Средства массовой информации (СМИ)

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 458-460

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Бакунцев, М. А. Федотов

Средства массовой информации (СМИ)

Здание ИТАР-ТАСС.

За­кон РФ «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» от 27.12.1991 оп­ре­де­ля­ет СМИ как со­во­куп­ность пе­рио­ди­че­ских пе­чат­ных из­да­ний, ра­дио-, те­ле-, ви­део­про­грамм, ки­но­хро­ни­каль­ных про­грамм, иных форм пе­рио­ди­че­ско­го рас­про­стра­не­ния мас­со­вой ин­фор­ма­ции. При­ня­тие это­го нор­ма­тив­но­го ак­та, а так­же пред­ше­ст­во­вав­ше­го ему За­ко­на СССР «О пе­ча­ти и дру­гих сред­ст­вах мас­со­вой ­инфор­ма­ции» (1990) – но­вый этап в исто­рии оте­че­ст­вен­ной жур­на­ли­сти­ки. Впер­вые за всю ис­то­рию Рос­сии дея­тель­ность СМИ ре­гу­ли­ро­ва­лась спе­ци­аль­ным за­ко­ном, в ко­то­ром бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. пра­ви­ла уч­ре­ж­де­ния, ре­ги­ст­ра­ции, функ­цио­ни­ро­ва­ния средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, про­воз­гла­ша­лась не­до­пус­ти­мость вся­кой цен­зу­ры. Это от­кры­ва­ло ши­ро­кие пра­во­вые и про­фес­сио­наль­ные воз­мож­но­сти для рос. жур­на­ли­стов и СМИ в це­лом в ос­ве­ще­нии важ­ней­ших со­бы­тий по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. На ос­но­ве рос. за­ко­на о СМИ и в со­от­вет­ст­вии с ним бы­ли при­ня­ты фе­де­раль­ные за­ко­ны об эко­но­ми­че­ской под­держ­ке СМИ и кни­го­из­да­ния, об обя­за­тель­ном эк­зем­п­ля­ре до­ку­мен­тов, пре­зи­дент­ские ука­зы и пра­ви­тель­ст­вен­ные по­ста­нов­ле­ния, оп­ре­де­лив­шие пра­во­вые ос­но­вы из­да­тель­ской дея­тель­но­сти, ли­цен­зи­ро­ва­ния те­ле­ра­дио­ве­ща­ния и т. д. В со­во­куп­но­сти эти нор­ма­тив­ные ак­ты со­став­ля­ют за­ко­но­да­тель­ст­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ко­то­рое, в свою оче­редь, опи­ра­ет­ся на по­ло­же­ния ст. 29 Кон­сти­ту­ции РФ о сво­бо­де мас­со­вой ин­фор­ма­ции, не­до­пус­ти­мо­сти цен­зу­ры, пра­ве ка­ж­до­го на ин­фор­ма­цию и сво­бо­ду вы­ра­же­ния мне­ний.

За­ко­но­да­тель­ст­во о СМИ сыг­ра­ло по­ло­жи­тель­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии но­во­го ти­па рос. средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции и обес­пе­чи­ло пра­во­вую ос­но­ву их функ­цио­ни­ро­ва­ния. Од­на­ко к нач. 21 в. во мно­гих сво­их по­ло­же­ни­ях (не­смот­ря на по­прав­ки 1995) оно ус­та­ре­ло. Имен­но по­это­му в нач. 2000 бы­ла раз­ра­бо­та­на но­вая ре­дак­ция За­ко­на «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции», про­ект ко­то­ро­го со­дер­жит нор­мы, рег­ла­мен­ти­рую­щие ста­тус вла­дель­ца СМИ, а так­же ог­ра­ни­че­ния, свя­зан­ные с фи­нан­си­ро­ва­ни­ем пе­рио­ди­че­ских пе­чат­ных из­да­ний и дея­тель­но­сти их вла­дель­цев и/или из­да­те­лей за счёт средств бюд­же­тов раз­ных уров­ней и др. Ос­но­во­по­ла­гаю­щим в но­вом за­ко­не ос­та­ёт­ся прин­цип сво­бо­ды сло­ва и от­сут­ст­вия цен­зу­ры.

