ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
Вооружённые силы (ВС) РФ – гос. военная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. В исключительных случаях на основании Указа Президента РФ ВС могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.
ВС РФ решают возложенные на них задачи в мирное и военное время совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами РФ, которые участвуют в обороне страны, на основе плана применения ВС. В соответствии с новой военной доктриной нашей страны на ближайшее время и обозримую перспективу ВС РФ в мирное время должны быть способны без проведения дополнительной мобилизации одновременно решать задачи в двух вооружённых конфликтах, а также вести миротворческие операции самостоятельно и во взаимодействии с союзниками. В военное время ВС РФ должны уметь отразить воздушно-космическое нападение противника, обеспечить стратегическое развёртывание войск и решить задачи одновременно в двух локальных войнах (после проведения стратегического развёртывания).
Основные задачи для ВС РФ сгруппированы по четырём направлениям: сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ, включая обеспечение стратегической стабильности и территориальную оборону страны; обеспечение экономических и политических интересов РФ, что может включать в себя проведение по решению Президента РФ операций с использованием ВС; осуществление силовых операций мирного времени, включая выполнение РФ союзнических обязательств, осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ; применение военной силы для нейтрализации военной угрозы, в т. ч. и в условиях применения оружия массового поражения.
ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7.5.1992 № 446, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения ВС СССР, дислоцировавшиеся на территории РФ, а также за её пределами, но находившиеся к моменту подписания Указа под её юрисдикцией.
Правовую основу строительства и функционирования ВС РФ составляют Конституция РФ (1993), Закон РФ «О безопасности» (1992), Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» (2001), «О военном положении» (2002), Федеральные законы «О государственном оборонном заказе» (1995), «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (1997), «О статусе военнослужащих» (1998), «О воинской обязанности и военной службе» (1998), «О ветеранах» (2000), «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (2001, изменения 2003), «Об альтернативной гражданской службе» (2002) и др.
Осн. концептуальными документами по строительству и функционированию ВС РФ являются Концепция национальной безопасности РФ (2000), Основы политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 (2000), Основы политики РФ в области космической деятельности (2001), Основы гос. политики РФ по военному строительству на период до 2010 (2002), Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 и дальнейшую перспективу (2003), а также Военная доктрина РФ (2000). В соответствии с положениями Военной доктрины Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и (или) её союзников ядерного оружия и др. видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности РФ ситуациях.
Материальная основа для совершенствования системы вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ определена в Гос. программе вооружений на 2001–10.
Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Комплектование ВС военнослужащими осуществляется путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, а также добровольного поступления граждан РФ на военную службу (по контракту). Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие предусмотренных законом отсрочек и освобождения от исполнения воинской обязанности. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих службу по призыву, – 24 мес; для окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования – 12 мес; для проходящих военную службу по контракту срок службы определяется условиями контракта. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. На 1.1.2003 численность ВС РФ составляла 1,16 млн. чел., в т. ч. 55% личного состава контрактной службы – офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты (21% от общего количества солдат и сержантов – контрактники). Численность гражданского персонала ВС РФ – 850 тыс. чел. К 2005 общая численность военнослужащих составит ок. 1,0 млн. чел. (после распада СССР ВС РФ насчитывали 2,75 млн. военнослужащих). Подготовка офицерских кадров осуществляется в военно-учебных заведениях РФ. Гражданский персонал ВС комплектуется на основе добровольного поступления на работу. Для мобилизационного развёртывания ВС РФ создаётся запас военно-обученных людских ресурсов.
Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ осуществляется в соответствии с их боевым предназначением и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Мин-ва обороны (МО) РФ, осуществляется по решению министра обороны РФ, а за пределами этих территорий – по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления; передислокация соединений и объединений – по решению Президента РФ. Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС за пределами территории РФ допускается на основе международных договоров РФ.
ВС РФ оснащены обычным и ядерным вооружением и военной техникой, преимущественно доставшимися от ВС СССР. Однако в 1990-е – нач. 2000-х гг. в тяжелейших экономических условиях была создана самая современная межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М» – как для шахтного, так и для мобильного (подвижно-грунтового) вариантов базирования; в составе ВМФ появились сверхмалошумные многоцелевые атомные подводные лодки; для Сухопутных войск (СВ) созданы высокоточный ракетный комплекс «Искандер» и новый комплекс средств радиоэлектронной борьбы; достроена система глобальной космической навигации ГЛОНАСС; созданы унифицированный комплекс электронно-вычислительной техники «Багет» для всех осн. звеньев систем боевого управления, новые гидроакустические системы, ударный вертолёт «Аллигатор», новейшие авиационные вооружения.
