ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Формирование внешнеполитической стратегии
В 1991 Россия сделала фундаментальный исторический выбор, встав на путь развития демократической государственности и рыночной экономики. Этот выбор потребовал фактически заново определить место страны в мировой политике. Российская Федерация вышла на международную арену, с одной стороны, как наследница тысячелетней державы с огромным опытом и сохранившимся аппаратом внешних связей, а с другой – в качестве совершенно нового государства с политическим строем и очертанием границ, не имеющим параллелей во всей рос. истории. Всё это не могло не вызвать серьёзных проблем и трудностей, связанных с формированием внешнеполитического курса страны, особенно в условиях глубокой внутренней трансформации рос. общества.
Свою практическую деятельность рос. дипломатия начала с обеспечения международного признания Российской Федерации как государства – продолжателя и правопреемника СССР. Первым шагом в этом направлении было Послание Президента РФ Генеральному секретарю ООН от 24.12.1991 о продолжении членства СССР в ООН Российской Федерацией, а также о сохранении ею ответственности за все права и обязанности СССР в соответствии с Уставом ООН. В ноте Мин-ва иностранных дел (МИД) России от 13.1.1992 заявлялось о том, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Международное признание этих положений имело для России важное практическое значение, т. к. позволило, в частности, сохранить за собой место постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН и решить ряд сложных вопросов правопреемства во взаимоотношениях с бывшими республиками СССР, включая проблему ядерного оружия на территории Украины, Белоруссии и Казахстана.
Начальный этап формирования рос. внешней политики был отражением бурного и во многом стихийного процесса становления демократии и рыночной экономики в стране со всеми его противоречиями и издержками. Одним из проявлений этих противоречий были иллюзии относительно быстрого и безболезненного перехода от «холодной войны» к партнёрству и даже союзническим отношениям с бывшими идеологическими противниками СССР. Ожидалось, что выдвижение демократических лозунгов само по себе чуть ли не автоматически изменит их отношение к России и мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. Эти подходы оставили некоторый отпечаток на «Основных положениях Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой в 1993. Однако лидеры стран Запада, находясь под влиянием синдрома «победителя в холодной войне», не видели в демократической России равноправного партнёра.
Вместе с тем такого рода иллюзии быстро развеялись в ходе практической деятельности рос. дипломатии, которая развёртывалась в процессе поисков решения конкретных и весьма сложных международных проблем, прямо затрагивающих нац. интересы России. После распада СССР предстояло заново «организовать» оставшееся после него геополитическое пространство, создать механизмы политического урегулирования конфликтов, возникших внутри образованного в дек. 1991 Содружества Независимых Государств (СНГ) и на его внешних границах, защищать права соотечественников, оказавшихся за пределами России, заложить новый политический фундамент и в целом переналадить механизмы взаимодействия с внешним миром.
Само существо проблем, с которыми столкнулась Россия в области внешней политики, настраивало на реалистическую оценку международной обстановки и прагматический подход к собственным целям и задачам. В условиях крайне противоречивой международной ситуации крепло убеждение в том, что единственно надёжным ориентиром внешней политики является последовательная защита нац. интересов.
Постепенно формировались и понимание сущности этих интересов, стремление к восстановлению исторической преемственности внешней политики России. Главным в новой внешнеполитической концепции стало сформулированное ещё во 2-й пол. 19 в. канцлером А. М. Горчаковым положение о том, что внешняя политика должна в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития страны, а применительно к совр. условиям – способствовать обеспечению надёжной безопасности, созданию максимально благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ её конституционного порядка, консолидации гражданского общества, защиты прав граждан и соотечественников за рубежом.
Наряду с этим становилось всё более очевидным, что отстаивание нац. интересов не должно приводить к конфронтации и самоизоляции. Оно предполагает совместный с международным сообществом поиск решений важнейших мировых проблем на многосторонней основе, на базе общих интересов, в рамках демократического правового мироустройства.
