СИС­ТЕ­МА ОБЕС­ПЕ­ЧЕ­НИЯ НА­ЦИО­НАЛЬ­НОЙ БЕЗО­ПАС­НО­СТИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 427-430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Статья подготовлена на основе материалов, представленных Советом безопасности РФ

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Под на­цио­наль­ной безо­пас­но­стью РФ по­ни­ма­ет­ся безо­пас­ность её мно­го­на­цио­наль­но­го на­ро­да как но­си­те­ля су­ве­ре­ни­те­та и един­ст­вен­но­го ис­точ­ни­ка вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Сис­те­ма обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти (СОНБ) РФ – это со­во­куп­ность ор­га­нов, сил и средств обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щих в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ ме­ры по­ли­ти­че­ско­го, пра­во­во­го, ор­га­ни­за­ци­он­но­го, эко­но­ми­че­ско­го, во­ен­но­го и ино­го ха­рак­те­ра, на­прав­лен­ные на обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Осн. функ­ции СОНБ РФ: по­лу­че­ние и оцен­ка ин­фор­ма­ции об уг­ро­зах на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти в разл. об­лас­тях жиз­не­дея­тель­но­сти, вы­ра­бот­ка и при­ня­тие ре­ше­ний по реа­ги­ро­ва­нию и до­ве­де­ние их до ис­пол­ни­те­лей; ор­га­ни­за­ция кон­крет­ных дей­ст­вий по уст­ра­не­нию, ней­тра­ли­за­ции или ми­ни­ми­за­ции уг­роз.

СОНБ РФ вклю­ча­ет в се­бя гос. и не­гос. сис­те­мы. К пер­вой от­но­сят­ся гос. ин­сти­ту­ты (за­ко­но­да­тель­ные, ис­пол­ни­тель­ные, су­деб­ные), при­ни­маю­щие уча­стие в про­цес­се вы­ра­бот­ки ре­ше­ний и реа­ли­за­ции мер по­ли­ти­че­ско­го, пра­во­во­го, ор­га­ни­за­ци­он­но­го, эко­но­ми­че­ско­го, во­ен­но­го и ино­го ха­рак­те­ра, ко­то­рые на­прав­ле­ны на обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Не­го­су­дар­ст­вен­ная сис­те­ма вклю­ча­ет в се­бя об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния, к ко­то­рым от­но­сят­ся и сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, а так­же ча­ст­ные ли­ца, спо­соб­ные ока­зать влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние и реа­ли­за­цию по­ли­ти­ки обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. На­ли­чие и од­но­вре­мен­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние этих со­став­ных час­тей СОНБ соз­да­ют ста­биль­ность в стра­не и то не­об­хо­ди­мое рав­но­ве­сие, ко­то­рое спо­соб­но убе­речь об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во от рас­ко­ла, со­ци­аль­ных по­тря­се­ний и бед.

Пра­во­вую ос­но­ву функ­цио­ни­ро­ва­ния СОНБ РФ со­став­ля­ют: Кон­сти­ту­ция РФ, за­ко­ны РФ «О безо­пас­но­сти» (1992), «О Го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­це РФ» (1993), «О го­су­дар­ст­вен­ной тай­не» (1993), Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны «О су­деб­ной сис­те­ме РФ» (1996), «О пра­ви­тель­ст­ве РФ» (1997), «О чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (2001), «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002), Фе­де­раль­ные за­ко­ны «О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра» (1994), «О по­жар­ной безо­пас­но­сти» (1994), «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти» (1995, из­ме­не­ния 1997), «Об обо­ро­не» (1996, из­ме­не­ния 1999, 2003), «О про­мыш­лен­ной безо­пас­но­сти опас­ных про­из­вод­ст­вен­ных объ­ек­тов» (1997), «О мо­би­ли­за­ци­он­ной под­го­тов­ке и мо­би­ли­за­ции в РФ» (1997), «О борь­бе с тер­ро­риз­мом» (1998, из­ме­не­ния 2002), «Об ох­ра­не ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха» (1999), «О са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии на­се­ле­ния» (1999), «Об ос­но­вах ох­ра­ны тру­да в РФ» (1999), «О ка­че­ст­ве и безо­пас­но­сти пи­ще­вых про­дук­тов» (2000), «Об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды» (2002) и др., а так­же со­во­куп­ность ме­ж­ду­на­род­ных ак­тов, со­дер­жа­щих об­ще­при­знан­ные юри­ди­че­ские прин­ци­пы и нор­мы, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми в це­лях под­дер­жа­ния и ук­ре­п­ле­ния все­об­ще­го ми­ра и ме­ж­ду­на­род­ной безо­пас­но­сти.

Осн. кон­цеп­ту­аль­ные до­ку­мен­ты функ­цио­ни­ро­ва­ния СОНБ РФ: Го­су­дар­ст­вен­ная стра­те­гия эко­но­ми­че­ской безо­пас­но­сти РФ (1996), Кон­цеп­ция го­су­дар­ст­вен­ной на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки РФ (1996), Кон­цеп­ция на­цио­наль­ной без­опас­но­сти РФ (2000), Кон­цеп­ция внеш­ней по­ли­ти­ки РФ (2000), Во­ен­ная док­три­на РФ (2000), Док­три­на ин­фор­ма­ци­он­ной безо­пас­но­сти РФ (2000), Ос­но­вы по­ли­ти­ки РФ в об­лас­ти во­ен­но-мор­ской дея­тель­но­сти до 2010 (2000), Ос­но­вы по­ли­ти­ки РФ в об­лас­ти кос­ми­че­ской дея­тель­но­сти (2001), Мор­ская док­три­на РФ на пе­ри­од до 2020 (2001), Ос­но­вы по­ли­ти­ки РФ в об­лас­ти раз­ви­тия обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на пе­ри­од до 2010 и даль­ней­шую пер­спек­ти­ву (2001), Ос­но­вы го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки РФ в об­лас­ти раз­ви­тия нау­ки и тех­но­ло­гий на пе­ри­од до 2010 и даль­ней­шую пер­спек­ти­ву (2002), Ос­но­вы го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки РФ по во­ен­но­му строи­тель­ст­ву на пе­ри­од до 2010 (2002), Ос­но­вы во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки РФ на пе­ри­од до 2015 и даль­ней­шую пер­спек­ти­ву (2003) и др., ут­вер­ждён­ные Пре­зи­ден­том РФ.