С момента создания ВС РФ в 1992 была объявлена задача их реформирования. Разрабатывалась соответствующая законодательная база, изменялась структура ВС РФ и органов военного управления, проводилось сокращение их численности и состава, уточнялось военно-административное деление страны и др. Осн. направления дальнейшего строительства ВС РФ предусматривают: завершение формирования частей постоянной боевой готовности и создание на их основе мобильных группировок войск на всех направлениях под единым управлением (2007); дальнейшее развитие стратегических ядерных сил сдерживания; разработку и закупку новых вооружений; увеличение средств из военного бюджета на подготовку военных кадров; переход к новой системе тылового обеспечения.
Руководство и управление ВС РФ
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне» руководство ВС РФ осуществляет Президент РФ – Верховный главнокомандующий ВС РФ. Управление ВС РФ осуществляет министр обороны РФ через Мин-во обороны РФ и Генеральный штаб (ГШ) ВС РФ.
МО РФ – федеральный орган исполнительной власти, центральный орган военного управления, проводящий гос. политику и осуществляющий гос. управление в области обороны страны. МО РФ управляет ВС РФ в мирное и военное время; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в части, касающейся интересов национальной обороны, а также разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику (В и ВТ) для них; разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную гос. программу вооружения, а также предложения по гос. оборонному заказу и расходам на оборону в проекте федерального бюджета; заказывает и финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны, производство и закупку В и ВТ, продовольствия, вещевого и др. имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ; организует гос. заказ ядерных вооружений и гос. надзор за ядерной и радиационной безопасностью; разрабатывает и координирует проведение в РФ единой военно-технической политики по созданию и совершенствованию В и ВТ; обеспечивает: боевую и мобилизационную готовность ВС РФ для решения задач по предотвращению и отражению агрессии, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности РФ, защиту гос. границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде, социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей; осуществляет мероприятия по призыву граждан РФ на военную службу и военные сборы в ВС РФ и другие войска; участвует в переговорах по проблемам безопасности, сокращения (ограничения) вооружений и вооружённых сил; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о МО РФ.
Осн. содержание деятельности МО РФ в угрожаемый период и с началом войны (вооружённого конфликта): проведение полного или частичного стратегического развёртывания ВС РФ, приведение их в готовность для выполнения задач; координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии; реализация решений по подготовке и ведению военных действий; организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны; привлечение и реализация возможностей союзных государств для достижения целей в войне (вооружённом конфликте).
МО РФ было создано Указом Президента РФ от 16.3.1992 «О Министерстве обороны РФ и Вооружённых силах РФ» на базе МО СССР. В соответствии с Указом Президента РФ от 7.5. 1992 МО РФ осуществляет функции правопреемника МО СССР в отношении объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций Советской Армии и Военно-Морского Флота быв. СССР, дислоцированных на этот момент на территории России либо находящихся под её юрисдикцией на территории др. государств. Указом от 27.7.1992 утверждены структура и Положение о МО РФ. Указом Президента РФ от 11.11.1998 утверждено новое Положение о МО РФ.
Структура МО РФ: ГШ ВС РФ, управления главнокомандующих видами ВС (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота), управления командующих родами войск (Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, Воздушно-десантных войск), управление Тыла ВС РФ, другие главные и центральные управления, самостоятельные службы и инспекции центрального подчинения, занимающиеся соответствующими направлениями строительства, подготовки и использования ВС РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9.3.2004 МО РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства, а также по вопросам ядерного оборонного комплекса – Федеральное агентство по атомной энергии.
Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ, осуществляет свои полномочия на основе единоначалия. Высшим совещательным органом является коллегия МО РФ, в которую входят по должности министр обороны (председатель коллегии), первый заместитель и заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС, а также другие должностные лица. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в её состав по должности, утверждаются Президентом РФ.
Министры обороны РФ: Б. Н. Ельцин (март – май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 – июль 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 – май 1997); И. Д. Сергеев (май 1997 – март 2001); С. Б. Иванов (с марта 2001).
