Общество на рубеже 20 и 21 веков
Современное рос. общество обладает двумя основными чертами: во-первых, оно является постсоветским, поскольку родилось в результате краха сов. системы и распада СССР, а во-вторых, это – трансформирующееся общество, переживающее период качественного изменения своих социетальных характеристик, т. е. основ построения и взаимодействия всех его компонентов.
Основные характеристики зрелого советского общества
Нынешнее состояние рос. общества невозможно понять без адекватного представления о сов. обществе, которое, как и любое другое, может быть описано тремя взаимосвязанными характеристиками: эффективностью институциональной системы, качеством социально-групповой структуры и уровнем человеческого потенциала.
Главными институциональными особенностями сов. общества в последние годы его существования были: 1) авторитарный тип государства (монопольная власть одной партии), поддерживаемого мощной военно-бюрократической и репрессивной машиной; великодержавная внешняя и внутренняя политика; 2) гос. контроль всех сфер общественной жизни, отсутствие или крайняя слабость автономных структур гражданского общества, т. е. независимых от государства объединений граждан, резко ограниченные права и свободы человека; 3) полностью огосударствленная, высоко монополизированная экономика; централизованное планирование, распределение и перераспределение национального продукта при практическом отсутствии конкурентного рынка; 4) очевидное преобладание мобилизационных и репрессивных механизмов интеграции общества, включая крайние формы принуждения и подавления, при слабом развитии культурных и духовных механизмов интеграции; 5) тотальный идеологический контроль культуры; 6) гарантированное право граждан на труд; относительно развитая, но сословно разделённая система общественного потребления с резкой дифференциацией форм и качества социально-бытовых услуг в зависимости от места разных групп в социальной иерархии.
Этим определялись соответствующие черты социальной структуры СССР: 1) глубокий разрыв в социальном статусе, качестве жизни, объёме социальных прав и гарантий между представителями правящего класса (номенклатуры) и остальной частью общества; формализация контактов верхов с низами; 2) государственное регулирование заработной платы и доходов трудящихся в зависимости от регионов, отраслей производства, специфики труда и пр.; насаждаемый и контролируемый государством эгалитарный принцип распределения личных доходов; невысокий, хотя не нищенский уровень жизни массовых групп и слоёв; относительно высокое развитие социально-экономических прав и гарантий при ограниченности политических и гражданских прав; «пристойность» бедности и относительная скромность демонстрируемого личного богатства; приглушённость социальных конфликтов; 3) бюрократический тип социального расслоения, или стратификации, при котором социальный статус гражданина в решающей степени определялся местом в системе государственного и партийного управления; экономическое благосостояние сов. людей зависело, в первую очередь, от занимаемых должностей и в этом смысле носило вторичный характер по отношению к месту в иерархии управления, а роль культурного фактора в формировании социального статуса граждан была намного слабее, чем в странах Европы; 4) отсутствие (кроме номенклатуры) политических классов, осознающих свои специфические классовые интересы, готовых и способных их отстаивать; сословно-кастовый тип организации общества, структура которого состояла из множества слабо сообщающихся друг с другом групп, «сословий» и «каст», преследующих разные цели и ценности, живущих по собственным «уставам» (нормам и правилам).
Особенности социальной структуры сов. общества, в свою очередь, во многом определяли уровень развития и структуру его человеческого потенциала, представленного демографическим, экономическим, культурным и деятельностным компонентами. Демографический потенциал СССР был довольно высоким, поскольку численность населения страны была около 290 млн.чел. Наряду с огромностью территории, изобилием природных ресурсов и наличием ядерного оружия, это было немаловажным фактором, обеспечившим Советскому Союзу статус великой державы. Однако цена человеческой жизни в СССР была очень низкой. Гражд. война 1917– 1922, коллективизация и раскулачивание крестьянства, политические репрессии 1930-х гг., Вел. Отеч. война унесли десятки миллионов жизней и основательно подорвали здоровье нации. Отсюда повышенная смертность, короткая по сравнению с развитыми странами продолжительность жизни (особенно мужчин), резкий дисбаланс в численности мужчин и женщин, невысокая рождаемость, ухудшающееся качество генофонда (см. ст. Население в разделе Население. Народы и языки. Религии). Экономический компонент человеческого потенциала измеряется, с одной стороны, уровнем ВВП на душу населения, с другой – качеством жизни граждан. Первый показатель в СССР несколько превышал среднемировой уровень, второй был непропорционально низким, т. к. весь прибавочный и часть необходимого продукта, создаваемого трудом граждан, направлялись на индустриализацию и укрепление обороноспособности страны. Вместе с тем граждане СССР пользовались значительными социальными гарантиями. Безработных практически не было, а бездомных – мало. Представителям массовых групп были доступны воспитание детей в дошкольных учреждениях, бесплатное образование, базовая медицинская помощь, недорогие формы организованного отдыха, включая внутрисоюзный туризм. Узким местом народного потребления оставался острый дефицит жилья и высококачественных товаров. Для получения жилья гражданам приходилось годами стоять в очередях, но предоставлялось оно бесплатно, и квартирная плата была очень низкой.
