Средства массовой информации (СМИ)
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации. Принятие этого нормативного акта, а также предшествовавшего ему Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990) – новый этап в истории отечественной журналистики. Впервые за всю историю России деятельность СМИ регулировалась специальным законом, в котором были сформулированы осн. правила учреждения, регистрации, функционирования средств массовой информации, провозглашалась недопустимость всякой цензуры. Это открывало широкие правовые и профессиональные возможности для рос. журналистов и СМИ в целом в освещении важнейших событий политической, экономической, социальной, культурной жизни страны. На основе рос. закона о СМИ и в соответствии с ним были приняты федеральные законы об экономической поддержке СМИ и книгоиздания, об обязательном экземпляре документов, президентские указы и правительственные постановления, определившие правовые основы издательской деятельности, лицензирования телерадиовещания и т. д. В совокупности эти нормативные акты составляют законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, которое, в свою очередь, опирается на положения ст. 29 Конституции РФ о свободе массовой информации, недопустимости цензуры, праве каждого на информацию и свободу выражения мнений.
Законодательство о СМИ сыграло положительную роль в формировании нового типа рос. средств массовой информации и обеспечило правовую основу их функционирования. Однако к нач. 21 в. во многих своих положениях (несмотря на поправки 1995) оно устарело. Именно поэтому в нач. 2000 была разработана новая редакция Закона «О средствах массовой информации», проект которого содержит нормы, регламентирующие статус владельца СМИ, а также ограничения, связанные с финансированием периодических печатных изданий и деятельности их владельцев и/или издателей за счёт средств бюджетов разных уровней и др. Основополагающим в новом законе остаётся принцип свободы слова и отсутствия цензуры.
Формирование системы СМИ в современной России
Демократизация политической системы России привела к кардинальным изменениям в структуре рос. СМИ. Прекратили своё существование КПСС и административно-командная система управления, определявшие осн. параметры и многие элементы сов. печати и телерадиовещания. Возникли новые независимые СМИ, созданные коллективами журналистов. Если в сов. время система СМИ представляла своего рода вертикаль – от «Правды» и 1-го канала Центрального телевидения до районной газеты и местной теле- или радиостанции, то с нач. 1990-х гг. стала выстраиваться горизонтальная структура, основанная на демократических принципах, функционировании самостоятельных и взаимодействующих информационных организаций. Вместе с тем тяжёлое экономическое положение в стране, усугубленное финансовым кризисом 1998, привело к изменениям в информационной сфере, угрожающим её целостности. Речь идёт о разрушении сложившейся системы информационных связей и обеднении её содержательного наполнения, об ограничении полноты и ухудшении качества информации, т. е. о процессах, отрицательно влияющих на политико-правовые и нравственные устои общества. В то же время очевидно и то, что рос. рынок СМИ перестаёт быть только национальным. Об этом свидетельствует появление на медиарынке СМИ, созданных при участии иностранного капитала (периодические издания: «Финансовые Известия», «Итоги», «Ведомости»; радиостанции «Европа плюс», «Радио Максимум»; телекомпании НТВ, Рен-ТВ, телевизионная сеть СТС), а также рос. аналогов зарубежных изданий и телерадиопрограмм, которые выходят на рус. языке под исходным логотипом («Marie Claire», Euronews).
Непосредственное влияние на становление новой системы рос. СМИ оказали экономические реформы. Акционированию подверглись многие издания, в т. ч. учреждённые коллективами редакций. Появились новые частные газеты, журналы, радио- и телекомпании, которые быстро заняли твёрдые позиции на рос. информационном рынке, составив серьёзную конкуренцию гос. СМИ. Это привело к значительному росту количества массовых изданий по сравнению с сов. периодом. Формировалось новое понимание журналистики, которая стала трактоваться не только как профессиональная деятельность, имеющая целью информирование общества, но и как особый вид предпринимательства. Вместе с тем значительное число СМИ существует лишь в целях реализации корпоративных интересов коммерческих и иных структур, для решения политических задач. Не прекращают свой выпуск многие убыточные издания, финансируемые заинтересованными организациями и лицами либо живущие на дотации государства. Без прямой финансовой поддержки со стороны бизнеса или власти не могут обойтись даже «старые» ежедневные газеты.