Органы обеспечения национальной безопасности

В фор­ми­ро­ва­нии и реа­ли­за­ции по­ли­ти­ки обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ при­ни­ма­ют уча­стие в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий Пре­зи­дент РФ, Со­вет безо­пас­но­сти РФ, Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние РФ, Пра­ви­тель­ст­во РФ, су­деб­ные ор­га­ны, Про­ку­ра­ту­ра РФ, фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­нитель­ной вла­сти и ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся важ­ней­шим дей­ст­вую­щим ин­сти­ту­том СОНБ РФ. Он фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет Со­вет безо­пас­но­сти РФ, ру­ко­во­дит в пре­де­лах сво­их кон­сти­ту­ци­он­ных пол­но­мо­чий ор­га­на­ми и си­ла­ми обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ, санк­цио­ни­ру­ет дей­ст­вия по обес­пе­че­нию на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ фор­ми­ру­ет, ре­ор­га­ни­зу­ет и уп­разд­ня­ет ор­га­ны и си­лы обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, вы­сту­па­ет с по­сла­ния­ми, об­ра­ще­ния­ми и ди­рек­ти­ва­ми по про­бле­мам на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, в сво­их еже­год­ных по­сла­ни­ях Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию уточ­ня­ет от­дель­ные по­ло­же­ния Кон­цеп­ции на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ. В во­ен­ной об­лас­ти в функ­ции Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом, под­го­тов­кой и при­ме­не­ни­ем во­ен­ной ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва, ут­верж­де­ние во­ен­ной док­три­ны, осу­ще­ст­в­ле­ние функ­ций Вер­хов­но­го глав­но­коман­дую­ще­го Воо­ру­жён­ны­ми си­ла­ми (ВС) РФ, на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти лиц выс­ше­го ко­ман­до­ва­ния ВС РФ, в слу­чае аг­рес­сии про­тив Рос­сии или не­по­сред­ст­вен­ной во­ен­ной уг­ро­зы – вве­де­ние на тер­ри­то­рии РФ или в от­дель­ных её мест­но­стях во­ен­но­го по­ло­же­ния с не­за­мед­ли­тель­ным со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ме. При воз­ник­но­ве­нии внут­рен­них уг­роз на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Пре­зи­дент РФ мо­жет вво­дить на тер­ри­то­рии РФ или от­дель­ных её ме­ст­но­стях чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние с не­за­мед­ли­тель­ным со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ме.

Со­вет безо­пас­но­сти РФ (СБ РФ) – кон­сти­ту­ци­он­ный ор­ган, осу­ще­ст­в­ляю­щий под­го­тов­ку ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ по во­про­сам обес­пе­че­ния за­щи­щён­но­сти жиз­нен­но важ­ных ин­те­ре­сов лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва от внут­рен­них и внеш­них уг­роз, про­ве­де­ния еди­ной гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти (см. так­же ст. Со­вет безо­пас­но­сти РФ).

Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние РФ на ос­но­ве Кон­сти­ту­ции РФ по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ фор­ми­ру­ет за­ко­но­да­тель­ную ба­зу в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ, при­ни­ма­ет ре­ше­ние о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ВС РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ, а так­же ут­вер­жда­ет ука­зы Пре­зи­ден­та РФ о вве­де­нии во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния на тер­ри­то­рии стра­ны или в её от­дель­ных ме­ст­но­стях.

Пра­ви­тель­ст­во РФ ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ по раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции ме­ро­прия­тий в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, обес­пе­чи­ва­ет вы­пол­не­ние фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм, пла­нов и ди­рек­тив в этой об­лас­ти, осу­ще­ст­в­ля­ет ме­ры по обес­пе­че­нию ма­те­ри­аль­ны­ми и фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми ор­га­нов, сил и средств обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Пра­ви­тель­ст­во РФ не­сёт от­вет­ст­вен­ность за со­стоя­ние ВС РФ. Оно ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью под­ве­дом­ст­вен­ных ему ор­га­ни­за­ций по во­про­сам обо­ро­ны стра­ны и ор­га­ни­зу­ет ос­на­ще­ние ВС РФ и др. войск во­ору­же­ни­ем и во­ен­ной тех­ни­кой, обес­пе­чи­ва­ет их ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми, ре­сур­са­ми и ус­лу­га­ми. На Пра­ви­тель­ст­во РФ воз­ло­же­ны так­же ор­га­ни­за­ция вы­пол­не­ния обя­за­тельств по ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­рам в об­лас­ти обо­ро­ны стра­ны, ве­де­ние пе­ре­го­во­ров по ме­рам до­ве­рия ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми и вза­им­но­му сни­же­нию уров­ня во­ен­ной без­опас­но­сти, в т.ч соз­да­ние ус­ло­вий кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти.