Несмотря на меньшую, чем в других странах, зависимость оплаты труда сов. людей от уровня их образования, культурный компонент человеческого потенциала СССР был довольно высок и имел тенденцию к росту. Образование не только открывало возможности повышения статуса, но и обладало высокой самоценностью. В кон. 1980-х гг. сов. наука уступала только американской, а во многих областях знания сов. учёные были впереди. Доля лиц с высшим образованием и студентов в населении СССР была лишь в 1,5 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Качество обучения граждан в осн. соответствовало требованиям индустриального производства и оценивалось международными экспертами как высокое. К факторам, снижавшим культурный потенциал страны, можно отнести более низкое, чем в большинстве европейских стран, включая социалистические, место труда в системе ценностей россиян, их сравнительно слабые деловые качества, а также отсутствие укоренённого в массовом сознании уважения к закону, терпимость к ненормативному поведению других. Большинству сов. людей были свойственны патерналистский тип сознания, суть которого – упование на помощь и защиту со стороны «верхов», невысокая оценка самостоятельности, независимости, личной ответственности. Они редко проявляли личную инициативу, не стремились к самоорганизации и самоуправлению, отчуждённо воспринимали новые начинания власти и «общественные» инициативы, фактически инициируемые сверху. Сов. люди, наученные историческим опытом, предпочитали приспосабливаться к обстоятельствам жизни, а не пытаться их изменить.
Причины кризиса советской системы
Советская система несла в себе зародыш неизбежного кризиса, первым проявлением которого стала тенденция к замедлению темпов роста экономики (см. раздел Экономика). Базовый экономический институт централизованного планирования перестал справляться с усложняющимися задачами регулирования товарно-денежных потоков. В политической сфере проявлениями кризиса стали глубокий раскол элит и утрата центральной властью способности эффективно управлять обществом. Рост противоречий между центром и регионами, обострение межнациональных конфликтов предвещали кризис сов. империи. Национальные правящие элиты при поддержке интеллигенции всё откровеннее ратовали за политическую, экономическую и культурную самостоятельность республик, явно тяготясь властью «русского Центра». Особенно сильное развитие антирусские настроения получили в Прибалтике, Армении и Грузии. Идеологическое влияние КПСС повсеместно снижалось, особенно в Москве, ставшей центром распространения не только реформаторских идей, но и откровенного цинизма верхов, сочетавшегося с политическим двоемыслием низов. Разрушение государственных ценностей (таких, как социализм, советский патриотизм, дружба народов, социальная справедливость, коллективизм), не сопровождавшееся возникновением новых общенациональных идей, вело к состоянию аномии, моральной дезинтеграции и духовному кризису общества.
Назревающий кризис всё больше обесценивал и в конце концов свёл к нулю «социальный контракт» между верхами и низами общества. Верхи воспользовались начавшимся разложением системы, чтобы ещё улучшить своё положение, качество же жизни низов ощутимо снизилось. Постепенно в стране начали возникать новые социальные силы, осознававшие неэффективность сов. системы и искавшие пути её кардинального изменения. Основания для недовольства были почти у всех социальных и профессиональных групп, хотя его причины (а значит, и представления о желательном направлении реформ) были принципиально разными. Рабочие и крестьяне были заинтересованы прежде всего в повышении уровня и качества жизни. Интеллигенция, кроме того, надеялась на демократизацию и либерализацию социальной системы. Номенклатура же, чтобы стать полноценной элитой, стремилась обрести законное право на владение крупной собственностью.
Причины кризиса советской системы в конечном счёте носили социальный характер. В основе её краха лежала неадекватно низкая оценка человеческого фактора в общественном развитии. Характерная для кон. 20 – нач. 21 вв. тенденция к информатизации и интеллектуализации экономики и общества означала серьёзное повышение роли человеческой личности в общественном развитии. Поэтому важнейшей задачей перестройки (1985–91) и последовавших за ней реформ было создание условий для более эффективного использования человеческого потенциала страны и в первую очередь для повышения его культурного и деятельностного компонентов. Эту задачу нельзя было решить техническими или организационными способами. Путь к её решению лежал через изменение социальной структуры, освобождение и активизацию человеческой личности, создание условий для роста образования и квалификации, более полной реализации творческих сил большинства граждан. А это, в свою очередь, предполагало либерализацию базовых экономических институтов и демократизацию общественных отношений.
Социетальная трансформация российского общества как основная характеристика его современного состояния
Происходящие в России с нач. 1990-х гг. перемены представляют собой социетальную трансформацию, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества – социальную, экономическую, политическую, культурную и религиозную, все уровни общественной вертикали – общенациональный, региональный, локальный, групповой и индивидуальный. При этом речь идёт о трансформации, а не революции или целенаправленном переходе, поскольку преобразовательные процессы начались и протекали не в результате революционного переворота или рационально принятого политического решения (т. е. одномоментной смены политического режима или политического курса), но в постоянном противоборстве различных социально-политических сил и действии многочисленных противоречащих друг другу факторов.
Сознательное изменение типа, или социальной природы, общества предполагает наличие сильной власти, ориентированной на создание конкретной модели институционального устройства общества, понятной большинству его членов. Причём важно, чтобы цели этой реформы соответствовали как интересам большинства групп и слоёв, так и имеющимся у общества ресурсам и возможностям. Опросы общественного мнения показывают, что в сегодняшней России эти условия только начинают формироваться. Важной особенностью преобразований 1990-х гг. был их полустихийный характер. Российская элита, расколотая как по сферам активности, так и по клановому признаку, не обладала чёткой, понятной обществу и последовательно реализуемой программой. Да и само общество не сформировало разделяемое активным большинством россиян представление о желательном устройстве страны.