Формирование системы СМИ в современной России

Де­мо­кра­ти­за­ция по­ли­ти­че­ской сис­те­мы Рос­сии при­ве­ла к кар­ди­наль­ным из­ме­не­ни­ям в струк­ту­ре рос. СМИ. Пре­кра­ти­ли своё су­ще­ст­во­ва­ние КПСС и ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-ко­манд­ная сис­те­ма управ­ле­ния, оп­ре­де­ляв­шие осн. па­ра­мет­ры и мно­гие эле­мен­ты сов. пе­ча­ти и те­ле­ра­дио­ве­ща­ния. Воз­ник­ли но­вые не­за­ви­си­мые СМИ, соз­дан­ные кол­лек­ти­ва­ми жур­на­ли­стов. Ес­ли в сов. вре­мя сис­те­ма СМИ пред­ставля­ла сво­его ро­да вер­ти­каль – от «Прав­ды» и 1-го ка­на­ла Цен­траль­но­го те­ле­ви­де­ния до рай­он­ной га­зе­ты и ме­ст­ной те­ле- или ра­дио­стан­ции, то с нач. 1990-х гг. ста­ла вы­страи­вать­ся го­ри­зонталь­ная струк­ту­ра, ос­но­ван­ная на де­мо­кра­ти­че­ских прин­ци­пах, функ­цио­ни­ро­ва­нии са­мо­стоя­тель­ных и взаи­мо­дей­ст­вую­щих ин­фор­ма­ци­он­ных ор­га­ни­за­ций. Вме­сте с тем тя­жё­лое эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние в стра­не, усу­губ­лен­ное фи­нан­со­вым кри­зи­сом 1998, при­ве­ло к из­ме­не­ни­ям в ин­фор­ма­ци­он­ной сфе­ре, уг­ро­жаю­щим её це­ло­ст­но­сти. Речь идёт о раз­ру­ше­нии сло­жив­шей­ся сис­те­мы ин­фор­ма­ци­он­ных свя­зей и обед­не­нии её со­дер­жа­тель­но­го на­пол­не­ния, об ог­ра­ни­че­нии пол­но­ты и ухуд­ше­нии ка­че­ст­ва ин­фор­ма­ции, т. е. о про­цес­сах, от­ри­ца­тель­но влияю­щих на по­ли­ти­ко-пра­во­вые и нрав­ст­вен­ные ус­тои об­ще­ст­ва. В то же вре­мя оче­вид­но и то, что рос. ры­нок СМИ пе­ре­ста­ёт быть толь­ко на­цио­наль­ным. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет по­яв­ле­ние на ме­диа­рын­ке СМИ, соз­дан­ных при уча­стии ино­стран­но­го ка­пи­та­ла (пе­рио­ди­че­ские из­да­ния: «Фи­нан­со­вые Из­вес­тия», «Ито­ги», «Ве­до­мо­сти»; ра­дио­стан­ции «Ев­ро­па плюс», «Ра­дио Мак­си­мум»; те­ле­ком­па­нии НТВ, Рен-ТВ, те­ле­ви­зи­он­ная сеть СТС), а так­же рос. ана­ло­гов за­ру­беж­ных из­да­ний и те­ле­ра­дио­про­грамм, ко­то­рые вы­хо­дят на рус. язы­ке под ис­ход­ным ло­го­ти­пом («Marie Claire», Euronews).

Не­по­сред­ст­вен­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние но­вой сис­те­мы рос. СМИ ока­за­ли эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы. Ак­цио­ни­ро­ва­нию под­верг­лись мно­гие из­да­ния, в т. ч. уч­ре­ж­дён­ные кол­лек­ти­ва­ми ре­дак­ций. Поя­ви­лись но­вые ча­ст­ные га­зе­ты, жур­на­лы, ра­дио- и те­ле­ком­па­нии, ко­то­рые бы­ст­ро за­ня­ли твёр­дые по­зи­ции на рос. ин­фор­ма­ци­он­ном рын­ке, со­ста­вив серь­ёз­ную кон­ку­рен­цию гос. СМИ. Это при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му рос­ту ко­ли­че­ст­ва мас­со­вых из­да­ний по срав­не­нию с сов. пе­рио­дом. Фор­ми­ро­ва­лось но­вое по­ни­ма­ние жур­на­ли­сти­ки, ко­то­рая ста­ла трак­то­вать­ся не толь­ко как про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность, имею­щая це­лью ин­фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ст­ва, но и как осо­бый вид пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Вме­сте с тем зна­чи­тель­ное чис­ло СМИ су­ще­ст­ву­ет лишь в це­лях реа­ли­за­ции кор­по­ра­тив­ных ин­те­ре­сов ком­мер­че­ских и иных струк­тур, для ре­ше­ния по­ли­ти­че­ских за­дач. Не пре­кра­ща­ют свой вы­пуск мно­гие убы­точ­ные из­да­ния, фи­нан­си­руе­мые за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и ли­ца­ми ли­бо жи­ву­щие на до­та­ции го­су­дар­ст­ва. Без пря­мой фи­нан­со­вой под­держ­ки со сто­ро­ны биз­не­са или вла­сти не мо­гут обой­тись да­же «ста­рые» еже­днев­ные га­зе­ты.

Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ин­фор­ма­ци­он­ную сфе­ру в 1990-х гг. ока­зы­ва­ли про­цес­сы кон­цен­тра­ции СМИ в ру­ках уз­ко­го кру­га про­мыш­лен­но-фи­нан­со­вых групп. Те­ма­ти­ка пуб­ли­ка­ций, вы­бор ос­ве­щае­мых со­бы­тий и яв­ле­ний, их оцен­ка не­ред­ко де­ла­ют­ся в уго­ду ин­те­ре­сам этих групп. В то же вре­мя круп­ная те­ле­ра­дио- и по­ли­гра­фи­че­ская тех­ни­ка, а так­же зна­чи­тель­ная часть те­ле­ра­дио- и из­даю­щих ор­га­ни­за­ций скон­цен­три­ро­ва­ны в ру­ках го­су­дар­ст­ва: ВГТРК с её ре­гио­наль­ны­ми и фе­дераль­ны­ми те­ле­ра­дио­ор­га­ни­за­ция­ми, ИТАР-ТАСС, РИА «Но­вос­ти», «Рос­сий­ская га­зе­та», мно­гие ме­ст­ные из­да­ния. Го­су­дар­ст­ву при­над­ле­жит 51% ак­ций ОРТ. Боль­шую груп­пу СМИ фи­нан­си­ру­ет пра­ви­тель­ство Мо­ск­вы: «ТВ-Центр», го­род­ской ка­бель­ный ка­нал «ТВ-Центр-Сто­ли­ца», га­зе­ты «Твер­ская, 13», «Ве­чер­няя Мо­с­к­ва», «Де­ло­вая Мо­ск­ва се­го­дня», «Мо­с­к­вич­ка» и др. Кон­церн «Газ­пром-ме­диа» вклю­ча­ет НТВ, ре­гио­наль­ную те­ле­ви­зи­он­ную сеть ТНТ, ра­дио «Эхо Мо­ск­вы», жур­на­лы «Семь дней», «Ито­ги» и др. «Проф-ме­диа» кон­тро­ли­ру­ет «Из­вес­тия», «Ком­со­моль­скую прав­ду», жур­на­лы «За­кон», «Экс­перт», ра­дио «Ев­ро­па плюс» и др. Са­мо­стоя­тель­ные груп­пы об­ра­зу­ют еже­не­дель­ник «Ар­гу­мен­ты и фак­ты» с ря­дом спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных и ре­гио­наль­ных из­да­ний, а так­же ОАО «Мо­с­ков­ский ком­со­мо­лец» (еже­днев­ная га­зе­та, её ре­гио­наль­ные при­ло­же­ния, «МК-буль­вар» и др.).

В 1990-х гг. ак­тив­но раз­ви­ва­лась ре­гио­наль­ная и ме­ст­ная прес­са. Ес­ли об­ще­на­цио­наль­ное те­ле­ви­де­ние и ра­дио в це­лом дос­туп­ны для зна­чи­тель­ной час­ти рос­си­ян, то га­зе­ты прак­ти­че­ски ут­ра­ти­ли свой не­ко­гда уни­вер­саль­ный ох­ват ау­ди­то­рии. В боль­шой сте­пе­ни ин­те­рес к пе­чат­ным СМИ упал из-за воз­рос­ших цен на га­зе­ты и жур­на­лы. Не­ма­лое зна­че­ние име­ет и оп­ре­де­лён­ная по­те­ря до­ве­рия к ним со сто­ро­ны ау­ди­то­рии. Всё это при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му со­кра­ще­нию ти­ра­жей быв. цен­траль­ной прес­сы. Так, ра­зо­вые ти­ра­жи об­ще­рос­сий­ских га­зет со­кра­ти­лись в 3 раза, жур­на­лов – в 5 раз. Со­от­вет­ст­вен­но со­кра­ти­лись и го­до­вые ти­ра­жи: в 1990-е гг. у об­ще­рос­сий­ских га­зет – в 11 раз, у жур­на­лов – в 8. Ос­во­бо­див­шую­ся ни­шу за­ня­ли ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные из­да­ния, уде­ляю­щие го­раз­до мень­ше вни­ма­ния об­ще­рос­сий­ским и ме­ж­ду­на­род­ным про­бле­мам. К кон­цу 1990-х гг. от­ме­че­но сум­мар­ное пре­вы­ше­ние под­пис­ных ти­ра­жей ме­ст­ных из­да­ний над цен­траль­ны­ми. До­ля по­след­них со­став­ля­ет не бо­лее 36%. На мес­тах уда­лось до­бить­ся по­пу­ляр­но­сти тем цен­траль­ным га­зе­там, ко­то­рые часть сво­их ма­те­риа­лов по­свя­ща­ют ре­гио­наль­ным про­бле­мам, вы­пус­кая со­от­вет­ст­вую­щие вклад­ки («Ар­гу­мен­ты и фак­ты», «Ком­со­моль­ская прав­да», «Мо­с­ков­ский ком­со­мо­лец»). Ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся прес­са та­ких круп­ных ре­гио­нов, как С.-Пе­тер­бург, При­мо­рье, Рос­тов-на-До­ну и Рос­тов­ская обл., Ека­те­рин­бург, Урал.