Су­деб­ные ор­га­ны РФ обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту кон­сти­ту­ци­он­но­го строя в РФ, ру­ко­во­дству­ясь Кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми РФ, кон­сти­ту­ция­ми и за­ко­на­ми рес­пуб­лик в со­ста­ве РФ; осу­ще­ст­в­ля­ют пра­во­су­дие по де­лам о пре­сту­п­лени­ях, по­ся­гаю­щих на безо­пас­ность лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва; обес­пе­чи­ва­ют су­деб­ную за­щи­ту гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных и иных ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний, чьи пра­ва бы­ли на­ру­ше­ны в свя­зи с дея­тель­но­стью по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти (см. так­же раз­дел Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­че­ская сис­те­ма).

Про­ку­ра­ту­ра РФ осу­ще­ст­в­ля­ет от име­ни РФ над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции РФ и ис­пол­не­ни­ем дей­ст­вую­щих на её тер­ри­то­рии за­ко­нов, уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ, ко­ор­ди­на­цию дея­тель­но­сти пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов по борь­бе с пре­ступ­но­стью (см. так­же раз­дел Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­че­ская сис­те­ма).

Фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти обес­пе­чи­ва­ют ис­пол­не­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ, ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Ос­нов­ные из этих ор­га­нов, не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ре­ше­ни­ем во­про­сов обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сии, сле­дую­щие:

Мин-во обо­ро­ны (МО) РФ – про­во­дит гос. по­ли­ти­ку и осу­ще­ст­в­ля­ет гос. управ­ле­ние в об­лас­ти обо­ро­ны стра­ны (см. так­же ст. Воо­ру­жён­ные си­лы РФ);

Мин-во ино­стран­ных дел (МИД) РФ – обес­пе­чи­ва­ет ди­пло­ма­ти­че­ски­ми сред­ст­ва­ми за­щи­ту на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, су­ве­ре­ни­те­та, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти, др. ин­те­ре­сов РФ на ме­ж­ду­на­род­ной аре­не (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во ино­стран­ных дел РФ);

Мин-во внут­рен­них дел (МВД) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий гос. управ­ле­ние в сфе­ре за­щи­ты прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, обес­пе­че­ния об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел РФ);

Мин-во РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий (МЧС Рос­сии) – про­во­дит гос. по­ли­ти­ку и осу­ще­ст­в­ля­ет гос. уп­рав­ле­ние в об­лас­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий);

Мин-во юс­ти­ции (Мин­юст) РФ – ре­ша­ет за­да­чи обес­пе­че­ния прав и за­конных ин­те­ре­сов лич­но­сти и го­су­дар­ст­ва, пра­во­вой за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

Фе­де­раль­ная служ­ба безо­пас­но­сти (ФСБ) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий ре­ше­ние за­дач по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти РФ, ох­ра­ну гос. гра­ни­цы РФ (см. так­же ст. Фе­де­раль­ная служ­ба безо­пас­но­сти РФ);

Служ­ба внеш­ней раз­вед­ки (СВР) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет раз­ве­ды­ва­тель­ную дея­тель­ность в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ от внеш­них уг­роз (см. так­же ст. Служ­ба внеш­ней раз­вед­ки РФ);

Фе­де­раль­ная служ­ба ох­ра­ны (ФСО) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет ох­ра­ну выс­ших долж­но­ст­ных лиц и выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти РФ (см. так­же ст. Фе­де­раль­ная служ­ба ох­ра­ны РФ);

Фе­де­раль­ная служ­ба РФ по кон­тро­лю за обо­ро­том нар­ко­ти­че­ских средств и пси­хо­троп­ных ве­ществ – обес­пе­чи­ва­ет осу­ще­ст­в­ле­ние мер и ко­ор­ди­на­цию дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти по про­ти­во­дей­ст­вию не­за­кон­но­му обо­ро­ту нар­ко­ти­че­ских средств и пси­хо­троп­ных ве­ществ;

Фе­де­раль­ная служ­ба по тех­ни­чес­ко­му и экс­порт­но­му кон­тро­лю РФ – воз­глав­ля­ет гос. сис­те­му за­щи­ты ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей све­де­ния, со­став­ляю­щие го­су­дар­ст­вен­ную или слу­жеб­ную тай­ну, от ино­стран­ных тех­ни­че­ских раз­ве­док, а так­же кон­тро­ля экс­пор­та то­ва­ров, ус­луг, ин­фор­ма­ции и ре­зуль­та­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­нос­ти, ко­то­рые мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны при соз­да­нии во­ору­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки.

Кро­ме то­го, и мно­гие дру­гие фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти РФ в про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти в той или иной сте­пе­ни ка­са­ют­ся во­про­сов обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти.

Ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ взаи­мо­дей­ст­ву­ют с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти по во­про­сам ис­пол­не­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ, ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, а так­же фе­де­раль­ных про­грамм, пла­нов и ди­рек­тив, из­да­вае­мых Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­дую­щим ВС РФ в об­лас­ти во­енной безо­пас­но­сти Рос­сии. Со­вме­ст­но с ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния они про­во­дят ме­ро­прия­тия по при­вле­че­нию гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и ор­га­ни­за­ций к ока­за­нию со­дей­ст­вия в ре­ше­нии про­блем на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, вно­сят в фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти пред­ло­же­ния по со­вер­шен­ст­во­ва­нию СОНБ РФ.

Силы обеспечения национальной безопасности

Си­лы обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти вклю­ча­ют в се­бя ВС РФ (см. ст. Воо­ру­жён­ные си­лы РФ), дру­гие вой­ска, во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния и ве­дом­ст­ва, в ко­то­рых в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ пре­ду­смот­ре­на во­ен­ная служ­ба, а так­же струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, на ко­то­рые воз­ла­га­ют­ся функ­ции по обес­пе­че­нию на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Пол­но­мо­чия сил обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти оп­ре­де­ля­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми.