Существенное влияние на информационную сферу в 1990-х гг. оказывали процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. В то же время крупная телерадио- и полиграфическая техника, а также значительная часть телерадио- и издающих организаций сконцентрированы в руках государства: ВГТРК с её региональными и федеральными телерадиоорганизациями, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Российская газета», многие местные издания. Государству принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: «ТВ-Центр», городской кабельный канал «ТВ-Центр-Столица», газеты «Тверская, 13», «Вечерняя Москва», «Деловая Москва сегодня», «Москвичка» и др. Концерн «Газпром-медиа» включает НТВ, региональную телевизионную сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы», журналы «Семь дней», «Итоги» и др. «Проф-медиа» контролирует «Известия», «Комсомольскую правду», журналы «Закон», «Эксперт», радио «Европа плюс» и др. Самостоятельные группы образуют еженедельник «Аргументы и факты» с рядом специализированных и региональных изданий, а также ОАО «Московский комсомолец» (ежедневная газета, её региональные приложения, «МК-бульвар» и др.).
В 1990-х гг. активно развивалась региональная и местная пресса. Если общенациональное телевидение и радио в целом доступны для значительной части россиян, то газеты практически утратили свой некогда универсальный охват аудитории. В большой степени интерес к печатным СМИ упал из-за возросших цен на газеты и журналы. Немалое значение имеет и определённая потеря доверия к ним со стороны аудитории. Всё это привело к значительному сокращению тиражей быв. центральной прессы. Так, разовые тиражи общероссийских газет сократились в 3 раза, журналов – в 5 раз. Соответственно сократились и годовые тиражи: в 1990-е гг. у общероссийских газет – в 11 раз, у журналов – в 8. Освободившуюся нишу заняли региональные и местные издания, уделяющие гораздо меньше внимания общероссийским и международным проблемам. К концу 1990-х гг. отмечено суммарное превышение подписных тиражей местных изданий над центральными. Доля последних составляет не более 36%. На местах удалось добиться популярности тем центральным газетам, которые часть своих материалов посвящают региональным проблемам, выпуская соответствующие вкладки («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец»). Интенсивно развивается пресса таких крупных регионов, как С.-Петербург, Приморье, Ростов-на-Дону и Ростовская обл., Екатеринбург, Урал.
Информационный бум нач. 1990-х гг. не миновал и информационные агентства. Создававшиеся агентства («Постфактум», «Интерфакс») были прежде всего альтернативой гос. информационной службе (система ТАСС и АПН). Начиная с нуля, переживая огромные трудности, новые агентства сумели завоевать репутацию надёжного источника оперативной информации и комментариев, которые не могли пройти через официальные каналы. Монополия ТАСС и АПН была разрушена. Как только агентства стали учитывать реальные потребности медиарынка, спрос на информационную продукцию вырос. Успешному развитию сети информационных агентств, повышению качества их продукции способствовало и то, что они действовали в условиях острой конкуренции. Используя рыночные механизмы, информационные агентства становились экономически независимыми, обеспечивая самостоятельность проведения информационной политики.
В России действует множество разл. служб, стремящихся работать в качестве информационных агентств. Конкуренция влияет на осн. направления их развития: повышение оперативности сообщений за счёт освоения новых технических средств передачи информации; уточнение аудитории и поиск своей информационной ниши; повышение достоверности сообщений за счёт роста профессионализма и технологических инноваций. С необходимостью соответствовать рыночным требованиям столкнулись и быв. монополисты. ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» (быв. АПН), «Интерфакс» дают универсальную по тематике информацию и занимают главенствующие позиции в системе информационных агентств. Существуют также специализированные (РосБизнесКонсалтинг), региональные (Татар-информ) и сетевые агентства. Кроме того, на рос. медиарынке активно действуют иностранные информационные агентства, в т. ч. «Рейтер», лидирующий в экономической и финансовой сферах.
Печатные издания
В 2003, по данным Мин-ва по делам печати, телевидения и радиовещания РФ, было зарегистрировано св. 41 тыс. печатных СМИ, в т. ч. ок. 24 тыс. газет, 14,5 тыс. журналов, 3 тыс. альманахов, сборников, бюллетеней и магнитных носителей. Ежегодно появляются в среднем 350 новых изданий. В то же время наблюдается тенденция к снижению средних разовых тиражей. Общий тираж рос. газет в 2002 составил ок. 8 млрд. экз., а журналов – 520 млн. экз. Федеральные издания в общем объёме рос. СМИ составляют примерно треть, столько же приходится на долю муниципальной прессы – гл. обр. городских и районных газет. Среди журналов лидируют центральные издания общего спроса, доля которых в общем годовом тираже составляет св. 80%. Выпуск всей печатной продукции страны обеспечивают более 6 тыс. полиграфических предприятий разных форм собственности, в т. ч. ок. 1000 частных предприятий, возникших в последние несколько лет.