Такое положение в меньшей мере характерно для первых лет 21 в. Но осуществление программ президента и правительства по-прежнему наталкивается на противодействие самых различных внутренних и внешних социально-политических сил. Целенаправленную деятельность федеральной власти нельзя назвать доминирующим фактором, поскольку совокупное воздействие множества других, стихийных факторов часто оказывается сильнее. В России нет политических партий или общественных движений, программы которых пользовались бы осознанной и стабильной поддержкой масс, что позволило бы преодолеть разделение власти и общества.
Прямой и непосредственной целью реформ (а значит, и важным результатом трансформации) является совершенствование общественных институтов. Однако, взятое само по себе, оно служит только внешним отражением итогов социетальной трансформации общества. Более глубокий её результат состоит в преобразовании социально-групповой структуры, поскольку жизненные интересы участников этого процесса сосредоточены именно здесь. Наиболее же фундаментальным и долгосрочным (в смысле стратегических перспектив развития) результатом трансформации общества служит динамика его человеческого потенциала.
Трансформация институциональной системы России
Совокупность социальных институтов выполняет важные общественные функции (стабилизационную, адаптационную, интеграционную и инновационную). Особую роль в их реализации играют базовые институты, образующие ядро институциональной системы: институты власти, собственности, гражданского общества, прав и свобод человека.
Инициаторы реформ выдвигали на первый план задачу раскрепощения человеческой личности, расширения её прав и свобод. Это предполагало слом сов. институтов и формирование нового институционально-правового пространства, установление новых правил взаимодействия социальных субъектов. Для того чтобы выстраиваемое новое пространство проявило свои преимущества, требовалось обеспечить: полноту и согласованность (непротиворечивость) новых законов и юридических норм, их легитимность, а также выполнимость, т. е. соответствие тем условиям, в которых они должны реализоваться. Кроме того, надо было создать эффективную систему правового контроля и санкций, которая гарантировала бы выполнение устанавливаемых институциональных норм.
Действительно, за последние 10–12 лет институциональная система России качественно изменилась. Важнейшим критерием оценки качества формально-правового пространства служит легитимность представляющих его норм, т. е. их восприятие гражданами как в основном справедливых и отвечающих общественным интересам. Таковы прежде всего установления, обеспечивающие движение общества в сторону свободы, демократии и всеобщего благосостояния. В первое десятилетие реформ сделано достаточно много, чтобы возвращение к прежней системе стало невозможным. Монопольная власть одной партии сменилась многопартийной политической системой, выборы представительной власти приняли демократическую форму. Легализована частная собственность, формируются структуры гражданского общества: политические партии, социальные движения, ассоциации, фонды, разные типы независимых некоммерческих организаций и др. Хотя серьёзного влияния на жизнь общества они ещё не оказывают, но их численность увеличивается, многообразие самоорганизующихся объединений граждан растёт, результаты деятельности становятся зримее. В основном, хотя и не без борьбы, реализуются свободы слова, печати, вероисповедания. В то же время рано говорить об окончательном изменении социальной природы власти, о замене авторитарных механизмов управления демократическими, переориентации деятельности правящего слоя с собственных интересов на интересы общества. Гос. чиновники, представляющие власть, не стали работниками, ответственными перед обществом за результаты своей деятельности.
Законодательными органами России проделана значительная работа по формированию нового правового пространства. Приняты сотни законов, включая целый ряд кодексов. Для становления правового государства эта работа крайне важна. Однако на сегодняшний день правовое обеспечение рос. общества является далеко не полным и внутренне противоречивым. Действующая система содержит широкие возможности для противоправных, но ненаказуемых действий. Новые законы и постановления нередко противоречат друг другу или неотменённым прежним нормам, вплоть до конституционного уровня. Массовый характер носят расхождения региональных норм с федеральными. Одновременное действие разных норм, регулирующих конкретные правовые ситуации, оставляет большой простор для коррупционного маневрирования, для избирательного применения тех или иных норм. Крупным недостатком институциональной системы России является и слабость контроля над соблюдением установленных норм и правового принуждения социальных субъектов к их выполнению. Следствием этой ситуации является разрыв между формально-правовой базой общественных институтов и действительными социальными практиками, в которых они реализуются. В первое десятилетие постсоветской России активно шёл процесс институционализации неправовых (теневых и криминальных) практик, в результате которого бытующие в реальных взаимодействиях, не прописанные в законах или просто незаконные правила превращались в общепринятую культурную норму, что таит угрозу перерождения социальных институтов. В целом система базовых институтов страны ещё не сложилась, поэтому её эффективность невысока.
