МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 439-440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Ми­ни­стер­ст­во РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий (МЧС Рос­сии) – фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, про­во­дя­щий еди­ную гос. по­ли­ти­ку, осу­ще­ст­в­ляю­щий гос. управ­ле­ние и обес­пе­чи­ваю­щий ре­ше­ние за­дач в об­лас­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, по­жар­ной безо­пас­но­сти, а так­же ко­ор­ди­ни­рую­щий дея­тель­ность фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в ука­зан­ной об­лас­ти. МЧС Рос­сии ор­га­ни­зу­ет по со­гла­со­ва­нию с Ге­не­раль­ным шта­бом ВС РФ пла­ни­ро­ва­ние дей­ст­вий и при­ме­не­ние войск гра­ж­дан­ской обо­ро­ны для вы­пол­не­ния за­дач в це­лях обо­ро­ны РФ, а так­же под­го­тов­ку войск гра­ж­дан­ской обо­ро­ны к со­вме­ст­ным с ВС РФ дей­ст­ви­ям в це­лях обо­ро­ны РФ; уча­ст­ву­ет в вы­ра­бот­ке мер по за­щи­те на­се­ле­ния от опас­но­стей, воз­ни­каю­щих при про­ве­де­нии во­ен­ных дей­ст­вий или вслед­ст­вие этих дей­ст­вий; осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние еди­ной гос. сис­те­мой пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций, а так­же ру­ко­во­дство функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем и раз­ви­ти­ем фе­де­раль­ной сис­те­мы сейс­мо­логи­че­ских на­блю­де­ний и про­гно­за зем­ле­тря­се­ний; осу­ще­ст­в­ля­ет в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции пре­ду­пре­ж­де­ние и ли­к­ви­да­цию чрез­вы­чай­ных си­туа­ций на под­вод­ных по­тен­ци­аль­но опас­ных объ­ек­тах во внут­рен­них во­дах и тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре РФ. Осу­ще­ст­в­ля­ет: ме­ры по чрез­вы­чай­но­му гу­ма­ни­тар­но­му реа­ги­ро­ва­нию, в т. ч. за пре­де­ла­ми РФ; нор­ма­тив­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние, спе­ци­аль­ные, раз­ре­ши­тель­ные, над­зор­ные и кон­троль­ные функ­ции по во­про­сам, от­не­сён­ным к ком­пе­тен­ции МЧС Рос­сии; сбор и об­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции в об­лас­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций, обес­пе­че­ния по­жар­ной без­опас­но­сти, а так­же об­мен этой ин­фор­ма­ци­ей; ор­га­ни­зу­ет про­ве­де­ние на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в об­лас­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций, обес­пе­че­ния по­жар­ной безо­пас­но­сти, пре­одо­ле­ния по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ава­рий и ка­та­ст­роф, под­вод­ных ра­бот осо­бо­го (спе­ци­аль­но­го) на­зна­че­ния; осу­ще­ст­в­ля­ет ме­ж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ст­во в об­лас­ти сво­ей дея­тель­но­сти.

Осн. эта­пы раз­ви­тия МЧС Рос­сии: 17.7.1990 Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та РСФСР при­нял по­ста­нов­ле­ние «Об об­ра­зо­ва­нии Рос­сий­ско­го кор­пу­са спа­са­те­лей»; во ис­пол­не­ние ука­зан­но­го по­ста­нов­ле­ния СМ РСФСР по­ста­нов­ле­ни­ем от 27.12.1990 об­ра­зо­вал Рос­сий­ский кор­пус спа­са­те­лей на пра­вах Гос. ко­ми­те­та РСФСР (да­та при­ня­тия это­го по­ста­нов­ле­ния впо­след­ст­вии бы­ла объ­яв­ле­на Днём спа­са­те­ля и ста­ла днём ро­ж­де­ния МЧС Рос­сии); по­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та РСФСР от 30.7.1991 кор­пус спа­са­те­лей был пре­об­ра­зо­ван в Гос. ко­ми­тет РСФСР по чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям (ГКЧС РСФСР); Ука­зом Пре­зи­ден­та РСФСР от 19.11.1991 на ба­зе ГКЧС РСФСР и Шта­ба гра­ж­дан­ской обо­ро­ны РСФСР был соз­дан Гос. ко­ми­тет по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий при Пре­зи­ден­те РСФСР (ГКЧС РСФСР), объ­е­ди­нив­ший си­лы и сред­ст­ва этих ве­домств; По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 28.7.1992 «О со­вер­шен­ст­во­ва­нии дея­тель­но­сти ту­ри­ст­ских и аль­пи­ни­ст­ских спа­са­тель­ных служб, пунк­тов и цен­тров» бы­ла об­ра­зо­ва­на по­ис­ко­во-спа­са­тель­ная служ­ба ГКЧС РСФСР; Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 10.1.1994 «О струк­ту­ре фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти» ГКЧС Рос­сии был пре­об­ра­зо­ван в Мин-во РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий (МЧС Рос­сии); Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 27.5.1996 «Во­про­сы гра­ж­дан­ской обо­ро­ны Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» шта­бы по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны и чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны в ор­га­ны в со­ста­ве или при ор­га­нах ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нах ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные ре­шать за­да­чи по гра­ж­дан­ской обо­ро­не, пре­ду­пре­ж­де­нию и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, этим же ука­зом бы­ли ут­вер­жде­ны по­ло­же­ние о вой­сках гра­ж­дан­ской обо­ро­ны и их со­став; Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 9.11.2001 Гос. про­ти­во­по­жар­ная служ­ба МВД РФ пре­об­ра­зо­ва­на в Гос. про­ти­во­по­жар­ную служ­бу МЧС Рос­сии.