Эти принципиальные выводы, к которым подтолкнула сама жизнь и весь опыт начального периода действий России на мировой арене, легли в основу принятой в 2000 Концепции внешней политики Российской Федерации. Россия сделала выбор в пользу многополярного мира, построенного на принципах международного права и демократии, формирования многосторонних подходов к обеспечению международной безопасности, совместных действий перед лицом новых угроз и вызовов. При этом рос. видение многополярного мира предполагало прежде всего сотрудничество между разл. центрами силы, а не соперничество, как это было в прошлом.
Участие России в институтах глобального регулирования
Россия всегда исходила из того, что наиболее действенным и универсальным инструментом формирования нового мироустройства остаётся Организация Объединённых Наций. Активная роль в деятельности ООН являлась важной составляющей внешнеполитического курса России, ориентированного на обеспечение нац. интересов страны на таких ключевых направлениях, как поддержание международного мира и безопасности, недопущение подрыва основ стратегической стабильности и утверждения односторонних силовых подходов в международных делах, коллективное управление процессами глобализации в интересах устойчивого и сбалансированного развития. Линия России на упрочение системообразующей роли ООН как наиболее эффективного многостороннего механизма решения ключевых глобальных и региональных проблем нашла отражение в документах ооновского Саммита тысячелетия (2000), в работе которого принял участие президент РФ В. В. Путин. В его выступлениях в ООН в 2000 и 2003 и во внесённых Россией инициативах был сделан акцент на необходимость укрепления международного права с опорой на Устав ООН, а также использования преимуществ основанных на нём коллективных действий по нейтрализации угроз и вызовов 21 в. Россия внесла предложения в ООН о формировании под эгидой этой универсальной организации глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам. На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН консенсусом была принята резолюция в поддержку этой инициативы. В рамках усилий по адаптации ООН к новым международным реалиям и задачам Россия при широкой поддержке членов Организации направляла усилия на то, чтобы гл. критерием реформы ООН стало повышение её эффективности. Большинство государств разделяют подход России к вопросу о расширении СБ ООН, который ориентирован на укрепление единства Совета и действенности принимаемых им решений в условиях быстро меняющейся мировой обстановки и глубокой трансформации всей системы международных отношений.
Россия сочетала активную работу в ООН с участием в других авторитетных международных институтах. Происходило поэтапное подключение к деятельности созданного в 1975 неофициального форума лидеров ведущих промышленно развитых стран мира – «Группы семи». С 1992 Президент России принимал участие в саммитах «семёрки» в качестве гостя. После Денверского саммита (1997) начался процесс преобразования форума в «восьмёрку». На саммите в Кананаскисе (2002) Россия стала полноправным членом этого неформального объединения наиболее развитых стран мира. При участии России в «восьмёрке» разрабатывается широкий комплекс проблем, в т. ч. связанных с упрочением международной безопасности, противодействием новым угрозам и вызовам.
Борьба с международным терроризмом
В числе приоритетных направлений по обеспечению внутренней и внешней безопасности России – борьба с международным терроризмом и связанным с ним комплексом угроз. Россия, поддержавшая создание международной антитеррористической коалиции, добивалась, чтобы все международные организации, действующие в этой сфере, совместно противодействовали общим угрозам. При участии России была разработана и принята резолюция СБ ООН №1373 от 28.9.2001, в соответствии с которой создан и функционирует Контртеррористический комитет. Осн. усилия были сосредоточены на практической деятельности антитеррористических структур СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которой была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Рос. дипломатия работала над раскрытием антитеррористического потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и наращиванием вклада Совета Европы (СЕ) в борьбу с новыми угрозами. Было налажено взаимодействие на антитеррористическом направлении с Европейским союзом (Евросоюз, ЕС), активизировался соответствующий диалог России с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Антитеррористическое направление было закреплено в деятельности «Группы восьми». При участии России на саммите «восьмёрки» в Эвиане (2003) создана Группа контртеррористических действий.