ГШ ВС РФ – центральный орган военного управления и осн. орган оперативного управления ВС, осуществляющий координацию деятельности и организующий взаимодействие ВС РФ и других войск, не подчинённых МО РФ, по выполнению задач в области обороны страны. Возглавляется начальником ГШ ВС РФ, являющимся по должности первым заместителем министра обороны РФ. ГШ ВС РФ наделён функциями: системного анализа и прогнозирования геостратегической ситуации; выработки предложений по военной доктрине РФ; планирования строительства ВС РФ и координации разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов; планирования и организации оперативной и мобилизационной подготовки, мобилизационного и стратегического развёртывания, боевого применения ВС РФ; координации деятельности по воинскому учёту, подготовке граждан к военной службе, их призыву на военную службу и военные сборы; планирования оперативного оборудования территории РФ в целях обороны; организации и осуществления разведывательной деятельности, связи, радиоэлектронной борьбы; осуществления иных полномочий в области обороны страны в соответствии с Положением о ГШ ВС РФ. Состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений, из которых ведущими являются оперативное, разведывательное, организационно-мобилизационное главные управления и др. Начальники ГШ ВС РФ: В. П. Дубынин (май – нояб. 1992); М. П. Колесников (дек. 1992 – окт. 1996); В. Н. Самсонов (окт. 1996 – май 1997); А. В. Квашнин (май 1997 – июль 2004); Ю. Н. Балуевский (с июля 2004).
Организационная структура ВС РФ
На момент образования ВС РФ включали в себя следующие структурные компоненты: центральные органы военного управления, пять видов ВС – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны (ВПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-морской флот (ВМФ); два самостоятельных рода войск – Воздушно-десантные войска (ВДВ) и Военно-космические силы (ВКС); Тыл ВС РФ; войска, находящиеся в подчинении МО РФ и не входящие в виды ВС.
По функциональному предназначению компонентами ВС РФ являются Стратегические силы сдерживания (ССС) и Силы общего назначения (СОН). ССС состоят из стратегических оборонительных сил (войска, силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противовоздушной обороны) и стратегических наступательных сил (РВСН, авиационные стратегические ядерные силы, морские стратегические ядерные силы). СОН предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника, нанесения ему поражения в войне с применением обычных средств поражения. В их состав входят объединения, соединения и части СВ, ВВС, ВМФ и ВДВ.
Структурно ВС РФ состоят из центральных органов военного управления ВС, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС, в Тыл ВС и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС.
В ходе последующего военного строительства организационная структура ВС РФ изменялась. В 1997 ранее отдельный род войск – ВКС– был включён в состав РВСН. Одновременно из состава ВПВО были переданы в состав РВСН Войска ракетно-космической обороны. Управление главнокомандующего СВ было преобразовано в Главное управление СВ, затем Главное управление в свою очередь было преобразовано в Главное командование СВ (в 1998 расформировано, в 2001 восстановлено). В 1998 ВВС и ВПВО были объединены в новый вид ВС – ВВС. В 2001 подверглись преобразованию РВСН, они утратили статус вида ВС и стали отдельным родом войск. Из их состава были выведены ВКС и преобразованы в отдельный род войск – Космические войска (КВ). В 2003 из состава СВ был выведен их род войск – армейская авиация – и передан в состав ВВС. В дальнейшем преобразование структуры ВС РФ планируется осуществлять на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трёх сферах вооружённой борьбы: суша, воздух–космос, море.
Виды ВС выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск ВС, применяя присущие им средства вооружённой борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид ВС состоит из родов войск, предназначенных для решения определённых оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов ВС в их состав входят специальные войска, тыл, другие части и организации.
Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач, и применяющая, как правило, только ей свойственные способы ведения боевых действий, виды оружия и военной техники. В бою и в операции рода войск (сил), как правило, тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них. Для обеспечения боевой деятельности родов войск (сил) в ВС имеются специальные войска.
В нач. 2003 ВС РФ включали: три вида ВС – СВ, ВВС и ВМФ; три рода войск, не входящих в виды ВС, – РВСН, КВ и ВДВ; Тыл ВС РФ, а также войска и органы, не входящие в виды и отдельные рода войск (сил) ВС РФ.
Сухопутные войска – вид ВС РФ, предназначенный для прикрытия гос. границы, отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, удерживания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами и родами войск ВС.