Пра­во­вой ос­но­вой ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти МЧС Рос­сии яв­ля­ют­ся Кон­сти­ту­ция РФ, Фе­де­раль­ные за­ко­ны «Об ава­рий­но-спа­са­тель­ных служ­бах и ста­ту­се спа­са­те­лей» (1995), «О ра­диа­ци­он­ной безо­пас­но­сти на­се­ле­ния» (1996), «О безо­пас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских со­ору­же­ний» (1997), «О гра­ж­дан­ской обо­ро­не» (1998), По­ло­же­ние о МЧС Рос­сии, ут­вер­ждён­ное Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 2.8.1999, а так­же дру­гие за­ко­нода­тель­ные ак­ты и кон­цеп­ту­аль­ные до­ку­мен­ты РФ (см. ст. Сис­те­ма обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ).

В сис­те­му МЧС Рос­сии вхо­дят: ре­гио­наль­ные цен­тры по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий; ор­га­ны, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные ре­шать за­да­чи гра­ж­дан­ской обо­ро­ны и за­да­чи по пре­ду­пре­ж­де­нию и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра; Гос. про­ти­во­по­жар­ная служ­ба МЧС Рос­сии; по­ис­ко­во-спа­са­тель­ная служ­ба МЧС Рос­сии; вой­ска гра­ж­дан­ской обо­ро­ны; об­ра­зо­ва­тель­ные, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские уч­ре­ж­де­ния и иные ор­га­ни­за­ции, на­хо­дя­щие­ся в ве­де­нии МЧС Рос­сии. Для ре­ше­ния гу­ма­ни­тар­ных за­дач соз­дан на­цио­наль­ный кор­пус чрез­вы­чай­но­го гу­ма­ни­тар­но­го реа­ги­ро­ва­ния.

МЧС Рос­сии воз­глав­ля­ет ми­нистр РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий, на­зна­чае­мый на долж­ность и ос­во­бо­ж­дае­мый от долж­но­сти Пре­зи­ден­том РФ по пред­став­ле­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ. В МЧС Рос­сии об­ра­зо­ва­на кол­ле­гия, чис­лен­ность и со­став ко­то­рой ут­вер­жда­ют­ся Пре­зи­ден­том РФ.

За про­шед­шие го­ды МЧС Рос­сии про­де­ла­на зна­чи­тель­ная ра­бо­та по со­вер­шен­ст­во­ва­нию за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, а так­же от опас­но­стей, воз­ни­каю­щих при ве­де­нии во­ен­ных дей­ст­вий или вслед­ст­вие этих дей­ст­вий: соз­да­на за­ко­но­да­тель­ная и нор­ма­тив­ная пра­во­вая ба­за в об­лас­ти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, а так­же от опас­но­стей, воз­ни­каю­щих при ве­де­нии во­ен­ных дей­ст­вий или вслед­ст­вие этих дей­ст­вий; соз­да­ны си­лы ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций (авиа­ция МЧС Рос­сии, цен­траль­ный аэ­ро­мо­биль­ный спа­са­тель­ный от­ряд, фор­ми­ро­ва­ния по­ис­ко­во-спа­са­тель­ной служ­бы МЧС Рос­сии и др.); ре­ор­га­ни­зо­ва­ны со­еди­не­ния и во­ин­ские час­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны в спа­са­тель­ные цен­тры; соз­да­на и функ­цио­ни­ру­ет сис­те­ма мо­ни­то­рин­га, ла­бо­ра­тор­но­го кон­тро­ля и про­гно­зи­ро­ва­ния чрез­вы­чай­ных си­туа­ций, имею­щая со­от­вет­ст­вую­щие цен­тры на фе­де­раль­ном, ре­гио­наль­ном и тер­ри­то­ри­аль­ном уров­нях; усо­вер­шен­ст­во­ва­на струк­ту­ра ор­га­нов управ­ле­ния, по­вы­ше­на го­тов­ность сил и средств гра­ж­дан­ской обо­ро­ны; соз­да­на еди­ная гос. сис­те­ма под­го­тов­ки на­се­ле­ния в об­лас­ти за­щи­ты от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, а так­же от опас­но­стей, воз­ни­каю­щих при ве­де­нии во­ен­ных дей­ст­вий или вслед­ст­вие этих дей­ст­вий; про­де­ла­на зна­чи­тель­ная ра­бо­та по ин­те­гра­ции МЧС Рос­сии в ме­ж­ду­на­род­ную сис­те­му пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра.