Для выполнения адаптационной функции требуется особое внимание к развитию институтов, обеспечивающих достаточную гибкость поведения общества во внешней среде, таких, как демократически избираемый и рационально действующий парламент, мирная и открытая внешняя политика, свободный конкурентный рынок, сочетающийся с гос. регулированием стратегических высот экономики, развитая передовая наука. Россия открылась миру, приняла международные обязательства, способствующие её интеграции в мировое сообщество. Более открытой стала экономика: на территории России рубль свободно конвертируется в иностранную валюту. Разрешены деятельность иностранных фирм и совместных предприятий, приобретение иностранцами акций рос. предприятий, хранение средств россиян в иностранных банках. В несколько раз возрос оборот внешней торговли, прилавки магазинов наполнились импортными товарами. Интенсивное развитие частного сектора и децентрализация управления способствовали росту динамичности экономики и общества, их отзывчивости на изменение внешних условий. Но в эйфории первых лет реформ условия и последовательность этапов открытия Западу были недостаточно продуманы с точки зрения политических интересов и экономической безопасности страны. Поэтому для экономики результаты новой внешней политики оказались противоречивыми. Многие высокотехнологичные предприятия, не выдержав конкуренции с зарубежными фирмами, были вынуждены закрыться, их трудовые коллективы распались, большинство работников деквалифицировались. В структуре производства резко повысилась доля сырьевых отраслей. Под ударом оказалось сельское хозяйство, не востребована наука, потерявшая значительную часть кадров. В итоге снизилась способность России быстро и адекватно отвечать на вызовы постиндустриальной эры.
Функцию социально-культурной интеграции общества выполняют институты семьи и школы, а также социальной, национальной и конфессиональной политики. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что рос. общество глубоко расколото, прежде всего, в социально-экономическом отношении. Если 5–7% семей получают невиданные в сов. время доходы и имеют огромную собственность, то от четверти до трети семей живут на грани или даже за чертой бедности. Качество, образ и стиль жизни верхних и нижних слоёв резко противопоставлены друг другу. Государство не в состоянии обеспечить адресную реальную помощь социально уязвимым слоям и группам, и в этих условиях активно идёт процесс перекладывания социальных расходов с гос. бюджета на население. Отказ от бесплатного предоставления жилья, сокращение бесплатных образовательных и медицинских услуг, многократное повышение тарифов на тепло, электричество и жилую площадь почти не затрагивают интересов верхних слоёв, но больно бьют по интересам нижних. Бедность, нищета и отсутствие перспектив у значительной части граждан способствуют распространению алкоголизма и наркомании, что расшатывает устои семьи и крайне отрицательно сказывается на положении и воспитании нового поколения россиян. Низкая оплата труда учителей снижает авторитет школы, ограничивает её воспитательные и культурные функции.
За выполнение инновационной функции, стимулирование и поддержку технических, экономических и социальных новаций ответственны институты конкурентного рынка, науки и образования, культуры и СМИ. Хотя развитие рыночных отношений продвинулось достаточно далеко, рос. рынок пока носит по преимуществу не конкурентный, а монопольный характер и не может справиться с ролью гл. механизма развития экономики. Средний и мелкий бизнес развиваются крайне медленно. Фундаментальная наука, многие области которой составляли национальную гордость, практически переведена на поддерживающее финансирование, исключающее возможность расширенного воспроизводства.
Таким образом, базовые институты России нач. 21 в. имеют промежуточный, переходный характер. Лишь часть их повысила свою эффективность, эффективность другой части осталась на том же уровне или снизилась. В целом институциональная система России не стала существенно более эффективной по сравнению с системой СССР. Сказанное не означает, что оплаченные высокой социальной ценой рос. реформы 1990-х гг. не принесли существенных результатов. Но чтобы выйти на качественно новый уровень и получить значимые социальные результаты, требуется усовершенствовать всю институциональную систему как единое целое, обеспечить согласованность и взаимную поддержку всех её элементов. А это – долговременная задача, требующая значительных усилий и власти, и общества.
Динамика социально-групповой структуры
Главная функция социальной структуры в развитии и функционировании общества состоит в таком распределении статусов и ролей между разными группами и категориями граждан, которое способствует максимизации общего результата жизнедеятельности общества, создаёт предпосылки для расширенного воспроизводства его человеческого потенциала. Наиболее эффективна такая структура, которая обеспечивает: зависимость жизненных шансов граждан на самореализацию прежде всего от их личных способностей и усилий; распределение материальных и социальных благ, поощряющее более сложные, ответственные и значимые для общества формы деятельности; свободу выбора индивидуальных путей продвижения в социальном пространстве; интенсивную трудовую и социальную мобильность граждан с преобладанием её восходящего направления над нисходящим. Удовлетворение этих требований к социальной структуре предполагает: условия, обеспечивающие реальную конкурентность восходящей мобильности граждан в зависимости от эффективности их усилий; многомерность социально-стратификационного пространства, создающую широкий выбор путей социального продвижения; умеренную депривацию низших слоёв общества, относительный характер бедности, которая не переходит в нищету; оптимальную дифференциацию социальных статусов, поддерживающую стремление к преуспеванию, но не создающую острой социальной напряжённости; минимальную зависимость социальных статусов от изначального неравенства жизненных шансов, связанного с унаследованными, а не обретёнными собственной активностью качествами граждан (полом, возрастом, местом рождения, национальностью, социальным происхождением и т. п.). Реформы 1990-х гг. были призваны способствовать улучшению социальной структуры именно в названных направлениях, но в действительности происшедшие в структуре общества сдвиги носили противоречивый характер.