Политика России в области разоружения и контроля над вооружениями
Политика России в области разоружения и контроля над вооружениями была направлена на укрепление международной безопасности при сохранении надёжного нац. потенциала сдерживания. Она оставалась важным элементом усилий по оптимизации оборонных расходов и высвобождению финансовых средств на социально-экономическое развитие страны. Одним из достижений в решении этой задачи явилось вступление в силу в 2003 Договора между РФ и США о сокращении стратегических ядерных потенциалов (ДСНП). Россия пунктуально выполняла свои обязательства по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) и Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), содействовала укреплению режимов нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки, прежде всего ракетных. Предпринимались меры по продвижению идеи о создании Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Отдельные элементы этой системы были использованы в проекте Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, который вступил в силу в 2002. В Режиме контроля за ракетной технологией (РКРТ) Россия проводила линию на решение проблемы ракетного нераспространения политико-дипломатическими, а не силовыми методами. Придавая особое значение проблеме предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, Россия внесла соответствующие инициативы на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001. Россия, ратифицировавшая в 2000 Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), продолжала активно выступать за обеспечение его скорейшего вступления в силу. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия, в основе которого – Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), – сохраняло особую актуальность и в контексте борьбы с международным терроризмом. Вопросы о повышении роли Договора, эффективности контрольной системы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), совершенствовании мер по обеспечению сохранности ядерных и радиоактивных материалов, внедрении технологий, устойчивых к распространению, обсуждались на разл. уровнях и форумах, в т. ч. с целью исключить возможность доступа террористов и тех, кто их укрывает, к опасным материалам. Велась активная работа по осуществлению инициативы по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты Земля, выдвинутой Президентом РФ на Саммите тысячелетия ООН в 2000. Рос. участие в Вассенаарских договорённостях по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения строилось на поддержании баланса между решением задач по предотвращению дестабилизирующих накоплений обычных вооружений и интересами России в области безопасности и экономики. Россия проводила линию на укрепление Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия, уделяла большое внимание деятельности в рамках Организации по запрещению химического оружия. Велись переговоры по продлению сроков уничтожения рос. запасов химического оружия до 2012. По инициативе России в повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН закрепилась проблематика международной информационной безопасности. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании в 2004 группы правительственных экспертов для всестороннего исследования проблематики международной информационной безопасности и выработки соответствующих рекомендаций. В рамках деятельности по привлечению иностранного безвозмездного содействия в утилизации вооружений и военной техники на саммите «Группы восьми» в Кананаскисе (2002) была достигнута договорённость о Глобальном партнёрстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения. С западными странами-донорами в 2003 подписано Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в России. Это Соглашение создаёт правовую основу взаимодействия по утилизации списанных рос. атомных подводных лодок. В сфере контроля над обычными вооружениями основной упор был сделан на сохранении жизнеспособности Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) и обеспечении скорейшего вступления в силу Соглашения о его адаптации. Проводилась работа с целью скорейшего присоединения балтийских государств к адаптированному ДОВСЕ. 1.1.2002 вступил в силу Договор по открытому небу; в последующий период проведены переговоры по отработке механизма его выполнения. В апр. 2002 в Киеве шестью причерноморскими государствами принят Документ о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Чёрном море, вступивший в силу 1.1.2003. Важным механизмом укрепления доверия и стабильности в отношениях между государствами стала система соглашений о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод, заключённых Россией с крупнейшими морскими державами (США, Великобританией, Францией, Германией, Канадой, Италией, Испанией, Норвегией, Нидерландами, Японией, Грецией, Республикой Корея, Португалией).
Региональное и двустороннее сотрудничество
Рос. внешняя политика была нацелена на решение комплекса вопросов регионального и двустороннего сотрудничества. Россия проводит многовекторную внешнюю политику, в которой евроатлантическое, азиатское и др. направления имеют самостоятельную ценность, взаимодополняют и подкрепляют друг друга.