СВ включают: мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска ПВО, являющиеся родами войск СВ, тыл, а также специальные войска – разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), инженерные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты (РХБЗ), технического обеспечения, автомобильные.
Организационно СВ состоят из общевойсковых армий, армейских корпусов (объединений), мотострелковых, танковых, артиллерийских и пулемётно-артиллерийских дивизий, бригад, укреплённых районов (соединений), отдельных частей и др. воинских частей, учреждений, предприятий и организаций. Объединения и соединения СВ составляют основу ВС на театрах войны (военных действий), фронтов и военных округов.
После образования ВС РФ в СВ было резко сокращено число армий и дивизий, часть армий преобразована в армейские корпуса, а часть дивизий – в бригады. Осуществлён переход на типовые организационно-штатные структуры армий, армейских корпусов, дивизий и бригад с учётом их предназначения и особенностей стратегических и операционных направлений. Большинство соединений были переформированы в соединения кадра (с сокращённым штатом) и базы хранения военной техники. При этом сложившаяся структура родов войск и специальных войск в осн. оставалась неизменной. Не претерпели существенных изменений системы боевой и мобилизационной готовности, подготовки войск, видов обеспечения и управления.
На нач. 2003 численность СВ составляла 300 тыс. военнослужащих. В течение 4 лет планируется перевести на контрактную основу части постоянной готовности СВ – всего 92 воинских формирования, среди них – 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков, в которых служат 166 тыс. военнослужащих, включая 126 тыс. солдат и сержантов.
Военно-воздушные силы – вид ВС РФ, предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов страны и группировок войск (сил), поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск ВС.
ВВС включают: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск (сил), а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБЗ, поисково-спасательного обеспечения, метеорологические, технического обеспечения) и тыл.
По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую. Дальняя, фронтовая, военно-транспортная и армейская авиация в своём составе имеет рода авиации: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную.
Организационно ВВС состоят из командования специального назначения, воздушной армии Верховного главнокомандования (ВГК) стратегического назначения, воздушной армии ВГК (военно-транспортная авиация), армий ВВС и ПВО, воздушной армии, других соединений, частей и организаций.
Военно-морской флот – вид ВС РФ, предназначенный для отражения агрессии с морских и океанских направлений, разгрома военно-морских сил противника в океанских и морских зонах, поражения объектов военного и экономического потенциала агрессора с применением как обычного, так и ядерного оружия, а также решения других задач в области обороны страны во взаимодействии с другими видами и родами войск ВС.
ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил (войск) общего назначения. Он включает подводные силы, надводные силы флота, морскую авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами войск (сил), а также специальные войска (разведывательные, связи, РЭБ, морские инженерные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска. В организационном отношении он включает четыре флота – Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский, а также Каспийскую флотилию и соединения, части, учреждения центрального подчинения.
После образования ВС РФ (1992) в боевом составе ВМФ оставлены только современные корабли и подводные лодки, не уступающие по своим характеристикам зарубежным аналогам. Это прежде всего ракетные подводные крейсера специального назначения, а также атомные подводные лодки и подводные лодки других типов, обладающие большими возможностями. Дальнейшее развитие морских стратегических ядерных сил предусматривает совершенствование качественных характеристик ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН), завершение разработки нового ракетного оружия и создание для него РПЛСН нового поколения.
Ракетные войска стратегического назначения – род войск ВС РФ, главный компонент стратегических ядерных сил. Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения (уничтожения) в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. В войне с применением обычных средств поражения РВСН во взаимодействии с силами и средствами видов ВС и других родов войск решают задачи по сохранению своей боеспособности и обеспечению живучести группировок ракетных войск, постоянно поддерживая готовность к их боевому применению.