МЧС Рос­сии при­ни­ма­ло ак­тив­ное уча­стие в ли­к­ви­да­ции ря­да круп­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций: в по­дав­ле­нии оча­гов по­жа­ров на ар­тил­ле­рий­ских скла­дах в Рес­пуб­ли­ке Ар­ме­ния, на Ти­хо­оке­ан­ском фло­те, в Ураль­ском ВО; в ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий про­ры­ва пло­ти­ны Ки­се­лёв­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща (1993), Ши­ко­тан­ско­го (1994) и Неф­те­гор­ско­го (1995) зем­ле­тря­се­ний, ка­та­ст­ро­фи­че­ских на­вод­не­ний на Се­вер­ной Дви­не в рай­оне Ве­ли­ко­го Ус­тю­га (1998), на р. Ле­на в рай­оне Лен­ска (1998 и 2001) и в Крас­но­дар­ском крае (2002), взры­вов жи­лых до­мов в Свет­ло­гор­ске (1996), Кас­пий­ске (1996), Буй­нак­ске, Мо­ск­ве и Вол­го­дон­ске (1999); в жиз­не­обес­пе­че­нии на­се­ле­ния, по­стра­дав­ше­го в хо­де ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ских опе­ра­ций в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке (1994–96, 1997– 2001) и др.

Осн. на­прав­ле­ния даль­ней­ше­го раз­ви­тия дея­тель­но­сти МЧС Рос­сии: со­вер­шен­ст­во­ва­ние управ­ле­ния и ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния; по­вы­ше­ние опе­ра­тив­но­сти и эф­фек­тив­но­сти ава­рий­но-спа­са­тель­ных ра­бот при ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; по­вы­ше­ние ка­че­ст­ва и дос­то­вер­но­сти про­гно­за и эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты в об­лас­ти пре­д­упре­ж­де­ния чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра; ре­фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы и войск гра­ж­дан­ской обо­ро­ны в со­от­вет­ст­вии с но­вым ха­рак­те­ром во­ен­ных кон­флик­тов; раз­ра­бот­ка но­вых под­хо­дов к ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ст­в­ле­нию за­щи­ты на­се­ле­ния от во­ен­ных опас­но­стей, в т. ч. от но­вых ви­дов ору­жия; соз­да­ние но­вых, бо­лее эф­фек­тив­ных тех­ни­че­ских средств и тех­но­ло­гий, обес­пе­чи­ваю­щих ве­де­ние раз­вед­ки, оцен­ку об­ста­нов­ки в зо­нах чрез­вы­чай­ных си­туа­ций и про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­са­тель­ных, ава­рий­но-вос­ста­но­ви­тель­ных и др. не­от­лож­ных ра­бот; даль­ней­шее раз­ви­тие ме­ж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ст­ва в об­лас­ти пре­ду­пре­ж­де­ния и ли­к­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­туа­ций.

На всех эта­пах раз­ви­тия МЧС Рос­сии его воз­глав­лял С. К. Шой­гу (с дек. 1990).

Лит.: Шой­гу С. К. Ка­та­ст­ро­фы и го­су­дар­ст­во. М., 1997; Безо­пас­ность Рос­сии. Пра­во­вые, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и на­уч­но-тех­ни­че­ские ас­пек­ты: Ос­но­во­по­ла­гаю­щие го­су­дар­ст­вен­ные до­ку­мен­ты. М., 1998. Ч. 1–2.

Вернуться к началу