Принципиально новым явлением стало деление периодических изданий на качественные и массовые. К первым относятся солидные общественно-политические газеты и журналы, причём как существовавшие в сов. время («Известия»), так и возникшие в 1990-е гг. («Независимая газета», «Итоги»), а также деловые издания. Массовая пресса представлена гл. обр. «бульварными», рекламными и эротическими изданиями. С сер. 1990-х гг. в России выходит значительное число финансовых газет, некоторые из них по своему уровню приближаются к лучшим западным изданиям («Финансовые Известия», ежедневная газета «Ведомости»). Массив деловой прессы представлен также множеством еженедельных изданий: «Экономика и жизнь», «Эксперт», «Профиль», «Деньги», «Компания» и др. За последние 10–12 лет резко возросла информационная составляющая рос. СМИ, но важнейшей частью журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика.
В то же время наблюдается процесс «пожелтения» многих газет. Отличительные черты «бульварной» прессы – примитивизм, стремление строить свою информационную деятельность на голой сенсационности, публикации «горячих» фактов из жизни известных деятелей политики, бизнеса, культуры. Рекламные газеты и журналы также завоевали довольно прочные позиции на рынке массовых периодических изданий. Количество их по России неуклонно растёт.
К сер. 1990-х гг. традиционные для рос. медиарынка «толстые» общественно-политические, литературные, научно-популярные ежемесячные журналы («Новый мир», «Юность», «Знамя», «Октябрь», «Наука и жизнь») перестали определять лицо отечественной журнальной периодики, уступив лидирующие позиции «глянцевым» ежемесячным и еженедельным журналам. Новым для России стало появление журналов, которые на Западе традиционно относят к информационным и иллюстрированным изданиям. Такими признаками в советское время обладал еженедельный журнал «Огонёк». К информационным изданиям, осн. внимание уделяющим тексту, относятся журналы универсальной (общественно-политической) тематики («Итоги», «Еженедельный журнал», «Коммерсантъ-власть»). Иллюстрированных изданий, в которых текст играет вспомогательную роль, гораздо больше, но при этом тематически они более специализированы. В целом же состояние журнального рынка определяют не более 600 журналов общего спроса с совокупным годовым объёмом в 61–62 млрд. полос.
Телевидение и радиовещание
К 2002 было выдано 1276 действующих лицензий на эфирное телевещание, 20 – на эфирно-кабельное; 1002 – на кабельное; 18 – на спутниковое. Имеется 9 каналов, доступных более чем 50% населения страны, 3 общенациональных канала (ОРТ, РТР, НТВ), ок. 1000 региональных каналов разных форм собственности (большинство из них входит в крупные телевизионные сети Рен-ТВ, СТС, ТНТ). Сеть рос. эфирного телевещания включает более 13 тыс. передатчиков разл. мощности. Разработанные отечественной промышленностью и предъявленные на сертификацию в 2001 передатчики для цифрового наземного вещания начали поступать на внутренний рынок. Количество абонентов кабельных телесетей составляет 12 млн. домохозяйств, или 20 млн. абонентов.
В 1990-е гг. структура отечественного телевещания изменилась. Коммерческое телевидение по количеству телестанций преобладает над государственным, однако охват аудитории у многих коммерческих компаний гораздо у́же, чем у государственных. В организационном отношении существенным является деление телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей. Новым явлением стали также телеорганизации, строящие свою деятельность на принципах телесети и объединяющие множество негосударственных региональных телекомпаний как внутри России, так и в СНГ. Телевещание перестало быть исключительно эфирным, появились телеорганизации, использующие в качестве способа трансляции спутниковую связь («Космос-ТВ», «НТВ плюс»). Активно развивается строительство кабельных сетей, по которым передаётся сигнал эфирных компаний и разнообразные ТВ-программы. Вместе с тем эфирное телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, всё активнее использует дециметровый. Перспективным с точки зрения качества программ и включённости рос. зрителя в глобальное информационное пространство представляется спутниковое телевидение. Однако широкое распространение спутникового ТВ в России сдерживается дороговизной оборудования, необходимого для приёма телевизионного сигнала.
