Советская хозяйственная система и её реформирование
Россия после военно-революционного периода
Тяжелейшим периодом для России были 1914–21 гг. Во время 1-й мировой и гражданской войн её экономика оказалась разрушенной. Последствия войн, интервенции, прежде всего людские и материальные потери, физический и моральный износ оборудования ещё более осложнили ситуацию. ВВП сократился почти на 80%.
С началом мирного времени перед страной встала двуединая задача: восстановить разрушенное хозяйство и возобновить движение по пути ускоренной индустриализации. Первая задача была решена к 1926–27, и осн. внимание политиков и экономистов вновь сосредоточилось на проблеме коренной модернизации народного хозяйства. Во главу угла встал вопрос о социально-экономическом механизме, способном обеспечить индустриальный рывок.
За первое десятилетие существования коммунистической системы были применены два диаметрально противоположных экономических механизма: «военный коммунизм», предусматривавший полный отказ от к.-л. элементов рынка и кредитно-денежных отношений, и Новая экономическая политика (НЭП), сочетавшая гос. контроль над ключевыми секторами экономики с развитием частнопредпринимательской инициативы и рыночных отношений. Политика «военного коммунизма» оказалась чреватой не только полным параличом экономической системы, но и нарастанием политического кризиса в стране. НЭП обеспечил быстрое послевоенное восстановление экономики, а также открыл определённые возможности для проявления частной инициативы. В то же время крупная промышленность оставалась под жёстким контролем государства, а иностранный капитал предпочитал отрасли добывающей промышленности.
Задача ускоренной индустриализации
В кон. 1920-х гг. правительство пошло на беспрецедентные силовые решения, направленные на резкое повышение темпов индустриализации, что мотивировалось внешними и внутренними угрозами. Осн. элементы индустриализации 1930-х гг.: концентрация в руках государства всех материальных и финансовых ресурсов и их централизованное перераспределение; сверхэксплуатация сельского хозяйства, из которого на цели индустриализации изымался не только основной, но и необходимый продукт (это привело к широкомасштабному голоду 1932–33 на Северном Кавказе, нижней и средней Волге, Украине и в Казахстане и к гибели нескольких млн. человек); инфляционное финансирование бюджетных расходов; широкое использование принудительного труда крестьянства и заключённых. Рост инфляции привёл к отказу от финансового планирования уже в годы 2-й пятилетки (1933–37). В потребительской сфере в условиях гос. контроля над ценами инфляция выразилась в карточной системе распределения продуктов (до 1935) и перманентном жесточайшем товарном дефиците. В преддверии индустриализации окончательно сформировалась система гос. планирования как инструмент централизованного руководства народным хозяйством, основанная на сочетании и взаимодополнении годового и пятилетнего планов. 1-й пятилетний план был рассчитан на 1928/29–1932.
Жёсткий политический контроль, исключающий любые формы несанкционированной общественной активности, выразился, напр., в том, что одним из первых актов индустриализации стал арест представителей экономической и инженерной элиты, выражавших сомнения в эффективности и целесообразности курса на ускоренную индустриализацию.
Закрытая экономика
Экономическая политика 1930-х гг. исторически была первым примером последовательной импортозамещающей индустриализации, предполагающей налаживание производства всех необходимых продуктов внутри страны, несмотря на очевидные потери в эффективности. Выбор, сделанный большевиками, означал форсированное создание тяжёлой индустрии, которая послужила основой советского ВПК. Ради индустриализации была проведена и коллективизация, обескровившая сельское хозяйство. В результате стала быстро развиваться промышленность, особенно тяжёлая. Фактические среднегодовые темпы роста промышленного производства в 1928–32 составили 15%, в 1933–37 – 17,1%; по группе А в обоих случаях этот показатель превысил 30%. К кон. 30-х гг. СССР вошёл в число немногих стран, способных производить полную номенклатуру промышленной продукции. Гипертрофированное развитие получила промышленность группы А (производство средств производства), особенно промышленность, ориентированная на военные нужды; там же сосредоточивались и осн. научные исследования. Потребительский сектор (промышленность группы Б, сельское хозяйство, услуги для населения) существенно отставал в развитии, получая от государства финансирование «по остаточному принципу». Тяжёлый кризис переживало сельское хозяйство – уровень 1928 был достигнут им только в сер. 50-х гг.