Одним из главных приоритетов внешней политики России являлось развитие многоплановых отношений с партнёрами по СНГ, создание пояса добрососедства и сотрудничества по периметру рос. границ. При подписании Соглашения об образовании СНГ в дек. 1991 государства-участники (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина) ориентировались на сохранение общего социально-экономического, транспортного и военно-стратегического пространства. Ставились задачи в короткий срок обеспечить прозрачность внутренних границ Содружества при коллективной защите его внешних границ; координировать внешнюю политику стран-участниц, гарантировать всем гражданам СНГ равные права и свободы в соответствии с международными стандартами, осуществлять широкий обмен в области информации, культуры и т. д. С 1-й пол. 1990-х гг. в СНГ начала приобретать реальные очертания «разноскоростная» модель интеграции. В 1996 был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, впоследствии дополненный Договором об образовании Союза Белоруссии и России от 2.4.1997, а затем – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного гос-ва от 8.12.1999.
29.3.1996 было подписано четырёхстороннее Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), к которому в 1999 в качестве пятого участника присоединился Таджикистан. Эти государства взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в окт. 2000 преобразован в полноценную международную экономическую организацию – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2003 президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства и принята соответствующая Концепция. Эти документы предусматривают создание новой региональной организации, объединяющей таможенные территории государств-участников, в рамках которой будет обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Консолидирующим инструментом обеспечения безопасности и развития военного и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ стал подписанный в 1992 и продлённый в 1999 Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Ныне участниками Договора являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2002–03 на его базе созданы международная региональная Организация Договора о коллективной безопасности, коллективные силы быстрого развёртывания, Объединённый штаб, Секретариат и др. органы. Россия во взаимодействии с ООН и ОБСЕ активно участвовала в урегулировании конфликтов в «горячих точках» на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье).
Одним из приоритетных направлений внешней политики России являлось развитие отношений с европейскими государствами и региональными структурами. Россия постоянно проводила линию на активное участие в работе таких многосторонних институтов, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, расширяла диапазон и наращивала качество сотрудничества с Евросоюзом и НАТО. В 1994 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе преобразовано в Организацию (ОБСЕ). На Будапештском саммите в 1994 была одобрена новая редакция Венского документа о мерах доверия, которая предусматривала предоставление более обширной информации о военных силах, о планировании в области обороны и расходов на оборону. Стамбульская встреча на высшем уровне в нояб. 1999 подтвердила приверженность всех государств – участников ОБСЕ основополагающим принципам Устава ООН и хельсинкского Заключительного акта, приняла «Хартию европейской безопасности». Осн. усилия рос. дипломатии были сконцентрированы на выработке новой повестки для ОБСЕ, отвечающей совр. реалиям, включая противодействие глобальным вызовам и угрозам. На заседании Совета министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ в дек. 2003 была принята Стратегия противодействия угрозам стабильности и безопасности в 21 в.
Важная роль в развитии сотрудничества на континенте принадлежит Европейскому союзу – стратегическому партнёру России, отношения с которым охватывают обширный комплекс направлений – от экономики, энергетики, науки и техники до противодействия новым угрозам и вызовам. Положительный импульс связям со странами – членами Евросоюза придало Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которое вступило в силу в дек. 1997. 30.10.2000 в Париже на саммите Россия – ЕС была принята Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе, которая создала основу для двустороннего взаимодействия в области безопасности и обороны. Принципиальным моментом стало юридическое закрепление в нояб. 2001 признания со стороны ЕС за Россией статуса страны с рыночной экономикой. В ходе Брюссельского саммита (нояб. 2002) достигнуто соглашение о гражданском транзите между Калининградской обл. и остальной частью России. В ходе С.-Петербургского (май 2003) и Римского (нояб. 2003) саммитов были сформулированы направления развития взаимодействия между Россией и расширяющимся Евросоюзом, поставлена задача создания общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Принято решение о преобразовании Совета сотрудничества Россия – ЕС в Постоянный совет партнёрства.