Ин­фор­ма­ци­он­ный бум нач. 1990-х гг. не ми­но­вал и ин­фор­ма­ци­он­ные агент­ст­ва. Соз­да­вав­шие­ся агент­ст­ва («Пост­фак­тум», «Ин­тер­факс») бы­ли пре­ж­де все­го аль­тер­на­ти­вой гос. ин­фор­ма­ци­он­ной служ­бе (сис­те­ма ТАСС и АПН). На­чи­ная с ну­ля, пе­ре­жи­вая ог­ром­ные труд­но­сти, но­вые агент­ст­ва су­ме­ли за­вое­вать ре­пу­та­цию на­дёж­но­го ис­точ­ни­ка опе­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции и ком­мен­та­ри­ев, ко­то­рые не мог­ли прой­ти че­рез офи­ци­аль­ные ка­на­лы. Мо­но­по­лия ТАСС и АПН бы­ла раз­ру­ше­на. Как толь­ко агент­ст­ва ста­ли учи­ты­вать ре­аль­ные по­треб­но­сти ме­диа­рын­ка, спрос на ин­фор­ма­ци­он­ную про­дук­цию вы­рос. Ус­пеш­но­му раз­ви­тию се­ти ин­фор­ма­ци­он­ных агентств, по­вы­ше­нию ка­че­ст­ва их про­дук­ции спо­соб­ст­во­ва­ло и то, что они дей­ст­во­ва­ли в ус­ло­ви­ях ост­рой кон­ку­рен­ции. Ис­поль­зуя ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы, ин­фор­ма­ци­он­ные агент­ст­ва ста­но­ви­лись эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы­ми, обес­пе­чи­вая са­мо­стоя­тель­ность про­ве­де­ния ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ки.

В Рос­сии дей­ст­ву­ет мно­же­ст­во разл. служб, стре­мя­щих­ся ра­бо­тать в ка­че­ст­ве ин­фор­ма­ци­он­ных агентств. Кон­ку­рен­ция влия­ет на осн. на­прав­ле­ния их раз­ви­тия: по­вы­ше­ние опе­ра­тив­но­сти со­об­ще­ний за счёт ос­вое­ния но­вых тех­ни­че­ских средств пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции; уточ­не­ние ау­ди­то­рии и по­иск сво­ей ин­фор­ма­ци­он­ной ни­ши; по­вы­ше­ние до­стовер­но­сти со­об­ще­ний за счёт рос­та про­фес­сио­на­лиз­ма и тех­но­ло­ги­че­ских ин­но­ва­ций. С не­об­хо­ди­мо­стью со­от­вет­ст­во­вать ры­ноч­ным тре­бо­ва­ни­ям столк­ну­лись и быв. мо­но­по­ли­сты. ИТАР-ТАСС, РИА «Но­вос­ти» (быв. АПН), «Ин­тер­факс» да­ют уни­вер­саль­ную по те­ма­ти­ке ин­фор­ма­цию и за­ни­ма­ют гла­вен­ст­вую­щие по­зи­ции в сис­те­ме ин­фор­ма­ци­он­ных агентств. Су­ще­ст­ву­ют так­же спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные (Рос­Биз­не­с­Кон­сал­тинг), ре­гио­наль­ные (Та­тар-ин­форм) и се­те­вые агент­ст­ва. Кро­ме то­го, на рос. ме­диа­рын­ке ак­тив­но дей­ст­ву­ют ино­стран­ные ин­фор­ма­ци­он­ные агент­ст­ва, в т. ч. «Рей­тер», ли­ди­рую­щий в эко­но­ми­че­ской и фи­нан­со­вой сфе­рах.

Печатные издания

В 2003, по дан­ным Мин-ва по де­лам пе­ча­ти, те­ле­ви­де­ния и ра­дио­ве­ща­ния РФ, бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но св. 41 тыс. пе­чат­ных СМИ, в т. ч. ок. 24 тыс. га­зет, 14,5 тыс. жур­на­лов, 3 тыс. аль­ма­на­хов, сбор­ни­ков, бюл­ле­те­ней и маг­нит­ных но­си­те­лей. Еже­год­но по­яв­ля­ют­ся в сред­нем 350 но­вых из­да­ний. В то же вре­мя на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию сред­них ра­зо­вых ти­ра­жей. Об­щий ти­раж рос. га­зет в 2002 со­ста­вил ок. 8 млрд. экз., а жур­на­лов – 520 млн. экз. Фе­де­раль­ные из­да­ния в об­щем объ­ё­ме рос. СМИ со­став­ля­ют при­мер­но треть, столь­ко же при­хо­дит­ся на до­лю му­ни­ци­паль­ной прес­сы – гл. обр. го­род­ских и рай­он­ных га­зет. Сре­ди жур­на­лов ли­ди­ру­ют цен­траль­ные из­да­ния об­ще­го спро­са, до­ля ко­то­рых в об­щем го­до­вом ти­ра­же со­став­ля­ет св. 80%. Вы­пуск всей пе­чат­ной про­дук­ции стра­ны обес­пе­чи­ва­ют бо­лее 6 тыс. по­ли­гра­фи­че­ских пред­при­ятий раз­ных форм соб­ст­вен­но­сти, в т. ч. ок. 1000 ча­ст­ных пред­при­ятий, воз­ник­ших в по­след­ние не­сколь­ко лет.