К нач. 21 в. сов. модель социальной стратификации полностью разрушена, новая же её модель находится в стадии становления. Административные и сословные методы регулирования социально-иерархических отношений постепенно вытесняются рыночными. Соответственно кланово-сословный принцип структуризации общества постепенно сменяется классовым принципом, основанным на расхождении интересов наёмных работников и собственников, мелких и средних предпринимателей и собственников крупного капитала, работников низкой и средней квалификации и высоких профессионалов. Единый общероссийский рынок труда пока ещё только формируется. Поэтому в разных сегментах общества и разных регионах страны действуют более или менее независимые системы социальной стратификации.
Существенно изменилась сравнительная значимость разных ресурсов в формировании социальных статусов. Если 15–20 лет назад в сфере формирования статусов решающую роль играли административно-должностные ресурсы, связанные с местом в управлении экономикой и обществом, то теперь их заметно потеснили экономические ресурсы. Главным фактором стратификации социальных групп и слоёв стала дифференциация материального благосостояния – уровня доходов и масштабов собственности. В современной стратификации рос. общества определяющими показателями стали богатство и власть. Таким образом, стратификационное пространство изменилось, но при этом не стало более «объёмным» и многомерным. Постматериальные ценности, связанные с профессионализмом и духовным развитием личности, вытесняются первичными и более примитивными ценностями. По сравнению с собственностью, доходами и должностным положением социальные и особенно культурные ресурсы граждан (уровень образования, квалификация, личная одарённость, творческое отношение к труду) учитываются в формировании статусов индивидов и групп пока минимально. Тем не менее, как показывают исследования, в динамике намечается некоторая тенденция к повышению значения культурных ресурсов.
Изменилась общая стратификационная модель рос. общества, определяемая пропорциями распределения населения между верхними, средними и нижними слоями. В СССР она была близка к модели современных западных обществ: относительно небольшая верхушка (номенклатура и её окружение), массивный средний слой (интеллигенция, квалифицированные работники умственного и физического труда) и значительно меньший нижний слой (рабочие и крестьяне без квалификации). В ходе экономических реформ социальный статус меньшей части среднего слоя резко повысился, а большей его части снизился, в результате чего стратификационная модель в целом «осела» вниз.
В реформирующемся рос. обществе нач. 21 в. просматриваются 6 иерархических слоёв, или страт. Высший слой представлен господствующей и правящей элитами, численность которых составляет доли процента населения, в то время как находящиеся в их распоряжении ресурсы сравнимы с ресурсами остального общества.
Второе место в социальной иерархии занимает субэлита, или верхний слой, состоящий из высших чиновников, генералитета силовых структур, собственников и менеджеров крупных предприятий, банков и фирм, наиболее преуспевающей части культурной элиты. Его составляют 5–6% населения и такая же доля россиян, занятых в экономике.
Между верхними и нижними слоями располагается не очень массовый и социально гетерогенный средний слой, на долю которого приходится 10–12% всех россиян и 13–15% занятых в экономике. К современному среднему слою России причисляются: высшие и средние офицеры, среднее звено гос. служащих, мелкие и средние предприниматели, директора небольших гос. предприятий, менеджеры частного сектора, высококвалифицированная и востребованная часть профессионалов (интеллектуалов). Эти социальные группы в целом отличаются инициативой, самостоятельностью и дееспособностью. Сравнительно высокий ресурсный потенциал позволяет их представителям успешно адаптироваться к социально-экономической ситуации.
Слой, расположенный ниже среднего, является самым массовым: к нему относятся 65–70% занятых в экономике и ок. 50% всех граждан. В его составе – подавляющее большинство специалистов массовых профессий (инженеров, учителей, врачей и др.), служащих, индустриальных рабочих, фермеров, работников торговли и сферы обслуживания и др. В силу количественного преобладания этого слоя и представительства в нём многообразных видов деятельности его можно назвать базовым.
Ещё ниже находится слой, к которому принадлежат менее квалифицированная часть рабочих и служащих, значительная часть крестьян, лица без профессий, хронически безработные, а также большинство пенсионеров и инвалидов, обладающих минимальными средствами к жизни. Этот слой охватывает ок. 30% населения, но только 12% занятых в экономике.
Замыкает стратификационную шкалу России обширное социальное дно, в состав которого входит примерно 5% населения. Это люди, фактически исключённые из общества, – алкоголики, наркоманы, нищие, бомжи, бродяги, проститутки, беспризорные дети и подростки и пр. не имеющие формального статуса, постоянной работы, а часто и крыши над головой. Они живут по собственным правилам, во многом противоречащим как моральным, так и формально-правовым нормам.
В результате институциональных реформ 1990-х гг. многократно увеличились социальные дистанции, разделяющие слои общества, углубилась экономическая и социальная поляризация общества. В нач. 1991 денежные доходы 20% самых обеспеченных семей России превышали доходы 20% наименее обеспеченных в 2,8 раза, а в 2001 этот разрыв составил 8 раз. Разрыв же в доходах массовых слоёв и верхушки рос. общества увеличился до 30 раз. За годы реформ в стране успела сформироваться специфическая культура бедности, циклически замкнутая на собственное воспроизводство и не формирующая у молодых поколений достижительных установок и ценностей.