Другим самостоятельным направлением европейской политики России стало продвижение диалога с НАТО. В мае 1997 Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. На его основе был сформирован Совместный постоянный совет для рассмотрения вопросов безопасности, вызывающих общую озабоченность. В 1999 отношения России с НАТО были заморожены в результате силовых действий альянса против Югославии. В 2000 началось поэтапное восстановление отношений России с НАТО. Новый этап ознаменовался подписанием в ходе Римского саммита Россия – НАТО (май 2002) Декларации «Отношения Россия – НАТО: новое качество». На этой нормативной основе был создан Совет Россия – НАТО (СРН), в рамках которого представители России и стран – членов НАТО как равные партнёры вырабатывают совместные решения и осуществляют взаимодействие в областях, представляющих взаимный интерес. Приоритетными темами сотрудничества в СРН являются борьба с международным терроризмом, кризисное урегулирование, нераспространение ОМУ, контроль над вооружениями и меры доверия, а также противоракетная оборона театров военных действий (ПРО ТВД), новые угрозы и вызовы и некоторые др. вопросы.
В 1996 Россия вступила в Совет Европы, что способствовало превращению этой организации в действительно всеевропейский институт. Россия занимала активную позицию по принципиальным вопросам развития СЕ, приветствовала принятую в 1999 на 104-й сессии Комитета министров Совета Европы в Будапеште политическую декларацию «За Большую Европу без разделительных линий».
На рубеже 20 и 21 вв. поступательно развивались двусторонние отношения России с ведущими европейскими странами – Германией, Францией, Италией, Великобританией, государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Удалось найти развязки по остававшимся с времён СССР открытым проблемам двусторонних отношений с большинством европейских государств. С основными из них у России сложился интенсивный и плодотворный политический диалог, существенно расширилась договорно-правовая база двусторонних отношений, охватывающая самые различные сферы сотрудничества, в т. ч. в таких новых областях, как безопасность, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения. С наиболее крупными из европейских стран Россия успешно сотрудничает в СБ ООН и в «восьмёрке». На базе совпадающих подходов был установлен трёхсторонний диалог с Германией и Францией по важнейшим проблемам современности.
Интенсивно развивались российско-американские отношения. В июне 1992 была подписана Хартия российско-американского партнёрства и дружбы. В дек. 1994 вступил в силу Договор СНВ-1. В совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 20 и 21 вв., которое было подписано президентами Б. Н. Ельциным и Б. Клинтоном в сент. 1998 в Москве, подчёркивалось, что Россия и США больше не рассматривают друг друга в качестве противников. Центральное место в диалоге между двумя странами заняли вопросы стратегической стабильности и контроля над вооружениями. В дек. 2001 США приняли решение о выходе из Договора по ПРО 1972. На встрече президентов двух стран в Москве в мае 2002 подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях России и США, которые обеспечили преемственность процесса контроля над вооружениями в области стратегических ядерных потенциалов сторон на договорно-правовой, юридически обязывающей основе. На состоявшихся в 2003 в С.-Петербурге (июнь) и Кэмп-Дэвиде (сентябрь) двусторонних встречах в верхах президенты двух стран подтвердили незыблемость стратегического курса партнёрства, определили задачи по активизации взаимодействия в международных и двусторонних делах, включая экономическое сотрудничество.
Россия проводила линию на поступательное развитие разносторонних отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, действующими там международными институтами и организациями. При инициативном участии России в 2001 создана новая региональная структура – Шанхайская организация сотрудничества в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, которая обладает серьёзными позитивными возможностями как многофункциональный механизм межгосударственного взаимодействия. Развивалось партнёрство России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Региональным форумом АСЕАН (АРФ). Россия конструктивно участвует в налаживании работы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. С 1998 она включилась в деятельность важного для рос. бизнеса форума – «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).
Отношения стратегического партнёрства с Китаем получили развитие в результате подписания Совместного заявления Президента РФ и Председателя КНР (1994), а также ряда соглашений по границе (1991, 1994, 1999), об укреплении доверия в военной области (1996), о взаимном сокращении вооружённых сил в приграничных районах (1997).