Прин­ци­пи­аль­но но­вым яв­ле­ни­ем ста­ло де­ле­ние пе­рио­ди­че­ских из­да­ний на ка­че­ст­вен­ные и мас­со­вые. К пер­вым от­но­сят­ся со­лид­ные об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские га­зе­ты и жур­на­лы, при­чём как су­ще­ст­во­вав­шие в сов. вре­мя («Из­вес­тия»), так и воз­ник­шие в 1990-е гг. («Не­за­ви­си­мая га­зе­та», «Ито­ги»), а так­же де­ло­вые из­да­ния. Мас­со­вая прес­са пред­став­ле­на гл. обр. «буль­вар­ны­ми», рек­лам­ны­ми и эро­ти­че­ски­ми из­да­ния­ми. С сер. 1990-х гг. в Рос­сии вы­хо­дит зна­чи­тель­ное чис­ло фи­нан­со­вых га­зет, не­ко­то­рые из них по сво­ему уров­ню при­бли­жа­ют­ся к луч­шим за­пад­ным из­да­ни­ям («Фи­нан­со­вые Из­вес­тия», еже­днев­ная га­зе­та «Ве­до­мо­сти»). Мас­сив де­ло­вой прес­сы пред­став­лен так­же мно­же­ст­вом еже­не­дель­ных из­да­ний: «Эко­но­ми­ка и жизнь», «Экс­перт», «Про­филь», «День­ги», «Ком­па­ния» и др. За по­след­ние 10–12 лет рез­ко воз­рос­ла ин­фор­ма­ци­он­ная со­став­ляю­щая рос. СМИ, но важ­ней­шей ча­стью жур­на­ли­сти­ки ос­та­ют­ся ана­ли­ти­ка, ин­тер­пре­та­ция со­бы­тий, пуб­ли­ци­сти­ка.

В то же вре­мя на­блю­да­ет­ся про­цесс «по­жел­те­ния» мно­гих га­зет. От­ли­чи­тель­ные чер­ты «буль­вар­ной» прес­сы – при­ми­ти­визм, стрем­ле­ние стро­ить свою ин­фор­ма­ци­он­ную дея­тель­ность на го­лой сен­са­ци­он­но­сти, пуб­ли­ка­ции «го­ря­чих» фак­тов из жиз­ни из­вест­ных дея­телей по­ли­ти­ки, биз­не­са, куль­ту­ры. Рек­лам­ные га­зе­ты и жур­на­лы так­же за­вое­ва­ли до­воль­но проч­ные по­зи­ции на рын­ке мас­со­вых пе­рио­ди­че­ских из­да­ний. Ко­ли­че­ст­во их по Рос­сии не­ук­лон­но рас­тёт.

К сер. 1990-х гг. тра­ди­ци­он­ные для рос. ме­диа­рын­ка «тол­стые» об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские, ли­те­ра­тур­ные, на­уч­но-по­пу­ляр­ные еже­ме­сяч­ные жур­на­лы («Но­вый мир», «Юность», «Зна­мя», «Ок­тябрь», «Нау­ка и жизнь») пе­ре­ста­ли оп­ре­де­лять ли­цо оте­че­ст­вен­ной жур­наль­ной пе­рио­ди­ки, ус­ту­пив ли­ди­рую­щие по­зи­ции «глян­це­вым» еже­ме­сяч­ным и еже­не­дель­ным жур­на­лам. Но­вым для Рос­сии ста­ло по­яв­ле­ние жур­на­лов, ко­то­рые на За­па­де тра­ди­ци­он­но от­но­сят к ин­фор­ма­ци­он­ным и ил­лю­ст­ри­ро­ван­ным из­да­ни­ям. Та­ки­ми при­зна­ка­ми в со­вет­ское вре­мя об­ла­дал еже­не­дель­ный жур­нал «Ого­нёк». К ин­фор­ма­ци­он­ным из­да­ни­ям, осн. вни­ма­ние уде­ляю­щим тек­сту, от­но­сят­ся жур­на­лы уни­вер­саль­ной (об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской) те­ма­ти­ки («Ито­ги», «Еже­не­дель­ный жур­нал», «Ком­мер­сантъ-власть»). Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных из­да­ний, в ко­то­рых текст иг­ра­ет вспо­мо­га­тель­ную роль, го­раз­до боль­ше, но при этом те­ма­ти­че­ски они бо­лее спе­циа­ли­зи­ро­ва­ны. В це­лом же со­стоя­ние жур­наль­но­го рын­ка оп­ре­де­ля­ют не бо­лее 600 жур­на­лов об­ще­го спро­са с сово­куп­ным го­до­вым объ­ё­мом в 61–62 млрд. по­лос.