Углубление социальной дифференциации проходило на фоне падения реальных доходов населения. В 1992–95 средняя реальная заработная плата россиянина снизилась в 3 раза, а средний денежный доход – в 2 раза. Причём эти процессы сопровождались беспрецедентным ростом неплатежей по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям. В 1996–97 наметилась некоторая тенденция к росту доходов, но финансово-экономический кризис 1998 её прервал. Последующие годы ознаменовались постепенным сглаживанием ситуации, но в дек. 2001 средний уровень реальной заработной платы россиян всё ещё составлял 41%, а реального душевого дохода – 52% от уровня дек. 1991. За период 2002–03 эти показатели возросли, хотя уровень 1991 ещё не достигнут. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН), в нач. 21 в. в России насчитывается 36 млн. граждан, живущих ниже черты бедности, причём сама эта черта проведена гораздо ниже уровня, принятого в 1991. Бедные составляют четверть населения России. В их составе появилась качественно новая группа, представленная семьями из двух работников с 1–2 детьми. Из общего количества детей в бедных семьях живёт половина. Есть в России и «регионы сплошной бедности», где к бедным относятся более 70% семей. Ключевую роль в распространении бедности сыграли снижение уровня занятости трудоспособного населения, значительный рост доли низкооплачиваемых работников, а также ограничение доступа бедных (с зарплатой ниже прожиточного минимума) к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам.
Ускоренный процесс социальной дифференциации рос. общества связан со сменой механизмов распределения доходов – от планово-административного к частно-конкурентному. Формирование личных доходов граждан в 1990-х гг. проходило под влиянием многих независимо действующих факторов, в т. ч. механизмов становящихся рынков труда, капитала, услуг, инвестиций, меняющейся социальной политики государства, а также личных стратегий разных групп россиян в сферах труда и занятости. Экономическая дифференциация населения проявляется в резких различиях между доходами работодателей и наёмных работников, работников частных фирм и гос. предприятий, сырьевых и перерабатывающих отраслей экономики. Кроме того, усилилась поляризация уровней благосостояния жителей города и села, мегаполисов и малых городских поселений, а также разных регионов страны. Следствием этого стали мощные потоки миграции, направленные из северо-восточных районов страны в юго-западные. В связи со слабостью социальной политики государства в эти годы намного увеличилась зависимость доходов от таких качеств граждан, изменить которые они не могут (пол, возраст, национальность, социальное происхождение, здоровье). Сильнее других от реформ пострадали неполные семьи, дети-сироты, инвалиды, жители моноотраслевых городов и сельской глубинки. Особенно важным фактором социальной дифференциации стал возраст: шансы молодёжи на социальное продвижение существенно выросли, а положение пожилых и престарелых граждан ухудшилось.
Для социально активной части россиян 1-я пол. 1990-х гг. ознаменовалась существенным ростом восходящей мобильности. Возросла роль образования как средства повышения социального статуса. Значительно увеличился спрос на квалифицированные образовательные услуги, обучение в лучших, пользующихся престижем университетах. Поднялась готовность россиян платить за собственное образование и образование детей. Однако повышение социального статуса меньшинства произошло на фоне нисходящей мобильности большинства, связанной с упадком мн. городов, районов и отраслей хозяйства, усилением конкуренции за рабочие места, появлением явной безработицы. К тому же со 2-й пол. 1990-х гг. элита и верхний слой стали всё более «закрываться», восходящая социальная мобильность из нижних и средних слоёв заметно уменьшилась.
Тем не менее большинство россиян адаптировались к новым условиям. По данным ВЦИОМ, с 1999 по 2003 доля тех, кто в осн. приспособились к переменам, увеличилась с 61 до 72%. Стало значительно меньше тех, кто считают своё материальное положение плохим, определённо недовольны жизнью, испытывают напряжение, страх или тоску. Если в 1999 они составляли примерно 60% опрошенных, то в 2002 – около 40%. Однако более чем в половине случаев адаптация россиян носит вынужденный, а не добровольный характер и сочетается с сужением, а не расширением сферы индивидуальной свободы. Иными словами, люди привыкают к худшим условиям и постепенно с ними смиряются. Не так мало и тех, кто считают, что никогда не смогут приспособиться к новым условиям, их насчитывается 25%. При этом недовольство россиян своим положением носит преимущественно пассивный характер и редко проявляется в открытом социальном протесте, поскольку большинство из них пока ощущают себя не столько свободными гражданами, сколько зависимыми подданными государства.
Общий итог изменения социальной структуры России под влиянием институциональных реформ противоречив. С одной стороны, рыночные реформы активизировали общество, повысили экономическую самостоятельность граждан, их ответственность за собственную судьбу. Интенсифицировалась образовательная активность части молодёжи, расширились её жизненные шансы. С другой стороны, способность социальной структуры интегрировать разные элементы общества и стимулировать конструктивную активность большинства граждан скорее снижается, чем повышается. Увеличение разрыва между элитой и массовыми слоями общества способствует росту социальной и политической инертности россиян, подрывает способность к мобилизации общества для решения общих задач.
Динамика человеческого потенциала
Демографический компонент человеческого потенциала России в 1991–2001 изменился в неблагоприятную сторону. Прежде всего намного усилился процесс естественной убыли населения; в сложном положении находится институт семьи; заметно ухудшились условия жизни, влияющие на здоровье населения. За последние 10–15 лет демографическая основа роста человеческого потенциала России оказалась серьёзно подорванной и находится под угрозой (см. ст. Население в разделе Население. Народы и языки. Религии).