Советская хозяйственная система
Советская хозяйственная система – новая экономическая реальность, сложившаяся в осн. к сер. 30-х гг. и основанная на монополии в политической сфере коммунистической партии. Она характеризовалась следующими особенностями: абсолютным доминированием гос. собственности на средства производства и ликвидацией отделённой от власти легитимной частной собственности; отрицанием рынка и конкуренции; закрытостью экономики, проявлявшейся в монополии внешней торговли и гос. ценообразовании; товарным дефицитом; эгалитаризмом; низкой эффективностью производства, развивающегося вне конкуренции; вторичностью денежно-финансовых инструментов, предназначенных лишь для обслуживания материальных потоков; масштабным использованием дешёвых ресурсов (бесплатный труд крестьян и заключённых в 1930–40-е гг. или энергетические ресурсы в 1970-е гг.).
Полное огосударствление экономики и тотальный политический контроль обусловили формирование предельно высокой и долгосрочно устойчивой нормы национальных сбережений и, как результат, – резкий количественный и качественный скачок в экономике. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1929–66 составили в СССР 11,2%, тогда как в США – 4,3%, а в Великобритании и Франции – 2,5%.
Пороки системы проявились прежде всего в расхождении траекторий развития промышленности и сельского хозяйства, тяжёлой и лёгкой промышленности. Советская хозяйственная система основывалась на тенденциях развития индустриального общества (в том виде, в каком они обнаружили себя к кон. 19 в.), характеризовавшегося концентрацией производства и капитала, ростом крупных монополистических форм хозяйствования. В результате гос. регулирование усилилось.
Эффективность советской модели
Советская хозяйственная система обладала огромным мобилизационным потенциалом, но оказалась неэффективной в условиях мирного времени. Главной проблемой было отсутствие внутренних экономических стимулов к росту производства и эффективности. Не стимулировались инновационная деятельность, обновление производства и повышение качества продукции. Осн. задачей было не повышение производительности труда, а выполнение и перевыполнение централизованных плановых заданий. Так, если по валовым капиталовложениям СССР превзошёл США в нач. 70-х гг., то уровень производительности труда в промышленности СССР составлял в 1970 53%, а в 1975 – 55% соответствующего показателя США. При этом официальные расходы на оборону не превышали 7% гос. бюджета. Однако с учётом косвенных расходов эта цифра в 1980-е гг. достигала, по некоторым оценкам, 50%.
Экономические агенты (предприятия) не были внутренне заинтересованы в сбережении и инвестировании ресурсов. Рост обеспечивался за счёт внеэкономических методов принуждения, включая насилие. Товарный дефицит и вторичная роль денег существенно ограничивали заинтересованность граждан в более эффективном труде и получении более высоких доходов. В результате темпы роста промышленного производства постепенно снижались – с 16,5% в год в 1930–40 до менее 1% в нач. 1980-х гг.
«Реформа Косыгина»
К кон. 1950-х годов стало очевидным исчерпание дешёвых ресурсов – руководство страны отказалось от практики массовых репрессий, а сельское хозяйство было низкоэффективным. Россия стала нетто-импортёром зерна. Самой масштабной из попыток придания динамизма сов. экономике стала реформа 1965 – «реформа Косыгина» (по имени одного из её инициаторов, председателя СМ СССР в 1964–80). В разработке осн. идей реформы участвовали ведущие сов. экономисты (В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, Е. Г. Либерман, А. М. Бирман и др.).
Реформа предполагала расширение самостоятельности предприятий, сокращение числа устанавливаемых им сверху плановых показателей, переориентацию системы стимулирования с показателей выполнения плана, подталкивающих к занижению заданий и завышению потребностей в ресурсах, на конечные показатели деятельности – прибыль и объём реализации. Наиболее радикальные проекты предполагали стимулирование конкуренции и возможность банкротств социалистических предприятий, однако при абсолютном доминировании гос. собственности на средства производства и централизованном ценообразовании.
Результаты хозяйственной реформы были двойственны: экономический рост в 1965–70 составлял ок. 10% в год против менее 5% в предыдущее пятилетие. Однако он во многом имел инфляционную природу: бо́льшую свободу предприятия использовали прежде всего для формальной смены ассортимента и повышения цен на «новую» продукцию, а в конечном счёте – для расширения потребления, что было естественно при отсутствии реального собственника, заинтересованного в принятии стратегических инвестиционных решений. Политический кризис в Чехословакии (1968) продемонстрировал, что последовательное осуществление рыночных реформ может привести к размыванию монополии коммунистической партии на власть. К кон. 60-х гг. экономические реформы были свёрнуты. Советская система явно демонстрировала признаки исчерпания своего потенциала. Необходимо было найти механизм её постепенной, эволюционной трансформации применительно к новому времени. Движение по пути экономических реформ давало шанс начать этот процесс трансформации. Остановка реформы 1965 означала постепенное втягивание страны в системный кризис.
