МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий единую гос. политику, осуществляющий гос. управление и обеспечивающий решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области. МЧС России организует по согласованию с Генеральным штабом ВС РФ планирование действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны РФ, а также подготовку войск гражданской обороны к совместным с ВС РФ действиям в целях обороны РФ; участвует в выработке мер по защите населения от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий; осуществляет управление единой гос. системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; осуществляет в пределах своей компетенции предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море РФ. Осуществляет: меры по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в т. ч. за пределами РФ; нормативное регулирование, специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции по вопросам, отнесённым к компетенции МЧС России; сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмен этой информацией; организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения; осуществляет международное сотрудничество в области своей деятельности.
Осн. этапы развития МЧС России: 17.7.1990 Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей»; во исполнение указанного постановления СМ РСФСР постановлением от 27.12.1990 образовал Российский корпус спасателей на правах Гос. комитета РСФСР (дата принятия этого постановления впоследствии была объявлена Днём спасателя и стала днём рождения МЧС России); постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.7.1991 корпус спасателей был преобразован в Гос. комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР); Указом Президента РСФСР от 19.11.1991 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Гос. комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), объединивший силы и средства этих ведомств; Постановлением Правительства РФ от 28.7.1992 «О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров» была образована поисково-спасательная служба ГКЧС РСФСР; Указом Президента РФ от 10.1.1994 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Указом Президента РФ от 27.5.1996 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям были реорганизованы в органы в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, специально уполномоченные решать задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, этим же указом были утверждены положение о войсках гражданской обороны и их состав; Указом Президента РФ от 9.11.2001 Гос. противопожарная служба МВД РФ преобразована в Гос. противопожарную службу МЧС России.
Правовой основой организации и деятельности МЧС России являются Конституция РФ, Федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1996), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997), «О гражданской обороне» (1998), Положение о МЧС России, утверждённое Указом Президента РФ от 2.8.1999, а также другие законодательные акты и концептуальные документы РФ (см. ст. Система обеспечения национальной безопасности РФ).
В систему МЧС России входят: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Гос. противопожарная служба МЧС России; поисково-спасательная служба МЧС России; войска гражданской обороны; образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России. Для решения гуманитарных задач создан национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
МЧС России возглавляет министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В МЧС России образована коллегия, численность и состав которой утверждаются Президентом РФ.
За прошедшие годы МЧС России проделана значительная работа по совершенствованию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: создана законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; созданы силы ликвидации чрезвычайных ситуаций (авиация МЧС России, центральный аэромобильный спасательный отряд, формирования поисково-спасательной службы МЧС России и др.); реорганизованы соединения и воинские части гражданской обороны в спасательные центры; создана и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, имеющая соответствующие центры на федеральном, региональном и территориальном уровнях; усовершенствована структура органов управления, повышена готовность сил и средств гражданской обороны; создана единая гос. система подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; проделана значительная работа по интеграции МЧС России в международную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
МЧС России принимало активное участие в ликвидации ряда крупных чрезвычайных ситуаций: в подавлении очагов пожаров на артиллерийских складах в Республике Армения, на Тихоокеанском флоте, в Уральском ВО; в ликвидации последствий прорыва плотины Киселёвского водохранилища (1993), Шикотанского (1994) и Нефтегорского (1995) землетрясений, катастрофических наводнений на Северной Двине в районе Великого Устюга (1998), на р. Лена в районе Ленска (1998 и 2001) и в Краснодарском крае (2002), взрывов жилых домов в Светлогорске (1996), Каспийске (1996), Буйнакске, Москве и Волгодонске (1999); в жизнеобеспечении населения, пострадавшего в ходе антитеррористических операций в Чеченской Республике (1994–96, 1997– 2001) и др.
Осн. направления дальнейшего развития деятельности МЧС России: совершенствование управления и информационного обеспечения; повышение оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; повышение качества и достоверности прогноза и эффективности работы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; повышение эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; реформирование системы и войск гражданской обороны в соответствии с новым характером военных конфликтов; разработка новых подходов к организации и осуществлению защиты населения от военных опасностей, в т. ч. от новых видов оружия; создание новых, более эффективных технических средств и технологий, обеспечивающих ведение разведки, оценку обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и др. неотложных работ; дальнейшее развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На всех этапах развития МЧС России его возглавлял С. К. Шойгу (с дек. 1990).