Социально-экономический компонент этого потенциала имеет две составляющие – трудовую и потребительскую. Применительно к первой в России в рассматриваемый период наблюдалось сокращение экономически активного населения (на 4,5%), уменьшение численности занятых в народном хозяйстве (на 9,2%), а также нарушение возрастного соотношения работников, когда в одних отраслях возник «дефицит смены поколений», а в других – избыток трудоспособной молодёжи. Интенсивное сокращение количества рабочих мест привело к возникновению многочисленных очагов застойной безработицы, ведущей к социальной деградации населения. Безработица выросла с 5% экономически активного населения в 1992 до 13,3% в 1998 и сократилась до 8% в 2003. При этом многим специалистам и рабочим пришлось сменить высококвалифицированные занятия и профессии на менее квалифицированные. Таким образом, существенная часть трудового потенциала общества в новых условиях оказалась невостребованной. Что касается потребительской составляющей социально-экономического потенциала россиян, то её динамика ясна из описанных выше тенденций изменения социальной структуры – снижения уровня жизни, распространения бедности (см. также статьи Уровень жизни населения, Социальное обеспечение и социальное страхование, Пенсионная система в разделе Экономика).
Социокультурный потенциал общества существенно зависит от ценностей, потребностей, интересов и норм, доминирующих в массовом сознании. В этой связи следует отметить, что по отношению к либеральным реформам большая часть российского общества настроена консервативно. По данным ВЦИОМ, в марте 2003 57% опрошенных россиян более правильной считали экономическую систему, основанную на гос. планировании и распределении, 34% – основанную на частной собственности и рыночных отношениях, 9% не имели определённого мнения. На вопрос о том, какая из политических систем им представляется лучшей, 48% россиян назвали сов. систему, 22% – демократию по образцу западных стран и 18% – фактически действовавшую в тот момент в стране. 27% опрошенных полагали, что для решения стоящих перед Россией проблем, следует «обеспечить независимость всех ветвей власти», в то время как 60% предпочитали «сосредоточение власти в одних руках».
Вместе с тем социологи фиксируют тенденции к индивидуализации ценностей, ослаблению патерналистских установок, большей ориентации россиян на собственные силы, рационализации их повседневного поведения, росту личной ответственности и самостоятельности, хотя выражены эти тенденции не очень сильно.
За время реформ безусловно активизировался деятельностный компонент человеческого потенциала России: к сер. 1990-х гг. экономические реформы привели к заметному росту предпринимательской деятельности. С 1993 по 1997 доля бизнес-слоя в занятом населении России возросла с 14 до 21%. Однако кризис 1998 нанёс мелкому и среднему предпринимательству сильнейший удар. Тенденции роста делового и трудового потенциала, равно как и оживления инициативной деятельности в политической, социальной и культурной сферах, относятся, прежде всего, к тем 30–40% россиян, которые имели достаточные ресурсы для включения в новые виды деятельности и благодаря этому не только адаптировались к новым правилам игры, но и успешно использовали их в своих интересах. Остальным гражданам, многие из которых сохранили прежние предпочтения и установки, чтобы выжить в новых условиях, пришлось повысить трудовую активность. Значительная часть россиян, особенно жители городов, стали интенсивней трудиться, совмещать несколько работ, браться за дополнительные приработки, производить больше продукции в личных хозяйствах. Хотя сдвиги в установках и фактической деятельности этой более инертной части общества носили во многом вынужденный характер, объективно они содействовали повышению деятельностного потенциала общества в целом.
Культурно-политические предпочтения россиян
Опросы общественного мнения показывают, что около половины взрослых россиян (а соответственно, и электората страны) составляют носители внеполитического сознания, которые либо вовсе не интересуются политикой, либо имеют о ней смутное представление. Значительная часть этих людей, как правило, не голосует на выборах, их социальное недовольство обычно не перерастает в организованный политический протест. Однако они представляют собой резерв, способный легко отзываться на демагогические и популистские акции и привлекаемый разными политическими силами для своих целей.
Спектр культурно-политических сил представлен в основном государственническими, олигархическими, коммунопатриотическими, либерально-демократическими и социал-демократическими общностями. Существенно различаясь своими ценностно-деятельностными позициями, эти общности объединяют граждан, прямо или косвенно заинтересованных в разных путях дальнейшего развития России. В отличие от политических партий и движений, носящих иногда сходные с ними названия, они латентно существуют в недрах общества без какого-либо организационного оформления, но при этом в совокупности охватывают большинство политически активных россиян. Ныне эти общности находятся на начальной стадии формирования: лишь сравнительно небольшая часть их представителей сознательно поддерживает конкретные пути развития общества, в то время как более многочисленная, но социально менее активная часть косвенно способствует их реализации, действуя на основе прагматических интересов. Конкретные культурно-политические силы сегодняшней России существенно различаются не только численностью, социальным составом, но и активностью своих представителей и, соответственно, влиянием на трансформационный процесс.
Политические интересы государственнических сил, обладающих наибольшим человеческим и властным ресурсом, связаны в первую очередь с укреплением гос. власти и достижением политической стабильности путём выстраивания жёсткой исполнительной вертикали, наведения порядка в деятельности всех ветвей и уровней власти. В экономической сфере предпочтение отдаётся смешанной системе хозяйства с весомым и эффективно управляемым гос. сектором экономики. Развитие частного сектора допускается лишь при условии его контролирования государством. Социальные приоритеты государственников ориентированы на умеренный патернализм и дальнейшее повышение статуса гос. служащих, а внешнеполитические – на самостоятельный путь развития России. Либерально-демократические ценности в этом случае отходят на второй план.
