СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) РФ – это совокупность органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией и законодательством РФ меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Осн. функции СОНБ РФ: получение и оценка информации об угрозах национальной безопасности в разл. областях жизнедеятельности, выработка и принятие решений по реагированию и доведение их до исполнителей; организация конкретных действий по устранению, нейтрализации или минимизации угроз.
СОНБ РФ включает в себя гос. и негос. системы. К первой относятся гос. институты (законодательные, исполнительные, судебные), принимающие участие в процессе выработки решений и реализации мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, которые направлены на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Негосударственная система включает в себя общественные объединения, к которым относятся и средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности. Наличие и одновременное функционирование этих составных частей СОНБ создают стабильность в стране и то необходимое равновесие, которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.
Правовую основу функционирования СОНБ РФ составляют: Конституция РФ, законы РФ «О безопасности» (1992), «О Государственной границе РФ» (1993), «О государственной тайне» (1993), Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» (1996), «О правительстве РФ» (1997), «О чрезвычайном положении» (2001), «О военном положении» (2002), Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995, изменения 1997), «Об обороне» (1996, изменения 1999, 2003), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (1997), «О борьбе с терроризмом» (1998, изменения 2002), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Об основах охраны труда в РФ» (1999), «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000), «Об охране окружающей среды» (2002) и др., а также совокупность международных актов, содержащих общепризнанные юридические принципы и нормы, которые регулируют отношения между государствами в целях поддержания и укрепления всеобщего мира и международной безопасности.
Осн. концептуальные документы функционирования СОНБ РФ: Государственная стратегия экономической безопасности РФ (1996), Концепция государственной национальной политики РФ (1996), Концепция национальной безопасности РФ (2000), Концепция внешней политики РФ (2000), Военная доктрина РФ (2000), Доктрина информационной безопасности РФ (2000), Основы политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 (2000), Основы политики РФ в области космической деятельности (2001), Морская доктрина РФ на период до 2020 (2001), Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 и дальнейшую перспективу (2001), Основы государственной политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 и дальнейшую перспективу (2002), Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 (2002), Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 и дальнейшую перспективу (2003) и др., утверждённые Президентом РФ.
Органы обеспечения национальной безопасности
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, Прокуратура РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Президент РФ является важнейшим действующим институтом СОНБ РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности РФ, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности РФ. В военной области в функции Президента РФ входит руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, утверждение военной доктрины, осуществление функций Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами (ВС) РФ, назначение на должность и освобождение от должности лиц высшего командования ВС РФ, в случае агрессии против России или непосредственной военной угрозы – введение на территории РФ или в отдельных её местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе. При возникновении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе.
Совет безопасности РФ (СБ РФ) – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой гос. политики в области обеспечения национальной безопасности (см. также ст. Совет безопасности РФ).
Федеральное собрание РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РФ, принимает решение о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ, а также утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения на территории страны или в её отдельных местностях.
Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий в области обеспечения национальной безопасности, обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, планов и директив в этой области, осуществляет меры по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности. Правительство РФ несёт ответственность за состояние ВС РФ. Оно руководит деятельностью подведомственных ему организаций по вопросам обороны страны и организует оснащение ВС РФ и др. войск вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами. На Правительство РФ возложены также организация выполнения обязательств по международным договорам в области обороны страны, ведение переговоров по мерам доверия между государствами и взаимному снижению уровня военной безопасности, в т.ч создание условий коллективной безопасности.
Судебные органы РФ обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руководствуясь Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности (см. также раздел Государственная политическая система).
Прокуратура РФ осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, уголовное преследование в соответствии с законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (см. также раздел Государственная политическая система).
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности. Основные из этих органов, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, следующие:
Мин-во обороны (МО) РФ – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области обороны страны (см. также ст. Вооружённые силы РФ);
Мин-во иностранных дел (МИД) РФ – обеспечивает дипломатическими средствами защиту национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности, др. интересов РФ на международной арене (см. также ст. Министерство иностранных дел РФ);
Мин-во внутренних дел (МВД) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий гос. управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности (см. также ст. Министерство внутренних дел РФ);
Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. также ст. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
Мин-во юстиции (Минюст) РФ – решает задачи обеспечения прав и законных интересов личности и государства, правовой защиты интеллектуальной собственности;
Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности РФ, охрану гос. границы РФ (см. также ст. Федеральная служба безопасности РФ);
Служба внешней разведки (СВР) РФ – осуществляет разведывательную деятельность в интересах обеспечения национальной безопасности РФ от внешних угроз (см. также ст. Служба внешней разведки РФ);
Федеральная служба охраны (ФСО) РФ – осуществляет охрану высших должностных лиц и высших органов гос. власти РФ (см. также ст. Федеральная служба охраны РФ);
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – обеспечивает осуществление мер и координацию деятельности гос. органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ – возглавляет гос. систему защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от иностранных технических разведок, а также контроля экспорта товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Кроме того, и многие другие федеральные органы исполнительной власти РФ в процессе своей деятельности в той или иной степени касаются вопросов обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим ВС РФ в области военной безопасности России. Совместно с органами местного самоуправления они проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию СОНБ РФ.
Силы обеспечения национальной безопасности
Силы обеспечения национальной безопасности включают в себя ВС РФ (см. ст. Вооружённые силы РФ), другие войска, воинские формирования и ведомства, в которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции по обеспечению национальной безопасности. Полномочия сил обеспечения национальной безопасности определяются соответствующими законодательными актами.
Кроме ВС РФ к осн. силам обеспечения национальной безопасности относятся:
Внутренние войска – войска, входящие в систему МВД России и предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Осн. задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооружённых конфликтов; участие в разоружении и ликвидации незаконных вооружённых формирований и организованных преступных групп; участие в пресечении актов терроризма; охрана важных гос. объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне РФ в военное время; оказание содействия пограничным войскам в охране гос. границы. В своём составе внутренние войска имеют соединения и воинские части оперативного назначения, специальные моторизованные соединения и воинские части; соединения и воинские части по охране важных гос. объектов и специальных грузов; авиационные воинские части; разведывательные воинские части (подразделения), воинские части (подразделения) специального назначения. Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчинённых главнокомандующему внутренними войсками МВД России.
Пограничные войска – воинские формирования, предназначенные для защиты и охраны гос. границы, а также выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере защиты и охраны гос. границы. Входят в систему ФСБ России. В составе пограничных войск – пограничные отряды, морские и авиационные соединения и части.
Войска гражданской обороны – соединения, воинские части и подразделения, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и применения противником совр. средств поражения, проведения спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и др. работ. Находятся в подчинении МЧС России. Как составная часть сил гражданской обороны РФ свои задачи выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями, в некоторых случаях – совместно с частями ВС РФ. В военное время могут привлекаться для создания оборонительных рубежей, восстановительных работ, выполнения задач территориальной обороны.
Железнодорожные войска РФ – специальные войска, предназначенные для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, воинских формирований и органов, для строительства как в военное, так и мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
В соответствии с федеральным законодательством внутренние войска, пограничные войска, войска гражданской обороны и железнодорожные войска, кроме осуществления своих непосредственных функций, совместно с ВС РФ участвуют в отражении агрессии против РФ, а также выполняют иные задачи в области обороны государства. Для выполнения отдельных задач в области обороны страны привлекаются, кроме того, инженерно-технические, дорожно-строительные и др. воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.
В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности РФ осуществляются единое стратегическое и оперативное планирование применения ВС РФ и других войск в интересах обороны, разработка мобилизационных планов для удовлетворения их потребностей в военное время, программно-целевое планирование военного строительства на основе долгосрочных (10–15 лет), среднесрочных (4–5 лет) и краткосрочных (1–2 года) документов.
Средства обеспечения национальной безопасности
К средствам обеспечения национальной безопасности относится совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и др. мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности.
Для предотвращения разл. рода войн и мирного разрешения назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории), нейтрализации и парирования внешних и внутренних угроз национальной безопасности большое значение имеет применение несиловых мер, к которым относятся следующие:
- политические меры – встречи глав государств, правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработки рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку;
- дипломатические меры – переговоры по вопросам, вызвавшим напряжённость во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, гос. делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений;
- экономические меры – нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны путём принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств в торгово-экономической, научно-технической, финансовой и др. сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования; повышение устойчивости банковского сектора, исключающего возможность возникновения системных кризисов; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, нелегальным вывозом капитала, а также борьбы с финансированием террористических организаций; обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), повышение конкурентоспособности на основе технической модернизации национальной промышленности; создание условий для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир и политическую стабильность в стране; создание необходимого и достаточного государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд, а также стратегических запасов материальных ресурсов для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых товарных и фондовых рынках; создание законодательных и экономических условий снижения криминализации общества и хозяйственно-финансовой деятельности и др. Система защиты национальных интересов РФ в области экономики базируется на установлении и нормативно-правовом закреплении обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности страны;
- правовые меры – требования соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений; подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений; использование юридических средств и международных правовых институтов (Международный суд ООН, Европейский суд и др.);
- военные меры – демонстрация перевода регулярных вооружённых сил на штаты военного времени, резерва на военное положение; формирование новых соединений и частей; перебазирование и рассредоточение сил и средств военной авиации и флота; демонстрация оперативного развёртывания соединений и частей вдоль гос. границы; приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой готовности; поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на необходимом уровне;
- информационно-психологические меры – пропаганда необходимости соблюдения международных договоров и соглашений; информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания помощи странам, готовящим конфликт (участвующим в конфликте); информирование населения и войска о причинах и истинных целях конфликта; информационно-психологические операции по предотвращению разжигания национальной вражды и др. деструктивных настроений и действий;
- военно-технические меры – создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязанную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обороны и безопасности страны на требуемом уровне. Этот уровень достигается реализацией военно-технической политики – системы взглядов и практических действий, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ непосредственно в целях военно-технического обеспечения национальной безопасности государства. Осн. цель военно-технической политики – обеспечение концептуального, организационного, технического и иного единства системы вооружения РФ, оборонно-промышленного и научно-технологического комплексов, а также военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами на основе методов программно-целевого планирования и прогнозирования;
- научно-технологические меры – обеспечение на основе государственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.
При решении определённых и непредвиденных задач обеспечения национальной безопасности в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий большую роль играют разл. рода ресурсы, представляющие собой совокупность известных на данный момент средств и источников их получения.
В системе средств обеспечения национальной безопасности большое значение имеют вооружение и военная техника, предназначенные для поражения или уничтожения живой силы, техники и сооружений противника, защиты от действия его оружия, а также для боевого, технического и тылового обеспечения военных действий. Причём наличие у России ракетно-ядерного оружия считается важнейшим и решающим элементом сдерживания возможного агрессора и сохранения стратегической стабильности.
Виды обеспечения национальной безопасности предусматривают решение проблем национальной безопасности в разл. сферах общественной жизни и человеческой деятельности: политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и др. Все виды обеспечения национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга (напр., военная безопасность не может быть обеспечена при слабой и неэффективной экономике). Каждый из видов обеспечения национальной безопасности в зависимости от характера источников угроз имеет внешний и внутренний аспекты. В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды обеспечения национальной безопасности, как безопасность личности, общества, государства и иных объектов.
Международное сотрудничество в сфере обеспечения национальной безопасности РФ
Стратегический курс России во внешней политике сочетает твёрдость в отстаивании своих национальных интересов с необходимой гибкостью и учётом реальных возможностей и ресурсов.
Россия как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участвует в деятельности всех специализированных учреждений ООН, ратифицировала подавляющее большинство международных конвенций и договоров, относящихся к сфере международной безопасности. Особенно важна в этом отношении активная деятельность России в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и Организации по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия.
Новая схема сотрудничества между Россией и НАТО, выработанная на саммите в 2002 в Риме, создала конструктивную альтернативу расширению альянса. Созданный Совет Россия – НАТО позволяет осуществлять трансформацию альянса в направлении, отвечающем интересам общеевропейской безопасности. Данной цели отвечает работа России и в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Развитие диалога с США и Евросоюзом способствовало принятию ими важных для России решений, направленных на поддержание стратегической стабильности, признание рыночного статуса рос. экономики и повышение кредитных возможностей России в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Закреплён полноправный статус России в «группе восьми». На саммите «восьмёрки» в 2002 в Кананаскисе одобрена масштабная инициатива глобального партнёрства в области нераспространения оружия и материалов массового уничтожения.
Одновременно в рамках многосторонней внешней политики осуществлялось активное продвижение интересов России на Востоке, особенно в отношениях с такими крупными государствами, как Китай, Индия, Япония, Иран. Отношения с Китаем выведены на качественно новый уровень со вступлением в силу в 2001 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стратегическое партнёрство с КНР – важный фактор не только взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, но и укрепления международного положения России в целом. Существенным достижением стало создание в 2002 Шанхайской организации сотрудничества и налаживание механизмов взаимодействия с этой организацией, прежде всего в борьбе с международным терроризмом.
Приоритетом внешней политики России является Содружество Независимых Государств (СНГ). На этом фоне открываются дополнительные возможности для закрепления России в качестве осн. центра притяжения на постсоветском пространстве. В мае 2003 положено начало работы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Набирает динамику деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других интеграционных структур в рамках СНГ.
В целом конструктивная неконфронтационная линия в мировых делах, в т. ч. в рамках Совета Безопасности ООН и на других многосторонних форумах, способствовала укреплению авторитета России как одной из ключевых держав, участвующих в формировании новой системы глобальной безопасности и осн. контуров мироустройства 21 в. (см. также ст. Внешняя политика Российской Федерации).
Россия осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами на основе двусторонних и многосторонних договоров, межправительственных соглашений. В своей внешней политике она стремится к тому, чтобы использовать военное сотрудничество не только как средство против развязывания войн и вооружённых конфликтов, но и как способ обеспечения коллективной безопасности. Военное сотрудничество помогает успешнее реализовать военно-политические цели, которые трудно или невозможно достичь самостоятельно.
Приоритетным направлением деятельности РФ, оказывающим значительное влияние на обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны, является военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. ВТС для России – источник дополнительных финансовых средств для развития экономики: доходы от экспорта продукции военного назначения стали одним из важнейших факторов, определяющих финансирование и развитие оборонно-промышленного комплекса. ВТС способствует решению целого ряда других стратегических задач гос. строительства РФ – переориентации рос. экспорта в сферу поставок не природных ресурсов, а высокотехнологичной продукции и является важным инструментом внешней политики страны, существенно влияющим на международный престиж России.