Экспорт нефти и развитие экономики
С 70-х гг. открылись новые возможности для поддержки экономического роста при помощи дешёвых ресурсов. В эксплуатацию были введены огромные запасы нефти и газа. Одновременно цены этого сырья на мировом рынке возросли в 3–5 раз. В 1982 цены на нефть, экспортируемую из СССР, превысили уровень 1973 в 9 раз, а рост экспорта нефти увеличился более чем на 60%. На страну обрушился поток нефтедолларов, что оказало двойственное влияние на экономику страны. С одной стороны, был получен дополнительный источник роста ещё на десятилетие, когда удавалось поддерживать военно-стратегический паритет с США и оставаться одной из двух мировых сверхдержав. С другой стороны, нефтедоллары стали фактором дестабилизации сов. системы. В стране проявились признаки «голландской болезни» – одностороннего развития экспортного сектора при ослаблении внимания к внутреннему производству, за исключением ВПК. Получаемые от экспорта энергоресурсов финансовые средства использовались на дальнейшее наращивание военного потенциала и энергетического сектора, а также на импорт товаров традиционных секторов (сельское хозяйство, лёгкая промышленность). Показатели среднедушевого ВВП и уровня жизни населения достигли такого значения, какого сов. система не могла бы обеспечить, опираясь только на внутренние ресурсы. Тем самым нефтедоллары привели к углублению зависимости сов. системы от мирового рынка, а следовательно, к её нестабильности. Это проявилось, в частности, в быстром росте советского внешнего долга по мере снижения доходов от экспорта энергоносителей: сальдо расходов по обслуживанию внешнего долга составило 4,4 млрд. долл. в 1981, 5,9 млрд. долл. в 1984, 15,1 млрд. долл. в 1986.
Советская система в 1985–91
Социально-экономический кризис
Новый этап развития экономики начался в 1985 с приходом к руководству страной М. С. Горбачёва. Внешним толчком явилось начало падения мировых цен на нефть. Поддерживать сложившуюся систему экономических и политических отношений оказалось невозможным. К сер. 1980-х гг. среднедушевой ВВП в СССР составлял лишь 37% уровня США, при этом энерго- и материалоёмкость продукции сов. промышленности в 1,5–2 раза превышала соответствующие показатели развитых стран; значительно отставала страна и по производительности труда. Уровень военных и социальных расходов, расходов на поддержку дружественных режимов соответствовал статусу одной из двух мировых сверхдержав, но значительно превосходил реальные возможности сов. экономики. Первоначально предполагалось обеспечить ускорение экономического роста за счёт структурного манёвра – увеличения доли ресурсов, направляемых на инвестиции, прежде всего в машиностроение. Темпы роста машиностроения должны были возрасти в 1,5–2 раза. Однако подобные шаги необходимо было дополнить преобразованиями экономического механизма. В 1986–87 объём производства несколько возрос – в промышленности до 4–5% против 1–2% в предыдущие годы, но добиться перелома в эффективности не удалось. Дальнейшее наращивание инвестиций без внедрения новых стимулов заводило страну в тупик. Начатая в 1985 антиалкогольная компания привела, как и падение цен на нефть, к снижению доходов госбюджета.
Перестройка
Совершенствование экономического механизма предполагалось осуществить с учётом опыта НЭПа и хозяйственной реформы 1965. Ключевой вклад в разработку реформы 2-й пол. 80-х гг. внесли, в частности, Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. И. Анчишкин, Н. Я. Петраков, С. Д. Шаталов, Е. Г. Ясин. В соответствии с их идеями осн. элементами экономической политики перестройки стало значительное расширение самостоятельности предприятий, а также допущение частнопредпринимательской деятельности в форме кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности. В 1987–88 были приняты соответствующие нормативные акты. Позднее к этим мерам добавились: развитие арендных отношений вплоть до возможности передачи арендованного имущества в частные руки, разгосударствление (приватизация) предприятий, создание частных банков.
Меры по экономическому реформированию страны подкреплялись политической реформой, включавшей распространение гласности, демократизацию политической системы, свободные выборы в законодательные органы власти всех уровней и отказ от однопартийной политической системы.