РВСН оснащены наземными стационарными и подвижными (грунтовыми и железнодорожными) комплексами межконтинентальных баллистических ракет разл. типов. Организационно состоят из органов военного управления, ракетных армий, в которые объединены ракетные дивизии, частей специальных войск (инженерных, РЭБ, РХБЗ, связи, топогеодезических, метеорологических, специальной авиации, технического обеспечения), частей и организаций тыла, обеспечения и охраны органов военного управления, а также частей, организаций и учреждений центрального подчинения. Включают ракетные войска стационарного базирования и ракетные войска мобильного базирования. Обладают огромной поражающей мощью, высокой и постоянной боевой готовностью, исчисляемой минутами и секундами, высокой точностью нанесения ракетного удара (вероятное отклонение менее 100 м), практически неограниченной дальностью поражения наземных и иных целей (10–18 тыс. км), способностью нанесения удара одновременно по многим целям, возможностью успешного преодоления средств противоракетной обороны, высокой боевой живучестью подвижных ракетных комплексов, независимостью применения от условий погоды, времени года и суток. В РВСН содержатся в готовности к боевому применению ок. 2/3 носителей ядерных зарядов и 3/4 суммарной мощности ядерных зарядов стратегических ядерных сил РФ. Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов стратегических ядерных сил) начиная с 1972 строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР (признаны РФ) и США или РФ и США.
Приоритетные направления развития РВСН: поддержание боевой готовности существующей группировки войск, максимальное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, развёртывание с необходимыми темпами ракетных комплексов «Тополь-М» стационарного и мобильного базирования, дальнейшее развитие системы боевого управления войсками и оружием, создание научно-технического задела по перспективным образцам вооружения и техники РВСН.
Космические войска – род войск ВС РФ, предназначенный для сдерживания агрессии противника в космосе и из космоса, недопущения завоевания противником превосходства в стратегической космической зоне, а также применения космических систем разл. назначения. Включают воинские части запуска космических аппаратов (КА) и управления ими, войска ракетно-космической обороны. В подчинении КВ находятся космодромы Байконур, Плесецк и Свободный, Главный центр испытаний и управления КА и др. В состав КВ входит Отдельная армия ракетно-космической обороны особого назначения. Она объединяет системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны (ПРО), их главная задача – защита Москвы от баллистических ракет.
Система ПРО включает: многофункциональную радиолокационную станцию, обеспечивающую обнаружение, сопровождение целей и наведение на них противоракет; командно-вычислительный пункт; шахтные пусковые установки противоракет; противоракеты дальнего действия для перехвата целей в верхних слоях атмосферы и в космосе; скоростные противоракеты среднего радиуса действия, способные перехватывать цели в широком диапазоне высот; систему передачи данных, связывающую все наземные средства ПРО в единый боевой цикл.
Воздушно-десантные войска – высокомобильный род войск ВС РФ, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. Боевые задачи выполняют во взаимодействии с соединениями и частями разл. видов и родов войск ВС РФ в форме воздушно-десантных операций. Включают воздушно-десантные (парашютно-десантные), десантно-штурмовые (аэромобильные) соединения и части, специальные войска и тыл. Основная организационная единица – воздушно-десантная дивизия (бригада). Численность ВДВ на 1.1.2003 составила 34 тыс. чел.
Войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ, предназначены для обеспечения боевой деятельности ВС и решения присущих им задач. К ним относятся соединения и части центрального подчинения: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБЗ, ядерного, технического, топогеодезического обеспечения.
Тыл ВС РФ – система органов управления, сил и средств, предназначенных для тылового и по службам тыла технического обеспечения ВС РФ в мирное и военное время; является важной составной частью ВС РФ, связывающей их с экономическим комплексом страны и во многом определяющей боевую готовность и боеспособность всех видов и родов войск ВС РФ.
Организационно силы и средства тыла входят в состав фронтов (флотов), военных округов, объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления. Тыл ВС РФ подразделяется по масштабам и характеру выполняемых задач на стратегический тыл, оперативный тыл и войсковой тыл; по принадлежности – на тыл Центра, фронтовой, окружной, флотский, армейский, корпусной, тыл флотилий, эскадр, военно-морских баз, дивизионный (бригадный), полковой и батальонный (дивизионов). Фронтовой (окружной, флотский, армейский, дивизионный, полковой) тыл включает тыловые воинские части, организации и подразделения только фронтового (окружного, флотского, армейского, дивизионного, полкового) подчинения.
Руководство силами и средствами тыла в центральном звене осуществляется через штаб Тыла ВС РФ, а также центральные довольствующие органы управления и службы МО РФ: Центральное управление ракетного топлива и горючего, Центральное продовольственное управление, Центральное вещевое управление, Центральное управление военных сообщений, Центральное автодорожное управление, Главное управление торговли, Главное военно-медицинское управление, ветеринарно-санитарную службу, службу пожарно-спасательной и местной обороны. Общее руководство Тылом ВС РФ осуществляет министр обороны РФ через начальника Тыла ВС РФ – заместителя министра обороны РФ, главнокомандующих видами ВС, начальников главных и центральных управлений МО РФ.