Телевидение и радиовещание

Останкинская телебашня.

К 2002 бы­ло вы­да­но 1276 дей­ст­вую­щих ли­цен­зий на эфир­ное те­ле­ве­ща­ние, 20 – на эфир­но-ка­бель­ное; 1002 – на ка­бель­ное; 18 – на спут­ни­ко­вое. Име­ет­ся 9 ка­на­лов, дос­туп­ных бо­лее чем 50% на­се­ле­ния стра­ны, 3 об­ще­на­цио­наль­ных ка­на­ла (ОРТ, РТР, НТВ), ок. 1000 ре­гио­наль­ных ка­на­лов раз­ных форм соб­ст­вен­но­сти (боль­шин­ст­во из них вхо­дит в круп­ные те­ле­ви­зи­он­ные се­ти Рен-ТВ, СТС, ТНТ). Сеть рос. эфир­но­го те­ле­ве­ща­ния вклю­ча­ет бо­лее 13 тыс. пе­ре­дат­чи­ков разл. мощ­но­сти. Раз­ра­бо­тан­ные оте­че­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­стью и предъ­яв­лен­ные на сер­ти­фи­ка­цию в 2001 пе­ре­дат­чи­ки для циф­ро­во­го на­зем­но­го ве­ща­ния на­ча­ли по­сту­пать на внут­рен­ний ры­нок. Ко­ли­че­ст­во або­нен­тов ка­бель­ных те­ле­се­тей со­став­ля­ет 12 млн. до­мо­хо­зяйств, или 20 млн. або­нен­тов.

В 1990-е гг. струк­ту­ра оте­че­ст­вен­но­го те­ле­ве­ща­ния из­ме­ни­лась. Ком­мер­че­ское те­ле­ви­де­ние по ко­ли­че­ст­ву те­ле­стан­ций пре­об­ла­да­ет над го­су­дар­ст­вен­ным, од­на­ко ох­ват ау­ди­то­рии у мно­гих ком­мер­че­ских ком­па­ний го­раз­до у́же, чем у госу­дар­ст­вен­ных. В ор­га­ни­за­ци­он­ном от­но­ше­нии су­ще­ст­вен­ным яв­ля­ет­ся де­ле­ние те­ле­ком­па­ний на про­грам­мо­про­из­во­ди­те­лей (про­дю­сер­ские ком­па­нии) и ве­ща­те­лей. Но­вым яв­ле­ни­ем ста­ли так­же те­ле­ор­га­ни­за­ции, строя­щие свою дея­тель­ность на прин­ци­пах те­ле­се­ти и объ­е­ди­няю­щие мно­же­ст­во не­го­су­дар­ст­вен­ных ре­гио­наль­ных те­ле­ком­па­ний как внут­ри Рос­сии, так и в СНГ. Те­ле­ве­ща­ние пе­ре­ста­ло быть ис­клю­чи­тель­но эфир­ным, поя­ви­лись те­ле­ор­га­ни­за­ции, ис­поль­зую­щие в ка­че­ст­ве спо­со­ба транс­ля­ции спут­ни­ко­вую связь («Кос­мос-ТВ», «НТВ плюс»). Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся строи­тель­ст­во ка­бель­ных се­тей, по ко­то­рым пе­ре­да­ёт­ся сиг­нал эфир­ных ком­па­ний и раз­но­об­раз­ные ТВ-про­грам­мы. Вме­сте с тем эфир­ное те­ле­ви­де­ние, ис­чер­пав воз­мож­но­сти мет­ро­во­го диа­па­зо­на, всё ак­тив­нее ис­поль­зу­ет де­ци­мет­ро­вый. Пер­спек­тив­ным с точ­ки зре­ния ка­че­ст­ва про­грамм и вклю­чён­но­сти рос. зри­те­ля в гло­баль­ное ин­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ст­во пред­став­ля­ет­ся спут­ни­ко­вое те­ле­ви­де­ние. Од­на­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние спут­ни­ко­во­го ТВ в Рос­сии сдер­жи­ва­ет­ся до­ро­го­виз­ной обо­ру­до­ва­ния, не­об­хо­ди­мо­го для приё­ма те­ле­ви­зи­он­но­го сиг­на­ла.