16.7.2001 в Москве президентом России В. В. Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР. Визит в Россию в мае 2003 председателя КНР Ху Цзиньтао дал импульс дальнейшему наращиванию российско-китайского диалога и сотрудничества по широкому спектру вопросов двусторонних отношений, глобальных и региональных проблем, укреплению взаимодействия двух стран на международной арене. Развивались отношения России с Индией, которые также вышли на уровень стратегического партнёрства. В ходе визита в Индию президента РФ В. В. Путина (окт. 2000) и гос. визитов премьер-министра Индии А. Б. Ваджпаи в Россию (2001 и 2003) были подписаны солидные пакеты двусторонних документов, определяющие гл. направления сотрудничества в 21 в. В 2002 принята совместная Декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индия. Прогрессу в российско-японских отношениях способствовали визиты президентов Российской Федерации в Японию в окт. 1993 и в сент. 2000; принятие Московской декларации (1998), поставившей задачу строительства между нашими странами отношений долгосрочного созидательного партнёрства. В янв. 2003 был одобрен «Российско-японский план действий», нацеленный на комплексное развитие двустороннего сотрудничества. Развивался потенциал отношений России с такими азиатскими партнёрами, как Монголия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Иран, Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Лаос, Камбоджа. Предметом повышенного внимания оставалась ситуация на Корейском п-ове, особенно в контексте северокорейской ядерной проблемы. Россия приняла активное участие в её урегулировании в формате начатых в 2003 шестисторонних переговоров (вместе с КНДР, Республикой Корея, КНР, США, Японией), добиваясь обеспечения безъядерного статуса полуострова. Россия активно поддержала освобождение Афганистана от режима талибов в 2002 в результате международной антитеррористической операции и приняла конструктивное участие в афганском урегулировании. На Ближнем Востоке Россия предпринимала усилия по наращиванию сотрудничества с традиционными партнёрами, активизировала, в частности, диалог с Египтом, Саудовской Аравией, Иорданией, Сирией, Ливаном, Алжиром, Йеменом, Тунисом, Кувейтом. Более интенсивными стали отношения с Израилем. Прогресс в двусторонних отношениях содействовал упрочению роли России в ближневосточном урегулировании. В качестве правопреемника СССР Российская Федерация приняла на себя функции коспонсора ближневосточного мирного процесса, начало которому положила Мадридская конференция 1991. Россия последовательно выступала за достижение всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюций № 242 и № 338 СБ ООН, придание ему поступательного характера на всех направлениях. Россия содействовала запуску в 2003 «дорожной карты» продвижения к установлению всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. Документ, разработанный «четвёркой» международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН), был одобрен резолюцией № 1515 СБ ООН по инициативе России. Конструктивную роль Россия играла и на всех этапах развития иракского кризиса, который продолжался с нач. 1990-х гг. и вылился в войну США и возглавляемой ими коалиции против Ирака в 2003. Россия активно добивалась политического решения проблемы в рамках ООН, содействовала принятию резолюций № 1483 и № 1511 СБ ООН, которые открыли возможности для перехода к нормализации обстановки в Ираке.
Кон. 20 – нач. 21 вв. стали периодом активизации российско-латиноамериканских отношений. В 1992 Россия получила статус постоянного наблюдателя при Организации американских государств. Повысился уровень отношений с Группой Рио, установлены контакты с Иберо-американским форумом, налажен прямой диалог с Общим рынком стран Южного конуса – МЕРКОСУР и Андским сообществом. Обновилась и расширилась договорно-правовая основа российско-латиноамериканских отношений. Были подписаны, в частности, договоры об основах отношений и принципах взаимодействия, соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о сотрудничестве в культурной области, в исследовании и использовании космического пространства, в борьбе с наркобизнесом и др. Ведущие страны Латинской Америки, и прежде всего Бразилия, Мексика, Чили, Аргентина, утвердились в качестве конструктивных партнёров России в мировых делах. Значительное внимание уделялось налаживанию взаимодействия в борьбе с новыми угрозами и вызовами, прежде всего международным терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью.
Россия выступала с позиций комплексного подхода к острым проблемам Африки, поддерживала взаимосвязанное рассмотрение и решение всех их ключевых аспектов (социальных, гуманитарных, экономических, политических, военных) с целью обеспечения устойчивого развития государств континента. Россия вносила существенный вклад, в частности, в реализацию совместно с партнёрами по «Группе восьми» Плана действий «восьмёрки» по Африке.