К концу 1990-х гг. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр радиостанций. К 2002 было выдано более 1000 действующих лицензий на эфирное радиовещание. Крупнейшим собственником в этой сфере остаётся государство. Сектор гос. радиовещания претерпел серьёзную эволюцию. Её осн. этапы – создание «Радио России» (дек. 1990), образовавшего вместе с рос. телевидением Всероссийскую гос. телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным гос. радиоканалом с круглосуточным вещанием. До 1995 параллельно существовала другая рос. телерадиокомпания – «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После её ликвидации в 1995 эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем гос. радиостанциям были даны равные стартовые возможности. Однако уже в 1998 на базе ВГТРК была создана единая гос. корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк» (объединён с радиостанцией «Юность»), «Орфей», технические службы, св. 90 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиотелецентров как филиалы гос. компании на местах. К зоне гос. радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Число их постоянно сокращается, муниципальное вещание, существующее, как правило, только в проводной сети, вытесняется с медиарынка.
Сектор коммерческих и частных радиостанций постоянно укрепляет свои позиции в эфире. Негосударственное радио динамично развивается, осваивая наиболее перспективный УКВ-FM-диапазон. Коммерческое радиовещание развивается по всей стране и делится на 2 осн. типа: 1) столичные сетевые FM-станции, имеющие партнёров-ретрансляторов в регионах; 2) местные FM-станции, с 2000 пытающиеся создавать собственные региональные сети. Отечественный радиорынок по тематике программ чётко делится на 3 крупных класса: 1) универсальные, включающие широкий спектр передач, предназначенных для всех категорий слушателей («Радио России»); 2) информационные, отдающие предпочтение идущим в интенсивном режиме выпускам новостей, оперативным комментариям, обозрениям («Маяк», «Эхо Москвы»); 3) музыкальные, ставящие в основу своей деятельности развлекательную функцию («Русское радио», «Европа плюс», «Хит FM» и др.).
В целом рынок аудиовизуальных СМИ развивается очень динамично, обладая высоким потенциалом воздействия на аудиторию и повышенной привлекательностью для рекламодателей, а также являясь одним из самых эффективных средств проведения предвыборных кампаний. Интерес зрителей и слушателей поддерживается благодаря насыщению сетки вещания показом художественных фильмов, телесериалов, познавательных и развлекательных программ, трансляцией радио- и телеспектаклей, концертов и т. п. В то же время важной остаётся проблема безнравственности, насилия и жестокости на экране. Бороться с этим явлением пытаются многие общественные и государственные организации, выдвигая разнообразные законодательные инициативы, в т. ч. связанные с созданием Высшего совета по нравственности на телевидении и радио и соответствующих наблюдательных советов в регионах России и др.
Интернет и СМИ
Интернет в России развивается очень динамично. В 2003 зарегистрировано ок. 11 млн. пользователей. Существующие в Интернете СМИ различаются по своему происхождению. Первая категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились веб-страницами или электронными версиями печатных, теле-, радиовыпусков (издания «Аргументы и факты», «Известия», «Коммерсантъ» и др.; радиостанции «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Европа плюс», «Эхо Москвы»; информационные агентства ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РосБизнесКонсалтинг и др.). Российское телевидение (в т. ч. РТР, НТВ) в Интернете представлено более чем 200 веб-сайтами. Вторая категория СМИ появилась на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. Это т. н. электронные СМИ – веб-издания. К ним, в частности, относятся «Русский Журнал» (www.russ.ru), «Газета.Ру» (www.gazeta.ru), «Полит.Ру» (www.polit.ru), «Утро» (www.ytro.ru), «Лента.Ру» (www. lenta.ru) и др. Серверы Всемирной паутины служат платформой для подавляющего большинства электронных изданий. Система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ – динамично развивающийся сегмент информационного рынка России. Вместе с тем существуют факторы, сдерживающие развитие отечественных СМИ в Интернете: неразвитость инфраструктуры, низкое качество каналов связи, слабая техническая оснащённость региональных производителей, дороговизна услуг.