Кро­ме ВС РФ к осн. си­лам обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти от­но­сят­ся:

Внут­рен­ние вой­ска – вой­ска, вхо­дя­щие в сис­те­му МВД Рос­сии и пред­на­зна­чен­ные для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, за­щи­ты кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на от пре­ступ­ных и иных про­ти­во­прав­ных по­ся­га­тельств. Осн. за­да­чи: уча­стие со­вме­ст­но с ор­га­на­ми внут­рен­них дел в ох­ра­не об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка и обес­пе­че­нии об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти, ло­ка­ли­за­ции и бло­ки­ро­ва­нии рай­онов чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния или рай­онов воо­ру­жён­ных кон­флик­тов; уча­стие в ра­зо­ру­же­нии и ли­к­ви­да­ции не­за­кон­ных воо­ру­жён­ных фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­ни­зо­ван­ных пре­ступ­ных групп; уча­стие в пре­се­че­нии ак­тов тер­ро­риз­ма; ох­ра­на важ­ных гос. объ­ек­тов и спе­ци­аль­ных гру­зов; уча­стие в тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­не РФ в во­ен­ное вре­мя; ока­за­ние со­дей­ст­вия по­гра­нич­ным вой­скам в ох­ра­не гос. гра­ни­цы. В сво­ём со­ста­ве внут­рен­ние вой­ска име­ют со­еди­не­ния и во­ин­ские час­ти опе­ра­тив­но­го на­зна­че­ния, спе­ци­аль­ные мо­то­ри­зо­ван­ные со­еди­не­ния и во­ин­ские час­ти; со­еди­не­ния и во­ин­ские час­ти по ох­ра­не важ­ных гос. объ­ек­тов и спе­ци­аль­ных гру­зов; авиа­ци­он­ные во­ин­ские час­ти; раз­ве­ды­ва­тель­ные во­ин­ские час­ти (под­раз­де­ле­ния), во­ин­ские час­ти (под­раз­де­ле­ния) спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния. Со­еди­не­ния и во­ин­ские час­ти вхо­дят в со­став ок­ру­гов внут­рен­них войск, за ис­клю­че­ни­ем со­еди­не­ний и во­ин­ских час­тей, не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нён­ных глав­но­ко­ман­дую­ще­му внут­рен­ни­ми вой­ска­ми МВД Рос­сии.

По­гра­нич­ные вой­ска – во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния, пред­на­зна­чен­ные для за­щи­ты и ох­ра­ны гос. гра­ни­цы, а так­же вы­яв­ле­ния, пре­ду­пре­ж­де­ния и пре­се­че­ния пре­сту­п­ле­ний и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний в сфе­ре за­щи­ты и ох­ра­ны гос. гра­ни­цы. Вхо­дят в сис­те­му ФСБ Рос­сии. В со­ста­ве по­гра­нич­ных войск – по­гра­нич­ные от­ря­ды, мор­ские и авиа­ци­он­ные со­еди­не­ния и час­ти.

Вой­ска гра­ж­дан­ской обо­ро­ны – со­еди­не­ния, во­ин­ские час­ти и под­раз­де­ле­ния, пред­на­зна­чен­ные для ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий чрез­вы­чай­ных си­туа­ций (ава­рий, ка­та­ст­роф, сти­хий­ных бед­ст­вий) и при­ме­не­ния про­тив­ни­ком совр. средств по­ра­же­ния, про­ве­де­ния спа­са­тель­ных, не­от­лож­ных ава­рий­но-вос­ста­но­ви­тель­ных и др. ра­бот. На­хо­дят­ся в под­чи­не­нии МЧС Рос­сии. Как со­став­ная часть сил гра­ж­дан­ской обо­ро­ны РФ свои за­да­чи вы­пол­ня­ют са­мо­стоя­тель­но или со­вме­ст­но с не­вое­ни­зи­ро­ван­ны­ми фор­ми­ро­ва­ния­ми, в не­ко­то­рых слу­ча­ях – со­вме­ст­но с час­тя­ми ВС РФ. В во­ен­ное вре­мя мо­гут при­вле­кать­ся для соз­да­ния обо­ро­ни­тель­ных ру­бе­жей, вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот, вы­пол­не­ния за­дач тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­ны.

Же­лез­но­до­рож­ные вой­ска РФ – спе­ци­аль­ные вой­ска, пред­на­зна­чен­ные для тех­ни­че­ско­го при­кры­тия, вос­ста­нов­ле­ния и за­гра­ж­де­ния же­лез­ных до­рог в це­лях обес­пе­че­ния бое­вой и мо­би­ли­за­ци­он­ной дея­тель­но­сти ВС РФ и дру­гих войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов, для строи­тель­ст­ва как в во­ен­ное, так и мир­ное вре­мя но­вых и по­вы­ше­ния жи­ву­че­сти и про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти дей­ст­вую­щих же­лез­ных до­рог, для вос­ста­нов­ле­ния же­лез­ных до­рог, раз­ру­шен­ных в ре­зуль­та­те сти­хий­ных бед­ст­вий, а так­же для вы­пол­не­ния за­дач в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми РФ.

В со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом внут­рен­ние вой­ска, по­гра­нич­ные вой­ска, вой­ска гра­ж­дан­ской обо­ро­ны и же­лез­но­до­рож­ные вой­ска, кро­ме осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их не­по­сред­ст­вен­ных функ­ций, со­вме­ст­но с ВС РФ уча­ст­ву­ют в от­ра­же­нии аг­рес­сии про­тив РФ, а так­же вы­пол­ня­ют иные за­да­чи в об­лас­ти обо­ро­ны го­су­дар­ст­ва. Для вы­пол­не­ния от­дель­ных за­дач в об­лас­ти обо­ро­ны стра­ны при­вле­ка­ют­ся, кро­ме то­го, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ские, до­рож­но-строи­тель­ные и др. во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния при фе­де­раль­ных ор­га­нах ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

В це­лях цен­тра­ли­зо­ван­но­го ру­ко­вод­ства обес­пе­че­ни­ем во­ен­ной безо­пас­но­сти РФ осу­ще­ст­в­ля­ют­ся еди­ное стра­те­ги­че­ское и опе­ра­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние при­ме­не­ния ВС РФ и дру­гих войск в ин­тере­сах обо­ро­ны, раз­ра­бот­ка мо­би­ли­заци­он­ных пла­нов для удов­ле­тво­ре­ния их по­треб­но­стей в во­ен­ное вре­мя, про­грамм­но-це­ле­вое пла­ни­ро­ва­ние во­ен­но­го строи­тель­ст­ва на ос­но­ве дол­го­сроч­ных (10–15 лет), сред­не­сроч­ных (4–5 лет) и крат­ко­сроч­ных (1–2 го­да) до­ку­мен­тов.

Средства обеспечения национальной безопасности

К сред­ст­вам обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти от­но­сит­ся со­во­куп­ность по­ли­ти­че­ских, ди­пло­ма­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских, пра­во­вых, во­ен­ных и др. мер, а так­же иму­ще­ст­во, ре­сур­сы и тех­ни­ка, ис­поль­зуе­мые для обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти.

Для пре­дот­вра­ще­ния разл. ро­да войн и мир­но­го раз­ре­ше­ния на­зре­ваю­щих во­ен­ных кон­флик­тов (осо­бен­но на сво­ей тер­ри­то­рии), ней­тра­ли­за­ции и па­ри­ро­ва­ния внеш­них и внут­рен­них уг­роз на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти боль­шое зна­че­ние име­ет при­ме­не­ние не­си­ло­вых мер, к ко­то­рым от­но­сят­ся сле­дую­щие:

  • по­ли­ти­че­ские ме­ры – встре­чи глав го­су­дарств, пра­ви­тельств, по­ли­ти­че­ских де­ле­га­ций; пе­ре­го­во­ры и кон­суль­та­ции по ак­ти­ви­за­ции меж­го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний; про­ве­де­ние со­ве­ща­ний, кон­фе­рен­ций ру­ко­во­дства во­ен­но-по­ли­ти­че­ских сою­зов по оцен­ке уг­ро­зы и вы­ра­бот­ки ре­ко­мен­да­ций для со­вме­ст­ных дей­ст­вий; ис­поль­зо­ва­ние ме­ж­ду­на­род­ных ин­сти­ту­тов (ООН, ОБСЕ и др.) для при­ня­тия санк­ций по от­но­ше­нию к го­су­дар­ст­вам, дес­та­би­ли­зи­рую­щим меж­ду­на­род­ную об­ста­нов­ку;
  • ди­пло­ма­ти­че­ские ме­ры – пе­ре­го­во­ры по во­про­сам, вы­звав­шим на­пря­жён­ность во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях го­су­дарств; ук­реп­ле­ние мер до­ве­рия; пе­ре­нос, от­ме­на ви­зи­тов по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, гос. де­ле­га­ций; пе­ре­да­ча ру­ко­во­дству го­су­дарств, ди­пло­ма­ти­че­ским служ­бам нот, тре­бо­ва­ний, ме­мо­ран­ду­мов, разъ­яс­не­ний в свя­зи с соз­дав­шей­ся си­туа­ци­ей; раз­рыв ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний;
  • эко­но­ми­че­ские ме­ры – ней­тра­ли­за­ция не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ст­вий на эко­но­ми­ку стра­ны пу­тём при­ня­тия от­вет­ных мер на дис­кри­ми­на­ци­он­ные дей­ст­вия ино­стран­ных го­су­дарств в тор­го­во-эко­но­ми­че­ской, на­уч­но-тех­ни­че­ской, фи­нан­со­вой и др. сфе­рах, вве­де­ние эм­бар­го, при­ня­тие мер та­риф­но­го и не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния; по­вы­ше­ние ус­той­чи­во­сти бан­ков­ско­го сек­то­ра, ис­клю­чаю­ще­го воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния сис­тем­ных кри­зи­сов; по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и ва­лют­но­го кон­тро­ля, борь­бы с ле­га­ли­за­ци­ей (от­мы­ва­ни­ем) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тём, не­ле­галь­ным вы­во­зом ка­пи­та­ла, а так­же борь­бы с фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций; обес­пе­че­ние эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния всех ви­дов ре­сур­сов (тру­до­вых, при­род­ных, ин­тел­лек­ту­аль­ных, ин­фор­ма­ци­он­ных, фи­нан­со­вых и др.), по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти на ос­но­ве тех­ни­че­ской мо­дер­ни­за­ции на­цио­наль­ной про­мыш­лен­но­сти; соз­да­ние ус­ло­вий для дос­ти­же­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни на­се­ле­ния, га­ран­ти­рую­щих со­ци­аль­ный мир и по­ли­ти­че­скую ста­биль­ность в стра­не; соз­да­ние не­об­хо­ди­мо­го и дос­та­точ­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го ма­те­ри­аль­но­го ре­зер­ва (мощ­но­стей и ма­те­риа­лов) для обес­пе­че­ния мо­би­ли­за­ци­он­ных нужд, а так­же стра­те­ги­че­ских за­па­сов ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов для про­ти­во­дей­ст­вия рез­ким конъ­юнк­тур­ным ко­ле­ба­ни­ям на ми­ро­вых то­вар­ных и фон­до­вых рын­ках; соз­да­ние за­ко­но­да­тель­ных и эко­но­ми­че­ских ус­ло­вий сни­же­ния кри­ми­на­ли­за­ции об­ще­ст­ва и хо­зяй­ст­вен­но-фи­нан­со­вой дея­тель­но­сти и др. Сис­те­ма за­щи­ты на­цио­наль­ных ин­те­ре­сов РФ в об­лас­ти эко­но­ми­ки ба­зи­рует­ся на ус­та­нов­ле­нии и нор­ма­тив­но-пра­во­вом за­кре­п­ле­нии обя­за­тель­ных про­це­дур по фор­ми­ро­ва­нию це­ле­вых ус­та­но­вок, про­грамм­ных мер и дей­ст­вий, обес­пе­чи­ваю­щих вы­яв­ле­ние, ло­ка­ли­за­цию и про­ти­во­дей­ст­вие уг­ро­зам эко­но­ми­че­ской безо­пас­но­сти стра­ны;
  • пра­во­вые ме­ры – тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния норм ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, по­ло­же­ний до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; под­пи­са­ние дву­сто­рон­них и мно­го­сто­рон­них до­го­во­ров и со­гла­ше­ний по уре­гу­ли­ро­ва­нию пра­во­вых взаи­мо­от­но­ше­ний; ис­поль­зо­ва­ние юри­ди­че­ских средств и меж­ду­на­род­ных пра­во­вых ин­сти­ту­тов (Ме­ж­ду­на­род­ный суд ООН, Ев­ро­пей­ский суд и др.);
  • во­ен­ные ме­ры – де­мон­ст­ра­ция пе­ре­во­да ре­гу­ляр­ных воо­ру­жён­ных сил на шта­ты во­ен­но­го вре­ме­ни, ре­зер­ва на во­ен­ное по­ло­же­ние; фор­ми­ро­ва­ние но­вых со­еди­не­ний и час­тей; пе­ре­ба­зи­ро­ва­ние и рас­сре­до­то­че­ние сил и средств во­ен­ной авиа­ции и фло­та; де­мон­ст­ра­ция опе­ра­тив­но­го раз­вёр­ты­ва­ния со­еди­не­ний и час­тей вдоль гос. гра­ни­цы; при­ве­де­ние стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил в выс­шую сте­пень бое­вой го­тов­но­сти; под­дер­жа­ние бое­во­го по­тен­циа­ла, бое­вой и мо­би­ли­за­ци­он­ной го­тов­но­сти ВС РФ, дру­гих войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов на не­об­хо­ди­мом уров­не;
  • ин­фор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ры – про­па­ган­да не­об­хо­ди­мо­сти со­блю­де­ния ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; ин­фор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на го­су­дар­ст­ва с це­лью удер­жа­ния их от ока­за­ния по­мо­щи стра­нам, го­то­вя­щим кон­фликт (уча­ст­вую­щим в кон­флик­те); ин­фор­ми­ро­ва­ние на­се­ле­ния и вой­ска о при­чи­нах и ис­тин­ных це­лях кон­флик­та; ин­фор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ские опе­ра­ции по пре­дот­вра­ще­нию раз­жи­га­ния на­цио­наль­ной вра­ж­ды и др. де­ст­рук­тив­ных на­строе­ний и дей­ст­вий;
  • во­ен­но-тех­ни­че­ские ме­ры – соз­да­ние и под­дер­жа­ние це­ло­ст­ной сис­те­мы во­ору­же­ния РФ, пред­став­ляю­щей со­бой взаи­мо­увя­зан­ную со­во­куп­ность воо­ру­же­ния ВС РФ, дру­гих войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и ор­га­нов, обес­пе­чи­ваю­щей ре­ше­ние за­дач обо­ро­ны и безо­пас­но­сти стра­ны на тре­буе­мом уров­не. Этот уро­вень дос­ти­га­ет­ся реа­ли­за­ци­ей во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки – сис­те­мы взгля­дов и прак­ти­че­ских дей­ст­вий, реа­ли­зуе­мых фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ не­по­сред­ст­вен­но в це­лях во­ен­но-тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти го­су­дар­ст­ва. Осн. цель во­ен­но-тех­ни­че­ской по­ли­ти­ки – обес­пе­че­ние кон­цеп­ту­аль­но­го, ор­га­ни­за­ци­он­но­го, тех­ни­че­ско­го и ино­го един­ст­ва сис­те­мы воору­же­ния РФ, обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го и на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го ком­плек­сов, а так­же во­ен­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва Рос­сии с ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми на ос­но­ве ме­то­дов про­грамм­но-це­ле­во­го пла­ни­ро­ва­ния и про­гно­зи­ро­ва­ния;
  • на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­ские ме­ры – обес­пе­че­ние на ос­но­ве го­су­дар­ст­вен­ной ин­но­ва­ци­он­ной по­ли­ти­ки реа­ли­за­ции стра­те­ги­че­ских на­цио­наль­ных при­ори­те­тов РФ, вклю­чаю­щих по­вы­ше­ние ка­че­ст­ва жиз­ни на­се­ле­ния, дос­ти­же­ние эко­номи­че­ско­го рос­та, раз­ви­тие фун­да­мен­таль­ной нау­ки, об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, обес­пе­че­ние обо­ро­ны и безо­пас­но­сти стра­ны.

При ре­ше­нии оп­ре­де­лён­ных и не­пред­ви­ден­ных за­дач обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти в ре­жи­ме обыч­ных, оп­ти­маль­ных и экс­тре­маль­ных ус­ло­вий боль­шую роль иг­ра­ют разл. ро­да ре­сур­сы, пред­став­ляю­щие со­бой со­во­куп­ность из­вест­ных на дан­ный мо­мент средств и ис­точ­ни­ков их по­лу­че­ния.

В си­сте­ме средств обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти боль­шое зна­че­ние име­ют воо­ру­же­ние и во­ен­ная тех­ни­ка, пред­на­зна­чен­ные для по­ра­же­ния или унич­то­же­ния жи­вой си­лы, тех­ни­ки и со­ору­же­ний про­тив­ни­ка, за­щи­ты от дей­ст­вия его ору­жия, а так­же для бое­во­го, тех­ни­че­ско­го и ты­ло­во­го обес­пе­че­ния во­ен­ных дей­ст­вий. При­чём на­ли­чие у Рос­сии ра­кет­но-ядер­но­го ору­жия счи­та­ет­ся важ­ней­шим и ре­шаю­щим эле­мен­том сдер­жи­ва­ния воз­мож­но­го аг­рес­со­ра и со­хра­не­ния стра­те­ги­че­ской ста­биль­но­сти.

Ви­ды обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти пре­ду­смат­ри­ва­ют ре­ше­ние про­блем на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти в разл. сфе­рах об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, во­ен­ной, ин­фор­ма­ци­он­ной, эко­ло­ги­че­ской и др. Все ви­ды обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти тес­но взаи­мо­свя­за­ны и вза­имо­допол­ня­ют друг дру­га (напр., во­ен­ная безо­пас­ность не мо­жет быть обес­пече­на при сла­бой и не­эф­фек­тив­ной эко­но­ми­ке). Ка­ж­дый из ви­дов обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра ис­точ­ни­ков уг­роз име­ет внеш­ний и внут­рен­ний ас­пек­ты. В за­ви­си­мо­сти от объ­ек­та, жиз­нен­но важ­ные ин­те­ре­сы ко­то­ро­го за­щи­ща­ют­ся от внут­рен­них и внеш­них уг­роз, вы­де­ля­ют­ся та­кие ви­ды обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, как безо­пас­ность лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва и иных объ­ек­тов.

Международное сотрудничество в сфере обеспечения национальной безопасности РФ

Стра­те­ги­че­ский курс Рос­сии во внеш­ней по­ли­ти­ке со­че­та­ет твёр­дость в от­стаи­ва­нии сво­их на­цио­наль­ных ин­те­ре­сов с не­об­хо­ди­мой гиб­ко­стью и учё­том ре­аль­ных воз­мож­но­стей и ре­сур­сов.

Рос­сия как пра­во­пре­ем­ни­ца СССР яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ным чле­ном Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН, уча­ст­ву­ет в дея­тель­ности всех спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных уч­ре­ж­де­ний ООН, ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ме­ж­ду­на­род­ных кон­вен­ций и до­го­во­ров, от­но­ся­щих­ся к сфе­ре ме­ж­ду­на­род­ной безо­пас­но­сти. Осо­бен­но важ­на в этом от­но­ше­нии ак­тив­ная дея­тель­ность Рос­сии в Ме­ж­ду­на­род­ном агент­ст­ве по атом­ной энер­гии (МАГАТЭ) и Ор­га­ни­за­ции по вы­пол­не­нию Кон­вен­ции о за­пре­ще­нии хи­ми­че­ско­го ору­жия.

Но­вая схе­ма со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду Рос­си­ей и НАТО, вы­ра­бо­тан­ная на сам­ми­те в 2002 в Ри­ме, соз­да­ла кон­ст­рук­тив­ную аль­тер­на­ти­ву рас­ши­ре­нию аль­ян­са. Соз­дан­ный Со­вет Рос­сия – НАТО по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять транс­фор­ма­цию аль­ян­са в на­прав­ле­нии, от­ве­чаю­щем ин­те­ре­сам об­ще­ев­ро­пей­ской без­опас­но­сти. Дан­ной це­ли от­ве­ча­ет ра­бо­та Рос­сии и в рам­ках Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе (ОБСЕ).

Раз­ви­тие диа­ло­га с США и Ев­ро­союзом спо­соб­ст­во­ва­ло при­ня­тию ими важ­ных для Рос­сии ре­ше­ний, на­прав­лен­ных на под­дер­жа­ние стра­те­ги­че­ской ста­биль­но­сти, при­зна­ние ры­ноч­но­го ста­ту­са рос. эко­но­ми­ки и по­вы­ше­ние кре­дит­ных воз­мож­но­стей Рос­сии в рам­ках Ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва и раз­ви­тия (ОЭСР). За­кре­п­лён пол­но­прав­ный ста­тус Рос­сии в «груп­пе вось­ми». На сам­ми­те «вось­мёр­ки» в 2002 в Ка­на­на­ски­се одоб­ре­на мас­штаб­ная ини­циа­ти­ва гло­баль­но­го парт­нёр­ст­ва в об­лас­ти не­рас­про­стра­не­ния ору­жия и ма­те­риа­лов мас­со­во­го унич­то­же­ния.

Од­но­вре­мен­но в рам­ках мно­го­сто­рон­ней внеш­ней по­ли­ти­ки осу­ще­ст­в­ля­лось ак­тив­ное про­дви­же­ние ин­те­ре­сов Рос­сии на Вос­то­ке, осо­бен­но в от­но­ше­ни­ях с та­ки­ми круп­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми, как Ки­тай, Ин­дия, Япо­ния, Иран. От­но­ше­ния с Ки­та­ем вы­ве­де­ны на ка­че­ст­вен­но но­вый уро­вень со всту­п­ле­ни­ем в си­лу в 2001 До­го­во­ра о доб­ро­со­сед­ст­ве, друж­бе и со­труд­ни­че­ст­ве. Стра­те­ги­че­ское парт­нёр­ст­во с КНР – важ­ный фак­тор не толь­ко взаи­мо­вы­год­но­го дву­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ст­ва, но и ук­ре­п­ле­ния ме­ж­ду­на­род­но­го по­ло­же­ния Рос­сии в це­лом. Су­ще­ст­вен­ным дос­ти­же­ни­ем ста­ло соз­да­ние в 2002 Шан­хай­ской ор­га­ни­за­ции со­труд­ни­че­ст­ва и на­ла­жи­ва­ние ме­ха­низ­мов взаи­мо­дей­ст­вия с этой ор­га­ни­за­ци­ей, пре­ж­де все­го в борь­бе с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

При­ори­те­том внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии яв­ля­ет­ся Со­дру­же­ст­во Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ). На этом фо­не от­кры­ва­ют­ся до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для за­кре­п­ле­ния Рос­сии в ка­че­ст­ве осн. цен­тра при­тя­же­ния на пост­совет­ском про­стран­ст­ве. В мае 2003 по­ло­же­но на­ча­ло ра­бо­ты Ор­га­ни­за­ции до­го­во­ра о кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (ОДКБ). На­би­ра­ет ди­на­ми­ку дея­тель­ность Ев­ра­зий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС), дру­гих ин­те­гра­ци­он­ных струк­тур в рам­ках СНГ.

В це­лом кон­ст­рук­тив­ная не­кон­фрон­та­ци­он­ная ли­ния в ми­ро­вых де­лах, в т. ч. в рам­ках Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН и на дру­гих мно­го­сто­рон­них фо­ру­мах, спо­соб­ст­во­ва­ла ук­ре­п­ле­нию ав­то­ри­те­та Рос­сии как од­ной из клю­че­вых дер­жав, уча­ст­вую­щих в фор­ми­ро­ва­нии но­вой сис­те­мы гло­баль­ной безо­пас­но­сти и осн. кон­ту­ров ми­ро­уст­рой­ст­ва 21 в. (см. так­же ст. Внешняя политика Российской Федерации).

Рос­сия осу­ще­ст­в­ля­ет во­ен­ное со­труд­ни­че­ст­во с ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми на ос­но­ве дву­сто­рон­них и мно­го­сто­ронних до­го­во­ров, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных со­гла­ше­ний. В сво­ей внеш­ней по­ли­ти­ке она стре­мит­ся к то­му, что­бы ис­поль­зо­вать во­ен­ное со­труд­ни­че­ст­во не толь­ко как сред­ст­во про­тив раз­вя­зы­ва­ния войн и воо­ру­жён­ных кон­флик­тов, но и как спо­соб обес­пе­че­ния кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти. Во­ен­ное со­труд­ни­че­ст­во по­мо­га­ет ус­пеш­нее реа­ли­зо­вать во­ен­но-по­ли­ти­че­ские це­ли, ко­то­рые труд­но или не­воз­мож­но дос­тичь са­мо­стоятель­но.

При­ори­тет­ным на­прав­ле­ни­ем дея­тель­но­сти РФ, ока­зы­ваю­щим зна­чи­тель­ное влия­ние на обес­пе­че­ние на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти и раз­ви­тие эко­но­ми­ки стра­ны, яв­ля­ет­ся во­ен­но-тех­ни­че­ское со­труд­ни­че­ст­во (ВТС) с ино­стран­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми. ВТС для Рос­сии – ис­точ­ник до­пол­ни­тель­ных фи­нан­со­вых средств для раз­ви­тия эко­но­ми­ки: до­хо­ды от экс­пор­та про­дук­ции во­ен­но­го на­зна­че­ния ста­ли од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров, оп­ре­де­ляю­щих фи­нан­си­ро­ва­ние и раз­ви­тие обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. ВТС спо­соб­ст­ву­ет ре­ше­нию це­ло­го ря­да дру­гих стра­те­ги­че­ских за­дач гос. строи­тель­ст­ва РФ – пе­ре­ори­ен­та­ции рос. экс­пор­та в сфе­ру по­ста­вок не при­род­ных ре­сур­сов, а вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции и яв­ля­ет­ся важ­ным ин­ст­ру­мен­том внеш­ней по­ли­ти­ки стра­ны, су­ще­ст­вен­но влияю­щим на меж­ду­на­род­ный пре­стиж Рос­сии.

Лит.: Ос­но­вы на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Рос­сии. М., 1998; Безо­пас­ность Рос­сии. Пра­во­вые, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и на­уч­но-тех­ни­че­ские ас­пек­ты: Ос­но­во­по­ла­гаю­щие го­су­дар­ст­вен­ные до­ку­мен­ты. М., 1998. Ч. 1–2; Ма­ни­лов В. Л. Безо­пас­ность в эпо­ху парт­нер­ст­ва. М., 1999; Об­щая тео­рия на­цио­наль­ной без­опас­но­сти. М., 2002; Ру­шай­ло В. Б. и др. На­уч­ные про­бле­мы на­цио­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции//К 10-ле­тию об­ра­зо­ва­ния Со­ве­та безо­пас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2002. Вып. 3.

Вернуться к началу