К кон­цу 1990-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась но­вая струк­ту­ра ра­дио­ве­ща­ния, воз­ник ши­ро­кий спектр ра­дио­стан­ций. К 2002 бы­ло вы­да­но бо­лее 1000 дей­ст­вую­щих ли­цен­зий на эфир­ное ра­дио­ве­ща­ние. Круп­ней­шим соб­ст­вен­ни­ком в этой сфе­ре ос­та­ёт­ся го­су­дар­ст­во. Сек­тор гос. ра­дио­ве­ща­ния пре­тер­пел серь­ёз­ную эво­лю­цию. Её осн. эта­пы – соз­да­ние «Ра­дио Рос­сии» (дек. 1990), об­ра­зо­вав­ше­го вме­сте с рос. те­ле­ви­де­ни­ем Все­рос­сий­скую гос. те­ле­ра­дио­ве­ща­тель­ную ком­па­нию (ВГТРК). «Ра­дио Рос­сии» ста­но­вит­ся глав­ным гос. ра­дио­ка­на­лом с круг­ло­су­точ­ным ве­ща­ни­ем. До 1995 па­рал­лель­но су­ще­ст­во­ва­ла дру­гая рос. те­ле­ра­дио­ком­па­ния – «Ос­тан­ки­но», в ко­то­рую вхо­ди­ли ра­дио­стан­ции «Ра­дио-1», «Ма­як», «Юность» и «Ор­фей». По­сле её ли­к­ви­да­ции в 1995 эти ка­на­лы по­лу­чи­ли ста­тус об­ще­рос­сий­ских, в ре­зуль­та­те всем гос. ра­дио­стан­ци­ям бы­ли да­ны рав­ные стар­то­вые воз­мож­но­сти. Од­на­ко уже в 1998 на ба­зе ВГТРК бы­ла соз­да­на еди­ная гос. кор­по­ра­ция ау­дио­ви­зу­аль­ных СМИ, в ко­то­рую во­шли наря­ду с ВГТРК (РТР, ка­нал «Куль­тура», «Ра­дио Рос­сии») «Ма­як» (объ­единён с ра­дио­стан­ци­ей «Юность»), «Ор­фей», тех­ни­че­ские служ­бы, св. 90 ре­гио­наль­ных ГТРК как до­чер­ние пред­при­ятия ВГТРК, 110 ре­гио­наль­ных пе­ре­даю­щих ра­дио­те­ле­цен­тров как фи­лиа­лы гос. ком­па­нии на мес­тах. К зо­не гос. ра­дио­ве­ща­ния при­мы­ка­ют и ра­дио­стан­ции, на­хо­дя­щие­ся в му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти. Чис­ло их по­сто­ян­но со­кра­ща­ет­ся, му­ни­ци­паль­ное ве­ща­ние, су­ще­ст­вую­щее, как пра­ви­ло, толь­ко в про­вод­ной се­ти, вы­тес­ня­ет­ся с ме­диа­рын­ка.

Сек­тор ком­мер­че­ских и ча­ст­ных ра­дио­стан­ций по­сто­ян­но ук­ре­п­ля­ет свои по­зи­ции в эфи­ре. Не­го­су­дар­ст­вен­ное ра­дио ди­на­мич­но раз­ви­ва­ет­ся, ос­ваи­вая наи­бо­лее пер­спек­тив­ный УКВ-FM-диа­па­зон. Ком­мер­че­ское ра­дио­ве­ща­ние раз­ви­ва­ет­ся по всей стра­не и де­лит­ся на 2 осн. ти­па: 1) сто­лич­ные се­те­вые FM-стан­ции, имею­щие парт­нё­ров-рет­ранс­ля­то­ров в ре­гио­нах; 2) ме­ст­ные FM-стан­ции, с 2000 пы­таю­щие­ся соз­да­вать соб­ст­вен­ные ре­гио­наль­ные се­ти. Оте­че­ст­вен­ный ра­дио­ры­нок по те­ма­ти­ке про­грамм чёт­ко де­лит­ся на 3 круп­ных клас­са: 1) уни­вер­саль­ные, вклю­чаю­щие ши­ро­кий спектр пе­ре­дач, пред­на­зна­чен­ных для всех ка­те­го­рий слу­ша­те­лей («Ра­дио Рос­сии»); 2) ин­фор­ма­ци­он­ные, от­даю­щие пред­поч­те­ние иду­щим в ин­тен­сив­ном ре­жи­ме вы­пус­кам но­во­стей, опе­ра­тив­ным ком­мен­та­ри­ям, обо­зре­ни­ям («Ма­як», «Эхо Мо­ск­вы»); 3) му­зы­каль­ные, ста­вя­щие в ос­но­ву сво­ей дея­тель­но­сти раз­вле­ка­тель­ную функ­цию («Рус­ское ра­дио», «Ев­ро­па плюс», «Хит FM» и др.).

В це­лом ры­нок ау­дио­ви­зу­аль­ных СМИ раз­ви­ва­ет­ся очень ди­на­мич­но, об­ла­дая вы­со­ким по­тен­циа­лом воз­дей­ст­вия на ау­ди­то­рию и по­вы­шен­ной при­вле­ка­тель­но­стью для рек­ла­мо­да­те­лей, а так­же яв­ля­ясь од­ним из са­мых эф­фек­тив­ных средств про­ве­де­ния пред­вы­борных кам­па­ний. Ин­те­рес зри­те­лей и слу­ша­те­лей под­дер­жи­ва­ет­ся бла­го­да­ря на­сы­ще­нию сет­ки ве­ща­ния по­ка­зом ху­доже­ст­вен­ных филь­мов, те­ле­се­риа­лов, по­зна­ва­тель­ных и раз­вле­ка­тель­ных про­грамм, транс­ля­цией ра­дио- и те­ле­спек­так­лей, кон­цер­тов и т. п. В то же вре­мя важ­ной ос­та­ёт­ся про­бле­ма без­нрав­ст­вен­но­сти, на­си­лия и жес­то­ко­сти на эк­ра­не. Бо­роть­ся с этим яв­ле­ни­ем пы­тают­ся мно­гие об­ще­ст­вен­ные и государственные ор­га­ни­за­ции, вы­дви­гая раз­но­об­раз­ные за­ко­но­да­тель­ные ини­циа­ти­вы, в т. ч. свя­зан­ные с соз­да­ни­ем Выс­ше­го со­ве­та по нрав­ст­вен­но­сти на те­ле­ви­де­нии и ра­дио и со­от­вет­ст­вую­щих на­блю­да­тель­ных со­ве­тов в ре­гио­нах Рос­сии и др.

Интернет и СМИ

Ин­тер­нет в Рос­сии раз­ви­ва­ет­ся очень ди­на­мич­но. В 2003 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но ок. 11 млн. поль­зо­ва­те­лей. Су­ще­ст­вую­щие в Ин­тер­не­те СМИ раз­ли­ча­ют­ся по сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию. Пер­вая ка­те­го­рия воз­ник­ла в ре­зуль­та­те эво­лю­ции тра­ди­ци­он­ных СМИ, ко­то­рые по­пол­ни­лись веб-стра­ни­ца­ми или элек­трон­ны­ми вер­сия­ми пе­чат­ных, те­ле-, ра­дио­вы­пус­ков (из­да­ния «Ар­гу­мен­ты и фак­ты», «Из­вес­тия», «Ком­мер­сантъ» и др.; ра­дио­стан­ции «Ра­дио Рос­сии», «Ма­як», «Рус­ское ра­дио», «Ев­ро­па плюс», «Эхо Мо­ск­вы»; ин­фор­ма­ци­он­ные агент­ст­ва ИТАР-ТАСС, Ин­тер­факс, Рос­Биз­не­сКон­сал­тинг и др.). Рос­сий­ское те­ле­ви­де­ние (в т. ч. РТР, НТВ) в Ин­тер­не­те пред­став­ле­но бо­лее чем 200 веб-сай­та­ми. Вто­рая ка­те­го­рия СМИ поя­ви­лась на ба­зе се­те­вых тех­но­ло­гий и функ­цио­ни­ру­ет ис­клю­чи­тель­но в сре­де Ин­тер­не­та. Это т. н. элек­трон­ные СМИ – веб-из­да­ния. К ним, в ча­ст­но­сти, от­но­сят­ся «Рус­ский Жур­нал» (www.russ.ru), «Га­зе­та.Ру» (www.gaze­ta.ru), «По­лит.Ру» (www.polit.ru), «Ут­ро» (www.ytro.ru), «Лента.Ру» (www. lenta.ru) и др. Сер­ве­ры Все­мир­ной пау­ти­ны слу­жат плат­фор­мой для по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва элек­трон­ных из­да­ний. Сис­те­ма се­те­вых из­да­ний, а так­же элек­трон­ных вер­сий тра­ди­ци­он­ных СМИ – ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щий­ся сег­мент ин­фор­ма­ци­он­но­го рын­ка Рос­сии. Вмес­те с тем су­ще­ст­ву­ют фак­то­ры, сдер­жи­ваю­щие раз­ви­тие оте­че­ст­вен­ных СМИ в Ин­тер­не­те: не­раз­ви­тость ин­фра­струк­ту­ры, низ­кое ка­че­ст­во ка­на­лов свя­зи, сла­бая тех­ни­че­ская ос­на­щён­ность ре­гио­наль­ных про­из­во­ди­те­лей, до­ро­го­виз­на ус­луг.

Лит.: Сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции пост­со­вет­ской Рос­сии /­ Под ред. Я. Н. За­сур­ско­го. М., 2002; Сис­те­ма средств мас­со­вой инфор­ма­ции Рос­сии / Под ред. Я. Н. За­сурско­го. М., 2003; Рос­сий­ские СМИ: ко­ли­че­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка // Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки. 2003. № 4; Со­стоя­ние рос­сий­ско­го рын­ка печат­ных СМИ: про­бле­мы, тен­ден­ции, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия / http://www.mptr.ru.

Вернуться к началу