Реформа предприятий
Реформа предприятий предполагала значительное расширение их независимости от центральных органов управления. Её гарантией считалась выборность директорского корпуса трудовым коллективом, лишавшая вышестоящие инстанции гл. инструмента давления на предприятия.
Расширение самостоятельности предприятий касалось и формирования системы оплаты труда, что создавало порочный круг расширения потребления за счёт накопления: трудовой коллектив избирал директора, которому предоставлялась полная свобода действий при готовности направлять больше ресурсов на оплату труда. Фактически руководители предприятий получили все права собственника без ответственности за эффективность принимаемых решений. В отсутствие частной собственности не оставалось механизма, побуждающего фирмы к инвестированию в противовес потреблению.
Новые рыночные институты
Кооперативы, по сути, превратились в частные предприятия. В дефицитной экономике их деятельность ориентировалась не столько на производство товаров и услуг, сколько на перераспределение товарных и денежных потоков из гос. сектора в рыночный, тем более что власть поначалу рекомендовала создавать кооперативы при гос. предприятиях. В то же время кооперативы наполняли отечественный рынок импортными товарами по «договорным ценам». Новыми институтами рыночной экономики стали товарные биржи и негосударственные банки.
Новые рыночные институты формировались при сохранении гос. ценообразования на осн. номенклатуру товаров и услуг и доминировании гос. собственности на средства производства. Результатом такой политики стало быстрое углубление социально-экономического кризиса. Демократизация вытащила «стержень принуждения», а новых механизмов создано не было.
С 1988 начался спад производства в сельском хозяйстве, с 1990 – в промышленности. Продолжала разрушаться финансовая система. Дефицит бюджета в 1989 составил 11% ВНП, в 1991 – уже 16%. Внешний долг к концу 1991 превысил 60 млрд.долл. Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 инфляция составила 10%, то в кон. 1991 она достигла 25% в неделю. Нарастал товарный дефицит. Оборот теневого сектора, по минимальным оценкам, составил 90 млрд.руб. (в ценах 1988). Золотой запас в 1985–91 сократился в 10 раз и составил в кон. 1991 всего 240 т.
Масштабы экономического спада были обусловлены наложением нескольких кризисов, таких, как экономико-политический кризис позднего социализма, макроэкономический кризис, структурный кризис индустриальной системы. Ошибки правительства (в первую очередь политика популизма) только усугубили ситуацию. Высокообразованное сов. общество требовало быстрого перехода к демократическим принципам организации гос. власти. Однако соответствующие этим политическим принципам институты рыночной экономики не могли формироваться быстро, требовалось значительное время для создания новой системы институтов.
Ситуация на рубеже 1980–90-х гг. Кризис приобрёл системный характер, охватив не только экономическую, но и социально-политическую сферу. Быстро оформлялись разнообразные группы интересов; возникло несколько конкурирующих друг с другом центров власти. Ужесточалась конкуренция между институтами власти (прежде всего союзными и республиканскими) за контроль над социально-политическими процессами.
Экономика оказалась заложницей политического противостояния. Началась «война за бюджет»: союзные республики отказывались перечислять налоги в федеральное казначейство, настаивая на переходе к одноканальной системе сбора налогов при усилении собственного контроля над расходами руководства СССР.
Острой оказалась борьба за налоговую базу, т. е. за подконтрольность предприятий союзному или республиканскому руководству. Дефицит бюджета составлял почти 10% ВНП; поступления в бюджет в реальном выражении неуклонно снижались.
Программы реформирования экономики
В кон. 80-х гг. началась также «война программ» экономических реформ и выхода из кризиса. Существовало 3 осн. варианта антикризисных мероприятий: 1. Консервативный вариант («административная стабилизация») предполагал остановку и поворот вспять процессов политической демократизации, повышение уровня управляемости народным хозяйством и на этой основе – медленное реформирование и модернизацию сов. экономики. 2. Рыночно-либеральный вариант предусматривал приватизацию собственности и либерализацию цен. В русле этого подхода разрабатывалась программа «500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского (осень 1990), а также программа Е. Т. Гайдара (осень 1991). 3. Умеренный вариант правительства СССР («программа Н. И. Рыжкова – Л. И. Абалкина»), содержавший набор компромиссных мероприятий, не нашёл политической поддержки. Консервативную стабилизацию намеревались реализовать инициаторы провалившегося гос. переворота (авг. 1991). Т. о., осенью 1991 сложились условия для практической реализации либерально-рыночного варианта реформ. Кроме того, после авг. 1991 гос. институты СССР оказались разрушенными, и у правительства практически не осталось административных ресурсов для осуществления иной модели экономической политики, кроме либеральной.