Экономическая дипломатия и другие направления российской внешней политики
Одно из важнейших направлений – экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Решалась задача более широкого использования внешнеполитического и дипломатического инструментария для содействия стабилизации рос. экономики и обеспечения её устойчивого роста, полномасштабной интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, включая её участие в международных экономических организациях, помощь рос. предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, обеспечение условий для равноправного и недискриминационного торгового обмена, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций и урегулирования проблем внешней задолженности. В ходе переговоров о присоединении к созданной в 1995 Всемирной торговой организации (ВТО) Россия добилась недискриминационного, справедливого решения возникающих в этой связи проблем, устранения нетарифных ограничений в торговле, создания более благоприятных условий для рос. экспорта. Аналогичные задачи решались на постоянной основе в диалоге с Евросоюзом, АТЭС, др. интеграционными экономическими объединениями.
Поддержка рос. соотечественников за рубежом, всемерная защита их прав, поиск механизмов действенной поддержки рус. языка и культуры, русскоязычного информационного пространства стали одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. В 2003 численность рос. диаспоры составляла примерно 26 млн.чел., в т. ч. ок. 16 млн.чел. на постсоветском пространстве. Россия использовала все имеющиеся рычаги, активно задействовала международные процедуры и механизмы защиты прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, ЕС, Европейского суда по правам человека для обеспечения законных интересов соотечественников за рубежом, адекватной культурной и гуманитарной среды, включая страны СНГ и Балтии.
Культурное сотрудничество с зарубежными странами, утверждение атмосферы взаимопонимания и доверия с государствами и народами, создание достойного образа нашей страны в международном сообществе – по-прежнему одно из важных направлений реализации внешнеполитической стратегии России. Внешняя культурная политика строилась на принципах отстаивания культурного многообразия в условиях глобализации, уважительного отношения к нац. самобытности, равноправного и взаимовыгодного партнёрства и была нацелена на укрепление роли России в мировом культурном процессе, продвижение позиций рус. языка.
Наращивалось эффективное информационное обеспечение внешней политики России, оперативное доведение до российского и зарубежного общественного мнения объективной информации о нашей стране, её позициях по актуальным международным проблемам.
Значительное внимание уделялось международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. По поручению президента РФ В. В. Путина создан Совет глав субъектов РФ при МИД России. Велась работа по приведению законодательства субъектов Федерации в международной сфере в соответствие с федеральными законами.
Внешняя политика и международные отношения отнесены действующей Конституцией к ведению Российской Федерации наряду с вопросами войны и мира и др. важнейшими функциями государства (ст. 71).
В соответствии со ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также выполнение международных договоров.
Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами страны определяет основные направления внешней политики государства. Как глава государства он представляет страну в международных отношениях (ст. 80).
Согласно ст. 86 Конституции, Президент РФ «осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей».
Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83).
Ратификация и денонсация международных договоров РФ осуществляется Гос. думой Федерального собрания РФ. Соответствующие федеральные законы, принятые Гос. думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106).
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики страны (ст. 114). При этом Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Субъекты РФ развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др. законодательными актами. МИД России и др. федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам РФ в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Совет безопасности РФ осуществляет подготовку решений Президента РФ в области международной безопасности.
Обеспечение функций Президента РФ по формированию внешней политики страны возложено на его Администрацию.
Мин-во иностранных дел подведомственно Президенту РФ и действует на основе Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Указ Президента РФ от 14.3.1995 № 271, дополненный указами от 31.5.2001 № 613 и от 16.9.2002 № 993).
Согласно Указу Президента РФ от 12.3.1996 № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации; к его осн. функциям также относится координация деятельности др. федеральных органов исполнительной власти в этой области и международных связей субъектов РФ.
Основными задачами МИД России являются:
– разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений в этой области;
– реализация внешнеполитического курса РФ;
– обеспечение дипломатическими сред ствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и др. интересов России на международной арене;
– защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
– реализация усилий РФ по обеспече нию международного мира, глобальной и региональной безопасности, в т. ч. с учётом ответственности России как постоянного члена СБ ООН, участника общеевропейского процесса, др. международных организаций и региональных механизмов.