Военно-административное деление территории РФ
Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа (ВО). Они – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, хозяйственно-производственного районирования, возможных театров военных действий и операционных направлений. Каждый ВО организует в пределах назначенной территории её охрану, оборону, единую систему всех видов службы и подготовки войск, а также выполнение других мероприятий, связанных с подготовкой государства и его ВС к войне. ВО являются одновременно общевойсковыми оперативно-стратегическими территориальными объединениями ВС РФ. В состав ВО входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Военный округ возглавляет командующий войсками ВО. В управлении ВО создаётся военный совет.
Территориальная военно-административная структура на момент образования ВС РФ включала в себя 8 ВО, расположенных на территории РФ (из 16 ВО, имевшихся в СССР): Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Забайкальский, Прибалтийский и Дальневосточный. Кроме того, временно, до полного расформирования, в юрисдикции РФ находились Закавказский и Среднеазиатский ВО. В военно-административном делении территории впоследствии был осуществлён ряд изменений: в 1992 Приволжско-Уральский ВО был разделён на Приволжский и Уральский, а в 2001 эти два округа вновь объединены в Приволжско-Уральский ВО; Прибалтийский, Закавказский и Среднеазиатский ВО были расформированы; Забайкальский и Сибирский ВО объединены в Сибирский ВО; определён военно-административный статус территории Калининградской обл. как Калининградского особого района (КОР). При этом управлению ВО был придан статус оперативно-стратегического командования, на командующего войсками ВО возложена ответственность за готовность объединений, соединений и воинских частей всех видов ВС, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории ВО, к выполнению задач в области обороны страны. С 2001 территория России делится на 6 ВО: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
Ленинградский ВО расположен в административных границах: республик Карелия и Коми; Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей; г. С.-Петербург и Ненецкого автономного округа. Управление – в С.-Петербурге.
Московский ВО расположен в административных границах 18 областей Европейской части РФ (Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской) и г. Москва. Управление – в Москве.
Северо-Кавказский ВО расположен в административных границах: республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Калмыкия, Карачаево-Черкесской, Северная Осетия – Алания, Чеченской; Краснодарского и Ставропольского краёв; Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей. Управление – в Ростове-на-Дону. Округу подчинена Группа рос. войск в Закавказье, включающая рос. военные базы, воинские части, органы и учреждения, расположенные на территории республик Армения и Азербайджан.
Приволжско-Уральский ВО расположен в административных границах: республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской; Кировской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей; Коми-Пермяцкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Управление – в Екатеринбурге.
Сибирский ВО расположен в административных границах: республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайского и Красноярского краёв; Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областей; Агинского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Усть-Ордынского Бурятского и Эвенкийского автономных округов. Управление – в Чите.
Дальневосточный ВО расположен в административных границах: Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв; Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области; Корякского и Чукотского автономных округов. Управление – в Хабаровске.
Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ РФ на океанских и морских театрах военных действий являются флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский.
Балтийский флот (БФ) – оперативно-стратегическое объединение ВМФ в Балтийской морской зоне. Осн. пункты базирования – Балтийск (Калининградская обл.) и Кронштадт. В составе флота имеются дивизия надводных кораблей, бригада подводных лодок, соединения вспомогательных и поисково-спасательных судов, ВВС флота, береговые войска, части обеспечения. Командующий БФ по совместительству занимает должность командующего КОР. Группировка СВ, дислоцирующаяся в КОР, входит в состав БФ. Командование флота располагается на военно-морской базе в Балтийске.