Посткоммунистическая трансформация
Политико-экономический кризис
Ситуация в стране с кон. 1991 была катастрофической: за 1991 национальный доход снизился более чем на 11%, ВВП – на 13%. Внешний долг увеличился до 76 млрд. долл., внутренний валютный долг – до 5,6 млрд. долл. Золотовалютные резервы резко сократились: на 1.1.1992 золотой запас составил менее 300 т. Дефицит госбюджета достиг, по оценкам Мирового банка, 30,9% ВВП. Государство утратило контроль над финансовыми процессами и денежным обращением. Началось бегство от рубля, вытеснение товарно-денежных отношений бартером; росли административные ограничения межрегионального товарообмена. С.-х. предприятия значительно уменьшили поставки продукции государству: при сокращении валового сбора зерна на 24% его гос. закупки уменьшились на 34%, причём в стране не было альтернативной (частной) системы снабжения населения продовольствием. К кон. 1991 запасов продовольствия в крупнейших индустриальных центрах страны оставалось на 6–7 дней.
СССР как единое государство разрушался: экономические и политические ориентиры республик всё более расходились, а попытки воссоздать союзные структуры путём создания Межреспубликанского экономического комитета оказались безрезультатными. В союзных республиках были созданы собственные эмиссионные центры (нацбанки), готовые приступить к бесконтрольному выпуску рублей.
6.11.1991 было сформировано новое правительство России. Функции премьера взял на себя президент Б. Н. Ельцин, а его заместителями стали Г. Э. Бурбулис, Е. Т. Гайдар и А. Н. Шохин. Гайдар был идеологом и руководителем рыночной трансформации рос. экономики.
Программа посткоммунистических преобразований
Программа посткоммунистических преобразований включала: либерализацию экономики (прежде всего цен и внешнеэкономической деятельности), макроэкономическую стабилизацию (бюджетную и денежную), приватизацию как важнейшую институциональную задачу. Предстояло заново создать систему рыночной экономики, начиная с налоговой системы и заканчивая системой социальной поддержки наименее обеспеченных слоёв населения.
Первичным звеном стабилизационных и реформаторских усилий стала финансово-денежная сфера. Либерализация цен (янв. 1992) позволила: уменьшить финансовую несбалансированность экономики; быстро ликвидировать «денежный навес», обусловленный инфляционной денежно-кредитной политикой предыдущих лет; создать предпосылки для более эффективного распределения производственных ресурсов; ввести конкурентные начала в поведение и взаимодействие предприятий. Наполнился потребительский рынок, товарный дефицит исчез, домашние хозяйства вследствие резкого и значительного падения доходов уменьшили ажиотажный спрос. Вместе с тем либерализация валютной политики, сопровождаемая введением внутренней конвертируемости рубля (лето 1992), привела к уменьшению импортных субсидий предприятиям.
Макроэкономическая нестабильность
Попытки проводить стабилизационную политику в 1992 оказались безуспешными. Макроэкономическая нестабильность была обусловлена мн. факторами: отсутствием конституционных основ взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, а также подчинённостью Центрального банка РФ (ЦБ РФ) парламенту; коалиционным характером исполнительной власти, в состав которой входили представители разл. групп; неразвитостью рыночных институтов; неурегулированностью отношений с республиками быв. СССР, отсутствием чётких таможенных границ и сохранением в 1992–93 единого рублёвого пространства, что не позволяло правительству в полной мере контролировать денежное предложение.
С мая по август 1992 было принято примерно 20 законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства о направлении на социальные цели дополнительного финансирования, составившего ок. 2,5% годового ВВП. Вопросы поддержки отечественной промышленности, сельского хозяйства и др. отраслей, а также преодоления кризиса неплатежей решались путём расширения объёмов кредитов ЦБ РФ. Всего за июль – сентябрь 1992 таких кредитов было выдано в объёме 9% годового ВВП. Кредиты предоставлялись по ставке ниже уровня инфляции, т. е. фактически с выплатой заёмщику премии. В результате индекс инфляции в 1992 равнялся 2500%. Дефицит бюджета за 1-ю пол. 1992 составил 6,6% ВВП и продолжал нарастать. Подобная ситуация была в значительной мере результатом слабости политических позиций правительства, что делало его уязвимым перед лоббистами.
