Модернизация
Реформы Петра I
На рубеже 17– 18 вв. перед правительством России встала задача модернизации экономики, которая оставалась натуральной со слабо развитой промышленностью. В то время как в большинстве стран Европы уже преобладал денежный оброк, что способствовало повышению личной заинтересованности крестьян и росту производительности труда, в России продолжался процесс закрепощения крестьян, а производительность труда оставалась в 1,5–2 раза ниже. При отсутствии регулярных выходов к морю экономика страны носила черты автаркии. Проблемы усугубляла громоздкая система гос. управления. Это порождало трудности как политического, так и военного характера: отсталая экономика и неэффективная армия в перспективе ставили под угрозу существование России как независимого государства. Политика, провозглашённая Петром I, должна была сопровождаться формированием конкурентоспособной по отношению к европейским партнёрам социально-экономической системы. В кон. 17 – 1-й четв. 18 вв. реформирование затронуло почти все стороны государственной и общественной жизни: налоговая реформа (введение подушной подати), денежная реформа, реформы местного, центрального и высшего государственного управления, строительство мануфактур, поворот к меркантилизму во внешней торговле, военная реформа (переход к регулярной армии и флоту). Усилия Петра I привели к развитию промышленности, торговли, капиталистических элементов хозяйства при господстве крепостного строя. Уже тогда проявилась одна из важнейших особенностей модернизации рос. экономики: в условиях низкой нормы национальных сбережений государство играло особую роль – оно инициировало реформы, определяя приоритетные направления развития и способы аккумулирования ресурсов. Так, из 205 мануфактур, существовавших в сер. 1720-х гг., 115 были частными, 90 – казёнными.
После смерти Петра I реформы пошли на спад. Не появилось социальных групп, заинтересованных в продолжении преобразований, не было создано механизма самовоспроизведения реформ. Экономическая политика преемников Петра I на рос. престоле была направлена на консервацию крепостничества и сохранение дворянства как опоры трона, несмотря на потери в конкурентоспособности на мировой арене.
Политические и экономические реформы 1861–1911
Реформы Александра II, начавшиеся в 1861 с отмены крепостного права, охватили ключевые сектора политической и хозяйственной жизни: местное самоуправление (формирование земств), судебную систему (обеспечение независимости судов), военную организацию (переход от рекрутского набора к воинской обязанности).
Реформы продолжались и при Александре III и при Николае II с акцентом на оздоровление и укрепление финансовой системы. В обеспечении бездефицитности госбюджета, превращении рубля в одну из самых надёжных валют, а также в жёстком протекционизме во внешней торговле реформаторы того времени (С. Ю. Витте, В. Н. Коковцов) видели необходимые условия подъёма национальной промышленности. Инициированная П. А. Столыпиным аграрная реформа (1906) была направлена на разрушение общинной системы землевладения и землепользования и стимулирование развития частных крестьянских хозяйств. Эти реформы привели к заметному ускорению социально-экономического развития в 90-х гг. 19 в., а также в 1909– 1913.
Индустриализация кон. 19 – нач. 20 века
Россия оставалась аграрной страной – сельским хозяйством было занято 80% населения; в этой сфере производилось 2/3 ВВП. Преодоление разрыва с развитыми странами требовало превращения рос. промышленности в доминирующий сектор экономики. Рос. индустриализация имела ряд важных особенностей. Во-первых, государство должно было обеспечить концентрацию ресурсов в передовых отраслях – посредством налоговой системы, гос. спроса (прежде всего на продукцию военной промышленности и железные дороги), а также путём создания гос. институтов, гарантирующих сохранность частного капитала (напр., госбанков для аккумулирования капитала традиционных сословий – дворянства и крестьянства). Во-вторых, необходимо было активное привлечение иностранного капитала в форме гос. займов и прямых инвестиций. В-третьих, важным источником капитала для индустриализации были доходы от экспорта с.-х. продукции. В-четвёртых, основой промышленного роста России стало формирование крупных монополистических объединений.
Существенную роль в индустриализации играло ж.-д. строительство, стимулировавшее развитие многих сопряжённых отраслей. За 1861–91 протяжённость железных дорог возросла с 1,5 до 28 тыс. вёрст, а в 1899 составила уже 58 тыс. вёрст. В 1890-е гг. Россия смогла отказаться от импорта паровозов. Появились и начали быстро развиваться такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др. В годы нового подъёма (1909–13) по темпам среднегодового прироста стоимости фабрично-заводской продукции, составлявшим 10,1%, Россия опередила не только Великобританию и Францию, но и Германию и США. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса. В 1887–1900 промышленное производство увеличилось в 2,5 раза, тогда как численность промышленных рабочих – только в 1,8 раза, что свидетельствовало о росте производительности труда. Индустриальный бум позволил России заметно сократить отставание от ведущих западноевропейских стран и США по общему уровню промышленного развития.
Однако это было только начало модернизации. Хотя Россия и занимала 5-е место в мире и 4-е – в Европе по объёму промышленного производства, 2/3 продукции экономики создавались в сельском хозяйстве; не было собственного станкостроения, тракторостроения и т. д., слабо была развита химическая промышленность.