Олигархические силы, наиболее обеспеченные экономическими ресурсами, базируются на слиянии собственности и власти. Формально их представители декларируют либеральные цели и ценности, но на практике ориентируются прежде всего на высоко монополизированную корпоративную экономику, будучи жизненно заинтересованы в максимально свободной эксплуатации естественных ресурсов. Главное для них – сохранить за собой право на присвоение подавляющей доли прибыли от продажи ценных ископаемых. Этой цели соответствует «маленькое», формально демократическое и не очень сильное государство, фактически управляемое крупным капиталом.
Эти две силы являются наиболее мощными в России нач. 21 в. Меньшими ресурсами обладают коммунопатриотические силы – наиболее консервативная часть отечественного культурно-политического спектра, придерживающаяся таких ценностей, как социальное равенство, великодержавность, военная мощь страны. Представители этой культурно-политической общности настаивают на особом пути развития России, а нередко и на ограничении её связей с Западом.
Наименее укоренены в обществе либерально-демократические и социал-демократические силы. Заявляемые ими цели пока зачастую носят декларативный характер. Либерально-демократические силы связывают свои надежды с формированием «маленького», но сильного правового и демократического государства, ограничивающегося самым необходимым вмешательством в жизнь общества. Основные экономические ценности этой общности – свобода хозяйственной деятельности в установленных законом рамках, стимулирование частного предпринимательства, свободный конкурентный рынок, умеренное и справедливое налогообложение. Социал-демократические силы поддерживают идею, хотя и свободного, но сильного и «большого» государства, способного – при достаточном развитии частного бизнеса – контролировать командные высоты экономики, перераспределять значительную часть ВВП через гос. бюджет, обеспечивать строгое соблюдение законов, регулировать внутренний рынок. Социал-демократы подчёркивают важность гарантирования государством широкого круга социально-экономических прав граждан.
Наряду с легитимными культурно-политическими силами в общественном пространстве России действуют достаточно мощные криминальные силы. В целом их интересы лежат вне политической плоскости, но по мере накопления экономических и силовых ресурсов они начинают претендовать на участие в политике. Криминальный мир России играет важную роль в трансформационных процессах и оказывает заметное влияние на многие управленческие решения. Поэтому его также следует рассматривать в качестве самостоятельной силы.
Анализ наличествующих сегодня в России культурно-политических сил показывает, что по своим ценностно-деятельностным предпочтениям (в отношении типа государства, экономики и внешней политики) они распадаются на две противостоящие друг другу группы: государственнические, социал-демократические, коммунистические и патриотические силы, стремящиеся создать в России мощное государство, усилить его роль в управлении экономикой, обеспечить гос. контроль (в той или иной мере) над её частным сектором, более жёстко подчинить внешнюю политику национальным интересам России, и группу, представленную олигархическими, либерально-демократическими и криминальными силами, в интересах которых – минимизировать роль государства, прежде всего его экономические функции. Все хозяйственные ресурсы, включая землю и др. природные блага, по мнению представителей второй группы, надо передать в частную или корпоративную собственность, экономическую же роль государства следует ограничить сбором и перераспределением умеренных налогов. Гл. регулятором экономики должен стать национальный рынок, являющийся частью мирового. Вопрос о необходимости принятия законов, вводящих свободную экономику в цивилизованные и правовые рамки, а также о методах их силового вменения действующим субъектам, не желающим считаться с законом, в данном контексте ставится далеко не всегда.
Противостояние этих двух мощных блоков общественных сил, группирующихся соответственно вокруг государственников и «олигархов», осложняется практикой их оппортунистического сотрудничества. Реальные отношения этих общностей носят противоречивый характер. Остро конкурируя за экономические ресурсы и политическое влияние, их представители нередко сотрудничают друг с другом, преследуя частные интересы.
* * *
Таким образом, можно констатировать, что на рубеже 20–21 вв. общее направление трансформации рос. общества определилось необратимо. Тоталитарное прошлое ушло, можно надеяться, навсегда. Возвращение к политическому волюнтаризму не контролируемой обществом власти, централизованному планированию и распределению общественного продукта, неправомерному ограничению прав и свобод человека вряд ли возможно. Это означает, что установлен некоторый коридор возможностей, ограничивающий, но не исключающий разные варианты развития общества. Эти варианты различаются преобладанием демократических или силовых методов управления; соотношением целевых и стихийных механизмов институциональных преобразований; степенью открытости и конкурентности рынка и др. Не менее важны и такие качества общественной системы, как уровень соблюдения правовых норм и гражданами, и представителями власти; распространённость коррупции; активная роль автономных гражданских структур в функционировании и развитии общества; уровень реально гарантируемых государством и обществом прав и свобод человека.
Подлинное возрождение России будет в равной мере зависеть от двух взаимосвязанных процессов: становления сильной и правовой демократической власти и формирования политически активного, морально интегрированного гражданского общества, способного к самоорганизации, правовому отстаиванию своих интересов, конструктивной социальной деятельности и равноправному диалогу с властью. Темпы, интенсивность и эффективность развития этих процессов окажут существенное влияние на благополучие не только нынешнего, но, возможно, и будущих поколений.