Курс на стабилизацию
Принятие новой Конституции России (1993) способствовало налаживанию экономической жизни, в т. ч. экономической стабилизации. Были упорядочены процедуры принятия экономических (прежде всего бюджетных) решений. ЦБ РФ стал независимым институтом. Постепенно изменялось поведение экономических агентов, формировалась финансовая инфраструктура, позволившая обеспечивать неэмиссионное финансирование дефицита госбюджета за счёт заимствований на финансовых рынках. В 1995 была осуществлена денежная стабилизация, уровень инфляции снизился до 131% годовых.
Бюджетный кризис
В 1990-х гг. расходы государства устойчиво превышали его доходы. Эта проблема могла быть решена либо стабилизацией доходов бюджета путём проведения налоговой реформы, либо сокращением бюджетных расходов и их реструктуризацией, для чего требовалась структурная реформа отраслей бюджетного сектора (включающую военную реформу, а также реформы госуправления, жилищно-коммунальной сферы и др.). Однако политические ограничения не позволяли правительству ни сократить бюджетные обязательства, ни получать доходы, соответствующие уровню принимаемых им обязательств. Особенно острой была проблема накопления задолженности по поступлению налогов в федеральный бюджет. При этом всплески налоговых неплатежей наблюдались в периоды ослабления власти федерального центра, прежде всего накануне выборов.
На пути к финансовому кризису 1998. Стабилизация экономики была проведена непоследовательно, поскольку денежная стабилизация не дополнялась бюджетной. Сохранение дефицита госбюджета привело к наращиванию гос. долга (краткосрочного внутреннего в виде гос. ценных бумаг ГКО и долгосрочного валютного) и накоплению бюджетной задолженности перед получателями средств. Результатом стали: рост налоговой задолженности перед бюджетом, задержки в выплате зарплаты и пенсий, бартеризация экономики.
Продолжающийся спад производства, сохранение экспортной ориентации экономики, неспособность государства решить проблемы бюджета, возрастающая зависимость экономики страны от ситуации на финансовых рынках – все эти факторы способствовали поддержанию нестабильности. В условиях мирового финансового кризиса и ухудшения мировой конъюнктуры на рынке энергоносителей нестабильность реализовалась в августе 1998 полномасштабным кризисом финансовой системы.
Государственный долг
Массовое бегство капиталов с рос. рынка и не поддающийся обузданию рост стоимости доступных России заимствований вынудили правительство пойти одновременно на дефолт выплат по внутреннему долгу и резкую девальвацию рубля. Дефолт означал отказ от продолжения выплат по внутреннему долгу. Номинированные в рублях ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) со сроками погашения до 31.12.1999 переоформлялись в новые ценные бумаги, причём курсовой риск должны были нести сами инвесторы. Был объявлен 90-дневный мораторий на возврат банками кредитов нерезидентам, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг. Наконец, денежные власти перешли к плавающему курсу рубля. За 1998 ВВП упал на 6%, инфляция составила 84%, реальные располагаемые доходы населения сократились на 1/3. Банковская система и финансовые рынки вступили в полосу затяжного кризиса.
Однако удалось избежать сползания в гиперинфляцию и сохранить достижения стабилизации. Дефолт и обесценение внутреннего долга, обесценение в реальном выражении социальных обязательств государства (зарплат и пенсий) облегчили тяжесть бюджетной проблемы. Скачок цен обернулся повышением номинальных доходов бюджета (прежде всего через НДС). В этих условиях правительство Е. М. Примакова проводило жёсткую бюджетную политику.
Девальвация рубля повысила конкурентоспособность рос. товаров на внутреннем рынке и дала толчок импортозамещающему росту на базе имеющихся мощностей. Увеличение экспорта в условиях улучшившейся в кон. 1999 конъюнктуры рынка энергоресурсов и расширения возможностей экспортных отраслей стимулировало 2-ю волну роста (осень 1999 – лето 2000). В 1999 ВВП увеличился на 5,2%, а в 2000 – на 8,3%; инвестиции возросли соответственно на 5% и 17,5%; к кон. 2000 показатели уровня жизни почти достигли докризисного уровня.
Приватизация
Приватизация прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.
Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.
В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в гос. собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.
В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах (см. табл. 1 и 2). Процедура приватизации регламентируется Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества (2001).