Северный флот (СФ) – оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ на севере России. Осн. базы – Заозёрск, Гаджиево, Полярный, Североморск, Северодвинск. В своём составе имеет флотилию разнородных сил, эскадру подводных лодок, оперативную эскадру, бригады подводных лодок, бригады (дивизии) надводных кораблей, Беломорскую военно-морскую базу, ВВС флота, береговые войска, соединения и части обеспечения. Оперативная зона флота включает в себя части акваторий Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
В боевом составе СФ имеются совр. корабли и подводные лодки. Это прежде всего ракетные подводные крейсера стратегического назначения, а также атомные подводные лодки и подводные лодки других типов. В состав СФ также входят: тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с корабельными истребителями Су-27К и вертолётами на борту; тяжёлые атомные ракетные крейсера «Пётр Великий», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», ракетный крейсер «Маршал Устинов»; большие противолодочные корабли типа «Североморск», эскадренные миноносцы типа «Гремящий», десантные корабли разл. типов и др. Эти корабли способны наносить удары по подводному, надводному и воздушному противнику, проводить морские десантные операции, обеспечивать боевую устойчивость сил флота, выполнять задачи в составе разнородных сил флота и во взаимодействии с другими видами ВС РФ. СФ располагает морской авиацией и береговыми войсками, способными решать стоящие перед ними задачи.
Тихоокеанский флот (ТОФ) – оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ на Дальнем Востоке. Осн. базы – Владивосток (гл. база), Петропавловск-Камчатский, Фокино; пункты базирования – Советская Гавань, Корсаков. В составе флота – формирования морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, морской авиации, сухопутных и береговых войск и др. Организационная структура ТОФ включает: Группировку войск и сил на северо-востоке РФ, Приморскую флотилию разнородных сил, Советскогаванский военно-морской район, оперативную эскадру, дивизии и бригады подводных лодок и надводных кораблей, отдельные полки морской авиации, дивизию морской пехоты, мотострелковую бригаду сухопутных и береговых войск. Операционная зона флота включает части акваторий Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Управление флота – во Владивостоке.
После образования ВС РФ (1992) корабельный состав ТОФ был значительно сокращён в результате вывода из боевого состава авианесущих крейсеров, б. ч. надводных кораблей, атомных и дизель-электрических подводных лодок, уменьшения поступления вновь построенных подводных лодок и надводных кораблей. Сократился самолётный и вертолётный парк морской авиации. Сохранившееся боевое ядро флота – это прежде всего ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, тяжёлые атомные ракетные крейсера, ракетные крейсера, эсминцы, большие противолодочные корабли и др.
В 1998 в составе ТОФ было создано оперативное объединение – войска и силы на северо-востоке РФ, куда вошла часть сил ТОФ, войск ДВО, войск и сил ПВО, дислоцированных на Камчатке. ТОФ решает задачи боевого дежурства, боевой службы и охраны судоходства.
Черноморский флот (ЧФ) – оперативно-стратегическое объединение ВМФ России на Чёрном море. Осн. базы – Севастополь, Новороссийск; пункты базирования – Темрюк, Туапсе. Состоит из Новороссийской военно-морской базы, дивизий, бригад и дивизионов надводных кораблей и подводных лодок, воинских частей морской авиации и ПВО, береговых войск, соединений и частей обеспечения.
После распада СССР резко изменился корабельный состав и береговая инфраструктура ЧФ в связи с выводом из боевого состава значительной части надводных кораблей и подводных лодок и передачей до 15% корабельного состава, ряда баз, судостроительных и судоремонтных предприятий под юрисдикцию Украины. Вопросы раздела ЧФ между РФ и Украиной, статуса и условий пребывания ЧФ на территории Украины решены соглашением сторон от 28.5.1997 (вступило в силу 12.7.1999). Оно заключено сроком на 20 лет (начиная с 1997) и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетия, если одна из сторон не уведомит о прекращении его действия не позднее чем за один год до истечения установленного срока. В соответствии с этим соглашением ЧФ не имеет в своём составе ядерного оружия.
В 2003 МО РФ совместно с другими ведомствами разработана и принята Правительством РФ Федеральная целевая программа перехода в 2004–06 к комплектованию в ВС РФ должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими службу по контракту. Но реализация программы частичного перехода ВС РФ на контракт не снимает необходимости сохранения подготовленного мобилизационного резерва.
Модернизация военной организации государства, ВС РФ, оборонно-промышленного комплекса объявлена Президентом РФ В. В. Путиным в его посланиях Федеральному собранию РФ 2003–2004 гг. в качестве одной из приоритетных задач для нашей страны. В модернизации армии ключевыми вопросами являются: оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений, оснащение др. видов ВС соответствующим оружием тактического и оперативного назначения, а также совершенствование принципов комплектования и улучшения самой структуры ВС. Должно быть продолжено формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках.