­ж­дый субъ­ект РФ ут­вер­жда­ет тер­ри­то­ри­аль­ную про­грам­му ОМС.

Рис. 1. Модель обязательного медицинского страхования в РФ.

Рос­сий­ская сис­те­ма ОМС пре­ду­смат­ри­ва­ет, что в ро­ли стра­хов­щи­ков вы­сту­па­ют кон­ку­ри­рую­щие стра­хо­вые мед. ор­га­ни­за­ции. Стра­хов­щи­ки за­клю­ча­ют до­го­во­ры с ра­бо­то­да­те­ля­ми на стра­хо­ва­ние ра­бо­таю­щих гра­ж­дан и до­го­во­ры с ор­га­на­ми вла­сти – на стра­хо­ва­ние не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния, вы­би­рают мед. ор­га­ни­за­ции и оп­ла­чи­ва­ют ус­лу­ги, пре­дос­тав­ляе­мые за­стра­хо­ван­ным (см. рис. 1).

Сред­ст­ва ОМС в ка­ж­дом субъ­ек­те РФ ак­ку­му­ли­ру­ют­ся в тер­ри­то­ри­аль­ном фон­де. Фе­де­раль­ный фонд ОМС сле­дит за вы­рав­ни­ва­ни­ем фи­нан­со­вых ус­ло­вий дея­тель­но­сти тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов. Он фи­нан­си­ру­ет стра­хо­вые мед. ор­га­ни­за­ции по по­ду­ше­вым нор­ма­ти­вам в со­от­вет­ст­вии с до­го­во­ра­ми, за­клю­чён­ны­ми стра­хов­щи­ка­ми со стра­хо­ва­те­ля­ми; вы­рав­ни­ва­ет фи­нан­со­вые ус­ло­вия дея­тель­но­сти стра­хов­щи­ков и кон­тро­ли­ру­ет их дея­тель­ность. При рас­чё­те нор­ма­ти­вов тер­ри­то­ри­альный фонд дол­жен обес­пе­чи­вать учёт раз­ли­чий в не­об­хо­ди­мых по­ду­ше­вых за­тра­тах на ока­за­ние мед. по­мо­щи у раз­ных стра­хов­щи­ков, обу­слов­лен­ных раз­ли­чия­ми в по­ло­воз­ра­ст­ной струк­ту­ре и за­бо­ле­вае­мо­сти за­стра­хо­ван­ных у них лиц.

Вме­сте с тем фи­лиа­лам тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов с 1994 раз­ре­ше­но вы­пол­нять функ­ции стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС. Т. о., осо­бен­ность рос. сис­те­мы ОМС – на­ли­чие двух ти­пов стра­хов­щи­ков: стра­хо­вых мед. ор­га­ни­за­ций (как пра­ви­ло, это не­го­су­дар­ст­вен­ные ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции) и фи­лиа­лов тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов ОМС.

До 1997 чис­ло стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС по­сто­ян­но рос­ло (см. табл. 4), за­тем под влия­ни­ем эко­но­ми­че­ских усло­вий и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ре­ше­ний ста­ло со­кра­щать­ся. В 38 субъ­ек­тах РФ в ка­че­ст­ве стра­хов­щи­ков дей­ст­ву­ют толь­ко стра­хо­вые мед. ор­га­ни­за­ции, в 29 – толь­ко тер­ри­то­ри­аль­ные фон­ды ОМС и их фи­лиа­лы, в 22 – те и дру­гие.

Та­ри­фы взно­сов на ОМС ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния бы­ли ус­та­нов­ле­ны в 1993 без увяз­ки с по­треб­но­стя­ми в ре­сурс­ном обес­пе­че­нии мед. по­мо­щи, ко­то­рая долж­на пре­дос­тав­лять­ся за­стра­хо­ван­ным. Вне­дре­ние сис­те­мы ОМС на­ча­лось в 1993– 1994, но по­сле­до­ва­тель­ность и тем­пы за­ме­ще­ния бюд­жет­ной сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния на стра­хо­вую не бы­ли за­ко­но­да­тель­но оп­ре­де­ле­ны, сла­бо кон­тро­ли­ро­ва­лись ор­га­на­ми фе­де­раль­ной вла­сти и ока­за­лись в пол­ной за­ви­си­мо­сти от ре­гио­наль­ных вла­стей. В ито­ге сис­те­ма ОМС бы­ла вве­де­на не пол­но­стью.

Рис. 2. Государственное финансирование здравоохранения (2002, млрд. руб.).

Ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные ор­га­ны вла­сти пе­ре­чис­ля­ют взно­сы на ОМС не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния в не­дос­та­точ­ных объ­ё­мах. В 2002 в сис­те­ме ОМС ак­ку­му­ли­ро­ва­лось 38% средств, на­прав­ляе­мых го­су­дар­ст­вом на здра­во­охра­не­ние, то­гда как эта до­ля долж­на со­став­лять ок. 2/3. Ор­га­ны управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем и ме­ст­ные ор­га­ны вла­сти про­дол­жа­ют фи­нан­си­ро­вать дея­тель­ность мед. уч­ре­ж­де­ний на­ря­ду с фон­да­ми ОМС. Сло­жи­лась эк­лек­тич­ная бюд­жет­но-стра­хо­вая сис­те­ма фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния, реа­ли­зо­ван­ная во мно­же­ст­ве ре­гио­наль­ных мо­де­лей со­че­та­ния эле­мен­тов ста­рой, бюд­жет­ной сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния и эле­мен­тов но­вой, стра­хо­вой сис­те­мы (см. рис. 2).

Вве­де­ние сис­те­мы ОМС, да­же не­за­вер­шён­ное, ока­за­ло по­зи­тив­ное ста­би­ли­зи­рую­щее влия­ние на фи­нан­си­ро­ва­ние от­рас­ли в кри­зис­ный пе­ри­од (см. табл. 5). Ожи­дае­мые по­зи­тив­ные эф­фек­ты от дея­тель­но­сти но­вых субъ­ек­тов в сис­те­ме здра­во­охра­не­ния свя­зы­ва­лись так­же с бо­лее ра­цио­наль­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­сур­сов. Од­на­ко сфор­ми­ро­ван­ная нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за не сти­му­ли­ру­ет кон­ку­рен­цию ме­ж­ду стра­хов­щи­ка­ми и не ори­ен­ти­ру­ет их на рост эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния стра­хо­вых средств и ре­сурс­но­го по­тен­циа­ла сис­те­мы здра­во­охра­не­ния.

Цен­траль­ной про­бле­мой ор­га­ни­за­ции фи­нан­си­ро­ва­ния ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских уч­ре­ж­де­ний (ЛПУ) ста­ла двой­ст­вен­ность ис­точ­ни­ков и ме­то­дов их фи­нан­си­ро­ва­ния за пре­дос­тав­ле­ние на­се­ле­нию мед. по­мо­щи, пре­ду­смот­рен­ной ба­зо­вой про­грам­мой ОМС. Та­кие ви­ды по­мо­щи долж­ны бы­ли оп­ла­чи­вать­ся толь­ко за счёт средств ОМС, но на прак­ти­ке про­дол­жа­ют фи­нан­си­ро­вать­ся как из сис­те­мы ОМС, так и из бюд­же­та. Со­глас­но фе­де­раль­ным ре­ко­мен­да­ци­ям, бюд­жет­ные и стра­хо­выесред­ст­ва долж­ны ис­поль­зо­вать­ся для по­кры­тия раз­ных ста­тей рас­хо­дов. Фи­нан­си­ро­ва­ние мед. ор­га­ни­за­ций из двух ис­точ­ни­ков по раз­ным стать­ям рас­хо­дов или да­же по пе­ре­се­каю­щим­ся пе­реч­ням ста­тей рас­хо­дов про­из­во­дит­ся на ос­но­ве раз­ных прин­ци­пов. В сис­те­ме ОМС при­ме­ня­ют­ся ме­то­ды оп­ла­ты, увя­зы­ваю­щие раз­мер фи­нан­си­ро­ва­ния с объ­ё­ма­ми ока­зы­вае­мой мед. по­мо­щи, а бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние от­дель­ных ста­тей рас­хо­дов ЛПУ про­из­во­дит­ся по об­ще­му пра­ви­лу – как фи­нан­си­ро­ва­ние со­дер­жа­ния этих уч­ре­ж­де­ний без­от­но­си­тель­но к ре­аль­ным объ­ё­мам и ка­че­ст­ву ока­зы­вае­мой мед. по­мо­щи.

Со­хра­не­ние и раз­ви­тие сис­те­мы мед. стра­хо­ва­ния пред­по­ла­га­ет: соз­да­ние ус­той­чи­вой фи­нан­со­вой ос­но­вы для ока­за­ния на­се­ле­нию га­ран­ти­ро­ван­ной бес­плат­ной мед. по­мо­щи; со­хра­не­ние стра­хо­вых мед. ор­га­ни­за­ций в ка­че­ст­ве стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС при зна­чи­тель­ном уси­ле­нии гос. тре­бо­ва­ний к их дея­тель­но­сти; пре­дос­тав­ле­ние за­стра­хо­ван­ным пра­ва вы­бо­ра стра­хов­щи­ков; раз­ре­ше­ние ра­бо­таю­щим гра­ж­да­нам вы­хо­дить из сис­те­мы ОМС, за­клю­чать с не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми стра­хов­щи­ка­ми до­го­во­ры доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния рис­ков, страхуе­мых этой сис­те­мой, и ис­поль­зо­вать часть средств со­ци­аль­но­го на­ло­га для оп­ла­ты взно­сов, пре­ду­смат­ри­вае­мых эти­ми до­го­во­ра­ми; уни­фи­ка­цию ме­ха­низ­мов це­но­об­ра­зо­ва­ния и оп­ла­ты мед. по­мо­щи в сис­те­ме ОМС.

Лит.: Салт­ман Р. Б., Фи­гей­рас Дж. Ре­фор­мы сис­те­мы здра­во­охра­не­ния в Ев­ро­пе: Ана­лиз со­вре­мен­ных стра­те­гий. М., 2000; Эко­но­ми­ка здра­во­охра­не­ния. М., 2001; Шиш­кин С. В. Эко­но­ми­ка со­ци­аль­ной сфе­ры. М., 2003.

Вернуться к началу